Современные бурятские. I

Любому из нас иногда хочется отвлечься от обыденных ежедневных треков и расслабиться. В такие моменты каждый, как правило, включает какую-нибудь необычную музыку. Бурятские народные песни - отличное средство для релакса. Они завораживают слушателя своим необычным ритмом и широким диапазоном звуков. Включая такую музыку, вы как будто переноситесь в далекую степь. И это не случайно, ведь именно пастухами были сложены почти все бурятские песни..

Из истории

Первый сборник народных бурятских песен был опубликован в 1852 году. Автором данного труда стал И. Г. Гмелин. До этого песни передавались устно из поколения в поколение. Буряты в основном были пастухами, и это наложило отпечаток на их культуру. Большинство их песен - протяжные и монотонные, с большим количеством орнаментики и достаточно прихотливой ритмикой. Это связано с тем, что певцы испокон веков находились в степи, которая накладывала специфический акустический отпечаток на любые звуки, в том числе и на человеческие голоса. Сюжет песен преимущественно вращается вокруг важных исторических событий, обрядов и различных праздников.

Особую роль в развитии бурятского фолка сыграли национальные музыкальные инструменты, самыми популярными из которых стали лимбэ и бэшхур. Отдельно стоит отметить хэнгэрэг и дамаари, которые применялись в шаманской практике и буддийских культах. На портале сайт представлено большое количество шедевров бурятской народной музыки, которые можно скачать бесплатно в формате mp3.

Современная стилизация национального костюма необычайно популярна в Бурятии. Используются стилизации под дэгэл разной длины, в виде вечернего платья, верхней одежды. Используется оригинальный крой рукавов, ворота, со вставками с энгэром - ступенчатым узором из цветных полос, манжеты.


Заслуживают внимания и ткани - шелк, атлас с рисунками и фактурной вышивкой, со вплетением серебряных и золотых нитей, традиционные яркие цвета - синий, красный, зеленый, желтый, бирюзовый.

В современной моде популярны стилизации бурятского костюма в виде вечернего платья, блузки, пальто, вышивка орнаментом, традиционными узорами, используются атласные ленты и тесьма для отделки. Активно используются украшения из серебра с кораллами, бирюзой, агатом.

В повседневной жизни все чаще можно заметить стилизованную национальную обувь в виде уггов, унтов, сапог. А также головные уборы с мехом в национальном стиле в сочетании с натуральной кожей, замшей.

Традиционный бурятский костюм надевается по большим национальным праздникам - Сагаалган (Белый месяц - наступление Нового года по лунному календарю), Сурхарбан (спортивный летний праздник), на театрализованные зрелища, религиозные праздники, встречу почетных гостей.

Пользуются все большей популярностью современные модели свадебных нарядов в национальном стиле. Многие артисты используют национальный бурятский костюм для своего сценического образа.


В последние годы стали проводиться межрегиональные конкурсы модных дизайнеров, использующих в своих коллекциях стилизацию национального костюма, этнические мотивы. Многие интересные модели с таких показов попадают в «массы» и становятся популярными у молодежи.

Модные образы

Необычно теплые и уютные модели из овечьей шерсти с добавлением кашемира очень кстати в сибирские морозы. Это может быть брючный вариант со стилизованным верхом под национальный бурятский костюм - воротник-стойка, ступенчатый борт на груди, необычный рукав, капюшон. Либо это вариант с мягким силуэтом, обтягивающим, но не стесняющим движения, с макси длиной юбки или платья, с этническими узорами. Шерсть тонкий и оригинальный материал, дающий тепло в холод и дышащий в жару. Добавив оригинальный головной убор в этно-стиле, ваш образ станет незабываемым.

Оригинальный наряд в белом цвете с серебряным контрастным оформлением в виде кантов и акцентов подойдет и на вечерний выход, и в качестве свадебного наряда. Интересное оформление лифа и асимметричность плеча с серебряным кантом выглядит как ступенчатая вставка энгэр, боковой орнамент на талии и в месте крепления пелерины придает этничность и воздушность образу. Вертикальная серебряная полоса на юбке опять же навевает национальные мотивы. При этом длина платья выше колен не смотрится вызывающе. Добавив уникальные украшения на голову с боковыми подвесками из серебра, вы точно будете неотразимой.

Еще один образ для вечернего выхода или свадебного торжества в белом цвете с золотом станет незабываемым. От национального бурятского костюма присутствует отрезная юбка с верхом, оригинальная вышивка золотом в виде орнамента, национальные украшения - браслеты, нагрудное ожерелье и богатый головной убор. Платье имеет короткий рукав, отделанный золотым кантом, как и лиф. Золотой высокий головной убор с украшением на лбу и подвесками придает женственность, статность и шик. Пышность и длина юбки подчеркнут стройность талии.

Современная Россия бьет рекорды по количеству эмигрантов. Бурятия активно присоединяется к великому исходу россиян в более комфортные для проживания страны.

Четвертая путинская волна

Каждый год в страны дальнего зарубежья на постоянное место жительства, в основном в США, Израиль и Европу, уезжает несколько десятков тысяч человек. Наиболее резкими скачками количество уезжающих начало расти в 2012, 2013 и 2014 годах, сразу после волнений “Болотной” и знаменитого указа против ЛБГТ. Национальные меньшинства, геи, журналисты и общественники - основная часть политических эмигрантов путинской волны. Россияне в два раза чаще стали подавать на политическое убежище в качестве крайней реакции на преследование и давление в родной стране. Также увеличилось количество известных людей, которые не стесняются публично говорить о своем решении. Все это напоминает третью волну эмиграции из СССР 60 - 80 годов 20 века, когда из страны бежали писатели, танцоры и ученые.

Но, если во времена СССР для многих людей побег из страны действительно был жизненно необходим, то сегодня все чаще это больше похоже на еще один способ улучшить свои жилищные условия, приукрашивая и усугубляя в глазах общества ситуацию на родине.

Политическое убежище, например, один из самых простых способов в скором времени получить гражданство США, это намного легче, чем даже фиктивно выйти замуж или жениться на гражданине, и тем более, чем найти работу в американской фирме и долго ждать, поступательно двигаясь от грин кард до гражданства, что может растянуться на многие годы, а то и на всю жизнь. Не говоря о том, что беженец имеет право на получение финансовой и иной помощи от властей США.

В большинстве случаев, чтобы получить статус беженца, достаточно предоставить доказательства притеснений по расовым признакам, за политические взгляды или сексуальную ориентацию. Фото - видео материалы побоев, доказательства общественной и политической активности, странички социальных сетей, новости в СМИ и т.д. и пройти интервью.

В поисках лучшей доли

В Бурятии и других национальных регионах чаще приводят доводы о расовых и религиозных притеснениях, а также о политических мотивах, связанных с расовыми и религиозными притеснениями. За последние несколько лет в США выехало сразу несколько известных политических деятелей и общественников именно по этим причинам.

Их примеру хочет последовать множество людей, особенно молодежь. Однако, желание это продиктовано чаще не реальными преследованиями, а общим недовольством экономической, политической и иной ситуацией в стране и в республике. Большую роль играет бытовой национализм и отсутствие работы. Как известно, за пределами республики, особенно в столице, людям с азиатской внешностью приходится не сладко. Поэтому, остается только заграница.

В теории, жители Бурятии могут претендовать на убежище, предоставив доказательства ущемления прав и свобод в виде неработающего Конституционного суда Бурятии и необходимости приводить все законы и даже саму Конституцию республики в соответствии с федеральным законодательством. То есть, можно доказать отсутствие или несоответствие действительности тех гарантий, которые положены нашему субъекту в составе Российской Федерации.

Гонимый профессор Владимир Хамутаев

Один из самых одиозных беженцев последнего времени - бывший сотрудник БНЦ, доктор исторических наук Владимир Хамутаев, который эмигрировал в 2012 году. Владимир Хамутаев запросил политическое убежище сразу после того, как был уволен из научного центра за прогулы. По мнению ученого, увольнению способствовала его монография “Присоединение Бурятии к России: история, право, политика”, вышедшая после празднований 350 - летия объединения двух народов. Основной идеей монографии стало то, что присоединение не было добровольным. При этом, многие коллеги Хамутаева считают, что автор занимался подтасовкой фактов и передергиванием исторических событий, чтобы подвести к заранее сформулированному выводу. А сама монография во многом оказалась провокационной. Также, в БНЦ опровергли заявление ученого о том, что увольнение связано с изданием этой работы.

Тем не менее, сразу после ухода из БНЦ, Владимир Хамутаев при поддержке бурятского правозащитного центра “Эрхэ”, сформировавшегося еще в 2006 году во время объединения Усть - Ордынского автономного округа и Иркутской области, запросил политическое убежище в США для себя и всей своей семьи. Основную поддержку ему оказывал общественник Доржо Дугаров, из которого сегодня и состоит “Эрхэ”.

В одном из интервью Дугаров назвал эмиграцию Хамутаева эвакуацией, потому, что ему, якобы, грозило уголовное преследование за разжигание межнациональной розни по “политической” 282 статье. Хотя, никаких обвинений правоохранительные органы в адрес ученого не выдвигали, следственных действий в виде допросов и обысков также не было.

Эвакуация Бурятии Доржо Дугарова

Подробности того, что же такое “эвакуация бурят” общественность узнала много позже, уже при обсуждении уголовного дела безработного улан-удэнца, панманголиста Владимира Хагдаева, которое было заведено по 282 статье (призывы к сепаратизму и разжигание межнациональной розни), также молодому человеку вменяется хранение наркотиков в крупном размере. Следствие по делу уже закончено, вскоре Хагдаева ожидает суд.

После того, как о Хагдаеве узнали СМИ, тот же Доржо Дугаров сразу предложил свою помощь. Заключалась она, как вы уже, наверное, поняли, в побеге. Однако, Хагдаев посчитал такой вариант фантастическим, тем более, он не мог бросить свою семью.

“Больше всего меня «взбесило», когда этот Доржо предложил мне бежать из страны, зная, что я нахожусь под подпиской. Предлагал какие-то сказочные варианты, будто, у него есть знакомый генерал монгольской армии, который встретит меня на той стороне границы, но до границы мы должны ехать обязательно на моей машине. Будто, он знает бывшего премьер-министра Бямбасурена. Там меня сопроводят до американского посольства и ЭВАКУИРУЮТ на военном самолете. Бесит то, что они прекрасно видят, я один воспитываю троих детей и ухаживаю за старенькой бабушкой”, - написал Владимир на своей странице в социальной сети.

На что Доржо Дугаров страшно обиделся и отказался в дальнейшем защищать Хагдаева, пояснив, что он подразумевал под “эвакуацией”.

“Вообще, эвакуация - это стандартный резервный ход в тех случаях, когда человека, преследуемого в своей стране по политическим мотивам, не удается спасти от тюремного заключения. Например, нечто подобное было задействовано нами для эмиграции Владимира Андреевича Хамутаева, правда в меньших масштабах, и других бурятских эмигрантов последних лет”, - заявил он в интервью сайт.

При этом, сам ученый Хагдаев никогда не говорил о своем отъезде, как о бегстве. Равно, как и об отъезде в США через Монголию.

“Интервью на получение политического убежища прошел очень быстро. Опять же, американские друзья помогли. Сегодня, уже пройдя через этот самый трудный для многих этап, я вижу, что это не такой уж и сложный вопрос. Зря многие драматизируют. Надо об этом как-нибудь написать. В целом, были трудности, обычные при любом переезде - жилье, непривычная для нас влажность, трудности с деньгами. Вместе с тем, если у тебя широко раскрыты глаза и доброе сердце, то Америка - это лучшая страна”, - сказал Хамутаев в интервью “Новой Бурятии.

Также, непонятно, о каких других политических эмигрантах последних лет из Бурятии, которых он, якобы, эвакуировал, говорит Дугаров.

Преследование Раджаны Дугаровой

Еще одна известная в прошлом активистка “Эрхэ” Раджана Дугарова сегодня также проживает в США, но общественница попала в страну несколько иначе. Перед переездом в Америку, Раджана несколько лет жила в Польше по карте поляка и работала над исследовательским проектом для одного из польских университетов.

Наши люди уезжают из Бурятии именно потому, что подвергаются гонениям из-за своих взглядов, - считает Раджана. - С чувством паранойи столкнулась несколько лет назад. Это первое, что исчезает при пересечении российской границы. И сейчас я перестала опасаться говорить по телефону, осматривать посетителей в кафе при встрече с друзьями, включать внутреннего цензора при написании статей или постов в социальных сетях. Причем ситуация ухудшилась во много раз с того времени как Андрей Бубеев и Евгения Чудновец сидят за репост. Сталинские репрессии, когда сажали за анекдот, они ведь уже пришли! Я никогда не думала, что эти времена могут вернуться».

Примечательно, что в России в отношении Раджаны Дугаровой также не было ни уголовных дел, ни обысков, ни допросов. Раджана, как и Доржо, стала известна благодаря событиям 2006 года в Иркутской области во время объединения регионов. “Эрхэ” тогда активно препятствовало этому, проводились акции, круглые столы и пикеты против политики Кремля. Молодых ученых поддерживал и Владимир Хамутаев, резко высказываясь о возможных последствиях, а также о том, что, если и объединять Усть - Ордынский округ, так только с Бурятией.

Одной из форм протеста стал показ недавно вышедшего фильма “Первый нукер Чингисхана” бурятской киностудии “Урга” в селах Усть - Ордынского автономного округа. Фильм должен был каким - то образом повлиять на национальные чувства усть - ордынцев, а также на результаты приближающегося референдума. Предсказуемо, киношников и общественников неохотно пускали в клубы и дома культуры, а где - то просто выгоняли. Это стало поводом для политического скандала накануне референдума.

В конец - концов Раджану Дугарову попытались привлечь к ответственности, но административной, за несанкционированный одиночный пикет во время Съезда представителей бурятского народа летом 2006 - го. Однако, мировой судья Советского района посчитал, что в действиях Раджаны не было состава преступления, и девушка имела законное право на одиночный пикет без разрешения властей. Пожалуй, это был единственный момент, который можно подтянуть к определению “преследование по политическим взглядам”.

Конфликт интересов Булата Шагжина

Еще менее правдоподобной выглядит политическая эмиграция известного издателя Булата Шагжина. Недавно Булат сам признался в социальных сетях, что уехал из-за “конфликта интересов с властями”.

“Из Бурятии сбегают из-за проблем в общественной и политической жизни, с криминалом, у кого-то проблемы на службе (так не дают двигаться вверх бурятам, несмотря на лучшую выслугу, образование и пр). Не сказать, чтобы я хотел, чтобы все ринулись сюда, кто-то должен работать и на Родине. Но есть люди у которых нет выбора”,- пишет Шагжин. - “ У нас замечательная квартира с бассейном в комплексе, интересное хобби (делаю деревянную мебель), океан и Мексиканский залив поблизости, теплый климат, богатая флора и фауна за дверями нашего дома. И этого никогда бы не случилось, если бы не опасные обстоятельства. Такая встряска помогает начать работу по поиску себя заново”.

Булат Шагжин активно делиться информацией о том, как подать на политическое убежище и успешно пройти интервью, рассказывает о подводных камнях и корыстных миграционных адвокатах, которые берут слишком много. Сам Булат, в целях экономии, получил убежище самостоятельно.

Однако, говоря о конфликтах и опасности, которые, якобы, преследовали его на родине, Булат не привел ни одного факта. В Бурятии, да и в России на Булата Шагжина также не заводилось никаких уголовных дел, не было обысков и допросов. Известно, что Шагжин принимал участие в нескольких митингах, в том числе в защиту мецената Валерия Доржиева, арестованного летом 2014 года и незаконно вывезенного в Якутию, а также в защиту БГУ. Однако, Булат не был организатором ни первого ни второго мероприятия, принимая участие на общих основаниях, когда каждый желающий мог высказаться. При этом никаких проблем с властями и органами у самих организаторов и активных участников не было. Но, вдруг, они появились у Булата Шагжина.

В интервью порталу сайт в 2015 году Булат заявил, что подвергается преследованиям, что его издательский бизнес одолели финансовые проверки, а люди в форме открыто следят за ним на улицах Улан-Удэ.

Последней каплей, по словам Шагжина, стало давление республиканских властей и лично главы Вячеслава Наговицына, которые, якобы запретили БНЦ и БГУ сотрудничество с издателем по книге “История бурят”.

“Были разосланы письма с требованием того, чтобы сотрудники этих учреждений прекратили работу над книгой и сотрудничество с издательством «Буряад соёл» в публикации этого издания”, - заявил Шагжин, но, опять же, не привел тому доказательств.

В совокупности именно эти факты и легли в основу политической эмиграции Шагжина в США. Однако, стоит усомниться в том, единственная ли эта причина. Слишком надуманными и раздутыми выглядят страдания Булата Шагжина на фоне тех же Низоdкиной и Стецуры, которые подвергались реальным гонениям за свои взгляды, были осуждены по 282 статье, сидели в настоящей тюрьме, были биты на митингах, но вернулись на родину и продолжают жить в Бурятии. Может быть дело просто в нерентабельности бизнеса?

Весь мир - убежище

Для тех, кто не рассматривает США, как свою новую родину, Европа и Азия также могут предложить свою защиту. Попасть в Польшу, например, как Раджана Дугарова достаточно легко. Карта поляка имеет множество преимуществ и оформить ее не так трудно. Для карты поляка нужны рекомендации председателя местной польской организации или близкое родство с поляками. Владеть польским языком необходимо хотя бы на базовом уровне, знать историю, культуру, традиции. Претендент на карту должен пройти собеседование с консулом на польском языке. Если все в порядке с документами и интервью, через месяц заявитель получает документы.

Но если есть возможность не ехать в Польшу, лучше выбрать другую европейскую страну. Это объясняется тем, что для мигрантов там практически нет условий для проживания в ожидании получения статуса беженца.

Например, можно выбрать Чехию. Здесь очень много молодых людей из Бурятии получают высшее образование. С точки зрения миграции эта страна практически идеальна: близость к границам России, несложный для россиян язык, низкий уровень криминала, сильные правозащитные организации - такая размеренная европейская страна. Но, как говорят бывалые, денег здесь не заработаешь.

Или Германия. Разные ресурсы оценивают Германию как «как умеренно удачную». Эта страна является лидером по числу обращений от политзеков (анархисты, антифа, правые и т.п.) и ЛГБТ-активистов.

Но в плане миграционной политики европейские страны перенаселены, с этой проблемой сегодня сталкиваются Франция, Италия и Испания. Лучше ситуация обстоит в Швеции, Бельгии. В Нидерландах существуют определенные квоты для «гуманитарных беженцев» - это жители Сирии, Сомали, Афганистана. В Великобританию же не стоит соваться без стабильно хорошего дохода, в стране Туманного Альбиона убежище в последнее время получают только беглые олигархи.

В прибалтийских странах достаточно большой внутренний отток населения. Самая популярная страна - Литва, но там нет особой социальной программы и достаточно высокая безработица и коррупция. В Латвии одобрили новый закон о предоставлении убежища, который будет регулировать их права. Менее благоприятна для россиян Эстония.

Зато есть шанс запросить убежища в Южной Корее. По некоторым данным в Стране утренней свежести постоянно находится “бурятский контингент” в составе 30 тысяч человек.

Помимо получения самого статуса беженца, нужно задумываться об интеграции. Есть ряд стран, где интеграционные процессы очень сложны, и для получения гражданства там необходимо.

Есть страны, в которых есть социальное обеспечение беженца во время интеграционного периода — пособие в тех или иных пределах, субсидирование жилья, помощь в трудоустройстве, какие-то права на медицинское обслуживание, на учебу. Но есть страны, где ничего этого нет — человек получает статус и все. И ему нужно самому как-то найти жилье, работу, как-то выучить язык.

В Финляндии заявитель на время интеграции получает обычное пособие по безработице, но может подрабатывать, получая сумму не выше определенной законом. Если появляется ребенок, то интеграционный период продлевается еще на три года.

Быть беженцем непросто. В большей части принимающих стран беженцы самая уязвимая и бесправная категория населения. Даже наличие полного пакета документов не может гарантировать уверенность в завтрашнем дне и тот факт, что когда-то захочется вернуться домой, но нельзя - сразу теряется статус беженца.

Нация монгольского происхождения, проживающая на территории Забайкалья, Иркутской области и Республики Бурятия. Всего носителей этого этноса насчитывается около 690 тыс. человек по результатам последней переписи населения. Бурятский язык является самостоятельной веткой одного из монгольских наречий.

Буряты, история народа

Древние времена

С древних времен буряты жили на территории, расположенной вокруг Байкала. Первые письменные упоминания об этой ветви можно встретить в знаменитом «Сокровенном сказании монголов» — литературном памятнике начала тринадцатого века, который описывает жизнь и подвиги Чингисхана. Буряты в этой летописи упомянуты как лесной народ, покорившийся власти Джучи - сына Чингисхана.
В начале тринадцатого века Темучин создал конгломерат основных племен монголии, охвативший значительную территорию, в том числе Предбайкалье и Забайкалье. Именно в эти времена и начала складываться бурятская народность. Многие племена и этносы кочевников постоянно перемещались с места на место, смешиваясь друг с другом. Благодаря такой бурной жизни кочевых народов ученым до сих пор сложно с точностью определить истинных предков бурят.
Как полагают сами буряты, история народа берет начало у северных монголов. И действительно, какое-то время кочевые племена продвигались на север под предводительством Чингисхана, вытесняя местное население и частично смешиваясь с ним. В итоге образовались две ветви современного типа бурят, бурят-монголы (северная часть) и монголо-буряты (южная часть). Они различались по типу внешности (преобладание бурятского либо монгольского типов) и диалекту.
Как и все кочевники, буряты долгое время были шаманистами - почитали духов природы и всего живого, имели обширный пантеон различных божеств и совершали шаманские ритуалы и жертвоприношения. В 16 веке среди монголов стремительно начал распространяться буддизм, и столетие спустя большинство бурят покинуло свою коренную религию.

Присоедиение к России

В семнадцатом веке Русское Государство завершает освоение Сибири, и тут уже источники отечественного происхождения упоминают о бурятах, которые долгое время сопротивлялись укоренению новой власти, совершая набеги на остроги и укрепления. Подчинение этого многочисленного и воинственного народа происходило медленно и болезненно, но в середине восемнадцатого века все Забайкалье было освоено и признано частью Русского государства.

Быт бурят вчера и сегодня.

Основой хозяйственной деятельности полуоседлых бурят было полукочевое скотоводство. Они с успехом разводили лошадей, верблюдов и коз, иногда коров и баранов. Среди промыслов были особенно развиты, как и у всех кочевых народов, рыболовство и охота. Все побочные продукты животноводства шли в переработку - жилы, кости, шкура и шерсть. Из них мастерили предметы утвари, украшения, игрушки, шили одежду и обувь.

Буряты освоили множество способов переработки мяса и молока. Они могли изготавливать продукты длительного хранения, пригодные для использования в длительных перегонах.
До прихода русских, основным жилищем бурят были войлочные юрты, шестистенные или восьмистенные, с крепким складным каркасом, который позволял быстро перемещать строение по необходимости.
Быт бурят в наше время, конечно же отличается от прежнего. С приходом Русского мира традиционные юрты кочевников сменились на рубленные строения, усовершенствовались орудия труда, распространилось земледелие.
Современные буряты, прожив бок о бок с русскими более трех столетий, сумели сохранить в быту и культуре богатейшее культурное наследие и национальный колорит.

Традиции бурят

Классические традиции бурятского этноса передавались из поколения в поколение много веков подряд. Они складывались под влиянием тех или иных потребностей общественного уклада, совершенствовались и изменялись под влиянием современных тенденций, но сохраняли свою основу неизменной.
Желающим оценить национальный колорит бурят, стоит посетить один из многочисленных праздников, таких как Сурхарбан. Все бурятские праздники — большие, и маленькие, — сопровождаются танцами и забавами, в числе которых неизменные состязания в ловкости и силе среди мужчин. Главный праздник в году у бурят - Сагаалган, этнический Новый Год, приготовления к которому начинаются задолго до самого торжества.
Традиции бурят в области семейных ценностей наиболее значимы для них самих. Кровные узы для этого народа очень важны, а пращуры — почитаемы. Каждый бурят может без труда назвать всех своих предков до седьмого поколения по линии отца.

Роль мужчины и женщины в бурятском обществе

Доминирующую роль в семье бурят всегда занимал мужчина-охотник. Рождение мальчика считалось величайшим счастьем, ведь мужчина - основа материального благоденствия рода. Мальчиков с детства обучали крепко держаться в седле и ухаживать за лошадьми. Мужчина бурят с ранних лет постигал основы охоты, рыбной ловли и кузнечного мастерства. Он должен был уметь метко стрелять, натягивать тетиву лука и при этом быть ловким борцом.
Девочки воспитывались в традициях родового патриархата. Они должны были помогать старшим по хозяйству, обучаться шитью и плетению. Женщина бурятка не могла называть по имени старших родственников мужа и сидеть в их присутствии. На родовые советы она тоже не допускалась, не имела права проходить мимо висящих на стене юрты идолов.
Независимо от пола, все дети воспитывались в гармонии с духами живой и неживой природы. Знание национальной истории, почитание старших и непререкаемый авторитет буддийских мудрецов - нравственная основа для молодых бурят, неизменная и по сей день.

Продолжателями якутской истории в Прибайкалье высту­пают буряты - самое северное ответвление монгольского племени, расселившееся по обе стороны озера Байкал.

«Ныне буряты разделяются на живущих в Иркутской губернии или северо-западной стороне Байкала - барга-буряты, и на забайкальских или живущих на юго-восточной стороне Байкала - монголо-бурят».

«Бурят насчитывается приблизительно 270 ООО душ обоего пола, а именно: в Иркутской губернии до 100 ООО душ и в Забайкальской области до 170 ООО душ».

Численное соотношение баргу-бурят и монголо-бурят по­казывается в тех же цифрах и в позднейших более обстоятельных работах. По переписи 1917 г., численность бурят быв. Иркутской губ. определена в 98 678 душ об. п., а по Забайкальской области примерно 172 157 душ, из кото­рых 21 092 души составляют буряты-казаки.

Надо заметить, что в эпоху русского завоевания назва­ние «бурят», по-видимому, не распространялось на забай­кальских, которые «названы были этим именем русскими».

Новейший знаток бурятского языка, истории и быта Бадзар Барадин в своей статье «Бурят-монголы» дает лингви­стический и исторический анализ происхождения племенно­го названия «бурят» в следующих словах:

«Слово «бурят» есть позднейший вариант древнего слова «баргут». Собирательное для многих мелких, так называе­мых, лесных народов монгольского поколения, слово «бар­гут», имевшее смысл темный, дикий, в отличие от коренных монголов поколения Чингиз-Хана, подверглось лингвистиче­скому изменению до слова «бурят» путем многочисленных перемещений, смешений племен и наречий»... «Постепенность изменений этого слова... Баргут - бургут - бурут - бурат - бурят. Выражение «баргу-бурят» нисколько не противоречит этому положению, так как это выражение, несомненно, явилось в позднейшее время».

Составитель монголо-русского словаря Бимбаев тоже пи­шет: «Барго - грубо, невежественно. Монгольское племя баргуты».

Если считать правильным положение цитированных авто­ров, то бурятами в собственном смысле этого слова являются только добайкальские, т. е. иркутские буряты, потомки древних баргутов или бурутов, которые так были названы, несомненно, потусторонними степными монголами, ибо в те отдаленные времена северное лесное ответвление монголов не могло не быть более «диким и темным».

Мы предлагаем нашим читателям обратить особенное внимание на лингвистический анализ Банзарова - Барадина, ибо он, как убедимся в дальнейшем, дает возможность распутать темный исторический узел, имеющий решающее значение в деле понимания прошлых взаимоотношений бурят и якутов и их происхождения.

Стараясь разгадать основные моменты исторического про­шлого якутов в эпоху пребывания их около озера Байкал, мы свернули к современным бурятам в надежде в их подраз­делениях, языке, быте и истории найти какие-либо полезные для нас указания. В самом деле, не вправе ли мы утвер­ждать, что позднейшая история бурятского племени, заняв­шего места древнего расселения якутов, потекла по тому же самому руслу, по которому развивалась и самобытная исто­рия якутов?

Вот почему, чем витать в безбрежном просторе отвлечен­ных теоретических гаданий о том, как складывалась жизнь якутов около «священного» Байкала, не лучше ли историку якутов попытаться реставрировать прибайкальский этап их истории по известным нам образцам истории бурят? Мы берем на себя смелость утверждать, что буряты и якуты - первые в общемонгольском мире, а последние в общетурец­ком - в соответствующие исторические эпохи занимали со­вершенно однородную позицию и образовались в результате распада политического могущества монголов и турок в приле­жащих степях Монголии. Разница заключается лишь во вре­мени: история якутского народа развертывается на несколько столетий раньше бурятской, ибо и турецкие племена, как властители степной Монголии, выступали задолго раньше до появления на исторической арене монгольских племен.

Процесс сложения современного бурятского народа нель­зя оторвать от исторических судеб главного отдела монголь ского племени, занявшего степную Монголию. Зависимость истории бурятского народа от общемонгольской до русского нашествия ощущалась, несомненно, сильнее, чем в эпоху рус­ского владычества. По позднейшим бесспорным историче­ским фактам мы можем судить о ранних формах этой зависимости.

Историк бурят М. Н. Богданов пишет: «Вследствие по­тери самостоятельности, внутренних раздоров в пределах Халхи, поборов китайских чиновников и т. д. Монголия в те­чение всего XVIII в. продолжает выбрасывать более или ме­нее значительные группы родов в пределы тогдашних русских острогов. О бегстве бурят в Монголию нет более речи».

Характерно то, что иногда перебежчики из Монголии вод­ворялись среди бурят почти насильственно. По данным Бантыш-Каменского (Диплом. собр. дел между Росс. и Китайск. государствами. Стр. 203-204), некоторые перебежчи­ки отвечали русским: «Хотя их всех смертью казнят и тела их выбросят за границу, но добровольно они в Мунгальскую землю не пойдут». Богданов, приведя эту выдержку, пишет: «Насколько значительны были цифры перебежчиков, можно судить по тем данным, которые приводятся у Бантыш- Каменского. В 1731 г. переселились более 1 500 юрт пере­бежчиков, которые рассеялись по рр. Алитане, Агуце, Борже и Онону. В 1733 г. тоже повторилось два раза... В 1734 г. в Нерчинский уезд под предводительством двух мунгальских тайшей перешли 935 юрт, в коих к военному делу способ­ных было 2 150 человек».

Известно, например, что буряты Селенгинского аймака почти в целом своем составе являются монголами, «бывшими поддаными Сиан-Нойона, Сэпэн-Хана и Тушету-Хана» «Селенгинские и урульгинские (ононские) буряты считают себя потомками хуху-монголов Чингис-Хана». «Во время прихода русских в Забайкалье, в пределах нынешнего Селен­гинского уезда жили, действительно, монголы, имевшие связи с монгольскими княжескими дворами».

«Селенгинские - три табангутских - роды в начале 1690 г. перебежали из Монголии в Россию и потом снова ушли обратно в Монголию; после под предводительством Би тан-Дархана, Даян-Монгола, Заяту-Хошигучи и Идэр-Бодонгуна дворично около 1710 г. перешли в подданство Рос­сии».

В XVII в. из Халхи бежали в русское Забайкалье восемь родов монгольского племени хатагины.

И среди северобайкальских собственно бурят есть немало монголов, поселившихся в разное время. Например, во время нашествия в Восточную Монголию западного калмыц­кого хана Галдана перебежали из Монголии восемь родов хонгодор и поселились в пределах б. Иркутской губ. в Тунке и в Аларской степи.

М. Н. Хангалов, один из лучших знатоков бурятского быта, дает список племен или «костей» иркутских бурят. Он насчитал 19 «костей». Причем 14 из них он сопровождает пометкой «вышли из Монголии».

Новейший исследователь быта и истории бурят П. П. Ба­торов пишет: «Соображаясь с разными устными преданиями, собранными мною по частям, я склонен думать, что все вы­шедшие из Монголии эмигранты назывались «бурят» и, собравшись в Восточной Сибири, составили бурятское племя, а впоследствии довольно прочно слились между собой».

По поводу происхождения имени «бурят» Баторов ссыла­ется на своего сородича Амагаева, который производит его от глагол «буряха», что будто бы означает «закусив удила, не слушаясь повода, таскать и безудержно бежать». «Поэтому все те люди, которые были беглецами из пределов Монголии были прозваны «буряжа гарасан бурият», т. е. «без удержа, самовольно ушедшие буряты».

Гипотеза Амагаева, по существу говоря, является повторе­нием простонародных наивных этимологических рассужде ний, наподобие того, что будто бы имя «киргиз» произошло от слов «кырк-кыз»- сорок девиц или племенное название «саха» (якуты) от «саах»-кал, навоз. (Теория Приклонского, повторяющего ругательское суждение русских обыва­телей).

По поводу происхождения имени «бурят» при наличии приведенной выше вполне научной гипотезы ученых бурят- лингвистов нет нужды, «не слушаясь повода, без удержу таскать», употребляя удачное выражение авторов новой гипо­тезы. Но тем не менее и покойный П. П. Баторов не совсем не прав в своем утверждении, ибо он имеет в виду бурятское племя в его современном составе, в котором «монголы», по­павшие в разряд бурят, несомненно составляют подавляющее большинство. Баторов из числа монгольских беженцев ис­ключает большую часть иркутских бурят, так называемых, эхирит-булагатов, которые и есть бывшие баргуты-буруты: «Сказаний о непосредственной связи с монголами у эхирит- булагатов нет. Также о бегстве их предков из Монголии в Восточную Сибирь никаких преданий не существует».

Вот эти-то «эхирит-булагаты» и есть основное ядро «бурятского племени», существующего издревле. Разбираясь в легендах самого бурятского народа, нетрудно установить, что в древности имя бурят (бурут или баргут) прилагалось только к эхирит-булагатам.

По варианту предания, записанного М. Н. Хангаловым у кудинских бурят, мифический герой Барга-Батур имеет трех сыновей: старший Илюдэр-Тургэн, средний Гур-Бурят и младший Хоредой-Морген. Дальше сообщается, что Барга- Батур среднего сына Гур-Бурята оставил в Иркутской губернии в Тункинском ведомстве и сказал:

«Ты будешь царем этой местности. Твое счастье здесь. Гур-Бурят остался в Тунке. От него произошли северобай­кальские буряты, принадлежащие к племени эхирит и булагат, т. е. тунгинские, китойские, аларские, балаганские, идинские, кудинские, капсальские, верхоленские, ольхонские и ленские буряты».

От старшего сына Илюдер-Тургена, оставленного около Тобольска, происходят калмыки, живущие в Южной России, а от младшего Хоредай-Моргена - «хоринские буряты на южной стороне Байкала и племена хангинцы и шараты на северной».

Здесь мы видим, что имя Гур-Бурят присваивается толь­ко предку эхирит-булагатов, а забайкальские многочисленные хоринцы с этими собственно бурятами находятся в таком же отношении, как и русские калмыки.

Мифологическое самосознание южнобайкальских бурят точно также имя «бурят» локализирует только к эхирит- булагатам. По легенде, записанной Юмжац Лумбуновым «шаманка Асойхан... имела двух сыновей: старшего Бурядая, младшего Хоридая». Бурядай рождает двух - Ихирита и Булагата. У Ихирита было восемь сыновей, от которых про­исходят буряты, обитающие к северу от Байкала в Верхоленском, Балаганском, Идинском и др. ведомствах. У Булагата было шесть сыновей... «У Хоридая было одиннадцать сыновей, потомки которых теперь хоринцы и агинцы».

Здесь опять-таки имя «Бурядай» не покрывает собой за­байкальских хоринцев и агинцев, происходящих от Хоридая.

Итак, старинные буряты как северобайкальские, так и югобайкальские, имя «бурят» относили лишь к эхирит- булагатам, главная масса которых живет в пределах б. Ир­кутской губ. и лишь незначительная часть- в Баргузинском крае и в районе нижней Селенги. (Кударинцы, переселив­шиеся в русскую эпоху из Верхоленских степей). Вместе с тем мы находим в легендарном сознании народа очень веское подтверждение гипотезы, что имя бурят произошло от «баргут-бурят», живущих на западном берегу Байкала:

«Ко времени прихода русских только северобайкальские буряты, в лице булагатов и икиритов, назывались бурятами (вариантом слова баргу) и то не все. Это наиболее распро­страненное среди лишь северных бурят племенное название стало общим названием для всех остальных племен - хоринцев и других, которые в то время носили каждое свое племенное название».

Таким образом, теперешние буряты, оказывается, совсем не те буряты, которые существовали под таким названием не только в древности, когда около Байкала проживали яку­ты, но даже в эпоху русского завоевания, всего лишь триста лет тому назад. Бурятское племя в его современном составе нужно рассматривать, как историческое новообразование. Из 270 тысяч душ официальных бурят вряд ли и сто тысяч может быть причислено к потомкам древних бурутов - эхирит-булагатов. Их прямые потомки живут по преимущест­ву в двух теперешних аймаках - Эхирит-Булагатском и Бо- ханском. По официальным данным 1926 г. значилось в них бурятского населения:

В Эхирит-Булагатском аймаке 24 399 д. об. п.

В Боханском аймаке 14 329 д. об. п.

Итого 38 728 д. об. п.

Население двух других аймаков северобайкальских бурят (в Аларском- 19 276 д., в Тункинском-14 000 д.) - около 33 ООО душ. Из них едва ли одна третья часть может быть причислены к коренным северобайкальцам. В пределах б. Иркутской губернии около 28 тысяч бурят остались вне Бурят-Монгольской республики. Мы не можем знать, какая часть из этих бурят может быть отнесена к потомкам древ­них эхирит-булагатов. Точно также трудно учесть неболь­шое количество северобайкальцев, эмигрировавших за Байкал за время порусской истории. М. Н. Зобанов в своей интерес­ной работе «Бытовые черты в эпических произведениях эхирит-булагатов» пишет: «Основное ядро эхиритов можно наметить в пределах Эхирит-Булагатского аймака, а булагатов лишь отчасти в пределах названного аймака, но, глав­ным образом, в пределах быв. Балаганского уезда. Большую часть бурят Иркутской губ., по-видимому, составляли булагаты и эхириты, перемешавшиеся с позднейшими выходцами из Монголии».

Если мы из общего числа бурят б. Иркутской губернии приблизительно третью часть отнесем за счет позднейших выходцев из Монголии, то коренных северобайкальцев, по­томков древних бурутов, окажется не более 70 тысяч душ. Во всяком случае, подавляющее большинство современных бурятских родов считает себя больше монголами, нежели бурутами.

Баргу-буряты значительно отличаются от своих забай­кальских собратьев и по наречию. Заявление Риттера, что «халхасцы и хоринские буряты только с трудом понимают живущих на север от Байкала баргу-бурятов, потому что их язык очень груб» (Землеведение Азии, т. V),- вряд ли спра­ведливо в отношении хоринцев, ибо порусская история спо­собствовала смешению добайкальских и забайкальских бурят, вызвав между ними оживленное культурно-экономическое общение: монгольские роды, переходя через Байкал, натура­лизовались среди бурутов, в свою очередь и последние уходили за Байкал и селились по соседству с хори-тумэтами и монголами. Как в двух сообщающихся сосудах вода стремится к одному уровню, так и в порусской Бурятии древнее языковое и культурное различие бурятского и мон­гольского отделов, несомненно, идет к постепенной ликви­дации. Если взять эпоху Чингис-Хана, то язык бурятов, на­верное, отстоял намного дальше от наречия забайкальских монголов.

Проф. Б.Я. Владимирцев в своей недавно изданной монографии «Сравнительная грамматика монгольского пись­менного языка и халхаского наречия» утверждает, что забайкальские бурятские говоры «приближаются на юге к халхаским» и что говор баргузинских бурят является переходным, близким как северной, так и южной группе».

Из изложенного явствует, что Предбайкалье и Забай­калье по своим топографическим и физико-географическим условиям не представляют из себя замкнутые и совершенно обособленные области. Тот и другой берег в монголь­скую эру находятся в оживленном сношении и служат ареной жизни и деятельности двух половин одного бурято-монгольского народа. Добайкальские собственно буряты составляют меньшую половину народа и в культурном отношении в дорусскую эпоху, вне всякого сомнения, вполне оправдывали свое наименование баргуты - грубые, дикие и отсталые. За­байкальские буряты по языку стоят ближе к монголам и в культурном отношении тяготели к последним. Достаточно указать на один факт: все забайкальцы давным давно усвоили ламаизм, наступающий из степей Монголии, а добайкальцы до недавнего времени оставались грубыми шаманистами, за исключением тункинских и аларских бурят. Принятие ламаизма забайкальскими бурятами относится к концу XVII века.

Большое отличие констатируется между двумя половина­ми бурятского народа и в отношении героического эпоса. Добайкальцы до наших дней сохранили сказание о своем происхождении от быка-пороза, мифического Буха-Нойина (см. Элл. §§ 338-347), который, вступив в любовную связь с девицей, рождает двух мальчиков - Эхирита и Булагата (или одного из них), ставших прародителями всех северо­байкальских бурят. Среди забайкальцев этот миф почти не­известен.

Спрашивается, почему мы не можем распространять и на якутский период истории Прибайкалья распадение бурят­ского племени на два отдела, обусловленное прилеганием заня­той ими территории с обеих сторон к озеру Байкал? Ведь это и есть, несомненно, отражение на человеческой истории окружающей физико-географической среды. Если в наше время органы Советской власти выдвигали проблему созда­ния Лено-Байкальского района, представляющего собою вполне достаточно выявленное географо-экономическое един­ство, которое будет рано или поздно осуществлено и как административно-экономическое единство», то тем более в эпоху экстенсивного скотоводческого хозяйства та и другая сторона Байкала не могли не тяготеть друг к другу. Вот почему мы не можем ограничить древние владения якутов в эпоху их прибайкальской истории лишь северо-западной стороной Байкала. Нам трудно понять воззрения тех истори­ков, которые открещиваются от всякой попытки распростра­нить якутскую историю за Байкал, как от чего-то святотатст­венного. Не надо забывать, что Байкал замерзает на целых пять зимних месяцев, образуя роскошный ледяной мост меж­ду обоими берегами. А река Ангара является ни чем иным, как средним течением и продолжением Селенги. Иными словами, Забайкалье и Добайкалье орошаются одной речной системой. Следовательно, наиболее простое и естественное понимание древних исторических путей передвижения якут­ского племени, по нашему мнению, должно заключаться в координировании их направлением Ангаро-Селенгинской речной области. А перебрасывание праистории якутов из Ангары в бассейн далекого Енисея (Минусинский край или Урянхай) чрез обширные и труднопроходимые леса и горы является более искусственным толкованием их прошлых су­деб. Если бы историки неопровержимо доказали, что за Байкалом и дальше в Монголии народы турецкого языка и происхождения никогда не живали, мы, пожалуй, примири­лись бы с наложением на якутов своеобразного табу на переход через озеро Байкал. Но авторы енисейских гипо­тез, как нам известно, даже и не утруждают себя по­пытками просмотреть страницы древнотурецкой истории.

Если с начала XIII века монгольские племена в разные бурные периоды своей истории постоянно выделяли бежен­цев в Забайкалье и Добайкалье, то почему же мы не можем допустить точно такой же процесс в эпоху турецкого вла­дычества в Монголии? Прибайкалье, служащее местом убе­жища для беглецов из степной Халхи в период монгольской истории, не могло не играть той же роли и в более ранние исторические эпохи, ибо вся окружающая материальная сре­да, а также экономические и политические факторы остава­лись неизменными. Вот почему в аналогиях с более поздней историей образования бурят-монгольского народа мы нахо­дим ключ для верного понимания прошлых судеб якутского народа.

Как буряты делятся на добайкальских баргу-бурят и забайкальских монголо-бурят, точно также и якуты, прожи­вая около Байкала, несомненно, делились на вилюйчан, по­томков легендарной старухи Джаархан, и на якутян царя Тыгына, потомков легендарного Эллэй-Баатыра, этого обще­турецкого культурного героя. Как забайкальские буряты на­зывали своих добайкальских сородичей дикими и темными баргутами, точно так же и якуты Тыгына безусловно отно­сились с некоторым пренебрежением к своим добайкальским вилюйчанам - малоякутам.

Как забайкальские буряты являлись носителями более высшей религии - ламаизма, а добайкальцы не расставались со своим шаманизмом, точно так же и якутяне Тыгына имели белых шаманов (айыы ойуна) и пробавлялись устрой­ством весенних и летних ысыахов, кумысных праздников, а добайкальские вилюйчане жили при господстве культа черных шаманов. Надо заметить, что культ белых шаманов у якутов не допускает кровавых жертв, ограничивая по читание небожителей, богов и духов лишь подношением им белой пищи (кумыса, соры и масла) и посвящением живого конного скота, а культ черных шаманов построен на жертвоприношениях скота («кэрэх»). В якутских шамани­стических легендах мы находим доказательства большего развития шаманского культа у вилюйчан. Якутяне, по запи­санным нами легендам, при особо важных случаях вызывали из Вилюя знаменитых шаманов, которые своей мистерией воскрешают даже мертвых.

Если численное соотношение бурят добайкальских и за­байкальских выражается в цифрах -100 т.: 170 т., то и от­ношение вилюйчан к якутянам -89 т.: 145 т. мало разнится. (К вилюйчанам мы прибавили северных якутов, а к якутя­нам - население округов Олекминского, Верхоянского и Ко­лымского). При этом необходимо учесть, что якуты с пере­селением на север не увеличились в своей численности, а значительно уменьшились.

Взаимоотношение якутян и вилюйчан по их экономичес­кому быту в более раннюю легендарную эпоху мы опреде­лили: первые - богатые скотоводы, а последние при слабой обеспеченности скотом большое подспорье имели в рыболов­стве и охоте. Точно такая же картина рисуется и при срав­нении хозяйства бурят забайкальских и добайкальских. И. И. Серебренников, на монографию которого мы ссылались выше, по интересующему нас вопросу дает следующие мате­риалы. Количество скота у иркутских бурят он определяет на сто душ в таких цифрах:

Лошадей - 100,9

Рогатого скота - 171,3

Овец - 145,3

Свиней - 4,3

«При сравнении этих данных с цифрами, относящимися к забайкальским бурятам, оказывается, что последние в общем богаче первых скотом приблизительно в 2,3 раза; в част ности, богаче лошадьми в 1,5 раза, рогатым скотом в 2,5 раза, овцами в 2,9 раза и козами в 1,6 раза и держат относитель­но меньше свиней».

По поводу состояния охотничьего промысла он пишет:

«В Иркутской губернии охотничий промысел имеет боль­шее распространение, чем в Забайкальской области, и здесь буряты в сравнительно недавнее время относительно боль­ше занимались этим промыслом, чем русские».

Рыболовство бурят выражается, главным образом, в экс­плуатации рыбных богатств Байкала, но тем не менее весьма характерно то, что этим промыслом как в Предбайкалье, так и в Забайкалье заняты по преимуществу северобайкальцы по происхождению. Серебренников констатирует наличие двух рыболовных районов. Один в быв. Ользонском ведомстве - «у берегов пролива, разделяющего остров Ольхон от матери­ка»; здесь промышляют, конечно, добайкальские якуты, а в Забайкалье-«главная масса бурят-рыболовов была сосредо­точена здесь в Кударинском ведомстве, расположенном по нижнему течению Селенги, около Байкала». А кударинские буряты, как мы уже отмечали раньше, являются поздними переселенцами из Верхоленских степей, т. е. по своему про­исхождению баргу-буряты.

Итак, баргу-буряты даже при современных условиях и нивелирующем влиянии русской экономики и политики в 2,3 раза беднее скотом своих забайкальских собратьев, превосходят последних в виде развития охотничьего про­мысла и монополизируют в своих руках все байкальское рыболовство.

Если дело обстоит так, то рассмотренный нами герои­ческий эпос вилюйских якутов восстанавливает картину культурных и экономических взаимоотношений древних добайкальских вилюйчан и забайкальских якутян, в точности совпадающих с такими же отношениями двух отделов бурят­ского народа. И то и другое не будет ли той картиной об­щественно-экономических взаимоотношений, в которой на­ходит свое отражение конституция внешней природы, вне зависимости от того, какого этнического происхождения и языка люди предстоят перед нею, турки или монголы?

Забайкалье по сравнению с Предбайкальем гораздо богаче открытыми степными местами, годными для эксплуа­тации в качестве пастбищ, при экстенсивном скотоводстве. Об этом мы можем судить по следующим цифровым дан­ным о площади, находящейся под лесом. «В Иркутской губ. 76 млн. га покрыты лесом или почти 93% всей территории». «В Забайкальской губ. 19 млн. га или 48% всей площади».

В число открытых мест в Забайкалье хотя и входят «мес­та, принимающие полупустынный характер, с довольно бедным травянистым покровом», иногда и «барханы», но тем не менее относительно большая обеспеченность Забайкалья удобными пастбищами не подлежит сомнению.

В условиях порусской действительности соотношение культуры баргу-бурят и монголо-бурят намного изменилось в пользу первых, которые раньше забайкальцев перешли к оседлости, развили у себя земледелие и более преуспе­вают в усвоении русской образованности, обычаев и нравов. Но эти преимущества обусловлены как раз их слабой обес­печенностью скотом, отчасти и более сильным стеснением от русской колонизации. Восстанавливая прошлое дорусской Бурятии, само собой разумеется, нужно тщательно исключать влияние новых факторов бурятской истории.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх