Тест по биологии «Биосферный уровень. Контрольное тестирование на тему "Биосфера"(10 класс) Тест по биологии экология и биосфера

А1. Явления круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов, изучают на уровне

1) биосферном 3) популяционно-видовом

2) биогеоценотическом 4) организменном

А2. К антропогенным факторам относятся

1) осушение болот, вырубка лесов, строительство дорог

2) растения, бактерии, грибы, животные, вирусы

3) минералы, растения, соленость воды, распашка полей

4) температура воздуха и воды, атмосферное давление

А3. Одной из главных причин сокращения видового разнообразия животных в настоящее время является

1) межвидовая борьба

2) разрушение мест обитания животных

3) чрезмерное размножение хищников

4) возникновение глобальных эпидемий – пандемий

А4. Необходимое условие сохранения равновесия в биосфере

1) эволюция органического мира

2) замкнутый круговорот веществ и энергии

3) усиление промышленной и снижение сельскохозяйственной деятельности человека

4) усиление сельскохозяйственной и снижение промышленной деятельности человека

А5. В биосфере

1) биомасса растений равна биомассе животных

2) биомасса животных во много раз превышает биомассу растений

3) биомасса растений во много раз превышает биомассу животных

4) соотношения биомасс растений и животных постоянно изменяется

А6. Биосфера является открытой системой, так как она

А7. По В.И. Вернадскому кислород является веществом

1) живым 2) биокосным 3) биогенным 4) косным

А8. Верхняя граница биосферы находится на высоте 20 км от поверхности Земли, так как там

1) отсутствует кислород 3) очень низкая температура

2) отсутствует свет 4) размещается озоновый слой

А9. Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими, называется

1) гидросфера 2) литосфера 3) ноосфера 4) биосфера

А10. По определению В.И. Вернадского ведущая роль в создании ноосферы принадлежит

1) бактериям 2) растениям 3) космосу 4) человеку

А11. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается

1) на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы

2) в нижних слоях гидросферы

3) в верхних слоях атмосферы

4) в литосфере на глубине 200 м

А12. Поддержанию равновесия в биосфере, ее целостности способствует

1) сохранение биоразнообразия

2) вселение новых видов в экосистемы

3) создание агроэкосистем

4) расширение площади земель, занятых культурными растениями

А13. Развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства с учетом экологических закономерностей – необходимое условие

1) устойчивости биосферы

2) эволюции органического мира по пути ароморфоза

3) смены биогеоценозов

4) саморегуляции численности в популяциях

А14. Парниковый эффект в биосфере вызывает накопления в атмосфере

1) пыли 2) ядовитых веществ 3) углекислого газа 4) азота

А15. Устойчивость биосферы как глобальной экосистемы определяется

1) разнообразием ее видового состава

2) конкуренцией между организмами

3) популяционными волнами

4) закономерностями наследственности и изменчивости организмов

А16. Выделение в атмосферу оксидов серы, азота вызывает

1) уменьшение озонового слоя 3) выпадение кислотных дождей

2) засоление мирового океана 4) увеличение концентрации углекислого газа

А17. Необходимое условие устойчивого развития биосферы –

1) создание искусственных агроценозов

2) сокращение численности хищных животных

3) развитие промышленности с учетом экологических закономерностей

4) уничтожение насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур

А18. В преобразовании биосферы главную роль играют

1) живые организмы 3) круговорот минеральных веществ

2) биоритмы 4) процессы саморегуляции

С1. Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами. Приведите не менее двух причин.

С2. Какие последствия может иметь глобальное потепление? Приведите не менее трех причин.

Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»

Вариант 2

А1. В настоящее время наибольшие изменения в биосфере вызывают факторы

1) биотические 3) антропогенные

2) абиотические 4) космические

А2. Биосферу считают динамической системой, так как она

1) способна к саморегуляции 3) состоит из экосистем

2) способна изменяться во времени 4) связана с космосом обменом веществ

А3. Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ, в котором растения выполняют роль

1) разрушителей органических веществ 3) производителей органических веществ

2) источника минеральных веществ 4) потребителей органических веществ

А4. Основателем учения о биосфере является

1) В. Докучаев 2) Э. Геккель 3) В. Вернадский 4) Ч. Дарвин

А5. Нефть по В.И. Вернадскому является веществом

1) биогенным 2) живым 3) биокосным 4) косным

А6. Биосфера представляет собой глобальную экосистему, структурными компонентами которой являются

1) типы животных 3) популяции

2) биогеоценозы 4) отделы растений

А7. В биосфере биомасса животных

1) во много раз превышает биомассу растений

2) равна биомассе растений

3) во много раз меньше биомассы растений

4) в отдельные периоды превышает биомассу растений, а в другие нет

А8. Устойчивость биосферы обеспечивается

1) геомагнитными явлениями 3) атмосферными явлениями

2) хозяйственной деятельностью человека 4) круговоротом веществ

А9. Нижняя граница биосферы располагается в литосфере на глубине

1) 1 км 2) 8 км 3) 5 км 4) 3,5 км

А10. Биологическим круговоротом называется непрерывное движение веществ между

1) микроорганизмами и грибами

2) растениями и почвой

3) животными, растениями и микроорганизмами

4) растениями, животными, микроорганизмами и почвой

А11. К глобальным изменениям в биосфере, снижению плодородия почвы, вызванным воздействием человека, относят

1) эрозию и засоление, опустынивание

2) осушение болот

3) создание искусственных водохранилищ

4) известкование полей

А12. Загрязнение атмосферы оксидами серы и азота способствует

1) разрушению озонового слоя

2) разрушению структуры пахотного слоя

3) выпадению кислотных дождей и уничтожению лесов

4) вымыванию из почвы питательных веществ

А13. Расширение озоновых дыр приводит к

1) повышению температуры воздуха, частому появлению туманов

2) усилению ультрафиолетового излучения, вредного для здоровья

3) понижению температуры и повышению влажности воздуха

4) уменьшению прозрачности атмосферы и снижению интенсивности фотосинтеза

А14. Сохранению равновесия в биосфере способствует

1) создание новых сортов растений и пород животных

2) вселение новых видов в экосистему

4) внедрение в производство малоотходных технологий

А15. К глобальным изменениям в биосфере, связанным с гибелью многих организмов вследствие появления у них ряда отрицательных мутаций, может привести

1) парниковый эффект 3) вырубка лесов

2) таяние ледников 4) расширение озоновых дыр

А16. Глобальное потепление на Земле может наступить в результате

1) урбанизации ландшафтов

2) циклических процессов на Солнце

3) таяния ледников

4) парникового эффекта

А17. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации

1) кислорода 2) углекислого газа 3) сернистого газа 4) паров воды

А18. Как предотвратить нарушения человеком равновесия в биосфере?

1) повысить интенсивность хозяйственной деятельности

2) увеличить продуктивность биомассы экосистем

3) учитывать экологические закономерности в хозяйственной деятельности

4) изучить биологию редких и исчезающих видов растений и животных

С1. В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли? Приведите не менее трех особенностей.

С2.

Ответы к тесту

«Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»

Вариант 1

С1. Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами. Приведите не менее двух причин.

    При использовании мелкоячеистых сетей вылавливается много неподросшей рыбы, которая могла бы дать большое потомство.

    Травление или глушение взрывчатыми веществами – хищнические способы лова, при которых много рыбы гибнет бесполезно.

С2. Какие последствия может иметь глобальное потепление? Приведите не менее трех причин.

    Таяние льдов, подъем уровня мирового океана.

    Затопление больших площадей побережий, плотно заселенных людьми.

    Изменение климата и непредсказуемость погодных явлений.

Вариант 2

С1. В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли? Приведите не менее трех особенностей.

    В биосфере протекают биохимические процессы, проявляется геологическая деятельность всех организмов.

    В биосфере происходит непрерывный биогенный круговорот веществ, регулируемый деятельностью организмов.

    Биосфера преобразует энергию Солнца в энергию неорганических веществ.

С2. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин.

    Непосредственно повреждают органы и ткани растений.

    Загрязняют почву, уменьшают плодородие.

    Понижают продуктивность растений.

Вариант 1

Максимальное количество баллов- 35

  1. Консументы разлагают органические остатки до неорганических соединений.

3. Роль продуцентов заключается в синтезе органических соединений из неорганических.

4. Растительноядные животные являются консументами 2-го порядка.

5. Млекопитающие и птицы являются теплокровными животными.

П. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. При переходе от одного пищевого уровня к другому сохраняется не более:

A) 1 % энергии

Б) 10 % .

B) 90%
Г) 100 %

2. Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется:

  1. литосфера
    Б) гидросфера
  2. биогеоценоз
    Г)ноосфера

3. Участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов:

  1. заказник
    Б) заповедник
  2. национальный парк
    Г) памятник природы

4. Основную массу живого вещества биосферы составляют:

  1. животные
    Б)бактерии
  2. растения
    Г)планктон

5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются:

  1. хищники
    Б) бактерии и грибы
  2. растения

Г) растительноядные животные

III. Перечислите и охарактеризуйте основные абиотические факторы. Как влияет на живые организмы недостаток и избыток влаги и света, повышенная и пониженная температура? Приведите примеры. (10 баллов)

IV. Назовите и охарактеризуйте части пищевой цепи. Приведите пример. Как изменяется количество энергии при переходе от одного звена пищевой цепи к другому? Объясните. (5 баллов)

V. Нарисуйте схему круговоротов азота в биосфере, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов).

Вариант 2

I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)

  1. Редуценты разлагают органические остатки до неорганических соединений.
  2. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом пищевом уровне.
  3. Роль консументов заключается в синтезе органических соединений из неорганических.
  4. Растительноядные животные являются консументами 1-го порядка.
  5. При переходе от одного пищевого уровня к другому теряется 10 % энергии.

1. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере на высоте около 20 км., так как там:

  1. мало кислорода
    Б) мало света
  2. низкая температура воздуха
    Г) располагается озоновый слой

2. Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется:

А) литосферой Б)биосферой В)атмосферой Г)гидросферой

3. Экология - это наука, изучающая:

  1. влияние загрязнения на окружающую среду
    Б) влияние загрязнения на здоровье человека
  2. влияние деятельности человека на окружающую среду
    Г) взаимоотношения организмов с окружающей средой

4. Биомассу биосферы составляют:

A) живые организмы

Б) полезные ископаемые

B) руды
Г) почва

5. В большинстве цепей питания начальным звеном являются:

А) хищники

Б) бактерии и грибы

В) растения

Г) растительноядные животные

  1. Перечислите и охарактеризуйте основные биотические факторы. Назовите типы взаимодействия популяций в биоценозеПриведите примеры. (10 баллов)
  2. Как происходит смена сообществ? Назовите виды сукцессии. Приведите примеры. (5 баллов)

V. Нарисуйте схему круговоротов кислорода в биосфере, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов)

Вариант 3

Максимальное количество баллов - 35

I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)

  1. К продуцентам относятся только зеленые растения.
  2. Редуценты обеспечивают разложение органических веществ до неорганических.
  3. Биосфера включает в себя всю литосферу.
  4. Биомасса - это совокупность всех живых организмов.
  5. Живые организмы значительно ускоряют глобальный обмен веществ в биосфере.

II. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. Нижняя граница распространения растений проходит в гидросфере на глубине около 300 м., так как там:

  1. нет кислорода
    Б) нет света
  2. низкая температура воды
    Г) нет почвы

2. В тропической пустыне основным ограничивающим фактором является:

А)свет

Б) температура

В) влажность

Г) давление

3. Международный список редких и исчезающих видов называется:

  1. черным списком
    Б) красной книгой
  2. белыми страницами
    Г) памятником природы

4. В пищевой цепи на следующий трофический уровень переходит не более:

  1. 90 % биомассы
    Б) 50 % биомассы
  2. 10 % биомассы
    Г) 5 % биомассы

5. В большинстве цепей питания начальным звеном являются:

А) продуценты Б) редуценты

В) консументы 1-го порядка

Г) консу менты высших порядков

  1. На какие биомы делится биосфера суши и океана? Назовите основные биомы суши и океана, приведите примеры животных и растений. Чем отличаются биом и биогеоценоз? Чем отличается сообщество и экосистема? (10 баллов)
  2. Охарактеризуйте антропогенные факторы. Приведите примеры. Назовите основные меры охраны природы и сохранения видового разнообразия. (5 баллов)

V. Нарисуйте схему круговорота углерода, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов)

Вариант 4

Максимальное количество баллов - 35

I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)

  1. Любой живой организм - это закрытая система.
  1. Консументы.используют энергию, накопленную продуцентами.
  2. Липкие ловушки росянки являются приспособлениями к недостатку азота в почве.
  3. Отношения муравья и тли - пример межвидовой конкуренции.
  4. Взаимоотношения березы и подберезовика - пример симбиоза.

II. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)

1. Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма, называется:

  1. оптимальным
  2. ограничивающим

В) неблагоприятным

Г) летальным

2. В арктической пустыне основным ограничивающим фактором является:

A) свет

Б) температура

B) влажность
Г)давление

3. Участок территории суши или акватории, где полностью запрещаются все виды хозяйственной деятельности:

А)заказник

Б) заповедник

В) национальный парк Г) памятник природы

4. В пищевой цепи при переходе на следующий трофический уровень теряется не менее:

  1. 90 % биомассы
    Б) 50 % биомассы
  2. 10 % биомассы
    Г) 5 % биомассы

5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются:
А) продуценты
Б) редуценты

В) консументы 1-го порядка

Г) консументы высших порядков

III. Дайте характеристику понятия «Биосфера». Назовите и охарактеризуйте функции, состав и границы биосферы. (10 баллов)

IV. Что такое биогеоценоз? Дайте определение. Охарактеризуйте структуру биогеоценоза. Приведите пример пирамид биомасс и численности. (5 баллов)

V. Нарисуйте схему круговорота воды, снабдив соответствующи ми пояснениями. (10 баллов)

Вариант 5

Максимальное количество баллов - 65

ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

  1. В экологии часто выделяют 3 группы факторов внешней среды: абиотические, биотические и антропогенные. Попробуйте дать характеристику деятельности человека не как отдельного
    фактора, а с точки зрения: А) отдельного биотического фактора и Б) фактора, изменяющего параметры абиотических факторов. Приведите примеры. (15 баллов)
  2. Насекомоядные растения являются продуцентами или консументами? Ответ поясните. (5 баллов)
  3. На основании анализа схем круговоротов азота, кислорода, углерода, серы, фосфора и т.п. составьте обобщенную схему круговорота элемента. Обязательно укажите резервную и активную стадии круговорота. (15 баллов)
  4. Что такое неполный биоценоз? Приведите примеры не менее 2-х вариантов такого сообщества. (5 баллов)
  5. Чем отличаются друг от друга пищевая цсш. и нищенни есть?
    Приведите примеры. В чем преимущества пищевой сети? (5 баллов)
  6. Исследования показали, что в Африке, в равных условиях двух национальных парков, на 1 кв. км саванны прекрасно живут и растут дикие животные биомассой 24 406 кг, а рядом, на таком же 1 кв. км саванны с трудом выживают домашние животные биомассой 5500 кг., т.е. почти в 5 раз меньше по весу. Попробуйте это объяснить. (5 баллов)
  7. Попробуйте объяснить, почему в смешанном лесу средней полосы лесной подстилки много, а в тропическом лесу ее почти нет. (5 баллов)
  8. Попробуйте объяснить, почему при сильном «цветении» воды (т.е. при массовом размножении одноклеточных водорослей) в озерах гибнет рыба. (5 баллов)
  9. Какие преимущества может давать животному узкая пищевая специализация? В чем ее недостатки? (5 баллов)

Вопросы для блицопроса по теме

  1. Что такое экология?
  2. Что такое внешняя среда?
  3. Что такое экологический фактор?
  4. На какие группы подразделяют экологические факторы?
  5. Перечислите биотические факторы.
  6. Перечислите абиотические факторы.
  7. Что такое оптимальный фактор?
  8. Приведите пример оптимального фактора.
  9. Что такое лимитирующий фактор?
  10. Приведите пример лимитирующего фактора.
  11. Что такое фотопериодизм?
  12. По какому признаку растение определяет, что пора сбрасывать листья?
  13. Назовите синоним слова биоценоз.
  14. Что такое цепь питания?
  15. Что такое пищевой уроень?
  16. Сколько процентов биомассы переходит на следующий пищевой уровень?
  17. Как называются организмы, производящие органические вещества из неорганических?
  18. Какие группы автотрофов вы знаете?
  19. Что такое гетеротрофы?
  20. Кто такие продуценты?
  21. Приведите пример продуцента.
  22. Кто такие консументы?
  23. Приведите пример консумента 1-го порядка.
  24. Приведите пример консумента 2-го порядка.
  25. Кто такие редуценты?
  26. Приведите пример редуцента.
  27. Что такое сеть питания?
  28. Назовите синоним слова «биогеоценоз».
  29. Что такое сукцессия?
  30. Какие виды сукцессии вы знаете?
  31. Приведите пример первичной сукцесии.
  32. Приведите пример вторичной сукцесии.
  33. Что такое биом?
  34. Перечислите биомы суши (переходящий вопрос для нескольких учеников).
  35. Перечислите биомы океана.
  36. Как называются обитатели дна?
  37. Как называются обитатели толщи воды?
  38. Что такое биосфера?
  1. Назовите границы биосферы в атмосфере, литосфере, гидросфере.
  2. Из каких частей, по Вернадскому, состоит биосфера?
  3. Что такое биомасса?
  4. Что такое косное вещество?
  5. Что такое биокосное вещество?
  6. Перечислите функции биосферы.
  7. Что такое круговорот вещества?
  8. Что такое активная стадия круговорота?
  9. Что такое заказник?
  10. Что такое заповедник?
  11. Что такое национальный парк?
  12. Что такое памятник природы?
  13. Что такое рациональное природопользование?

Тема № 13. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ

Вариант 1

I) 1-нет, 2-да, 3-да, 4-нет, 5-да; II) 1 б; 2 г; 3 а; 4 в; 5 б

Вариант 2

I) 1-да, 2-да, 3-нет, 4-нет, 5-нет; II) 1 г; 2 б; 3 г; 4 а; 5 в

Вариант 3

I) 1-нет, 2-да, 3-нет, 4-да, 5-да; II) 1 б; 2 в; 3 6; 4 в; 5 а

Вариант 4

I) 1-нет, 2-да, 3-да, 4-нет, 5-да; II) 1 б; 2 6; 3 б; 4 а; 5 б



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»


ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ

«БИОСФЕРА»

(теоретическая часть)

тесты в форме ЕГЭ

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

9 – 11 КЛАСС


подготовила

учитель биологии

Андреева Эльвира Юрьевна

Норильск – 2010

Вариант теста № 1

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.


С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Что представляет собой биомасса поверхности суши, почвы и мирового океана?

Вариант теста № 2

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.


Вариант теста № 3

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.
    заповедниках 3) заказниках биогеоценозах 4) природных парках

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функции живого вещества относятся следующие процессы:А. возвращению молекулярного азота в атмосферу бактериямиБ. усвоение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериямиВ. способность накапливать в клетках хвощей и осок определенное веществоГ. процесс дыханияД. накопление йода в клетках морской водоросли ламинарииЕ. аккумулирование химических веществ в клетках организмов

Вариант теста № 4

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.
А1. Совокупность популяций разных видов, связанных между собой пищевыми и энергетическими связями, а также с факторами неживой природы, круговоротом веществ, длительное время обитающих на определенной территории, называют:
    экосистемой 3) биосферой ноосферой 4) видом
А2. В круговороте веществ наибольшую роль играют:
    абиотические факторы 3) живые организмы антропогенные факторы 4) биологические ритмы
А3. Основная причина сокращения числа видов на Земле в ХХ веке состоит в действии антропогенного фактора, так как он:
    ослабляет конкуренцию между видами изменяет среду их обитания способствует удлинению цепей питания влияет на сезонные изменения в природе
А4. Наиболее молодая из всех сфер Земли – биосфера, так как она возникла только с появлением:
    гидросферы 3) литосферы атмосферы 4) жизни на Земле
А5. Причина снижения плодородия почвы под воздействием человека - :
    применение удобрений 3) эрозия, засоление создание в степи лесополос 4) чередование выращиваемых культурных растений
А6. Биотехнологические методы производства продуктов питания более эффективны, так как они:
    более простые позволяют получить экологически чистую продукцию не требует специальных условий не требует квалифицированного труда
А7. Экосистему, созданную человеком для выращивания культурных растений, называют:
    биогеоценозом 3) биосферой агроценозом 4) опытной станцией
А8. В большинстве экосистем первоначальным источником органического вещества и энергии является:
    животные 3) грибы бактерии 4) растения
А9. Источником энергии для фотосинтеза у растений служит свет, который относят к факторам:
    непериодическим 3) абиотическим антропогенным 4) биотическим
А10. Живые организмы за время существования биосферы многократно использовали одни и те же химические элементы благодаря:
    синтезу веществ организмами 3) круговороту веществ расщеплению веществ организмами 4) постоянному поступлению веществ из Космоса
А11. Структурно-функциональной единицей биосферы является
    тип животного 3) царство отдел растения 4) биогеоценоз
А12. Причиной отрицательного воздействия человека на биосферу, проявляющейся в нарушении круговорота кислорода, является:
    создание искусственных водоемов 3) сокращение площади лесов орошение земель 4) осушение болот
А13. Какая функция живого вещества лежит в основе его способности аккумулировать химические элементы из окружающей среды?
    газовая 3) концентрационная окислительно-восстановительная 4) биогеохимическая
А14. В круговороте веществ и превращения энергии в биосфере наиболее активно участвует:
    кислород 3) климат живое вещество 4) тепло земных недр

В1. Выберите несколько правильных утверждений. В состав биосферы входят:А. растения Г. бактерииБ. биокосное вещество Д. биогенное веществоВ. живое вещество Е. косное вещество

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Каковы причины устойчивости биосферы?
С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Каковы основные функции живого вещества биосферы?

Вариант теста № 5

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.
А1. В сохранении многообразия видов растений и животных в биосфере большое значение имеет:
    создание заповедников расширение площади агроценозов повышение продуктивности агроценозов борьба с вредителями сельскохозяйственных растений
А2. Замкнутый, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме служит причиной:
    саморегуляции 3) изменения экосистемы колебания численности популяции 4) устойчивости экосистемы
А3. Русский ученый В.И. Вернадский создал учение о:
    биогеоценозах 3) биоритмах ведущей роли живого вещества в биосфере 4) фотопериодизме
А4. Внедрение малоотходных технологий в промышленное производство позволяет:
    защитить биосферу от загрязнения повысить продуктивность агроценозов ускорить круговорот веществ в биосфере замедлить круговорот веществ в биосфере
А5. В хвойном лесу обитает множество видов, связанных между собой и с факторами неживой природы, поэтому его называют:
    биосферой 3) биосферой биогеоценозом 4) заказником
А6. Наибольшую роль в круговороте веществ играют(ет)
    абиотические факторы 3) антропогенные факторы ограничивающие факторы 4) живое вещество
А7. Изъятие человеком значительного количества биомассы из экосистемы делает круговорот веществ несбалансированным, что служит причиной:
    нестабильной экосистемы 3) саморегуляции в экосистеме стабильной экосистемы 4) увеличения численности популяции
А8. Масса живого вещества в биосфере очень мала, но она играет огромную роль в…
    создании литосферы 3) создании Мирового океана преобразовании вещества и энергии 4) образовании материков
А9. Отрицательные последствия воздействия человека на биосферу проявляются в:
    изменении атмосферного давления регулировании численности популяции промысловых животных сокращении биоразнообразия создании новых сортов растений и пород животных
А10. Изменение организмами в процессе жизнедеятельности среды обитания в экосистеме является причиной:
    круговорота веществ 3) возникновения приспособлений у организмов смены экосистем 4) возникновения новых видов
А11. Отходы промышленного производства – соли тяжелых металлов: свинца, кадмия – вызывают у людей отравления, рождение уродов, попадая в их организм:
    в процессе размножения 3) с вдыхаемым воздухом по цепям питания 4) со сточными водами
А12. Впервые название «Биосфера» было дано:
    К Линнеем 3) В.И. Вернадским Ж.Б. Ламарком 4) В.Н. Сукачевым
А13. Биосфера существует в основном за счет:
    космической энергии и внутрипланетарной тепловой энергии внутрипланетарной тепловой энергии космической энергии энергии Солнца
А14. Верхняя граница биосферы ограничена:
    высотой полета птиц 3) озоновым слоем высотой обнаружения спор 4) не имеет верхней границы

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К функциям живого вещества в биосфере относятся:А. накопительная Г. концентрационнаяБ. окислительно-восстановительная Д. газоваяВ. проводниковая Е. окислительная

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Каково значение круговорота веществ в природе для существования биосферы? Приведите примеры.
С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Учение о биосфере.

Вариант теста № 6

(тема «Биосфера»)

Тест состоит из 3-х частей.

Первая часть содержит вопросы под буквой А. В них необходимо выбрать только один правильный ответ.

Вторая часть содержит вопросы под буквой В. Эти задания могут быть:

    или на выбор нескольких правильных ответов;

    задания на установление соответствий позиций между процессами и объектами, а также описанием их свойств и характеристик;

    задания на определение последовательности биологических явлений или процессов

Третья часть (под буквой «С»), включает в себя развернутый ответ на поставленный вопрос.
А1. Процесс периодического снижения численности популяции под воздействием экологических факторов до определенного предела и последующего ее повышения называют:
    биологическим ритмом 3) саморегуляцией круговоротом веществ 4) миграцией атомов
А2. Процесс разрушения редуцентами органических веществ до неорганических и возвращения их в окружающую среду – важное звено в:
    обмене веществ 3) круговороте веществ саморегуляции 4) сезонных изменениях в жизни организмов
А3. Массовая вырубка доминантных, средообразующих видов деревьев в лесу может привести к:
    усилению круговорота веществ 3) удлинению цепей питания возникновению цепей питания 4) смены экосистемы
А4. Кислотные дожди, которые образуются в результате загрязнения атмосферы оксидами азота и серы, приводят к:
    улучшению минерального питания растений гибели лесов в ряде регионов земного шара улучшению водного обмена у растений усилению фотосинтеза
А5. Фотосинтез и дыхание относят к функции живого вещества:
    окислительно-восстановительной 3) биогеохимической газовой 4) концентрационной
А6. Во многих странах мира созданы партии «зеленых», действия которых направлены на:
    охрану биосферы 3) охрану прав человека на чистый воздух отказ от применения любой техники 4) приостановку развития биосферы
А7. Экосистемы, в которых запрещен отстрел редких видов животных, сбор растений, называют:
    заказником 3) сообществом агроэкосистемой 4) лесопарком
А8. Большое видовое разнообразие, саморегуляция, сбалансированный круговорот веществ – это признаки:
    агроэкосистемы 3) нестабильной экосистемы устойчивой экосистемы 4) развития экосистемы
А9. В способности организмов превращать одни вещества в другие и образованием солей, оксидов состоит функция живого вещества:
    газовая 3) запасающая концентрационная 4) окислительно-восстановительная
А10. Биосфера как глобальная экосистема состоит из:
    биотических и химических компонентов биотических и мертвых компонентов живых и химических компонентов биотических и абиотических компонентов
А11. Живое вещество биосферы образованно совокупностью особей всех видов:
    животных, включая человека 3) растений и человека растений и животных 4) живых организмов, населяющих планету и человек
А12. Биогенная миграция атомов называется… круговоротом:
    биохимическим 3) биогеохимическим химическим 4) биологическим
А13. Все виды растений и животных и их природная среда охраняется в:
    заповедниках 3) заказниках
2) биогеоценозах 4) природных парках
А14. Несмотря на постоянное использование растениями неорганических веществ, поглощаемых из почвы, запас их в почве не иссякает, так как происходит:
    обмен веществ 3) круговорот веществ смена биогеоценозов 4) саморегуляция

В1. Выберите несколько правильных утверждений. К газовой функциям живого вещества относятся следующие процессы:А. возвращению молекулярного азота в атмосферу бактериямиБ. усвоение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериямиВ. способность накапливать в клетках хвощей и осок определенное веществоГ. процесс дыханияД. накопление йода в клетках морской водоросли ламинарииЕ. аккумулирование химических веществ в клетках организмов

С1. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Назовите компоненты и границы биосферы.
С2. Дайте развернутый ответ на следующий вопрос.Каковы причины устойчивости биосферы?

Ключ ответов к тестам по биосфере.

номер вопроса

А1. Явления круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов, изучают на уровне

1) биосферном 3) популяционно-видовом

2) биогеоценотическом 4) организменном

А2. К антропогенным факторам относятся

1) осушение болот, вырубка лесов, строительство дорог

2) растения, бактерии, грибы, животные, вирусы

3) минералы, растения, соленость воды, распашка полей

4) температура воздуха и воды, атмосферное давление

А3. Одной из главных причин сокращения видового разнообразия животных в настоящее время является

1) межвидовая борьба

2) разрушение мест обитания животных

3) чрезмерное размножение хищников

4) возникновение глобальных эпидемий – пандемий

А4. Необходимое условие сохранения равновесия в биосфере

1) эволюция органического мира

2) замкнутый круговорот веществ и энергии

3) усиление промышленной и снижение сельскохозяйственной деятельности человека

4) усиление сельскохозяйственной и снижение промышленной деятельности человека

А5. В биосфере

1) биомасса растений равна биомассе животных

2) биомасса животных во много раз превышает биомассу растений

3) биомасса растений во много раз превышает биомассу животных

4) соотношения биомасс растений и животных постоянно изменяется

А6. Биосфера является открытой системой, так как она

А7. По В.И. Вернадскому кислород является веществом

1) живым 2) биокосным 3) биогенным 4) косным

А8. Верхняя граница биосферы находится на высоте 20 км от поверхности Земли, так как там

1) отсутствует кислород 3) очень низкая температура

2) отсутствует свет 4) размещается озоновый слой

А9. Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими, называется

1) гидросфера 2) литосфера 3) ноосфера 4) биосфера

А10. По определению В.И. Вернадского ведущая роль в создании ноосферы принадлежит

1) бактериям 2) растениям 3) космосу 4) человеку

А11. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается

1) на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы

2) в нижних слоях гидросферы

3) в верхних слоях атмосферы

4) в литосфере на глубине 200 м

А12. Поддержанию равновесия в биосфере, ее целостности способствует

1) сохранение биоразнообразия

2) вселение новых видов в экосистемы

3) создание агроэкосистем

4) расширение площади земель, занятых культурными растениями

А13. Развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства с учетом экологических закономерностей – необходимое условие

1) устойчивости биосферы

2) эволюции органического мира по пути ароморфоза

3) смены биогеоценозов

4) саморегуляции численности в популяциях

А14. Парниковый эффект в биосфере вызывает накопления в атмосфере

1) пыли 2) ядовитых веществ 3) углекислого газа 4) азота

А15. Устойчивость биосферы как глобальной экосистемы определяется

1) разнообразием ее видового состава

2) конкуренцией между организмами

3) популяционными волнами

4) закономерностями наследственности и изменчивости организмов

А16. Выделение в атмосферу оксидов серы, азота вызывает

1) уменьшение озонового слоя 3) выпадение кислотных дождей

2) засоление мирового океана 4) увеличение концентрации углекислого газа

А17. Необходимое условие устойчивого развития биосферы –

1) создание искусственных агроценозов

2) сокращение численности хищных животных

3) развитие промышленности с учетом экологических закономерностей

4) уничтожение насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур

А18. В преобразовании биосферы главную роль играют

1) живые организмы 3) круговорот минеральных веществ

2) биоритмы 4) процессы саморегуляции

С1. Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами. Приведите не менее двух причин.

С2. Какие последствия может иметь глобальное потепление? Приведите не менее трех причин.

Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»

Вариант 2

А1. В настоящее время наибольшие изменения в биосфере вызывают факторы

1) биотические 3) антропогенные

2) абиотические 4) космические

А2. Биосферу считают динамической системой, так как она

1) способна к саморегуляции 3) состоит из экосистем

2) способна изменяться во времени 4) связана с космосом обменом веществ

А3. Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ, в котором растения выполняют роль

1) разрушителей органических веществ 3) производителей органических веществ

2) источника минеральных веществ 4) потребителей органических веществ

А4. Основателем учения о биосфере является

1) В. Докучаев 2) Э. Геккель 3) В. Вернадский 4) Ч. Дарвин

А5. Нефть по В.И. Вернадскому является веществом

1) биогенным 2) живым 3) биокосным 4) косным

А6. Биосфера представляет собой глобальную экосистему, структурными компонентами которой являются

1) типы животных 3) популяции

2) биогеоценозы 4) отделы растений

А7. В биосфере биомасса животных

1) во много раз превышает биомассу растений

2) равна биомассе растений

3) во много раз меньше биомассы растений

4) в отдельные периоды превышает биомассу растений, а в другие нет

А8. Устойчивость биосферы обеспечивается

1) геомагнитными явлениями 3) атмосферными явлениями

2) хозяйственной деятельностью человека 4) круговоротом веществ

А9. Нижняя граница биосферы располагается в литосфере на глубине

1) 1 км 2) 8 км 3) 5 км 4) 3,5 км

А10. Биологическим круговоротом называется непрерывное движение веществ между

1) микроорганизмами и грибами

2) растениями и почвой

3) животными, растениями и микроорганизмами

4) растениями, животными, микроорганизмами и почвой

А11. К глобальным изменениям в биосфере, снижению плодородия почвы, вызванным воздействием человека, относят

1) эрозию и засоление, опустынивание

2) осушение болот

3) создание искусственных водохранилищ

4) известкование полей

А12. Загрязнение атмосферы оксидами серы и азота способствует

1) разрушению озонового слоя

2) разрушению структуры пахотного слоя

3) выпадению кислотных дождей и уничтожению лесов

4) вымыванию из почвы питательных веществ

А13. Расширение озоновых дыр приводит к

1) повышению температуры воздуха, частому появлению туманов

2) усилению ультрафиолетового излучения, вредного для здоровья

3) понижению температуры и повышению влажности воздуха

4) уменьшению прозрачности атмосферы и снижению интенсивности фотосинтеза

А14. Сохранению равновесия в биосфере способствует

1) создание новых сортов растений и пород животных

2) вселение новых видов в экосистему

4) внедрение в производство малоотходных технологий

А15. К глобальным изменениям в биосфере, связанным с гибелью многих организмов вследствие появления у них ряда отрицательных мутаций, может привести

1) парниковый эффект 3) вырубка лесов

2) таяние ледников 4) расширение озоновых дыр

А16. Глобальное потепление на Земле может наступить в результате

1) урбанизации ландшафтов

2) циклических процессов на Солнце

3) таяния ледников

4) парникового эффекта

А17. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации

1) кислорода 2) углекислого газа 3) сернистого газа 4) паров воды

А18. Как предотвратить нарушения человеком равновесия в биосфере?

1) повысить интенсивность хозяйственной деятельности

2) увеличить продуктивность биомассы экосистем

3) учитывать экологические закономерности в хозяйственной деятельности

4) изучить биологию редких и исчезающих видов растений и животных

С1. В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли? Приведите не менее трех особенностей.

С2.

Ответы к тесту

«Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»

Вариант 1

С1. Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами. Приведите не менее двух причин.

    При использовании мелкоячеистых сетей вылавливается много неподросшей рыбы, которая могла бы дать большое потомство.

    Травление или глушение взрывчатыми веществами – хищнические способы лова, при которых много рыбы гибнет бесполезно.

С2. Какие последствия может иметь глобальное потепление? Приведите не менее трех причин.

    Таяние льдов, подъем уровня мирового океана.

    Затопление больших площадей побережий, плотно заселенных людьми.

    Изменение климата и непредсказуемость погодных явлений.

Вариант 2

С1. В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли? Приведите не менее трех особенностей.

    В биосфере протекают биохимические процессы, проявляется геологическая деятельность всех организмов.

    В биосфере происходит непрерывный биогенный круговорот веществ, регулируемый деятельностью организмов.

    Биосфера преобразует энергию Солнца в энергию неорганических веществ.

С2. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин.

    Непосредственно повреждают органы и ткани растений.

    Загрязняют почву, уменьшают плодородие.

    Понижают продуктивность растений.

ВАРИАНТ 1

Задание А. выбери верный ответ

1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:

а) 77 км; б) 12,5 км; в) 10 км; г) 2 км.

4. Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется:

5. В Мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) в)

б) г) все перечисленные условия.

6. Живое вещество – это:

а) совокупность всех растений биосферы; в) совокупность всех живых организмов;

б) совокупность всех животных биосферы; г) нет правильного ответа.

7. К косному веществу биосферы относятся:

а) в) гранит, базальт;

б) вода, почва; г)

8. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:

б) 2 и выделять в атмосферу О 2;

9. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом:

а) да; б) нет.

10. Ноосфера – это:

а ) сфера прошлой жизни; в ) сфера будущей жизни;

б ) сфера разумной жизни; г ) правильного ответа нет.

  1. Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планеты. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли.
  2. Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.
  3. Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.
  4. Что такое почва?

Проверочная работа по теме «Учение о биосфере» ВАРИАНТ 2

Задание А. выбери верный ответ

  1. Биосфера – это:

а) Ж.Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э. Зюссом; г) Э. Леруа.

  1. Границы биосферы в гидросфере проходит на глубине:

а) 1 км; б) 2 км; в) 10 км; г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.

  1. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон

  1. В пустыне Уайт Сэндс (США) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; в) отсутствие элементов минерального питания;

б) концентрация соли свыше 270 г/л; г) все перечисленные условия.

  1. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И.Вернадский предложил назвать:

Правильного ответа нет.

  1. К биокосному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; в) гранит, базальт;

б) вода, почва; г) растения, животные, грибы, бактерии.

  1. Газовая функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2;

в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;

г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

  1. Биосфера – это глобальная нерегулирующаяся система, имеющая вход, но не имеющая выхода:

а) да; б) нет.

  1. Эжен Леруа:

а) создал учение о биосфере; в) предложил термин “ноосфера”;

б) предложил термин “биосфера”; г) был другом В.И. Вернадского.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

  1. Какие факторы определяют границы биосферы в атмосфере?
  2. Каковы основные функции живого вещества в биосфере? Раскройте сущность концентрационной функции.
  3. Какое вещество биосферы является косным? Приведите примеры.
  4. Почему фотосинтез считают процессом планетарного значения?

Проверочная работа по теме «Учение о биосфере» ВАРИАНТ 3

Задание А. выбери верный ответ

  1. Учение о ноосфере было разработано:

а) В.И. Вернадским; б) Э. Леруа; в) П.Тейаром-де-Шарденом; г) все ответы верны.

2. Учение о биосфере было создано:

а) Ж.Б. Ламарком; б) Ч. Дарвиным; в) Э. Зюссом; г) правильного ответа нет.

3. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

а) гидросфера; б) литосфера; в) атмосфера; г) биосфера.

4. Граница биосферы в литосфере на суше находится на глубине:

а) 100-200 м; б) 1-2 км; в) 3-4 км; г) 100-200 км.

5. Группа пассивно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

6. На склоне горы Мак-Кинли (Аляска) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; в) отсутствие элементов минерального питания;

б) концентрация соли свыше 270 г/л; г) все перечисленные условия.

7. Совокупность всех живых организмов биосферы называется:

а) косное вещество; б) биокосное вещество; в) живое вещество; г) биогенное вещество.

8. К биогенному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; в) гранит, базальт;

б) вода, почва; г) растения, животные, грибы, бактерии.

9. Окислительно-восстановительная функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2;

в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;

г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

10. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система, состоящая из совокупности всех экосистем планеты.

а) да; б) нет.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

  1. Какие факторы определяют границы биосферы в гидросфере?
  2. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие газовой функции.
  3. Какое вещество биосферы является биокосным? Приведите примеры.
  4. Как и почему с погружением в глубину меняется окраска водорослей?

Проверочная работа по теме «Учение о биосфере» ВАРИАНТ 4

Задание А. выбери верный ответ

  1. Биосфера – это:

а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами;

  1. Термин “биосфера” был предложен:

а) Ж.Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э. Леруа; г) правильного ответа нет.

  1. В каком ряду указаны только объекты биогенного вещества:

а) коралловый полип, вода, почва; в) ясень, почва, метеорит;

б) гумус, кислород, озон; г) вулканическая лава, метеорит, углекислый газ.

  1. Группа активно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

  1. В арктических пустынях фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;

в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

  1. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил называть:

а) жизнь; б) биомасса; в) живое вещество; г) правильного ответа нет.

  1. К живому веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; в) гранит, базальт;

б) вода, почва; г) растения, животные, грибы, бактерии.

  1. Энергетическая функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2;

в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;

г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

  1. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система, состоящая из совокупности всех экосистем суши планеты.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх