Язык родной, дружи со мной! Александр Шибаев: Язык родной, дружи со мной (илл.Вадим Гусев) Шибаев язык родной дружи со.

Легко, весело и непринужденно знакомят Александр Шибаев и Вадим Гусев маленького читателя с великим русским языком. Оказывается, речь, язык, слова, буквы могут вместе сложиться в увлекательную игру, и вовсе необязательно корпеть над ними, ломать голову, запоминая. Звучные, яркие строчки вместе с запоминающимися образными картинками легко, будто сами собой укладываются в голове. Читать их интересно не только детям, но и взрослым. Игра слов, своеобразные каламбуры, перепутанные буквы, которые превращают стихотворение в смешную нелепицу, все это надолго приковывает внимание читателя, дает ему возможность «распробовать речь», почувствовать, как слова перекатываются на языке, сменяют друг друга и образуют смысловые понятия. Здесь нет никакой натужности, вымученности, притянутых рифм и скучных концовок, а лишь ощущение, что язык живой; язык, с которым можно легко подружиться, стоит лишь начать читать:

«Посмотри на колесо-
И увидишь букву «О»

Чтобы «О» не укатилась-
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква «Ю»

Врач напомнил дяде Мите:
Не забудьте об одном!
Обязательно примите
Десять цапель перед сном

А для вещей
Что мягче всех,
Слова помягче:
ПУХ, МОХ, МЕХ»

На мой взгляд, это прекрасное подспорье и для малышей, которые только начинают свое знакомство с алфавитом, буквами, и для детей, которые приступили к самостоятельному чтению. Фразеологизмы, пунктуация, кругозвучие, перенос слов, ударные гласные — все эти понятия преподносятся очень доступно, в стихотворной форме, кажется, будто автор предлагает поучаствовать в увлекательной языковой игре. И отказаться от такой интересной игры в язык невозможно

Лилия Макалиева

Александр Шибаев: Язык родной, дружи со мной. Художник: Гусев Вадим Иванович. Детгиз, 2017

1 из 10







Художник: Вадим Гусев

Издательство ДЕТГИЗ, 2017 г.

Серия: Я читаю без запинки

ISBN: 978-5-8452-0294-9 все

Книга про буквы, в стихотворной форме. Эта книга, по моему мнению, нужна в каждом доме, где есть дети начиная с 3 - 4 лет.

Издана книга прекрасно! Плотная бумага, крупный шрифт.

А замечательные стихи Александра Шибаева сопровождаются не менее замечательными рисунками Вадима Гусева. Рисунки Вадима Гусева напоминают плакатную графику времен СССР.

Книга эта с историей.

Началась она в 1965 году с тонкой книжечки с книги «Буква заблудилась», в которой было всего 10 страничек +обложка. А в 1981 году вышла книга «Язык родной, дружи со мной». Александр Шибаев заканчивал ее уже в больнице и до издания не дожил. Вадим Гусев «доделывал» книгу сам, выступив еще и как составитель книги.

Книга разрослась - 128 страниц. В одной книге - четыре книги. После каждой книги еще есть Приложения.

Мне книга понравилась и по содержанию, и по исполнению.

Кстати сейчас можно купить тоненькие книжки из-ва «Речь» дуэта Шибаев - Гусев. Я предпочла купить сразу ВСЕ в одной книге! И практичнее и экономичнее.

Первая книга называется «Вот они какие» .

Тут рассказывается о буквах, особенностью их написания. Идеальна для деток, которые только начинают изучать буквы. Именно эту часть мы пока и читаем!

Стихи легко учатся и запоминаются.

Поглядите, поглядите:

Пять соседок в алфавите -

Буквы «Г», «Д», «Е», «Ё», «Ж» -

Все горюют о еже,

Вечно думают: "ГДЕ ЁЖ?"

Не утешишь,

Не уймешь...

или

«Н» надела поясок,

«И» надела поясок.

Буква «Н» надела ровно,

буква «И» - наискосок»

Вторая книга - «Буква заблудилась» .

Это уже для деток постарше. Это книга о том, как всего лишь одна буква может полностью изменить слово, перевернуть весь смысл, запутать.

Перепутанная буква выделена другим цветом, ребенок должен догадаться, какая же должна быть вместо нее на самом деле.

Мама с б очками пошла

По дороге, вдоль села…

Дочка - бочка.

Все легко и просто. Тем более что на странице, над стихотворением размещена подсказка - картинка.

Третья книга -«Волшебные слова» .

Это истории о том, что из одних и тех же слогов можно составить разные слова.

- Что молчишь?

- Когда я ем,

Я как рыба не м-не м-не м,

И позвольте мне не не

Пообедать в тишине!

Четвертая книга - «Ох, уж эта грамматика!»

Стихи о знаках препинания, предлогах, частице «не».

Вопросительный знак

Вечно думая

Над смыслом,

Изогнулся

Коромыслом…

Эта книга просто шедевр. Это, наверное лучший учебник русского языка, который я знаю!!! Даже я - взрослая тетка - узнала много нового для себя.

У каждого ребёнка должна быть такая книга!

"Как выросла эта книга?
Как все. Как вы. Как все.
Сначала она была совсем маленькая. В 1965 году (вы еще не родились) в ней было всего десять страничек да обложка и называлась она еще не "язык", а только - "буква". Полностью - "Буква заблудилась". С этой книжечки началась наша совместная работа с особенным поэтом Александром Александровичем Шибаевым.
Заканчивать ее пришлось уже мне одному.
Мне было очень интересно играть в язык, в такую большую, очень сложную игру, в которой столько нужно думать!
В эту игру играют знаками: знаками препинания, буквами, словами, которые складывают буквы, - все это знаки.
Во всякую игру играют по правилам. Правила надо знать. Кто не знает даже простых правил - над тем смеются. "Он (она, они) - смешной!" Нам весело - мы-то знаем, как правильно! Стихи Шибаева смеются с нами!
Я рисовал то, что хотел написать Александр Александрович. Он написал то, что интересно было нарисовать мне. Вместе опять же - весело!
И совсем весело - с вами. Всем вместе".
Вадим Гусев (автор рисунков к книге).
Для детей младшего возраста.

Характеристики

Автор Александр Шибаев
Иллюстратор Вадим Гусев
Жанр Для самых маленьких , Учимся писать
Издательство ДетГиз
Дата издания 2015
Кол-во страниц 128
Тираж 5000
ISBN 978-5-8452-0488-2
Формат страниц 10
Возраст
Переплет 7
Формат 60х90/8
Вес 628 г

Я сама научилась читать задолго до школы. Кажется, отдельные слова и короткие фразы я читала лет с 3.5 или 4, а в пять я уже точно читала толстые книжки. И охотно перечитывала толстую стопку тоненьких книжек.
К первому классу я знала наизусть кучу стихов, обожала книги.
И мне от мамы в наследство досталась если не абсолютная грамотность, то уж языковое чутьё точно.

Казалось бы, с уроком "русский язык" при таком раскладе должен был бы для меня быть лёгким и интересным.
Но - что-то в нашей школьной традиции в корне не так устроено с преподаванием родного языка.

Вот какие бы вы задачи ставили перед учеником, который уже неплохо владеет устной речью на каком-то языке, и умеет читать?
По идее - научиться грамотно и внятно излагать свои мысли письменно,
то есть овладеть письменной речью.

А что происходит в школе обычно?
Совсем другое, увы...

Много-много правил, которые надо заучивать наизусть.
Много прописей, списывания скучных текстов,
ошибок,
работы над ошибками.
Ужасно нудно и скучно,
никакого удовольствия, никакой изюминки.

Неужели же нельзя учить язык интересно?!

Пока дети только учатся читать - хорошо бы ввести какие-то бонусы для тех, кто уже хорошо читает. И какие-то интересные задания для них же. И возможность придумывать свои задания - для учителя, для родителей, для ровесников.
Обмен заданиями - всегда интереснее, чем необходимость делать всё как у всех.

Можно составлять свои кроссворды, загадки, анаграммы и ребусы.
А можно попробовать смешные сочинять фразы и целые абсурдные истории, в которых все слова начинаются на одну букву.

Пока дети только учатся писать от руки - хорошо бы разделять навык письма как навык выведения именно этих буковок, отдельно - грамотность - и отдельно содержание.
Если надо непременно всё оценивать, то пусть это будет 3 разные оценки:
-за каллиграфию
-за орфографию
-за смысл

Многие дети любят что-то придумывать и сочинять,
но им сложно самим записать то, что они придумали.
Для таких детей очень важна помощь взрослых, пусть дети сочиняют историю, а взрослый поможет её записать.
Детям важно видеть, как произнесённый ими звук становится буковками, и его можно потом перечитывать сколько хочешь.
(Некоторые дети любят сами рисовать картинки к своим историям, а другие любят устраивать из своей истории спектакль).
Есть прекрасная книжка Вивиан Пейли "Мальчик, который хотел быть вертолётом", так вот, там была традиция, что все дети в группе могут подойти к воспитательнице и рассказать ей свою историю. А потом было время, когда все эти истории зачитываются вслух - и разыгрываются по ролям.

Некоторые дети любят сами рисовать свои книжки,
при этом сами пишут и текст, и картинки.
Пусть в этих текстах половина букв пропущена, остальные написаны зеркально - не беда!
Зато в них есть сюжет, и иллюстрации - и на данном этапе это важнее.
Иногда для того, чтобы спровоцировать создание таких вот самодельных книжек, бывает достаточно сложить вдвое 3 листочка обычной бумаги, и сшить или сколоть степплером...

Некоторым детям нравится записывать смешные истории, сочинённые по кубикам story cubes

На уроках русского языка можно было бы вместе с детьми сочинять и записывать свои загадки.
Не народные загадки типа "сидит девица в темнице, а коса на улице", смысл которых городским детям, увы, мало понятен.
Нет, загадки, скажем, состоящие из нескольких прилагательных (как в игре "мягкий знак "),
например,
жёлтый, кислый, овальный?
жёлтый, сладкий, длинный?
серый, огромный, с большими ушами?
серая, маленькая, с длинным хвостиком?

И пусть ребёнок напишет "СХВОСТИКАМ", если мы его поняли, и смогли разгадать его загадку, то он молодец!
Не обязательно сразу исправлять все ошибки и опечатки, хотя можно подсказать, что "взрослые договорились это слово писать вот так".

Когда дети только учатся писать, то им нужны игровые задания, и чем больше они пишут (пусть с ошибками), тем лучше.
Сперва - только своё имя, когда подписываешь свою работу.
Потом - название рисунка.
А потом можно, скажем, играть в Доббль или Spot it Jr , каждому выдавать по две карточки, и просить выписать - какой зверь есть на обеих карточках.
Пусть он напишет МДВЕТ, но мы же поняли, про какого зверя идёт речь, да?

Потом можно попросить детей написать у себя в тетрадке три самые смешные - лично для него - фразы, которые у него получились при перелистывании страничек книжки-разрезалки .

Можно придумывать рифмы (например, по карточкам от игры "пакля-рвакля "), и потом сочинять нелепые стишки, и их записывать.

Жил-был тюлень,
его бодал олень,
Он сел на пень
и пел весь день.

Уверяю вас, сочинённую на уроке чепуху подобного рода дети запоминают куда быстрее, чем любые стихи из учебника...

Если вы хотите, чтобы дети списывали грамотный текст, то почему бы не предложить им выбор?
Кто-то будет списывать текст любимой детской песенки, а кто-то - выберет взрослые стихи.
Дети разные, но в большинстве своём они любят сами выбирать, а не только выполнять директивные указания.

Даже возможность выбора типа "спиши любые 8 строчек стихов из любой книжки дома, или из любого места учебника" куда лучше, чем "спиши упражнение № НН".

А потом надо постепенно научиться писать тексты - на самые разные темы.
Важнее ведь не умение грамотно списать текст,
и тем более - не умение наизусть рассказать правила орфографии.
Куда важнее уметь
-подбирать синонимы и антонимы
-понимать, что у разных текстов свой стиль
-уметь сочинить тексты в разном жанре

Многие ли взрослые могут этим похвастаться?
А ведь школу они все закончили, и на уроках родного языка просидели не час и не два...
Да только не учат этому в школе, увы.

Пока дети маленькие, им очень важно видеть свой прогресс, и любые игровые методики работают лучше, чем скучные и нудные задания "спиши текст и вставь пропущенные буквы"...

Можно вместе с детьми играть с буквами в мемори, используя азбуку "

Вчера случился фейл. Меня не приняли на работу.

Завалила тестовое задание. Должность, кою соискала - корректор нашей городской газеты. Все было очень быстро и позорно. Пришла в редакцию, получила «полосу», но такую, специальную. Увеличенную это раз, и с ашипками это два.

Прочитала быстро, отметила 4 или 5 ошибок. Человек, который со мной общался, посмотрел и буквально зарыдал. Потому что ошибок там было раза в два больше.

Ну да, чукча не читатель, чукча писатель. Рыдал человек, принимающий на работу, потому что уже в отчаянии - им сдавать полосу (на этот раз настоящую, реальную) через 15 минут в печать, ее вычитывали 5 человек по очереди, она после них нашла ровно 5 ошибок. Так что корректор нужен кровь из носа. Последняя надежда была на меня, т.к. по прочтению моего ФБ создалось впечатление, что «человек-то приличный, в ФБ пишет с запятыми». А я не оправдала:(

Но что радует - что все-таки где-то еще следят за уровнем, не берут таких «грамотных» на работу.

Все, конечно, «уходит», смывается из мозга стремительно. А где-то просто невнимательность. Думаю, если бы не торопилась вчера, зубами бы грызла, увидела бы еще несколько ошибок. Сама виновата.

Книга небольшая, увеличенного карманного формата, с две мои ладони. В принципе, влезет в любую сумочку. Полистать перед собеседованием отлично, хы-хы-хы.

Самые сложные и «противные» ошибки русского языка


Какие-то вещи не очень применимы, где взять 15 минут жизни на переписывание чужого текста, не представляю. К тому же у меня за 15 минут письма рука отвалится! Но все мы знаем, что «начитка» как раз работает - чем больше читаешь, тем выше твоя грамотность. Фотофиксация, ничего волшебного.


А вот на орфографию себя проверить тут же - отличное развлечение. Прямо как вчера.


Сложные правила простым языком

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх