Загадки про буквы, алфавит. Внеклассное мероприятие "звуки речи и буквы" Загадки на все звуки

Жила-была очень дружная семья.
Но, однажды, ссора в ней произошла.
И, из-за этой ссоры,
В книгах перепутались слова.
И вот, чтоб разрешить проблему,
Находчивая самая сестра порядок навести смогла.
И, с тех пор, первой в алфавите стала буква (А).

Ананас, арбуз и аист – очень разные слова.
Но, их одно объединяет: начинаются они на букву (А).

Эта буква начинает алфавит.
Да и слово это само начинается с нее.
Это буква (А).

В кабинете у врача,
При осмотре горла,
Произносим все всегда
Мы непременно букву (А).

Эта буква – важная.
Эта буква – азбуки начало.
Но зато в словах,
Очень часто мы ее перепутать
Можем с буквой О.
(буква А).

Слово «азбука» само начинается с нее,
Ею и заканчивается.
Да и азбука сама
Начинается, конечно, с буквы (А).

Тридцать три сестры в ряд стоят.
У каждой – место свое.
Догадались все уже,
Что речь об алфавите здесь идет?
А теперь, все мы дружно назовем,
Букву ту, что всех главней,
Так как первая в ряду!
(буква А).

«Ай, болит!» - сказала акула.
Ее вчера немного продуло.
И теперь у нее горло больное.
«Ай, болит!» - опять акула сказала.
«А ты позови Айболита!» - ответила ей обезьяна.
Вот и доктор подоспел,
И акуле он велел,
Чтобы горло осмотреть
Эту букву, рот открыв, пропеть.
Это буква (А).

Эта буква, хоть и в алфавите первая,
Но, зато, очень уж проблемная:
Не помню правило когда,
Я долго очень думаю,
Где букву О писать, где – (А).

Апельсин, айва, ангина,
Азбука и таблетка аспирина –
Что в них общего, друзья?
Конечно же, вы правы, -
Все эти слова начинаются на букву (А).

В мир букв и слов начиная свой путь,
С буквой этой самой первой
Ознакомиться ты не забудь!
Это буква (А).

На странице в азбуке,
Посвященной этой букве,
Найти мы сможем,
Рядом с ней изображенных,
И арбуз, и аиста,
Так как все они с этой
Буквы начинаются!
Это буква (А).

Мы эту букву произносим
На приеме у врача,
Если у нас больное горло.
И с этой буквы начинаем восклицание,
Когда нам очень больно.
Догадаться можно без труда,
Что эта буква – (А).

Буква эта в прятки любит так играть,
Что очень много правил придется изучать,
Чтоб знать нам, где О, а где ее писать!
Это буква (А).

Начинается с буквы этой азбука,
А еще, начинается с нее месяц весенний,
По счету – второй. (это буква А, месяц – апрель).

С нее акула начинается, и гроза ею кончается! (буква А).

Не стоит забывать нам никогда,
Что начинается наш алфавит
С буквы (А).

Другие загадки:

Картинка Буква А

Несколько интересных детских загадок

  • Загадки про Березу для детей с ответами

    Стоит беляночка-краса, На волосах ее роса. Сережки по весне одела. Всех птичек собрала умело. (береза)

ТЕМА: ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ.

(Внеклассное занятие)

1 класс

ЦЕЛЬ: Создание условий для того, чтобы показать детям роль звуков и букв, развивать умения различать звуки и буквы, воспитывать интерес к знаниям, желание познавать и обучаться.

Оборудование: рисунок корабля, скороговорки на карточках, игрушечный микрофон, карточки слов для рассказа А. Шибаева «Одна буква», два колодца(картинки), жетоны, тучки и солнышки для рефлексии.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.ОРГМОМЕНТ

Попробуйте угадать, о чем говорится в загадке:

« Его не видно, в руки не взять, но зато слышно» (звук).

А при помощи чего мы записываем звуки? Кто из вас знает?

«Сели на странички 33 сестрички.

Сели рядом- не молчат, нам загадки говорят.» (буквы)

Для чего человек придумал буквы?

2. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ.

Ребята, очень важно правильно произносить каждый звук в слове, ошибешься- получится новое слово, будет непонятно, о чем хотят сказать. Также и с буквами- написал неправильно букву, получилось новое слово, или вовсе даже и не слово.

Чтобы не было ошибок, надо тренироваться в произношении звуков, слов с трудными звуками, заучивать скороговорки. Они помогут избавиться от ошибок, от плохого произношения. Также важно, чтобы каждая буква стояла на своем месте, тогда будет понятно, что написано.

Многие часто путают звук и букву. Сегодня мы еще раз понаблюдаем, чем они отличаются, поучимся правильному произношению слов.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Все, что мы говорим, это речь. Какая бывает речь? (Устная и письменная)

Как мы их различаем? (Все, что мы говорим- это устная речь. Все, что читаем- письменная речь)

Покажите: - Как плачет ребенок? Как он удивляется?

Как кричит ворона? Собака? Какие звуки издают пчелы? Комар?

Видели ли вы произносимые звуки?

Значит звуки мы слышим и произносим. Чтобы звуки стали видимыми, для их обозначения придумали буквы, или значки. Вот они перед вами и мы уже многие из них изучили.

4. МИР ЗВУКОВ.

Сначала мы отправляемся в мир звуков. Что легко и правильно говорить, сделаем разминку: Упражнение «Зубная щетка»

Рот открыт. Чистим языком, как щеткой верхние зубки сверху вниз с внутренней стороны, нижние зубки- снизу вверх с внутренней стороны.

А)- Сегодня в школу пришла телеграмма: « Всем ученикам 1 класса В. Всем…всем…

Югославский писатель Душан Радович ищет матросов для корабля…(на доску корабль и название)

« Дети, вы слышали о корабле,

Самом прекрасном на всей земле?

Этот корабль называется так:

«Сангл-бангл-тингл-таг».

Спешите, спешите узнать поскорей

Строгий приказ министерства морей:

«Матросом на борт поднимается тот,

Кто быстро название произнесет»

Ребята! Внимание! Каждый из вас

Может попробовать хоть сейчас.

Только учтите: совсем не пустяк

Сказать без запинки «Санглбанглтинглтаг».

Кто может сказать «Санглбанглтинглтаг»,

Тот может поднять корабельный флаг,

Может прямо в Африку плыть,

И важничать, как заправский моряк,

На корабле «Санглбанглтинглтаг».

Попытаемся быть матросами этого корабля?

Поучимся произносить название корабля. Кто может один произнести?

Б) Вслед за телеграммой прибыл пакет, в котором оказались задания для проверки тех, кто пожелает служить на корабле.

Чтобы сними легко и быстро справиться,надо набраться сил и отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА

« От земного от причала оттолкнулся теплоход (встали)

Раз, два…

Он назад шагнул сначала (шаг назад)

Раз, два…

А потом шагнул вперед (шаг вперед)

Раз, два…

А потом поплыл по речке (волнообразное движение руками)

Набирая полный ход (ходьба на месте)

В) Итак, 1 задание: (за правильные ответы-жетоны, потом посмотрим, кто достоин быть моряком такого корабля)

«ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНЕСИТЕ ОТГАДКИ»

«У песочных ям, у горы крутой

Стоит великан с железной рукой.» (экскаватор)

«По асфальту едет дом, ребятишек много в нем,

А над крышей дома вожжи, он ходить без них не может» (троллейбус)

« У него два колеса и седло на раме.

Две педали есть внизу, крутят их ногами» (велосипед)

«ПОВТОРИТЕ ЗАГАДКИ»

Отгадки у этих загадок вы найдете и произнесете легко. Надо запомнить и повторить саму загадку и потом уже назвать отгадку.

« Телятки гладки привязаны к грядке.» (огурцы)

«Две сестрицы- мастерицы, друг дружке- помощницы.» (руки)

«ПОВТОРИ СКОРОГОВОРКИ»

1.Кашевар кашу варил, подваривал да не доваривал.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

2. А эти скороговорки повторите 3 раза: медленно, быстрее, очень быстро.

Архип осип, Осип охрип.

Гроза грозна, грозна гроза.

Милу мама мылом мыла.

Последнюю сказать с вопросительной интонацией, с чувством радости, сказать тихо, как будто это тайна и мы не хотим, чтобы ее услышал кто-то за дверью. (микрофон)

5. МИР БУКВ.

А) ФИЗМИНУТКА

Прежде, чем попадем в мир букв, проведем дыхательную гимнастику, это тоже важно для правильного произношения.

Упражнение «Свеча»

Встаньте, сделайте глубокий вдох носом, задержите дыхание и выдохните ртом, задувая воображаемое пламя свечи.

Упражнение «Ароматный цветок»

Представьте, что вы нюхаете ароматный цветок. Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержите дыхание. На -выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок»

Что бывает, если на место одной буквы встанет другая, можно узнать из рассказа А. Шибаева «Одна буква» Вот из него отрывок…

« Все началось с того, что Маша нарисовала ворону и начала писать «варона». (Слова на доску)

Я ей говорю:

Ты неверно написала. После В надо о, а не а. А Маша отвечает:

Ну, подумаешь, одна буква… Варона или ворона- какая тут разница? И так все поймут.

Тогда я сказал:

А ну-ка зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши букву т. Что получилось?

Смеется Маша:

Вот чудеса, получились ворота!

Поняла, - говорю, что значит одна буква?

А потом писатель сочинил для Маши несколько стихотворений. В каждом есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. И вот, что получилось:

« Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.»

Какое слово должно быть в стихотворении?

Какая буква встала не на свое место?

Вот, что получилось при замене. (Сом-дом)

Послушаем другие стихи и найдем в них слова с «заблудившимися буквами.

« Куклу выронив из рук. Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук

С длинными усами»

(Вопросы те же. Жук-лук)

«Жучка будку не доела:

Неохота. Надоело…» (булку-будку)

«На пожелтевшую траву роняет лев свою листву» (лес-лев)

Интересные изменения могут произойти со словом, если заменить одну букву другой: слово становится другим. И таких слов, которые отличаются лишь одной буквой, в русском языке много.

Б) ЗАМЕНИ ОДНУ БУКВУ

Замени одну букву так, чтобы получилось новое слово. (на доске)

бочка (точка, дочка, кочка, ночка, почка)

лапка (папка, шапка)

ум (ус, уж, ух)

кот (кок, кол, ком, кон)

коза (кожа, кора, коса)

В) ДВА КОЛОДЦА

Изображены 2 колодца, рядом стоят ведра, которыми можно достать воды из этих колодцев. Выберите ведро так, чтобы буква на нем подошла к тем, которые написаны на срубе. У вас должно получиться по 4 разных слова, отличающихся одной буквой. Будьте внимательны, не перепутайте ведра.

М к л к

Б к с к

Р к У- А б к

Л к ж к

Вы убедились, что одна буква может творить чудеса, превращать одно слово в другое.

Г) СОСЧИТАЙ КОЛИЧЕСТВО БУКВ И ЗВУКОВ В СЛОВАХ.

Прокомментируйте свой ответ.

Ел (2б.3зв) яд (2б.3зв) знает (5б.6зв) пень (4б.3зв) коньки (6б.5зв)

6. ИТОГ

Считаем жетоны, выбираем победителей.

Всем спасибо за вниманье.

За задор и добрый смех.

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех.

Нам урок заканчивать пора!

И я,надеюсь, что теперь

Вы стали немножечко умней.

Узнали вы много слов смешных

И много всяких всячин

И если вы запомнили их,

Не зря ваш день потрачен.

Кому было интересно на занятии, все понятно-

прилепите рядом с кораблем солнышко. Кому было скучно, многое не понятно- тучку.

Список использованных источников:

    В.Волина «Веселая грамматика», «Знание», Москва 1995г.

    Н. Пикулева «Слово на ладошке», Москва,»Новая школа»1994г.

    В.Волина «Праздник букваря», Москва, 1995г.

    4. С.Н. Подгорная, О.В.Перекатьева «Тематические недели в начальной школе»,изд. «МарТ», Москва-Ростов-на-Дону,2004г.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх