Какими они были. И

Скампавея (полугалера) - быстроходная легкая военно-гребная галера XVIII в. В русском флоте петровского времени использовалась для разведки, перевозки войск, высадки десанта и абордажного боя в шхерах, а также для буксировки парусных кораблей в штиль.

Конструкция

В переводе с итальянского «скампавея» - «убегающая от опасности», «неуловимая». Заимствована у итальянцев. Представляла собой уменьшенную на 30-40 % венецианскую галеру.
Скампавеи имели длину 36,6 - 39,6 м, ширину 4,8 - 5,5 м и небольшую осадку. Эти суда были одно- и двухмачтовыми, с косыми парусами, имели до 18 пар весел и могли вместить до 150 человек. Их вооружение составляли три-шесть 12-фунтовых пушек и 16-20 басов (1-2-фунтовые фальконеты).
Так как судно было не очень большое, то 18 весел позволяли передвигаться по тем временам с большой скоростью. Это обеспечивало возможность отрыва от догоняющего более мощного судна противника, а также для быстрейшего захвата противника, пересекшего границу государства. Если ветер был попутным, использовали треугольные паруса на двух мачтах.

Боевое применение

В России скампавеи были построены и использовались только во времена правления императора Петра I с 1700 по 1725 г.
Первая русская скампавея была построена для Балтийского флота на Олонецкой верфи в 1703 г. Всего в 1-й четверти ХVIII в. было построено около 300 скампавей. Русские скампавеи были лучше приспособлены для действий в шхерах Финского залива, чем большие шведские корабли, что сыграло определенную роль в победе России над Швецией в Северной войне 1700- 1721 гг.

27 июля (7 августа) 1714 года русский флот в составе 99 галер и полугалер под командованием генерал-адмирала графа Ф.М.Апраксина (авангардом командовал Петр I) одержал первую крупную морскую победу над шведами в Гангутском сражении, а 27 июля (7 августа) 1720 года 66 гребных судов под командованием генерала М.М.Голицына одержали не менее славную победу у острова Гренгам.

ПЕРВЫЕ ГАЛЕРЫ РОССИЙСКОГО ФЛОТА

Е. С. Булдаков удк 629.5(091)

Галера принадлежала к классу парусно-гребных судов и состояла на вооружении флотов государств Средиземноморского бассейна более 1200 лет. Надо сказать, что на вооружении своих флотов галеры имели Англия, Голландия и Швеция. В последнем десятилетии XVII века военная галера появилась в русском флоте и задержалась в нем почти на 100 лет.

Появление галер было связано с начальным периодом образования регулярных военно-морских сил нашего государства. В ходе подготовки Петром I второго азовского похода, начавшейся осенью 1695 г., было задумано построить 22 военные галеры. Их детали изготовлялись по деталям натурного образца - голландской галеры. Эта галера была заказана царем в Нидерландах в 1694 г. с целью использования ее на торговом пути Волга-Каспийское море. Сохранилась выписка из письма секретаря царя думского дьяка А. Виниу-са государю от 9 июля 1695 г., содержащего сведения о посылке в Россию из Голландии галеры с перечнем припасов. Она была приобретена по заказу Петра I амстердамским бургомистром Н. Витце-

Фрагмент гравюры А Шхонебека «I

ном и в разобранном виде отправлена морем в Архангельск, а для ее сборки на месте был командирован «нарочный человек». В приписке к документу говорилось, что модель этой галеры послана на отдельном корабле представителю Торгового дома Нидерландов в Архангельске Д. Гартману (Хартману). Царь же, получив известие об отправке галеры, 30 июля 1695 г. написал А. Виниусу из Азова, приказав галеру (по прибытии), не собирая, немедленно везти в село Преображенское. Что и было сделано в начале января 1696 г. Послужив образцом при строительстве 22 галер, она также была введена в строй, став 23-й галерой азовской галерной эскадры под флагом командующего Азовским флотом адмирала Ф. Я. Лефорта.

Что собой представляла эта галера, каковы были ее главные раз-мерения - длина, ширина и глубина интрюма? На первую часть вопроса в полной мере ответить не удастся никогда - модель утеряна. Что касается размерений галеры, то начальные сведения о них находим в двух изданиях по истории русского флота. В первом - «История русского флота. Период Петровский. 1672- 1725» (автор К. Г. Житков) - эти параметры измерены в саженях. Во втором - «История русского флота. Период Азовский. Приложения» (автор С. Елагин) - приводится целый набор параметров галеры (в футах). Об одной и той же галере говорят авторы? С. Елагин в приложении к своей истории русского флота приводит литографию Р. Гундризера: «Изображение галеры, построенной по заказу Петра в Голландии в 1695 году» (с модели, хранящейся в Гааге). К. Г. Житков говорит о галере, изображенной на гравюре А. Шхонебека «Русский флот под Азовом. 1696 г.»

Судя по изображениям, которые приводят авторы, говорят они о разных судах. С. Елагин - о военной 17-баночной галере, К. Г. Житков - о торговой галере, подтверждением чего служит отсутствие на ней ка-штеля (полубака) - неотъемлемой принадлежности только военных галер. Торговые галеры полубака не имели, что позволяло в случае необходимости вооружать их мортирами. Кстати, этот признак был характерен для азовских галер и более позднего времени, о чем говорит их артиллерийское вооружение.

С. Елагин, собрав об Азовском периоде истории русского флота бесценные материалы (в том числе и сведения об образцовой галере), их не использовал и сделал ссылку на другую 17-баночную военную галеру постройки XVIII в. Она представлена и на сайте Национального музея в Амстердаме. Среди голландских исследователей нет единого мнения по поводу этого судна. Одни считают, что это модель серийной галеры, построенной в Амстердаме для царя Петра в 1721 г., вторые - моделью для подношения Петру в

СУДОСТРОЕНИЕ 2"2011

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И ФЛОТА

Галера 1696 г. (Житков К. Г. История русского флота. Период Петровский. 1672-1725 гг. СПб.,1912)

качестве подарка, но оставшейся в Амстердаме, поскольку не была закончена до кончины царя. О вероятности последней версии говорит большое количество резьбы по дереву - очень дорогого удовольствия. Есть сведения, что образцовая галера имела деревянные резьбовые украшения в виде человеческих фигур («личин») на кормовой надстройке и балясинах перил, но значительно скромнее приводимых на модели, что вполне соответствовало правилам украшения резьбой коммерческих галер голландского флота того времени.

В конце XVII века русские плотники для измерений пользовались аршином (0,68 м). Для измерений применялся также мерный наугольник, тесно связанный со средними размерами человеческого тела. Его сторона, равная 1,76 м (рост), называлась мерной маховой саженью («распахнутые руки», чаще, «ручная») и вместе с 3-аршинной саженью (2,04 м) использовалась плотниками при строительстве судов, например, стругов. Ручной саженью измеряли длину, а 3-аршинной - ширину: «а длина тем всем стругам в ручных саженях, а поперечь в 3-аршинную сажень». В росписях 1697 г. встречается еще одна единицу измерения длины - сажень, равная 5 ногам. Да, такая единица была знакома нашим плотникам, как и пальцы, вершки, пяди, великие пяди, локти. Все они вытекали из мерного наугольника. Например, если

стороной наугольника была пядь, то его диагональю была нога. «Пяти-ножная сажень» применялась при заготовке леса для строительства галер. Сведения о древней русской ноге (0,359 м) позволили приблизить «пятиножную сажень» к ручной сажени.

Теперь становится очевидным, что галера К. Г. Житкова имела длину 21 русскую сажень (37 м), ширину около 5 (9 м) и глубину интрюма около 2 (3,5 м). Размерения галеры, приведенные С. Елагиным, были следующими: длина 125 футов, ширина около 30 футов, глубина интрюма около 12,5 футов. Размеры галер у обоих авторов будут идентичными

только в том случае, если С. Елагин измерял параметры галеры в старых английских футах (0,297 м), применявшийся в русском судостроении до 1835 г. Так оно и есть! И размеры эти принадлежат упомянутой выше 17-баночной галере.

Размеры первых галер были продиктованы размерами образцовой галеры в амстердамских футах (0,283) и зафиксированы в московском судном Владимирском приказе и фигурировали в заданиях на заготовку леса для галер: длина - «125», ширина - «25». В отношении глубины интрюма разговоры не велись. Однако указывалась осадка: «галера в воде ходу имеет 5 ног». Известно, что 17- и 18-баночные галеры из состава азовского «морского каравана» имели осадку 3 аршина (2,04 м). В описях 1697 г. находим, что галера адмирала Ф. Я. Лефорта была 14-баночной (28 сиделок), т. е. более легкой, и можно предположить, что номинал осадки «5 ног» принадлежал также ей и равнялся 5 футам, или 1,4 м. Высота безопасного надводного борта галеры такого класса была не больше 2 футов (0,6 м) В этом случае глубина интрюма ее была не ниже 7 футов (2 м). Длина же голландской галеры равнялась 125 футам (35,4 м), а ширина - 25 (7,1 м). Ошибка упомянутых авторов в определении ширины галеры состояла в том, что они давали ее значение «в гребле».

Конструктивная особенность галер - вынос за борт кронштейнов (бакаляр) для установки на их концах

Галера на литографии Р. Гундризера (Елагин С. СПб., 1864)

История русского флота. Период Азовский.

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И ФЛОТА

СУДОСТРОЕНИЕ 2"2011

гребных балок (постиц). В районе мидель-шпангоута он составляет 2- 2,5 фута (ширина постичного моста). В этом случае ширина галеры «в гребле» равнялась 20 футам (5,7 м). Судя по отношению ширины галеры к ее длине (1:5), образцовая галера имела хорошую управляемость - важное для галер морское качество. Из-за отсутствия должного опыта у русских мастеров первые галеры русского флота получались «разновеликими». Так, с размерениями образцовой галеры удалось сделать только шесть судов. Из остальных - две были 15-баночные, три - 16, четыре -17-баночные (среди них «царева» галера «Принципиум») и шесть галер были 18-баночными. Сделана была и самая малая 13-ба-ночная галера.

Самое тяжелое вооружение имела галера государя - пять мед-

ных корабельных пушек: одна 30-фунтовая и четыре 3-фунтовые пушки общей массой около 6 т. Самое легкое вооружение несли две 14-баночные галеры - по одной 2-фунтовой куршейной пушке и по две - 1-фунтовые. Галера Ф. Я. Лефорта имела 5-фунтовую куршей-ную пушку и две 2-фунтовые пушки общей массой 1,3 т. Все галеры были вооружены погонными медными пушками на корабельных станках. Что касается фальшбортной артиллерии, то она была малочисленна и пестра. Главной ударной силой абордажного боя были ручные гранаты.

Даже поверхностная оценка позволяет сделать вывод, что все галеры «морского каравана» были не хуже образца. Это позволило обеспечить успешное выполнение боевой задачи по блокированию с моря крепости Азов.

Первые галеры прослужили недолго. Их строили в большой спешке из сырого дерева, при эксплуатации полностью отсутствовали необходимые навыки. Большинство не осознавало важность того огромного дела, которое затеял Петр I, создавая флот.

Литература

Елагин С. История русского флота. Период Азовский. Приложения. Ч. 1. СПб., 1864. Елагин С. История русского флота. Период Азовский. СПб., 1864.

Житков К. Г. История русского флота. Период Петровский. 1672-1725 гг. СПб., 1912. Калинина Е. История г. Воронежа. Вор. обл. изд. 1941.

Петрушевский Ф. И. Общая метрология. СПб., 1849.

Каменцева Е. И. Историческая метрология. М., 1957.

Висковатов А. Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходство вообще до конца 17 столетия. 2-е изд. М., 1946.

Дремлюг В. В. От локтя до метра. СПб.: Географ, 2003.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ В РОССИИ (СЕРЕДИНА XIX-НАЧАЛО XX ВЕКА)

В. В. Козырь, председатель секции истории

при ЦП РосНТО судостроителей им. академика А. Н. Крылова,

e-mail: [email protected]_w ^(да1)

Сложившаяся к 40-м годам XIX века система организации управления кораблестроением не удовлетворяла насущным потребностям флота, переходившего от парусов к паровой машине. Многоступенчатость и расплывчатость функций подразделений Кораблестроительного департамента, а зачастую и некомпетентность руководителей в но

Средиземноморская галера XVI века

Галера - низкобортное гребное судно с палубой, в основном, не по всей длине, с удлиненным корпусом (отношение длины к ширине у купеческих галер около 5:1, у военных - около 8:1), с хорошими ходовыми качествами под веслами. Скорость хода галеры под веслами доходила до 8 узлов. Галера имела парусное вооружение, применявшееся в небоевой обстановке. Во время боя галера приводилась в движение только веслами. Для несения парусов на галере устанавливалось от одной до трех мачт. Паруса латинского типа крепились к реям, длина которых иногда достигала длины корпуса. Главная мачта проходила сквозь палубу и прочно крепилась к килю и корпусному набору. Носовая и кормовая мачты крепились только к палубе. Кормовая мачта чаще всего использовалась для несения флага.

Палуба галеры имела форму свода, и под ней в трюме размещались провизия, вода и снабжение для ближнего плавания. Выше палубы по середине корпуса с носа до кормы шел помост - куршея . По сторонам куршеи с каждого борта располагались скамейки (банки) шириной 0,3-0,5 метра. В большинстве случаев на каждое весло приходилось от 3 до 5 гребцов. Ногами гребцы упирались в специальный брус. Валки весел наполняли свинцом для уравновешивания. К валкам крепились скобы по числу гребцов. Длина весел доходила до 12-15 метров, из которых 9-11 метров выступали за борт.

Корпус галеры имел развал борта у палубы для использования длинных весел без увеличения ширины судна. Борт имел выступ, образуемый рядом поставленных по длине корпуса кронштейнов, которые соединялись продольной доской. По краю этого выступа шел продольный брус (постис), на котором крепились уключины весел. В кормовой оконечности на петлях ахтерштевня навешивался руль.

Галеры получили широкое распространение на Средиземном море, где частая безветренная погода в летние месяцы затрудняла плавание судов, оснащенных одними парусами. В Атлантическом океане галеры встречались редко. Они мало подходили для использования на огромном морском пространстве в условиях, когда сильное волнение и неблагоприятная погода являются скорее правилом, чем исключением.

Купеческие галеры , используемые в древние века для перевозки ценных грузов, имели глубокий, округлый корпус. Более легкие военные галеры были плоскодонными, с длинным и узким корпусом. В бою они применялись для быстрого (со скоростью до 7-8 узлов) броска на короткое расстояние, чтобы протаранить вражеский корабль или подойти вплотную к нему. В морских сражениях на Средиземном море примерно с 850 года до н.э. и до XVI века галеры были наиболее часто используемыми военными кораблями. Последний раз их использовали во время русско-шведской войны 1809 года.

Начальник гребцов (комит) находился на корме рядом с капитаном. Два его помощника (подкомита), вооруженные бичами, размещались один в середине куршеи, другой в носовой части. Начало хода комит, после команды капитана, объявлял свистком, что немедленно повторялось подкомитами. Гребцы, носившие общее название шиурма, должны были одновременно браться за весло, так как запаздывающий, помимо удара бичом, получал еще удар веслом от сидящего сзади гребца.

Гребля - трудное дело. От равномерного движения весел зависит скорость хода судна. Поэтому на галерах имелись музыканты, задававшие ритм работы.

Галеры Древних веков (до 500 год н.э.)

Минойцы и морские люди использовали галеры без палубы с округлыми корпусами. Греческие и римские галеры - прямые, с угловатыми концами и высоко поднятым носом - первоначально появились на севере, у моряков Эгейского моря.

Воины-ы а - такие как Одиссей и Менелай - плавали в легких галерах без палубы, которые были сравнительно низкими и узкими. Самая малая галера, примерно 50 футов длиной, имела 20 весел (по 10 на каждой стороне).

Пентеконтер - галера, которую чаще всего использовали для перевозки войск, имела 50 весел, ее длина достигала 125 футов. Такие галеры оснащали единственным прямоугольным парусом, наклоненным к рею, на мачте посредине корабля, которую можно было поднимать или опускать.

Примерно к 700 году наибольшее распространение получили два различных типа галер. Купеческие галеры - длиной около 150 футов - были глубокими и сравнительно широкими, с округлым корпусом. В противоположность этому, военные галеры были низкими и узкими - длина их примерно в 10 раз превышала ширину - имели малую осадку и плоское дно. Из транспортного средства они превратились в торпеду, управляемую людьми, которая пробивала корпус вражеского корабля.

В отличие от военных моряков, пираты стремились захватить, а не потопить свою добычу. Они быстро подплывали к кораблю и зацеплялись за его борт. Для этого они использовали специальные галеры, уже и быстрее купеческих, но вместительнее военных и с более высокими мореходными качествами.

Чтобы выдержать удар при пробивании корпуса корабля, военные галеры строили из прочных материалов, размещая палубу примерно на два фута выше гребцов, вдоль планшира. Такая приподнятая палуба привела к появлению у греков и финикийцев дирем , галер с двумя уровнями или рядами гребцов. Вскоре гребцов верхнего ряда стали размещать вдоль планшира, а гребцы нижнего ряда работали веслами через отверстия в корпусе галеры. Весла двух рядов располагали в шахматном порядке, так что каждая верхняя пара весел находилась между двумя нижними. При этом поднятую палубу можно было использовать как удобный участок для боевых действий.

В 600-х годах н.э. кораблестроители сделали следующий логический шаг и сконструировали трирему (триеру) , то есть галеру с третьим рядом гребцов. Трирема, отличавшаяся высокой маневренностью и способностью быстро развивать высокую скорость для тарана вражеского корабля, имела очень изящную, стреловидную форму и крайне мало свободного пространства. Поликрат Самосский , занимавшийся пиратством в пределах Эгейских островов, в 525 году создал первую флотилию трирем. Но купцы и морские разбойники, ходившие в дальние рейсы, предпочитали пользоваться более просторными пентеконтерами.

В 323 - 31 годы до н.э. строили очень крупные галеры, называемые полиремами . Ряды гребцов в таких галерах располагали разными способами. Большое количество гребцов на супергалерах позволяло значительно расширить палубу и размещать на ней больше воинов и катапульт. При этом опытных гребцов использовали лишь на концевых веслах; от прочих требовалась простая физическая сила.

Предназначенные для сражений с другими кораблями на ограниченном участке боевых действий, триремы и супергалеры были непригодны для плавания в открытом море. Они требовали крупных затрат на управление и, кроме того, практически не имели места для хранения воды и продуктов питания. Из-за малой осадки, плоского дна и значительной тяжести гребцов и воинов такие галеры всегда отличались неустойчивостью и часто опрокидывались. Древние военные корабли, как правило, не отходили далеко от берега и не вели боевых действий в зимние месяцы.

Эти недостатки военных галер делали открытое море неконтролируемым «ничейным» пространством. Самое удивительное, что пиратам, которые случайно встречались с военной галерой, почти всегда удавалось спастись (Тимоклес был, по-видимому, единственным пиратом, захваченным в открытом море). Такие пираты, как Никандр , легко уходили от греческих и римских военных кораблей. А если они решали вступить в бой, то группа небольших пиратских кораблей буквально со всех сторон набрасывалась на относительно неповоротливые и тяжелые военные галеры.

Лишь остров Родос имел специальный антипиратский флот, в котором тяжелые галеры были заменены более быстроходными тримиолами . Римляне продолжали использовать военные корабли, непригодные для уничтожения пиратов в открытом море, поэтому в борьбе с пиратами им приходилось посылать армии для нападения на пиратские убежища Лигурии, Иллирии, Крита и Киликии. С пиратством в древние века удалось покончить лишь тогда, когда Гней Помпей собрал значительные силы, одновременно атаковал их на всем побережье Средиземного моря.

Морской флот Римской империи, созданный в 31 году до н.э., предназначался для связи и перевозок. В нем не было тяжелых военных кораблей, лишь триремы и либурны , построенные на основе конструкции пиратских судов. Но такой флот мог противодействовать пиратству лишь до тех пор, пока римские армии контролировали побережье и уничтожали возникающие убежища пиратов. После 250 года н.э., когда римские сухопутные силы стали гораздо слабее, пираты Черного моря легко прогнали римский флот в Эгейское море.

Галеры Средних веков (500 - 1500 гг.)

До XIII века товары начали перевозить на первых парусниках с округлым корпусом. В качестве военных кораблей галеры продолжали использовать лишь государства, достаточно богатые, чтобы укомплектовывать их большим количеством гребцов. В Х веке византийский флот имел много быстроходных дромонов с двумя 25-весельными рядами, по одному человеку на каждую пару весел. Самые крупные дромоны имели длину около 130 футов, а ширину примерно 18 футов. Флотилии арабских пиратов, таких как Лев Триполийский , также имели галеры, но их конструкция неизвестна.

Примерно в 1250-е годы Венеция и другие итальянские города-государства стали строить «большие галеры» для торговых и военных целей. Скамьи для гребцов в этих галерах размещались на одном уровне, на каждой скамье сидели три гребца. В зависимости от конкретной конструкции галеры, либо каждый из них греб собственным веслом, либо все трое гребли одним веслом. Аналогичные галеры стали строить во Франции, Испании и Оттоманской империи, позднее, в XVI веке, они превратились в военные галеры.

Византийские флотилии состояли главным образом из легких и быстроходных кораблей для связи и шпионажа за противником. Они назывались галеа и приводились в движение, одним рядом весел. Галеры также использовались христианскими и мусульманскими пиратами, которые устанавливали на них треугольный парус, как на галеотах берберских ов. Быстроходные весельные суда использовали и рыцари острова Родос, хотя для военных целей они включали в состав своего флота одну или более «больших галер».

Галеры нового времени (1500 - 1800 гг.)

В XVI веке Оттоманская и Испанская империи строили большие флотилии галер. К флоту Испании, кроме того, часто присоединялись менее крупные эскадры Венеции и других дружественных итальянских городов. Империи Средиземного моря начали перестраивать свои военно-морские силы. Это было связано и с изменением военной тактики, вследствие появления пороховой артиллерии . На галерах нового времени размещали тяжелые пушки, а также поворотные орудия на платформах в носовой части корабля. Теперь с помощью галер пытались не протаранить корабль противника, а нанести ему серьезные повреждения, затем подойти ближе и взять на абордаж.

Военные галеры предназначались для уничтожения вражеских кораблей, транспортировки войск и бомбардировки укрепленных пунктов. Они имели одну палубу и один ряд весел с 21-27 скамьями и, по крайней мере, тремя гребцами на скамье. Венецианские военные галеры были быстроходными и обычно имели длину 140 футов, ширину 17 футов, а высоту 5 футов. Испанская и оттоманская империи имели более крупные и прочные галеры с большим количеством гребцов. Кроме гребцов, на галерах находилось 30-40 моряков, солдат и канониров.

Вооружение галер постепенно совершенствовалось и увеличивалось. Если в XV веке артиллерийские орудия устанавливались только на баке, то в XVI веке их стали размещать также на корме и по бортам. На баке галер большей частью ставили 50-фунтовую пушку (19 см), по сторонам от нее - по две кулеврины, а рядом по одному 3-фунтовому (6 см) фальконету . На кормовой платформе помещался фалькон, а на самой корме 12-фунтовая (11 см) сакра. На рострах устанавливался на козлах пассаволянт, а по бортам - по одному 30-фунтовому (16 см) камнемету, по одной сакре и по два аспика.

Вопреки расхожему мнению, галера была очень дорогим судном и не могла использоваться очень часто, берберские корсары и христианские пираты имели в своих флотилиях несколько галер. У мальтийских рыцарей было 3-5 галер, у рыцарей ордена Святого Стефана - 3 или меньше. Алжир, крупнейшее берберское государство, редко имел более шести галер одномоментно. Их использовали только для обороны и наиболее масштабных операций. Христианские и мусульманские пираты обычно плавали на легких, быстроходных судах, приводимых в движение веслами и парусами.

Галеры составляли основу испанских флотилий в экспедициях против Алжира и Туниса, но оказались крайне неэффективными в борьбе с пиратами. Любой галиот, бригантина или тартана Северной Африки могла без труда обогнать испанскую галеру. Венецианские галеры в Адриатическом море иногда догоняли, но редко побеждали пиратов. Оттоманские галеры были также бессильны против действий христианских морских разбойников.

К началу XVII века товары перевозили главным образом английские и голландские корабли, отгонявшие берберские галиоты бортовыми пушками. Моряки северных стран ходили в Средиземное море и как пираты. Некоторые из них помогли североафриканским странам построить крупные парусники. С этого времени во флотилиях берберских государств появились военные суда с парусами. Но они по-прежнему больше полагались на галиоты и аналогичные корабли, которые вполне подходили для захвата купеческих судов, осуществлявших прибрежные перевозки товаров.

Гребная команда галеры состояла из трех разрядов людей: каторжники, невольники и добровольцы. Первых, приговоренных по суду за какие-нибудь преступления, держали постоянно прикованными за ногу и никогда не спускали на берег. Невольников набирали из турок, мавров и негров, купленных или взятых в плен. Им, как и каторжникам, брили голову, но оставляли клок волос на темени. Невольников также держали прикованными. Добровольцы состояли из освобожденных каторжников или из искателей приключений. Они получали жалование. Их брили, но оставляли усы. На ночь их приковывали, а днем они свободно ходили с колодкой на ноге. У весел они сидели вместе с прочими. Очень часто каторжникам и невольникам надевали на шею закрепленный на тесьме кляп, которым до начала боя затыкали рот, чтобы получивший рану гребец не кричал. Если судно тонуло, то все прикованные гребцы погибали вместе с ним.

При комплектации гребцов старались набирать людей разных национальностей с тем, чтобы им сложнее было договориться между собой и поднять восстание. Однако бывало и так: в 1621 году эскадра турецких галер готовилась выйти из Стамбула в Средиземное море. Команды пополнили гребцами из числа военнопленных и, очевидно, по недосмотру на одну из самых быстроходных галер «Летающий лебедь» попала большая группа славян. Первую остановку эскадра сделала в порту Митилини на острове Лесбос. Пока пополняли запасы воды и продовольствия, начался шторм и командующий эскадрой Касим-бей решил переждать непогоду. При этом он с частью янычар перебрался на берег. На борту «Летающего лебедя» осталось 220 гребцов и 80 солдат. В целях безопасности (по старому морскому правилу - корабли во время шторма бойтесь берегов) галеру поставили на рейде на якорях. Еще в Стамбуле у невольников возникла мысль о захвате корабля, и они стали готовиться. Соблюдая большую осторожность, подпилили цепи кандалов и ожидали только удобного случая. Стоянка на рейде, вдали от других галер, давала надежду на успех. Восстание возглавил поляк Марек Якимовский . Оружием восставшим служили разбитые кандалы. Неожиданность способствовала успеху - часть янычар сложила оружие, часть бросилась в воду в надежде доплыть до берега. Гребцы немедленно обрубили якоря и дружно налегли на весла. В погоню были посланы три галеры, но жажда свободы удесятерила силы бывших рабов, и турецкий флот потерял одну из лучших галер. Мятежное судно пришло вначале на остров Родос, а затем в Мессину и Палермо. Дальнейшая судьба гребцов неизвестна, а галера перешла в собственность неаполитанского вице-короля.

Галерные фрегаты (весельные фрегаты)

Европейский (часто - английский) корабль с ровной палубой, приводимый в движение в основном с помощью парусов, но снабженный бортовыми отверстиями для весел, позволяющими повышать скорость в случае необходимости. Его можно назвать также «фрегатом со встроенной галерой». Галера имела такую же оснастку, как и фрегат, но ее палуба находилась на одном уровне по всей длине корабля. У типичного фрегата ют и бак располагались на четыре-пять ступеней выше главной палубы.

Несколько купеческих галер, торговавших с Северной Америкой и Западной Африкой, были захвачены пиратами. В 1696 году Уильям Кидд на «Приключении» подошел к Мадагаскару и встретился с британским военным кораблем. Корабль Кидда спасся, уйдя на веслах в безветренный вечер.

На рубеже XVIII-XIX веков в русском Балтийском флоте числился 21 весельный фрегат.

Келес - небольшая быстроходная галера с прямым носом, одним рядом скамей для гребцов и, по крайней мере, одним парусом. Активно использовался пиратами на средиземноморье в IV-I веках до н.э. Несмотря на весьма небольшой трюм, греческие пираты часто пользовались келесом, отдавая ему предпочтение из-за быстроходности. Часто келес импользовался для срочной перевозки товаров (часто скоропортящихся или особо ценных).

Русские галеры

Первая в России галера была построена и спущена на воду в Астрахани в 1670 году. Весной 1696 году на Преображенской верфи была собрана двухмачтовая 16-баночная («банка» - сидение для гребцов) галера «Адмирал Лефорт» из деталей, доставленных в Россию из Голландии. По более поздней русской классификации «Адмирал Лефорт» относится к классу полугалер . По ее чертежам на Воронежской верфи к апрелю 1696 года было построено 23 однотипные галеры. А с 1697 года там же было начато строительство еще семнадцати 20-24-баночных галер.

Первая галера для Балтийского флота была заложена на Олонецкой верфи 29 июля 1703 года в присутствии Петра Первого .

Благодаря достаточно крупным размерам и хорошей мореходности некоторые галеры выполняли даже роль флагманских судов. Всего за петровский период в России было построено более 260 галер.

Артиллерийское вооружение русских галер значительно менялось со временем. Первоначально оно состояло из трех 6-фунтовых орудий на носу и 16 басов.

Постройка галер в России прекратилась в 90-х годах XVIII века. Последняя галера для Черноморского флота была построена в Таврове в 1790 году, для Балтийского - в 1796 году в Санкт-Петербурге.

И. ИВАНОВ

Совершенствовалось русское кораблестроение. Фрегат «Михаил Архангел» по своим мореходным и боевым качествам превосходил своих предшественников.


Издание в России в 1720 году Морского устава как бы подвело определенный итог морской истории страны: в самые сжатые сроки на Балтике был создан могучий, первоклассный военно-морской флот.

Петр использовал все лучшее, что было в западном кораблестроении. Но он прежде всего учитывал особенности русского театра войны и мореплавания у берегов отечества.

От западноевропейских флотов флот Петра отличался тем, что вначале он состоял, в основном, из гребных судов, различных по размерам и артиллерийскому вооружению. Петр исходил из того, что такие суда просты в постройке, относительно легко управляемы, хорошо используются для поддержки сухопутной армии. Только после Полтавской победы 1709 года в России началось интенсивное строительство линейного флота. Только он мог обеспечить стране господство на Балтийском море.

К концу царствования Петра I военно-морской флот на Балтике был самым могучим среди флотов других держав. Он имел 48 линейных кораблей и фрегатов, 787 галер и других судов. Общая численность команд достигла 28 000 человек.

Две трети судовых экипажей состояло из матросов-парусников и пушкарей-артиллеристов. Одна треть - морские солдаты-абордажники. Морские звания определялись табелью о рангах примерно так: матросы 1-й и 2-й статьи, генерал-адмирал и адмирал, вицеадмирал и контр-адмирал, капитан-командор, капитан, капитан-поручик (капитан-лейтенант), поручик (лейтенант), корабельный секретарь и первый офицерский чин - подпоручик (унтер-лейтенаит). Звание мичмана, введенное с 1713 года, приравнивалось к унтерофицерскому. С 1716 года на флоте появились гардемарины. Офицеры еще не имели форменной одежды. Матросов одевали по голландскому образцу: шляпа, короткие штаны, чулки. Морские солдаты имели обмундирование армейских полков.


Уже первые морские баталии прославили русский флот. Взятие шведских судов «Астрилъд» и «Гедан» 7 мая 1703 года.
С картины Блинова.


Основу флота составили линейные корабли. По тем временам линейным кораблем считалось судно с прямым парусным вооружением, которое имело не менее 50 пушек и могло сражаться в линии. Первым линейным кораблем Балтийского флота был корабль «Выборг», построенный в 1710 году при личном участии и под руководством Петра.


Прославленная петровская галера.


Русские кораблестроители стремились к единообразию в постройке судов. Без него немыслимо было создание хорошо управляемых и четко согласующих свои действия на море эскадр.

Адмиралтейский регламент утвердил строгую систему рангов для корабельного флота и определил калибры морской артиллерии с распределением по декам (палубам) линейных кораблей.

Петровского регламента почти без отступлений придерживались в русском флоте до второй половины XVIII века.

100- и 90-пушечные суда строились трехдечными - это были самые большие по размерам и самые мощные по артиллерийскому вооружению линейные корабли. На таком корабле должен был держать свой флаг флагман и своей артиллерией решать успех боя.

Первый трехдечный 90-пушечный корабль Балтийского флота «Лесное» спущен на воду в Санкт-Петербурге в 1718 году.


Фрегат «Иван-город» (1705 г.)


Корабль строился под личным наблюдением Петра. Здесь было поставлено усовершенствованное парусное вооружение: бизань-рей заменен гафелем, а на бушприте и утлегаре вместо прямых парусов стояли три треугольных кливера.

В 1723 году в Санкт-Петербурге был заложен первый 100-пушечный трехдечный линейный корабль «Петр I и Петр II». Корабль строился по чертежам и при участии Петра. После его смерти судно было закончено и спущено на воду 29 июня 1727 года. Корабль находился в строю до 1752 года.


Фрегат «Петербург» (1704 г.)


80-пушечные линейные корабли сооружались иногда трехдечными бешканц и бака (корабль «Святой Андрей»), а иногда двухдечными со шканцами, баком и ютом.

74- и 64-пушечные линейные корабли составляли основу линейного флота.

Они были меньших размеров, чем корабли главных рангов, вооружены более слабой артиллерией, но управлять ими было легче.

Быстрота хода, хорошая поворотливость, прочный корпус делали их удобными для дальних морских переходов.


Модель трехдечного корабля «Святой Андрей» (1721 г.)






Лучшим линейным 64-пушечным кораблем петровского флота по своим мореходным качествам был «Ингерманланд», построенный в 1715 году в Петербурге под руководством корабель­ного мастера Козенца и под наблюдением Петра. Это один из любимых кораблей царя. В 1716 году судно участвовало в кампании на Балтийском море под флагом Петра I, командовавшего соединенным русско-англо-голландско-датским флотом. Во все последующие кампании на Балтике 1718, 1719 и 1721 годов Петр держал свой вице-адмиральский флаг на этом корабле.

Фрегаты петровской эпохи вооружались 28-44 орудиями и предназначались для разведки, помощи поврежденным линейным кораблям. Они же должны были отбивать неприятельские брандеры.

Фрегаты также несли посыльную службу, конвоировали торговые суда. Все суда, о которых мы рассказывали, имели три мачты и прямое парусное вооружение.

Следующий класс кораблей петровской поры - шнявы. Они имели две мачты, 12-18 пушек и предназначались для разведки.

Прамы - плоскодонные 16-18-пушечные батареи 18-фунтового калибра - строились для защиты Кронштадта.

Буера имели одну мачту и несколько пушек малого калибра.

Бомбардирские суда строились для обстрела береговых укреплений. Вооружение - одна-две тяжелые мортиры.

Тартаны - легкие суда, имели две мачты с косыми парусами и несколькими небольшими орудиями.

Бригантины - легкие суда, назначались для ближней разведки и посыльной службы.


Не о богатстве крепостника думал русский крестьянин, возводя на кормах кораблей Петра замысловатую вязь искусных украшений. Тогда поднимали паруса не только эти корабли - «Предистинация» и фрегат «Думкарт» - поднимала паруса Россия. Кто из корабелов-патриотов мог не сочувствовать этой великой идее обновления родной земли - идее выхода ее в море!..


Брандеры - суда, употреблявшиеся для сожжения неприятельских кораблей, наполнялись горючим материалом. Брандеры должны были подходить к вражеским кораблям с наветренной стороны, чтобы ветер с них перекидывал огонь на неприятельское судно. На ноках реев у брандеров закрепляли крючья, которые шли в дело, когда требовалось намертво прикрепить брандер к корпусу атакуемого судна. Под брандеры оборудовали обыкновенно уже совершенно старые непригодные суда.

Флейты или пинки, шмаки, шкуты - были грузовыми судами, но вооружались несколькими пушками малого калибра и в петровские времена они включались даже в военный флот.

Военный гребной флот во времена Петра состоял из галер, полугалер и малых галер, называвшихся скампавеями.

Первые галеры Балтийского флота имели пушки, поставленные как на носу на специальном помосте, так и по бортам на помосте, идущем над банками. На носу галер ставились 18- или 24-фунтовые пушки, по бортам по две 12-фунтовые пушки.

Полу галеры водружались 12-, 18- и 6-фунтовыми пушками.

К концу царствования Петра I русское государство имело обе могучие руки: армию и флот, слава о котором прокатилась по всем морям и океанам.

Россия – огромное государство две трети границ которого омывается морями и океанами. С древних времен Русичи умели ходить по морям, но единой школы и традиций не было долгое время. Первыми деревянными судами были челны-однодревки, первый из них был найден в конце девятнадцатого века и возраст его был более 4000 лет. Подобные челны, выполненные из цельного ствола дерева были популярны у славян. В Х веке появились насады, борта этих челнов наращивались обшивкой, что делало их гораздо вместительнее.

Славянский флот – Русская ладья

В тоже время появились наборные ладьи, это небольшие суда применялись для торговли, но неплохо зарекомендовали себя и в военных походах. При длине 20 метров, ладьи брали на борт до 15 тонн груза, через пороги Днепра корабли приходилось буквально переносить это не позволяло делать их длиннее. Но эти маленьким суденышкам с десятком весел и одним прямым парусом успешно бороздили по Черному морю во всех направлениях. У славян было много разнообразных судов, все они имели небольшие размеры, для более удобного перетаскивания по суше между руслами рек.

Лишь в XII веке с освоением балтийских вод начали появляться относительно крупные суда. Именно поморские кечи стали основой концепции ВМФ, были и плоскодонные суда, бравшие на борт до двухсот тонн, при длине корпуса 25 метров, а ширине 8 метров. Звавшиеся «заморскими» ладьи могли проходить до 300 км за сутки.

Российский боевой флот начался с указа Петра Великого в октябре 1696 года. Сильный флот нужен для организации выхода в море, необходимого для развития торговли и усиления государства. До окончания Крымской войны в 1856 году, флот был деревянный, гребным или парусным. Это были годы борьбы за моря, за право присутствовать на них, регулярно приходилось доказывать состоятельность и силу. А делать это нелегко, ведь опыт морских держав намного больше и не на десяток лет, а на несколько веков.

В скором времени Россия создала сильный флот и развила собственное судостроение, конечно это не нравилось соседям которые всячески хотели выдавить русских с моря. Постоянные войны, порой ведущиеся на нескольких фронтах, не сломили, а наоборот закалили, позволили воспитать выдающихся моряков и флотоводцев, создать высококлассную школу. Большинство побед было одержано над превосходящим по численности и уровнем вооружения противником. Русские корабли не только обеспечивали безопасность своих границ, но и являлись миротворцами, гарантирующими стабильность в Европе.

Первые русские Боевые галеры

Относятся к морским парусно-гребным судам, где в качестве основной движимой силы были весла, приводимые в движение рабами, каторжниками или самими воинами. Имелись в конструкции и две три мачты с косыми парусами. Не смотря на то, что галеры использовались как торговые суда, первоочередное их назначение боевое, из-за их скорости, огромной для своего времени. Именно галеры рекордсмены по продолжительности своего существования в составе вооруженных сил своих государств, они просуществовали около полутора тысяч лет.

Первая галера прибыла из Нидерландов в разобранном виде в конце семнадцатого века в Архангельск, но царь велел отправить ее в село Преображенское не собирая. Так эта галера стала образцом для создания еще двадцати двух судов, вставших в состав эскадры под флагами адмирала Лефорта, образец также встал в строй.

Боевое крещение

После неудачной осады Азова в 1695 году, Петр особенно загорелся созданием флота способным вести битвы с моря. Все из-за , который подвозил запасы к Азову по морю. За зиму построив 23 галеры по голландскому образцу, 2 галеаса, 1300 стругов, 3 сотни лодок, 4 , к весне был готов новый поход.

В мае русская флотилия под командованием императора появилось под Азовом, блокируя подвоз припасов с моря и суши, после ожесточенной осады турки все-таки сдались. Это была первая победа России, одержанная благодаря усилиям флота, но настоящие битвы были еще впереди.

Одна из исторически важных морских побед была в Гангудском морском бою. Серьезная шведская группировка в составе тридцати судов, половина из которых были линейными фрегатами, была разгромлена 20 русскими судами преимущественно галерами. Петр сразу понимал, что победить вооруженного до зубов, опытного и превосходящего числом противника, лобовой атакой не взять. Самоуверенность шведов сыграла с ними злую шутку, Петр ввел противника в заблуждение, начав строить переволоку, для перетаскивания галер через перешеек. Шведский вице-адмирал Ватранг решил, что русские хотят перебросить свои силы, дабы напасть с тыла и незамедлительно отправил часть кораблей им навстречу, а часть в резерв. На руку русским сыграла и погода, установившийся перед битвой штиль сковал парусные суда, серьезно ограничив их подвижность. Застигнутые врасплох шведы не успели сгруппироваться, а прибывшие на помощь корабли контр-адмирала Таубе спешно ретировались, посчитав, что на них выдвинулась вся русская флотилия.

Галерный флот при Петре I

Петровский флот начинался именно с галер, так как они наилучшим образом подходили для нужд флота. В 1710 году со всей страны собирались мастеровые для строительства гребных судов. Выбор в пользу галер объяснялся рядом причин:

  • Суда универсальны и подходят как для боя, так и для патрулирования;
  • Относительно дешевое производство, корабельная древесина была очень дорога, а российская сосна была не только дешевле, но и более пригодной для строительства;
  • Низкая осадка, редко превышающая два метра, была очень важна, так как крупные линейные шведские корабли не могли полноценно действовать у береговой линии.

Суда вмещали до трехсот гребцов, а вес весла достигал девяносто килограмм, на каждое весло приходилось до пяти человек. Максимальная скорость хода достигала шести узлов и иногда больше, при этом гребцы делали до двадцати взмахов веслами за минуту. Так как вдоль всего борта располагались весла, то пушки располагались только в носовой части и на корме судна, что также влияло на тактику ведения боя.

Описание корпуса

У российских галер общим было лишь основное описание, это весла с боков и пушки спереди и сзади, остальное постоянно менялось от модели к модели. О первой галере, пришедшей в разобранном виде, осталось мало информации, ее можно было отнести к полугалерам, ее длина была немногим больше тридцати восьми метров, при ширине девять и осадкой в один метр восемьдесят сантиметров.

С этого момента началось строительство самых разных моделей, от двадцати до двадцати четырех банок, в длину до пятидесяти трех метров, относительно узких не больше семисот тридцати сантиметров. На вооружении они имели до двадцати семи пушек, это были первые, и последние голиафы своей эпохи позднее Петр отказался от них в пользу более скромных по размерам кораблей.

Варианты установки фальконета и пушек на носу галеры

Галеры турецкого манера имели длинный корпус и имели опасно низкий уровень бортов над водой, что часто было причиной их затопления. Спереди имелся поднятый к верху выступ, к которому крепилась фок-мачта. За этим выступом располагался помост с орудиями крупного калибра. Помост для передвижения людей вдоль корабля назывался куршеей, он был покрыт смоленым брезентом, а на корме венчался надстройкой-каютой из деревянных брусьев или дуг, на которые была натянута палатка.

Вооружение и тактика ведения боя

В связи со своей низкой вооруженностью галеры никогда не выстраивались в линию для обороны. Благодаря своим скоростным характеристикам она стала средством нападения. В передней части, как правило, находилось две-четыре пушки, которые «отстреливались» до момента тарана, да по своей тактике они чем-то напоминали японских камикадзе. Стремительно появившись из укрытия, галеры таранили противника, после чего брали неприятеля на абордаж. Часто первыми в перестрелке страдали именно гребцы, так как они не имели укрытия, отчасти из-за этого они во время атаки гребли что называется «как в последний раз» от скорости атаки зависело их выживание.

Первые парусные боевые корабли России

Конечно же, не справедливо говорить о том, что флот в России начался со времен Петра, задолго до появления сына царя Алексея Михайловича, на Руси строили торговые суда, именуемые бусинами, которые славились своей способностью ловить даже малейшие дуновения ветерка. Бусы были основным типов судов, строились они в Архангельске и имели потрясающую грузоподъемность свыше двухсот тонн. Военными эти корабли назвать можно с большим трудом, скорее они были самостоятельными, бусины являлись торговыми судами и имели на своем борту как минимум по двадцать стрельцов и пушкарей, они могли спокойно пойти в атаку, но прежде всего огневая мощь была рассчитана для защиты. Обусловлено это в первую очередь тем, что у России не было цели вести морские бои, так как, по сути, существовал всего один полноценный морской порт.

Первый боевой корабль “Орёл”

Во время царствования Алексея Михайловича наступил период активного развития торговли с соседними государствами. В виду неспокойной обстановки в Каспийском море торговым судам требовалась усиленная охрана, этот факт бал прописан в соглашении с Персией. По этому соглашению и была основана первая верфь.

Корабль “Орел” 1667 год

На Оке в 1667 году приступили к строительству верфи, специально для одного корабля и нескольких небольших судов. Специально для этого дела были привлечены голландские мастера, а для руководства строительством полковник Ван-Буковец и капитан Бутлер. Все они вместе с мастеровыми подчинялись боярину Ордын-Нащокину, автору идеи о собственном флоте для России.

В мае 1668 года был построен корабль западноевропейского типа, с двумя палубами, тремя мачтами, вооруженный двадцати двумя пушками. Этот галиот имел двадцать четыре метра длинны и шесть с половиной ширины, со скромной осадкой не более полутора метров.

В конце апреля 1669 года царским указом галиоту было присвоено имя «Орел» в честь российского герба. По царскому приказу на флагах были вышиты двуглавые орлы, также были установлены резные золоченые деревянные орлы. Эти символы нашли свое место на всех военных судах в будущем. Именно с Орла пошло начало российского военно-морского флота, его создание привело к появлению Корабельного устава, а статьи, полученные перед отплытием Орла стали прообразом устава военно-морского флота. Огромный исторический вклад, уникальное событие для огромной империи, основа морских успехов России так и не выполнил своего прямого предназначения. В августе того же года Орел был захвачен казаками под предводительством Степана Разина. Восставшие тогда сожгли много кораблей, стоявших на рейде в Астрахани, Орла же перегнали в протоку Кутум, где он и сгнил. Так корабль, не видевший моря, стал основой морского флота. Поговаривают, что именно его силуэт красуется на шпиле Адмиралтейства.

Парусный флот российской империи с 18 по 20 век

Активное развитие Балтийского флота отмечено в первые десятилетия восемнадцатого века. Был создан большой парусный флот, за это время были созданы базы в Санкт-Петербурге, Выборге, Кронштадте, Ревеле, Гельсингфорсе.

К середине века в составе состояли суда с двадцати четырех российских верфей Воронежа, Переяславля, Астрахани и прочих городов. Флот имел сто тридцать кораблей и триста девяносто шесть гребных судов:

  • Девять фрегатов;
  • Пять бандер;
  • Тридцать шесть линкоров;
  • Три шнявы;
  • Семьдесят семь различных вспомогательных судов;
  • Двести пятьдесят три галеры;
  • 143 бригантины.

Информации о большинстве судов почти не сохранилось, но были и корабли, чьи имена оставили свой след в истории. Так первый в своем роде российский линейный корабль «Полтава», построенный в Петербурге в 1712 году, он имел на борту 54 пушки и не пропустил ни одного сражения за все время северной войны. В 1780 году был спущен на воду линейный корабль «Победоносец», это был лучший корабль своего времени, вооруженный сорока восьмью орудиями разного калибра.

К началу девятнадцатого века стал третьим по величине в мире. В 1841 был спущен на воду 120 пушечный гигант « » . Это был пик расцвета, после которого последовал упадок, тому было несколько причин. Первопричиной было устаревание парусного флота, ему на замену пришли паровые двигатели и шестидесятым годам девятнадцатого века пароходы вытеснили парусные судна из военного дела. Стоит отметить, что петровский флот не смог дожить до наших времен, продолжительность жизни первых судов редко превышала один десяток лет. Потому что в жажде перенять опыт строительства судов на европейский манер, Петр забыл узнать, как стоит готовить древесину, галеры и прочие суда из-за спешки строились из сырой неправильно обработанной древесины.

Корабль «Двенадцать апостолов» модель

Несмотря на трудности, русские моряки демонстрировали отвагу и доблесть позволявшие одерживать превосходство на море. К 1861 году был спущен на воду первый броненосец, ставший символом индустриального развития государства. На протяжении всего царствования Николая второго флот обновлялся, при этом в результате нехватки собственных судов, несмотря на стремительное развитие промышленности, приходилось даже заказывать суда из Дании, Германии, Франции и Германии.

После поражения в Русско-японской войне мировое влияние на море серьезно пошатнулось, и Россия скатилась до шестого места по вооружению флота. В это же время на вооружении появляются подводные лодки, за последние десять лет до революции император тратил колоссальные суммы на перевооружение армии, бюджет морского флота был пятым в мире.

Революция и гражданская война положили конец всему царскому флоту, все, что не погибло в боях, было захвачено либо разграблено, лишь единицы судов уцелели.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх