Философия боя брюса ли. Брюс Ли: наследие Мастера

Со смерти мастера боевых искусств, талантливого продюсера и режиссёра-постановщика Брюса Ли прошло уже 45 лет, однако его идеи как в области кунг-фу, так и в кинематографе продолжают влиять на современных мастеров. Не будет большим преувеличением сказать, что именно с Брюса Ли началось действительно массовое увлечение восточными боевыми искусствами. Маленький Дракон, как назвали его родители, сделал огромный вклад в популяризацию не только единоборств, но и восточной философии и культуры в целом.

Брюс Ли (1940 — 1973) прожил короткую, но до предела насыщенную жизнь. Он занимался спортом, танцами, кинематографом, разрабатывал диеты и писал стихи. При этом ко всем занятиям он подходил предельно серьёзно.

1. Брюс Ли ухитрился стать суперзвездой — у него есть звезда на Аллее славы — снявшись, по сути, в трёх фильмах (если не считать детские роли в Гонконге). Лишь два из этих фильмов он поставил самостоятельно. Всего за три картины он заработал 34 000 долларов гонораров. Причём для того, чтобы получить роль первого плана в своей дебютной картине «Большой босс», ему пришлось лично упрашивать владельца компании «Golden Harvest» Рэймонда Чоу. К тому времени Брюс уже был известным преуспевающим тренером и водил знакомство с десятками знаменитостей.

2. А вот фильмов о жизни, мастерстве и творческой карьере Брюса Ли сняли уже больше трёх десятков. Наиболее информативны и интересны картины «Брюс Ли: легенда», «История Брюса Ли», «Мастер боевых искусств: жизнь Брюса Ли» и «Как Брюс Ли изменил мир».

3. Чтобы понять, что вовсе не деньги были главным стимулом в кинематографической карьере Брюса Ли, достаточно сказать, что стоимость одного занятия в его школе единоборств доходила до 300 долларов. Стократно проклятые американские адвокаты, являющиеся героями анекдотов и кинокомедий за свои денежные аппетиты, стали зарабатывать 300 долларов в час только в 2010 годах. Речь, конечно, идёт не об адвокатах корпораций, но всё же… Денежную стабильность Брюсу Ли принёс вовсе не кинематограф.

4. Парни, с которыми Брюс Ли начал изучать кунг-фу, каким-то образом узнали о наличии у него немецкой крови (отец его матери был выходцем из Германии). Они наотрез отказались драться с нечистокровным китайцем. В качестве спарринг-партнёра выступал лично учитель Йип Ман.

5. Брюс был успешен в любом деле, за которое брался. Кроме учёбы. В школе его больше интересовали разборки со сверстниками. Родители были вынуждены перевести его из престижной школы в обычную, но и там дело шло ни шатко ни валко. «Остепеняться» мальчик начал лишь в 14 лет.

6. Благодаря врождённой пластичности Брюс Ли прекрасно танцевал и даже стал победителем одного из конкурсов в Гонконге. По легенде, придя записываться в школу кунг-фу, он предложил в обмен на обучение боевому искусству научить мастера танцевать ча-ча-ча.

7. Брюс Ли был потрясающе сильным и быстрым. Он отжимался на двух пальцах и подтягивался на перекладине на одном, держал 34-килограммовую гирю в вытянутой руке и наносил такие быстрые удары, что их не успевали снять кинокамеры.

8. Великий мастер боевых искусств был очень педантичен. Он скрупулёзно вёл записи своих тренировок, питания и занятий. Обобщая свои заметки, он создал особую диету. Часть дневников Брюса Ли опубликована, и его записи действительно очень интересны.

9. Человек, который считается непревзойдённым мастером боевых искусств, панически боялся воды. Гидрофобия Брюса Ли, конечно, не доходила до страха умыться или принять ванну, но плавать он так и не научился. Для подростка, выросшего в Гонконге, это удивительно, но это действительный факт.

10. Иногда можно встретить утверждение, что кунг-фу раннего Брюса Ли нельзя было отнести к какому-то определённому стилю. Дело в том, что стили кунг-фу исчисляются сотнями, и утверждение «NN — боец такого-то стиля» может говорить только о преобладающих приёмах в арсенале данного бойца. Брюс Ли же стремился создать нечто универсальное, причём не только из разных стилей кунг-фу. Так получился джит кун-до — метод, нацеленный на нанесение максимального урона противнику с минимальным расходом собственной энергии.

11. Джит кун-до — это не спортивное единоборство. По нему никогда не проводятся и не проводились соревнования. Ранее бытовало мнение, что мастера джит кун-до не участвуют в соревнованиях из-за того, что их искусство смертельно. На самом деле сама идея участия в соревнованиях противоречит философии этого метода.

12. Финальная сцена фильма «Возвращение дракона» остаётся классикой для фильмов о боевых искусствах. Брюс Ли и Чак Норрис показали в ней невероятное мастерство, а их поединок многие считают до сих пор непревзойдённым.

13. Брюс Ли никогда не был учителем Чака Норриса и не давал тому путёвку в кино. Норрис закрепился в кинематографе самостоятельно. Маленький Дракон лишь иногда подсказывал американцу, как красивее выполнить тот или иной удар. В своей книге воспоминаний Норрис лишь признаёт, что по совету Ли он стал уделять больше внимания ударам ногами в верхнюю часть тела. До знакомства с Брюсом Норрис не верил в зрелищность и эффективность подобных ударов.

14. Соприкасался с Брюсом Ли на съёмочной площадке и Джеки Чан. Ещё будучи подростком Джеки Чан участвовал в сценах массовых съёмок в фильмах «Выход дракона» и «Кулак ярости».

15. Деревянные тренажёры для кунг-фу, разрабатывавшиеся веками, не годились Брюсу Ли — он слишком быстро разбивал их. Один из друзей мастера усиливал элементы креплений металлическими деталями, но помогало это мало. Наконец, был разработан уникальный тренажёр, который нужно было подвешивать на толстых канатах, чтобы хоть как-то гасить силу ударов Брюса. Однако он так и не успел опробовать новинку.

16. На заднем дворе дома Брюса Ли висела боксёрская груша весом около 140 кг. Ударом ноги практически без разбега спортсмен отклонял её на 90 градусов по вертикали.

17. Брюс Ли вполне мог бы стать чемпионом мира по армрестлингу. Во всяком случае, он побеждал в этом состязании всех своих знакомых, среди которых слабых людей не было в принципе.

18. В 21-м веке это звучит банально, но Брюс Ли никогда не пил спиртного и не курил. Но если вспомнить, что в конце 1960 — начале 1970-х любой деловой разговор в Голливуде начинался минимум с алкогольного коктейля или виски, а сигареты с марихуаной завозили из Канады в студенческие городки целыми блоками, то стойкость Брюса заслуживает уважения.

19. Великий мастер не был исключительно боевой машиной. В университете он изучал философию. У Брюса Ли была большая библиотека, он любил читать и даже время от времени писал стихи.

20. Если рассматривать смерть Брюса Ли в отрыве от контекста других событий, всё выглядит логично: человек принял таблетку, содержавшую вещество, на которое у него была аллергия, помощь подоспела поздно и он скончался. Однако вакханалия, которая началась в кино и СМИ после смерти Брюса Ли, не может не вызывать серьёзных вопросов. Начиная с того, что телу Брюса Ли пришлось сыграть роль трупа Брюса Ли в фильме «Игра смерти» и заканчивая десятками фильмов, исполнители в которых брали псевдонимы, созвучные с именем ушедшего кумира миллионов, всё это пахло очень нехорошо. Сомнения в естественности смерти Брюса Ли появились сразу. Несмотря на то, что близкие спортсмена и актёра настаивают на том, что его смерть наступила от аллергии, поклонники Брюса Ли до сих пор продолжают сомневаться в этом.

Нас с детства учат бороться до изнеможения. Во что бы то ни стало прогибать под себя мир. Но пока мы бьёмся головой о стену, кто-то просачивается сквозь неё, словно вода. Что такое путь воды, которого придерживался легендарный Брюс Ли? Узнайте прямо сейчас.

«Чтобы контролировать себя, я сначала должен принять себя, действуя не вопреки своей природе, а следуя в соответствии с ней.» Брюс Ли

Брюс Ли (Ли Чжэньфань) не просто киноактёр, режиссёр и мастер боевых искусств. Физическая сила в нём сочеталась с метафизической философией. Он легенда, чьё имя с пиететом передаётся из поколения в поколение.
Ли начал заниматься кунг-фу в середине 1950-х. Его первым учителем стал Ип Ман, проповедовавший стиль Вин-Чунь.

Простой путь - правильный путь. В драке никому нет дела до красоты. Главное - уверенность, отточенные навыки и точный расчёт. Поэтому в методе Джит Кун-До я старался отразить принцип «выживания наиболее приспособленного». Меньше пустых движений и эне

В 1959 году Ли покинул Гонконг и отправился в Америку, сначала в Сан-Франциско, потом в Сиэтл. В США он открыл школу боевых искусств и начал преподавать собственный стиль кунг-фу - Джит Кун-До («Путь опережающего кулака»).
В 1971 году, на пике своей кинокарьеры, Брюс Ли снялся в сериале «Лонгстрит». В одном из эпизодов Ли произнёс фразу, основанную на китайской философии у-вэй (созерцательная пассивность) и ставшую очень популярной.

Однако знаменитый афоризм не объясняет всю философию воды Брюса и то, как он пришёл к ней. В 2001 году Джон Литтл (John Little), написавший много книг о Ли, издал сборник с ранее не публиковавшимися письмами, заметками и стихами актёра - «Брюс Ли: художник жизни» (Bruce Lee: Artist of Life). Это бесценный источник для понимания взглядов Брюса Ли на жизнь, любовь, воспитание детей и боевые искусства.
Судя по всему, философия воды пришла к Ли после разочарования: ему никак не удавалось постичь «искусство отрешённости», которому его учил Ип Ман. Вот что Брюс пишет по этому поводу.
Когда острота моего самосознания дошла до того, что психологи называют двойной связью, Учитель подошёл ко мне и сказал: «Храни себя, следуй естественным изгибам вещей, будь отрешён. Запомни: никогда не иди против естества, никогда не сопротивляйся напрямую проблемам, но контролируй их, поворачиваясь туда, куда они клонят. Оставь тренировки на неделю - пойди домой и подумай об этом».
Брюс так и сделал.
"Проведя много часов в медитации и духовной практике, я, наконец, сдался и отправился в одиночное плавание на джонке. В море я думал о своих тренировках. Это разозлило меня - я ударил по воде. И в это мгновение меня поразила одна мысль. Не вода ли олицетворяет суть кунг-фу? Я ударил её, но она не испытала боли. Я снова нанёс удар, со всей силы, - она вновь неуязвима. Затем я попытался удержать её. Но это оказалось невозможным. Однако вода, мягчайшая субстанция в мире, которую можно поместить даже в крошечный сосуд, только кажется слабой. На самом деле она может разрушить самые твёрдые материи на земле. Я бы хотел быть водой."
"Внезапно пролетела птица, бросив отражение на водную гладь. Тогда я впитал ещё один урок, ещё один скрытый мистический смысл открылся мне: в бою, перед лицом противника, твои мысли и эмоции должны быть словно отражение пролетающих птиц на воде. Это именно то, что имел в виду Учитель Ип, говоря «будь отрешён». Это не означало не иметь чувств - это значило не тяготиться и не душить их наедине с собой. Чтобы контролировать себя, я сначала должен принять себя, действуя не вопреки своей природе, а следуя в соответствии с ней."
Цитируя известное изречение Лао-цзы, Ли писал:
"Природное явление, которое наиболее близко отражает суть у-вэй в кунг-фу, - это вода. Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твёрдого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного."
Это отрывок из «Дао Дэ Цзин». Он раскрывает существо воды. Вода настолько прекрасна, что её невозможно зажать в кулак, ударить, ей неведома боль. Пронзи её ножом - не ранишь. Разорви её - останется целой. У неё нет формы - вода принимает форму сосуда, куда её наливают. Если её нагреть, она станет невидимым паром, но в ней столько силы, что она может расколоть толщу земли. Замерзая, вода кристаллизуется и превращается в мощные глыбы. Вода может быть быстрой, как Ниагарский водопад, и спокойной, как пруд. Она ужасает в бушующем потоке и освежает в жаркий летний день. Это и есть принцип у-вэй.

Иными словами, если перенести философию боевых искусств на обычную жизнь, прежде чем бороться с обстоятельствами, стоит попробовать приспособиться к ним. Нужно быть мягким, как вода, восприимчивым к быстро меняющимся обстоятельствам. Течение жизни само приведёт тебя к счастью. Сопротивляться стоит только поистине сильным бурям. Если же всё время грести против течения, быстро выбьешься из сил и пойдёшь ко дну.

Философия Брюса Ли («Водяной Дракон»)
https://www.youtube.com/watch?v=xRz6U4r95WU (видео)

«Я говорю, опустоши свой ум, будь аморфным, бесформенным, как вода. Ты наливаешь воду в чашку, она становится чашкой. Ты наливаешь воду в бутылку,
она становится бутылкой. Ты наливаешь воду в чайник, она становится чайником. Вода может течь, а может крушить. Будь водой, друг мой…
Стили разъединяют людей, потому, что у каждого есть, собственная доктрина и потом эта доктрина становится евангелием, который нельзя изменить, но если у тебя нет стиля, если ты просто говоришь вот я, простой человек как мне выразить себя целиком и полностью, тогда ты не создашь стиля, потому что стиль это процесс кристаллизации, процесс постоянного роста.
Когда ты бьёшь вот слегка наклоняясь вперёд, (надеюсь, я не выпаду из кадра), ты должен бить со всей силой, очень резко, вкладывая в это всю свою энергию, делая своё тело оружием, настоящим оружием.
Мне ничего не стоит устроить шоу, задать всем жару,
создать вокруг себя такой ореол и чувствовать себя крутым или я могу проделывать фальшивые трюки ослеплять ими или демонстрировать затейливые движения, но по-настоящему, по-настоящему выразить себя, не лгать себе и честно выразить себя, вот это друг мой, очень, очень трудно…
В наши дни нельзя просто ходить по улицам раздавая пинки и тумаки, потому что сами понимаете отношение к такому человеку, очевидно, каким бы положительным он не был.»

***
Комментарий:
Кунг-фу (есть такая трактовка в широком смысле) – это жизнь
1) «Я говорю, опустоши свой разум, будь аморфным, бесформенным, как вода… Будь водой, друг мой…»
(Освободи разум для своего духа, будь готов к переменам, …)
2) Вот я, простой человек как мне выразить себя целиком и полностью - Создай свой стиль (образ) жизни как процесс кристаллизации, процесс постоянного роста (жизненной Силы и Духа) вкладывая в это всю свою энергию, делая своё тело орудием.
3) "По-настоящему вырази себя" (Вырази свою Суть)

«1. Человек творящий - творит сам. Это всегда важнее, чем устоявшийся стиль или система.
2. Учитель не открывает истины, он - проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель - лишь катализатор.
3. Запомни: даже самое крепкое дерево сломать проще, чем побеги бамбука или ивы, изгибающиеся на ветру.
4. Мой выбор - боевые искусства, моя профессия - актёр. Моя главная роль - художник жизни.
5. Вспыльчивость очень скоро сделает из тебя дурака.
6. Не думай, чувствуй! Это как указывать пальцем на Луну. Не концентрируйся на пальце, или пропустишь эту божественную красоту.
7. Очисти свой разум. Стань бесформенным как вода. Когда воду наливают в чашку, она становится чашкой. Когда воду наливают в чайник, она становится чайником. Будь водой, друг мой.
8. Простота - высшая ступень искусства.
9. Во все времена конец героев был таким же, как и конец обычных людей. Все они умерли, и воспоминания о них постепенно изгладились из памяти людей. Но пока мы живы, мы должны понять себя, разобраться в себе и выразить себя.
10. Если всегда ставить себе границы в том, что можешь сделать, физические или любые другие, можно с таким же успехом быть мертвецом. Это распространится на работу, на мораль, на всю жизнь. Нет никаких границ, только горизонтальные участки стабилизации. Но нельзя на них оставаться, нужно выходить за их пределы. Если это убьёт - значит, убьёт.
11. Только постоянная и добросовестная тренировка в боевом искусстве обеспечит долгую и счастливую жизнь.
12. Кино - это сочетание коммерческого творчества и творческой коммерции.
13. Правда не имеет пути. Правда жива, следовательно, изменчива.
14. Обычный человек - совокупность рутин, идей и традиций. Если идти по этому пути - ты познаешь рутины, идеи, и традиции, - свою тень. Ты не познаешь себя.
15. Бой не выигрывается одним ударом. Тебе придётся научиться держать удары или нанять телохранителя. Забудь слова победа и поражение. Забудь о гордости и боли. Позволь противнику войти в тебя, проникнуть в твою плоть. Проникни и ты в его плоть, проникни ему под кожу. Дай переломать тебе кости. Не думай о безопасности - положи всю свою жизнь перед ним.
16. Цель не обязательно должна достигаться. Порой это просто направление двигаться дальше.
17. Хороший боец не тот, кто напряжён, а тот, кто готов. Он не думает и не мечтает, он готов ко всему, что может случиться.
18. Ты должен БЫТЬ тренировкой, вместо того, чтобы ДЕЛАТЬ тренировку. Ты должен быть свободен. Вместо сложности формы должна быть простота выражения.
19. Мудрый способен взять больше с глупого вопроса, чем глупец способен взять с мудрого ответа.
20. Чем сложнее метод, тем меньше свободы. Придерживаясь методов и правил, мы создаём себе ограничения. Если кто-то хватает тебя, бей. Все эти продвинутые техники нефункциональны.
21. О чём ты думаешь, тем ты и становишься.
22. К чёрту обстоятельства. Я создаю возможности.
23. Я учусь понимать, вместо того, чтобы судить. Я не могу слепо следовать толпе и принимать их подход.
24. Я не учитель. Я просто помогаю тебе изучать себя.
25. Я не боюсь того, кто изучает 10,000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10,000 раз.
26. Если любишь жизнь, не теряй времени, - время есть то, из чего сделана жизнь.
27. В бою всегда побеждает спонтанность. Зубрёжка всегда проигрывает.
28. Не важно, что ты даёшь, важно, как ты даёшь.
29. Знаний не достаточно, ты должен применять их. Желания не достаточно, ты должен делать.
30. Ошибки всегда можно себе простить, если только найдётся смелость признать их.
31. Соберите всех великих учителей вместе в одной комнате, и они будут согласны во всём друг с другом. Соберите вместе их учеников, и они во всём будут спорить друг с другом.
32. Позёрство и показуха - это виденье славы у слабаков.
33. Используй только то, что действительно работает. И бери это отовсюду где можешь найти.
34. Хороший учитель защищает учеников от собственного влияния.»

Р.S. это не полный перечень

Чтобы контролировать себя, я сначала должен принять себя, действуя не вопреки своей природе, а следуя в соответствии с ней.

Брюс Ли

Брюс Ли (Ли Чжэньфань) не просто киноактёр, режиссёр и мастер боевых искусств. Физическая сила в нём сочеталась с метафизической философией. Он легенда, чьё имя с пиететом передаётся из поколения в поколение.

Ли начал заниматься кунг-фу в середине 1950-х. Его первым учителем стал Ип Ман, проповедовавший стиль Вин-Чунь.

В 1959 году Ли покинул Гонконг и отправился в Америку, сначала в Сан-Франциско, потом в Сиэтл. В США он открыл школу боевых искусств и начал преподавать собственный стиль кунг-фу - Джит Кун-До («Путь опережающего кулака»).

Простой путь - правильный путь. В драке никому нет дела до красоты. Главное - уверенность, отточенные навыки и точный расчёт. Поэтому в методе Джит Кун-До я старался отразить принцип «выживания наиболее приспособленного». Меньше пустых движений и энергии - ближе к цели.

В 1971 году, на пике своей кинокарьеры, Брюс Ли снялся в сериале «Лонгстрит ». В одном из эпизодов Ли произнёс фразу, основанную на китайской философии у-вэй (созерцательная пассивность) и ставшую очень популярной.

Стань бесформенным, бестелесным, как вода. Когда ты наливаешь воду в чашку, она становится чашкой; ты наливаешь воду в чайник, она принимает форму чайника. Вода может течь или разрушать. Будь водой, мой друг.

Однако знаменитый афоризм не объясняет всю философию воды Брюса и то, как он пришёл к ней. В 2001 году Джон Литтл (John Little), написавший много книг о Ли, издал сборник с ранее не публиковавшимися письмами, заметками и стихами актёра - «Брюс Ли: художник жизни» (Bruce Lee: Artist of Life). Это бесценный источник для понимания взглядов Брюса Ли на жизнь, любовь, воспитание детей и боевые искусства.

Судя по всему, философия воды пришла к Ли после разочарования: ему никак не удавалось постичь «искусство отрешённости», которому его учил Ип Ман. Вот что Брюс пишет по этому поводу.

Когда острота моего самосознания дошла до того, что психологи называют двойной связью , Учитель подошёл ко мне и сказал: «Храни себя, следуй естественным изгибам вещей, будь отрешён. Запомни: никогда не иди против естества, никогда не сопротивляйся напрямую проблемам, но контролируй их, поворачиваясь туда, куда они клонят. Оставь тренировки на неделю - пойди домой и подумай об этом».

Брюс так и сделал.

Проведя много часов в медитации и духовной практике, я, наконец, сдался и отправился в одиночное плавание на джонке. В море я думал о своих тренировках. Это разозлило меня - я ударил по воде. И в это мгновение меня поразила одна мысль. Не вода ли олицетворяет суть кунг-фу? Я ударил её, но она не испытала боли. Я снова нанёс удар, со всей силы, - она вновь неуязвима. Затем я попытался удержать её. Но это оказалось невозможным. Однако вода, мягчайшая субстанция в мире, которую можно поместить даже в крошечный сосуд, только кажется слабой. На самом деле она может разрушить самые твёрдые материи на земле. Я бы хотел быть водой.

Внезапно пролетела птица, бросив отражение на водную гладь. Тогда я впитал ещё один урок, ещё один скрытый мистический смысл открылся мне: в бою, перед лицом противника, твои мысли и эмоции должны быть словно отражение пролетающих птиц на воде. Это именно то, что имел в виду Учитель Ип, говоря «будь отрешён». Это не означало не иметь чувств - это значило не тяготиться и не душить их наедине с собой. Чтобы контролировать себя, я сначала должен принять себя, действуя не вопреки своей природе, а следуя в соответствии с ней.

Цитируя известное изречение Лао-цзы, Ли писал:

Природное явление, которое наиболее близко отражает суть у-вэй в кунг-фу, - это вода.

Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твёрдого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.

Это отрывок из «Дао Дэ Цзин». Он раскрывает существо воды. Вода настолько прекрасна, что её невозможно зажать в кулак, ударить, ей неведома боль. Пронзи её ножом - не ранишь. Разорви её - останется целой. У неё нет формы - вода принимает форму сосуда, куда её наливают. Если её нагреть, она станет невидимым паром, но в ней столько силы, что она может расколоть толщу земли. Замерзая, вода кристаллизуется и превращается в мощные глыбы. Вода может быть быстрой, как Ниагарский водопад, и спокойной, как пруд. Она ужасает в бушующем потоке и освежает в жаркий летний день. Это и есть принцип у-вэй.

Реки и моря - повелители сотен долин. Всё потому, что их сила в смирении; они короли над всем. Хотите покорить их? Следуйте за ними.

Иными словами, если перенести философию боевых искусств на обычную жизнь, прежде чем бороться с обстоятельствами, стоит попробовать приспособиться к ним. Нужно быть мягким, как вода, восприимчивым к быстро меняющимся обстоятельствам. Течение жизни само приведёт тебя к счастью. Сопротивляться стоит только поистине сильным бурям. Если же всё время грести против течения, быстро выбьешься из сил и пойдёшь ко дну.

Разделяете ли вы философию воды Брюса Ли?

О Брюсе Ли

Брюс Ли (англ. Bruce Lee, 27 ноября 1940, Сан-Франциско - 20 июля 1973, Гонконг) - гонконгский и американский киноактёр, режиссёр, сценарист, продюсер, популяризатор и реформатор в области китайских боевых искусств, постановщик боевых сцен и философ.

Двадцатый век подарил человечеству целую плеяду мастеров мировой величины, но даже самые громкие имена тускнеют в свете звезды Брюса Ли. Люди привыкли связывать личности и эпохи. Символом уходящего века в истории боевых искусств несомненно станет таинственная и легендарная фигура Маленького Дракона. Непревзойденный боец, не имевший официальных титулов. Талантливый киноактер, чьи фильмы стали классикой. Мастер и философ боевых искусств, чье наследие еще до конца не изучено. Путь Брюса Ли от уличного драчуна-подростка до магистра философии и выдающеюся мастера был полон внутренней борьбы, испытании и откровений. Реформируя единоборства и вовлекая в этот процесс всех, кто находился рядом, Брюс Ли по сути определил направление дальнейшего развития воинских искусств в целом (в сторону синтеза и интеграции), их спортивных вариантов в частности (кикбоксинг, бои без правил).

Превыше всего он ставил свободную, творческую самореализацию личности, раскрытие всех потенциальных ресурсов человека. И искусство Брюса Ли Джит Кюн До - было создано именно для этих целей. Главный, но к сожалению незаконченный труд Брюса Ли «Дао Джит Кюн До» можно поставить в один ряд и с лучшими учебниками бокса, и с трудами Джидду Кришнамурти, и с «Книгой пяти колец» Миямото Мусаси.

Ценные фразы Брюса Ли

Жизнь как данность

Начните с пустоты. Чтобы познать вкус воды, нужно налить ее в пустую чашку. Друг мой, отриньте предрассудки и предубеждения и будьте нейтральны. Почему кружка так удобна? Она сама по себе пуста, и только вы наполняете ее содержанием.

Двигайтесь вместе с течением жизни. Нельзя войти в одну реку дважды. У жизни, как и у реки, всегда есть течение. Ничто не постоянно. Какие бы трудности ни ожидали вас в будущем, помните: они не вечны. Они должны двигаться синхронно с течением вашего духа. Иначе вас унесет в искусственность либо вы попытаетесь остановить любое движение. Чтобы избежать этого, оставайтесь гибкими, меняйтесь. Помните: чашка хороша тем, что пуста.

У жизни нет границ . Жизнь широка и безгранична. У нее нет рубежей и ограничений.

Жить – значит постоянно устанавливать связи. Призываю вас вылезти из раковины уединения и примерить на себя то, что вам говорят. Помните: я не стремлюсь повлиять на вас и не ищу вашего одобрения. Не рассуждайте в духе «А – это А, а Б – это Б». Я буду счастлив, если вы хотя бы начнете учиться постигать все самостоятельно.

Жизнь как данность . Живет тот, сквозь кого беспрепятственно течет жизнь. Живущий не сознает этого; такова жизнь. Она сама живая, и в ее потоке не возникает никаких вопросов: ведь это «здесь и сейчас». Чтобы жить полноценно, осознайте жизнь как данность

Секрет жизни . Он прост: «Каковы мысли в душе его, таков и он». Джеймс Аллен перефразировал эту фразу так: «Человек – то, что он думает». Звучит странно, но суть в том, что все определяется состоянием ума.

Так говорится в «Книге притчей Соломоновых» (23:7): «…каковы мысли в душе его, таков и он»

Жизнь ради жизни . Поймите, что вы просто живете, а не ради чего-то.

Жизнь – это гибкость. Будьте гибкими. Живой человек всегда мягок, а после смерти твердеет. Гибкость – это жизнь, отвердение – смерть и для тела, и для духа, и для ума.

Ценность времени . Время очень много для меня значит. Ведь я всегда учусь и часто теряюсь в радости вечного развития и упрощения. Если вы любите жизнь, не тратьте время попусту: ведь время – нити, из которых сплетена наша жизнь .

Реальное ничто

Реальность становится очевидна, когда вы перестаете сравнивать. То, что есть, существует только тогда, когда нет сравнения вообще. А жить с тем, что есть, означает пребывать в состоянии спокойствия, мира. Реальность остается собой. Суть в том, что реальность остается собой

«Есть» и «должно быть». То, что есть, гораздо важнее того, что должно быть. Слишком многие рассматривают то, что есть, с позиции того, что должно быть.

Ничто как форма процесса. Наука наконец вернулась к постулатам философа-досократика Гераклита, который говорил, что все течет, меняется, постоянно движется. Не существует «чего-то». В восточных языках Ничто – это «отсутствие чего-то». На западе же Ничто скорее воспринимается как пустота, небытие. В восточной философии и современной физике Ничто как «отсутствие чего-то» становится формой непрерывного процесса.

О пустоте. Пустота находится посередине между «тем» и «этим». Она всеобъемлюща; у нее нет противоположности, ничего, что бы она исключала или чему противостояла. Свет, который озаряет все, находится выше движения противоположностей. Пустота живая. Пустота жива, все формы выходят из нее. Тот, кто осознаёт пустоту, наполнен жизнью, силами и любовью ко всему сущему. Пустота как творческая сила. Первозданная природная энергия влияет на личность в целом, а не отдельную ее часть. Это акт творения, не замаранный мыслью; это бьющий из нас творческий поток.

Будьте как вода

Приспосабливайтесь как вода. Будьте как вода. Это самое податливое вещество на земле, но оно точит даже самый твердый камень. Не имея формы, вода может принять любую форму: в чашке – форму чашки, в вазе – форму вазы, огибая стебли цветов. В чайнике она становится чайником. Понаблюдайте, как приспосабливается вода. Если сильно сжать бурдюк, вода вытечет из него быстро; если сжать его слабо, она потечет медленно. Может показаться, что вода иногда противоречит природе и течет вверх по склону, но на самом деле она выбирает любой открытый ей путь к морю. Двигаясь быстро или неспешно, вода непреклонна, а ее цель и судьба неизменны. Философия

Течь как вода. Призывая к заботе о здоровье, я использую образ воды. Ведь бегущая вода никогда не застаивается. Нужно избегать непропорционального развития и перенапряжения сил, поддерживая в норме важнейшие функции организма.

Три вещи, сделать которые труднее всего. Вот эти вещи:

  • сохранить секрет;
  • забыть об обиде;
  • толково распорядиться свободным временем.

Несчастье похоже на сезон дождей. Оно прохладно, безотрадно, недружелюбно как для людей, так и для животных. Но в эту пору зарождаются цветы и плоды, финики, розы и гранаты.

В одиночестве вы наименее одиноки. Одиночество – лучший способ бросить все на произвол судьбы и найти себя. В одиночестве вы наименее одиноки. Пользуйтесь им с умом.

Согнуться и выжить . Эта китайская мудрость касается проблемы, общей для всего человечества. Говорят, что дуб могуч. Но он противостоит силам природы, и сильный ветер может сломить его. А вот стебель бамбука изгибается на ветру и выживает.

Закон причины и следствия . Любые обстоятельства в жизни людей – следствие определенной причины. Регулируете и контролируете события только вы сами.

Закон собственной воли. Человек, направляемый своей волей, подчиняется иному закону, тому, который я считаю святейшим – а именно человеческому закону внутри себя, своей собственной воле.

Закон гармонии. Согласно этому закону, нужно жить в гармонии с противодействующими силами, а не бороться с ними. Не следует делать того, что не было бы естественным и спонтанным, и ни в коем случае не следует напрягать силы.

Здесь и сейчас

Здесь и сейчас – истина. Если сегодня вечером я увижу что-то совершенно новое, мой разум отметит новизну. Но если я захочу повторить это приятное ощущение на следующий день, повтор будет механическим: ведь описание никогда точно не соответствует действительности. К действительности относится только одномоментное осознание истины, ведь для истины не существует будущего.

«Здесь и сейчас» всеобъемлюще. Нет ничего, кроме «здесь и сейчас».

Здесь и сейчас» охватывает все сущее. Прошлого уже нет, будущего еще нет. Текущий момент – то, что существует и происходит, и то, как мы это воспринимаем и ощущаем.

Плывите туда, куда несет текущий момент. Мы всегда в процессе становления. Нет ничего неподвижного. У вас внутри нет жесткой системы, и вам хватит гибкости меняться вместе со временем. Откройте себя и позвольте абсолютно открытому моменту жизни подхватить и нести вас, друг мой. Если ничто внутри вас не остается несгибаемым, то и происходящее снаружи откроется вам. В движении будьте водой, в неподвижности – зеркалом; откликайтесь эхом.

«Здесь и сейчас» – абсолютное осознание. Это промежуток между тем, что есть, и тем, что должно быть. Это абсолютное осознание момента, а не вынужденная остановка.

Нельзя форсировать момент. Можно ли не обвинять и не оправдывать, но при этом оставаться живым? Нельзя пригласить к себе весь мир, но можно оставить дверь открытой.

Живите здесь и сейчас. Прислушайтесь. Слышите ветер? А птичьи трели? Их нужно по-настоящему услышать. Очистите разум. Помните, как вода наполняет чашку? Она становится чашкой. Нужно ни о чем не думать. Стать ничем.

Здесь и сейчас вы свободны. Я не могу жить в жестком графике. Я стараюсь жить от момента к моменту. Пусть события идут своим чередом, а я к ним приспособлюсь.

Здесь и сейчас вы творите. Если вы живете здесь и сейчас, вы творите.

Здесь и сейчас вы изобретаете. Если вы живете здесь и сейчас, вы изобретаете.

«Здесь и сейчас» беспечно. Если вы живете здесь и сейчас, вы не тревожитесь. Все волнение направляется на текущие спонтанные действия.

Синонимы «здесь и сейчас». Они всегда одинаковы:

  • текущий момент;
  • зрелость;
  • подлинность;
  • ответственность за свои действия и свою жизнь;
  • способность откликнуться;
  • возможность творить в данный момент.

Чтобы жить здесь и сейчас, нужно умереть для вчерашнего дня . Чтобы понимать текущий момент и жить здесь и сейчас, нужно умереть для всего, что было вчера. Умирайте для каждого полученного опыта – и тогда у вас не останется выбора, кроме как осознавать, что существует сейчас.

«Здесь и сейчас» неделимо. Текущий момент остается целостным, когда мы не стремимся сознательно его разделить. Как только целостность нарушена, момент исчезает. Разберите автомобиль – и груда его деталей перестанет быть автомобилем по сути и не сможет выполнять его функцию, жить его жизнью

Чистое видение

«Чистое видение». Суметь увидеть Ничто (отсутствие объекта) – задача истинного зрения, которое появляется при отсутствии точки опоры. Это чистое видение за пределами объекта и субъекта, «ничего-не-видение».

Плюсы непредубежденного разума. Польза чашки в том, что она пуста. Пустота. Целостность. Целостность ума, целостность физического контура.

О скромности. Быть скромным с начальством – долг, с равным – хороший тон, с подчиненным – благородство, а со всеми – самосохранение!

Маленькие радости. Мне нравится, когда моросит дождь. Он дает потрясающее чувство спокойствия и умиротворения. Мне нравится гулять под дождем. Но больше всего я люблю книги: и художественную литературу, и научно-популярную.

Станьте тем, о чем думаете

Два способа хорошо зарабатывать. Есть два способа хорошо зарабатывать. Первый – усердно трудиться, второй – иметь хорошее воображение (здесь, конечно, тоже нужен труд). Можете мне не верить, но я часами оттачивал все, что делал.

Проблема ожидания страданий . Менее мучительны страдания, чем их ожидание

Станьте тем, о чем думаете . То, о чем вы часто думаете, во многом определяет, кем вы в итоге станете.

Перемены протекают от внутреннего к внешнему. Для начала нужно изменить не обстоятельства, а свое отношение к ним.

Мысли – это предметы. Мысли – предметы в том смысле, что их можно обратить в их материальные эквиваленты.

Какое отношение, такое и возвышение. Вы не получите от жизни больше, чем ожидаете. Любой из нас – это результат мыслей, пришедших к нам в голову.

Успех не пункт назначения . Помните: успех – это путешествие, а не пункт назначения. Верьте в свои возможности. Вы справитесь. Обязательное условие успеха. Целеустремленность – обязательное условие успеха.

Принципы Дзен и Дао

Бездумие (У-син) Бездумие – это незацикленность. У-син, или «бездумие» – не отсутствие мыслей и эмоций, не грубость и тишина пустого разума. Тишина и спокойствие необходимы, но принцип бездумия состоит в основном в том, чтобы ни на чем не задерживаться мысленно. Сосредоточенный на чем-то мозг застывает. Если разум теряет гибкость, это уже не разум в его таковости.

Бездумие – неограниченное чувство . Бездумие не означает отсутствия чувств. В человеке бездумном чувства не застаиваются и не блокируются. Бездумный разум невосприимчив к эмоциональным воздействиям. Он похож на реку, по которой все плывет безостановочно. Использовать бездумный разум – все равно что переводить взгляд с предмета на предмет, не делая усилий, чтобы что-то рассмотреть или запомнить. Аллегория Гуаньинь. Гуаньинь (Авалокитешвара) – символ сострадания. Порой ее изображают с тысячью рук, в которых она держит разные предметы. Если ее разум сосредоточится на использовании одного из них, например копья, все остальные 999 рук замрут в бездействии. Только потому, что ее разум не сосредоточен на использовании одной руки, но переключается с предмета на предмет, вся ее тысяча рук действует потрясающе эффективно. Она показывает нам, что познание абсолютной истины позволяет найти применение даже тысяче рук у одного тела.

Дзен чужд метафизике. Дзен чужд бессмысленной попытке поймать жизнь в сети метафизики вместо того, чтобы просто жить. Дзен учит, что нет ни проблемы, ни решения. Дзен учит, что человеку некуда уйти из этого мира: нет ни таверны, где можно развеяться, ни тюрьмы, чтобы искупить вину. Дзен не обрисовывает проблему. Согласно ему, проблема в том, что мы сами не осознаём: никакой проблемы на самом деле нет. А значит, нет и решения.

Буддизм не требует усилий . В буддизме усилия излишни. Живите как обычно. Ешьте свою еду, отправляйте естественные потребности, когда устанете – прилягте. Невежи посмеются надо мной, а мудрые поймут. Восьмеричный путь в буддизме. Восемь ступеней Благородного Восьмеричного пути помогают исправить ошибки, дают истинное знание о смысле жизни и тем самым прекращают страдания. Они сформулированы следующим образом.

Правильное воззрение (или понимание). Правильное намерение (или устремление). Правильная речь. Правильное поведение. Правильный образ жизни (или призвание). Правильное усилие. Правильное памятование. Правильное сосредоточение (или медитация).

Настоящая медитация переносит вас в «здесь и сейчас». Для «достижения» дзена нужен не тот тип медитации, который сравнивают с вытиранием пыли на зеркале, а самозабвение в реально существующем настоящем, в «здесь и сейчас». Мы не становимся, мы есть. Не пытайтесь стать. Будьте.

Внутренне замрите . Когда вы замираете, разум становится очень ясным и спокойным. В таком состоянии вы сможете действительно увидеть то, на что смотрите.

Медитация и сосредоточение – разные вещи . Медитация не равна процессу сосредоточения. Ведь высшая форма рассуждения – отрицание. Это не противоположность утверждению, а состояние, в котором нет ни положительного, ни отрицательного как его отражения. Это состояние абсолютной пустоты.

Держитесь центра. Каждый из нас – как небольшой ураган. Око бури совершенно спокойно, и его спокойствие проявляется на фоне нарастающей (от центра к краю) скорости ветра в воронке. Око бури – это реальность, воронка ветра – чувственно воспринимаемые явления в форме многомерного силового поля. Держитесь центра! Неподвижность. Это концентрация энергии в выбранной точке (например, на оси колеса). Энергия не распыляется на отдельные действия. Неподвижность в движении . Я нахожусь в движении, но при этом неподвижен. Я как луна, отраженная в волнах, которые непрестанно куда-то бегут.

На самовыражении строятся настоящие отношения. Не нужно быть ни таинственным, ни сложным. Будьте просты и открыты; будьте собой – ведь так легче найти настоящих единомышленников

Путь инь-ян . Прежде чем расшириться, следует сжаться. Чтобы стать сильным, сперва нужно быть слабым. Чтобы что-то взять, надо сперва что-то отдать. Все в этом мире имеет два варианта: существования и несуществования (позитивный и негативный).

История Дао. Высочайшим источником всех вещей является для китайцев Ничто, пустое, совершенно неопределенное, абстрактно-всеобщее, и это называется также Дао. До Конфуция слово «Дао» чаще всего означало путь или способ действия. Конфуций стал использовать его как философский концепт, обозначающий нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. Даосы использовали понятие «Дао» для обозначения общности всех вещей – эквивалент тому, что некоторые философы (например, Гегель) называли Абсолютом. Дао было первопричиной всех вещей. В своей основе Дао имеет простоту, отсутствие формы, желаний, устремлений, абсолютную самодостаточность.

Секреты боевого искусства

Некоторые люди рождаются с хорошими физическими данными, чувством скорости и запасом выносливости. Это хорошо. Но в боевых искусствах все, что вы изучаете, является приобретенным навыком.

Овладение боевым искусством подобно занятиям буддизмом. Ощущение его приходит из сердца. У вас рождается убеждение, что то, что вы знаете, вам действительно необходимо. Когда это стало частью вас, вы знаете, что у вас это есть. Вы преуспели в этом. Вы можете никогда полностью не понимать всего этого, но вы верны этому и придерживаетесь его. По мере вашего прогресса вы узнаете природу простого пути. Вы сможете вступить в какой-нибудь храм или школу.

Вам откроется простота природы. Вы станете жить так, как никогда не жили раньше.

  • Быть просвещенным в боевом искусстве - значит избавиться от всего, что затемняет «истинное знание», реальную жизнь. В то же время это подразумевает неограниченное расширение сознания, восприятия.
  • Пустота - это то, что стоит как раз посередине между тем и этим. Пустота всеобъемлюща и не имеет противоположностей - не существует ничего, чтобы она не включала в себя или чему бы была противоположна. Эта пустота живая, так как все формы произошли от нее, и тот, кто когда-либо осознает ее, тот будет чувствовать жизнь, силу и любовь ко всему сущему.
  • Превратимся в деревянную куклу. У нее нет «Я», нет мыслей, она не жадна и не придирчива. Пусть тело и все органы работают так, как им предназначено.
  • Осознание себя является величайшим препятствием для правильного исполнения всего технического действия.
  • Если внутри вас ничего не напряжено, окружающие предметы и явления раскроются сами. Двигаясь, будьте текучи как вода. Будьте невозмутимы и спокойны, как поверхность зеркала. Отвечайте на все подобно эху.
  • Невозможно определить «ничто». Самые мягкие вещи невозможно схватить.
  • Я двигаюсь и не двигаюсь. Я подобен луне под волнами, которые всегда продолжают колыхаться и раскачиваться. Нет такого: «Я делаю это», а есть внутреннее понимание того, что: «Это делается для меня». Осознание себя является величайшей помехой в правильном выполнении физического действия.
  • Локализация ума означает его замораживание. Когда ему мешают течь свободно, когда ему что-нибудь нужно, это больше не ум как таковой. «Неподвижность» - это концентрация энергии в данном фокусе, как в оси колеса, вместо рассеивания беспорядочного действия.
  • Целью является выполнение, а не сопровождение. Нет действующего лица, а есть действие; нет испытателя, а есть испытание.
  • Увидеть вещь очищеной от личных предпочтений и желаний - значит увидеть ее в первозданной красоте.
  • Искусство достигает своей наивысшей точки, когда оно лишено самоосознания. Свобода открывает свои обьятия человеку в тот момент, когда он перестает заботиться о том, какое впечатление он производит или может произвести на кого бы-то нибыло.
  • Совершенный путь труден только для тех, кто выбирает. Не делайте предпочтений, тогда все станет ясно. Делайте минимальные различия - небо и земля разделятся. Если вы хотите, чтобы перед вами была истина, никогда не будьте ни «за», ни «против». Борьба между «за» и «против» есть самая худшая болезнь ума.
  • Мудрость состоит не в попытках отделить добро от зла, а в умении «оседлать» их подобно тому, как пробка приспосабливается к гребням и провалам волн.
  • Не сопротивляйтесь болезни, будьте с ней, идите вместе с ней - это путь избавиться от нее.
  • Утверждение есть Дзен только тогда, когда оно есть действие и не касается чего-либо, что утверждается в нем.
  • Не создавайте ничего по отношению к себе. Скользите быстро, как будто вас нет, и будьте спокойны, как невинность. Не превосходите других, всегда следуйте за ними.
  • Не убегайте: пусть приходит. Не ищите: придет само, когда вы меньше всего ожидаете.
  • Откажитесь мыслить, но так, как будто и не отказывались. Наблюдайте приемы, как будто не наблюдая.
  • Нет постоянного обучения. Все, что я могу дать - это подходящее лекарство для определенного недуга.

ДЖИТ КЮН ДО

  • Ради безопасности неограниченное живое превращается в вечное мертвое, а выбранный шаблон становится бессмысленным. Чтобы понять Джит Кюн До, следует отбросить все идеалы, шаблоны, стили; фактически, надо отбросить даже концепцию о том, что есть идея в Джит Кюн До. Можете ли вы взглянуть на ситуацию, не называя ее? Присвоение ей имени рождает страх.
  • Джит Кюн До предпочитает бесформенность, чтобы можно было принять любые формы, и так как Джит Кюн До не имеет стиля, то оно подходит к любому стилю. В результате Джит Кюн До использует все пути и не привязывается ни к одному. Оно использует любые приемы или средства, которые служат его конечной цели.
  • Начинайте изучение Джит Кюн До с воспитания, развития и укрепления собственной воли. Забудьте о победах и поражениях, забудьте о гордости и боли. Пусть противник разрывает вашу кожу - и вы разорвете его плоть; пусть он разрушит вашу плоть - вы сломаете его кости; позвольте ему ломать ваши кости - и вы возьмете его жизнь! Не думайте о вашей собственной безопасности - положите вашу жизнь перед ним!
  • Большой ошибкой является ожидание результатов начатого. Вы не должны думать о победе или поражении. Пусть все идет как идет, а ваши руки и ноги наносят удары в подходящие моменты.
  • Джит Кюн До учит нас не оглядываться назад, если курс намечен. Оно относится к жизни и смерти безразлично.
  • Джит Кюн До избегает поверхностного, проникает в сложности, входит в сердце проблемы, точно указывает ключевые факторы.
  • Джит Кюн До не ходит вокруг да около. Оно не избирает окольных путей, а следует прямо к цели. Простота - самое короткое расстояние между двумя точками.
  • Искусство Джит Кюн До - это искусство упрощать. Сама реальность заключена в его существовании. Его смысл - свобода в первозданном виде, свобода, не ограниченная умом, расчленяющим мир на части, верованиями, нагромождением сложностей, необходимостью приспосабливаться.
  • Джит Кюн До есть познание истины. Это образ жизни, движение к контролю над телом и духом. Но познание это должно происходить изнутри, посредством интуиции.
  • Тренируясь, ученик должен быть подвижным и динамичным во всех смыслах. Он должен чувствовать себя так, как будто ничего особенного не происходит. Когда он продвигается вперед, его шаги должны быть легки и спокойны, глаза не фиксированы на одной точке и не смотрят яростно на врага. Поведение не должно отличаться от обычного, никаких изменений не должно быть в выражении его лица, ничто не должно выдавать факта, что он вступил в смертельный бой.

ПОЛОЖЕНИЯ ДЖИТ КЮН ДО (JKD)

1. Экономная структура в атаке и защите (атака: живые удары/защита: липкие руки).
2. Разностороннее и «искусно-безыскусное», «всеобщее» оружие - удары руками и ногами.
3. Рваный ритм, пол-такта, один такт, три с половиной такта (ритм JKD в атаке и контратаке).
4. Тренировка с разнообразными отягощениями, научно обоснованная дополнительная тренировка плюс всесторонняя подготовка тела.
5. JKD - движение в атаку и контратаку, идущее из любого места без возвращения в исходное положение или принятия каких-либо позиций.
6. Гибкое тело и легкие перемещения.
7. Неопределимое для противника поведение и незапрограммированная атакующая тактика.
8. Сильный ближний бой:
а) хитрые взрывные атаки
б) броски
в) захваты
г) сковывание противника
9. Спарринг в полную силу и тренировки с активным контактом на движущихся мишенях.
10. Сила конечностей, полученная постоянными закаливающими тренировками.
11. Ярко выраженная индивидуальная манера более значима, чем владение массовыми приемами; жизненность более значима, чем классицизм (истинные отношения).
12. Всеобъемлющее больше, чем частное в структуре.
13. Тренировка «непрерывного самовыражения» за всеми физическими движениями.
14. Ненапряженная мощь и мощный управляемый удар. Упругая расслабленность, но не расхлябанное тело. А также гибкая, осознанная оценка ситуации.
15. Постоянное течение и изменение (прямые движения в сочетании с искривленными, выпады вперед и отходы назад в сочетании с уходами влево и вправо, боковые шаги, круговые движения руками и т. д.).
16. Хорошо сбалансированное положение тела во время передвижения. Неразрывная связь между почти полной отдачей сил и почти полным расслаблением.

Брюс Ли художественные и биографические фильмы

Большая подборка фильмов с Брюсом Ли

РЕСУРСЫ

Группа во ВКонтакте о Брюсе Ли

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх