Сократовская ирония. Метод познания истины по сократу

Ирония Сократа

Ирония Сократа - это помощь незнающему истину прийти к истине. Он как бы не понимает, что ему говорит собеседник, прикидывается простаком, приводит собеседника к апории (равноценности двух противоположных суждений), в которой утверждается невозможность очевидного, наглядно существующего, не вызывающего сомнения и общепринятого. Иными словами, ирония в данном случае служит тому, чтобы вывести ученика из состояния ложного «знания», а апория - это знак знания о своем незнании. На этой дистанции между истиной (идеями) и очевидностью (миром вещей, теней и мнений) и существует ирония, она помогает оторвать взгляд от игры теней. Хотя этот тип иронии и отличается от существующих в позднейшей истории иных ее типов, тем не менее в ней заключен прообраз всякой иронии, ее «идеальный тип».

Ирония в некотором отношении сходна с трагическим, а в другом оказывается парной категорией к гротеску. Отличается от последнего она по своему философскому определению тем, что возможна лишь в мире двойственности, как и трагическое. Гротеск же многомерен.

Ирония же - это установка сознания, полагающего мир вообще двойственным. Двойственность природы человека и соответственно двойственность мира представлялась убедительным предположением, вплоть до XIX в. Поэтому и ирония, как наиболее проявленная форма тонкого комического, требующая гибкости и подвижности ума, достигает своего виртуозного воплощения в искусстве, которое мы теперь (исторически это излюбленная категория романтизма XIX в.) квалифицируем словом «классическое».

Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική - искусство спорить, вести рассуждение) - метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философских традициях. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями. Hачиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.

В истории философии выдвигались различные толкования диалектики:

учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);

искусство диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ);

метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон);

учение о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно);

способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант);

всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Гегель);

учение и метод, выдвигаемые в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (Маркс, Энгельс, Ленин).}

Диалектический метод Сократа и его цель

Диалектика как метод Сократа связана с его открытием сущности человека как "психэ", ибо замечательным образом был найден способ освободить душу от иллюзий знания, обиходив ее, привести ее к должному состоянию принятия и приятия истины. По целям метод Сократа Фундаментальным образом имеет этическую природу (воспитание души), и лишь во вторую очередь он логический и гносеологический. Беседовать (быть в диалоге) с Сократом означало держать "экзамен Души", подвести итог жизни, и как уже заметили современники, выдержать именно "моральный экзамен". По свидетельству Платона "Всякий, кто был рядом с Сократом и вступал с ним в беседу, о чем бы ни шла речь, пропускался по виткам спирали дискурса и неизбежно оказывался вынужденным идти вперед до тех пор, пока не отдаст себе отчета в самом себе, как он жил и как живет теперь, и то, что даже мельком однажды проскальзывало, не могло укрыться от Сократа".

Именно в этом самоотчете по поводу собственной жизни и в указании на истинный смысл жизни, придающий ей ценность, и заключалась специфическая цель сократического метода. Заставить Сократа молчать (хотя бы и мертвого) для многих означало положить конец этому принуждению испытывать свою душу. Однако процесс, начало которому положил Сократ, уже набрал силу, став необратимым, пресечь его физической расправой было невозможно. Имея это в виду, Платон вкладывает в уста Сократа пророчество: "Говорю вам, сограждане, что, меня убивая, на себя ниспосылаете месть, что уже идет сразу же после моей смерти, куда более тяжкая, чем та, что вы посылаете мне, убивая меня. Сегодня вы это делаете в надежде освободиться от необходимости отдавать отчет в собственной жизни, но все произойдет наоборот: я вам предсказываю. Не я один, а многие потом спросят вас об этом и предъявят счет: все те, кого я до сих пор опекал, кого не замечаете вы. И столько же строптивцев объявится, сколько сейчас видите молодых, коими вы пренебрегаете. А ежели, полагаете вы, убивая меня, помешаете кому бы то ни было разглядеть весь срам вашей неправедной жизни, то подумайте лучше. Да не избавиться вам от них таким путем: невозможно это, да и не хорошо это; другой путь есть наипростой и наилучший, не затыкайте рты чужакам, а внимайте им, дабы совершенствоваться вечно в добродетели".

Теперь, когда мы установили целенаправленность сократического метода, выделим особенности его структуры.

Диалектика Сократа совпадает с диалогом (диа-логос), который состоит из двух существенных моментов: "опровержения" и "майевти-ки". Чтобы осуществить это, Сократ применяет маску "незнания" и наводящее страх оружие - иронию.



1.11. Сократическое "незнание"

Софисты прославили себя тем, что перед лицом слушателя принимали позу всезнаек. Сократ, напротив, принял образ ничего не ведающего, всему лишь научающегося.

Однако вокруг этого пресловутого "незнания" немало существует двусмысленностей, в Сократе видят едва ли не зачинателя скептицизма. В действительности, можно лишь говорить о переломе: а) в отношении к знанию натуралистов, в котором обнаруживался момент суетности; б) в отношении к знанию софистов, которое часто было всего лишь манерностью; в) в отношении политиков и служителей различных культов, знание которых почти всегда отличалось непостоянством и некритичностью. Но есть и нечто большее. Утверждение Сократа - знаю, что ничего не знаю - нужно поставить в связь не столько с человеческим знанием, сколько со знанием божественным. Именно в сравнении себя с Богом всеведущим, очевидной становится вся хрупкость и ничтожность человеческого познания, в том числе его, Сократа, мудрости. В "Апологии" по поводу сентенции Дельфийского Оракула о том, что нет мудрее человека, чем Сократ, мы находим такое разъяснение: "Единственно лишь Бог всеведущ, и об этом хотел сказать Оракул, говоря о малоценности знания человека; и, говоря о мудром Сократе, не просто ссылался на меня, Сократа, а использовал мое имя как пример; он как бы хотел сказать: даже о мудрейшем среди вас, люди, о Сократе, должно быть по правде признано, что и его мудрость не многого стоит".

Противоположность между "божественным знанием" и "человеческим знанием" была излюбленным мотивом всей предшествующей греческой мысли, ее-то и закрепляет вновь Сократ.

Наконец, заметим сильный иронический эффект, эффект благотворного потрясения слушателя, производимый заявлением об изначальном незнании. Из него высекалась искра, рождавшая пульсацию диалога.

К числу особенных характеристик сократовой диалектики принадлежит ирония. Вообще говоря, ирония означает "симуляцию". В нашем особом случае это некая игра, или шутка, или военная хитрость, среди множества функций которой было намерение со стороны Сократа вынудить собеседника обнаружить себя. Шутя, при помощи слов или фактов, Сократ надевает на себя маску страстно преданного друга своего собеседника, восхищается его способностями и заслугами, испрашивая у него совета или просит обучить чему-нибудь. В то же время, при более глубоком подходе становится прозрачной уловка. Ясно, что за шуткой стоит серьезная и всегда методичная цель. Ясно также, что под разными масками Сократа, за функциональностью иронии, можно разглядеть одну наиболее существенную - притворство в незнании, невежестве.

1.13. "Опровержение" и сократическая "майевтика"

"Опровержение", приведение в замешательство, "elenchos" , было деструктивным элементом метода. Заставив собеседника признать его, Сократа, невежество, он понуждал его определить объект исследования, затем различными путями делал выводы и подчеркивал их неполноту и противоречивость, затем шел процесс их критики и опро-вер- жения до того момента, пока слушатель не признавал самого себя невеждой.

Очевидно, что всезнаек и посредственностей это раздражало, не говоря уже о реакциях агрессивных. Однако на лучших людей действовал эффект очищения от фальшивых самоочевидностей, от невежества, о чем Платон писал: "Мы должны признать, что именно опровержение есть наиболее значимое и наиболее основательное очищение, а кто не знал его благотворного воздействия, даже если это великий Царь, тот не стоит и упоминания. Даже от нечестивых пороков и недостатков воспитания можно очиститься и достичь максимальной высоты и стать воистину счастливым человеком".

Перейдем ко второму моменту диалектического метода.

По Сократу, душа не может постичь истину, если только она "не беременна". Себя же он полагал, как мы видели, невеждой, т.е. не считал себя вправе нести другим знание, по крайней мере, знание об определенных вещах. Подобно женщине, что при родах нуждается во вспомоществовании, ученик, душа которого беременна истиной, нуждается в помощи со стороны своего рода повивальной бабки, духовного повивального искусства, для высвобождения истины на свет, - вот это и есть "майевтика" Сократа.

Завораживающее описание ее мы находим у Платона: "Теперь мое повивальное искусство, во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных. По обычаю акушерок и я должен быть стерильным... от знания; попреки, что мне многие делают, в том, что я влияю на других, несправедливы, ибо никогда я никак не обнаруживал своего невежественного знания ни по одному из вопросов, ведь это вправду хула. Правда в том, что сам Бог вынуждает меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души. Те же, коим нравилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые вовсе несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной Бога, который им это разрешал. И ясно, что от меня они не получили ничего, и лишь у себя самих нашли нечто замечательное, что и произвели; но и помогая им в этом деле, я награжден - я и Бог".

В этой статье я опять обращусь к философии. Речь пойдет о таких понятиях как ирония, постмодерн и о роли иронии в постмодернистском обществе. Почему именно об этом? Ну, во-первых, диссертацию писать мне помаленьку все же надо (ирония и остроумия понятия достаточно близкие), а во-вторых, мне самому было интересно разобраться с модным нынче словом «постмодернизм». Разумеется, постмодерн, явление многостороннее, поэтому ухватить все за раз не получится, однако попробую.
Для начала займемся иронией. Ирония (от греч. eironeia - притворство) - это прием, основанный на противоположении формы и смысла. Он заключается в том, что человек говорит нечто прямо противоположное тому, что на самом деле думает, однако слушателям или читателям с помощью намека (смыслового или интонационного) дается возможность понять, что же именно на самом деле думает автор. С другой стороны ирония - это вид комического, когда смешное скрывается под видом серьезного (в противоположность юмору) и таит в себе чувство превосходства или скептицизма.

Сократовская ирония
Широко известна т.н. сократовская ирония, хотя сам Сократ никогда не употреблял это понятие по отношению к себе и не определял свою философскую или жизненную позицию как ироническую. Смысл сократовской иронии заключается в противоречии между видимостью, явлением и сущностью. Во-первых, ирония проявляется в неистинном восхвалении и превознесении Сократом своих собеседников (явное противоречие между оценкой Сократа и тем, каковым этот человек есть на самом деле). Во-вторых, ирония присутствует в умышленном самоунижении Сократа перед собеседниками и другими людьми (что также не соотвествует действительности, ибо никто не был достоин уважения, как Сократ). В-третьих, сократовская ирония проявляется в видимости незнания, скрывающее постоянное стремление к подлинному знанию и мудрости. В ходе диалога Сократ с рядом последовательных вопросов изобличал собеседника в противоречиях, подводил его к тому, чтобы человек сам осознал свои ошибки; учил самоанализу, способности критически осмысливать свою жизнь и свое знание. Однако Сократ пользовался иронией не ради игры в слова или собственной славы, а для того, чтобы научить людей жить по нравственным критериям. Философ считал, что раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам подлинной истины. Критическое отношение, ирония заставляют человека отдать себе отчет в мере достоверности повседневного, опытного, непосредственного знания, пересмотреть с точки зрения. разума и высокой нравственности устоявшиеся мнения, подтолкнуть душу к рождению истины.

Романтическая ирония (написано на основе неизвестного реферата)
Романтизм (родина 1790-е годы, Германия) - стиль творчества и мышления, который противопоставлял утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе, жажде совершенствования и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Теория романтической иронии была подробно разработана немецким философом Фридрихом Шлегелем (1772-1829) на основе идей Фихте (также почитал диалоги Платона в качестве прекрасного образца иронического стиля). Философ почитал иронию как своеобразный метод «несистематического философствования», так как фрагментарное философствование, иронически относящееся к действительности, скрывает в себе возможность снятия коллизий последней в процессе постоянного возвышения над ней и тем самым ее отрицания. Ценность иронии как философского феномена - в том, что она выражает собой логическую противоречивость. В этом смыслы ироническое противоположно рассудочному как непротиворечивому. Таким образом, там где господствует рассудок, не может быть иронии.
Согласно мысли Шлегеля, дух иронии, остроумия - это «химический дух», то есть дух, разрываемый внутренней противоречивостью. Однако, ироническое мироотношение мыслилось Шлегелем не только как заключающее в себе внутреннее противоречие, но и как синтезирующее, универсализирующее, объединяющее и соединяющее односторонности. Диалектика остроты и иронии заключается в том, что конкретное, противоречивое не просто ставится рядом; противоположности связываются в резком противоречии, и эта связь содержит намек на глубоко спрятанную истину, которая кроется в синтезе этих противоположностей. Поэтому если парадокс является как бы «неполной диалектикой» так как в нем отсутствует ступень синтеза, то ирония - «полной диалектикой», то есть заключающей в себе и синтез противоположностей.
Однако в шлегелевской теории романтической иронии эти гносеологические основания диалектики иронии по существу не были развиты. В частности, Шлегелю синтез не представлялся реальной формой разрешения иронической противоречивости. В «химическом» мышлении не достигается высшая ступень законченности, то есть ступень синтеза. Именно поэтому ироническому духу свойственно постоянное беспокойство. Шлегель называет иронией ясное сознание вечной подвижности, бесконечно полного хаоса. Отсюда вся универсализирующая, синтезирующая направленность иронии оказывается по существу иллюзорной; ирония фактически не в состоянии снять односторонности, объединить противоречие.
В развитии романтиками теории иронии как основополагающего принципа, характеризующего позицию субъекта в мире, безусловно сказалось освободительное действие идеологии французской революции, безграничная вера в торжество свободного человеческого духа. Носителем универсальной новой культуры выступает многогранная, целостная, открытая всему миру свободная личность. Таким образом, иронический субъект понимался Шлегелем как в высшей степени свободный, произвольно творящий и себя, и окружающий мир. Но апофеоз свободы человеческого духа выражал лишь одну сторону иронического мироотношения. Другая сторона - в том, что ирония, как явление духовной жизни человека, отразило специфику его положения в социальной действительности конца 18 века, которая характеризовалась крайним разъединением и разобщением людей.
Весь смысл иронического мироотношения заключается не только в идеалистическом характере бесконечного диалектического процесса самосозидания и самоуничтожения, но и в его несерьезности, игривости. Единственным результатом этой игры становится лишь все усиливающаяся видимость, «кажимость» присутствия мира в объективированном субъекте. Таким образом характерное для романтической идеологии стремление к объединению противоположности, к синтезу, так и осталось стремлением, не приведя к желаемому результату. Ироническая диалектика - это «несерьезная» диалектика, произвольная игра субъективного духа.

Постмодернистская ирония
В последние десятилетия роль иронии (равно как и юмора, и остроумия) в обществе неуклонно возрастает. «Ироническое мышление становится общей тенденцией и атрибутивным способом современного мышления». Кроме того, ирония постмодерна приобретает новый смысл. Это уже не сократовская и не романтическая ирония (форма та же, но содержание иное). Постмодернизм можно упрощенно (подробнее см. постскриптум) охарактеризовать несколькими фразами: «жизнь - игра, не стоит ее воспринимать всерьез»; «индивидуализм преобладает над коллективизмом, часть - над целым»; «не думай о будущем, живи настоящем».
«Общество постидустриального типа, культивирующее юмор, основано на практиках иронического мышления. Для вступления в современные социальные отношения и участия в них индивида часто требуется занять позицию ироника. В конечном счете энергия иронии так или иначе направлена на критику существующих социальных устоев, поэтому сущность иронии выявляется через социальные измерения».
Но ироничное мышление должно иметь ограничения, которые налагает общественная мораль. Иначе ирония может легко превратиться в нечто другое - сарказм, издевку, или открытое издевательство. Поэтому при использовании иронии в социальных взаимоотношениях необходимо знать меру, понимать «когда можно иронизировать, а когда - нет». «Вряд ли полезно иронизировать над культурными традициями, над идеалами и убеждениями людей, над их национальными предпочтениями». Однако создается впечатление, что постмодернистская ирония отбрасывает эти ограничения как устаревшие. В последние годы ирония, на взгляд многих людей, заходит слишком далеко. Достаточно вспомнить скандальную выставку «Острожно, религия!» (Россия, январь 2003 года) или показ по британскому телеканалу BBC мюзикла «Джерри Спрингер» (Великобритания, декабрь 2002 года). Причем это только вершина айсберга.
Конечно, в современном обществе ирония не играет сугубо негативную роль. Она, безусловно, полезна (впрочем, не зная меры можно испортить все что угодно). Рассмотрим ее действие в тоталитарных обществах.
«Ирония предполагает отрешенность от схематизма и догматизма, взор с другой точки зрения. В отличие от диалога, в котором две равноположенные позиции испытывают взаимовлияние, ирония - это метапозиция, и то, на что смотрят, не воздействует на смотрящего. Диалогичность - характеристика нетоталитарного сознания, где присутствуют разные точки зрения, осуществляется их общение. При тоталитарности диалог прекращен. У человека остается два выбора: либо самому соответствовать своей идеи, всю свою бесконечную сущность определить в конечных рамках, либо как-то пытаться преодолеть этот вакуум, что и происходит в иронии. Именно в ней возможен выход, когда человек отстраняется от господствующей точки зрения и начинает относится к ней не серьезно; происходит некоторое дистанцирование от действительности, чем и разрушается ее тоталитарность. Как, например, это можно было наблюдать в советское время, когда при Сталине к идеологии все относились со всей серьезностью и трепетом, но уже в хрущевские времена сознание народа начинало дистанцироваться от действительности. Несоответствие идеала и повседневности порождало в массовом сознании иронию по отношению к существующему режиму. Тогда появилось множество анекдотов, появились «неофициальные» поэты, певцы. Эта ирония и разрушила советский режим (от автора: ирония, юмор также активно используется в современных политических баталиях).
Надо отметить, что хотя ирония и спасает от идеологичности, от ее статичной закоснелости, но все же несет в себе отрицательное начало. Диалог же позитивен в этом смысле. В нем человек ожидает ответа, готов к созиданию себя заново. В диалоге присутствует то напряжение воли, которое определяет человека.»

P.S. О постмодерне (отрывки из книги А.С. Панарина «Искушение глобализмом»)
Один из впечатляющих парадоксов постмодерна состоит в том, что его мондиалистическая элита «граждан мира» обладает психологией секстанского подполья, оторванного от нормального общества с его нормальными взглядами, моралью и здравым смыслом. Секстанты постомодерна чувствуют себя свободными экспериментаторами в культурной и нравственной сфере, не стесненными правилами «реконструкторами» мира. Они - настоящие «подпольщики» в моральной сфере, наслаждающиеся свободой от обычной человеческой нравственности...
Если выбирать между нигилизмом и восторженностью, плутоватой изворотливостью и принципиальностью, циничной всеядностью безверия и чистой пламенной верой, то нет никакого сомнения в том, что постмодернисты отдадут предпочтение первому перед вторым. Они подозревают добродетель в тоталитарной догматической нетерпимости, тогда как пороку приписывают циничную терпимость и всеядность - современный эквивалент старого либерального плюрализма... Этим постмодернистам решительно ничего не дорого; ни на небе ни на земле нет ничего такого, чему они хотели бы посвятить жертвенной усилие...
Постмодернисты видят свою задачу в выполнении профилактической работы, направленной на подрыв самой способности культуры порождать метарассказы и способности индивидов проникаться ими. Постмодернисты предпочитают шизофреническую расщепленность сознания параноидальной одержимости. Отсюда - специфическая бдительность постмодернистской «иронии», мгновенно мобилизующейся в ответ на появление каких-либо признаков старого идеологического или морального воодушевления, связанного с верой в смысл истории, в высшие ценности, в значение героизма и жертвенности...
Антропологический переворот модерна дает нам картину предельно мобилизованного человека, неустанно поглядывающего на часы и одержимого стремлением успеть к сроку, сжать время до предела, насытив его событиями и достижениями. Постмодернизм провозглашает обратный переворот тотальной демобилизации. Наслаждение самодовлеющим настоящим, освобождение от деспотии вездесущего «финализма», подстегивающего наши усилия во имя достижения амбициозных целей, отказ от проектов в пользу «игрового существования» - вот черты постмодернистского стиля жизни... Итак, вместо того, чтобы направить творческое воображение современности на поиск альтернатив, на прояснение возвышающей постиндустриальной перспективы, постмодернисты учат нас жизни без перспектив, без «проекта».

Примечание:
Именно Сократу приписывают фразу: «Я знаю, что я ничего не знаю. Но другие не знают даже этого».
О.М. Фархитдинова. «Ирония: проблема определения и роль в философском познании» (автореферат диссертации, Екатеринбург, 2004).
Постмодернизм (фр. postmodernisme) - широкое культурное течение, в чью орбиту в последние два десятилетия 20 в. попадают философия, эстетика, искусство, наука. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, творчество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов П. можно считать его отождествление с эпохой «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращая его в среду обитания современного человека культуры. Центральное место в эстетике П. занимает комическое в его иронической ипостаси: иронизм становится смыслообразующим принципом мозаичного постмодернистского искусства.
Философия. Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивана. - М.: Гардарики, 2004.
Игорь Манников. «Ирония как снятие тоталитарного сознания».
«Метарассказ» - вырабатываемые в каждой культуре центральные смыслообразующие тексты, легитимирующие различные общественные практики по критериям истины, добра и красоты.

ИРОНИЯ СОКРАТА. Сократ на протяжении всей жизни подвергал испытанию многих из тех, за которыми закрепилась слава мудрых и знающих что-либо. Отличительной чертой сократовских бесед являлась ирония.

Об этом свидетельствуют диалоги Платона, среди которых нет почти ни одного, где бы Сократ не иронизировал, не выражал своей тонкой насмешки.

Он то и дело принижал себя и превозносил других, делает вид, что нечего не смыслит в предмете обсуждения, и просил своего собеседника мудрость которого несомненна вразумить его, Сократа, наставить на путь истины. Далее, добываясь поддакивания собеседников в начале разговора, Сократ неприметно заводил их в тупиковую ситуацию, сбивая с толку и вынуждая отказываться от прежних да. Чем больше был ироничный прикуп, тем чувствительнее для иронизируемого оказывалась потеря в ходе беседы тех иллюзорных достоинств, которые тонко подсунул ему для подвоха и искусно развеял его опасный собеседник.

Течение сократовской беседы исподволь и незаметно размывало ее начальное допущение, которое в конце концов оказывалось применительно к данному случаю несостоятельным. Его ирония была скрытой насмешкой над самоуверенностью тех, кто мнил себя многознающими.

Но его цель состояла не в том что бы разоблачить и уничтожить, а в том чтобы помочь человеку стать свободным, открытым для истины, заставить его осознать свое незнание и задуматься над образом жизни. Она порождала в душах дюдей чувство идеального, какой -то внутренний опыт высших реальностей. Он хотел при помощи своей иронии активно вмешиваться в человеческой жизнь, изменять ее и сознательно совершенствовать. Этим Сократ принципиально отличался от софистов, для которых спор был нацелен на достижение внешнего эффекта победы над оппонентом.

Так Сократ беседовал с философами, софистами, политиками, военачальниками, поэтами, скульпторами, художниками, ремесленниками, торговцами, гетерами, со свободными и рабами, влиятельными гражданами полиса и простым людьми, мужчинами и женщинами, старцами и юношами, людьми робкими и наглыми, бездарными и гениальными, с друзьями и врагами, афинянами и иноземцами, днем и ночью, в военных походах и дома, на свободе и в заключении. И о чем только он ни говорил о богах и людях, полисе и законах, уме и глупости, знании и незнании, добре и зле, благе и справедливости, свободе и долге, добродетелях и пороках, богатстве и бедности, дружбе и взаимопомощи, самопознании и образовании, душе и теле, жизни и смерти.

Собеседники и темы бесед менялись, но суть оставалась одна во всеоружии разумного слова Сократ был в постоянном поиске истины, справедливости, нравственности.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Феномен Сократа

До сих пор философы пытаются подойти к его разгадке.Как некий Сфинкс, он возвышается над всем античным миром. Искусный мастер вопросов, таивший в себе парадоксальный ответ Я знаю, что я.. В сущности, Сократ до сих пор остается непонятным. Его трудно уложить в какую нибудь ясную и простую характеристику..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

СОКРАТИЧЕСКАЯ ИРОНИЯ

СОКРАТИЧЕСКАЯ ИРОНИЯ

Тонкое притворство незнающим, чтобы лучше узнать идеи других.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

СОКРАТИЧЕСКАЯ ИРОНИЯ

тонкое притворство невежественным глупцом с целью лучше узнать мысль другого, чтобы потом доказать её ложность.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .


Смотреть что такое "СОКРАТИЧЕСКАЯ ИРОНИЯ" в других словарях:

    СОКРАТ - греческий философ (Алопек, Аттика, 470 Афины, 399 до Р.Х.), сын Скульптора, мать образованная женщина. Сократ нич всего через «Диалоги» Платона, написанные в качестве протеста против осуждения на смерть его учителя («Апология Сократа», «Критон») … Философский словарь

    Сократ - (греч. Sokrates) (470 399 до н.э.) греческий философ; родился в семье скульптора, жил и творил в Афинах. Его учениками были Платон, Ксенофонт, Алкивиад и др. С. не оставил письменного наследия, поскольку излагал свое учение устно. Он был… … Античный мир. Словарь-справочник.

    Напускать на себя дурь - – прикинуться несмыслящим. Ср. сократическая ирония (когда собеседник при обсуждении сложного вопроса строит из себя наивного незнайку, но на самом деле подводит своими репликами к пониманию своей позиции. Положительное явление … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Socrates

    СОКРАТ Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    Socrates - Сократ (470 399 до н. э.) Афинский философ, сын камнереза и повивальной бабки, муж Ксантиппы, чье имя стало нарицательным из за ее дурного нрава. В молодые годы Сократ служил в армии и принимал участие в борьбе с Тридцатью тиранами. Когда в 406… … Список древнегреческих имен

    СОКРАТ - (470 399 до н. э.) Афинский философ, сын камнереза и повивальной бабки, муж Ксантиппы, чье имя стало нарицательным из за ее дурного нрава. В молодые годы Сократ служил в армии и принимал участие в борьбе с Тридцатью тиранами. Когда в 406 афинским … Список древнегреческих имен

    напускать на себя дурь - прикинуться несмыслящим. Ср. сократическая ирония (когда собеседник при обсуждении сложного вопроса строит из себя наивного незнайку, но на самом деле подводит своими репликами к пониманию своей позиции. Положительное явление … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

    Сократ - и основание философии западной морали Жизнь Сократа и проблема источников Сократ родился в Афинах в 470/469 и умер в 399 г. до н.э., казненный по обвинению в богохульстве, неверии и непочитании местных богов, в растлении молодежи. Впрочем, за … Западная философия от истоков до наших дней

    Представляет центральную фигуру в греческой философии; его жизнь, согласовавшаяся с его учением, заслуживает такого же внимания, как и его философия. Несмотря на то, что С. является лицом вполне типичным и, по видимому, точно охарактеризованным,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх