Аварийный договор по 44 фз. Верховный суд прошелся по госконтрактам

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) допускает изменение условий контракта в следующих случаях:

- при заключении контракта - в соответствии с частью 18 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона;

- при исполнении контракта - в соответствии с частью 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Статьей 70 Закона № 44-ФЗ установлен порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона.

В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона № 44-ФЗ проект контракта составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе.

По результатам проведения электронного аукциона заказчик осуществляет расчет цены за единицу товара (работы, услуги), которую включает в проект контракта, направляемый победителю электронного аукциона.

При включении в проект контракта цены, предложенной участником электронного аукциона, цена за единицу товара (работы, услуги) должна быть снижена пропорционально коэффициенту снижения по результатам электронного аукциона. Сумма цен за единицу товаров (работ, услуг) должна соответствовать цене, предложенной победителем электронного аукциона и указанной в протоколе проведения электронного аукциона.

В соответствии с положениями части 4 статьи 70 Закона № 44-ФЗ допускается размещение победителем аукциона в единой информационной системе протокола разногласий не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона. При этом победитель аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

Ограничений, связанных с количеством размещений данного протокола с учетом указанного срока, Законом № 44-ФЗ не предусмотрено.

Дата: 15.05.2017

Одним из случаев, предусмотренных в 44-ФЗ для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), является закупка определенных ТРУ вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме и в случае, если применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно 1 .

Осуществляя такую закупку, заказчику необходимо отдавать себе отчет в следующем:

Во-первых, следует помнить, что данный случай не относится к закупке тех ТРУ, которые включены в перечень товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера 2 . Этот перечень достаточно широк и включает в себя несколько десятков наименований ТРУ (посуда, моющие средства, дрова, палатки, крупы, сахар, постельное белье, обувь, одежда, лекарственные препараты и материалы, медицинские изделия, услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и т.д.), которые должны закупаться через запрос котировок с ежегодным предварительным отбором участников закупки 3 . Таким образом, круг тех ТРУ, которые можно закупить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) изначально сильно ограничен. Кроме того, в законе установлено, что осуществить такую закупки заказчик вправе только в том количестве (объеме), которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме 1 . Отметим, что на практике чаще всего такие закупки касаются проведения строительно-ремонтных работ (их в указанном перечне нет).

Во-вторых, следует четко понимать критерии отнесения ситуации, в которой осуществляется закупка, к случаям, в которых такая закупка допускается. Последовательно разберем определение этих случаев с точки зрения правовых формулировок более подробно.

  1. Авария - «опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде» 4 . Помимо этого в нормативно-правовой базе существует ряд определений понятия «авария» более частного характера - например, «промышленной аварией» считается «разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ» 5 , «аварией на аттракционе» - «разрушение аттракциона или его критичного компонента, создающее непосредственную угрозу для жизни или здоровья людей либо причинившее вред жизни или здоровью человека» 6 и т.д. - с определениями понятий различных видов аварий можно, например, ознакомиться в терминологических разделах справочно-правовых систем.
  2. Чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера 7 - «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».
  3. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) 8 - чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта). В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства. При этом к таким обстоятельствам не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых.
  4. Медицинская помощь в экстренной форме (экстренная медицинская помощь) 9 - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.
  5. Медицинская помощь в неотложной форме (неотложная медицинская помощь) 9 - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
  6. В-третьих , следует понимать иные признаки той ситуации, когда применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Собственно, с этим моментом и возникает на практике большинство спорных ситуаций.

    К сожалению, какое-либо нормативно закрепленное описание таких признаков отсутствует как в самом 44-ФЗ, так и в его подзаконных нормативных правовых актах. Поэтому здесь стоит обратить внимание на определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 № ВАС-9962/13, в котором указано, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем, в случае если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости, при этом суд исходил из того, что наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени является основанием признать контракт, заключенный с единственным исполнителем в указанном случае, недействительным. На содержание данного судебного определения неоднократно обращает внимание и Минэкономразвития РФ 10 .

    Для наглядности рассмотрим ситуацию , о которой идет речь в указанном выше судебном определении. В апреле-мае 2011 г. Управление Россельхознадзора по Приморскому краю в ходе проводимых им проверок обнаружило партию мяса в объеме 400 тонн, которая была признана некачественной и опасной из-за разморозки вследствие длительного хранения с нарушением температурного режима, о чем управлением были приняты соответствующие постановления. Данная мясная продукция была запрещена к использованию и обращена в собственность государства на условии последующего уничтожения. В ноябре 2011 г. управление без проведения торгов заключило контракт с ООО «Торговый дом «Турмалин» на уничтожение этой продукции, цена контракта составила более 77 млн. руб. Причиной для осуществления данной закупки без проведения торгов управление сочло то, что затраты времени на проведение торгов могли бы вызвать дальнейшую порчу хранимой продукции и усугубление опасной ситуации. Однако краевая прокуратура, а вслед за ней и суды различных инстанций (вплоть до Верховного суда РФ) признали неправомерность заключения этого контракта и его недействительность на основании того, что уже в апреле 2011 г. на момент поступления продукции в его распоряжение управление имело возможность прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени.

    Приведем и еще более свежий пример - в августе 2016 г. в Забайкальском крае муниципальный заказчик заключил контракт с единственным подрядчиком на выполнение работ по завершению строительства объекта капитального строительства (многоквартирного жилого дома) на сумму 55 млн. руб. в целях предупреждения чрезвычайной ситуации и угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в аварийном жилом фонде, проведения работ по завершению строительства и переселению граждан из указанного аварийного жилого фонда. Однако органы прокуратуры, а затем и ФАС сочли, что оснований для заключения контракта с единственным подрядчиком здесь не было, так как заказчик имел возможность спрогнозировать возникновение аварийной ситуации, учитывая состояние и изношенность объектов жилого фонда, а, кроме того, не имел оснований для применения правил о непреодолимой силе, аварии, чрезвычайной ситуации, так как событие это являлось долгосрочным и прогнозируемым (решение о введении режима чрезвычайной ситуации на аварийном жилом фонде было принято заказчиком за 2 месяца до заключения контракта - в июне 2016 г.) 11 . В соответствии с принятым решением заказчик был привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 тыс. руб. 12 .

    В целом, можно сделать вывод, что суды и ФАС, рассматривая подобные ситуации, принимают такие решения не в пользу заказчиков в том случае, если между возникновением аварийной или чрезвычайной ситуации и заключением контракта прошло время, достаточное для осуществления закупки через конкурентные способы. Подтверждением этому может быть еще один пример. В июле 2016 г. в Курганской области муниципальный заказчик заключил контракт с единственным подрядчиком на выполнение работ по капитальному ремонту центральной водопроводной сети, цена контракта составила 4 млн. руб. Причина заключения контракта - возникновение аварийной, а затем и чрезвычайной ситуации в одном из населенных пунктов, причем решение о введении режима чрезвычайной ситуации было принято еще в мае 2016 г. ФАС решил, что поскольку контракт был заключен по истечении более 1 мес. после объявления чрезвычайной ситуации, то это не указывает на неотложность проведения работ, и поэтому оснований для заключения контракта с единственным подрядчиком у заказчика не имелось 13 .

    В-четвертых , важно знать, какие специальные сопроводительные процедуры необходимо выполнить заказчику при осуществлении такой закупки. Первой специальной процедурой является предварительное составление документально оформленного отчета с обоснованием невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также с обоснованием цены контракта и иных существенных условий контракта 14 . Второй процедурой является уведомление ФАС о такой закупке не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта (так что мимо внимания ФАС случаи таких закупок проходить не должны), также о такой закупке регионального или муниципального уровня необходимо уведомить соответственно орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок (в последнем случае срок направления уведомления не установлен) 15 . При этом к уведомлению должна прилагаться копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

    1 П. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    2 Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013 № 1765-р

    3 Ст. 80-82 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Письмо Минэкономразвития России от 06.02.2017 № ОГ-Д28-1230

    4 П. 2 ч. 2 ст. 2 Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

    5 Ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

    6 П. 8 Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (ТР ЕАЭС 038/2016), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 114.

    7 Ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    8 Ч. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой РФ обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), утвержденного Постановлением Правления ТПП РФ от 23.12.2015 № 173-14.

    9 Раздел II Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273.

    10 См., например, Письма Минэкономразвития России от 09.12.2016 № Д28и-3224, от 22.11.2016 № Д28и-3075, от 06.02.2017 № ОГ-Д28-1230.

    11 Решение ФАС России от 03.02.2017 по делу № 88/2016 г/з.

    12 В соответствии с ч. 2 ст. 7.29 КоАП - принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.

    13 Решение Курганского УФАС России от 02.10.2016 № 37.

    14 Ч. 3 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    15 Ч. 2 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закон № 44-ФЗ позволяет заказчикам заключать контракт с , когда речь идет о приобретении товаров (работ, услуг) для ликвидации последствий аварии и других чрезвычайных ситуаций (). Такие закупки имеют три отличительных признака:

  1. Приобретаемая продукция не входит в Перечень (Распоряжение Правительства РФ № 1765-р от 30.09.2013).
  2. Использование конкурентных торгов нецелесообразно из-за временных затрат.
  3. Количество и объем продукции рассчитываются, исходя из необходимости ликвидировать только негативные последствия.

Что же такое авария с точки зрения законодательства? В законе о контрактной системе нет определения данного термина. Однако он встречается в других актах.

Так, согласно п. 2 ч. 2 ст. 2 № 384-ФЗ, под аварией понимают происшествие техногенного характера, которое создает угрозу жизни и здоровью людей, приводит к повреждению и разрушению зданий и оборудования, нарушает транспортный и производственный процессы, а также наносит вред окружающей среде. В других документах даны определения специфичным видам этого понятия (например, авария на опасном объекте или радиационная). Но суть везде одна.

Такая процедура в силу вышеуказанных ограничений подразумевает несколько дополнительных этапов при ее организации.

Фиксируем факт

Первым делом необходимо задокументировать произошедшую катастрофу. Должностные лица заказчика могут уведомить руководство об этом событии (рапорты, служебные записки и т. п.). Также есть возможность получить справку о случившемся от МЧС.

Далее составляют акт на основании обследования поврежденного объекта. Форма такого документа зависит от специфики области, в которой работает заказчик. Федеральной таможенной службой специально разработан образец.

Так как на этом этапе оценивают масштаб понесенных убытков, то здесь определяют и объем продукции или работ, которые будут приобретать, а также рассчитывают .

Закон № 44 не устанавливает требования к выбору конкретного метода расчета цены. Поэтому заказчик может использовать наиболее подходящий из указанных в ч. 1 ст. 22.

Образец акта, утвержденный Федеральной таможенной службой

Проводим закупку

Специальных правил к самой процедуре закон не определяет. Поэтому договор можно заключить аналогично простым закупкам у единственного поставщика.

Однако перед заключением контракта заказчик должен составить , в котором даст обоснование невозможности или нерациональности применения других видов закупочных процедур. В таком документе аргументируется установленная начальная цена контракта и другие существенные условия.

Согласуем в ФАС

После проведения такой закупки заказчик обязан в течение одного рабочего дня с момента заключения сделки (ч. 2 ст. 93 № 44-ФЗ).

Приложениями к такому уведомлению служит сам контракт и его обоснование. Если закупка осуществлялась для региональных либо муниципальных нужд, то о ней нужно сообщить органу власти, который уполномочен контролировать закупки на соответствующем уровне.

Как проводить другие госзакупки

У нас также есть подробные инструкции, как правильно закупать.

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечают начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center и юрисконсульт B2B-Center .

Из этого материала вы узнаете, как учитываются требования Закона № 44-ФЗ при заключении гражданско-правовых договоров с физическими лицами, необходимо ли проводить экспертизу по контрактам, заключенным в 2013 году на 2014 год, кто из сотрудников заказчика вправе утверждать план-график и что считать этапом исполнения контракта.

Необходимо ли включать закупки у единственного поставщика и естественных монополистов в расчет для определения доли участия субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок?

В.Н. Королева

Таким образом, если единственный поставщик является естественным монополистом (например, предоставляет услуги по водоснабжению или водоотведению с использованием централизованных систем), то долю участия субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок рассчитывать не нужно ().

Однако, если единственный поставщик предоставляет услуги, не поименованные выше (например, услуги по реализации экскурсионных билетов и экскурсионных путевок в соответствии с ), то закупка на предоставление этих услуг уже будет учитываться при определении совокупного годового объема закупок для расчета доли участия субъектов малого предпринимательства ().

Каким образом необходимо учитывать требования Закона № 44-ФЗ при оплате труда внештатных сотрудников, с которыми заключается гражданско-правовой договор?

МКУ "УДМСиТ"; Элеонора Жемердей; Отдел спорта города Кургана;
ГБУ РК "Спортцентр инвалидов"; А.В. Скугутовская

На привлечение физических лиц по гражданско-правовому договору распространяются все общие требования Закона № 44-ФЗ о закупке работ и услуг. Закупку работ или услуг на сумму до 100 тыс. руб. заказчик может провести без применения конкурентных процедур (). При этом ценой контракта необязательно должна быть цена годового договора – можно выплачивать вознаграждение физическому лицу в течение полугода, а потом заключить с ним новый контракт на следующие полгода.

Обращаем Ваше внимание на то, что при проведении закупки с физическим лицом (за исключением ИП или лица, занимающегося частной практикой, – адвоката, нотариуса и т.п.) заказчик обязан включить в контракт обязательное условие об уменьшении вознаграждения физическому лицу на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (). Иными словами, заказчик будет выступать налоговым агентом по отношению к физическому лицу.

Требование об обосновании начальной (максимальной) цены контракта при заключении контракта с физическим лицом сохраняется – Закон № 44-ФЗ не содержит исключений в этой части.

Кроме того, физическое лицо может выступать и единственным поставщиком при приобретении у него творческих услуг (), а также преподавательских услуг и услуг экскурсовода () – в этом случае закупка услуг у физического лица может производиться без конкурса.

Контракт с физическим лицом нередко заключается на небольшие суммы, поэтому следует помнить, что при закупке работ на сумму до 100 тыс. руб. заказчик может провести ее без применения конкурентных процедур (). Важно, что совокупный годовой объем "малых" закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и должен составлять не более чем 50 млн руб. в год. При соблюдении этих требований можно привлекать по гражданско-правовому договору столько физических лиц, сколько необходимо заказчику.

Для оказания услуг государственной бюджетной организации по гражданско-правовому договору необходимо нанять сторожа-вахтера. Возможно ли заключение контракта с физическим лицом или же необходимо заключать договор с организацией, оказывающей подобные услуги?

Анастасия Колесникова

Можно ли включить в сумму контракта стоимость экспертизы?

Заливина, Кутищева Ирина Юрьевна; пользователь под ником "лайм спрайт"

С другими формами, образцами и бланками документов по Закону № 44-ФЗ можно ознакомиться в разделе " "

Законом № 44-ФЗ не урегулирован вопрос о распределении между сотрудниками заказчика обязанностей по утверждению плана-графика. В тексте закона и подзаконных актов фигурируют формулировки "утверждается заказчиком" и "утверждается и размещается заказчиком в информационной системе" (например, ). Можно предположить, что утверждать план-график и изменения к нему должен руководитель заказчика, который вправе действовать от его имени без доверенности – в том числе размещать информацию о закупках в информационной системе, либо иное уполномоченное должностное лицо заказчика.

Такой вывод можно сделать на основе анализа , утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044 (вступит в силу с 1 января 2015 года). Указанная Форма плана-графика предлагает оформлять утверждение плана-графика следующим образом:

Рис. Извлечение из Приложения к требованиям к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044

Что считать этапом исполнения контракта при формировании отчета об исполнении контракта на Портале закупок в рамках Закона № 44-ФЗ – ежемесячное оказание услуг либо четко определенные и зафиксированные в контракте этапы?

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .

Контрактным управляющим в силу своей деятельности часто приходится приобретать товары, работы или услуги для устранения результатов аварий и ЧС, при этом на практике допускается много ошибок.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как осуществляются закупки в чрезвычайных ситуациях;
  • ограничения при закупке в чрезвычайных ситуациях;
  • альтернативный метод закупкам у единственного постащика.

Для ускорения проведения закупки контрактных управляющих, приобретающих товары (работы, услуги) необходимые для устранения последствий чрезвычайных ситуаций (природных или техногенных), аварий, обстоятельств непреодолимой силы, а также для оказания неотложной или экстренной медицинской помощи, в том числе при заключении органами государственного управления контракта с иностранной организацией на лечение российских граждан за пределами России, в Законе № 44-ФЗ предусмотрен п. 9 ч. 1 ст. 93. В дополнение к перечню ситуаций, которые являются основанием для заключения контракта с единственным поставщиком на основании рассматриваемого пункта, Высшим Арбитражным Судом РФ указано, что у этих происшествий должны присутствовать свойства внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости ().

Согласно этому пункту, при наступлении вышеописанных чрезвычайных происшествий, специалист контрактной службы имеет право воспользоваться услугами единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и не проводить конкурентную процедуру закупки. Цена контракта такой процедуры закупки не лимитируется.

Как осуществляются закупки в чрезвычайных ситуациях

При закупке товаров, работ, услуг вследствие аварии и ЧС, контрактный управляющий обязан в течение одного рабочего дня от момента заключения такого контракта уведомить соответствующий контрольный орган о уже состоявшейся закупке (ч. 2 ст. 93). Также необходимо приложить копию такого контракта с аргументацией его заключения.

В соответствии с ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий обязан документально оправдать невозможность (или нерациональность) иного способа закупки, а также цену и другие существенные условия контракта.

Результаты исполнения такого контракта , содержащем следующую информацию:

  • промежуточный(е) и итоговый результаты исполнения контракта;
  • об исполнении контракта с нарушениями (при наличии нарушений);
  • о признании контракта ничтожным в ходе его исполнения (при расторжении контракта).

Помните, что при закупке для ликвидации чрезвычайных ситуаций вы не имеете права ошибаться. Промедления и неточности здесь подчас могут стоить жизни людей. Никто не отменял и штрафы за нарушения закона. Именно поэтому мы подготовили для вас 3 компактных слайда. Рекомендуем вам распечатать их и положить в папку с важными бумагами.

Из статьи

Ограничения

Однако обратим внимание на следующий момент. Не допускается закупка вследствие аварии и ЧС у единственного источника, если необходимые товары (работы, услуги) включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров (работ, услуг), необходимых для оказания гуманитарной помощи или устранения результатов чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (распоряжение Правительства РФ от 30 сентября 2013 г. N 1765-р). В таком случае контрактному управляющему следует пользоваться положениями ст. 80 Закона № 44-ФЗ. То есть, сперва провести предварительный отбор поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а затем по результатам такого отбора составить перечень поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для дальнейшего осуществления закупок у них товаров (работ, услуг) путем проведения запроса котировок.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Альтернативный метод закупкам у единственного постащика

К сожалению, проведение запроса котировок с предварительным отбором занимает не менее одного месяца (от двадцати дней на предварительный отбор и от десяти дней на проведение запроса котировок). А время на устранение последствий чрезвычайных ситуаций иногда идет на часы. Поэтому, в следствии отсутствия времени, в теории, можно попробовать использовать п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Такой вариант закупки позволяет избежать бюрократической волокиты, которая в случае ЧП бывает нецелесообразна. Если подобное несчастье произошло в сельском населенном пункте, то п. 4 ч. 1 ст. 93 можно использовать без установленных в нем ограничений (не превышать два миллиона рублей в год и не превышать пять процентов общего годичного объема закупок заказчика), так как средства идут для обеспечения собственных муниципальных нужд.

Правительством РФ рассматривается законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"», а именно, вводится следующее дополнение в ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: «В случае, предусмотренном п. 9 ч. 1 ст. 93, заказчик обязан уведомить также прокуратуру Российской Федерации в срок не позднее двух рабочих дней с даты заключения контракта. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения, а также копия решения, объявления или иного документа о введении чрезвычайного положения». Также предполагается, что в будущем будет необходимо приложить копию уведомления прокуратуры РФ в составе документов подающихся в реестр контрактов.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх