Создание интерактивной папки лэпбук для логопедической работы. Дидактическое пособие для логопеда

«Использование технологии «Лэпбук» в работе учителя –логопеда МДОУ»

Присоединиться

Тема проекта:

Инновационные и информационные технологии

Тематика:

Инновации
- Образование

Муниципальное образование:

Электросталь г.о.

Краткое описание проекта:

Информационная карта проекта
Тип проекта: социальный, развивающий. познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года).
Участники проекта: дети, учитель - логопед, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5 -6 лет.
Количество детей: 20.
Актуальность проблемы:
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, пособия, инновационные технологии. В связи с внедрением ФГОС ДОУ педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка. В этой папке собирается материал по определенной теме.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде: информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал), полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно - эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативен (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Проблема: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.
Цель проекта: развитие речи детей с помощью лэпбука, создание условий для активного использования его в речевой деятельности.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Способствовать формированию интереса к обучению.
2. Развивать речевую активность детей, учить их рассуждать, обогащать словарный запас.
3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, коммуникативность;
4. Развивать общую и мелкую моторику.
5. Развивать речевое дыхание.
Для педагогов:
1. Повысить компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности детей.
Для родителей:
1. Дать родителям знания о влиянии лэпбука на речь ребенка.


4. Продукт проекта: лэпбук по лексическим темам.
5. Название и форма итогового мероприятия: итоговые занятия по лепбуку.
Даты проведения итоговых мероприятий: май 2017, 2018 г.г.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
1. В процессе работы активизируется словарь, развивается связная речь, отрабатывается правильное произношение. Дети хорошо рассказывают, стихи, чистоговорки, потешки, пословицы, поговорки, русские народные сказки, пересказывают тексты.
2. Ребёнок проявляет интерес к игре с рифмой и словом; развивается словотворчество детей;
3. Ознакомление с работой по лэпбуку способствует развитию продуктивной деятельности, создание благоприятных условий для саморазвития ребенка; у детей появится интерес к играм, драматизациям.
Для педагогов:
1. Повышается компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности;
2. Пополняется развивающая предметно-пространственная среда.
Для родителей:
1. Развивается совместное творчество родителей и детей.
появляется родителей с влиянием сказок на речь и здоровье ребенка.
2. Развитие у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу
3. Заинтересованность родителей жизнью группы, вызывание желания участвовать в ней;
4. Привлечение родителей и детей остальных групп нашего ДОУ в увлекательный мир лэпбука.

Этапы осуществления проекта
Этапы Мероприятия
1 . Подготовительный

Изучение литературы по теме
Ознакомление с передовым опытом
Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач
Подбор наглядно-дидактических пособий, закупка бросового материала
Изготовление лэпбука совместно с родителями (пошив, изготовление содержимого кармашек – дидактического материала, оформление лэпбука лексическими темами)
2. Основной
Беседа с детьми: "Лэпбук – ребятам друг»;
Знакомство с лэпбуком;
Проведение НОД по лексическим темам;
Совместная подготовка с детьми к НОД по лексическим темам;
Индивидуальная и подгрупповая индивидуальная работа на закрепление лексико – грамматических категорий с помощью лэпбука;
составление различных видов гимнастик;
рассказывание сказок, рассказов с помощью мнемосхем;
Задание для родителей:
Ознакомление с технологией лэпбук;
Распечатка и ламинирование материала на лексические темы
3. Заключительный
Итоговое мероприятие - показ открытых НОД детям младших групп; родителям
Оформление отчетной документации, фотоотчет.
Доклад на ГМО воспитателей на тему «Использование технологии лэпбук в ДОУ» (Лэпбук по лексическим темам) (2017 г.)
Открытое комплексное НОД в группе ОНР (первый год обучения) по связной речи на тему для учителей – логопедов и воспитателей логопедических групп (май 2017 г.)

Цель педагогического воздействия с помощью работы с лэпбуком направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
По ФГОС работа с лэпбуком имеет в своей основе следующие принципы:
принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
принцип интеграции усилий специалистов;
принцип конкретности и доступности учебного материала,
соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала;
принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Так для детей старшего дошкольного возраста (первый год обучения) он включает в себя задачи: РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ:
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширить объем правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков
предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.
Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов.
Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.
Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО
СТРОЯ РЕЧИ:
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.
Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками.
Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.
Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога).
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Закрепить навык мягкого голосоведения.
Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.
Работа над слоговой структурой слова
Cовершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ:
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о
предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.
Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Сенсорное развитие:
Развивать цветовосприятие и цветоразличение, умение различать цвета
по насыщенности; учить называть оттенки цветов. Сформировать представление о расположении цветов в радуге.
Продолжать знакомить с геометрическими формами и фигурами; учить
использовать в качестве эталонов при сравнении предметов плоскостные и
объемные фигуры.
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ:
Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов-заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.
Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4–8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.
Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и
классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету,
форме, размеру, материалу).
Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Расширять представления о родной стране как многонациональном государстве, государственных праздниках, родном городе и его достопримечательностях.
Формировать представление о Российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину.
Совершенствовать умение ориентироваться в детском саду и на участке детского сада. Закрепить и расширить представления о профессиях работников детского сада.
Формировать представление о родословной своей семьи. Привлекать к
подготовке семейных праздников. Приобщать к участию в совместных с родителями занятиях, вечерах досуга, праздниках.
Расширять представления о предметах ближайшего окружения, их
назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Учить самостоятельно характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму.
Расширять представления о профессиях, трудовых действиях взрослых.
Формировать представления об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике.
Учить сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам.
Формировать первичные экологические знания. Учить детей наблюдать се-
зонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи
между природными явлениями. Углублять представления о растениях и животных. Расширять представления об обитателях уголка природы и уходе за ними. Воспитывать ответственность за них.
Систематизировать знания о временах года и частях суток.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Восприятие художественной литературы
Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному.
Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках.
Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания иллюстраций. Учить сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению.
Создавать условия для развития способностей и талантов, заложенных
природой. Способствовать выражению эмоциональных проявлений.
Конструктивно-модельная деятельность:
Совершенствовать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (4-12 частей со всеми видами разрезов), пазлами, кубиками с картинками по всем изучаемым лексическим темам.
Развивать конструктивный праксис и тонкую пальцевую моторику в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.
Совершенствовать навыки сооружения построек по образцу, схеме,
описанию – из разнообразных по форме и величине деталей (кубиков, брус-
ков, цилиндров, конусов, пластин), выделять и называть части построек,
определять их назначение и пространственное расположение, заменять одни
детали другими.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Настольно – печатные игры:
Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры
(парные картинки, лото, домино, игры-«ходилки», головоломки), учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Обогащать в игре знания и представления об окружающем мире. Развивать интеллектуальное мышление, формировать навыки абстрактных представлений. Развивать дружелюбие и дисциплинированность.
Театрализованные игры:
Развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомым сказкам.
Совершенствовать творческие способности, исполнительские навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами.
Воспитывать артистизм, эстетические чувства, развивать эмоции, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.

Для детей подготовительной к школе группы (второй год обучения) коррекционно - обучающие и коррекционно - развивающие задачи усложняются:
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Воспитание навыков словообразования:
слов с увеличительными оттенками (волчище, медведище, ножища, сапожище, ручища и т. д.);
глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подшивать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.);
сложных слов (хлебороб, садовод, листопад), употребление слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса, масляная головушка, шелковая бородушка, мягкие лапки). Объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья;
Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый, добрый, умный, жадный, капризный, хитрый, смекалистый);
Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее, светлее, чище).
Образование существительных от глаголов: учить (учитель, ученик), воспитывать (воспитатель), убирать (уборщица), регулировать (регулировщик), строить (строитель) и т. д.
Закрепление правильного употребления грамматических категорий:
Употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы: что делать? что делает? что сделал? что будет делать? (копать картофель, печь пироги, жарить блины);
Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кислое яблоко, длинное платье, голубое блюдце, треугольная крыша).
Подбор однородных прилагательных к существительному, практическое употребление притяжательных прилагательных (медвежья берлога, лисья нора, беличье дупло);
Употребление в речи глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей -ся и без нее (буду кататься - покатаюсь; буду купаться - искупаюсь; буду учиться - поучусь).
Самостоятельное использование предлогов для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов. Употребление сложных предлогов из-за, из-под. Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов.
Развитие самостоятельной связной речи:
Составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине.
Распространение предложений однородными членами. Составление рассказов по картине (в объеме 5 - 7 предложений).
Пересказе изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица.
Рассказывание сказок-драматизаций.
Составление рассказов-описаний животных, птиц, описание их повадок;
Введение в самостоятельную речь названий профессий и действий, связанных с ними. Формирование самостоятельных высказываний в виде небольших рассказов о людях разных профессий.
Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но), разделения (или). Например, зимой деревья голые, а весной появляются листочки; наша семья большая, а Танина - маленькая; физкультурники выйдут на площадь или на улицу.
Употребление в речи целевых, временных, причинных конструкций в соответствии с вопросами когда? почему? зачем?
Все коррекционно - развивающие индивидуальные, подгрупповые (индивидуальные) и подгрупповые занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Данный лэпбук состоит из 3 блоков и содержит в себе множество кармашек, окошечек для размещения дидактического материала.
1 блок (центральная часть) служит для развития словарного запаса, высших психических функций – памяти, внимания, мышления и развития мелкой моторики. Он представлен играми и дидактическим материалом:
предметными и сюжетными картинками по данной лексической теме;
рубрикой «Это интересно», в которую может входить дополнительная информация для детей, например, эволюция развития транспорта (от лошади до автомобиля…);
д / играми «Лабиринты», «4 лишний», «Продолжи ряд» и т.п.;
д / упражнениями «Собери, выложи из спичек картинку», «Обводка, штриховка».
2 блок служит для развития лексико – грамматических категорий. В него входят такие игры, как:
«1 –много»;
«Большой – маленький;
«Какой, какая, какие?»;
«Мой – моя –мои»;
«Образуй правильно» и т.д.
3 блок направлен на развитие связной речи с использованием пальчиковой гимнастики, упражнений на дыхание с проговариванием речевого материала, мнемотаблиц и схем для составления детьми рассказов, сказок. Он представлен разделами:
«Загадки, пословицы, поговорки»
«Расскажи – ка» с набором стихов, диалогов, небольших сказок и рассказов по теме;
Различные виды пальчиковой гимнастики (с предметами – с шарами су –джоку, карандашами, природным материалом и т.д., без предметов);
Физминуток с использованием общеразвивающих упражнений; речи с движением (элементы логоритмики); методики «Расскажи стихи руками»; упражнений на релаксацию с элементами психогимнастики; упражнений на дыхание;
«Почитаем» (художественная и научная литература).
По мере усвоения детьми данного материала, дидактические игры меняются и усложняются. Например, дети через 2 -3 месяца обучения усвоили уменьшительно – ласкательные формы существительных (игра «Большой - маленький»). Тогда я заменяю эту игру,например, на игру «Родственные слова».
Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес, способствует развитию мелкой и общей моторики детей. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию. Лэпбук помогает объединить родителей и детей, в ходе совместно его изготовления в процессе реализации определенного проекта.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал.
Результаты работы с лэпбуком:
дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знают и умеют пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, с помощью мнемотехники;
дети становятся более любознательными; склонными наблюдать, экспериментировать; обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;
дети инициативны, самостоятельны в различных видах деятельности, способны выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности;
дети активы, успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми;
они способны адекватно проявлять свои чувства, умеют радоваться успехам и сопереживать неудачам других, договариваться, старается;
дети обладают чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;
дети обладают развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;
у них развиты крупная и мелкая моторика.
Перспективы развития: накопление и пополнение лэпбука дидактическим материалом на второй год обучения для более успешной подготовки детей к школе.
Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса - лэпбук. Он способствует творческому развитию всех участников педагогического процесса.

1. Дать родителям знания о влиянии лэпбука на речь ребенка.
2. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
3. Привлечь родителей к активному участию в проекте.

Достигнутые результаты за последний год:


2. Обмен опытом в форме презентации в рамках ГМО логопедов на тему «Применение современных образовательных ресурсов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» от 09. 12. 2016 г. МОУ СОШ № 19 г.о. Электросталь

Социальная значимость проекта:

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, пособия, инновационные технологии. В связи с внедрением ФГОС ДОУ педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка. В этой папке собирается материал по определенной теме.Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде: информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал), полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно - эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативен (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

1. Участие во Всероссийском конкурсе лэпбуков для педагогов и воспитателей «От идеи до воплощения» (Призер, диплом II степени) (июнь 2016 г.);
2. Обмен опытом в форме презентации в рамках ГМО логопедов на тему «Применение современных образовательных ресурсов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» от 09. 12. 2016 г. МОУ СОШ № 19 г. о. Электросталь
3. Участие в региональном конкурсе молодых педагогов и их наставников «Открытие» в рамках Фестиваля педагогических идей 2017 в ГГТУ Орехово- Зуево, март 2017 г. (Призеры (диплом 3 степени - наставник)
4. Обмен опытом в форме доклада в рамках ГМО воспитателей на тему: «Использование технологии «Лэпбук» в развивающей работе с дошкольниками» 07.04.2017 г. МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» г. о. Электросталь
5. Открытое комплексное НОД в группе ОНР (первый год обучения) по связной речи на тему «Весна» (обобщение) для учителей – логопедов и воспитателей логопедических групп МДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» г. о. Электросталь

Охват проекта:

Дети логопедических групп, их родители, педагоги МДОУ, ГМО учителей - логопедов и воспитателей, участие в региональном конкурсе молодых педагогов и их наставников «Открытие» в рамках Фестиваля педагогических идей 2017 в ГГТУ Орехово- Зуево, наставник)

Лэпбук – учитель и друг

или

«Чудо- папка»

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями, мне как учителю – логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Стандарт определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда.

Современные требования, предъявляемые к учителю – логопеду в детском саду, подразумевают, что ему необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть новейшими образовательными технологиями.

Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, родителей и ребенка.

Что такое лэпбук, зачем он нужен?

Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки - простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала .

Конечно, американцы не изобрели велосипед – похожие развивающие книжки или книжки-игрушки были всегда, но все-таки благодаря им, лэпбукинг выделился в отдельный жанр. И, как и другие полезные новшества с запада, этот жанр удачно подхвачен и развивается отечественными педагогами и мамочками.

У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.

Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.

Такая интерактивная папка позволяет:

    пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;

    ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;

    формировать грамматические категории;

    развивать связную речь;

    формировать психологическую базу речи;

    совершенствовать мелкую моторику.

В своей работе я использую лэпбук на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи. А также предлагаю детям использование в свободной деятельности карточек и игр из лэпбуков для автоматизации поставленных звуков.

Лэпбук - эффективное средство и для привлечения родителей к сотрудничеству.

На мой взгляд, лэпбук – это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда.

Работа с лэпбуками, внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие наших воспитанников.

Учитель-логопед МБДОУ № 157

Тихомирова Екатерина Витальевна.

Светлана Костина

Цель данного пособия :

Автоматизация звука (Л) в словах, фразах, предложениях;

Совершенствование фонематического восприятия.

1. На первом развороте - буквы и "дорожки" из разных на ощупь материалов для чтения прямых и обратных слогов .





3. Следующие игры "Лабиринты". Ребенок "двигается" в направлении, указанном стрелками, называя картинки. Для этой игры я специально подбирала картинки с глаголами, т. к. именно в глаголах прошедшего времени звук (л) лучше автоматизировать.


4. "Разрезная картинка". Я разрезала сюжетную картинку "Голубой платок" (пособие Т . А. Ткаченко "Фонетические рассказы с картинками"). Ребенок составляет картинку, а затем слушает, отвечает на вопросы и пересказывает текст.


5. "Придумай предложение". В кармашке собраны картинки, преимущественно с глаголами. Ребенок составляет предложения, в некоторых случаях, получится рассказ.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для дошкольников 3-6 лет на тему: «Транспорт» Цель игры: закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт». Образовательные.

Хочу представить вашему вниманию дидактическое пособие "Улица звуков". Цель его использования на занятиях - закрепление правильного звукопроизношения.

Дaнное дидaктическое пособие является развивающим средством обучения, содержит мaтериал для оргaнизации, как коллективной творческой.

Работая над проектом: "Краснодарский край" я решила рассказать детям о чае, ведь на Кубани растёт самый северный чай. А чтобы было детям.

Дидактическое пособие «Лэпбук «Прогулка в парк» предназначено для детей 4-5 лет. Если содержание лэпбука пополнять и усложнять, можно использовать.

Предлагаю вашему вниманию лэпбук на звук Р. Размер лэпбука А3, основа иллюстрирована из «Конструктора картинок-2» сайт Мерсибо и заламинирована.

…. «Чтобы научиться говорить, надо говорить.» -М. Р. Львов. Дети старшего возраста, сами по себе уже почти большие, им всё кажется интересным,.

Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда при формировании и совершенствовании лексико – грамматического строя речи"

Актуальность

Сегодня все старое принимает новые формы. С введением ФГОС
педагоги ищут новые подходы, идеи, формы и методы в своей коррекционной деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Главный принцип ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной. А вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет.
Игра – основной вид деятельности дошкольников. Сейчас в распоряжении детей и взрослых большое количество самых разнообразных игр. Особое место занимают среди них дидактические игры – особенно словесные.
В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Разработаны такие игры для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж мн. числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименований детёнышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов). Следует подчеркнуть (А. Г. Арушанова), что ребёнку не хватит жизни, чтобы «обыграть» все грамматические формы языка через дидактические игры и упражнения. Они имеют иной смысл: стимулировать детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывать у детей языковое чутьё, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.
Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.
К тому же восприятие материала у детей носит разный характер, но известно, что большинство запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного.
Всё это и побудило меня к созданию лэпбука: «Весёлая грамматика» (Игры и упражнения по формированию и совершенствованию лексико – грамматического строя речи).
Цель: развитие речи детей с помощью лэпбука, создание условий для активного использования его в речевой деятельности.
Задачи проекта:
1. Способствовать формированию интереса к обучению.
2. Формировать и совершенствовать лексико – грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.
4. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды учителя – логопеда.
Лэпбук – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или книжку – раскладушку с тематическим наполнением, с разными кармашками, подвижными деталями.


Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 г.– апрель 2018г.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники логопедического пункта (дети старших и подготовительных групп).
Вид проекта: среднесрочный

Этапы осуществления проекта

1. Подготовительный этап.
Изучение литературы по теме.
Ознакомление с передовым опытом.
Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
Подбор наглядно-дидактических пособий, закупка бросового материала.

Поиск и подбор предметных картинок, которые отбирались тщательно, исходя из лексических тем предусмотренных программой в ДОУ.
Распечатывание и ламинирование картинок.
Изготовление лэпбука.

2. Основной этап.

Знакомство детей с лэпбуком;
Индивидуальная работа на закрепление основных лексико – грамматических категорий с помощью лэпбука;

3. Заключительный этап.

Оформление отчетной документации, фотоотчет.
Доклад на РМО логопедов Завьяловского района.
Выступление на родительском собрании о применении индивидуальных лэпбуков по коррекции звукопроизношения. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Цель педагогического воздействия с помощью работы с лэпбуком направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.


Ожидаемые результаты по проекту:
Привлечение родителей и детей нашего ДОУ в увлекательный мир лэпбука.
В процессе работы с лэпбуком, успешно повысился уровень развития лексико – грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Игры и задания содержащиеся в лэпбуке

«Из чего сделано?»
(Образование относительных прилагательных)


«Чей, чья, чьё?»
(Образование притяжательных прилагательных)



Образование относительных прилагательных



«Какой бывает?»
(Подбор признаков к предмету, объекту, обогащение словаря прилагательными)


Игра «Один – много»
(Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное)


Игра «Подскажи Незнайке»
(Закрепление форм творительного падежа)


Игра «Сосчитай»
(упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять)


Игра «Назови ласково»
(Закреплять умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом)


«Подбираем рифмы»
(Образовывать существительные в родительном падеже)



«Правильное употребление предлогов»


«Думает о ком, о чём?»
(Закрепление форм предложного падежа)

Заключение

Лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии и исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться. Задача учителя лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
В перспективе планируется работа по изготовлению индивидуальных лэпбуков, исходя из интересов детей, когда каждый ребенок в течение определенного времени изготавливает свою книжку, а потом презентует её детям группы или, например, на родительском собрании. В результате получится целая выставка лэпбуков. Лэпбук может стать творческим продуктом детской исследовательской или проектной деятельности. Такой подход будет способствовать реализации принципа индивидуализации, на что ориентирует нас стандарт дошкольного образования. Лэпбук –
позволяет закрепить и систематизировать изученный материал, а также помогает быстро освежить в памяти пройденные темы.


А также лэпбук может использоваться как материал для обследования лексико - грамматического строя речи.

Задачи по областям:

Речевое развитие:

Познавательное развитие:

Физическое развитие:

Страница «Лабиринт».

Страница «Бабочка». По заданию логопеда ребенок определяет место звука «Р» в слове по карточкам, передвигая бабочку на соответствующий цветок. (I цветок—начало слова, II цветок — середина, III цветок—конец слова).

Ромашина Светлана Аркадьевна, 11.10.2017

1168 121

Содержимое разработки

Использование лэпбука в работе учителя-логопеда

на индивидуальном коррекционном занятии.

На индивидуальных коррекционных занятиях хорошо зарекомендовала себя универсальная папка - лэпбук, которая позволяет закрепить и систематизировать изученный материал, а также помогает быстро освежить в памяти пройденные темы. Её структура и содержание доступно ребенку, обеспечивает игровую, исследовательскую и творческую активность.

Хочу представить вашему вниманию совместную работу учителей-логопедов нашего ДОУ - лэпбук "Рекс учится ррр-рычать".

Задачи использования ЛЭПБУКа «Рекс учится р-р-рычать» в коррекционной работе по областям:

Речевое развитие:

Закрепить правильный артикуляционный уклад звука, кинестетические ощущения на данный уклад;

Автоматизировать звук «Р» в различных фонетических условиях;

Формировать способность осуществлять фонематический анализ слов и умение определять местоположение звука «Р» в словах;

Закрепить умение составлять графическую схему слова «РАК» при определении последовательности и количества звуков в слове;

Развивать навык составления предложений по сюжетной пазловой картинке.

Социально-коммуникативное развитие:

Активизировать речевую деятельность ребенка, совершенствовать диалогическую, грамматически правильную речь;

Воспитывать взаимодействие со взрослым путем четкого выполнения инструкций логопеда;

Познавательное развитие:

Формировать способность составлять графический образ буквы с помощью пазлов; а также используя пантомиму.

Уметь собирать сюжетную картинку из пазлов.

Физическое развитие:

Совершенствовать развитие конструктивного праксиса и тонкой моторики рук;

Развивать наглядно-образное мышление, наблюдательность, воображение.

ЛЭПБУК «Рекс учится р-р-рычать» состоит из нескольких страниц. Ребенку предлагается помочь Рексу пройти все испытания.

Страницы «Рекс учится рычать» и «Заведи мотор». Ребенок принимает правильную артикуляционную позу при произношении изолированного звука «Р», двигая машинкой по дорожке к домику. При этом звук «Р» произносит громко-тихо, протяжно.

Страница «Слоговые рычалочки» помогает ребенку правильно произнести слоги, перелистывая «слоговые полоски», а также проговорить чистоговорки на карточках, которые надо достать из кармашка.

Страница «Лабиринт». Ребенок называет слова по карточкам-картинкам, четко проговаривая звук «Р» в словах. (карточки достает из кармашка, расстегивая кнопочку, слова произносятся согласно указанным стрелочкам).

«Улитка» - назвать слова по часовой стрелке и против.

Страница «Бабочка». По заданию логопеда ребенок определяет место звука «Р» в слове по карточкам, передвигая бабочку на соответствующий цветок. (I цветок-начало слова, II цветок - середина, III цветок-конец слова).

«Рекс-поэт» - перелистывая карточки с мнемотаблицами, ребенок проговаривает стихи, зашифрованные в рисунках.

Страница «Поиграем с буквой».

Ребенок «раскрывает цветок» и собирает из пазлов сюжетную картинку. В соответствии с уровнем сформированности связной речи, ребенок составляет рассказ по получившейся картинке или отвечает на вопросы логопеда по картинке.

Конверт «Сделай букву сам». Ребенок собирает пазлы с загаданной буквой «Р», проговаривая слова, изображенные на каждой части пазлов.

3. «Розовый конвертик» с заданиями

Определяет количество букв на картинке;

Находит спрятанную букву «Р» в картинках;

- «Живая буква»: изобразить букву с помощью пантомимы.

Данное дидактическое пособие по развитию всех компонентов речевой системы может быть полезно:

Родителям и детям, как отличный способ закрепления пройденного;

Воспитанникам в различных игровых ситуациях после изучения лексических и фонетических тем;

Педагогам ДОУ, учителям-логопедам при постановке и автоматизации звуков, развитии функций фонематического анализа и синтеза, слоговой структуры слов.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх