Урок страны западной и центральной африки. Урок "Страны Африки"

1 слайд . Сегодня мы с вами приступаем к изучению стран африканского континента. По традиции первое занятие мы проводим в форме лекции, на следующий урок практическая работа, семинар и зачет. Результаты лекции вы оформляете в виде ЛОК, приблизительный вариант конспекта вам предложен.

2. План лекции традиционный.

Наша с вами главная цель не просто дать характеристику региона по типовому плану, а выявить, причины экономической отсталости региона и его роль в МГРТ.

3. Итак, состав и ЭГП региона.

По размерам территории Африка самый крупный из всех регионов мира, площадью 30,3 млн. км², с населением 905 млн. чел., в пределах которого насчитывается 54 государства, при этом все они, за исключением ЮАР относятся к развивающимся государствам. При таком количестве стран они сильно отличаются по территории и населению. Самое крупное государство Судан – 2,5 млн. км², что в 4,5 раза больше самой крупной европейской страны – Франции., тогда как Сейшельские острова имеют меньше 1000 км.². Если в Нигерии проживает 130 млн. чел., то в Сан- Томе и Принсипи – 180 тыс.

Главная особенность географического положения наличие 15 государств лишенных выхода к морю, иногда удаленных на расстоянии до 1.5 тыс. км. (такого количества нет нигде в мире), что приводит к еще большей отсталости.

4. Федерациями являются государства – Нигерия, Эфиопия, ЮАР, Коморские острова, остальные унитарные.

По государственному строю только 3 государства являются монархиями: Лесото, Свазиленд, Марокко (все королевства), остальные парламентские республики, президентских мало.

При этом нужно иметь в виду, что за республиканской формой правления часто скрываются военные, часто сменяющиеся, диктаторские, авторитарные режимы.

Только с 1970 -1990 г.г. в Африке произошло 78 государственных переворота, которые стоили жизни 25 президентам. В середине 1990-х г.г. из 45 стран Тропической Африки военную диктатуру имели 38 стран!

5. Примером может служить режим Муамара Каддафи в Ливии, хотя еще в 1977 г. Оно было им переименовано в Социалистическую Ливийскую Арабскую Джамахирию (от арабского аль-Джамахирия, т.е. «государство масс»).

Следует вспомнить также о том, что все эти страны бывшие колонии Великобритании, Франции, Германии, Португалии, Италии, Испании, Бельгии (исключение Эфиопия и Либерия), по образному выражению Витвера, Африка была буквально разорвана на части.

6. Задание 1: проанализируйте данные таблицы и объясните, почему 1960 год называют «Годом Африки»?

Последней независимость получила Эритрея в 1993 году. До сих пор во многих странах язык бывших метрополий является государственным. Наследием колониального режима стали территориальные споры и конфликты, они касаются 1/5 всей территории материка. Дело в том, что 40% границ вообще не демаркированы, 40% проведены по параллелям и меридианам, 30% по дугообразным кривым и лишь 26% по естественным рубежам.

7. Внутриполитические конфликты ведут к гражданским войнам. Пример Ангола, где вооруженная борьба ведется с начала 1960 -х г.г. Сначала против португальских колониальных властей, а после достижения независимости между местными военно-политическими группировками, относительная разрядка наступила лишь в 2002 году.

8. Для содействия укрепления единства, сохранения целостности и независимости была создана Организация Африканского Единства, ныне переименованная в Африканский Союз.

9 . Африка богата разнообразными природными ресурсами, особенно полезными ископаемыми. Она занимает 1 место по запасам марганца, хромитов, бокситов, золота, платиноидов, кобальта, алмазов, фосфоритов. К тому же минеральное сырьё высокого качества и добывается преимущественно открытым способом.

10. Самая богатая страна ЮАР, здесь есть все полезные ископаемые, за исключением нефти, газа и бокситов. Особенно велики запасы золота, платины и алмазов. Через год после нахождения здесь первого алмаза появился город алмазодобытчиков – Кимберли, отсюда и название алмазоносной породы – кимберлит. Правда содержание в ней алмазов очень низкое – 0,0000073,% т.е. 0,2г. или 1 карат на 3 тонны кимберлитов.

11 . Одна из достопримечательностей Кимберли «Большая яма», глубиной 400 м., вырытая алмазодобытчиками. За всю историю добычи здесь были найдены крупнейшие алмазы мира.

12.“ Эврика” – первый алмаз, случайно найденный в Южной Африке в 1866 году. Парень по имени Эразм Якобс, разыскивая на берегу реки палку для прочистки водостока, заметил среди гальки блестящий камешек. Который был столь красив, что паренек отнес его на ферму и подарил сестренке Луизе. Так в Южной Африке был найден первый алмаз, названный позже “Эврика”. В последствии он был отправлен в Англию, а семья Якобс отказалась взять денежную компенсацию, сказав, что обычный камень столько не стоит. “Звезда Южной Африки” . В 1869 году пастух по имени Боуи нашел ещё один алмаз. "Куллинан" . В 1904 году Томасом Куллинаном была приобретена шахта в провинции Трансвааль, в Южной Африке. А уже 26 января 1905 года в 17 часов его рабочий нашел в ней крупнейший в мире алмаз. Это был камень длиной 11 см, шириной 5см и высотой 6 см, весивший 621,20 грамма (3106 карат). Он был подарен английскому королю Эдуарду VII на день рождения. Алмаз прибыл в Лондон почтой в простом пакете с маркой. В то же время была разыграна великолепная постановка: внимание репортеров со всего света было приковано к загадочной опломбированной картонной коробке, которая перевозилась на борту королевского корабля. Вместо знаменитого алмаза в коробке лежал кусок стекла того же веса. Во время огранки один из мастеров потерял сознание.
После огранки камень потерял 65 % веса. Среди наиболее крупных камней полученных после расщепления алмаза "Куллинан", был и "Куллинан I", или "Большая Звезда Африки", весом 530,20 карата, ставший самым большим бриллиантом в мире (остальные восемь самоцветов были названы "Малыми Звездами Африки"). Они украшают королевские регалии. «Юбилей" . В конце 1895 года был найден крупный алмаз. «Красный Крест» крупный канареечно-желтый бриллиант квадратной формы, интересной особенностью этого камня является то, что, если смотреть сквозь табличную грань, можно увидеть серию включений, по форме напоминающую мальтийский крест. "Желтый Алмаз Тиффани" Это прекрасный оранжево-желтый камень. Алмаз принадлежит нью-йоркской ювелирной фирме "Тиффани и К°"; он был выставлен для обозрения в витрине этой фирмы. «Де Бирс » назван в честь крупнейшей алмазодобывающей компании в мире. “Портер Родс” . 12 февраля 1880 года на участке мистера Портер-Родса на руднике Кимберли был найден голубовато-белый алмаз.

13. Не так давно в ЮАР обнаружили самый большой алмаз в мире. По оценкам экспертов, стоимость недавно найденного исполина легко достигает отметки 30 млн. долларов. Стоит отметить, что небесный исполин в два раза больше алмаза "Куллинан", который до этого считался самым большим в мире.

Но есть страны бедные полезными ископаемыми, что затрудняет их развитие.

14 . Земельные ресурсы значительны, тем более что обрабатывается лишь 1/5 земель, пригодных для сельского хозяйства. Но деградация пахотных земель приняла угрожающие размеры. На Африку приходится 1/3 засушливых земель мира, 2/5 её территории подвержено риску опустынивания.

Агроклиматические ресурсы так же значительны т.к. Африка самый жаркий материк, но водные ресурсы распределяются не равномерно. Необходимо применение искусственного орошения, которое сейчас составляет 3-4% от необходимого уровня, а в экваториальном поясе,напротив, избыточное увлажнение.

15. ½ гидроэнергетического потенциала Африки сосредоточена в бассейне Конго. Хотя река выносит в океан в 5 раз меньше воды, чем Амазонка, но её гидроэнергопотенциал выше т.к. на 300 км. её отрезке, падение составляет 275 м., при наличии 32 водопадов. Здесь можно создать ГЭС мощностью 80-90 млн. кВт., что сопоставимо с мощностью всех ГЭС США.

16. По площади лесов Африка уступает только Латинской Америке и России, но обезлесение идет очень быстрыми темпами, что связано не столько с вырубкой влажных экваториальных лесов, сколько с подсечно-огневым земледелием.

17. Население отличается самыми высокими темпами воспроизводства, что связано с тысячелетними традициями. «Не иметь денег значит быть бедным, но не иметь детей значит быть бедняком вдвойне». Большинство стран не проводят демографической политики. В Нигере, Чаде, Анголе, Сомали, Мали Р.=45-50‰, что в 2 раза выше среднемирового уровня. В Эфиопии, Мали, Уганде, Бенине на одну женщину приходится 7 и более детей. Характерна высокая доля детских возрастов, а, следовательно, возникает проблема занятости, тем более что 1/3 взрослого населения неграмотна.

18. Особую опасность представляет эпидемия СПИДа, родина которого Тропическая Африка. Если в Европе доля инфицированных не превышает 1% от взрослого населения, то в Ботсване – 39%. Если положение не изменится, то в течение ближайшего 10-летия эти страны потеряют 1/5 часть своего взрослого населения. Только в 2004 году в Африке от СПИДа умерло 2,2 млн., из 3 млн. во всем мире. Средняя продолжительность жизни у мужчин – 51 год, у женщин – 52 года.

19. Регион отличается пестрым этническим составом (300-500 народов), что ведет к этническим конфликтам, нередко принимает форму геноцида (уничтожение населения по расовым, религиозным и этническим признакам).

20. В результате гражданской войны в Либерии из 2,7 млн. населения погибло 150 тыс., беженцев внутри страны более 500 тыс. и 800 тыс. бежало в другие страны. Это ведет к вспышкам голода, эпидемий, увеличению детской и всеобщей смертности.

21. Африка регион древней культуры, здесь расположено 109 объектов Всемирного наследия: пирамиды Древнего Египта, Луксор, Карнак, Фивы, Нубия, руины римских городов Северной Африки, Каир, Тимбукту, Великий Зимбабве, наскальные рисунки Тассилин - Аджер.

22. Национальные парки – Серенгети, Нгоронгоро, Килиманджаро, Маунт - Кения, Рувензори, Драконовы горы.

23. Средняя плотность населения не более 30 чел./км². В Сахаре самые большие незаселенные территории, мало заселена зона влажных экваториальных лесов. Население сосредоточено по побережьям и долинам рек. Пример, Египет – 80 млн. живет в дельте и долине Нила, что составляет 4% от площади, плотность 2000 чел./км²., а в Сахаре 1 чел./км².

24. Здесь только формируются городские агломерации, но темпы урбанизации самые высокие в мире. Каир и Лагос уже вошли в число «сверхгородов», с населением более 10 млн.ч., но, как правило, это трущобные районы. В 1950 г. В Лагосе было 300 тыс. жителей, сейчас 10 млн., но при этом условия жизни настолько неблагоприятны, что в 1999 г. столица была переведена в г. Абуджу.

25. По уровню урбанизации Тропическая Африка отстаёт от Северной. Характерна гипертрофированная роль городов. Например, в столице Бурунди Бужумбуре сосредоточено 100% городского населения.

26. После получения независимости африканские страны национализировали природные ресурсы, осуществили аграрную реформу, планирование экономики, подготовку национальных кадров. В результате темпы развития ускорились. Но большинство стран сохранили колониальный тип хозяйства:

    преобладание малотоварного, низкопродуктивного сельского хозяйства;

    слабое развитие обрабатывающей промышленности;

    сильное отставание транспорта;

    ограничение непроизводственной сферы торговлей и услугами;

    монокультура – узкая специализация на производстве товаров или сырья. (Кофе, какао, хлопок, арахис, масличная пальма, сахарный тростник, живой скот и т.д.). 27. Многие страны на своих гербах отражают именно специализацию сельского хозяйства.

28. В промышленности главная отрасль горнодобывающая, а на втором месте тропическое и субтропическое земледелие. Доля Африки южнее Сахары в мировом ВВП составляет 1,2%.

29. В 80-х г.г. обострилась проблема голода т.к. кризис увеличил разрыв между производством продовольствия (рост на 2%) и увеличением численности населения (рост на 3%). В результате возрос импорт зерна. Кроме этого небывалая засуха охватила больше половины стран (200 млн.ч.), задолжность перед странами Запада. Сейчас ситуация несколько улучшилась, но увеличился разрыв между динамично развивающимися странами региона и «аутсайдерами».

30. Задание 1: проанализируйте все вышеизложенное и назовите основные причины отсталости африканских стран.

1.15 государств лишены выхода к морю;

2. диктаторские режимы;

3. недавнее колониальное прошлое материка;

4. бедность ряда стран полезными ископаемыми;

5. высокий естественный прирост населения; преобладание детей в поло – возрастной структуре населения, безграмотность;

6. колониальный тип хозяйства

7. долги перед развитыми странами

8. экстремальный климат

31. Задание 2: решите тест.

    назовите страны, которые были политически независимы до Второй мировой войны:

а) Алжир, б) Либерия, в) Сенегал, г) Эфиопия

2. сколько стран не имеют выхода к океану:

а) 21, б) 17, в) 15, г) 4

3. определите какая из нижеприведенных формул характеризует демографическую ситуацию в Африке:

а) 12-10=2; б) 7- 9= -2; в) 40-15=25

4. какие из утверждений верны?

а) доля Африки особенно велика в мировой торговле по экспорту горнорудного сырья;

б) из стран Африки наиболее развитой является Нигерия

в) Тропическая Африка наименее индустриализированный и урбанизированный район;

г) большинство государств в Африке являются монархиями

5)определите страну по описанию: эта страна, относящаяся к группе экономически развитых, омывается водами двух океанов. Её недра богаты разнообразными полезными ископаемыми. По добыче алмазов, золота, платины, урана, занимает первое место в мире. Население отличается сложным этническим составом. Среди других стран континента она выделяется высокой долей лиц европейского происхождения

Проверка тестов и выставление оценок.

32. Ключ ответов: 1) Б, Г; 2) В; 3) В; 4) А, В, 5) ЮАР

33. Дифференцированное домашнее задание:

Оценка «3» стр. 273 – 281, ЛОК.

Оценка «4» географическая номенклатуры по политической карте Африки.

Оценка «5» №2 стр.290 (заполнить таблицу по размещению полезных ископаемых по странам Африки)

Урок 29. Западная и Центральная Африка. Нигерия

Цели урока: познакомить с особенности географического положения, природы и населения региона; раскрыть специфику хозяйственной деятельности населения в отдельных странах, обусловленную природными условиями и колониальным прошлым; совершенствовать умения составлять описания стран, сравнивать страны.

Средства обучения: географические карты Африки (политическая, физическая, хозяйственной деятельности населения, социально-экономическая, тематические), учебные картины, экранные средства.

Основные представления и понятия: географическое положение, рельеф, типы климата, экваториальный лес, саванна, негроиды, пигмеи, колония, плантации.

Номенклатура: основные страны региона, их столицы, памятники всемирного природного и культурного наследия.

Межпредметные связи: колониальное прошлое Африки, работорговля (история).

План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)

1. Общая характеристика региона

Объяснение учителя. Особенности состава, географического положения, границ региона, его колониальное прошлое, сложный состав населения.

Практическая работа. Провести группировку стран по величине территории, географическому положению, природным условиям и богатствам, составу и плотности населения, по видам хозяйственной деятельности. Использовать тематические карты атласа.

Беседа. Какими природными богатствами выделяется каждая из стран региона? Какие сельскохозяйственные культуры и продукты горнодобывающей промышленности вывозят на мировой рынок страны региона?

2. Нигерия

Рассказ учителя. Нигерия – Африка в миниатюре. Проявление географической зональности в природе страны, природные богатства, сложный этнический состав населения, разнообразное бурно развивающееся хозяйство страны.

Практическая работа. Составить по географическим картам и тексту учебника (§ 27, стр. 111-112) характеристику отдельных компонентов природы Нигерии (рельефа, климата, вод, природных зон) и отраслей хозяйства.

Беседа. Как по территории Нигерии размещается население? Почему? Где расположены крупные города страны? Почему?

Задание. По картам атласа составить краткую характеристику одной из стран региона (по выбору)

Закрепление изученного

По каким основаниям выделяют регион Западной и Центральной Африки?

По каким признакам можно группировать страны региона?

Какие природные богатства используют в странах региона для развития сельского хозяйства, какие – для развития промышленности?

Как природа региона отражается на образе жизни населения? Приведите примеры.

Какие значимые события происходят сегодня в странах Западной и Центральной Африки?

Домашнее задание ( по выбору)

Творческие задания (по выбору)

Объявления и информация для учащихся

Урок географии « Страны Африки. Египет», 7 класс

Криулина И.А. ГБОУ РК «ССШИ №1№

Тип урока- «Открытие нового знания»
Технологии : развивающая, групповая (в малых группах), ИКТ, здоровьесберигающая.

Цели урока : Вызвать у учащихся интерес к исследовательской деятельности в ходе изучения материала страноведческого характера. Создать условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Смоделировать урок так, что бы проявилось четыре вида активности у учащихся: мышление, действие, речь и эмоционально-личностное восприятие информации.

Образовательные:

Сформировать представления о странах Африки на примере Египта, об особенностях природы этого государства, о населении и его хозяйственной деятельности. Научить применять знания, полученные при изучении общего обзора материка, в процессе рассмотрения конкретного государства.

Развивающие:

Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы. Обеспечить развитие способностей к оценочным действиям, самооценки своей работы. Совершенствовать умения получать знания из разных источников информации (учебник, презегнтация, рассказ, фотографии, натуральные пособия)При обучении развивать у учащихся познавательный интерес, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Воспитательные:

Воспитывать гуманистическое отношение к народам мира, умение работать в паре; развивать взаимопомощь. Формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Групповая форма работы в парах
Планируемые результаты

Предметные: Научиться находить отличительные особенности стран Африки; устанавливать основные черты географического положения, природы, населения и хозяйства Египта.

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую (фото в устную); устанавливать причинно-следственные связи и делать вывод.

Регулятивные: работать по предложенному плану; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: работать в малой группе; строить продуктивное взаимодействие; использовать различные информационные ресурсы для создания образа страны.

Личностные: формирование и развитие познавательного интереса к изучению географии; умение самостоятельно отбирать знания, необходимые для решения поставленных задач, самооценка результатов своего труда.
Формы работы : практическая, групповая
Ресурсы: технические средства обучения: проектор, экран.
Материал: карточки, натуральные пособия (пирамида, макет банана, египетские деньги, папирус), листы успешности, пирамиды двух цветов для рефлексии.

Межпредметные связи : история, математика.

Форма урока – урок - квест

Ход урока:

Оргмомент, мотивация учебной деятельности

Какой материк вы изучали на протяжении нескольких уроков? – Африка.

Вы выяснили географическое положение материка и определили, что благодаря расположению Африки в экваториальном и тропических поясах, это самый жаркий материк.

Охарактеризовали рельеф и выяснили, что самая высокая точка материка – г. Килиманджаро, охарактеризовали минеральные богатства материка, его климат, внутренние воды, природные зоны. Вы узнали о народах Африки.

А как вы думаете, что еще нам нужно узнать об Африке? Обратите внимание на карту, которая висит на доске.(политическая карта)

Правильно - страны Африки.

А что мы можем узнать из карты о странах?

Географическое положение, какая страна больше, какая меньше, с какими странами граничит, имеет ли выход к морю, столицу страны. Это все географическое положение стран Африки.

Значит какая цель нашего урока – выявить особенности географического положения стран Африки.

Сегодня наш урок пройдет в виде квеста. Я предлагаю вам 5 этапов- заданий, которые вам нужно преодолеть. Сегодня вы сами выставите себе оценки за урок, для этого я раздам вам листы успешности. Я уверена, что каждого из вас ждет успех. Посмотрите, здесь после каждого задания есть табличка с оценкой, в конце урока вам нужно будет сложить все оценки и разделить на 5, т.е. найти среднее арифметическое –это и будет ваша оценка.

И так начинаем.

Для того, чтобы пройти первый уровень квеста нужно изучить презентацию и воспользоваться политической картой.(можно использовать карту атласа, а можно в учебнике на странице 109.

Презентация «Страны Африки»

А как вы думаете сколько стран в Африке?

Найти на карте регионы Африки одновременно с просмотром презентации.

1 задание квеста. Найти на карте страны: Египет, ЮАР, Судан, Нигерия, Мадагаскар, Чад, Эфиопия, Ангола, Мали, Нигер.

2. задание квеста

4.Островное государство Г ЮАР

5.Древнее государство в дельте Нила Д Судан

Проверка правильности выполнения задания.

Оценка.

Физкультпауза. Обеспечить психологическую разгрузку учащихся.

Африканский дождь.

    В Африке поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

    Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

    Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

    Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

    А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

    Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

    Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

    Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

    Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

    Солнце! (Руки вверх).

Один мой хороший знакомый работал в Африке врачом и однажды его вызвали к больному. Местные жители- арабы - помогли ему переправиться через реку, которая несла свои воды в море, вода была теплая и прозрачная. Дальше его путь лежал в Дешрете, что означает « Красная Земля». Труден был путь через раскаленные пески, но врач успел к больному вовремя и вылечил его. Благодарные родственники преподнесли моему знакомому дары. Он передал их мне и я прошу вас узнать о какой стране Африки идет речь?

1 дар – это банан – желтый и небольшой по размеру

2 дар - это деньги этой страны.

3 дар – камень странной формы

4 дар – это интересная картина – папирус.

5 дар – это вода священного Нила.

Отгадали – молодцы. Заполни оценку за задание 3

А почему Нил священный для египтян?

Отгадайте загадки:
1. Берет начало здесь Нил Голубой
Страну отгадать надо нам с тобой
Лежит на нагорье эта страна, загадочная (Эфиопия)

2. На севере сладкий растет инжир, эта страна – жаркий (Алжир)

3. Страна на «носу носорога», пиратская рядом «дорога».

Бояться там плыть моряки, это страна (Сомали)

Те,кто отгадал – добавьте себе балл и подсчитайте результат

Работа с учебником.

Открыть учебник на странице 114.

Что мы уже знаем о Египте?

Работа с презентацией «Египет»

4 задание тест.

Проверка задания.

5 задание – фотографии и вопросы Ответить 1 предложением.

1.Что вас удивило в Египте?

2.Что я знаю о Египте из курса истории?

3.Расскажите о природе Египта.

4.Почему я хочу поехать в Египет?

5.Хозяйственная деятельность населения в Египте.

6 Какие достопримечательности привлекают туристов в Египет?

7. Современный Египет, каков он?

8.Чем занимаются люди, живущие в пустыне?

9.В чем своеобразие Египта?

10. Расскажите о роли реки Нил для египтян.

Раздать вопросы для устного ответа.

Средняя оценка –калькулятор.

Д.З. изучить параграф 29, выписать достопримечательности Египта в тетрадь, подготовиться к уроку контроля знаний по теме Африка.

А для того, чтобы легче было выполнить задание я подготовила для вас конспекты сегодняшнего урока.

Рефлексия : пирамидки золотые и серебряные.

На золотых написать, что понравилось на уроке, на серебряных, что не понравилось.

А пока вы пишите я соберу у вас листы успешности и передам Вашей учительнице Ирине Михайловне, чтобы она выставила оценки в журнал.

Мы сегодня говорили с Вами о том, что Нил – это священная река для египтян – это река жизни. А от яркого солнца капельки воды в реке переливаются всеми цветами радуги. И сегодня я хочу сделать вам подарки, ребята, в память о нашем уроке – радужные капельки Нила, которые принесут вам радость и исполнят самые заветные желания, если вы их тихонечко попросите об этом.

Выбирайте. Спасибо за урок.

Димова Валентина Михайловна учитель географии МБОУ СОШ № 28 г. Новошахтинска Ростовской области 7 класс

Тема урока. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Цель. Повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка». Познакомить с Нигерией, ее особенностями географического положения, полезными ископаемыми, растительным и животным миром, населением, его хозяйственной деятельностью. Определить уровень умений учащихся работать по карте, находить заданные объекты. Развивать географическое мышление, устную речь, память, познавательный интерес к предмету. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, желание помочь товарищу.
Тип урока: комбинированный Оборудование

    физическая карта Африки компьютер интерактивная доска мультимедиаучебник. География материков и океанов. 7 класс. атласы учебники

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока.

2. Проверка знания номенклатуры и ранее изученного материала.

Вызвать к карте, проверить номенклатуру – 4 человека.

Одновременно с ответами у карты 2 ученика (по очереди) у интерактивной доски составляют опорные конспекты:

1-й ученик – рельеф Африки

2-й ученик – образование пустынь Африки

(Отвечают по опорным конспектам между ответами учащихся у карты)

3. Физпауза.

Блиц-опрос.

(Учащиеся стоя отвечают на вопросы)

      Сахара (самая большая пустыня мира)

      Гепард (самое быстрое животное, обитающее в африканских саваннах)

      Килиманджаро (самая высокая гора в Африке, потухший вулкан).

      Гондвана (древний материк, в результате раскола которого и образовалась Африка)

      Вади (пересыхающие русла рек).

      Баобаб (дерево, растущее в саваннах)

      Страус (самая крупная птица).

      Танганьика (самое глубокое озеро в Африке).

      Арабы (народ Северной Африки, самый многочисленный в Африке)

      Нигер (река на западе Африки или страна Западной Африки)

      Ливингстон (английский путешественник, исследователь Южной Африки, открывший водопад Виктория)

      Тана (вулканическое озеро).

      Пигмеи (самые низкорослые жители Земли, проживающие в экваториальной Африке)

14) Конго (самая полноводная река в Африке или страна Центральной Африки). 15) Вельвичия (растение - эндемик пустыни Намиб) 4. Изучение нового материала. (Работа с картой, стр. 136 и учебником стр. 139-140)

Беседа по тексту учебника.

1. Какие государства входят в Западную Африку? Центральную? 2. Кто населяет данную территорию? 3. Как они выглядят? 4. Какие примеры говорят о том, что это древние государства? 5. Чем были эти государства в недавнем прошлом? 6. Когда они освободились? 7. Где живет большая часть населения? Чем занимается? Показ презентации «Нигерия» 2-й слайд 1. Как появилось название страны? 3-й слайд 1. На сколько частей делится Нигерия? 2. Что является границей? 4-й слайд 1. Проанализируйте текст слайда и карту, сделайте вывод – какими полезными ископаемыми особенно богата Нигерия. 5-й слайд Проанализируйте текст слайда и карту атласа, стр. 12 «Климатические пояса и области мира» и сделайте вывод, почему климат побережья отличается от климата северной части. 6-й слайд По карте атласа стр. 25 назовите природные зоны, в которых расположена Нигерия. 1. Что растет в тропических лесах? В саваннах? 7-й слайд 1. Кто обитает? 8-й слайд 1. Почему Нигерию называют многонациональной страной? 2. Где живет большая часть населения? 9-й слайд 1. Почему в хозяйстве страны большую роль играют ремесла? 2. Что изготавливают? 10-й слайд 1. Какая промышленность развита и почему? 2. Что выращивают и вывозят? 5. Физминутка. Рефлексия под музыку: представьте, что перед вами бесконечная пустыня, небольшой ветерок переносит пески, образуя барханы, Вдали медленно движется караван, который постепенно исчезает за горизонтом… 6. Проверка домашнего задания. Рассказать об Алжире – 2 человека. 2 ученика по очереди выполняют тест на интерактивной доске. Тест из медеаучебника «География материков и океанов. 7 класс» 7. Подведение итогов урока. 8. Задание на дом . § 32, на контурной карте обозначить Нигерию и ее столицу.
Дополнительно. Самое многочисленное по населению государство (Нигерия). Самое крупное по площади озеро Африки (Виктория). Самая длинная река мира (Нил) Самое соленое море в мире, омывающее Африку (Красное). Самое высокое животное (жираф). Какая река дважды пересекает экватор? (Конго (Заир)) Местные жители называют этот водопад « гремящий дым» (водопад Виктория) На какой реке находится водопад Виктория (Замбези) К какой реке стремился доктор Айболит? (Лимпопо) Горы, названные как сборник карт (Атлас) Самые южные горы Африки (Капские) В названии гор мифическое огнедышащее животное (Драконовы) Цветная река Африки (Оранжевая)

География 7 класс

Тема урока: Страны Африки

Цель: сформировать представление о многообразии государств, расположенных на материке Африка; познакомить с природными условиями и природными ресурсами отдельных государств, их климатом, рельефом и хозяйственной деятельностью человека.

Оборудование: политическая карта Африки,фотобуклеты или рисунки с видами стран, контурные карты Африки,

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя сопровождается схемой на доске: По природным условиям, составу населения Африку можно разделить на четыре части: Северную, Западную и Центральную,Восточную, Южную”.

2.1. Лабораторная работа с контурными картами “Определить географическое положение регионов Африки”, используя рисунок 62 на стр.учебника 136.

Знакомство с многообразием стран Африки проходит в группах по 4-м блокам, используя учебное электронное пособие “ География. Наш дом - Земля. Материки, океаны, народы и страны”.Каждая группа изучает один блок.

1. Страны Северной Африки - Мавритания, Западная Сахара, Морокко, Алжир , Тунис, Ливия, Египет.

2. Страны Западной и Центральной Африки - Сенегал, Гамбия, Гвинея- Бисау,Сьерре-Леоне, Гвинея, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Бенин, Гана, Того. Чад, Камерун, ЦАР, Конго, Ангола, Габон, Экваториальная Гвинея.

3. Страны Восточной Африки - Судан, Эфиопия, Сомали. Кения, Танзания, Замбия, Уганда, Руанда, Малави.

4. Страны Южной Африки - Мозамбик, Зимбабве, Ботсвана, Намибия, ЮАР ,о. Мадагаскар, Лесото.

Учащиеся каждой группы одновременно заполняют таблицу по изучаемому блоку:

После изучения материала в группах первого состава, учащиеся образуют группы второго состава. На данном этапе урока происходит ВПТ -взаимопередачи тем, один из элементов КСО. Каждый учащийся передает полученную информацию новой группе с последующей записью в таблице. Таким образом, каждый ученик получает всю информацию о4-х блоках новой темы урока.

Закрепление нового материала.

Используя занимательной географию учащиеся в игровой форме закрепляют полученные знания (игра “Расставь страны”,“Угадай страну”, “Угадай столицу”)

Домашнее задание п. 31,32, 33 , 34.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх