Самоподготовка в коррекционной школе. Самоподготовка уроков в коррекционной школе Открытая самоподготовка коррекционной школе 8 вида

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа- интернат р.п. Квиток»

план – конспект

открытой самоподготовки

4 – 7 классы

Воспитатель Куфякова Е.А.

Самоподготовка

план – конспект

Цели, задачи:

Формировать у детей умение и навыки самостоятельной деятельности;

Повторение и закрепление изученного на уроке материала;

- развивать познавательные способности;

Способствовать коррекции психических процессов: логического мышления, развитию памяти, устойчивого внимания;

воспитывать аккуратность, целеустремлённость, желание довести дело до конца, умение действовать в соответствии с поставленной задачей.

Подготовительный этап

Проверить санитарное состояние класса:

проветривание класса;

Правильное и достаточное освещение;

Соответствие учебных парт росту учащихся;

наличие книг для закончивших самоподготовку раньше остальных

Наглядный материал:

Карточки с таблицей «х»

Карточки для индивидуальной работы

Карточки с падежами

Карточки с кроссвордами

Конверты с разноцветными шарами

Учебники, тетради.

1. Орг. момент

Воспитатель:

Прозвенел звонок, пора начинать самоподготовку. Сегодня, ребята, у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. (дети здороваются с гостями)

Ребята, я прошу вас проверить, достаточно ли хорошо вы подготовили свое рабочее место. У всех ли на партах полный порядок и лежит все необходимое для работы?

На вас надеюсь я друзья,

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

А теперь тихонечко садитесь каждый на свое место.(3 мин )

Повторяем правила самоподготовки: правило «3 – х «Я»». (Я сам выполняю. Я сам проверяю. Я сам оцениваю)

2.Постановка задач.

Перед вами стоит задача закрепить те знания, которые вы получили сегодня на уроках и подготовиться к завтрашним урокам, чтобы быть спокойными и уверенными в своих силах.

3.Давайте сначала поиграем: я предлагаю вам игру на внимание.

- Ребята, задание будет такое: возьмите карандаш и соединяйте числа, которые я буду называть. И так будьте внимательны; 22, 10, 3, 17, 15, 20, 19, 14, 25, 6, 7, 8, 24, 1, 12, 2, 21, 9, 4, 13. А теперь заштрихуйте квадратики где написаны числа, которые я не назвала. (должны остаться числа 11,18,5,16,23) , у кого заштрихованы эти числа, тот справился с заданием и был предельно внимателен. (5мин )

4.Сейчас вы будете выполнять домашнее задания. Какой завтра день недели? По каким предметам задали уроки? (отвечают дети)

Математика, чтение. Определить порядок выполнения.

Перед выполнением домашнего задания давайте повторим таблицу умножения на 4, 5. (Толя Б. Выполняет по карточке) Демонстрационные карточки. (5 мин )

Найдите задание в учебнике, поставьте пальчик. Прочитайте вслух задание (Дима)

Задание вы разбирали на уроке с учителем, подобное делали на уроке. Повторяем единые орф. требования (сколько клеточек отступаем от классной работы, сколько клеточек отступаем от «домашней работы»).

В тетрадях старайтесь писать красиво, аккуратно. Выполняйте,

Если вам будет что – то не понятно поднимите руку.

(Самостоятельная работа детей, помощь воспитателя по мере затруднения). Индивидуальная работа Толя Б, Ислам

Кто решил примеры, внимательно проверьте ещё раз.

А теперь давайте проверим вместе. Какой ответ у вас получился в первом примере (Вадим, Ислам,) …Во втором примере (Алёша И, Дима) и так далее.

( 10 мин ).

Итак: Ислам молодец очень красиво и аккуратно написал, а Вадим сделал вперёд всех и тоже красиво написал и правильно посчитал примеры (продемонстрировать работу Ислама и Вадима классу)

Сейчас мы будем делать уроки по чтению.

Математика, русский язык, география. Определить порядок выполнения.

Ребята, что вам задано по математике?

Задание вы разбирали на уроке с учителем, подобное делали на уроке. Перед выполнением домашнего задания давайте повторим таблицу умножения на 7,8. (Демонстрационные карточки) (3 мин )

Если вам будет что – то не понятно поднимите руку. Индивидуальная работа Толя Д.

В тетрадях старайтесь писать красиво, аккуратно. Самостоятельная работа детей, (помощь воспитателя по мере затруднения) Контроль над работой детей. Организовать самопроверку. Подвести промежуточный итог. (7 мин )

Переходим к выполнению д. з по русскому языку. Повторите падежи и подежные вопросы (по карточкам).

Прочитайте задание, на уроке с учителем вы его разбирали. Если вам будет что то не понятно поднимите руку.

Откройте тетради, выполняйте задания самостоятельно.

Индивидуальная помощь учащимся по мере затруднения. Контроль над работой детей. Самостоятельная проверка своей работы

Физ. минутка

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали…

Потянулись, покружились,

Влево, вправо наклонились,

Руки, вытянув, присели,

Встали, улыбнулись, сели

( 3 мин )

Продолжение работы. Организовать самопроверку. Подвести промежуточный итог.(7мин )

Приступайте к устному предмету, география.

Выяснить, что задано по предмету, нацелить детей на внимательное изучение темы приготовиться ответить на вопросы. Самостоятельная работа детей. (5мин ) Проверка изученного материала, с помощью ответов на вопросы.(5 мин )

Примечание: в течение всей самоподготовки воспитатель следит за осанкой детей!

5. ИТОГ .

Мы сегодня повторили и закрепили материал. Что делали по математике, чтению, русскому языку географии (7кл)? А какие задания ещё выполняли? С работой справились?

Рефлексия: «Оцени свою работу».

А сейчас, ребята каждый из вас оценит свою работу и ответит на вопрос «Доволен ли я своей сегодняшней работой?». Я попрошу вас подумать, а затем взять и повесить на нашу ёлку такой шарик какое у вас впечатление от вашей работы: красный – отличное; жёлтый – хорошее; синий – «я мог бы сделать лучше». Всё понятно? Скажите, вы выполнили правило «3х – Я»? Вы работу выполнили, вы её проверили и вы её оценили.

И если посмотреть на нашу ёлочку – вы довольны сегодняшней работой. Молодцы! А я довольна вами, и тоже добавлю красный шарик.

Занятие окончено.

Спасибо вам большое за старание, а гостям за внимание! (5 мин )

Именительный (кто? Что?)

Родительный (кого? Чего?)

Дательный (кому? Чему?)

Винительный (кого? Что?)

Тварительный (кам? Чем?)

Предложный (о ком? О чём?)

Я отлично поработал

Я хорошо поработал

Я мог бы сделать лучше

Пояснительная записка

В коррекционной школе самоподготовка – одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.

Цель самоподготовки – формирование навыков самостоятельной работы учащихся.

ЗАДАЧИ

    Закрепление и совершенствование знаний, полученных на уроке

    Формирование у обучающихся умения самостоятельно трудиться

    Учить определять порядок выполнения домашнего задания

    Дифференциальный подход к ученикам по рекомендации учителя

    Воспитание у детей добросовестного отношения к выполнению задания

    Научить работать детей в коллективе

    Развивать чувство времени, строго соблюдая режим работы (во время начинать и заканчивать самоподготовку, делать перерывы)

    Воспитание у детей упорства, целеустремленности и любви к учению

    Развивать активность и интерес к выполнению работы

    Ответственное отношение к выполнению домашних заданий

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОПОДГОТОВКИ

Основное требования:

Разрыв между уроками 1,5-2 часа

1 класс - первое полугодие домашнее задание не дается, но 30 минут ежедневно в игровой форме проводятся задания, связанные с лепкой, рисованием, простейшими счетными операциями (желательно на свежем воздухе)

Дозировка

1 класс ( второе полугодие) – 30 минут;

2-4 класс – 45 минут;

5- 6 класс – 1,5 часа (через 45 минут перерыв)

7-9 класс – 2 часа (через 45 минут перерыв)

Объем домашнего задания

Для сильных учащихся чуть больше половины того, что выполнили на уроке, для слабых учащихся 1/ 3 выполненного на уроке.

ЭТАПЫ САМОПОДГОТОВКИ

1. Подготовительный: ( влажная уборка класса, проветривание, подготовка доски и рабочего места

2. Организационный :

(Настроить детей на самостоятельное выполнение домашнего задания, работать аккуратно).

3. Работа с дневниками:

(Начиная с третьего класса, во 2 классе вспоминают по учебнику, открываю страницу по закладке).

4. Разминка ума: (в начальных классах 2- 3 мин.) дидактическая игра, игровое упражнение или логопедическая минутка, предшествующая соответствующему предмету)

5. Повторение правил, по которым будут выполнять задание

6. Самостоятельная работа:

Первым выполняется тот предмет, который наиболее сложный (чаще с математики или русского языка). Далее идут устные предметы (чтение тихим голосом, ответы на вопросы детей должен дать воспитатель). Педагог проводит индивидуальную работу со слабыми обучающимися, координирует поведение детей; возбудимых – сдерживает от поспешности, медлительных – побуждает к деятельности, неуверенных – подбадривает. Следит за осанкой.

7. Физкультминутка.

8. Проверка домашнего задания

Если большинство детей не поняли материал, то он не выполняется.

СХЕМА АНАЛИЗА ПРОВЕДЕНИЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Объём домашней работы и доступность детям (1/3 содержания урока по сложности не должны превышать, даются подобные задания и выполняются на уроке).

2. Приёмы работы воспитателя, настраивающие детей на самостоятельное выполнение домашнего задания.

3. Отношение к выполнению домашнего задания (по предметам).

4. Занятость обучающихся на самоподготовке (тем кто успел выполнить домашнее задание либо игра, либо чтение книг).

5. Самостоятельность обучающихся при выполнении домашнего задания.

6. Работа воспитателя по предупреждению ошибок.(повторить правила, игра и т.д.)

7. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода.

8. Особенности работы с отдельными детьми и её результативность.

9. Коррекционная направленность методов и приёмов работы воспитателя, используемых в ходе работы.

10. Качество выполнения домашнего задания ребятами.

11. Соблюдение охранительного режима (Физкультминутка).

12. Роль личности воспитателя (Внешний вид, отношение с детьми, манера держаться, умение предупреждать и ликвидировать конфликтные ситуации, владение дисциплиной).

13. Выводы и общие оценки.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ САМОПОДГОТОВКИ

Младшие классы:

    «Разминка ума» - 1-2 минуты (пройденный материал повторяется в игровой форме)

    Воспроизведение домашних заданий по предметам (ученик должен сказать сам, что задано и как выполнять)

    Повторение правил, по которым будут выполнять упражнение.

    Самостоятельная работа учащихся (объяснять всему классу воспитатель не должен)

    Проверка: а) фронтальная

6. Итог: а) аккуратность и быстрота выполнения

б) самостоятельность выполнения

Старшие классы:

    Воспроизведение домашнего задания по 2-3 предметам, т.е. выполнение по тем предметам, которые надо выполнить за первый час

    Повторение последовательности выполнения письменных и устных заданий.

    Самостоятельная работа (необходимость ограничивать по времени выполнение задания)

    Проверка а) фронтальная

б) углубленная (предлагает досконально проверить то, что задано у 2-3 человек)

Методы проверки выполнения домашнего задания

Просмотр письменного задания

Устный опрос по вопросам учебника или по вопросам, рекомендованным учителем

Опрос парами

Игровая форма (конкурсы, соревнования, викторина)

    Итог: а) аккуратность и быстрота выполнения

б) самостоятельность выполнения.

Со второго класса организуются группы доверия.

СТРУКТУРА САМОПОДГОТОВКИ

Младшие классы

I. Организационный момент (подготовка оборудования и рабочего места).

II. Вводная часть (психологический настрой). Воспитатель в игровой форме нацеливает детей на выполнение домашнего задания.

III. Самостоятельная работа учащихся. Следует отметить, что она не должна носить коллективный характер. На этом этапе дети выполняют домашнее задание, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

IV. Проверка. Осуществляется после каждого предмета

Старшие классы

    Организационный момент

Работа дежурного, организация рабочего места, повторить время, число, месяц, день недели

    Психологический настрой учащихся на учебную деятельность

Воспроизведение домашнего задания по дневникам

Нацеливание на выполнение домашнего задания

Работа групп взаимоконтроля

Разминка ума: с 7-9 классами не проводится, или подобрать материал по возрасту

Повторение правил и памяток проведения самоподготовки.

3. Самостоятельная работа

По отдельным предметам. С 5 класса самостоятельный переход от предмета к предмету.

    Проверка домашнего задания.

Поэтапная

Выборочная

Разнообразие форм контроля: взаимоконтроль, фронтальная проверка, углубленная проверка двух, трех детей, привлечение в помощь воспитателю сильных детей.

ТРЕБОВАНИЯ К САМОПОДГОТОВК Е

    Обязательная связь воспитателя и учителя (тетрадь взаимосвязи, взаимопосещение раз в месяц)

    Объем домашнего задания (1/3 от классной работы)

    Разумное чередование предметов при выполнении домашнего задания

    Индивидуальный и дифференциальный подход к обучающимся в ходе работы.

    Соблюдение охранительного педагогического режима

    Требование методики.

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ

Чтение

2. Когда прочитал рассказ, закрой книгу и перескажи про себя главное из

прочитанного.

3. Попробуй ответить на вопросы, которые даны в учебнике к прочитанному

рассказу или составленному учителем. Если не сможешь ответить прочитай

рассказ снова.

Письмо

1. Прочитай внимательно задание.

2. Вспомните на какое правило дано задание. Если забыл, найди это правило

в учебнике или тетради и повтори.

3. Сначала прочитай всё предложение, а затем запиши его в тетрадь.

4. Если нашёл ошибку, аккуратно исправь её, зачеркни неверную букву

(слово) и сверху напиши верную букву (слово).

Математика

1. Открой учебник на нужной странице и тетрадь с классной работой. Сначала повтори пройденное правило, затем посмотри, как решились задачи в классе.

2. Прочитай 2 раза условие заданной задачи, обрати внимание на содержание и числовые данные.

3. Повтори про себя условие задачи, если что либо забыл прочитай ещё раз.

4. Запиши сокращенное условие задачи.

5. Определи, что необходимо знать для получения ответа на основной вопрос задачи.

6. Раньше сформируй вопрос к действию, а потом его выполняй.

7. Перед решением примеров повтори необходимое правило, посмотри в тетрадь, как решились такие же примеры в классе.

8. Закончив выполнение задания, проверьте правильно ли оно выполнено.

9. Найденную ошибку зачеркни и сверху напиши правильный ответ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗМИНУТОК

Первые признаки утомления во время самоподготовки в группе продленного дня служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внима ние, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работос пособность. Физкультминутки могут быть использованы всеми воспитателями, особенно в младших классах. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосуди стую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внут ренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Требования к проведению физкультминуток:

    комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;

    физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не дает желаемого результата;

    предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;

    для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать обучающихся в другой режим деятельности.

Виды физкультминуток:

    упражнения для снятия общего или локального утомления;

    упражнения для кистей рук;

    гимнастика для глаз;

    гимнастика для улучшения слуха;

    упражнения для профилактики плоскостопия;

    упражнения, корректирующие осанку;

    дыхательная гимнастика.

При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:

    подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;

    увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (не учитывается степень утомления детей);

    выполнение движений с недостаточной амплитудой движений.

Качество жизни выпускника специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом зависит от того, насколько у него сформированы умения самостоятельно организовывать деятельность. Особая роль в формировании умений самостоятельной деятельности принадлежит самоподготовке. Цели работы воспитателя на самоподготовке в специальной (коррекционной) школе VIII вида должна быть следующей:

  1. формирование у детей умений и навыков самостоятельной деятельности;
  2. создание условий для закрепления знаний, умений, навыков, полученных на уроках, в самостоятельной работе.

Почему закрепление знаний, умений, навыков оказалось на втором месте? Ведь самоподготовка предназначена именно для выполнения детьми домашних заданий. Это верно, однако, в работе воспитателя специальной (коррекционной) школы VIII вида на самоподготовке коррекционная задача выходит на первый план.

В теории обучения и воспитания умственно отсталых детей в качестве результата коррекционной работы рассматривается сформированность общедеятельностных (общеучебных, общетрудовых) умений, к которым относят:

  • умение проанализировать условия задачи и выделить способ ее решения (или определить, что способ не известен, и решить, к кому или к чему обратиться за помощью);
  • умение планировать свою деятельность;
  • умение контролировать себя в ходе деятельности и оценивать ее конечный результат.

Работая на самоподготовке по методике, которую мы сейчас рассмотрим, мы решаем совершенно конкретную и чрезвычайно важную для реальной трудовой жизни задачу: мы приучаем своего воспитанника действовать по определенному алгоритму организации любой своей деятельности: читать задание (инструкцию), сверяться с образцом до выполнения работы, просить помощь, если образец «не находиться» или «не вспоминается», смотреть на часы во время работы, просматривать выполненную работу. Мы формируем привычки правильной организации работы в условиях относительной самостоятельности. Тем самым мы расширяем тот круг задач, которые выпускник специальной (коррекционной) школы VIII вида будет решать успешно.

А теперь конкретизируем задачи самоподготовки, учитывая все сказанное. Задачи связаны с формированием у детей следующих умений, обеспечивающих самостоятельное выполнение домашнего задания:

  1. умения пользоваться дневником;
  2. ориентироваться в учебном задании: прочитывать задание до начала его выполнения, определять способ его выполнения, пользоваться справочными материалами (правилами, памятками, алгоритмами, образцами выполнения заданий);
  3. обращаться за помощью в случаях затруднений;
  4. планировать свою деятельность;
  5. рационально использовать отведенное на самоподготовку время;
  6. самостоятельно проверять выполненную работу.

Помимо этих задач воспитатель решает на самоподготовке традиционные воспитательные задачи: воспитывает ответственное отношение к учебному труду, активность, настойчивость, умение работать, не мешая другим и т.д.

Условия эффективности самоподготовки

В специальной педагогике к самоподготовке предъявляют ряд требований, соблюдение которых обеспечивает ее эффективность.

Взаимосвязь в работе учителя и воспитателя

Учитель и воспитатель должны одинаково понимать цели и задачи самоподготовки. Обязанность учителя - обеспечить возможность самостоятельного выполнения домашнего задания детьми. Воспитатель не занимается на самоподготовке восполнением пробелов в работе учителя (не объясняет материал повторно, не ведет фронтальной работы по закреплению знаний, умений, навыков). Учитель и воспитатель должны наблюдать за деятельностью друг друга и обязательно обсуждать используемые ими способы и приемы воспитания у детей самостоятельности.

Соблюдение охранительного педагогического режима

Самоподготовка должна проводиться после полуторачасовой дневной прогулки. В последней трети прогулки воспитатель ограничивает двигательную активность детей, организует спокойные игры, занятия, непринужденные разговоры.

Самоподготовка начинается одновременно во всей школе, желательно по звонку. В младших классах обязательно проводится физминутка, в старших - десятиминутный перерыв.

Продолжительность самоподготовки определяется возрастом детей. В первом классе в первом полугодии домашнее задание не дается, однако детей нужно приучать к тому, что со звонком на самоподготовку они - вместе со школой - должны заходить в класс. Как правило, воспитатель организует чтение букваря, либо сам читает детям вслух, либо проводит развивающие игры. Во втором полугодии первого класса самоподготовка длится 30-40 минут. Во втором-четвертом классах - до часу. В старших классах - до полутора часов.

Правильная дозировка домашних заданий

На дом задается треть от выполненного (именно выполненного, а не запланированного) на уроке. В младших классах дается задание только по одному письменному предмету в день (или русский язык, или математика); задание по чтению дается каждый день. В старших классах расписание составляется таким образом, чтобы детям нужно было готовить не более трех-четырех учебных предметов. Желательно, чтобы учителя русского языка и математики согласовывали друг с другом объем домашнего задания.

Если соотнести эти требования с общей продолжительностью самоподготовки, видно, что собственно на самостоятельную работу детей (исполнительную часть) отводится в младших классах 30-40 минут, в старших - от 40 минут до часу. Остальное время - это время формирования навыков самостоятельной деятельности детей.

Правильное определение учителем домашнего задания

В специальной (коррекционной) школе VIII вида домашнее задание дается дифференцированно, причем не только (и даже не столько) по объему, сколько по сложности. Как правило, это означает, что дети второй и третей группы по педагогической дифференциации, разработанной коллективом под руководством В.В.Воронковой, получают задание, аналогичное хорошо разработанному и успешно выполненному на уроке. Именно для второй и третьей групп задание может варьироваться по объему. Дети первой, наиболее успешной по обучаемости, группы могут получить задание, предполагающее несколько большую самостоятельность выполнения. Учащиеся самой «слабой», четвертой, группы должны выполнять дома репродуктивные задания (например, списать текст, а затем подчеркнуть и надписать выделенные в нем существительные).

Таким образом, общий принцип дозировки и определения содержания домашнего задания в каждом индивидуальном случае должен быть таким: ребенок должен справиться с заданием, во-первых, самостоятельно, во-вторых, за 20-30 минут в начальных классах или 50-60 минут в старших.

Структура самоподготовки

I Организационный момент

II Дидактическая игра

III Работа с дневником

IV Самостоятельное выполнение домашнего задания детьми

а) ориентировка в домашнем задании

б) выполнение задания

в) самопроверка

V Проверка готовности детей к уроку воспитателем

VI Итог самоподготовки

До начала самоподготовки воспитатель должен проконтролировать следующие моменты:

  • Санитарное состояние класса;
  • Готовность справочных пособий (словарей, алгоритмов, памяток);
  • Готовность рабочих мест детей: учебные принадлежности, книги, дневники, тетради должны готовиться детьми до начала самоподготовки; желательно, чтобы в классе было сменное поручение «дежурного по самоподготовке»;
  • Наличие книг, занимательного материала для закончивших самоподготовку раньше остальных.

Рассмотрим обязанности воспитателя на разных этапах самоподготовки.

Организационный момент

Цель этого этапа - настроить детей на работу.

Чтобы быстро и четко начать самоподготовку можно применить следующие приемы: использовать традиционные для класса «формулы» начала («Посмотрите на меня, улыбнитесь, настройтесь на работу. Тихо сядьте»); обратить внимание на четкость организации рабочего места детей; похвалить детей за готовность. В «сложных» классах, а также в те дни, когда дети больше обычного устали, возбуждены и т.д. можно использовать игровую форму проведения самоподготовки.

Приведем примеры игровых сюжетов:

  • Путешествие (на паровозике, пароходе и т.п.) по «карте» с такими пунктами и станциями как «Отправляй-ка», «Поиграй-ка», «Справочное бюро», «Математическая», «Писарево», «Депо (самоконтроль)».
  • Игры-соревнования:
    • «Парусные гонки»: для каждого ребенка на доске прикрепляется лодочка, которую он может сам передвинуть, успешно справившись с этапом самоподготовки.
    • «У кого длиннее паровозик», «Кому солнышко подарило больше солнечных зайчиков», «У кого на полянке больше цветов», «Кто выше всех взберется по лесенке» и т.п.
    • Кому достанется приз от «гостя» (героя мультфильма, сказки).
    • Экраны успехов.

Дидактическая игра

Дидактическая игра проводится в младших классах по одному из заданных предметов и должна быть связана с закрепляемой темой. Игру можно проводить как по письменным предметам, так и по чтению (на развитие навыков чтения). Можно использовать и так называемые развивающие игры: на внимание, сообразительность, память. Подбирать игру для самоподготовки должен, по всей видимости, учитель, так как только он может учесть проблемы и особенности усвоения темы детьми.

В старших классах проведение дидактических игр на самоподготовках не обязательно (хотя и не запрещено).

Работа с дневниками

Дневники ведутся в специальной (коррекционной) школе VIII вида, начиная с третьего класса. В первом и втором классах дети находят задание по закладке.

После введения дневников на первых занятиях нужно рассказать детям об их пользе, об их использовании взрослыми людьми, обязательно показать свой ежедневник. В течение нескольких самоподготовок воспитатель просматривает записи детей и проверяет, как они находят по ним задание.

Работа с дневником имеет для ребенка смысл, если он действительно должен пользоваться им для того, чтобы найти домашнее задание. Поэтому на самоподготовке ни в коем случае нельзя записывать домашнее задание на доске. Дневник взаимосвязи учителя и воспитателя также должен быть недоступен для детей.

Поскольку домашнее задание в специальной (коррекционной) школе VIII вида дается дифференцированно и, как правило, содержит несколько инструкций, записать их все в дневник не реально. Поэтому с первого класса нужно приучать детей аккуратно отмечать детали задания карандашом в учебнике. Вместе с учителем воспитатель учит детей пользоваться закладкой. Кстати, в течение года на занятиях типа «творческой мастерской» воспитатель обязательно планирует обучение уходу за учебниками: аккуратное стирание карандашных заметок, обновление обложек, изготовление закладок.

На этапе работы с дневником воспитатель учит детей определять рациональную последовательность выполнения заданий и планировать распределение времени. Воспитатель объясняет, что первым выполняется письменный предмет, так как здесь нужно «и читать, и думать, и еще писать, поэтому и внимание нужно больше». Нельзя говорить детям, что «Чтение легче, чем математика и русский язык». Во-первых, это может спровоцировать неответственное отношение к чтению, во-вторых, для части детей чтение - самый трудный предмет.

Для закрепления проводятся специальные игры.

  1. «В гости приходят Незнайка или Буратино, которые после нахождения домашних заданий предлагают детям свою последовательность работы:

Давайте, ребята, сначала сделаем чтение, оно ведь по легче, а потом математику, а в конце проведем физминутку. Дети не должны соглашаться с героем, по совету воспитателя они объясняют верную последовательность работы.

  1. Детей просят объяснить малышам, лесным ученикам и т.п. от лица завуча, врача, родителей, в каком порядке нужно делать домашнее задание.

В старших классах, когда задаются несколько устных предметов, дети сами определяют, в каком порядке им хочется выполнять работу. В некоторых случаях воспитатель подсказывает ученикам, какой вид работы потребует от них большего напряжения и времени.

Более сложная задача - формирование у детей умения распределять время на самоподготовке.

В начальных классах за распределением времени следит воспитатель. Дети должны научиться беречь время, работать, не отвлекаясь. Однако уже младших школьников нужно учить «Чувствовать» время. Для этого используются следующие виды работы.

  1. Приучение детей смотреть на часы во время работы. Уже первоклассники должны знать расположение стрелок, соответствующее началу и концу самоподготовки.
  2. Использование «символических часов». На большом картонном циферблате воспитатель отмечает цветом сектор, соответствующий отведенному на самоподготовку времени. Передвигая накладные стрелки, он обращает внимание детей на то, сколько прошло и сколько осталось времени. В 3-4 классах этот сектор можно разделить на части, отметив картинками этапы самоподготовки.
  3. Использование картинного «плана самоподготовки». Воспитатель знакомит детей с готовым планом или составляет его вместе с детьми, договариваясь, какими картинками будут обозначаться этапы самоподготовки (например, работа с дневником - картинка дневника, дидактическая игра - картинка мяча и т.д.). план вывешивается на доске в начале самоподготовки. Во время работы детей воспитатель будет отмечать специальным значком (стрелкой, контурным рисунком будильника и т. п.), на каком этапе находятся дети, и сколько еще работы осталось.

Для формирования у детей «чувства времени» специальные игры и упражнения нужно использовать как можно шире: учителю - на уроках, воспитателю - во время всех режимных моментов (в частности, можно это сделать и на самоподготовке, на этапе дидактической игры). Примером такого упражнения является игра «Что можно сделать за…». Педагог показывает детям минутные песочные часы и объясняет, как они действуют. Потом он предлагает узнать, что хорошего можно сделать за минуту. Например, привести в порядок рабочее место, нарисовать человека, полить цветы в классе, решить несколько примеров («Сколько?») и т.д. Очень показательны результаты этой игры на прогулке. Затем берутся двух- трех- и пятиминутные часы.

Самостоятельное выполнение домашнего задания

Цель этого этапа - приучение детей к самостоятельности, поэтому все действия воспитателя, его слова, поведение направлены на то, чтобы создать у детей ощущение самостоятельной деятельности. Воспитатель может помочь на самоподготовке, но его помощь должна восприниматься детьми как исключение, а не как правило.

Главное требование к деятельности воспитателя на этом этапе - сведение до минимума фронтальной работы и предоставление детям возможности работать в собственном темпе.

Воспитатель не отвлекает детей, чтобы фронтально «разобрать» задание (это обязанность учителя на уроке!), не организует фронтальную проверку и исправление ошибок (это тоже будет делать учитель). Он не подводит на самоподготовке промежуточный итог после выполнения того или иного предмета.

Воспитатель не проводит на самоподготовке фронтального объяснения даже в тех случаях, когда большинство детей класса не справляются с заданием самостоятельно. В этих случаях он прекращает выполнение задания по предмету, а в журнале связи учителя и воспитателя пишет, что дети не готовы к самостоятельному выполнению задания. Подчеркнем, что подобные ситуации могут быть лишь в тех случаях, когда учитель не соблюдает методики определения домашнего задания, не реализует принцип дифференцированного подхода. Очевидно, такому учителю следует рекомендовать повышать свою педагогическую грамотность, обращаться к литературе, посещать уроки коллег, самоподготовки, анализировать деятельность детей на самоподготовке.

Фронтальная работа на самоподготовке должна быть связана только с формированием умений работать самостоятельно. Например, в первом и втором классе воспитатель объясняет детям, как нужно начинать выполнять письменное задание («алгоритм ориентировки в задании»). В течении нескольких занятий (их количество зависит от состава класса) он фронтально закрепляет эти правила. Как только по крайней мере половина детей эти правила (алгоритм) усвоили, воспитатель прекращает читать задание вслух, и только контролирует детей. С теми, кто не следует алгоритму, воспитатель работает индивидуально или по группам. Фронтальное повторение алгоритма необходимо лишь в начале учебного года и каждой четверти.

Ориентировка в домашнем задании

При выполнении письменных предметов воспитатель приучает детей следовать алгоритму:

  1. Прочитать задание (приучаем начинать выполнение любого письменного упражнения с чтения задания и его повторения).
  2. Повторить правило (ребенок должен определить и вспомнить, на какое правило дано задание, найти его в учебнике или на карточке и прочитать).
  3. Посмотреть похожее упражнение в тетради (т.е. найти образец в классной работе).
  4. Записать первые строчки (слова) упражнения.
  5. Проверить себя.

Знакомство детей с алгоритмом осуществляется в первом и втором классах, как только появляются письменные задания, требующие обращения к правилу. Однако уже во втором классе нужно постепенно отказываться от фронтального разбора задания и чтения правила вслух.

Выполнение заданий детьми

На данном этапе самоподготовки у воспитателя две основные обязанности:

  1. Индивидуальная работа с отдельными учащимися по заданию учителя (в тех случаях, когда воспитатель владеет специальными методиками обучения и между учителем и воспитателем налажена тесная связь).
  2. Помощь детям при затруднениях.

При затруднениях детей и просьбах о помощи воспитатель не должен торопиться с подсказками и советами. Сначала используются следующие виды помощи:

  • Предложение перечитать задание
  • Предложение перечитать правило
  • Посмотреть аналогичное задание в классной работе

Только если эти виды помощи не действуют, воспитатель указывает ребенку на ошибку и помогает вспомнить способ выполнения задания, причем на аналогичном примере.

Самопроверка

Цель этого этапа - добиться понимания необходимости проверки своей работы и формирование привычки проверять свою работу.

Не следует завышать возможности детей и ставить на самоподготовке задачу формирования приемов и навыков самоконтроля (например, самостоятельно использовать прием решения обратной задачи или выполнения обратного арифметического действия). Но сформировать привычки, например, перечитывать написанное, пересчитывать легкие примеры, вполне можно.

Решение задачи формирования у детей привычки проверять себя часто наталкивается в школе непреодолимую, но искусственную трудность: исправление ошибок детьми в письменных работах наказывается снижением отметки «за неаккуратность». Воспитатель не может решить эту проблему сам, без учителя и администрации, поэтому она обязательно должна быть предметом обсуждения в педагогическом коллективе. Кажется разумным принять за правило не снижать отметку за самостоятельно найденные и аккуратно исправленные ребенком ошибки - данное умение все-таки более значимо для социальной адаптации умственно отсталых детей, чем умение сделать запись без помарок (что не значит - без ошибок). Нужно также специально учить детей аккуратно исправлять работы, пользоваться в сомнительных случаях карандашом, делать сложные расчеты на черновиках.

Для формирования понимания необходимости проверять любую свою работу и подержания у детей желания проверять себя можно использовать такие приемы:

  • Ситуации, показывающие, что от сделанной и неисправленной ошибки может зависеть успех деятельности, благополучие и даже жизнь человека. Это игры (с соответствующими пояснениями) типа «Годишься ли ты в авиадиспетчеры, наборщики, конструкторы и т.п.».
  • Объяснение зависимости отметки от количества сделанных ошибок.
  • Подчеркивание зависимых учебных успехов отдельных детей (особенно слабых) от тщательности проверки (на первых порах - вместе с воспитателем). Этот прием убеждает детей, что время на самопроверку было потрачено не зря.
  • Использование «экранов», на которых отмечаются успехи детей в овладении умением проверить себя. При этом ребенок получит приз прежде всего за то, что сам, без напоминания пытается себя проверять и за успешность проверки. Подчеркнем, что оценивается именно качество проверки, а не отсутствие ошибок в письменной работе само по себе.
  • Оценка проверки сказочным героем (мудрым волшебником, Мальвиной, Совой и т.п.)

Проверка готовности детей к уроку воспитателем

По окончании выполнения письменного предмета дети по очереди подходят с тетрадями к столу воспитателя. Проверка письменных работ детей воспитателем осуществляется не с целью поиска ошибок, а для закрепления привычки проверять себя. Воспитатель не указывает на ошибки, тем более не исправляет их, так как это работа учителя. Он оценивает качество проверки ребенком. При организации этого этапа воспитатель использует такие речевые формулы: «Я проверяю, хорошо ли ты себя проверил», «Молодец, отлично работал и хорошо себя проверил» (если воспитатель видел, что ребенок перечитывал работу), «Ты понадеялся на себя, не убедился, что готов к уроку, не проверил себя», «Нужно еще раз проверить работу» и т.п.

Крайне не рекомендуется проводить проверку письменных работ фронтально. Это противоречит задаче формирования навыков самостоятельной работы, снижает ответственность детей (они считают, что проверка - это «забота воспитателя»), затрудняет формирование привычек самопроверки (так как дети знают, что будет фронтальная проверка, и ждут ее). Кроме того, все дети работают в индивидуальном темпе и заканчивают выполнение письменного предмета в разное время. Проводя фронтальную проверку, воспитатель теряет средство поощрения организованных и более самостоятельных детей.

Воспитателю также полезно знать, что даже на уроке при проверке домашнего задания учитель не требует озвучивать правильные ответы. Он предлагает детям либо рассказать как они выполняли задание, либо выполнить и объяснить аналогичное задание.

Проверка «устных» предметов, особенно чтения в начальных классах, осуществляется без затруднений, если учитель использует на уроках прием «жужжащего чтения». В этом случае воспитатель на самоподготовке может прослушивать отдельных детей, проходя по рядам. Для проверки сознательности усвоения материала лучший прием на самоподготовке - вопросы по содержанию. Вопросы задаются индивидуально, с той же мотивировкой, что и при проверке письменных предметов. Для проверки качества подготовки детей по чтению (беглость и правильность чтения, пересказ) можно также использовать взаимопроверку.

Итог самопроверки

При проведении итога самопроверки воспитатель оценивает (естественно, качественно) прежде всего самостоятельность детей. Акцент делается на успехах. Можно повторить вслух значение того или иного формируемого умения (например, для чего нужна самопроверка4 как нужно начинать выполнение письменных предметов и т.п.0

Кроме этого отмечается прилежание детей, активность, настойчивость, бережное отношение ко времени, готовность прийти на помощь товарища

Цель: формирование навыков самостоятельного выполнения домашнего задания.

Задачи:

  • Развивать у воспитанников активности и интереса к выполненной работе.
  • Расширение кругозора детей.
  • Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, ответственность.
  • Корректировать внимание, память, операции мышления.

Наглядный материал и оборудование: перчаточная кукла Солнечный Лучик, осенние листья со слогами словарных слов, задание-карточка по русскому языку, карточки-оценки, тренажёр для глаз.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент (5 мин.)

Проверка наличия на столах школьных принадлежностей:

Воспитатель: Молодцы, как всегда приготовили всё необходимое для проведения занятия.

Упражнение «На зарядку становись!»

Мы зарядку начинаем
И на месте все шагаем.
Руки вверх подняли выше,
Опустили, чётко дышим.
Раз-два, не зевай,
Вместе с нами повторяй!
Упражнение второе:
Руки вновь над головою.
Словно бабочки летаем,
Крылья сводим, расправляем.
Раз-два, раз-два,
Дружно делаем, друзья!
Руки на бок, ноги врозь.
Так давно уж повелось,
Физкультура каждый день
Прогоняет сон и лень.
Раз-два-три,
На нас внимательно смотри!
Очень-очень хорошее упражнение:
Руки к плечам, круговые движения.
Вперед-назад, вперед-назад,
Физкультуре каждый рад.
Раз-два-три-четыре,
Расправляем плечи шире.
В заключенье, в добрый час
Мы попрыгаем сейчас.
Раз-два-три-четыре,
Три-четыре, раз-два,
Хватит прыгать, детвора!
Поскакали, поскакали,
Потянулись, подышали.
Выдох, вдох, выдох, вдох…
Занимались, кто как мог!

Психологический настрой детей на работу:

Воспитатель:

– Какое у вас настроение?
– На что оно похоже? На солнышко или тёмную тучку?

II. Постановка задач, повторение правил работы во время самоподготовки

Появляется любознательный Лучик.
– Здравствуйте, ребята, вы меня узнали?! Правильно, Я – солнечный Лучик и очень любознательный. Интересно, а что вы сейчас будете делать?

Дети: Выполнять домашнее задания.

– Ребята, давайте Лучика научим правилам работы на занятиях.

Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно,
На уроках не болтай,
Как заморский попугай.
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подыми! (С.Маршак)

Лучик:

– Какой завтра день недели?
– Сколько у вас завтра уроков?
– По каким предметам задали домашнее задание?
– Как надо работать, чтобы выполнить все задание?

III. Русский язык

1. Разминка

Воспитатель: Лучик написал на осенних листьях слова, но подул осенний ветер и они опали. Помогите собрать эти слова.

КОР ЗИ НА ОВО ЩИ ОГО РОД

Воспитатель: Что это за слова? (Словарные.) Давайте их проговорим.

2. Разбор упражнения

Воспитатель: Ваше домашнее задание по русскому языку для вас подготовил Лучик. Вот оно на доске. Какие гласные пропущены?

С С М З
Д М Н С Р К Д Б
Н Н К Б

3. Самостоятельная работа

4. Физминутка для рук

Наши пальчики устали
И по очереди станцевали.
Большой пальчик нам сплясал
Раз-два-три.
Указательный – в пляс пошел
Раз-два-три.
Средний – их поддержал
Раз-два-три.
Безымянный – не отстал
Раз-два-три.
И мизинец – станцевал
Раз-два-три.

IV. Математика

1. Проверка порядка на партах

2. Разминка

Воспитатель: Р ебята, наш гость Лучик для вас подготовил «Весёлые задачки». Я вам сейчас их зачитаю, а вы ответ сосчитайте.

3. Работа с дневниками .

Воспитатель: Какое домашнее задание сегодня по математике? (Учебник стр.28, №13).

4. Разбор задания.

Воспитатель: Какое число, получается, от сложения первого и второго слагаемых?

Дети отвечают.

5. Самостоятельная работа

Индивидуальная помощь по необходимости.
На полях тетради поставьте себе ожидаемую оценку за выполненную работу.

6. Физминутка

Листья жёлтые кружатся
И на землю все ложатся.
Раз – согнулись, разогнулись.
Два – согнулись, потянулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре
Руки шире.
Пять, шесть
На место сесть.

V. Чтение

1. Разминка

Воспитатель: Лучик предлагает вам закончить строки стихотворения «Осень».

Падают, падают листья –
В нашем саду … листопад…
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, … летят…

2. Работа с дневниками

Воспитатель: Какое домашнее задание сегодня по чтению? (Учебник стр.22).

3. Чтение про себя

Стихотворение К.Бальмонта «Осень».

4. Физминутка для глаз

Чтоб глаза твои были зорче,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю выполнять. (Тренажер для глаз «Горизонтальная восьмёрка»).

5. Выразительное чтение стихотворения

Дети читают вслух.

VI. Самоанализ

Воспитатель: Наш гость Лучик хотел бы знать, как вы оцениваете свою работу на занятии. Заполните, пожалуйста, карточки, лежащие на ваших столах. На доске – табличка «Оцени свою работу» с критериями оценки:

  • Быстро?
  • Аккуратно?
  • Буквы и цифры красивые?
  • Старался?
  • Без ошибки?
  • Доволен работой?
  • Отметка.

Карточки с отметками вывешиваются на доску.

VII. Подведение итога работы

Воспитатель: Вы всё выполнили, что запланировали?
– Посмотрим, какие вы имеете итоги.

Лучик: Ребята, за всех вас очень рад. Большое вам спасибо за вашу работу, а это от меня вам небольшие подарки за ваш труд. Желаю вам успеха, до новых встреч.

Подготовка домашних заданий определяется в педагогике как самостоятельная учебная деятельность учащихся по заданию учителя, в процессе которой школьники осмысляют, закрепляют приобретенные на уроке знания, умения, учатся применять их на практике. Самоподготовка в школе-интернате является одним из наиболее ответственных моментов работы воспитателя.

Цель самоподготовки

Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы по планированию, усвоению, закреплению, контролю и оценке полученных знаний.

Образовательные:

Расширять, закреплять и систематизировать знания детей;

Тренировать школьников в применении полученных знаний на практике.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание, трудолюбие, ответственность, активность и инициативу.

Формировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей.

Учить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.

Коррекционно - развивающие: (коррекционно – развивающие задачи, которые я определила, больше относятся для школ 1,2,5 видов, но некоторые из задач могут быть использованы и в работе с учащимися других коррекционных школ + свои задачи, касающиеся конкретно специальных коррекционных учреждений).

Развивать внимание, мышление, память и др. псих. процессы;

Развивать восприятие устной речи (слухового, зрительного, слухозрительного) и внятное произношение на основе звукоусиливающей аппаратуры;

Совершенствовать навык разговорно-обиходной речи;

Развивать двигательную активность детей в ходе проведения физкультпауз для снятия мышечного утомления и напряжения.

Эффективность самоподготовки зависит от следующих условий:

Качество работы учителя. (Урок учителя должен быть проведен на высоком уровне, дети должны понимать материал, заданный на самоподготовку, т. к. должен быть разобранным на уроке). Оптимальная дозировка домашнего задания. (Здесь важно договориться с учителями, особенно, с учителями-предметниками).

3. Связь: воспитатель – учитель.

Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель в свою очередь по приглашению воспитателя, приходит на самоподготовку. Здесь же можно обсудить трудности, с которыми воспитанники встречаются при самостоятельной работе.

Для установления ежедневной связи в работе учителя и воспитателя практикуется ведение специального журнала, в котором учитель записывает задания по каждому предмету, воспитатель - свои наблюдения о трудностях выполнения заданий отдельными учениками. Это очень важно в старших классах, где предметы ведут разные учителя. В младших же классах, в основном, учитель и воспитатель встречаются каждый день и напрямую могут обсудить текущие вопросы, но такой журнал тем не менее необходим.

4. Соблюдение санитарно - гигиенических требований:

    Подготовка помещения (к началу самоподготовки класс должен быть хорошо проветренным, чистым, хорошо освещенным); Перерыв между уроками и самоподготовкой не менее 1, 5 – 2 часа; самоподготовка должна проводится после активного отдыха детей на свежем воздухе. Время на самоподготовку: (я привела 2 варианта времени, рекомендованного на проведение самоподготовки: первый вариант предлагает, сурдолог, ведущий специалист Института коррекционной педагогики)

Следует иметь в виду, что в зависимости от индивидуальных возможностей, уровня знаний, темпа работы ученики заканчивают приготовление уроков в разное время. Поэтому воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы воспитанники, досрочно окончившие работу, не мешали остальным ученикам. Для этогозаранее подбираю различные занимательные материалы, связанные с чтением, разгадыванием и рисованием или предлагаю нешумные настольные игры.

Завершается самоподготовка подведением итогов работы. Необходимо отметить, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд.

Такая форма подведения итогов помогает мобилизовать большинство детей на занятия в начале самоподготовки и поддерживать дисциплину в течение всего времени.

По окончании самоподготовки школьники приводят в порядок свое рабочее место: подготавливают все необходимое для уроков на следующий день.

Таким образом, самоподготовка, организованная воспитателем, способствует воспитанию у детей чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной .

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх