Как сшить станковый рюкзак. Как сшить рюкзак? Походный рюкзак своими руками

diamond_d 08-07-2013 14:17

Уважаемые товарищи. Есть у меня 2 рюкзака, один 55 л с рамой алюминиевой, а другой на 90 л, но без нее. Отверстия под них есть, закрываются липучкой велкро. Только вот ломаю голову из чего самостоятельно можно сделать? Их какого материала, чтоб был прочный и легкий. Посоветуйте где прикупить может чего?

------------------
most people respects badge...«BR»...but everybody respects gun

STEPAN1983 08-07-2013 19:21

STEPAN1983 08-07-2013 23:02

North Wind 08-07-2013 23:34

Ну или MOLLE II. Они на е-бее по 500 ре продаются. Чинить, конечно, труднее, чем элисовскую.

diamond_d 10-07-2013 23:07

Да мне надо то всего 2 алюминиевые палки, чтоб засунуть их в карманы вдоль спины. Подскажите где взять эти 2 палки одинаковые

diamond_d 11-07-2013 12:50



Может быть не палки, а пластины? На фотке у рюкзака вверху чуть торчат..

вот именно они то мне и нужны родимыеи карманы на моем рюкзаке такие же как на фото, только длиннее. Вот где их достать/купить/спи@#$%&дить?

Хантер07 11-07-2013 18:16

diamond_d 12-07-2013 10:41

quote: Originally posted by Хантер07:

У меня на работе. От Вас длинна и ширина.

Сегодня сделаю замеры и вам напишу. я думаю около 80 см, а ширина примерно такая же как на вашем фото.

Bogdan-Omsk 12-07-2013 18:15

quote: Originally posted by North Wind:

Ну или MOLLE II. Они на е-бее по 500 ре продаются. Чинить, конечно, труднее, чем элисовскую.


где бы взять, недорого??? с пересылом от них наверно много выйдет

Клод 12-07-2013 21:45

Раму от шведского рюкзака тоже хотелось бы найти.

Хантер07 14-07-2013 10:23

diamond_d 14-07-2013 11:35

quote: Originally posted by Хантер07:

У меня на работе. От Вас длинна и ширина.

и обо что мне встанет это удовольствие?

Хантер07 14-07-2013 16:13

quote: и обо что мне встанет это удовольствие?

Придется приехать в Люберцы Померял свою. 40Х3 мм. 35 мм попробую поискать, но 40 мм лучше, более жеская полоса, это все-таки люминь....

diamond_d 14-07-2013 16:39

quote: Originally posted by Хантер07:

Придется приехать в Люберцы Померял свою. 40Х3 мм. 35 мм попробую поискать, но 40 мм лучше, более жеская полоса, это все-таки люминь...

а если трубу туда вкрячить? еще жестче будет.

Хантер07 14-07-2013 16:51

Труб у меня нет

Bogdan-Omsk 14-07-2013 19:23

лыжную палку люминиевую распилить и вставить

alexeika 14-07-2013 20:58

да в хозмагах торгующих всякими алюминевыми профилями попадаются и пластины различные...........даже если получается по стандартам http://www.intormetall.ru/prof1/6 четко 35мм нет то даже вручную ножевкой, а тем более дремелью("болгаркой") обрезать не проблема.........или забить и поставить 30мм

Клод 14-07-2013 21:02

Трубка не очень хорошая замена. Плоские латы изгибаются(иногда используют и изогнутые), пружинят под нагрузкой и форме спины. Трубка слишком жесткая(по сравнению с плоскими латами) и прямая. Будет рвать карманы, давить на спину.Хотя встречал рюкзак с внутренней рамой трубчатой- но она была П- образная и заданной формы.

diamond_d 14-07-2013 22:52



Хотя встречал рюкзак с внутренней рамой трубчатой- но она была П- образная и заданной формы.

так у меня такой рюкзак есть на 55 л, о котором я писал в первом топике. В нем как раз трубчатая изогнутая рама П-образной формы

Bogdan-Omsk 15-07-2013 10:10

quote: Originally posted by alexeika:

или забить и поставить 30мм


именно так, ничего страшного не будет, со всеми нагрузками справится, можно еще типа изоленты, лейкопластыря, или термоусадку на нее - чтоб меньше портила рюкзак. ну а широкую по всей длинне пилить
конечно нет смысла.

diamond_d 16-07-2013 20:02

так что трубки вообще не годятся?

Bogdan-Omsk 16-07-2013 20:14

правильно сказали, плоские под спину выгибаются. трубки думаю могут и больно спину давить. тут немного другая конструкция - не рама в прямом смысле.

Хантер07 17-07-2013 22:35

quote: так что трубки вообще не годятся?

Ну так что? Нужны пластины или нет?

Rom1983 18-07-2013 12:34

а я поддержу лыжные палки - у меня они в пике-99 стоят заместо штатных пластин. они гораздо жестче на изгиб и рюк хорошо держит форму с любой нагрузкой, а спиной их ваще не чувствую. всем советую палки) пластины производители, видимо, используют в целях экономии.

korvettenkapitan 18-07-2013 08:22



пластины производители, видимо, используют в целях экономии.


Поспешу не согласиться, хотя, возможно, кое-где сей факт имеет место быть. Но своим Бергеном я доволен. Пластины там работают как надо. Думаю, на армии в Великобритании не экономят.

Rom1983 18-07-2013 17:18

korvettenkapitan 18-07-2013 20:16

quote: Originally posted by Rom1983:

на армии везде экономят как раз. если бы не экономили, то у вас на латах была бы и нижняя перемычка, и латы бы не пружинили, а жестко передавали нагрузку на пояс, а демпфировали бы ток спинные и поясные подушки


Трудно согласиться. Латы находятся в тугих карманах из плотной кордуры. Спина жесткая.

Sam99 18-07-2013 20:50

Товарищъ произвел доводку своего рюка "из 90-х" путем изготовления рамы из водопроводных металлопластиковых труб, во внутрь трубы поставил высушенные ветки,для жесткости, дешево и сердито.

Rom1983 18-07-2013 21:28

quote: Originally posted by Клод:

Плоские латы изгибаются(иногда используют и изогнутые), пружинят под нагрузкой


quote: Originally posted by korvettenkapitan:

Спина жесткая.

ну как бы зависит от исполнения, видимо... но трубка на изгиб точно жестче пластины, и ее так же можно выгнуть по форме спины (предварительно заполнив песком и заткнув концы - чтобы сохранить круглое сечение в месте изгиба, потом, конечно, песок высыпать)))

Клод 18-07-2013 23:19

quote: Originally posted by Sam99:

Товарищъ произвел доводку своего рюка "из 90-х" путем изготовления рамы из водопроводных металлопластиковых труб,


Видел раму для рюкзака сваренную из ПП труб. Тоже очень ничего.

Охотник, отправляясь на промысел, обязательно берет ружье, оборудование, снаряжение, продукты, ряд нужных приспособлений. Для переноски всех этих предметов обязательно потребуется вместительный охотничий рюкзак. Такие изделия могут напоминать туристические, но они имеют ряд особенностей.

Виды рюкзаков

Все сумки, рюкзаки для охоты, туризма и рыбалки подразделяются по размеру, внутреннему объему. Классификация включает небольшие (рюкзаки «одного дня»), средние, большие изделия.

Малые вещмешки

Такие товары очень популярны у охотников. Их цена невысока, вместительности вполне хватает для одного похода. Обычно такие заплечные сумки имеют объем до 20 литров, отлично подходят для путешествия на небольшие расстояния, похода без ночевки, туристического выезда. В рюкзак для охоты вместится сменная одежда, вода, еда, средства гигиены, лекарства. Что касается материала, то есть модели брезентовые, с каркасом, подвесками, третьи - напоминают армейские вещмешки.

Модели среднего размера

Такие изделия имеют объем 25-60 литров, применяются для походов на более дальние расстояния. Они прочные, легкие, удобные в ношении, идеальны для поимки водоплавающей птицы, боровой дичи. В такой рюкзак войдет добыча, вещи охотника - одежда, термос, теплые вещи, капканы.

Большие модели

У профессионалов самые ходовые модели имеют внушительные габариты. Их внутренний объем - от 70 литров, туда поместится даже палатка, потому можно идти на промысел с ночевкой. Те же мешки применяются при заездах на охотничьи базы.

К минусам большого рюкзака можно отнести его серьезный вес при наполненности. При походе придется часто делать привалы, ведь нагрузка на спину будет значительной. По отзывам, лучшие модели имеют легкий анатомический каркас, такая конструкция облегчает ношение сумки.

Важно! При выборе стоит обратить внимание на систему подвески – плечевые лямки, ремни на груди, поясе, лямки для подгона модели. Все они должны регулироваться, чтобы рюкзак был удобен, не мешал при ходьбе, стрельбе.

Разновидности современных рюкзаков

Рыболовные, охотничьи переноски можно покупать в любых магазинах товаров для охоты – там представлен огромный выбор моделей. По конструкции они бывают стандартными, мягкими, каркасными, комбинированными.

Стандартные модели

Это наиболее недорогие станковые модели, напоминающие обычный военный вещевой мешок, но оснащенный укрепляющей железной рамой, прочными регулируемыми лямками (подвесом). Размер может быть любым, но большие модели из-за толстой металлической рамы выбирать не рекомендуется, они очень тяжелые. К минусам данной модификации рюкзаков следует отнести низкую эргономичность, высокую нагрузку на поясницу, спину.

Модели с учетом анатомических особенностей

Такие рюкзаки «ортопедические» - они мягкие, не сдавливают мышцы, позвоночник. Они похожи на прочные рюкзаки для туристов, имеют опоры для спины, лямки, пояс. Вес их минимален, надежность высока. Минус - риск повреждения хрупких предметов внутри сумки.

Каркасные конструкции

Разница между подобной переноской и стандартной моделью - в отсутствии рамы, наличии особых пластиковых пластин. То есть вес будет ниже, при этом все вещи внутри переноски будут надежно защищены от повреждений. Прочные пластины прилегают к спине, чем делают ношение рюкзака комфортным. Некоторые модели вместо пластика имеют вставки поролона, что еще больше облегчает их ношение.

Каркас рюкзака может иметь иную конструкцию. Все они делятся на такие виды:

  • внутренние и наружные;
  • сложные и простые;
  • с анатомическим профилированием,
  • без профилирования.

Наружные каркасы делают из пластиковых трубок, внутренние - из пластин. В зависимости от их количества, длины, ширины каркас может быть самым простым и усовершенствованным (сложным).

Рюкзак со стулом

Тем, кому на охоте приходится далеко идти, длительно выжидать, либо параллельно ходить на рыбалку, лучше выбрать комбинированную модель переноски. Существуют рюкзаки с чехлом для оружия, где можно удачно расположить ружье, но более популярны изделия со стулом. На такой стульчик можно в любой момент сесть, отдохнуть. Его конструкция удобна, потому он стоит даже на неровном основании. Правда, вес таких изделий внушителен и при заказе или покупке нужно учитывать собственные силы.

Критерии выбора

Заказать и купить изделие можно в интернет-магазине с доставкой, либо выбрать вещь вживую, примеряя. В любом случае, нужно учесть ряд важных параметров:

  1. Материал. Качество полотна, фурнитуры играет большую роль, низкокачественные рюкзаки быстро выходят из строя.
  2. Функциональность. При покупке надо в индивидуальном порядке определить, какие именно функции требуются охотнику (наличие кармашков, стула, количество отделов).
  3. Вес. Чем легче рюкзак, тем проще будет его носить.
  4. Вместительность. Она измеряется в литрах, напрямую обуславливает возможности переноски вещей в данном изделии.
  5. Силовая нагрузка. Большинство современных рюкзаков выполнено по особым лекалам, имеют такую конструкцию, которая не оказывает отрицательного влияния на позвоночник.

Рюкзак своими руками

Большинство хороших рюкзаков импортного, российского производства имеют высокую цену. Если представленные в магазине варианты не подошли, можно соорудить сумку своими руками. Нужно только найти выкройку в интернете, подобрать нужный материал, нитки, фурнитуру. Многие шьют рюкзаки из брезента, но лучше взять капроновый авизент - искусственный материал, который не дубеет, не замерзает, не набухает.

Расцветка не должна быть яркой - лучше купить ткань под «армию» - защитного цвета, в стиле милитари, камышовую, «буран». Подойдет также парашютная ткань, лишь бы она не была шуршащей, слишком жесткой, при этом являлась водостойкой, огнеупорной (желательно). Кусок еще более плотного материала следует купить для низа (основания), либо сделать его двойным. Для боковых кармашков применяют эластичный капрон, чтобы из него можно было без лишних звуков, движений доставать нужные предметы. Из прочного капрона также выполняют пояс, ремешки, крепления. Можно взять уже готовые ремни безопасности авто.

  • пояс - 10 мм толщиной, до 25 см шириной;
  • пряжка - крепкая, легко расстегивается любой рукой, без лишних временных затрат;
  • грузовая опора для снижения нагрузки на спину - из пенополиэтилена, обшитого тканью;
  • внутренняя часть - из хлопка (во избежание скольжения);
  • молнии, заклепки, кнопки - прочные, из надежного металла;
  • дно - из кожи, можно также применить пластиковую вставку.

Обратите внимание! Экономить на фурнитуре не нужно, иначе изделие быстро выйдет из строя. Для продления срока службы также рекомендуется проложить внутренние швы киперной лентой, чтобы снизить риск распускания ниток. Можно снизу изделия выполнить еще один большой карман, куда кладут часть вещей – так их не нужно будет искать на самом дне, доставать станет намного удобнее. Для пошива станкового рюкзака дополнительно нужно купить раму из алюминия, пластика, легкого сплава.

После подготовки всех составляющих, раскроя деталей приступают к пошиву. Отдельные детали сшивают на машинке, нередко требуется ручная строчка, применение саморезов, шила.

Что лежит в рюкзаке – наполнение

Обычно бывалые охотники и так отлично знают, что положить в рюкзак. Новичкам следует заранее составить перечень, подготовить наполнение - предметы, которые могут пригодиться на охоте. Оружие, снаряжение - основные составляющие, при этом конкретный выбор зависит от типа охоты, сезона. По погоде подбирается одежда (запасной комплект). Обычно берут с собой теплые вещи, особенно, когда планируется оставаться с ночевкой или до позднего вечера.

Дополнительно можно взять:

  • мыло, полотенце (или влажные салфетки);
  • документы - личные, на ружье, лицензию;
  • деньги;
  • еду, напитки (хлеб, чай, консервы, воду);
  • посуду (если нужно, котелок, кружку, чашку, ложку из металла);
  • аптечку с лекарствами первой помощи.

Тяжелые предметы обычно размещают внизу рюкзака, хрупкие - подальше от спины, сверху. Вещи первой необходимости надо положить в кармашки. Привязывать к рюкзаку снаряжение не рекомендуется, оно будет мешать при ходьбе. Если иного варианта нет, предметы следует плотно примотать, обернуть пленкой от дождя.

Правильное ношение рюкзака

При ношении сумки нужно следить, чтобы место крепления лямок было на середине лопаток, а широкий участок распределял нагрузку равномерно по спине. Рюкзак не должен съезжать вниз или находиться высоко, качаться в стороны. Также недопустимо, чтобы нагрузка на одну сторону была больше, чем на вторую - это вызывает проблемы с шеей.

Обзор популярных марок

В рейтинге лучших рюкзаков есть изделия производства России, Европы, реализуются даже китайские модели неплохого качества. Примером небольшой хорошей охотничьей сумки можно назвать модель Тактика 32 от Hunterman на 32 литра. Вообще, производители стараются объединить эргономичность, удобство, вместительность и высокое качество ткани. Ниже приведен обзор трех самых покупаемых рюкзаков.

Remington

Эта марка делает высококачественные рюкзаки, реализуя их по умеренной стоимости. Есть разные модели, с неодинаковым объемом, функционалом. Из небольших рюкзаков часто покупается модель Saddle Hunting (25 литров), имеющая прочные металлические вставки, камуфляжную расцветку.

Шанс

Рюкзаки Шанс делают из специального материала Оксфорда 600D, не реагирующего на влагу. Они имеют множество кармашков, разные объемы - от 30 литров. Ремни выполняются из кожи, заклепки - из металла, вверху есть ручка для подвешивания сумки.

MBE

Данная марка (Россия) реализует высококачественные изделия из материала Оксфорд. Большинство изделий бескаркасные, легкие, охотнику будет комфортно даже с рюкзаком на 60 литров и больше.

Выбирая рюкзак, нужно ориентироваться на собственные потребности, цену и качество. В этом случае он будет служить много лет и станет верным помощником на охоте.

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: И. Хныкин. Станковый рюкзак. Ветер странствий. Альманах, выпуск 13. «Физкультура и спорт». Москва, 1978 г.

В последние годы за плечами у туристов все чаще можно видеть станковый рюкзак. Несколько моделей появилось в продаже, еще больше самодельных конструкций. Мнения и суждения о достоинствах или недостатках этих рюкзаков по сравнению с традиционными разноречивы. В периодической печати неоднократно помещались материалы о станковых рюкзаках, в основном описательного характера. Однако анализ конструкций, выявление их особенностей, какая-либо аргументированная рекомендация по станковым рюкзакам должного освещения пока не получали.

Публикуя в порядке обсуждения данный материал, редакция считает, что затронутая проблема достаточно злободневна и подробный разбор ее поможет туристам выбрать правильную позицию в оценке станкового рюкзака. Кроме того, обсуждение темы могло бы оказать существенную помощь и предприятиям, выпускающим эту продукцию, и авторам самоделок - в улучшении станкового рюкзака.

В арсенале любого туриста рюкзак – самый необходимый предмет снаряжения. Однако в конструкции рюкзака заключены противоречия между его целью (максимальная вместимость) и средством ее достижения (максимальное удобство при передаче нагрузки на плечи).

Многовековой опыт по переноске тяжестей за спиной подсказал, что наиболее рационально такое положение груза, когда его центр тяжести расположен ближе к спине в районе лопаток. При подобном положении центра тяжести рюкзака будет минимальным плечо опрокидывающего момента, а значит, и величина самого момента, вызываемого рюкзаком, и как следствие – меньше напряжение мышц, удерживающих рюкзак. Меньшим будет и угол вынужденного наклона человека с грузом за спиной – наклона, вызываемого необходимостью ввести суммарную равнодействующую весов человека и рюкзака в пределы площадки опоры (рис. 1).

Существующие инструкции рекомендуют обеспечивать нужное положение центра тяжести путем рационального размещения отдельных предметов внутри рюкзака. Однако эта работа сложная, требующая опыта, времени, «свободы маневра» (последнее в условиях тесной палатки, в непогоду становится проблемой), а результаты ее незначительны. Гораздо эффективнее в целях сохранения объема и вместимости придать рюкзаку определенную форму, уменьшив его толщину при одновременном увеличении высоты. В этом случае центр тяжести рюкзака располагается надлежащим образом (см. рис. 1).

К сожалению, рюкзак традиционной конструкции (мягкий мешок), даже в лучших своих образцах (абалаковский или яровский), плохо поддается «формованию» в нужных направлениях. Высота в большинстве случаев ограничена точкой крепления лямок, попытка нарастить рюкзак требует усиления узла крепления. Остается проблемой и рациональная укладка. Все эти противоречия успешнее разрешаются в станковых рюкзаках.

Одним из первых в нашей стране появился рюкзак с внутренним прутковым каркасом передней стенки (рюкзак системы С. Н. Парфенова). Но такие системы я бы не считал «станковыми»: хотя металлический каркасик, повторяющий форму передней стенки рюкзака, и «ужесточает» ее, она по-прежнему несет в себе недостатки обычного мягкого, ибо сохраняются его форма и размеры, а за счет каркасика увеличивается и вес. Поэтому подобные конструкции вызвали негативную реакцию туристов и надолго определили их отрицательное отношение к станковым рюкзакам вообще.

Условимся, что под «станковым рюкзаком» мы будем понимать такую систему для переноски груза за спиной, которая состоит из двух самостоятельных элементов: жесткого станка с лямками и опорным поясом и мягких емкостей для груза, крепящихся к станку. Эта система позволяет упростить процесс укладки и избежать неудобств от непосредственного давления содержимого рюкзака на спину. Укладка ускоряется и за счет «устойчивости» системы при ее загрузке. Вес рюкзака фиксируется станком и через пояс и лямки рационально распределяется на плечи и поясницу, вызывая минимальное мышечное напряжение.

Станковый рюкзак (рис. 2) позволяет уменьшить толщину емкостей до 200 мм и увеличить их высоту до 800 –1000 мм, что при оптимальной ширине 450 мм сохраняет полезный объем в 75– 90 дм 3 . Плечо опрокидывающего момента сводится к минимуму (100–120 мм). Это, на мой взгляд, главное и реально ощутимое достоинство станкового рюкзака. К сожалению, не во всех моделях это его свойство выявлено достаточно полно. Почти все станковые рюкзаки, и промышленного производства и самоделки, имеют суммарную высоту емкостей порядка 600 мм, зато толщину (в набитом состоянии) до 450 500 мм. Иными словами, основное достоинство системы используется плохо, что дискредитирует и саму идею.


Материал станка . В подавляющем большинстве конструкций станок выполнен из дюралюминиевых трубок. Оптимальным я бы считал диаметр 20–22 мм при толщине стенок 1–2 мм. Подобная трубка обеспечивает достаточную прочность и жесткость станка, удобство крепежа к ней емкостей и других деталей, «ухватистость» в руке. «Поставщиком» материала для самодельного станка может служить каркас старой кровати-раскладушки. Узлы и стыки элементов станка можно выполнить на накладках и трубчатых вставках с крепежом винтами МЗ. Отгибы надо брать готовыми из «колен» той же раскладушки.

Геометрия станка . Опыт многолетнего конструирования и эксплуатации станковых рюкзаков позволяет мне рекомендовать замкнутую систему, состоящую из двух прямых стоек, сходящихся кверху под небольшим углом и объединенных: сверху – общей вертикальной дугой, в средней части – горизонтальной, чуть вытянутой назад распоркой, к которой крепятся верхние концы лямок, и внизу – также общей горизонтальной дугой (возможен треугольный или П-образный элемент); эта часть служит своеобразной подставкой станку и поддерживает емкости снизу. В нижней части стойки стянуты матерчатым поясом шириной 200 – 250 мм, натяжение которого регулируется шнуровкой; поясом станок опирается на поясницу. В нижних отгибах стоек, в сквозных отверстиях, вдеты прямоугольные «колечки» из 1,5–2-миллиметровой стальной проволоки для крепления нижних концов лямок. Всякие добавочные распорки, вертикальные прутки между ними, лишние опорные пояса только усложняют и утяжеляют станок, а торчащие концы каркаса и распорки на уровне головы и шеи служат потенциальными источниками травм. А вот отсутствие верхней дуги на некоторых моделях исключает их подвеску и ограничивает удобство работы с рюкзаком.

В отличие от большинства существующих станков с параллельными стойками, рекомендуемое трапециевидное расположение стоек позволяет иметь на разных уровнях оптимальные расстояния между ними: внизу – 450–500 мм, что «держит» всю ширину емкости и не стесняет движений ног; у лопаток – 330–350 мм, что вместе с распоркой не дает емкостям «привалиться» к спине; на уровне головы – 250–270 мм, что вместе с дугой, располагаемой на 20–30 мм выше головы, исключает травмы при толчках и падениях. При изготовлении станка самим все размеры обязательно уточняются по конкретней фигуре. При промышленном производстве можно предложить освоить станки с изменяемой геометрией (хотя бы регулируемую по высоте среднюю распорку) или станки двух-трёх размеров. Вес станка-самоделки около 700 г. В заводских условиях реален станок (весом 400 – 500 г.

Лямки. Лямки из матерчатых «колбасок» с поролоновой набивкой легки, но при больших нагрузках могут вытягиваться жгутом и резать плечо, а при отрицательных температурах поролон теряет крутость. Войлочные 15 – 20 миллиметровые подкладки предпочтительнее, хотя и тяжелее. И те и другие гигроскопичны. На мой взгляд, лучшим материалом для лямок будет тканый (желательно из синтетики) ремень шириной 40–45 мм (например, от подвесной системы парашюта) с подшивкой тонкого (3–5 мм) войлока чуть большей ширины. Такая лямка хорошо передает нагрузку всей шириной, довольно прочная, в меру мягкая и хорошо шьется.

Оба верхних конца лямок пришивают к одной косынке (синтетика) шириной 150–200 мм и длиной, достаточной чтобы обернуть ею середину распорки станка и скрепить кнопками (турникетными) или шнуровкой. Нижние концы лямок более узкие и выполняются из капроновых лент (20–25 мм); они должны допускать регулировку их по длине (любым способом) и крепиться к колечкам нижних отгибов станка. «Съемность» лямок упрощает их изготовление и ремонт, допускает отдельное использование. Для удобства надевания рюкзака лямка (обычно правая) делается разъемной (колечко в верхней части и защелка-карабин в нижней).


Емкости. Для удобства размещения вещей емкость желательно разделить по высоте на две камеры. В существующих моделях это сделано путем выделения нижней, меньшей, части в самостоятельную камеру. Но при таком решении доступ в нижнюю камеру затруднен, пользоваться горизонтальной щелью, обрамленной зубчиками «молнии», неудобно, а вариант доступа через верхнюю камеру лишает смысла саму идею подобного разделения. Удобнее, по-моему, перенести линию раздела выше. Тогда верхняя (меньшая) камера может быть откидной (лучше всего назад) и служить своеобразным клапаном для нижней; при этом доступ в каждую их них прост и независим.

Каждая камера снабжена самостоятельной горловиной с завязками. Формование емкости обеспечивается, кроме всего, внутренними завязками в вертикальной осевой плоскости емкости, а также притягиванием емкостей к станку стропами. Желательны два боковых кармана (при большой высоте основной емкости карманов может быть и 4, по 2 с каждой стороны). Карманы и камера-клапан служат для предметов первой необходимости, что позволяет дольше не распаковывать основную емкость. Карманы, заходя по ширине за стойки каркаса, служат дополнительным упором от приваливания емкостей к спине. Клапаны карманов и откидная камера-клапан пристегиваются кнопками-турникетами или капроновыми молниями (что надежнее от проникания снега). Деление емкости на три части можно осуществить, приподняв основную двухкамерную емкость уже описанной конструкции выше по станку и поместив третью емкость в виде отдельного тючка в образовавшийся зазор между каркасом и основной емкостью.

Крепление емкостей к станку. Я бы рекомендовал «пришнуровку» основной емкости к станку капроновой лентой (стропой), обматывая ее спирально вокруг трубок.

В этих целях на стенке и дне емкости должны быть пристрочены «пунктирно» ленты, образующие петли. Такой способ допускает быструю замену крепежной ленты при ремонтах и полное отделение станка при необходимости его использования для переноса отдельных крупногабаритных грузов. Кроме того, шнуровка препятствует перемещению верхнего узла крепления лямок по распорке и опорного пояса вверх по трубкам станка.

В станковом рюкзаке, в отличие от мягкого, отпадает надобность в большой прочности ткани, ибо нагрузка рассредоточена по контуру емкости, следовательно, уменьшена по величине. Материалом емкости может служить легкая синтетическая ткань (парашютная, болонья). Для надежности швы емкости можно обшить лентой, образовав «силовой» каркас. Вес такой емкости можно снизить до 300 г, что частично компенсирует вес станка. Распространенное в существующих моделях крепление емкости шпильками через люверсы в отбортовке сложнее, а в кустарных условиях трудновыполнимо. Большая высота станка (до 1000 мм) позволяет при незначительных доработках закреплять снаружи такие «трудные» грузы, как пила, ледоруб, лыжи, ружье, а также крепить дополнительный груз сверх емкостей.

Станковый рюкзак обладает еще одним достоинством. Его конструкция, в отличие от обычных, представляет более широкое поле деятельности для модернизации. Существует возможность отработать новые его модели, в том числе и более узкого, целевого (по видам туризма) назначения, а также вносить в конструкцию другие улучшения, продиктованные вкусом и привычками авторов или другими конкретными задачами.

Станковый рюкзак, изготовленный своими руками с учетом настоящих рекомендаций, может оказаться доступным и предпочтительным для широких масс туристов, чего не скажешь о покупных моделях (не говоря уже об их конструктивных недостатках). Надо только не забывать, что эксплуатация станкового рюкзака имеет свою специфику, которая состоит в приобретении навыков по его использованию, учитывающих более высокое расположение центра тяжести и общую высоту каркаса, а этот процесс требует внимания, терпения и времени. Особенно это важно для лыжных путешествий, где отсутствие необходимых навыков может привести к частым падениям на спусках.

Из всего сказанного с известной уверенностью можно заключить, что станковый рюкзак рациональной конструкции правомерно рекомендовать для пешего, горного и лыжного туризма. Для других видов использовать станковый рюкзак надо с осторожность; по крайней мере, у автора для этого нет необходимой информации.

Немного о перспективах. В промышленном освоении возможная конструкция из полимерных материалов с армированием (литье, штамповка). Такая технология могла бы дать станок принципиально новой формы – в виде сплошной фигурной спинки, легко трансформирующейся в грузовые нарты-саночки (рис. 3). Конечно, это лишь идеи, и говорить о них правомерно лишь в доказательство возможностей, заложенных и до сих пор не раскрытых в этой системе.

Для любого туриста в определенный момент времени встает вопрос выбора рюкзака. Здесь важную роль играют – функциональность, цена, качество, надежность, вместительность. Лучше пойти в поход с наполовину пустым рюкзаком, чем с маленьким, в который половина нужных вещей попросту не поместилась. Хороший рюкзак известной фирмы стоит дорого, не у всех есть возможность купить его. А покупая плохой рюкзак, вы рискуете выбросить деньги на ветер.

Ниже представлена возможность сэкономить деньги, не потеряв в качестве. Самодельный рюкзак! И не простой, а составной, т.е. состоящих из нескольких секций. Каждая секция может использоваться как в модуле с основными частями, так и по отдельности. Наш рюкзак будет состоять из основной части – мешка, двух боковых карманов, надстройки сверху и двух подвесных мешочков, прикрепляемых к поясу.

Объем главного отдела составляет 60 литров, что позволит поместить в него до 30 кг груза; верхняя часть занимает 30 литров и вмещает еще 10 кг, клапан 15 литров – 5 кг, боковые отсеки по 10 литров - еще 10 кг. Выходит вместимость нашего рюкзака ставит 55 кг, что будет очень кстати в долгом походе. Такой вес считается оптимальным для походного рюкзака. Максимально наполнен он будет только в начале похода. В ваших странствиях вы будете перекусывать, и вес будет уменьшаться. Важное внимание уделяется заплечным ремням, которые будут создавать нагрузку на плечи. Они должны быть широкими, чтобы не впиваться в кожу, и достаточно жесткими

Самодельный составной рюкзак:
1 - пояс, 2 – навесной карман, 3 - боковой отсек, 4 – основная часть, 5 - ручка, 6 - плечевой ремень, 7 - тубус, 8 - стяжка, 9 - клапан.
Внизу ремни крепятся к кольцам, пришитым к дну рюкзака. Грузовой пояс служит для равномерного распределения веса. Прилегающая к спине часть укреплена пенопластом, придающая рюкзаку жесткую форму. Такая конструкция позволяет размещать в рюкзаке габаритные вещи, которые не будут впиваться в спину.

Спереди рюкзака крепятся кольца, к которым можно крепить кружку и другие мелкие необходимые вещи. В нашивные карманы можно помещать фотокамеру и документы. Сверху рюкзака также есть ручки из двойной тесьмы для удобства транспортировки на привалах.

Для регулирования объема рюкзака существует боковая шнуровка. Однако при таком варианте рюкзак становится не монолитным, и вы с ним можете опрокинуться, взбираясь на гору. Чтобы исключить такую возможность, сделаны тубус и клапан.

Основная часть:
1 – ручка, 2 – боковые отсеки, 3 – крепления карманов, 4 – крепление заплечного ремня, 5 – ремень, 6 – петелька, 7 – усилительная полоса, 8 – каркас спины, 9 – стягивающий ремень, 10 – поясной ремень, 11 – дно, 12 –кольца, 13 – крепеж, 14 – фронтальная часть.

Клапан снабжен молнией, поэтому в него можно положить вещи, которые будут больше других использоваться в походе. Есть возможность регулировать положение клапана посредством ремней. Клапан съемный, его можно использовать отдельно от рюкзака в качестве сумочки. Боковые сегменты могут отсоединяться. Использовать их можно в качестве маленьких рюкзаков для небольших походов. К мешку они крепятся с помощью ремней и лент, пришитых по бокам основного мешка.

Современные рюкзаки изготавливаются из высокопрочных синтетических материалов. Они устойчивы к разным климатическим условиям. Наиболее лучшим вариантом будет использовать для изготовления рюкзака технический брезент. Более тонкие ткани будут рваться, быстро потеряют форму в походе. Однако из них можно делать дополнительные карманы рюкзака, не подверженные большим нагрузкам. Есть также вариант комбинирования.
Шнур для заплечных ремней изготавливается из капрона. В качестве фиксаторов используют металлические кольца. Молнии следует выбирать крупные, пластмассовые.

Сборка составного рюкзака.
Приступая к сборке, рекомендуется совершать такие действия: по бокам основного отдела нашить крепления для стяжек, к дну – кольца. Соединить все части рюкзака, закрепить стяжки. Пришить грузовой пояс, наплечные лямки, сделав их из нескольких слоев, и, в последнюю очередь, боковины основного мешка к дну. Закрепив все швы, пришить тубус и закрепить остальные части составного рюкзака.

Наши домашние хозяйки, особенно пожилые, давно и по достоинству оценили каталку - маленькую двухколесную тележку с прикрепленной к ее рамке сумкой, напоминающей по форме туристский рюкзак. Сколько различных покупок везут они на этих каталках, возвращаясь с базара или из магазина! Оказалось, что маленькая каталка, официальная грузоподъемность которой всего 20 кг, выдерживает 30, 40 и более килограммов!

Каталку быстро взяли на вооружение туристы, в первую очередь байдарочники. Именно на нее с их спин перекочевали огромные тюки с упакованными разборными лодками. За городом, на биваке, тележка облегчает хозработы, например доставку воды и дров к лагерной кухне.

А почему бы не скинуть с плеч тяжелый рюкзак да не поставить его на колеса? Сейчас трудно сказать, кому из туристов первому пришла в голову такая мысль - отказаться от древнейшего способа переноски тяжестей - «на собственном горбу». Да это и неважно. К нам в редакцию отличную конструкцию одноколесной тележки для туристского рюкзака прислал из Уфы неугомонный самодельщик - В. В. Петровский, которого читатели знают как автора многочисленных микромотоциклов и участника смотров-конкурсов самодельной автомототехники. Виталий Васильевич превратил двухколесную каталку в одноколесное транспортное средство, благодаря чему намного улучшилась ее проходимость и маневренность, сократился вес.

Общий вид каталки «Турист» показан на рисунке 1; схема в двух проекциях - на рисунке 2. Колесо размером 12X2 1/2 взято от детского самоката, вилка - от самоката или велосипеда. Если готовую вилку достать не удастся, ее делают из тонкостенной стальной трубки Ø 20 мм, изогнув по чертежу или сварив из трех дет шей. Для того чтобы согнуть трубку, ее надо туго набить хорошо просушенным песком, а концы закрыть деревянными пробками. Затем на горне или в пламени сильной паяльной лампы разогреть трубу до ярко-красного каления и гнуть на металлической оправке соответствующего диаметра.

К вилке приваривается дышло из стальной труби наружным Ø 30 мм, имеющее две поперечины из стального уголка для крепления грузовой платформы, откидную подставку и рукоять. Дышло можно сделать складным (ломающимся или телескопическим), тогда каталка в разобранном виде сможет поместиться в рюкзаке. Грузовая платформа изготавливается из фанеры толщиной 5-6 мм и крепится к поперечинам болтами М3. В зависимости от типа имеющегося рюкзака целесообразно приклепать к грузовой платформе ушки или кольца для быстрой «швартовки» его при погрузке. Следует иметь в виду, что рюкзак при перевозке на описанной каталке должен быть плотно набит и туго привязан к платформе, в противном случае устойчивость всей системы ухудшается и перевозка становится утомительной.

ОТ РЕДАКЦИИ:

По нашему мнению, конструкция каталки, предложенная В. В. Петровским, открывает широкие возможности «перевода на колесо» различных грузов, которые туристы до сих пор носят на спине. Так, например, много удобнее в эксплуатации может стать недавно поступивший в продажу новый станковый рюкзак «Ермак», если снабдитъ его легкосъемными колесами и т. п.

Редакция надеемся, что туристы поделятся на страницах журнала своим опытом создания различного инвентаря и снаряжения: лодок, байдарок, палаток, спальных мешков, рюкзаков, костровых приспособлений.

В последнее время все популярнее становится автомототуризм. Большой интерес представляют в связи с этим различные прицепы к легковым автомобилям, крышевые и мотоциклетные багажники, спальное комплексы.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх