Где находится европа и азия. Россия - это Европа или Азия? Где проходит граница между двумя частями света на карте России? Почему трудно определить границы Азии и Европы

Определение границы, проходящей между Европой и Азией, было целью исследователей ещё в древние времена. Однако, ни одна из попыток ее установить не могла быть успешной, поскольку все представления о географическом начертании Евразии строились на догадках.

Граница между Европой и Азией волновала умы географов всего мира, однако основные географические исследования проводились греками:

Помимо греков, значительный вклад в изучение границы внесли римские географы:

  • Географ Страбон предложил деление материка на три части вместо двух -Азию, Европу и Ливию. Предпочитал в качестве границ использовать реки Танаис и Нил.
  • Географ Помпоний Мела изменил название Ливия на Африка, а границу отмечал по Меотиде и Танаису.
  • Учёный Плиний Старший отмечал, что разделением должны служить Меотида, Керченский пролив и Кавказ.
  • Историк VI в. н. э. Иордан, опережая утверждения ученых нового времени заявлял, что Уральский хребет - природная граница, разделяющая части света меридионально.

Вследствие разрастания границ Московского княжества на восток, разделение частей света стало связано с восточными окраинами Московии.

Граница между Европой и Азией обозначалась по Птолемею вплоть до XVII века. Упоминания о Доне, как о естественной границе, разделяющей части света, можно встретить и в русских источниках, например, в изданиях «Космографии», которые выходили до 1688 г. Последним ученым, который в своих научных трудах опирался на версию границы по реке Дон был М. В. Ломоносов.

В конце XVI века, по мере изучения более дальних территорий, географы уточнили северный участок границы, который прежде не затрагивали из-за плохой изученности здешних территорий. При этом, по мнению географов этого времени, граница, проведенная Птолемеем, продолжала быть единственно верной.

Представления ученых древности о границе между частями света базировались на догадках. Например, тот же Птолемей никогда не был на Дону или Кавказе, а также других ориентирах, выбранных для обозначения границы. В научном плане интерес представляют только навигационные карты, в которых достоверно указаны данные и ориентиры. Остальное же остается лишь догадками и ценности не несет.

Как проводили границу между Европой и Азией в XVIII-XIX веках?

В начале XVIII века, по мере накопления знаний о дальних территориях, учёные начинали ставить под сомнение классическое мнение о реке Дон в качестве природной границы. При этом одновременно существует несколько вариаций нанесения границы.

По Оби производили деление восточной границы:

  • Французский картограф Г. Делиль.
  • Немец Адам Олеарий.
  • Русский путешественник И. И. Тауберт.
  • Немецкий географ Иоганн Гюбнер.

По Енисею:

В середине XVII века известный географ В. Н. Татищев утверждал, что начертание границы по Дону стало распространено только потому, что Птолемей не обладал информацией о Уральском хребте. Разделение Делиля, по реке Обь, и вовсе считал неверным, по причине отсутствия каких-либо природных признаков и утверждал, что сделано оно было наугад.

Татищев считал единственно правильным такой вариант отметки границы:

  • От Узости Вейгачь (пролив Югорский Шар).
  • По Уральским горам.
  • По руслу реки Яик (Урал).
  • Через Каспий.
  • Устье реки Дон.
  • Далее Азовское море.
  • И Черное море.
  • Заканчивая Константинополем.

Причины, по которым Татищев считал Уральский хребет за основу границы, делящую Евразию:

  • Уральский хребет - водораздельный.
  • Реки, расположенные на разных склонах хребта, отличаются между собой характером потока и видами рыб, которые здесь водятся.
  • Отличается природа. На Западной стороне растут дубы и орешник, а в Сибири кедры в большом количестве.

Доводы, приведенные Татищевым, выглядят вполне убедительно и его точку зрения поддерживали многие его современники, среди них Полунин, Фальк, Плещеев. Однако в большом количестве географической литературы, вплоть до середины ХХ века можно увидеть утверждение, что первым провел границу по Уральскому хребту Страленберг.

Эта путаница возникла вследствие того, что рукопись Татищева была опубликована А.И. Андреевым только в 1951 г.

Очень убедительно в пользу этого разграничения высказывался Г. Е. Щуровский. В своём труде он привел еще больше природных причин, подтверждающих верность теории Татищева. Он обращал внимание на то, что хребет направлен с севера на юг, почти прямо, начиная от Новой Земли и вплоть до Аральского моря.

И называл в большом количестве деревья, произрастающие только на одной из сторон хребта. Это же разделение было описано и в учебниках географии. В истории географии имелось множество отличных от этой версии мнений.

Между тем, такой способ утверждения границы Азии и Европы был признан большинством ученых. Однако, оставался открытым вопрос уточнения границы южнее Златоуста и Миаса.

П. С. Паллас отмечал границу следующим образом:

  • от середины реки Урал;
  • через южную сторону Общего Сырта;
  • по Волге;
  • через долину Ергень;
  • заканчивая руслом реки Маныч.

И. Ф. Гакман и С. И. Плещеев в своих учебниках, отмечали границу этого отрезка рекой Эмба.

В попытке разрешить этот вопрос географ П. Гуру провел исследование, в результате которого количество сомнений только увеличилось. По его мнению, Кавказ и Урал не являются природными разграничениями, также не обозначал он и видимых границ южнее от Уральского хребта.

Гуру считал, что Европа - это азиатский полуостров и не является самостоятельной частью света. И хоть северная часть материка сильно отличается, все же границы неопределенны и условны.

Идею одного материка - Евразии, поддерживали У. Паркер и А. Гумбольт. Паркер предлагал разделение материка по границам одной или нескольких стран.

Официальное политическое определение границы Европы и Азии в настоящее время

Граница между Европой и Азией порождала огромное количество споров и впоследствии часть ученых пришла к мнению, что ее не существует. А Гумбольт и Д. И. Менделеев заявляли, что граница - это лишь выдумка и Европа является частью Азии. Однако в 1959 г. споры о положении границы возобновились. Этому способствовало внесение границы в школьную программу.

Необходимо было привести все учебные материалы и справочники к одной информации, поскольку к этому времени информация о территории относящейся к Европе и Азии разнилась, а составление карт вызывало затруднение. Кроме того, с расчетом азиатской и европейской территорий СССР также возникали проблемы. Было непонятно куда отнести Кавказский хребет.

В процессе обсуждения Всесоюзного географического общества стало ясно, что точную границу найти невозможно, из-за отсутствия контрастного перехода в природной среде Европы и Азии.

Погода, почвы, растительный мир - всё схоже. По этой причине единственным природным рубежом оставались геологические особенности строения земли. За эти границы и принимают Уральский и Кавказский хребты. Самым подходящим вариантом были именно водоразделы Кавказа и Урала.

Это разделение делило Урал на 2 части. Южный склон Кавказа- доставался Азии, а северный - Европе. Но очень скоро выяснилось, что против такого разделения были картографы.

Теперь составляя карты, они были вынуждены показывать половину Урала на карте Европы и также на карте Азии. Тоже самое происходило и с Кавказом, который при составлении карты делился на две части, при том, что сам являлся целостным.

Результатом этого стало изменение решения по данному вопросу. Решили, что каждая из горных систем должна относиться к одному из материков. Основываясь на том, к какой из частей света они относятся исторически.

  • по подножию Уральского хребта и Мугоджар;
  • дальше по реке Эмбе;
  • после этого северный берег Каспийского моря;
  • через Кумо-Манычскую впадину;
  • и наконец к Керченскому проливу.

Протянулась эта граница на 5511 км, большая часть из которых - 1 тыс. км простирается по Уральскому хребту и берегу Каспия - 900 км.

Такой вариант начертания границы моментально вызвал множество вопросов, вот некоторые из них:

За время поиска истинной границы, разделяющей материк Евразия на две самостоятельные части света, исследователи использовали различного рода рубежи:

  • Гидрологические (русла крупных рек).
  • Культурологические (этнографические, исторические и другие).
  • Административно-политические.
  • Ландшафтно-орографические (оси главных хребтов).

В. И. Прокаев высказал мнение о недопустимости использования регионов для проведения границы и предложил свой вариант границы по географическим признакам:

  • начиная от водораздела Урала;
  • далее по реке Урал;
  • вплоть до водораздела Кавказа;
  • и наконец, Керченский пролив.

В это же время Э. М. Мурзаев предложил 2 варианта начертания границы, один из которых по политико-административным рубежам. Вариант обозначения границы по границам государств удобен для подсчета статистики, но является временной мерой, поскольку границы могут смещаться.

Таким образом, большинство ученых пришли к заключению, что проведение границы по природным рубежам наиболее удобно. Основными природными границами являются Уральские горы и Кавказ.

Экспедиции по уточнению евразийской границы

В 2010 г. была собрана экспедиция в Казахстан. Задачей данного похода была поправка границы, разделяющей Азию и Европу.

Для достоверного обозначения прохождения границы ученые провели анализ большого количества научных работ, которые посвящены Уралу. В результате было принято решения пользоваться ландшафтным определением границ. Больше 18 тыс. км было пройдено, все национальные парки и заповедники изучены, важнейшие вершины осмотрены.

Вся эта работа проведена с целью уточнения границы. Согласно мнению ученых, главным ориентиром для начертания границы является Уральский хребет. В свою очередь река Урал не может быть границей, поскольку имеет одинаковую растительность на берегах. Так же дела обстоят и с рекой Эмба.


хребет Пай-Хой

В результате учеными было предложено границу проводить по восточной подошве хребта Пай-Хой на полуострове Югорском, после этого по Уралу и горе Бактыбай. Точка зрения ученых, участвующих в экспедиции, так и не была изучена Международным союзом географии.

Где проходит граница Европы и Азии на картах мира, России и Урала.

Граница между Европой и Азией проведенная на картах России, берет своё начало от восточного подножия Уральского хребта и Мугоджар, пролегает по руслу реки Эмбе, после этого по северному побережью Каспийского моря, через Кумо-Манычскую долину к Керченскому проливу.

На картах мира граница имеет протяженность значительно больше и за Керченским проливом следует Черное море, после этого пролив Босфор, далее через него граница подходит к Мраморному морю, проливу Дарданеллы, морю Средиземному и Гибралтарскому проливу.

Исторические обелиски на границе Европы и Азии

Граница между Европой и Азией протянулась на тысячи километров, и стала уже традицией устанавливать обелиски, чтобы её обозначить. Часть этих сооружений стоит точно на географическом рубеже двух частей света. Другие же сдвинуты в угоду тем, кто их поставил. Одни сооружены как «официальные», другие установлены любителями или приурочены к какому-либо событию.

В России установлено 61 сооружение в разных регионах, которые затрагивает граница. Два обелиска стоят в Казахстане и один в Турции. Большая часть - 11 обелиска размещены в Свердловской области, остальные размещены в других регионах.

Местонахождение Количество обелисков Наиболее интересный обелиск в регионе
В России
Свердловская обл. 11 На горе Березовой
Пермский край 1 На трассе Качканар-Чусовой
Челябинская обл. 9 Около станции Уржумка
Башкирия 1 На реке Урал
Оренбургская обл. 1 На белом мосту
Ханты-Мансийский АО 1 На Приполярном Урале
Ямало-Ненецкий АО 1 Самое Восточное место Европы
Ненецкий АО 1 Пролив Югорский Шар
Республика Коми 1 У истока реки Печоры
Ставропольский край 1 В Нефтекумске
Ростовская обл. 1 В Ростове-на-Дону
За пределами России
Казахстан 1 В Уральске
Турция 1 Мост мучеников 15 июля в Стамбуле

Самые значимые обелиски:


Интересные факты о границе Европы и Азии

В монографии, написанной сотрудниками Института РАН, говорится, что Евразия - сложный, но при этом единый по структуре материк. Каким бы образом границу между частями света не проводили, по историческим или географическим данным, по разломам, политическим или этнографическим показателям, граница будет условной.

При этом совершенно очевидно, что линия раздела идёт по главным водоразделам Кавказу и Уралу. Если за достоверную границу брать хребты Урала и Кавказа, то наивысшей точкой Европы правильно считать Эльбрус, а не Монблан.

Мимо первого из обелисков, разместившихся на границе Европы и Азии, проходил Сибирский тракт. Здесь проезжали многие известные люди и здесь же проходили каторжники, которые шли в Сибирь.

В. Н. Татищев провел границу, достоверность которой была поддержана его соотечественниками. Однако больше 100 лет в географической литературе эта заслуга присуждалась Страленбергу. Причиной послужило то, что его работа не была опубликована.

Граница Клавдия Птолемея считалась достоверной около 150 лет.

Прошло 180 лет с тех пор, как путешественник А. Гумбольт заявил, что граница - это не более чем выдумка, и между Европой и Азией её не существует. Позже многие учёные поддерживая эту мысль говорили, что вопрос не заслуживает внимания и научной проблемой не является.

Однако, в настоящий момент, граница вновь имеет обозначение и можно предположить, что еще не раз сдвинется в каком-либо из направлений.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео про границу Европы и Азии

Где проходит граница между Европой и Азией:

И мне предстоит побывать в двух городах (Оренбург и Екатеринбург), которые, в частности, позиционируют себя как города находящиеся на границе Европы и Азии. Так ли это на самом деле?

Постановка вопроса. Границу между Европой и Азией начали проводить еще древние греки, которые, как известно, сами и изобрели эти псевдо-географические понятия. Вот уже 2,5 тысячелетия народы, относящие себя к цивилизации, где ценятся индивидуальные свободы человека (Европа) экстраполируют на реки, моря и горы свое ментальное размежевание с цивилизацией, где таковые свободы ценятся в гораздо меньшей степени или же совсем игнорируются (Азия). Что интересно, граница между Европой и Азией на всем ее извилистом протяжении обосновывается сугубо географическими доводами. Вообще, подвергать сомнению идею древних греков о том, что сама природа разделила людей на два разных мира, в науке не принято, - ведь с кого же, как не с этих самых эллинов и началась наука? Поэтому Европа и Азия всегда будут разделены не только в культурном сознании людей, но и на географической карте. Вопрос в том, чтобы точно обозначить границы. Вот тут начинается самое интересное.

Античность и Средние века. "Отец истории" Геродот (ок. 484 г. до н.э. - ок. 425 г. до н.э.), опираясь на авторитетные мнения своих современников, говорит о том, что граница между Европой и Азией после Понта Эвксинского (Черного моря) проходит по водам Меотиды (Азовское море) и далее по реке Танаис (Дон). Такой же точки зрения будут потом придерживаться такие светила античной географии как Страбон (ок. 64 г. до н.э. - ок. 23 г. н.э.) и Клавдий Птолемей (ок. 100 г. - ок. 170 г.). Тема будет развита уже в эпоху раннего Средневековья - в книге византийского историка VI в. Иордана "О происхождении и деяниях гетов". Цитирую источник: "Посередине Скифии есть место, которое разделяет Азию и Европу одну от другой; это - Рифейские горы, которые изливают широчайший Танаис, впадающий в Меотиду" . Итак, границей Европы и Азии по-прежнему признаются Меотида (Азовское море) и Танаис (Дон), однако "демаркационная линия" проводится дальше на восток и север - вдоль Рифейских гор, которые есть ничто иное, как Урал. Откуда было знать Иордану, что Дон течет не со склонов Уральских гор, а со склонов Среднерусской возвышенности? Фактом однако остается то, что впервые в сознании ученого мира границы Европы и Азии были отодвинуты до Урала.

Точка зрения М.В. Ломоносова. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов в своем трактате "О слоях земных" (1757-1759), помимо прочего, попытался по-своему примирить вопиющую неосведомленность византийца Иордана о верховьях реки Дон и данные современной картографии. О разделении между Европой и Азией он пишет так: "Оное состоит не в узком перешейке, но в низкой долине, которая простирается от устьев Донских до Северного Океана, и почти везде водами дает сообщение. Ибо Дон отделяется малым расстоянием от Волги, и соединен с нею каналом. Вершины реки Вятки впадающие в Каму, а с нею и в Волгу, связаны, в вешнюю пору особливо, водяным ходом с вершинами реки Печоры" . Здесь, кстати, интересно, что М.В. Ломоносов говорит, как о чем-то реальном, о "канале" между Волгой и Доном, хотя его тогда просто не было. Суть однако в другом: границу Европы и Азии ученый проводил по Волге, верховьям Камы и далее по реке Печоре, впадающей в Северно-Ледовитый океан. Уральские горы как естественная разделительная линия вообще игнорируются - они как бы остаются на территории Азии.

В.Н. Татищев и Ф.Н. Страленберг . Так уж случилось, что точка зрения М.В. Ломоносова оказалась в истории географии маргинальной, а восторжествовала концепция, которая была обоснована двумя его старшими современниками, - причем независимо друг от друга, - российским историком Василием Никитичем Татищевым и шведским географом Филиппом Иоганном фон Страленбергом. Отдадим должное шведу - тот публично высказался по этому вопросу раньше, чем Василий Никитич. Если кто не знает, Страленберг жил в России (в Сибири) как военнопленный и вернулся в Швецию только после окончания Северной войны. В 1730 г. он издает в Стокгольме свой научный труд под названием "Историко-географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии", в котором, в частности, обосновывает свою версию границы между Европой и Азией. Она у него проходит так: Уральские горы на всем их протяжении с севера на юг вплоть до соприкосновения с возвышенностью Общий сырт, далее по реке Самаре до места ее впадения в Волгу, по которой до г. Камышин, откуда по рекам Камышинке и Иловле до изгиба Дона, впадающего в Азовское море. Когда В.Н. Татищев познакомился с работой Ф.Н. Страленберга, это подвигло его на написание собственного трактата под названием "Общее географическое описание всея Сибири" (1736). Выяснилось, что он дважды имел встречу со Страленбергом (в Тобольске в 1720 г. и в Стокгольме в 1725 г.) и дважды советовал ему обозначать Урал как евро-азиатскую границу. И теперь, на правах инициатора идеи он более детально и, с его точки зрения, более обоснованно еще раз проработал картографическое разделение Европы и Азии. Вот она, "линия Татищева": пролив Югорский шар - Уральские горы - изгиб реки Урал (в районе г. Орск) - река Урал до Каспийского моря - устье реки Кума - Кумо-Манычская впадина - река Маныч, впадающая в Дон - Азовское море.

XX конгресс Международного Географического Союза (Лондон, 1964). Географическая наука советского периода, в целом принимая версию В.Н. Татищева, внесла и свой вклад в точное определение границы между Европой и Азией. Большая советская энциклопедия (3-е изд., 1969-1978) ссылается на решение XX конгресса Международного Географического Союза, в рамках дискуссии которого была одобрена точка зрения советских географов на вопрос пресловутой границы. Итак, с середины XX в., по крайней мере, в нашей отечественной традиции линия разделения Европы и Азии идет (с севера на юг) строго от Байдарацкой губы по восточной подошве Уральских гор, а затем по восточной же подошве Мугоджар (южный отрог Уральских гор в Казахстане). Затем линия идет по реке Эмба, впадающей в Каспийскоей море. Дальше современные географы следуют в точности за В.Н. Татищевым: устье реки Кума - Кумо-Манычская впадина - река Маныч, впадающая в Дон - Азовское море.

Что же получается? А получается, что (примем все условности этой 2,5-тысячелетней игры!) Екатеринбург, а также Нижний Тагил и Челябинск действительно находятся на границе Европы и Азии. Целиком внутри Европы находятся Оренбург и Орск, которые, согласно В.Н. Татищеву, были "пограничными". Более того, европейскими (в географическом смысле слова) городами следует признать казахстанский город Актобе (бывший Актюбинск), а также Атырау (бывший Гурьев). Интересно, что Элиста (столица Калмыкии) - это однозначно европейский (в географическом смысле слова) город, а вот Ставрополь, Краснодар и Сочи - это Азия, как ни крути...

получившая грант Русского географического общества, исследовала границу между двумя континентами и дала ее точное научное описание от Карского до Каспийского морей. Возможно, благодаря этому будет поставлена точка в почти трехсотлетнем «пограничном» споре .

Пограничные сложности

Граница между Европой и Азией проходит по Уралу. Это известно каждому со школьной скамьи написано во всех учебниках, а на важных железнодорожных магистралях, пересекающих Уральский хребет, стоят обелиски, на одной стороне которых указано «Европа», а на другой - «Азия». Но, при детальном рассмотрении, оказывается, что все не так просто.

Даже если оставить в стороне историю вопроса, насчитывающую не одну сотню лет, и просто посмотреть современные географические издания, окажется что в описании границы есть изрядные расхождения. Больше всего разночтений касается места ее прохождения в районе Кавказа. Из-за этого возникает немало споров. Какова точная площадь Европы и Азии ? Как правильно произвести статистические подсчеты? От каких точек отталкиваться в промышленном освоении приграничных регионов? Какую гору считать высочайшей европейской вершиной – Монблан или Эльбрус? В некоторых энциклопедиях так и написано: «… в зависимости от определения границ континентов список высочайших вершин может слегка меняться», а на многочисленных туристических сайтах постоянно разворачиваются вот такие дискуссии: «…Проблемы у Вас с географией!!! Граница проходит по Кума-Манычской впадине, поэтому Кавказ полностью относится к Азии! Поэтому Эльбрус никак не может быть высочайшей вершиной Европы! Это высочайшая вершина России!»

Справка

Впервые в отечественной истории Урал, как сплошной горный пояс, простирающийся от Северного ледовитого океана до Прикаспия, описал В.Н. Татищев. Он же предложил считать Урал границей между частями света. До него границу проводили по Танаису-Дону (Геродот), Волге и Каме (арабские источники) и даже Оби (Делиль).

В отношении южной части границы существуют две основные точки зрения. Часть ученых считают ею широтный отрезок реки Урал в районе города Орска, но большинство географов называют оконечностью Урала южную окраину Мугоджар.

Нет единого мнения и по западной границе Урала, а споры о самой северной точке гор длятся более 260 лет. Одна группа исследователей считает северной оконечностью это части горной страны район Константинова Камня на Заполярном Урале. Другие относят к Уралу даже побережье Карского моря в районе пролива Югорского Шара. В последнем случае самой северной точкой Урала называют мыс Тонкий.

Ландшафтный подход

Уточненная граница Европы и Азии

Исходя из того, что границу между Европой и Азией следует уточнить не только на материке, но и в зонах шельфа, окраинных и внутренних морей, исследователи предлагают все Карское море отнести к Азии, а границу между Европой и Азией провести по восточным берегам Новой земли и острова Вайгач. Наиболее проблемным является о северной точке границы между Европой и Азией на побережье Карского моря. На основе сопоставления возможных вариантов замыкания межконтинентальной границы экспедиция пришла к выводу, что основными ориентирами в пределах Югорской области Урала нужно считать Карскую губу, каньон нижнего течения реки Кары с переходом в долину Нярмаяхи и гору Константинов Камень как орографическое выражение северного окончания Уральских гор.

С южной границей все сложнее. Южный Урал отличается от всех других горных областей более сложным геологическим строением, дугообразной формой тектонических структур и целым веером хребтов, разобщенной сетью продольных речных доли, имеющих южное и юго-западное направление. В таких условиях сложно выбрать, какой из хребтов является основным. В свое В.Н. Татищев избрал в качестве границы реку Урал с самого его истока. Экспедиция не согласилась с этими выводами, так как в верховьях река еще не представляет собой заметного рубежа. Кроме того, долина верхнего течения Урала существенно смещена к востоку, по отношению к структурно-тектонической оси Урала, между тем как ряд его хребтов все еще продолжает играть роль главного водораздела горной системы.

В связи с этим, предлагается провести границу между Европой и Азией ориентируясь на меридиональные орографические структуры имеющие выход на южную оконечность всей горной системы – Мугоджарам и кряжу Шошкаколь.Основными ориентирами для этой части границы являются пересечение долины реки Уфы у ее слияния с Кизилом, далее по водоразделу (хребет Кальян) с выходом на гору Сава (748м), хребет Юрма (1002 м), хребет Таганай (гора Круглица, 1177м), северные оконечности хребта Малый Таганай с выходом на осевую часть хребта Уралтау до хребта Нажимтау, служащего водоразделом Урала и Волги.

Здесь кончается Европа

Конечной точкой границы Восточно-Европейской равнины и всей Европы на юге, является низменная морская равнина, располагающаяся у Северного подножья хребта Северный Актау между заливом Кочак и западным уступом Устюрта.

По Уралу проходит граница двух частей света: Европы и Азии. Обычно границу Европы и Азии проводят по водоразделу Уральских гор. Однако где именно правильнее проводить эту границу в некоторых местностях до сих пор идут споры. Особенно спорная территория – близ Екатеринбурга, где Уральские горы наиболее низкие, и южнее Златоуста, где Уральский хребет теряет свою ось и распадается на несколько хребтов, постепенно вовсе переходящих в степь.

Интересно, что границу Европы и Азии в прошлом проводили намного западнее Урала – по Керченскому проливу и реке Дон (с древности и вплоть до XVIII века). Проведению границы по Уралу мы обязаны В.Н. Татищеву, который впервые выказал эту мысль еще в 1720 году. В своих трудах он объяснил проведение в прошлом границы по Дону отсутствием в то время информации об Уральских горах. Татищев подробно обосновал правильность границы между Европой и Азией по Уральскому хребту.

В пользу своего заключения Татищев указывал на то, что Уральский хребет является водоразделом, а текущие с него на запад и восток реки отличаются наличием разных пород рыб. Также серьезно отличается растительность западного и восточного склона Урала. Впрочем, с проведением границы по Уралу согласились не все и не сразу…

На Урале установлены десятки пограничных памятников на границе Европы и Азии, в том числе в весьма труднодоступных местах. Правда, не все из них соответствуют реальной границе. Самый северный обелиск на границе Европы и Азии стоит на берегу пролива Югорский Шар. Его установили в этой труднодоступной местности в 1973 году сотрудники полярной станции. Пограничный знак представляет собой деревянный столб с надписью «Европа-Азия». Также к столбу прибита цепь с якорем. Самый восточный обелиск расположен на Полевском шоссе в деревне Курганово. Он был установлен в 1986 году.

Также можно отметить, что самый «космический» памятник «Европа-Азия» стоит на трассе Нижний Тагил – Уралец. Он был открыт в 1961 году и, соответственно, посвящен полету в космос Юрия Гагарина. Выглядит как квадратная колонна высотой 6 метров. Его венчает изображение земного шара.

Один из самых красивых и больших обелисков (наряду с открытым в 2008 году близ Первоуральска) находится на трассе между городами Качканар – Чусовой. Он появился в 2003 году, его высота 16 метров. Здесь же на асфальте начерчена линия, символизирующая границу частей света.

И все же наиболее известные и популярные памятники на границе Европы и Азии находятся на Московском тракте у Екатеринбурга и близ Первоуральска. Самым первым памятником на границе Европы и Азии стал памятник на горе Березовой. Он находится недалеко от города Первоуральска на бывшем Сибирском тракте. Первый пограничный знак появился здесь еще весной 1837 года – перед приездом на Урал 19-летнего цесаревича Александра Николаевича – будущего наследника престола.

То, что именно здесь высшая точка Сибирского тракта было установлено в 1829 году экспедицией немецкого ученого Александра Гумбольта, которого сопровождали профессора Густав Розе и Христиан Эренберг. «Березовая гора составляет гребень Уральских гор, который здесь образует также водораздел», — писал позже Густав Розе.

Первоначально установленный здесь памятник представлял собой острую четырехгранную деревянную пирамиду с надписями «Европа» и «Азия». Будущий император-освободитель Александр II, путешествовавший в сопровождении статского советника, поэта В.А. Жуковского и свиты, осмотрел этот обелиск в мае 1837 года.

В 1846 году памятник заменили на более основательный каменный, созданный по проекту архитектора Уральских заводов Карла Турского. Он был выполнен из мрамора, стоял на каменном постаменте. На вершине был закреплен позолоченный двуглавый орел.

На памятнике была надпись: «В память посещения этого места Их Императорскими Высочествами Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Александром Николаевичем в 1837 году, и Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским в 1845 году». Позже на деревянном заборе памятника повесили таблички «Европа» слева и «Азия» справа.

После революции памятник разрушили как напоминание о царской власти. Но позже, в 1926 году, все же поставили новый памятник. Не мраморный, а просто облицованный гранитом и без орла. В середине XX века вокруг пограничного столба установили чугунную литую ограду. В середине 1990-х годов ее заменили столбиками с цепями.

Это место имеет большую историческую ценность. Идущие в Сибирь каторжники прощались здесь с Россией, брали землю на память о родине. На той же горе Березовой чуть далее, ближе к Первоуральску, в 2008 году был открыт новый обелиск Европа-Азия. Высокий 30-метровый столб из красного гранита венчает двуглавый орел.

Есть обелиск «Европа-Азия» и на Новомосковском тракте (на 17 километре) в черте города Екатеринбурга. Он появился в августе 2004 года, выполнен по проекту архитектора Константина Грюнберга. Представляет собой широкий мраморный постамент со смотровой площадкой и металлической стелой. Здесь заложены камни с крайних точек Европы и Азии – с мыса Рока и мыса Дежнева.

Сразу после появления проекта установки на этом месте памятника загорелись споры о правильности выбора точки. Дело в том, что водораздел проходит в стороне от этого памятника. Так или иначе, но сейчас на это место приезжает множество туристов. Гости Екатеринбурга стремятся сфотографироваться на границе Европы и Азии. Стало традицией приезжать сюда и молодоженам.

У властей города Екатеринбурга есть планы по строительству здесь прямо над трассой 180-метрового обелиска, напоминающего Эйфелеву башню, в виде стилизованных букв «Е» и «А».

Вопрос определения границы между Европой и Азией восходит к древности. Да и сам факт выделения Европы обусловлен прежде всего историей. Еще финикияне за много веков до нашей эры выделяли на Земле три части света: Европу, Азию и Ливию (единственную известную в то время часть Африки). В средние века эти три части света стали называть «Старым Светом», а открытые в XVI-XVII веках Америку и Австралию – «Новым Светом».

В древности не знали, что Европа и Азия составляют один материк, не имея сплошных морских границ. По предложению Э. Зюсса в 1883 году этот единый материк назван Евразией. Представления о границе Европы и Азии с течением времени значительно менялись. Древние греки проводили ее по Черному морю. Позже римляне «сместили» границу на Танаис (река Дон) и Меотид (Азовское море). В средневековье арабские ученые сдвинули ее еще восточнее – к рекам Итиль (Волга) и Кама .

В XVII русские стали проводить границу по Уралу – Камню, как его тогда называли. Самым ранним письменным источником с указанием такой границы считается Есиповская летопись 1636 года:

«Между государствами Российского и Сибирские земли облежит Камень превысочайший зело… яко стена граду утверждена… Из сего же Камени реки многие изтекоша, ови поидоша к Российскому царству, ови же в Сибирскую землю».

Открытие обелиска Европа - Азия близ Кедровки

В 1730 году шведский ученый Филипп Иоганн фон Страленберг впервые обосновал в мировой научной литературе идею о проведении границы между Европой и Азией. Позднее в 1736 году В.Н. Татищев утверждал, что именно он подсказал Страленбергу эту мысль.

Перевал Большой Урал

Стела находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту недалеко от поселка Синегорский (можно посмотреть по пути к Синим горам). Установлена в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский. Автор проекта А.А. Шмидт. Основу сооружения составляет стела из листовой стали высотой 9 метров. Сверху ее венчают серп и молот.

Уралец

Установлен на перевале на дороге Нижний Тагил – Усть-Утка близ поселка Уралец (Свердловская область). Перед обелиском находится поворот к горнолыжке "Гора Белая". Появился в 1961 году в честь полета в космос Юрия Гагарина. Квадратную колонну высотой 6 метров венчает макет земного шара. В первоначальном варианте вокруг шара по стальным «орбитам» «вращались» спутники и корабль «Восток». Автор проекта - В.П. Красавченко. Обелиск возводился рабочими механического завода поселка Уралец.

Весёлые горы

Гора Березовая

Этот обелиск открыт в 2008 году близ Первоуральска (Свердловская область). На этом месте в 1837 году был установлен самый первый знак «Европа - Азия». Современный памятник впечатляет своими масштабами. В основе монумента – высокий 30-метровый столб, который венчает двуглавый орел. Дорогу по границе Европы и Азии пересекает пешеходный переход. Популярное место среди молодоженов Первоуральска. Территория вокруг облагорожена, есть беседки, скамейки, «дерево желаний».

Неподалеку, на северном склоне горы Березовой, у проходящей тут железной дороги на станции Вершина стоит еще один обелиск. Его соорудили во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 году.

Первоуральск

Установлен близ дороги, которая ведет от Пермского тракта в город Первоуральск. Этот обелиск ранее находился на горе Березовой на месте вышеописанного, перемещен в 2008 году. Рядом имеется небольшой родник.

Екатеринбург, 17-й км Ново-Московского тракта

Открыт в августе 2004 года. Создан по проекту архитектора Константина Грюнберга. Представляет собой широкий мраморный постамент со смотровой площадкой и металлической стелой. По краям монумента заложены камни с крайних точек Европы и Азии – с мыса Рока и мыса Дежнева. Здесь останавливаются туристические группы, приезжают молодожены. Место установки обелиска в свое время вызывало споры, поскольку водораздел проходит западнее.

Ревда – Дегтярск

Находится на перевале дороги Ревда – Дегтярск (в стороне от главного водораздела). Высота - 7 м. В прошлом был увенчан стальной сферой в виде шара диаметром 1,3 м. Установлен в 1984 году – к 250-летию Ревды. Изготовлен дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л.Г. Меньшатова и архитектора З.А. Пуляевской. В настоящее время заброшен и находится в удручающем состоянии.

Гора Каменная

Обелиск в виде фигуры филина из металла установлен учащимися школы №21 города Ревды на горе Каменной Ревдинско-Уфалейского хребта (Свердловская область) в 1980-е годы.

Курганово

Этот обелиск стоит справа от Полевской трассы перед селом Курганово (Свердловская область). Выполнен по проекту молодого художника Северского трубного завода С.П. Юшкова. Открыт в июне 1986 года по решению Полевского горисполкома. На памятнике две надписи: одна сообщает, что здесь проходит самая восточная граница Европы на Среднем Урале, а другая – что знак установлен в год 250-летия с даты научного обоснования границы между Европой и Азией В.Н. Татищевым.

Станция Мраморская

Станция Уржумка

Этот обелиск примечателен тем, что стоит на Транссибе. Установлен вблизи станции Уржумка (Челябинская область) в 1892 году в знак завершения строительства участка Транссибирской железнодорожной магистрали. Пограничный столб сложен из гранитных тесаных «кирпичей», которые использовались в облицовке придорожных сооружений. Автор проекта – инженер и писатель Н.Г. Гарин-Михайловский.

Новобайрамгулово

Обелиски установлены около моста через реку Урал на дороге Учалы – Белорецк между поселком Уральск и деревней Новобайрамгулово (Республика Башкортостан).

Верхнеуральск

В 2006 году около реки Урал в городе Верхнеуральск (Челябинская область) на месте, где некогда располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.

Магнитогорск

Установлен в 1979 году в городе Магнитогорск (Челябинская область) на правом берегу реки Урал при въезде на Центральный мост. Сооружен в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н. Богуна. Обелиск представляет собой два массивных куба с символическим изображением Земли, разделенной на две части с буквами «Е» и «А». На самом мосту - 4 стелы, символизирующие границу между Европой и Азией. В центре моста - дорожный знак «Европа-Азия».

Кизильское

Дорожный знак на мосту через реку Урал в селе Кизильское (Челябинская область).

Оренбург. Пешеходный мост

Колонна с буквами «Европа» и «Азия» на пешеходном мосту через реку Урал в городе Оренбурге .

Использованная литература:

Архипова Н.П. Природные достопримечательности Екатеринбурга и его окрестностей. – Екатеринбург, 2001.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх