Веселые вопросы о зиме. Сценарий игры-викторины «Зимушка-Зима» для детей средней группы
Внеурочное занятие по литературному чтению в начальной школе на тему: «Любимые зимние сказки»
Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа», Курская область
Назначение: литературная игра-викторина предназначена для детей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования и родителей. Разнообразные задания и вопросы помогут детям вспомнить и закрепить свои знания о зимних сказках и их героях, а также принесут им положительные эмоции от занятия.
Цель: закрепление у детей ранее полученных знаний о любимых сказках.
Задачи:
1. Организовать активный досуг учащихся.
2. Привлечь внимание детей к литературному творчеству, воспитывая интерес к чтению.
3. Вспомнить и закрепить знания детей о названиях, авторах и героях детских сказок о зиме.
Все дети любят сказки. Есть множество сказок, в которых царствует зима. Волшебная, чарующая, задорная. В данной литературной игре по сказкам о зиме вы вновь встретитесь с героями популярных зимних сказок.
1.
Что увидела Рукодельница в колодце у Мороза Ивановича, когда взбивала ему перину (сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»)? (Зеленую травку-озимые хлеба)
Озимые культуры - это однолетние растения (озимые пшеница, рожь, ячмень, рапс, рыжик, вика и др.), высевают на полях осенью; дают они урожай на следующий год. Более урожайны, чем культуры, посеянные весной.
2. В какой сказке лишь храброму Петушку удалось выгнать Лису из домика Зайки? (Заюшкина избушка)
3. Каким образом волк из русской народной сказки «Лиса и волк» ловил рыбу в проруби? (Хвостом)
4. Какое транспортное средство в русской народной сказке «По щучьему велению» отправилось домой само по желанию Емели? (Сани:«Ступайте, сани, домой сами…»)
5. Как называется сказка Э.Успенского, в которой мальчик, пес и кот наряжали елку игрушками, сделанными из серебряной фольги, конфетами и блестящими банками? (Зима в Простоквашино)
6. Профессор учит своенравную девочку - Королеву. Когда речь заходит о Новом годе, она желает, чтобы завтра на праздничном столе были подснежники, чтобы она могла посмотреть, что же это за цветы. Профессор уверяет её, что это невозможно, однако Королева издаёт указ - тот, кто принесёт во дворец корзину этих цветов, получит такую же корзину золота. Кто автор и как называется эта сказка, в которой зимой чудесным образом появились подснежники? (С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»)
7.
Какой волшебный предмет разбился вдребезги в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»? (Зеркало)
8. Какое слово нужно было собрать Каю из осколков льда в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева», чтобы стать «самому себе господином», и чтобы получить от королевы «весь свет и пару новых коньков»? (Вечность)
9. Как звали главную героиню австрийской сказки «Госпожа Метелица»? (Мария)
10. Какой вопрос задавал Морозко из сказки «Морозко» стариковой дочери, когда та сидела в лесу под елью?(«Тепло ли тебе, девица?»)
11. Сколько детей было у Деда Мороза в русской народной сказке «Дети Деда Мороза»? Назовите их имена:(Ветер, Лед, Иней, Снежинка)
«Дети Деда Мороза» (р.н.с)
У Деда Мороза было три сына и одна дочка. Звали их Ветер, Лёд, Иней и Снежинка.
Позвал Дед Мороз своих детей и говорит:
- Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет?
Дети пошли к людям. Долго ждал их Дед Мороз. Вот пришли они домой и рассказывают.
Начал рассказывать Ветер:
- Я нагнал холода. Пусть люди знают, что идёт зима. Пусть топят печки.
Лёд сказал:
- Я на реках мосты построил.
Иней говорит:
- Я лес украсил. Он теперь белый. Как это красиво!
Снежинка рассказала:
- Мне стало землю жалко. Я покрыла её белым снегом.
- Хорошо, дети, - сказал Дед Мороз. - Вы все помогли людям. А ты, Снежинка, помогла больше всех.
12. В сказке К. Д. Ушинского задумала Старуза-зима «всякое дыхание со света сжить». Что она делала? (Добралась сначала до птиц,а они улетели в теплые страны. Запорошила зима снегом поля, завалила снегом леса. Посылает мороз за морозом,а звери не испугались зимы. Захотела Зима людей заморозить, а люди затопили печки, пекут блины, смеются. Даже дети ее не боятся:ребятишки катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу, играют в снежки.И заплакала Зима от злости).
13. Какого цвета были носы у двух Морозов из русской народной сказки «Два Мороза»? (Мороз Красный нос и Мороз Синий нос)
14. Какие животные сбежали в лес от старика и старухи в сказке «Зимовье зверей»?
(У старика со старухой были бык, баран, свинья, гусь да петух).
15. Какое чудо увидела девочка Даренка в сказке П.Бажова «Серебряное копытце»?(Она увидела, как Серебряное Копытце ножкой постукивал, и как драгоценные камни-хризолиты сыпались вокруг).
16. В какой сказке и почему уточка осенью не смогла улететь на юг? (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», у уточки было сломано крыло)
17. Эта грустная сказка Г.Х.Андерсена всем известна. Мечты маленькой ёлочки о прекрасном будущем сбылись, её забрали из леса и нарядили, но вот что будет с ней потом? Как называется эта сказка? Придумайте свое продолжение этой истории.(Г.Х.Андерсен"Ель")
"Мне хотелось бы закончить эту сказку немного по-другому. Закончились новогодние праздники и елочку вынесли на улицу. Теперь здесь ее место. Елочку поставили рядом с беседкой во дворе. На ней остались одни лишь шишки. Чтобы елочка была нарядней, ребятишки повесили на елочку птичек, сделанных из бумаги и картона, небольшие кормушки из бросового материала. В кормушки детвора насыпала разного корма для зимующих птичек. Для елочки наступила теперь новая жизнь. Будет она радовать детей во время прогулок, на ее ветках станут щебетать птички, находить себе корм и укрытие от холода. Скоро рядом с елкой детвора вылепит снеговика – он будет охранять елочку.
Теперь елочка наслаждалась каждой минутой, радовалась каждому мгновению. «Я живу, я буду радовать детей каждый день, - обрадовалась ёлка. До лета еще далеко. Я верю, что и летом я буду полезна!» (Жиляева Елизавета, 3 класс)
18. За что звери и птицы устроили суд над декабрем в сказке Н.Сладкова «Суд на Декабрем»? (Декабрь день сократил)
19. Самый известный новогодний балет был написан П.И. Чайковским по мотивам сказки Т.А. Гофмана. О каком балете идёт речь? (Щелкунчик)
20. Вспомните сказку В.И. Даля «Девочка Снегурочка». Из чего была скатана Снегурочка, чем пригрета?(«Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена») .
«Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать… Разбежалась Снегурочка и прыгнула…» Что случилось со Снегурочкой в этой сказке? (Снегурочка растаяла)
Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. В.А. Сухомлинский.
Сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учиться жить в ней. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
Читайте детям, читайте вместе с детьми народные и литературные сказки!
Внеклассное мероприятие: Викторина «Зимушка - зима» проводится с целью расширения кругозора детей; развития познавательной активности и индивидуальных способностей учащихся. Возбуждает у ученика стремление к новым знаниям, любопытность и пытливость узнавать новое. Позволяет активизировать обучающихся, развивает творческую инициативу и творческие способности младших школьников, даёт детям право выбора, развивает зрительную и слуховую память обучающихся, способствует активизации инициативы и творческого самовыражения школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
Викторина для учащихся начальных классов
ГБС(К)ОУ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СТ. КАЛИНИНСКАЯ
ВОСПИТАТЕЛЬ: РЯЗАНЦЕВА В.Г. 2012-2013 УЧ.ГОД
Внеклассное мероприятие: Викторина «Зимушка - зима» проводится с целью расширения кругозора детей; развития познавательной активности и индивидуальных способностей учащихся. Возбуждает у ученика стремление к новым знаниям, любопытность и пытливость узнавать новое. Позволяет активизировать обучающихся, развивает творческую инициативу и творческие способности младших школьников, даёт детям право выбора, развивает зрительную и слуховую память обучающихся, способствует активизации инициативы и творческого самовыражения школьников.
Цели и задачи:
Обобщить знания детей о зиме; рассказать о зиме в занимательной форме;
Развивать творческие способности учащихся;
Воспитывать чувства товарищества, уважения друг к другу;
Воспитывать любовь животным и бережное отношение к родной природе;
Развивать индивидуальные способности учащихся; интерес к чтению, к поиску нового.
Ход мероприятия:
Ведущий: - Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы с вами собрались все вместе, чтобы провести викторину. А чему она посвящается, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Загадка:
Назовите-ка, ребятки,
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега.
Снегопады и метели
На наш Славянск налетели.
Двор в снегу. Белы дома.
В гости к нам пришла… (Зима)
Слайд 1
Ведущий: - В нашей викторине будут принимать участие две команды. (Представление команд и жюри)
Ну, что, команды готовы к соревнованию? Начинаем!
Слайд 2
1 задание: «Признаки зимы»
Выберите только признаки зимы:
(сосульки, листопад, мороз, гроза, снег, дождь, иней, град)
А какие признаки зимы мы наблюдаем у нас на Кубани?
2 задание: «Назови зимние месяцы»
- Выберите из данных названий месяцев только зимние:
(ноябрь, февраль, август, декабрь, март, сентябрь, январь, июль)
Игра «»Баба Яга»
3 задание: «Пословицы»
Слайд 3
Названия, каких зимних месяцев пропущены в этих пословицах:
… месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. (Февраль)
… год кончает, зиму – начинает. (Декабрь)
… году начало, зиме – середина. (Январь)
Расположите названия зимних месяцев в порядке их наступления в природе.
Ведущий:
Ребята, дети и взрослые очень любят зиму. А вы, можете сказать, почему?
Слайд 4
Физминутка: «Зимние забавы»
1.Катание на лыжах.
2.Игра в снежки.
3.Лепим снеговика.
Ученик:
Снежную бабу слепили на славу:
Всем детям на радость, себе на забаву.
В снежки поиграли, в снегу повалялись,
На лыжах катались и звонко смеялись.
Ведущий:
Ребята, но с приходом зимы не всем весело живётся. Как вы думаете, кому трудно зимой? Почему вы так думаете? Можем ли мы, люди, как-то помочь «братьям нашим меньшим»? (Ответы детей)
Слайд 5
Ученик:
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
4 задание: Зимующие птицы»
Выберите из данных названий птиц только тех, которые остаются с нами зимовать:
(скворец, снегирь, ласточка, сорока, грач, голубь, стриж, ворона, дятел, воробей)
Ведущий: -Ребята, как вы думаете, все звери зимой впадают в спячку? (Ответы детей ). А вот кого еще можно встретить зимой на лесной полянке мы узнаем, отгадав загадки .
Игра «Кто соберет больше шаров»
5 задание : Конкурс загадок «Лесные жители»
Слайд 6
*Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
*Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее… (Лиса)
*Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это -…(Лось)
*Сбросил серенькую шубку,
Белую к зиме надел.
Прыг – и позади лужайка,
Спрятался от волка…(Зайка)
*Кто в лесу разбойник серый?
Кто зубами щелк да щелк?
Вы, конечно, догадались:
Это злющий, страшный…(Волк)
*Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Ребята, но не для всех зима такая страшная. Как мы уже говорили, дети, и взрослые очень любят зиму. Ещё они любят зиму за то, что зимою мы отмечаем много весёлых и радостных праздников.
Слайд 7
6 задание: - Назовите зимние праздники.
(Новый год, Рождество, Святки, Коляда)
Слайд 8
Ведущий: - Во все времена, во всех странах, художники, фотографы, музыканты, писатели, поэты в своих произведениях искусств, старались передать неповторимую красоту зимы, её чарующее волшебство.
Ребята, как вы думаете, что делают художники для того, чтобы показать нам всю красоту русской зимы? (Ответы детей)
А что для этого делают композиторы?
Как изображают зиму фотографы?
Что делают писатели? Вспомните, какие рассказы о зиме вы
Читали?
А теперь, давайте, послушаем, как описывают зиму поэты в своих
Стихотворениях.
7 задание: Конкурс стихов о зиме.
8 задание: Кроссворд «Зимушка-зима».
1. Их вяжут, вышивают на одежде. (Узоры)
2. В небе звездочкой летела,
На ладошке каплей стала. (Снежинка)
3. Холодное лакомство. (Мороженое)
4. Ни проехать, ни пройти -
Куча снега на пути. (Сугроб)
5. Теплая, пушистая защита от морозов. (Шуба)
6. Растет зимой, не летом
И сверху вниз при этом. (Сосулька)
7. Красавица какая,
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана…
Скажите, кто она? (Елка)
8. Новогоднее украшение на макушке елки. (Звезда)
9. И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
10. Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы и заросли роз? (Мороз)
11. С нее сани едут сами. (Горка)
9 задание: «Скороговорки»
* Играл Егорка с Игорьком –
Скатился с горки кувырком.
* Везет на горку Саня
За собою сани.
Ехал с горки Саня
А на Сане сани.
* Купили Егорке
Салазки для горки,
Всю зиму, Егорка,
Катайся на горке.
Ведущий:
И в заключение я предлагаю вам поиграть в игру “Что мы делаем зимой?”
Что мы делаем зимой,
Дай, дружок, ты мне ответ.
Слушайте внимательно,
Отвечая “да” иль “нет”.
В снежки играем мы с друзьями?
Грибы по лесу собираем сами?
С горки на санках катаемся?
В деревне на речке купаемся?
По лесу на лыжах бродим?
А много цветов находим?
В саду своем грядки копаем?
И с Дедом Морозом мы пляшем?
Ну, что ж, молодцы, друзья!
Подведение итогов:
Название:
Интеллектуальная викторина «Что мы знаем о зиме»
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, викторины, Подготовительная группа
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад «Ёлочка»
Месторасположение: г. Кудымкар Коми-Пермяцкий автономный округ Пермский край
Викторина «Что мы знает о зиме» в подготовительной группе.
Цель: Формировать умение детей содействовать и сотрудничать в условиях командной игры.
Задачи:
Закреплять знания детей о зиме, природных явлениях, народных приметах.
Развивать мышление, внимание, память.
Активизировать словарный запас, формировать культуру речи.
Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.
Предварительная работа : наблюдение за природой, отгадывание загадок о зимних явлениях природы, знакомство с пословицами и народными приметами, прослушивание музыкальных произведений «Метель», «Декабрь», «Январь», «На Тройке».
Ход занятия:
Участники викторины, дети подготовительной группы, заранее делятся на команды и выбирают капитана. По жребию команда выбирает тему из 3 предложенных — «Приметы зимы», «Животные и птицы», «Сказочная зима ». Жюри оценивает ответы команд и за каждый правильный ответ присуждает 1 очко. Первой начинает команда, придумавшая больше прилагательных к слову «зима» (снежная, злая, вьюжная и т.п.)
Тема «Приметы Зимы»
1.Какой месяц год кончает, а зиму начинает?(декабрь)
2. Назовите зимние месяцы в календарной последовательности (декабрь, январь, февраль)
3. Какие былые мухи появляются зимой в природе?(снег)
4.Сколько лучей у снежинки? (6)
5. Какой правитель придумал празднование Нового года в России зимой?(Петр 1)
6. Какой месяц в народе называли «студень», «сечень» и «просинец»? (январь)
7. Закончи поговорку «В декабре день помер, а в январе …» (воскрес)
8. Закончи поговорку «Много снега – много …» (хлеба)
9. О каком месяце говорят: сеет, веет, мутит, крутит, рвет и метет? (февраль)
10. Какие праздники отмечают зимой? (Новый год, Рождество, День Святого Валентина, День Защитника Отечества)
Тема «Животные и птицы»
- Чем зимой медведь на ежа похож? (впадают в спячку оба)
- Чем бурый медведь запасается на зиму? (подкожным жиром)
- Какое из лесых животных каждую зиму сбрасывает рога? (лось)
- Какая птица выводит птенцов в феврале? (клест)
- Чем питается зимой заяц? (веточками и корой деревьев)
- Кто из лесных жителей умеет петлять?(заяц)
- Кто из лесных жителей мышкует? (Лиса)
- Какие запасы делает на зиму белка? (орехи, грибы, ягоды)
- Какие животные на зиму меняют окрас? (заяц)
- Какая птица глотает камешки, чтоб перетирать грубую пищу? (глухарь)
Тема «Зима в сказках»
- Назовите автора стихотворения «Белая береза» (С.Есенин)
- Какое произведение Г. Х. Андерсена описывает повелительницу снега и льда, похитившую мальчика? (Снежная Королева)
- В какой сказке действие происходит зимой: Теремок, По-щучьему велению, Гуси-лебеди?(По щучьему велению)
- В какой сказке волк ловил хвостом рыбу в проруби? (Лиса и волк)
- Какие животные устроили зимовье? (Бык, баран, свинья, гусь, петух)
- У кого была ледяная избушка? (лиса)
- Какая девочка во время русской народной забавы превратилась в облако? (Снегурочка)
- Назовите родину Деда Мороза? (Великий устюг)
- С кем сравнивает зимние деревья К. Чолиев в стихе «Деревья спят» (деревья спят совсем как люди)
- Назовите автора сказки «Мороз Иванович»? (Владимир Одоевский)
Итог: Подсчитывается количество очков у каждой команды и определяется победитель. Вручаются заранее подготовленные грамоты и сладкие призы.
Загадки прививают детям любовь к родному языку, поэтичности русского народного творчества. Однако основное их назначение — познание окружающего мира, природы и ее явлений. Группа загадок на зимнюю тему очень обширна, ведь с этим временем года у любого человека связано множество ассоциаций. Загадки про зиму с ответами — это вопросы-головоломки про характерные зимние виды спорта, игру в снежки и другие забавы, веселые праздники, долгожданные подарки.
Зимушка-зима
Зима — необычайно красивое время года. Все вокруг: деревья, дома, земля - укрыто пушистым белым снегом, сверкающим на солнце днем, искрящемся от света луны и звезд ночью. Испокон веков в народе называли зиму волшебницей, чаровницей, красавицей. Эта любовь прослеживается в русском творчестве, стихах и загадках. Вот, например, загадки про зиму с ответами:
1. Кто такая, угадай-ка, в белом платьице хозяйка?
Потрясла свои перинки — в небе кружатся снежинки… (Зима)
2. Скатерть белая всю землю укрыла. (Зима)
3. Замела она дорожки и украсила окошки,
Радость деткам подарила: всех на санках прокатила. (Зима)
4. Холодной вьюгой налетела,
Деревья в белое одела,
Стоит холодная погода.
Какое это время года? (Зима)
Снежные тайны
Прогулка в лесу и парке во время снегопада становится не только увлекательной, но также полезной для здоровья и познавательной для детей. Снег очищает атмосферу от вредных примесей, дышать таким свежим и чистым воздухом очень благотворно, особенно жителям больших городов и промышленных районов. Во время гуляния с детьми можно изучать форму снежинок и загадывать загадки про зиму с ответами. Как и из чего образуется снег, где рождается лед или почему висят сосульки на крыше — эти и другие вопросы затрагивают русские загадки:
1. Белый, но не сахар,
Безногий, а идет. (Снег)
2. На дворе горой, в доме водой. (Снег)
3. Он всю зиму пролежал, весной в речку побежал. (Снег)
4. Белой стайкой мошкара
Кружит с самого утра.
Не жужжит и не кусает,
Тихо в воздухе летает. (Снежинки, снег)
5. С неба падает зимой,
Тихо кружит над землей,
Легкая пушинка
Белая… (Снежинка)
6. Висит она вниз головою,
Не летом, а снежной зимою.
Как только весна в мир придет,
Заплачет и в снег упадет. (Сосулька)
7. Как простое стекло, он прозрачен,
Но для окон не предназначен. (Лед)
Зимняя пора — метель да пурга
Зима несет с собой много разных сюрпризов. Мороз не только наряжает деревья и кусты в белые кружевные одежды, еще он украшает таинственными узорами окна домов, и выглядят эти узоры сказочно. Метель, внезапно начавшись, способна занести все дороги так, что можно заблудиться даже в знакомой местности. Эти явления кому-то кажутся опасными, а других, наоборот, вдохновляют столь сильно, что их тянет сочинять стихи и сказки о зимнем волшебстве. Загадки о погодных явлениях помогут малышу получить полное представление о характере зимней поры и ее особенностях в России:
1. Котик наш решил прилечь на натопленную печь,
Хвостиком прикрыл он нос — скоро на дворе… (Мороз)
2. Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз)
3. В белом кружеве деревня —
Крыши, окна и деревья,
Если ветер нападет,
Это кружево спадет. (Иней)
4. Проработав до утра,
Горку намела пурга.
Что за холмик? Как зовется?
Дать ответ тебе придется. (Сугроб)
5. Летаю в поле с ветром на воле.
Закручу-заверчу и помчу, как хочу,
А вдоль домов пролетаю,
Сугробов много наметаю. (Метель)
Декабрь, январь и февраль
Загадки про зиму для детей, в которых упоминаются месяцы этого морозного сезона, помогут маленьким "почемучкам" быстрее запомнить их названия. Знание сезонов года и составляющих их месяцев надо давать ребенку с четырехлетнего возраста.
1. Кончился год, наступила зима,
Снегом пушистым покрыла дома,
Вьюга, мороз и сугроб во дворе,
Снова зима к нам придет в… (Декабре)
2. Открывает календарь
Месяц, названный… (Январь)
3. Месяц весь мы отдыхали,
На каникулах гуляли,
Скоро снова за букварь,
Так и кончится… (Январь)
4. После братца января
Очередь пришла моя.
А со мной два снежных друга:
Зимняя метель и вьюга. (Февраль)
Теплая одежка
Когда наступают холода и термометр за окном показывает орицательные значения, люди достают из шкафов шубы, шапки и перчатки. Вся эта теплая одежда — неприметный атрибут сезона, которому посвящены многие загадки про зиму для детей:
1. Надевают их на ножки,
Не галоши, не сапожки.
В школу бегать и домой
Будет в них тепло зимой. (Валенки)
2. В стужу и мороз зимой
Их ношу всегда с собой,
Ручки греют мне сестрички,
Невелички… (Рукавички)
3. Что надену я на шею и уже не заболею?
Кутаясь в него до носа, не страшусь теперь мороза. (Шарф)
4. Чтоб не замерзнуть холодной зимой,
Одежку мы теплую купим с тобой.
Что шьют фабрики из теплого меха?
В чем нам мороз в январе не помеха? (Шуба)
Веселые забавы
Любит наш народ зиму-зимушку! В хорошую погоду можно очень весело провести время: на санках и лыжах покататься, снеговика слепить или снежки с друзьями покидать. А долгими зимними вечерами под завыванье вьюги так интересно рассказывать сказочные истории, читать стихи или загадывать друзьям загадки. Русские загадки про зиму и говорят о том, что население нашей страны не боится мороза, не прячется от него, сидя в теплых квартирах, а напротив, вовсю веселится в течение всего долгого снежного периода:
1. Летом отдыхали: снежную пору ждали,
А дождались зимы — покатили с горы. (Санки)
2. Не кормили, не растили,
Из холодного снега лепили.
Вместо носа морковку
Детки тиснули ловко.
Угольки вместо глаз,
И вверху медный таз.
Белая и очень большая,
Скажите, кто она такая? (Снежная баба)
3. Трудно и долго всегда
Подниматься туда,
Но потом так приятно
Прокатиться обратно. (Снежная горка)
Новогодние праздники
С первыми декабрьскими днями люди начинают готовиться к встрече главного Нового года с нетерпением ждут, а потом широко и радостно празднуют его взрослые и дети. Разнообразить праздничные викторины помогут длинные или короткие загадки про зиму и новогодний карнавал, шарады о елочных игрушках и долгожданных подарках. И конечно, самыми популярными персонажами в эти дни являются Дед Мороз и Снегурочка:
1. Мужичок немолодой
В шапке, шубе, с бородой
Ведет с собой под ручку
Улыбчивую внучку.
Кто ответит на вопрос?
То явился… (Дед Мороз)
2. Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
А в мешке подарков море,
Все их он раздарит вскоре,
Борода и красный нос -
Кто же это?.. (Дед Мороз)
3. Что наряжают один раз в году? (Елка)
4. Дед Мороз! У нашей елки
Расскажу тебе стишок.
Не томи ты очень долго,
Открывай быстрей… (Мешок)
5. Нарядная игрушка
Стреляет, словно пушка. (Хлопушка)
Детские загадки про зиму и спорт
Ваш ребенок дружит с лопаткой? Если он любит сооружать в сугробах замки из снега, радостно плюхается на лед, стараясь удержать равновесие на катке, и с интересом протягивает ручки к лыжам и другому спортивному инвентарю в магазине, значит, малыша обязательно заинтересуют загадки про зиму с ответами:
1. На ботинках у меня
Деревянные друзья,
Палки в руки и стрелой
Я качу на них зимой. (Лыжи)
2. Деревянные кони по снежным тропам мчатся, в снегу не застревают. (Лыжи)
3. Во дворе у нас с утра,
Разыгралась детвора.
Слышно: «Шайбу! Шайбу!», «Бей!»,
А играют там в … (Хоккей)
4. Ребятишки на коньках
Тренируются в прыжках
И танцуют, как артисты.
Те спортсмены — ... (Фигуристы)
5. Льется речка — полежим,
Лед на речке — побежим. (Коньки)
Загадываете вы загадки про зиму сложные или не очень, для малыша лучше всего выбирать те из них, рифмованные строчки которых можно легко и быстро выучить наизусть. Загадки-стихи и четверостишия не должны требовать длительного времени на запоминание. Детям постарше можно предложить самим. Получатся у них рифмованные четверостишия или нет — не играет роли, главное, что им придется проявить сообразительность и фантазию. Дети от природы очень творческие натуры и, вполне вероятно, удивят своих родителей чувством юмора и талантом к придумыванию неожиданных загадок.