Техника для снятия верхнего слоя грунта. Снятие растительного грунта и подготовка основания земляного полотна

Плодородный почвенный слой снимают со всей площади, отведенной для строительства дороги, и укладывают в отвалы для дальнейшего использования. Толщину снимаемого плодородного почвенного слоя устанавливают проектом на основании предварительного согласования с землепользователями. Толщина растительного слоя на задернованных участках составляет приметно 8...12 см, пахотных - 15...18 см и залесенных - 15...25 см. Растительный грунт используют при укреплении откосов земляного полотна, рекультивации восстанавливаемых или малопродуктивных сельскохозяйственных земель.

Различают следующие схемы удаления растительного слоя грунта: а) поперечная с валиками грунта, расположенными в шахматном порядке при ширине полосы менее 20...25 м; б) поперечная с валиками по обе стороны земляного полотна при ширине полосы более 20...25 м; в) продольно-поперечная при ширине полосы срезки более 35 м и значительной толщине растительного слоя грунта (рис. 3.4.1).

Рис. 3.4.1. Схема срезки и перемещения растительного грунта:
а - поперечным способом на полосе шириной 20...25 м; б - то же, на полосе шириной более 20...25 м; в - продольно-поперечным способом; I - вал растительного грунта; 1, 2, 3...n - проходы бульдозера

Для срезки и перемещения растительного слоя грунта используют бульдозеры или автогрейдеры. Способ выполнения этой работы выбирают в зависимости от ширины полосы, с которой необходимо срезать грунт и толщины срезаемого слоя. Если ширина полосы менее 20...25 м, что бывает при возведении земляного полотна из привозного грунта, растительный грунт срезают и перемещают бульдозером сразу на всю ширину (рис. 3.4.1, а). Каждый цикл зарезания и перемещения грунта осуществляют с перекрытием предыдущего слоя на 20...25 см. При большей ширине полосы, например, при необходимости срезки растительного грунта с поверхности основания насыпи и боковых резервов, грунт перемещают поочередно в обе стороны от оси дороги, начиная каждый раз зарезание от оси (рис. 3.4.1, б).

При большом объеме работ применяют продольно-поперечную схему срезки и перемещения грунта: продольными проходами бульдозера срезают грунт и собирают его в валы, затем поперечными проходами перемещают его за пределы полосы срезки. Эту работу рационально выполнять, применяя одновременно автогрейдер и бульдозер: первый для срезки грунта и его укладки в продольные валы, второй - для поперечного перемещения растительного грунта за пределы полосы снятия растительного слоя. Срезать грунт можно и скрепером, перемещая его на расстояние более 50 м. Скрепер снимает растительный слой продольными проходами, параллельно оси дороги, на полосе срезки, длиной равной захватке, но не менее 200...250 м. Путь заполнения ковша емкостью 6...8 м 3 составляет 20...25 м при толщине стружки около 10 см, после чего скрепер переводят в положение выгрузки и грунт выгружают в поперечный валик. Продолжая движение, скрепер снова зарезает грунт до полного наполнения ковша и на соседнем участке снова его выгружает. Подобные операции повторяются до конца захватки, где скрепер, повернув на 180°, при обратном движении продолжает срезать растительный слой. Затем поперечные валики грунта перемещают бульдозером за пределы полосы срезки.


Производительность бульдозера П , м 3 /смену, при срезке и перемещении растительного слоя грунта равна

(3.4.1)

где Т - продолжительность смены, ч;

Q - объем грунта, перемещаемого за один цикл, м 3 ;

К в - коэффициент использования времени;

К i - коэффициент, учитывающий наличие уклона;

К п - коэффициент, учитывающий потери грунта при его перемещении;

t - время, затрачиваемое на один цикл, ч;

К р - коэффициент разрыхления грунта.

Растительный грунт укладывают во временные отвалы или вывозят сразу на место использования в качестве плодородного почвенного слоя. Временные отвалы располагают по краям полосы отвода или на специальных площадках, выделенных для этой цели.

Рекультивация земель или восстановление плодородного почвенного слоя производят там, где в процессе строительства он был поврежден или полностью уничтожен. К таким местам относят территории, занимавшиеся под временные дороги, стоянки дорожных машин, грунтовые, песчаные или гравийные карьеры, боковые резервы.

а) Размеры котлована (по дну):

Длина: 60 м, Ширина: 50 м, Глубина: 4,5 м.

б) Грунт: суглинок

в) Толщина растительного слоя: 0,2 м.

г) Расстояние до отвала грунта: 1,5 км.

Определение состава подготовительных работ

  1. Расчет объемов работ

Подготовительные работы необходимо выполнить до начала разработки котлована. Эти работы предназначены для того, чтобы очистить местность под котлован.

Они включают в себя:

    удаление растительного слоя (деревья, кустарники) путем срезки;

    удаление камней;

    выравнивание поверхности.

  1. Расчет размеров котлована.

    1. Объем котлована

Для определения объема котлована воспользуемся формулой:

V котл = H/ 6(a*b +a 1 *b 1 + (a+a 1)(b+b 1),

где Н – глубина котлована, м;

а и b – размеры котлована понизу – размеры дна котлована, м;

a 1 и b 1 - размеры котлована поверху, м;

рис 1. Определение объема котлована

m=L/H, то L=mH,

L=0,9*9,5м=8,55м (для глины при глубине котлована 9,5 м. m=0,9).

Размеры котлована поверху:

где m – коэффициент заложения откоса, для котлованов, откапываемых прямой лопатой в суглинке, этот коэффициент принимается равным 0,9.

a 1 = 60 + 2*0,9*9,5=77,1м;

b 1 = 50+2*0,9*9,5=58,55м;

Величина коэффициента заложения откоса «m» принята из табл.1.

Коэффициент заложения откоса котлована в мягких необводнённых грунтах. Таблица 1.

Зная все данные, находим объем котлована:

V котл = 9,5/6 = 35444 м 3

    1. Объем растительного слоя

V раст = a 1 *b 1 *h раст,

где h раст – толщина растительного слоя, м;

h раст = 0,2 м;

Тогда: V раст = 77,1*58,5*0,2 = 902 м 3

    1. Объем грунта, подлежащего разработке

Объем грунта, подлежащего разработке:

V гр = V котл – V раст;

Получаем, объем грунта, вывозимого в отвал, равным:

V гр = 35444-902=34542м 3 .

  1. Снятие растительного слоя

При использовании экскаваторов для разработки грунта котлована снятие растительного слоя обычно производят:

    Бульдозеры до 10 т тяги (при длине участка работы до 100 м);

    Скрепперы (при длине участка работы более 100 м).

Общая длина рабочего участка составляет:

, (7)

где - расстояние от края котлована до оси кавальера (
).

Значит, для снятия растительного слоя принимаем бульдозер (из таблицы 4 ). Выбран бульдозер ДЗ-18, его характеристики:

Длина отвала – 3,97 м,

Высота отвала – 0,815 м,

Угол резанья – 47 0 -57 0 ,

Угол перекоса –5 0 ,

Угол поворота в плане – 63 0 и 90 0 ,

Высота подъема – 1 м,

Способ изменения угла перекоса – вручную,

Управление отвалом – гидравлическое,

Мощность – 79 кВт/час,

Тяга – 10 т,

Снятие растительного слоя можно проводить по следующим схемам:


В данном проекте:

поэтому используем двухстороннюю схему снятия растительного слоя грунта, приведенную на чертеже (см. чертеж 5, приложение П). Бульдозер разрабатывает грунт, передвигаясь челночно от продольной оси котлована до оси кавальера. Расстояние перемещения грунта изменяется от
при резании и наборе грунтовой призмы у продольной оси котлована допри резании грунта у края площадки; следовательно, в среднем оно составляет
.Расстояниес, включающее временную берму и половину ширины кавальера, можно принять равным 5+5=10 м.

Эксплуатационная производительность бульдозера определяется по формуле:

П э ч = q ц *n ц *К в,

где П э ч – эксплуатационная производительность бульдозера, м 3 /ч,

К в – коэффициент использования рабочего времени, для бульдозера примем его: К в = 0,8.

n ц - количество циклов за час работы бульдозера

Расчетный объем грунта перед отвалом в конце участка транспортировки q ц:

q ц = q’ ц *К э,

где q’ ц – объем грунтовой призмы после завершения операции копания (набор грунта в призму), м 3 ,

К з – коэффициент загрузки рабочего органа,

К з = К п * 1/К р * К ук,

где К п – коэффициент потерь грунта в боковые валики при транспортировке грунтовой призмы к месту разгрузки. Он учитывает потери грунта из призмы волочением в боковые валики в процессе транспортировки.

Величина зависит от дальности перемещения, связности и влажности грунта, конструкции отвала и способа перемещения грунта.

К п = 1 – 0,005*l тр,

где l тр – средняя транспортировочная длина, м,

l тр = а 1 /4 + с,

l тр = 77,1/4+ 10 = 29,28 м.

К п = 1 – 0,005*29,28 = 0,85,

К р – коэффициент разрыхления грунта;

Примем К р = 1,2

- коэффициент использования рабочего времени

Принимаем
.

К ук – коэффициент уклона местности;

Примем К ук = 1

При количестве циклов за час работы бульдозера n ц = 3600/t ц.

Тогда формула для определения расчетной среднечасовой эксплуатационной производительности имеет вид

П ч э = q’ ц *3600/t ц * К п *1/К р *К ук *К в;

Объем грунтовой призмы зависит от размеров отвала и свойств грунта:

q’ ц = В*Н 2 /2 * 1/К пр,

где В – длина отвала, м;

Н – высота отвала, м;

К пр – коэффициент наполнения геометрического объема, определяется по таблице 22 :

По исходным данным грунт – связный.

q" ц = 2,64/2 * 1 *1/0,55 = 2,4м 3 .

Длительность рабочего цикла бульдозера t ц определяется по формуле:

t ц = t к + t тр + t р + t п + t доп,

где t к – длительность копания, с,

t к = l к /v к;

Также t к можно определить из таблице 24 .

t тр – длительность транспортировки грунтовой призмы, с,

t тр = l тр /v тр,

где l тр = 29,28 м,

v тр – скорость транспортировки, м/с, определяем по таблице 24 ;

По исходным данным тяговое усилие 100 кН, грунт III типа.

v тр = 0,7 м/с;

t тр = 29,28/0,7 = 42 с.

t р – длительность раскладки грунта, с. При сосредоточенной разгрузке призмы принимается равным t р = 0 с,

t п – длительность порожнего хода, с,

t п = (l к + l тр + l р)/2*v п,

где l к – длина пути копания, м, принимается равной l к = 5 м;

l тр = 29,28 м;

v п – скорость порожнего хода, м/с, определяем по таблице 24 ;

По исходным данным тяговое усилие 100 кН, грунт III типа.

v п = 1,23 м/с;

t п = (5 + 28,29 + 0)/2*1,23 = 21с,

t доп – дополнительное время на переключение передач, установку отвала и поворот бульдозера, с,

Примем t доп = 20 с

t ц = 14,4 + 42 + 0 + 21 + 20 = 97 с

П ч э = 2,4 * (3600/97) * 0,85*0,7 = 53 м 3 /ч

Снятие растительного грунта. Плодородный слой почвы, включая дерново-растительный слой, должен быть снят на всей площади, занимаемой насыпями, выемками, резервами, карьерами и другими сооружениями дорожного комплекса. Границы в плане, толщина снятия и места складирования грунтов плодородного слоя почвы определяются проектом. Качественные показатели и нормы снятия плодородного слоя почвы установлены ГОСТ 17.5.3.06-85.

Разбивка работ по снятию почвы заключается в выноске в натуру границ срезки и контуров штабелей складирования. Для разбивки границ срезки используют вешки высотой 1,0-1,5 м, устанавливаемые через 20-25 м. Контуры валов складирования обозначают кольями; границу срезки до начала работ — бороздой (плугом или рыхлителем).

В целях предупреждения поломки или засыпки установленные ранее знаки выноса проекта на местность следует защитить ограждениями из трех реек, скрепленных верхними концами «в шатер», или обозначить специальными вешками. После окончания снятия плодородного слоя почвы установленная для этой работы разбивка снимается.

Если подлежащий снятию слой имеет высокую плотность или в нем остались корни после удаления леса, до начала срезки рыхлят слой или вспахивают многокорпусными плугами.

Плодородный слой почвы снимают, как правило, в талом состоянии. При затрудненной проходимости машин допускается снимать почву в весенний период при оттаивании грунта на соответствующую глубину.

Плодородный слой почвы срезают и перемещают в места складирования бульдозерами или автогрейдерами, применяя следующие схемы работ:

при возведении насыпей из привозного грунта, когда ширина полосы, с которой должен быть срезан слой почвы, не превышает 25 м, используют челночную схему поперечного перемещения грунта по отношению к оси дороги;

при возведении насыпей из боковых резервов или высоких насыпей, а также при разработке глубоких выемок, когда дорожная полоса имеет ширину 30-40 м и более, срезку и перемещение почвы следует производить сначала с одной половины полосы, начиная зарезание от оси, а затем с ее другой половины, по так называемой, поперечной или поперечно-участковой схеме движения;

при больших объемах работ по снятию почвенного слоя (толстый слой, большая ширина дорожной полосы) сначала производят срезку почвы с перемещением автогрейдером или бульдозером с поворотным отвалом в продольные валы, из которых позднее грунт перемещают бульдозерами за пределы дорожной полосы. При этом поперечное перемещение почвы на половине ширины дорожной полосы производят косыми проходами бульдозера (под углом к продольной оси дороги), чтобы при каждом проходе обеспечивалась полная загрузка бульдозера, соответствующая его мощности. Такая схема называется продольно-поперечная.

При удалении почвенного грунта с площадей большой ширины используется схема с образованием валов-штабелей в контуре сооружения. До начала последующего вида работ почвенный грунт должен быть вывезен в установленные проектом места складирования автотранспортом с погрузкой погрузчиками.

При вертикальной планировке площадей и полос с травяным покровом шире 50 м допускается сбор почвенного грунта в поперечные валы в пределах контура с последующим распределением по спланированной захватке.

Штабели почвенного грунта размещаются с учетом рельефа местности и других местных условий при ширине полосы до 25 м, как правило, с одной стороны; при большей ширине — с двух сторон с разрывами для проезда строительных машин, стока поверхностных вод. В лесных массивах, на пашнях и других ценных землях хранение почвенного грунта осуществляют на специально выделяемых для этих целей площадях.

При снятии, складировании плодородного слоя почвы должны быть приняты меры, предотвращающие его потери (размыв, раздувание), а также снижение его качества (смешивание с подстилающими слоями, корнями, лесоотходами, загрязнение и т. п.). При сроке складирования более года поверхность валов почвенного грунта укрепляют посевом трав или другими способами, предусмотренными проектом.

Основные мероприятия по подготовке основания земляного полотна. До начала возведения насыпи подготовленная поверхность основания должна быть спланирована бульдозером. Ямы, траншеи, котлованы и другие местные заглубления, в которых может застаиваться вода, заполняют послойно с уплотнением до требуемой плотности для основания (СНиП 2.05.02-85, табл. 22). Для обеспечения водоотвода на горизонтальных участках придается поперечный уклон от оси не менее установленного для поверхности покрытия.

При использовании в качестве основания сильносжимаемых недренирующих грунтов (торф, ил, глины малой плотности и др.), а в насыпи — дренирующих грунтов — при выравнивании следует создавать в средней части строительный подъем, величина которого должна быть больше величины расчетной осадки основания, предусмотренной проектом.

Уплотнение грунтового основания низких насыпей и грунтовых слоев под низом рабочего слоя дорожной одежды в выемках и нулевых местах выполняется в случаях, предусмотренных СНиП 2.05.02-85 и СНиП 3.06.03-85. Грунты основания уплотняют непосредственно перед отсыпкой вышележащих слоев грунта или слоев дорожной одежды (аэродромного покрытия).

Если требуемая глубина уплотнения превышает толщину слоя, эффективно уплотняемого применяемыми средствами, излишний слой грунта следует удалить бульдозером и проводить уплотнение нижележащего слоя. После уплотнения и разравнивания нижнего слоя удаленный грунт возвращают и уплотняют до требуемой плотности.

При реконструкции дорог с использованием существующей насыпи растительный грунт с обочин и откосов реконструируемой насыпи удаляют и перемещают на границу полосы отвода для последующей рекультивации. При невозможности использования его биологических свойств распределяют в основании дополнительной части. Перед отсыпкой дополнительных слоев поверхность старой насыпи должна быть разрыхлена на глубину 10-15 см с уплотнением совместно с последующим слоем. Необходимость разборки и удаления слоев старой дорожной одежды устанавливается проектом.

До начала работ по возведению насыпи водопропускные и коммуникационные трубы, как правило, должны быть закончены полностью и засыпаны с обеих сторон на ширину не менее 4 м с каждой стороны, сверху — слоем толщиной, не менее указанной в проекте, с послойным уплотнением до требуемой плотности. При этом перемещение и разравнивание грунта, а также уплотнение катками выполняется продольными по отношению к трубе проходами машин при одновременном наращивании насыпи с обеих сторон. Необходимо постоянно осуществлять контроль за приближением машины к стенке трубы с целью избежания ее сдвига или возможного разрушения. Толщина слоя грунта поверх трубы, при которой возможно уплотнять грунт засыпки и пропускать машины и транспорт, должна быть указана в проекте трубы, но не менее предусмотренной действующими нормами.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УДАЛЕНИЕ СЛАБОГО ГРУНТА В ОСНОВАНИИ НАСЫПИ С ЗАМЕНОЙ ДРЕНИРУЮЩИМ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) разработана на комплекс работ по удалению слабого грунта (торфа) в основании насыпи земляного полотна автомобильной дороги с заменой его дренирующим грунтом в сложных грунтово-гидрологических условиях, на участках с грунтами низкой несущей способности, относимым к болотам I и II типов.

I тип - болота, целиком заполненные торфом, допускающие работу и передвижение болотной техники с удельным давлением 0,2-0,3 кГс/см или работу обычной техники с помощью дорог лежневого типа, обеспечивающих снижение удельного давления на поверхность залежи до 0,2 кГс/см.

II тип - болота, целиком заполненные торфом, допускающие работу и передвижение строительной техники только по временным технологическим дорогам (лежневым), обеспечивающим снижение удельного давления на поверхность залежи до 0,1 кГс/см.

Удаление слабого грунта (полная выторфовка) производится на участке дороги, общей протяженностью 500 метров. Болото I типа, торф хорошо разложившийся, плотный, мощность слоя от 0,3 до 2,2 м. Грунт минерального дна болота - супесь пылеватая.

1.2. Типовая технологическая карта предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) и другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по удалению слабого грунта (торфа) в основании насыпи земляного полотна автомобильной дороги с заменой его дренирующим грунтом.


1.3. Цель создания представленной ТТК дать рекомендуемую схему технологического процесса по удалению слабого грунта (торфа) в основании насыпи земляного полотна автомобильной дороги с заменой его дренирующим грунтом состав и содержание ТТК, примеры заполнения необходимых таблиц.

1.4. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты на выполнение отдельных видов работ по удалению слабого грунта (торфа) в основании насыпи земляного полотна автомобильной дороги с заменой его дренирующим грунтом.

При привязке Типовой технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства, объемы работ, затраты труда, средства механизации, материалы, оборудование и т. п.

1.5. Все Рабочие технологические карты разрабатываются по рабочим чертежам проекта, регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.

1.6. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.7. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительно-монтажной организации , по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика и организациями, в ведении которых находится эксплуатация данной автомобильной дороги.

1.8. Применение ТТК способствует улучшению организации производства, повышению производительности труда и его научной организации, снижению себестоимости, улучшению качества и сокращению продолжительности строительства, безопасному выполнению работ , организации ритмичной работы, рациональному использованию трудовых ресурсов и машин, а также сокращению сроков разработки ППР и унификации технологических решений.

1.9. Несущая способность болотных грунтов очень низкая, поэтому для выторфования применяют машины специальной болотной модернизации, давление которых на грунт не превышает 20-25 кПа. Технологической картой предусмотрено полное выторфование болота I типа комплексным механизированным звеном с экскаватором ЕТ-16 имеющим уширенный и удлиненный гусеничный ход в качестве ведущего механизма.

Рис.1. Экскаватор ЕТ-16

1.10. В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

Подготовка полосы для устройства сухой траншеи выторфования;

Устройство боковых полос для движения экскаватора;

Срезка растительного слоя грунта на подходах к болоту, погрузку его на автосамосвалы и вывозку для складирования в притрассовый резерв;

Полное удаление слабого грунта (устройство траншеи выторфования) с разработкой, погрузкой, транспортировкой и выгрузкой в отведенные места;

Зачистка минерального дна котлована бульдозером после работы экскаватора;

Заполнение траншеи дренирующим грунтом, включая его разработку в карьере, транспортировку, укладку в траншею, послойное разравнивание и уплотнение.


1.11. Работы выполняются в зимний период года с декабря по март месяц включительно. Продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

где - время, связанное с подготовкой машины к работе и ЕТО, а также с перерывами связанными с организацией и технологией производственного процесса, и перерывами предназначенными для отдыха и личных надобностей машиниста, 0,85

Продолжительность рабочей смены и обеденного перерыва.

1.12. Дренирующий грунт из притрассового резерва представлен - II группой 10 насыпная масса 1,8 т/м пески, супеси, суглинки, 1,0 м/сутки, торф - I группа 37. Классификация грунта соответствует ГЭСН-2001, Сборник N 1*.

* Действует ГЭСН 01. - Примечание изготовителя базы данных .

1.13. Работы следует выполнять руководствуясь требованиями:

СНиП 3.01.01-85*. Организация строительного производства;

СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;

СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги;

СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты;

СНиП. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

СНиП. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. В соответствии со СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства" до начала выполнения строительно-монтажных (в том числе подготовительных) работ на объекте Генподрядчик обязан получить в установленном порядке разрешение от Заказчика на ведение строительных работ (ордер на производство работ). Выполнение работ без указанного разрешения запрещается.

2.2. Выполнению работ по замене слабого грунта в основании насыпи предшествует комплекс организационно-технических мероприятий и подготовительных работ, таких как:

Получение разрешения на рубку леса от лесохозяйственных органов (лесопорубочного билета);

Назначение лица, ответственного за качественное и безопасное ведение работ;

Разметка границ полосы отвода подлежащей лесорасчистке;

Разметка границ выторфовки;

Обеспечение рабочих мест техникой, механизированным инструментом, приспособлениями, приведенными в состояние технической готовности, а также средствами первой медицинской помощи, питьевой водой , противопожарным оборудованием и средствами индивидуальной защиты;

Инструктаж членов бригад по технике безопасности и производственной санитарии.

2.3. В ходе подготовительных работ Подрядчик обязан:

Принять от Заказчика, не позднее чем за 10 дней до начала строительства, геодезическую разбивочную основу в объеме гл.9 СП .

После выполнения проектной организацией изысканий, Подрядчик в присутствии Заказчика производит полевую приемку вынесенной и закрепленной геодезическими знаками на местности границы полосы отвода земель. Приемо-передача закрепленной полосы отвода оформляется Актом с приложением к нему необходимых ведомостей и журналов. Выборочной проверке подлежат отметки пикетажа предназначенного для строительства линейного сооружения и выносных точек. Все закрепляемые и выносимые точки заносятся в схему закрепления трассы.

Заказчик передает закрепленные на местности вне зоны производства работ следующие пункты и знаки:

Границы полосы отвода земель;

Плановые знаки трассы закрепленные не реже чем через 0,5 км;

Определяющие ось, начало, конец трассы и промежуточные точки.

Заказчик также передает следующую техническую документацию:

Схемы закрепления оси трассы на прямых и криволинейных участках, исполненные в масштабе генерального плана строительства;

Ведомости: линейных промеров трассы; закрепления трассы; реперов; углов поворота; прямых и кривых.

2.4. Порядок производства геодезических разбивочных работ:

- обозначить границы полосы отвода (просеки).

Границы полосы отвода закрепляют с обеих сторон дороги затесками на деревьях, а на открытых площадях столбами и кольями. Колья высотой 50 см размером 7,0х5,0 см, столбы высотой 180 см размером 10х10 см. От столбов на расстоянии 10-20 м (в створе со столбами) забивают колья высотой 1,0 м, на которых указывают высоту (Н) по оси трассы, номер пикета, расстояние до оси трассы, место расположения (слева или справа), отметку репера;

- визуально провесить ось трассы.

Вначале вешками дают направление трассы, затем производят коррекцию разбивки и закрепляют точки кольями и выносками. Вехи высотой 2,0-3,0 м устанавливают через 0,5-1,0 км на прямых участках и через 5, 10 или 20 м на кривых в зависимости от их радиуса;

- закрепить пикетаж.

Пикеты и плюсовые точки закрепляют колышками, забитыми вровень с землей, и сторожками высотой 30 см. Расстояние между колышками и сторожками 15-20 см;

- закрепить углы поворота.

Углы поворота закрепляют четырьмя знаками:

В ВУ (место установки теодолита) столбиком d =10 см, вбитым вровень с землей;

На расстоянии 2,0 м по биссектрисе от ВУ угловой опознавательный столбик высотой 0,5-0,75 м;

Два опознавательных столбика, такой же высоты, за пределами предстоящих земляных работ , на продолжении сторон угла, на одинаковом расстоянии.

2.5. Перед производством выторфовки должны быть выполнены следующие работы:

Восстановлена и закреплена трасса дороги;

Подготовлена площадка для замены грунта;

Устроены въезды к разрабатываемой траншее и отъезды от нее (на каждой захватке);

Устроены разворотные площадки на насыпи;

Съезды и площадки устраиваются из привозного грунта одновременно с заменой грунта.

2.6. Состав работ по подготовке площадки для замены грунта предусматривает:

Устройство временных подъездных путей и специальных площадок для расположения техники занятой на работах по замене грунта;

Расчистить полосу отвода от кустарника и мелколесья;

Установить границу снятия растительного слоя;

Произвести корчевку пней, удаление порубочных остатков и валунов;

Срезать растительный слой грунта, погрузить его на автосамосвалы и вывезти для складирования в притрассовый резерв;

Обеспечение временного поверхностного водоотвода.

Схемы организации работ при выторфовании экскаватором.

Рис.2. С перемещением экскаватора по поверхности болота

1 - разработка торфа экскаватором; 2 - подвозка грунта автомобилями-самосвалами; 3 - послойное разравнивание грунта бульдозером; 5 - разравнивание торфа, вынутого из траншеи бульдозером

Рис.3. С перемещением экскаватора по отсыпаемой насыпи

4 - надвижка грунта в траншею бульдозером.

Римскими цифрами обозначен порядок разработки захваток

2.7. Работы по замене слабого грунта выполняют на двух захватках. Размер захватки равен половине ширины разрабатываемой траншеи. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:

Удаление слабого грунта на полную глубину;

Отрывка водоотводных канав;

Замена слабого грунта дренирующим.

2.8. Для обеспечения устойчивости насыпи, удаление слабого грунта производится с заглублением в минеральное дно болота на 15-20 см. Использование экскаватора ЕТ-16 с радиусом копания 8,2 м позволяет разрабатывать траншеи шириной до 8,0 м по верхнему сечению, т. е. производить выторфование двумя продольными траншеями.

Первую и вторую захватки экскаватор выполняет способом "от себя" с твердой поверхности не болотного типа, экскаватор при этом устанавливается не ближе 0,5 м от края разрабатываемого котлована, остальные поперечными проходками перемещаясь по готовым боковым полосам, производя выторфование на полную глубину траншеи. В процессе разработки траншеи происходит естественное промораживание стенок траншеи в итоге получается сухая траншея. Выторфовывание должно опережать отсыпку нижней части насыпи на три сменные захватки.

Зачистку минерального дна разработанного котлована производят бульдозером Б 10М. Б на захватке не менее 50 м, за два прохода по следу, с перекрытием предыдущего прохода на 0,5 м, тем самым выравнивая естественное основание под насыпь земляного полотна.

2.9. Разработанный торф грузится в автомобили-самосвалы VOLVO FMт) и вывозится для временного складирования в отведенных местах. Автосамосвалы, вывозя торф с первых трех захваток, передвигаются по боковым полосам. Потом они могут перемещаться по дну вырытой траншеи и отсыпанному слою заменяющего грунта.

В дальнейшем торф можно использовать для плакировки откосов насыпи земляного полотна при их укреплении засевом трав.

2.10. Заменяющий грунт разрабатывается в притрассовом резерве экскаватором VOLVO ЕС-290В и доставляется на место производства работ автосамосвалами VOLVO FMм ). Доставленный из резерва дренирующий грунт выгружается на расстоянии 5 м от края траншеи. Автосамосвал разворачивается на насыпи и подает задним ходом к месту выгрузки. После выгрузки грунта автосамосвалы устанавливаются на место погрузки торфа под углом 15-20° к оси прохода экскаватора.

Так как выгрузка торфа и загрузка дренирующего грунта производится в одном месте, применяется круговая схема работы автотранспорта.

Прием грунта на месте выгрузки осуществляет дорожный рабочий 3 разряда. Рабочий подает сигнал на подход и отход автомобиля, регулирует движение автомобилей по ширине насыпи, чтобы не создавалась колейность и обеспечивалось более равномерное уплотнение слоя.

2.11. Засыпку траншеи привозным дренирующим грунтом производят бульдозером Б 10М.01 способом "с головы", т. е. путем надвижки грунта в открытую траншею, слоями толщиной до 1,0 м от середины к краям, челночными проходами с последующим его разравниванием, до уровня болота. Бульдозер перемещает грунт на второй передаче к кромке котлована, постепенно поднимая отвал бульдозера, сталкивает грунт в котлован и, возвращаясь задним ходом к месту набора грунта, разравнивает отвалом бульдозера грунт насыпи.

Разравнивание грунта в траншее выполняется этим же бульдозером за четыре прохода, с перемещением грунта из кучи на расстояние до 10 м слоями толщиной 1,0 м, по челночной схеме от краев к середине на всю ширину траншеи, с перекрытием предыдущего следа на 0,5 м, при рабочей скорости на второй передаче.

Ширина слоев заменяющего грунта равна ширине основания под насыпь земляного полотна, возводимого выше уровня болота.

2.12. Толщина отсыпаемых слоев заменяющего (дренирующего) грунта, принимается в зависимости от применяемого грунтового катка (смотри таблицу 1).

Максимальная толщина уплотняемого слоя (Ку=0,95)

Таблица 1

Модель катка

Общий вес, т

Вес вибровальцового

модуля, т

Амплитуда,

Частота, Гц

Толщина слоя (см)

При потребности уплотнять грунт до Ку=0,98 толщину уплотняемого слоя снизить на треть, снизить на треть рабочую скорость катка и на треть увеличить количество его проходов (n=10-12).

При уплотнении указанных в таблице слоев до Ку=0,95 количество проходов катка с сильной вибрацией должно быть в пределах 6-8, а первые два прохода делать со слабой вибрацией или без вибрации, на рабочей скорости 4-5 км/ч.

Выполнять свою работу по уплотнению каждый из этих катков может в трех режимах - статическом (без вибрации), со слабой вибрацией (малая амплитуда) и с сильной вибрацией (большая амплитуда).

2.13. Одновременно с разработкой траншеи разрабатываются водоотводные канавы шириной равной ширине ковша экскаватора, на расстоянии 2,0-2,5 м от подошвы насыпи.

Работы по разработке траншеи и ее заполнении ведутся одновременно в рамках единого цикла, т. е. сразу после ее разработки, в эту же смену. Это должно производиться потому, что откосы разрабатываемой траншеи (1:0,5) быстро оплывают, заполняя пустую траншею водой или жидкой болотной массой.

2.14. На второй захватке выполняются следующие технологические операции:

Устройство рабочей платформы;

До уплотнение заменяющего слоя;

Планировка слоя из заменяющего грунта.

2.15. Ввиду большой глубины выторфования и значительной толщины отсыпаемого несвязного грунта проблема его уплотнения решается путем использования наиболее крупных и тяжелых грунтоуплотняющих машин ударно-вибрационного воздействия. Для этой цели применяется самоходный виброкаток СА 602D весом 18,6 т, способный прорабатывать водонасыщенный песок на глубину до 100 см при 6-8 проходах по следу с обязательным поддержанием частоты колебаний вальца 25-27 Гц с перекрытием предыдущего следа на ширины вальца катка, с перемещением полос уплотнения от края слоя к оси. Каждый последующий проход по одному и тому же следу, необходимо начинать после перекрытия предыдущими проходами всей ширины заменяющего слоя. Первый и последний проходы катка следует выполнять на скорости 2,5-3,5 км/час, промежуточные на скорости 8-10 км/час. Дренирующий слой следует уплотнять до 1,00.

2.16. Одновременно с засыпкой траншеи отсыпается и разравнивается на ширину основания насыпи, рабочая платформа толщиной 0,5 м из этого же грунта. Данная платформа обеспечит нормальный проход строительных машин по выторфованному участку.

В процессе движения автомобилей-самосвалов по отсыпанной платформе происходит предварительное уплотнение нижней части насыпи.

Нижняя часть насыпи высотой 0,5 м выше уровня болота с учетом осадки не уплотняется грунтоуплотняющей техникой в связи с тем, что насыпь отсыпается из песчаного грунта, который увлажняется снизу и тем самым обеспечивается хорошее естественное уплотнение.

После достижения расчетной осадки слой заменяющего грунта доуплотняется виброкатком до требуемой плотности за шесть проходов по следу, с перекрытием предыдущего следа на ширины вальца катка, с перемещением полос уплотнения от края слоя к его оси.

Уплотнение слоя производят в одну стадию т. к. по отсыпанному грунту двигался груженый автотранспорт, а его направления регулировались, поэтому подкатка слоя легким катком не требуется и грунт сразу уплотняется до требуемой плотности тяжелым катком.

Каждый последующий проход по одному и тому же следу следует начинать после перекрытия предыдущими проходами всей ширины заменяющего слоя.

Первый и последний проходы катка следует выполнять на скорости 2,5-3,5 км/ч, промежуточные - на скорости 8-10 км/ч. Заменяющий слой следует уплотнять до 0,95-0,98. Число проходов катка по одному следу принято шесть, но оно может уточняться производителем работ совместно со строительной лабораторией по результатам пробной укатки.

Планировку поверхности слоя насыпи выполняют автогрейдером после его доуплотнения до проектной степени уплотнения, за четыре прохода по следу.

Поперечный уклон поверхности слоя должен быть равен 40┐ и обеспечивать быстрый отвод выпавших атмосферных осадков.

Отсыпку последующего слоя, для возведения земляного полотна можно производить только после разравнивания и уплотнения заменяющего слоя грунта.

Рис.4. Технологическая схема удаления слабого грунта в основании насыпи

2.17. Особенности производства работ в летний период:

Нижняя часть насыпи устраивается из песка и отсыпается в воду, заполняя траншею выторфования после достижения возвышения 0,3-0,6 м над уровнем воды в болоте;

При выторфовании экскаватор перемещается по уложенным инвентарным щитам (см. рис.5) или лежневому настилу устроенному по верху траншеи выторфования.

Рис.5. Схема разработки траншеи экскаватором со сланей

При недостаточной устойчивости экскаватора на поверхности болота под гусеницы укладывают щиты из круглого леса диаметром 16-22 см. Площадь щита, обеспечивающего устойчивость экскаватора на поверхности болота, можно определить по формуле:

где - масса экскаватора, кг;

Несущая способность болотного грунта (14-18 кПа);

Нижняя часть насыпи высотой 0,5 м выше уровня болота с учетом осадки не уплотняется грунтоуплотняющей техникой в связи с тем, что насыпь отсыпается из песчаных грунтов, которые увлажняются снизу и тем самым обеспечивается хорошее естественное уплотнение;

Работы по разработке траншеи и ее заполнении ведутся одновременно в рамках единого цикла, т. е. сразу после ее разработки, в эту же смену. Это должно производиться потому, что откосы разрабатываемой траншеи (1:0,5) быстро оплывают, заполняя пустую траншею водой или жидкой болотной массой;

Одновременно с разработкой траншеи разрабатываются водоотводные канавы шириной равной ширине ковша экскаватора, на расстоянии 2,0-2,5 м от подошвы насыпи;

Одновременно на ширину основания насыпи отсыпается из песка рабочая платформа толщиной 0,5-1,0 м, которая обеспечивает проход машин и послойную отсыпку верхней части насыпи до проектной высоты.

3. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

3.1. Контроль и оценку качества работ по разработке торфа выполняют в соответствии с требованиями нормативных документов:

СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты;

СНиП 3.01.01-85*. Организация строительного производства;

СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги.

3.2. Контроль качества выполняемых работ должен осуществляться специалистами или специальными службами, оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля и возлагается на руководителя производственного подразделения, выполняющего работы по выторфованию.

3.3. Дренирующие грунты, поступающие на объект, должны отвечать требованиям соответствующих стандартов и рабочих чертежей.

До начала проведения работ по замене грунта поступившие на объект материалы должны быть подвергнуты входному контролю. Входной контроль проводится с целью выявления отклонений от этих требований.

Входной контроль поступающего песка осуществляется путем отбора на менее 10 точечных проб (при объеме поставки до 350 м) из которых образуют объединенную пробу, характеризующую контролируемую партию и проводят лабораторную проверку таких параметров как:

Зерновой состав песка;

Содержание пылевидных и глинистых частиц;

Содержание глины в комках;

Класс, модуль крупности, полный остаток на сите N 063;

Коэффициент фильтрации.

Поступившие на объект инертные материалы должны иметь сопроводительный документ (паспорт), в котором указываются наименование материала, номер партии и количество материала, содержание вредных компонентов и примесей, дата изготовления.

Результаты входного контроля оформляются Актом и заносятся в Журнал учета входного контроля материалов и конструкций.

3.4. В процессе выторфования и замены грунта необходимо проводить операционный контроль качества работ. Это позволит своевременно выявить дефекты и принять меры по их устранению и предупреждению. Контроль проводится под руководством мастера (прораба), в соответствии со Схемой операционного контроля качества.

При операционном (технологическом) контроле надлежит проверять соответствие выполнения основных производственных операций требованиям, установленным строительными нормами и правилами, рабочим проектом и нормативными документами. Инструментальный контроль выторфования и замены грунта должен осуществляться систематически от начала до полного его завершения. При этом должны проверяться:

Глубина и ширина выторфовки;

Пробы минерального основания болота;

Поперечные уклоны и ровность поверхности замещающего слоя;

Толщина замещающего слоя из расчета один промер на 2000 м, но не менее пяти промеров на любой площади;

Степень уплотнения грунта заменяющего слоя;

Размеры и поперечные профили водоотводных канав.

При отсыпке замещающего слоя не допускается:

Загрязнение песка при разравнивании и уплотнении;

Попадание снега в песок.

Результаты операционного контроля должны быть зарегистрированы в Общем журнале работ.

3.5. Операционный контроль осуществляется в ходе выполнения производственных операций с целью обеспечения своевременного выявления дефектов и принятия мер по их устранению и предупреждению. Контроль проводится под руководством мастера, прораба.

3.6. Качество производства работ обеспечивается выполнением требований к соблюдению необходимой технологической последовательности при выполнении взаимосвязанных работ и техническим контролем за ходом работ, изложенным в Проекте организации строительства и Проекте производства работ, а также в Схеме операционного контроля качества работ.

3.7. Пример заполнения Схемы операционного контроля качества работ приведен в таблице 2.

Таблица 2

Наименование операций подлежащих контролю

Состав и объем проводимого контроля

контроля

Время проведения

Кто контролирует

Устройство выторфовки, отсыпка замещающего дренирующего грунта

Глубина выторфовки

Смещение оси дна в плане ±20 см

Расстояние от оси до края котлована ±10 см

Высотные отметки по оси ±50 мм

Поперечные уклоны ±0,010┐;

Ширина по низу и верху ±15 см;

Степень уплотнения дна 0,98

Измерительный,

рулетка, нивелир, плотномер

Не реже, чем через 100 м в 3-х точках на поперечнике

Прораб Геодезист

3.8. Приемка участка дороги, на котором произошла замена слабого грунта в основании насыпи оформляется Актом промежуточной приемки ответственных конструкций, в соответствии с Приложением 7, СНиП 3.01.01-85*.

3.9. На объекте строительства необходимо вести Общий журнал работ, Журнал геодезического контроля и Журнал авторского надзора проектной организации.

4. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА И МАШИННОГО ВРЕМЕНИ

7.2. Ответственность за выполнение мероприятий по технике безопасности, охране труда , промсанитарии, пожарной и экологической безопасности возлагается на руководителей работ, назначенных приказом.

Ответственное лицо осуществляет организационное руководство работами непосредственно или через бригадира. Распоряжения и указания ответственного лица являются обязательными для всех работающих на замене грунта.

7.3. Охрана труда рабочих должна обеспечиваться выдачей администрацией необходимых средств индивидуальной защиты (специальной одежды, обуви и др.), выполнением мероприятий по коллективной защите рабочих (ограждения, освещение, вентиляция , защитные и предохранительные устройства и приспособления и т. д.), санитарно-бытовыми помещениями и устройствами в соответствии с действующими нормами и характером выполняемых работ. Рабочим должны быть созданы необходимые условия труда, питания и отдыха. Работы выполняются в спецобуви и спецодежде.

7.4. Сроки выполнения работ, их последовательность, потребность в трудовых ресурсах устанавливается с учетом обеспечения безопасного ведения работ и времени на соблюдение мероприятий, обеспечивающих безопасное производство работ, чтобы любая из выполняемых операций не являлась источником производственной опасности для одновременно выполняемых или последующих работ.

7.5. При разработке методов и последовательности выполнения работ следует учитывать опасные зоны, возникающие в процессе работ. При необходимости выполнения работ в опасных зонах должны предусматриваться мероприятия по защите работающих.

На границах опасных зон должны быть установлены предохранительные защитные и сигнальные ограждения, предупредительные надписи, хорошо видимые в любое время суток.

7.6. Санитарно-бытовые помещения, автомобильные и пешеходные дороги должны размещаться вне опасных зон. В вагончике для отдыха рабочих должны находиться и постоянно пополняться аптечка с медикаментами, носилки, фиксирующие шины и другие средства для оказания первой медицинской помощи. Все работающие на строительной площадке должны быть обеспечены питьевой водой.

7.7. Лицо, ответственное за безопасное производство работ, обязано:

Ознакомить рабочих с технологической картой под роспись;

Следить за исправным состоянием инструментов, механизмов и приспособлений;

Разъяснить работникам их обязанности и последовательность выполнения операций;

Прекращать работы при силе ветра более 11,0 м/сек во время сильного снегопада, ливневого дождя, тумана или грозы при видимости менее 50 м.

7.8. К выполнению работ допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие:

Медицинский осмотр и признанные годными для работы в строительстве;

Обучение и проверку знаний по безопасным методам и приемам труда, пожарной безопасности , оказанию первой медицинской помощи и имеющие об этом специальное удостоверение;

Вводный инструктаж по технике безопасности, производственной санитарии и инструктаж непосредственно на рабочем месте.

Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в три месяца. Проведение инструктажа регистрируется в специальном журнале.

7.9. Техническое состояние машин (надежность крепления узлов, исправность связей и рабочих настилов) необходимо проверять перед началом каждой смены.

Каждая машина должна быть оборудована звуковой сигнализацией. Перед пуском ее в действие необходимо подавать звуковой сигнал.

7.10. Перед пуском машины необходимо убедиться в их исправности, наличии на них защитных приспособлений, отсутствие посторонних лиц на рабочем участке.

7.11. При работе нескольких машин, идущих друг за другом, необходимо соблюдать дистанцию между ними не менее 10 м.

7.12. Машинистам запрещается:

Работать на неисправных механизмах;

На ходу, во время работы устранять неисправности;

Оставлять механизм с работающим двигателем;

Допускать посторонних лиц в кабину механизма;

Стоять перед диском с запорным кольцом при накачивании шин;

Производить работы в зоне действия кранов и ЛЭП любого напряжения.

7.13. При работе бульдозера необходимо соблюдать следующие правила:

При перемещении грунта бульдозером на подъеме необходимо следить за тем, чтобы отвал не врезался в грунт;

Запрещается перемещать грунт на подъем или под уклон более 30°;

Запрещается выдвигать отвал бульдозера за бровку откоса при сбрасывании грунта под откос;

Запрещается работать в глинистых грунтах в дождливую погоду;

Запрещается до остановки двигателя находиться между трактором и отвалом или под трактором;

Во время случайных остановок бульдозера отвал должен быть опущен на землю.

7.14. При работе экскаватора необходимо соблюдать следующие правила:

Запрещается производство каких-либо работ и нахождение посторонних лиц в радиусе, равном длине стрелы плюс 5 м;

Выравнивание площадки для стоянки экскаватора разрешается производить только во время его остановки;

При движении экскаватора следует стрелу устанавливать строго по оси движения, а ковш опустить на высоту не более 0,5-0,7 м от земли и подтянуть к стреле;

Передвижение экскаватора с наполненным ковшом запрещается;

Запрещается держать (оставлять) ковш на весу;

Во время остановки работ стрелу экскаватора нужно отвести в сторону забоя, а ковш опустить на землю;

Машинист экскаватора обязан следить за состоянием забоя и не допускать нависания слоя грунта (козырька);

В нерабочее время экскаватор должен быть поставлен в безопасное место, кабина закрыта, двигатель выключен, ходовая и поворотные части заторможены.

7.15. При работе автогрейдера необходимо соблюдать следующие требования:

При развороте автогрейдера в конце профилируемого участка, а также на крутых поворотах, движение должно осуществляться на минимальной скорости;

Разравнивать грунт на свежеотсыпанных насыпях высотой более 1,5 м необходимо под наблюдением ответственного лица;

Расстояние между бровкой земляного полотна и внешними (по ходу) колесами автогрейдера должно быть не менее 1,0 м;

Установка откосника и удлинителя, вынос ножа в сторону для срезки откосов должен выполняться двумя рабочими в брезентовых рукавицах.

7.16. При работе на грунтоуплотняющей технике необходимо соблюдать следующие требования:

Каток должен быть оборудован звуковыми и сигнальными приборами, за исправностью которых должен следить машинист;

На свежеотсыпанной насыпи колеса катка должны быть не ближе 0,5 м от бровки откоса;

Машинист катка должен носить спецодежду, для предохранения глаз от пыли следует надевать защитные очки.

7.17. Минимальное расстояние по горизонтали от основания откоса разрабатываемой траншеи до ближайших опор машины должно быть 4,0 м.

7.18. Подача автомобиля-самосвала задним ходом к месту выгрузки дренирующего грунта должна производиться водителем только по команде дорожного рабочего осуществляющего приемку грунта.

8. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

8.1. Численный и профессиональный состав комплексной бригады составляет - 22 чел., в том числе:

Машинист экскаватора

Машинист экскаватора

Машинист бульдозера

Машинист автогрейдера

Машинист катка

Водитель автосамосвала

Дорожный рабочий

8.2. Затраты труда на выторфовке составляют:

Трудозатраты рабочих - 1578,60 чел.-час.

Машинного времени на - 1240,83 маш.-час.

8.3. Выработка на одного рабочего на выторфовке - 65м /смену.

9. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

9.1. При разработке Типовой технологической карты использованы:

9.1.1. Технология и механизация строительного производства.

9.1.2. Справочное пособие к СНиП "Разработка проектов организации строительства и проектов производства работ для промышленного строительства ".

9.1.3. ЦНИИОМТП. М., 1987. Методические указания по разработке типовых технологических карт в строительстве.

9.1.4. СНиП "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения".

9.1.5. СНиП 3.01.03-84 "Геодезические работы в строительстве".

9.1.6. СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства".

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по материалам,

Если необходимо снять растительный грунт с неравномерной и незначительной толщиной (до 10 см) и переместить его на расстояние до 50 м, целесообразно для срезки грунта применить автогрейдер (грейдер), а для перемещения — бульдозер. Растительный грунт срезают и укладывают в валы автогрейдером вдоль захватки. После того как на всей захватке растительный грунт будет уложен в валы, проходами бульдозера поперек захватки перемещают его за пределы захватки.

Бульдозером можно выполнить почти все технологические процессы по снятию, перемещению и оформлению в валы растительного грунта. Бульдозер целесообразно использовать при расстоянии перемещения грунта до 50 м и толщине растительного слоя более 10 см.

При наличии ровной местности зарезание следует делать в наиболее удаленном конце участка и перемещать грунт по поверхности растительного слоя, что исключит перемешивание его с минеральным грунтом.

При неровной поверхности целесообразно первое зарезание делать ближе к месту укладки грунта с тем, чтобы последующий грунт перемещать по выровненной поверхности в траншее, образуемой предыдущими зарезаниями.

Снимать растительный грунт толщиной более 10 см и перемещать его на расстояние 50-500 м можно скреперами. В этом случае требуется обратить особое внимание на то, чтобы вместе с растительным грунтом скрепером не был срезан минеральный грунт. При толщине растительного грунта до 10 см следует предварительно срезать его автогрейдерами и уложить в валики, после чего скреперы, двигаясь вдоль валиков, набирают грунт.

Снятый скреперами растительный грунт можно уложить в призмы послойно. Отсыпав первый слой по всей площади основания призмы, приступают к отсыпке второго и последующих слоев от края призмы к середине с отступлением от кромки нижнего слоя на величину, равную 1,5-2,0 толщины слоя.

При отсыпке призм следует обеспечить в их торцах плавные въезд и съезд с уклоном не более 1: 10. Планировку поверхности) призм и откосов выполняют бульдозерами.

На расстояние более 500 м растительный грунт целесообразно; перемещать автомобилями-самосвалами или тракторными прицепами. Погрузку грунта в транспортные средства следует выполнять грейдер-элеваторами при толщине растительного грунта более 20 см, или экскаваторами из призм или куч, созданных бульдозерами.

К восстановлению растительного грунта можно приступить только после окончания работ с минеральным грунтом и тщательной планировки поверхности выемки или насыпи по геодезическим отметкам. При доставке грунта автомобилями-самосвалами или тракторными прицепами целесообразно разравнивать грунт бульдозером, а планировать автогрейдером. При отсутствии бульдозера растительный грунт можно распределять из куч автогрейдером с выдвинутым в сторону ножом, чтобы исключить наезд передних колес автогрейдеров на кучи, или применить сменное оборудование (навесной бульдозер), которым оснащены некоторые марки автогрейдеров.

Для прикажи растительного грунта можно использован, легкие прицепные катки без балласта на пневматических шипах или с гладкими вальцами.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх