Уникальное явление фата-моргана. Что это такое? Явление фата-морганы Что означает fata morgana

Если первая половина сентября две тысячи семнадцатого разом накрыла публику волной страха, открыв сезон клоуна Пеннивайза, то вторая половина девятого месяца дарит нам долгожданный фит Маркула и Оксимирона с не менее интересным сюжетом мрачноватого клипа. «FATA MORGANA» — не первая коллективная работа артистов, шесть лет назад музыканты записали совместный трек «В тихом омуте», однако сравнивать материалы даже не представляется необходимым. На этот раз исполнители подготовили нам бомбу в прямом и переносном значении, а на первый взгляд неподходящий под песню клип является полноценной короткометражкой, на самом деле сочетающей и аккумулирующей в себе и смысл трека, и вложенный туда сюжет. Поскольку видео и аудио дорожки переплелись в монолит, мы анализируем все вместе.

С первых секунд видеоклипа перед нами открывается мир постапокалипсиса и угрюмая атмосфера безумия. Все настолько кажется пессимистичным и бесперспективным, что в такую обстановку отлично бы вписался портрет Большого Брата, следящего за тобой. Впрочем, жанр антиутопии будет упомянут как раз кстати, ведь клип – самый настоящий блокбастер, пропитанный аллегориями, символами и посланиями.

Сюжет прост: герои собирают большую музыкальную бомбу, пользуясь своим талантом, и с нею хотят победить огромное чудовище, которое захватило город. Как мы понимаем, власть его породила бандитизм и анархию, сила тьмы восстала со дна, как предвещал еще Марк в «Горгороде». Даже облик монстра в финальном кадре отсылает нас к альбому 2015 года: «Мрак, водолаз да спрут». Перед нами вариация на тему того, как выглядит мэр, вынужденный столкнуться с новыми оппозиционерами, только вот они увереннее и сильнее прежних. Теперь-то они точно стали чем-то большим, чем они сами, и готовы бросить вызов системе.

Образ черепахи

Первый же образ в клипе – черепаха с динамиком, уже уничтожившая бандита. Рана у него на голове, что свидетельствует о том, что у него лопнули ушные перепонки, и удар был нанесен посредством звуковой волны. Животное с хитиновым покровом — неотъемлемый элемент истории, разворачивающейся в картине. Это прообраз музыкальной бомбы, и в таком необычном выборе носителя скрывается посыл слушателям — музыка не должна делаться быстро. Сопоставляем такую метафору с творчеством Оксимирона, и все становится на свои места: артист действительно не торопится с новинками, зато создает их максимально качественными. Как говорится, редко, но метко. « Это рэп, а не череда инфоповодов» — читает Мирон в качестве еще одной подсказки на то, что творческий процесс требует усилий и времени. Опять-таки само искусство нуждается во вдохновении, погружении и самоотдаче художника, а не в его имидже или контракте. Именно так и работает Мирон.

Аутодафе стиральной машины

Сюжет клипа разворачивается подобно настоящему боевику: главные персонажи картины – Маркул в роли полицейского и его банда — собирают бомбу по частям, доставая нужные детали из техники, а батарейки — из рыб. Куча бытового хлама и ее последующее сожжение – метафора, означающая протест против мещанских условностей и зацикленности на материальных аспектах существования. Ради всех этих побрякушек люди хоронят свои мечты, работают целыми жизнями и вешают на себя ярмо кредитов. А стоит ли? Эти вопросы и поднимаются в песне. Может, хватит и горизонта, а все остальное навязано нам извне?

Образ рыбы

Следующий образ из мира фауны и флоры – рыбы. Они подвешены на крыше дома в пакетах, где предусмотрительно прорезаны дыры. В них герои находят батарейки для своего предприятия. Есть несколько версий, почему же авторы идеи использовали этот образ.

  1. Возможно, это именно те навязыватели мнений, которые немы, если речь идет о действительно важной информации. Власть постоянно держит их в подвешенном состоянии, да еще и периодически выпускает воду, так что другого выхода, кроме молчания, у них нет. Продажные СМИ, сладкоголосые рэперы, блогеры ни о чем – все это неотъемлемые элементы режима, против которого выступает честная музыка. Как исполнители, Маркул и Оксимирон не боятся задевать и критиковать таких пропагандистов псевдоправды и недоправды, возможно, в этом вдохновении от борьбы и кроется заряд энергии, воплощенный в клипе в виде батареек. Деконструируя образ врага (разрезая рыбу), музыканты находят силы для финального поединка с глобальным злом несправедливой и алчной машины (чудовищем, которое захватило город). Такое политическое значение подтверждается недавно взятым курсом Оксимирона – возвращение на родину, возвращение к истокам, и, как следствие, повышенное внимание к политической ситуации в стране. Уже в Горгороде отчетливо прозвучали оппозиционные мотивы, и в новых подгонах они обретают еще более явное истолкование.
  2. В индуизме символ рыбы означает свободу от бремени мирских желаний. Возможно, в отвлеченных мифологических образах авторы идеи хотели воплотить аскетизм и отрешенность от суеты, которые помогают им возвыситься над властью наживы и противостоять ей.
  3. Во многих культах рыба символизирует удачу, изобилие и сексуальность. Эти составляющие лежат в основе творчества большинства современных рэперов. На них, как на трех слонах, зиждется идеология эпохи потребления. Возможно, авторы идеи в рыбах подразумевали подвешенных за жабры коллег, которые зависят от трендов и брендов и не вырываются из узкой полиэтиленовой парадигмы мышления. Герои, напротив, вспарывают ее, как и животы беспомощных рыб, доставая из этого процесса заряд энергии для борьбы со злом.

О миражах известно все и ничего. С одной стороны, трудно найти человека, который хоть раз в жизни не видел бы самый простой мираж — голубое озерцо на раскаленном шоссе. Оптики доходчиво, с чертежом и формулами, расскажут об этом явлении. С другой - тысячи людей наблюдали в небе буквально висящие города, причудливые замки и даже целые армии, но вот тут у специалистов нет объяснений этому природному феномену. Изучать миражи практически невозможно, ведь они не появляются по заказу. Их хозяйка, Фата Моргана, всегда оригинальна и непредсказуема.

Люди видели миражи начиная с глубокой древности, о чем сохранилось немало преданий. Особенно красочные рассказы о миражах Палестины остались от крестоносцев, которым, впрочем, никто особенно не верил. Уж больно любили приврать рыцари о чудесах Востока. Начало научного наблюдения за этим оптическим фокусом совпало с появлением судового журнала, в который детально записывалось все необычное. Откроем старинную книгу «Поденные записки о плавании на северный китовый промысел, содержащие исследования и обретения на восточном береге Гренландии». В ней говорится о большом городе, который наблюдал летом 1820 года командир судна «Баффин», полном замков и храмов, очень похожих на древние строения. Моряк подробно зарисовал это чудесное явление, но свидетельства позднее, конечно же, не подтвердились.

Позже, в 1840 году, жители маленького островка к северу от Англии увидели в небе прекрасные белые здания. Поскольку ничего подобного на их родине не было, то люди сочли это подтверждением сказки о народе фин, обитавшем в хрустальном городе. Видение далекой страны повторилось через 17 лет и висело в воздухе целых три часа.

Но чемпионом по миражам уже давно признают далекую холодную Аляску. Чем сильнее стужа, тем четче и красивее возникают в ее небе видения. Постоянно фиксировать появление миражей в тех краях начали только в XIX веке. Так, в 1889 году местный житель, прогуливаясь близ горы Фэруэтер, что на юго-востоке полуострова, наблюдал силуэт большого города - с небоскребами, высокими башнями и шпилями, храмами, похожими на мечети. Источник миража мог находиться за тысячи километров от Аляски.

Кстати, Аляска и по сей день остается одним из лучших мест в мире для появления миражей. Там даже создано специальное общество по изучению природных оптических явлений, которое выпускает журнал наблюдения миражей, а туристов из Канады и США возят на автобусах полюбоваться, как на ровном океанском горизонте прямо из пучины встают горы, а потом неведомо куда исчезают.

Но для того чтобы увидеть настоящий мираж, совсем не обязательно ехать на Аляску. Если в жаркий летний день встать на шоссе против солнца, то можно заметить, как дорожное полотно в 2-3 километрах от нас как будто погружается в блестящее на солнце озеро. Попробуем приблизиться к «озеру» - оно отодвинется, и сколько бы мы ни шли по направлению к нему, оно неизменно будет находиться в отдалении. Именно эти миражи в древности доводили до отчаяния путников, изнывавших от зноя и жажды. В литературе такой вид миража называют оазисным, или озерным, а не склонные к лирике физики называют его нижним, и сейчас мы поймем почему.

Природа озерного миража изучена в деталях. Солнечные лучи накаляют почву, от которой нагревается нижний слой воздуха. Он в свою очередь устремляется вверх, тут же заменяясь новым, который нагревается и утекает вверх. Световые лучи всегда искривляются от теплых слоев в сторону более холодных. В физике это явление называется рефракцией и известно со времен Птолемея. Лучи от светлого неба близ горизонта, направляясь к земле, загибаются над ней кверху и по наклонной доходят до нашего глаза снизу, точно отражаясь от чего-то над самой землей. Видим мы, конечно, кусочек голубого неба, только ниже того места, где оно есть на самом деле. А эффект блеска и переливов вызван неоднородностью потоков теплого воздуха, поднимающегося от горячей поверхности.

Те же миражи - замки, города и горы, - с которых мы начали свой рассказ, хоть и разнообразнее озерных, но в целом схожи с ними в объяснении. Ученые называют их верхними миражами. В «Метеорологии» Аристотеля приведен характерный пример, как жители Сиракуз видели иногда в течение нескольких часов берег континентальной Италии, хотя до него 150 км. Подобные явления также вызваны перераспределением теплых и холодных слоев воздуха. Уменьшение его плотности с высотой «вынуждает» лучи, отраженные от предметов, находящихся невысоко над горизонтом, искривляться книзу. А законы оптики таковы, что мы всегда видим предмет по направлению последнего отрезка пути светового луча. Поэтому атмосферная рефракция приподнимает предметы, что и позволяет заглянуть за черту горизонта. Если есть мираж нижний и верхний, почему бы не быть боковому? Удивительные явления часто можно наблюдать у хорошо прогретых стен зданий. «Приближаясь к стене форта, сделанной из песчаника, я вдруг заметил, что она заблестела как зеркало и в ней отразились и пыльные пальмы, и верблюды, тащившие на горбах наши пушки», - описывает свои впечатления от Туниса французский офицер Лазар Погю. А голландский астроном и популяризатор науки Марсель Миннарт предлагал такой оптический фокус: «Встаньте у длинной стены на расстоянии вытянутой руки и смотрите на блестящий металлический предмет, который ваш товарищ постепенно приближает к стене у другого конца. Когда предмет окажется на расстоянии нескольких сантиметров от стены, его контуры исказятся, и вы увидите на стене его отражение, как если бы она была зеркальной. В очень жаркий день изображений может быть даже два». Природа этого миража точно такая же, как у озерного. Конечно, лучи света отражаются не от стены, а от примыкающей к ней более горячей прослойки воздуха.

Для следующего, самого загадочного вида миражей, называемых фата-морганами, убедительных признанных объяснений пока не найдено. Свое название они получили в честь героини бретонского эпоса Фаты Морганы, в переводе с итальянского «феи Морганы». Говорят, что она, сводная сестра короля Артура, отвергнутая возлюбленная Ланцелота, поселилась от огорчения на дне моря, в хрустальном дворце, и с тех пор обманывает мореплавателей призрачными видениями. Вот пример документированной фата-морганы, то есть записанной очевидцами, не верить которым у нас нет оснований. 3 апреля 1900 года буры - защитники Блумфонтейна - увидели в небе боевые порядки британской армии, притом так четко, что можно было различить пуговицы на красных мундирах офицеров. Это было воспринято как дурное предзнаменование. Через два дня столица Оранжевой республики сдалась.

К фата-морганам, без сомнения, можно отнести и многочисленных «летучих голландцев», которых до сих пор видят мореплаватели. В 11 часов утра 10 декабря 1941 года команда британского транспорта «Вендор», находящегося в районе Мальдивских островов, заметила на горизонте горящий корабль. «Вендор» пошел на выручку терпящим бедствие, но через час горящий корабль завалился набок и затонул. «Вендор» подошел к предполагаемому месту гибели корабля, но, несмотря на тщательные поиски, не нашел не только никаких обломков, но даже и пятен мазута. В порту назначения, в Индии, командир «Вендора» узнал, что в ту самую минуту, когда его команда наблюдала трагедию, тонул крейсер «Рипалс», атакованный японскими торпедоносцами неподалеку от Цейлона. Расстояние между кораблями на тот момент составляло 900 км.

Каким же образом ученые пытаются объяснить подобные явления?

Если, например, следовать теории Фрайзера-Маха, то для возникновения фата-морган необходимо, чтобы зависимость температуры воздуха от высоты была нелинейной. Сначала температура возрастает с высотой, но с некоторого уровня скорость ее роста уменьшается. Подобный температурный профиль, только с более крутым «переломом», ученые называют воздушной линзой. Существование такого эффекта метеорологами обосновано, но утверждать, что именно он является причиной возникновения фатаморган, рано.

Достоверно известно и о миражах-призраках. Вот как описывает этот эффект британский метеоролог Каролина Ботли. «Жарким августовским днем 1962 года я собирала цветы. Внезапно в нескольких метрах от себя я увидела фигуру, она дрожала и покачивалась, была довольно массивной. Я в ужасе уронила букет цветов и лишь тогда заметила, что у призрака тоже был букет цветов и он тоже уронил его. Это было мое собственное отражение. Я так подробно различала все оттенки, детали, цвет тела, как будто видела себя в зеркале». Несмотря но то что мисс Ботли известна всей Америке как эксперт по погоде, можно было бы подумать, что на сей раз речь уж точно идет о галлюцинации. Но в 1965 году американский турист сфотографировал подобный призрак. С тех пор появилось с десяток фотографий миражейпризраков и даже одно любительское видео. Подобные явления обычно возникают утром, в жаркий день, когда от земли еще поднимается пар. Ученые считают, что призраки вызваны не преломлением света, а отражением на редком тумане. Но уверенно говорить о «механизмах», создающих миражипризраки, ученые пока не могут. Здесь больше догадок, чем обоснованных теорий.

Алексей Савин, кандидат физико-математических наук

Продюсер Joschi Arpa Композиторы Блинд Фэйт , The Third Ear Band Оператор Йёрг Шмидт-Райтвайн Сценарист Вернер Херцог

  • Вернер Херцог потратил годы на съемку земных пейзажей. В картину вошли далеко не все кадры – большинство отснятого материала так и осталось неопубликованным.
  • Поиски композитора заняли не меньше, чем съемки природы. В конце концов, режиссёр остановился на талантливом композиторе Леонардо Кэхене, который в своей музыке воплотил «суровость» мира.
  • Текст в «Фата-моргане» не был сочинён. Автор картины использовал строки из библии, которые, по его мнению, лучше всего описывают атмосферу отдельных сцен.
  • Съёмки фильма проходили в Камеруне, спустя несколько недель после того, как был совершён государственный переворот в стране. По прилёте Вернер Херцог был арестован местной полицией, так как одного из членов экипажа ошибочно приняли за разыскиваемого преступника. Режиссёра и несколько его компаньонов избили, после отправили в тюрьму, где они заразились шистосоматозом.

Больше фактов (+1)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Фильм состоит из трёх частей, которые раскрывают главные библейские темы: сотворение, рай и Золотой век.

Часть 1: Сотворение. «И было первое свидетельство, первое слово. Не было ни человека, ни зверя, ни птицы, ни рыбы, ни гада морского, ни древа, ни камня, ни пещеры, ни расщелины, ни пустыни, ни куста, лишь небеса были…».

Первая часть фильма повествует о создании мира. Пустынные пейзажи символизируют первозданную Землю, не населённую «ни растениями, ни зверьми, ни человеком», а кадры с мёртвыми животными – бренность тварей божьих.

Часть 2: Рай. «Рай открыт для всех, в раю только Бог надзирает над всем и всеми. Здесь ты идёшь через песок, не видя лица…».

Во второй части режиссёр показывает, как мало необходимо некоторым людям для счастья. Камерунские дети улыбчивы, даже когда их окружают развалины: «В раю даже тихий духом может сдвинуть гору… Руины в раю означают счастье… И пейзаж таков, каким его запланировал Господь…».

Часть 3: Золотой век. «В Золотой век мужчина и женщина живут в гармонии. В золотой век признаки рая всё ещё обнаруживаются на песке. В золотой век человек не забывает молиться…».

В третьей части подчеркивается, что рай может быть на Земле. Его приход возможен при условии установления между людьми взаимопонимания и гармонии: «Нет ничего лучше мира в Золотом веке. Мир умертвил войну. Нет ничего более великого, чем песок. Нет ничего более великого чем мир. Земля околдована миром».

Причудливое и изменчивое сочетание по-разному расположенных у горизонта отраженных изображений участков неба или наземных предметов. Возникает при наличии в атмосфере большого числа прослоек воздуха различной плотности.

Определение фата-морганы, “Энциклопедический словарь”.

У древних египтян существовала удивительной красоты легенда, согласно которой каждый мираж - призрак ушедшей в небытие страны. Получается, что везде, где наблюдали “прозрачный” населенный пункт, некогда существовал город. У таких мест особая аура, если можно так выразиться. У них есть душа. Но увы - в современном мире не принято верить в легенды, а с каждым днем природных загадок, которые и являются для них основной почвой, становится все меньше.

Если перевести определение из Энциклопедического словаря с птичьего на человечий, то получается, что мираж - особое оптическое явление. Воздух в атмосфере может быть разной плотности, и когда таких “разных” слоев накапливается большое количество, то солнечные лучи, преломляясь, создают изображение предмета, который может находиться за сотни километров от появления миража. Как раз из-за рефракции лучи словно заглядывают за горизонт - и получается фата-моргана.

Чаще всего мираж возникает из-за неравномерного нагревания воздуха на разных высотах. Допустим, вверху находится хорошо прогретый где-то в жарких странах слой, который занесло сюда шальным ветром, а под ним - холодный антициклон. В этом случае преломление лучей не просто неизбежно: свет может “заглянуть” достаточно далеко за линию горизонта, чтобы образовался “призрак”.

А в самой пустыне миражи и вовсе играют с путниками злые шутки. Там разогрет не только воздух, но и почва, поэтому с лучами происходит немного иная метаморфоза. За горизонт они уже не стремятся, и будут отражаться и от встретившегося предмета, и от земли. Такой луч, попадая в глаза путнику, ничем не выдаст своей “неправильности”, и спроецирует изображение предмета, от которого отталкивался, но так, словно это - отражение в воде, которой тоже вокруг “разливается” немерено. Это первый класс атмосферных миражей (а всего их три), он называется озерным, или нижним. Ученый Гаспар Монж во время своего пребывания в Египте столкнулся с этим явлением, и оставил о нем такое воспоминание:

Когда поверхность земли сильно накалена Солнцем и только-только начинает остывать перед началом сумерек, знакомая местность больше не простирается до горизонта, как днем, а переходит, как кажется, примерно в одном лье в сплошное наводнение.

Деревни, расположенные дальше, выглядят словно острова среди погибшего озера. Под каждой деревней ее опрокинутое изображение, только оно не резкое, мелких деталей не видно, как отражение в воде, колеблемое ветром. Если станешь приближаться к деревне, которая кажется окруженной наводнением, берег мнимой воды все удаляется, водный рукав, отделявший нас от деревни, постепенно суживается, пока не исчезнет совсем, а озеро теперь начинается за этой деревней, отражая в себе селения, расположенные дальше.


Существует и другой класс, называемый верхним. При этом лучи выводят изображение предмета, находящегося недалеко. А вот третий класс, к которому относятся миражи сверхдальнего видения, способен удивлять очевидцев уникальным зрелищем, показывающим предметы, находящиеся за несколько тысяч километров от места событий. Вот, как описывают его вынужденные зрители:

В ночь на 27 марта 1898 года среди Тихого океана экипаж бременского судна “Матадор” был напуган видением. Около полуночи экипаж заметил приблизительно в двух милях судно, которое боролось с сильным штормом. Это было тем более удивительно, что кругом стоял штиль. Судно пересекало курс “Матадора”, и были мгновения, когда казалось, что столкновение кораблей неизбежно… Экипаж “Матадора” видел, как во время одного сильного удара волны о неизвестное судно в каюте капитана потух свет, который виднелся все время в двух иллюминаторах. Через некоторое время судно исчезло, унося с собой ветер и волны.

Дело разъяснилось позже. Оказалось, что все это происходило с другим судном, которое во время “видения” находилось от “Матадора” на расстоянии 1700 км.

Для этой категории миражей ученые еще не нашли достоверного объяснения. Если с первыми двумя все понятно, то тут - загвоздка. Гипотез много, среди них - образование многослойных миражей второго класса, которые накладываются один на другой и тем самым создают изображение по некой цепочке.

А есть такая категория миражей, которую иначе, как призрачной, и не назовешь. Их именуют объемными, и возникают они чаще всего в гористой местности, высоко над уровнем моря. В разреженном воздухе лучи не просто отражаются от предмета в сторону скал, они еще и искривляются так, что снова возвращаются к человеку, и он видит собственное искаженное отражение. Этакий эффект бумеранга. Чаще всего такой мираж соответствует размерам предмета. от которого он отражался, но не всегда получается в одном количестве - “бумерангов” может быть и два, и три. Некоторые исследователи выдвигают безумную гипотезу, согласно которой призраки, на которых жалуются посетители старинных замков - не что иное, как объемный мираж.

В книге “Миражи Арктики”, датируемой 1940 годом, приводится свидетельство полярного исследователя из Швеции, Норденшельда:

Однажды медведь, приближения которого поджидали и которого все хорошо видели, вместо того чтобы подойти своею обычною мягкой походкой, зигзагами и нюхая воздух, соображая, годятся ли ему чужеземцы в пищу, как раз в момент прицела снайпера… распустил исполинские крылья и улетел в виде маленькой зеленой чайки.

В другой раз, во время этого же санного похода, охотники, находясь в палатке, раскинутой для отдыха, услышали крик возившегося около нее повара:”Медведь, большой медведь! Нет, олень, совсем маленький олень!” В то же мгновенье из палатки раздался выстрел, и убитый “медведь-олень” оказался маленьким песцом, который жизнью заплатил за честь несколько мгновений изображать крупного зверя.


Примечательно, что эти случаи описаны человеком, вполне заслуживающим доверия. Какова вероятность того, что на месте крошечного арктического животного появится мираж более крупного зверя, который в этот момент находится у черта на куличках? И такие фантомы возникали не только на месте животных, но и на месте человека. Невольно вспоминаются легенды об оборотнях - может, это миражи “поработали” на благо их популярности? Тут уже искривлением лучей вряд ли получится объяснить. Хотя я не физик - не мне судить.

Существует принцип “бритвы Оккама”: если происходящее можно объяснить с рациональной точки зрения, то не надо выдумывать никаких посторонних (и потусторонних) влияний на ситуацию. Миражам-оборотням дали самое простое объяснение: это просто фата-моргана. Сложное составное явление движется вместе с воздушными массами, и, соответственно, колеблется, теряя свои исходные черты и приобретая другие. Правда, эта “фата-моргана” временами бывает настолько длительной, что невольно зарождаются подозрения относительно ее иллюзорности. Любители фантастики предлагают свою версию: дескать, это вовсе не мираж, а окно в другой мир, существующий бок о бок с нашим. Просто под влиянием каких-то факторов окно ненадолго открывается, и живущие на нашей планете могут немного заглянуть в соседнюю реальность. Особенно к этой гипотезе пристрастились члены клуба “Летящее крыло”: они с завидной регулярностью опрашивают жителей разных населенных пунктов, изучают местный фольклор, чтобы выяснить места наиболее частых появлений таких “окон”. Остается надеяться, что эта группа фантастов однажды будет не только генерировать гипотезы, но и начнет хоть как-то их доказывать.

Особняком стоят фантомы дальнего видения.

Дело происходило в 20-х годах нашего столетия. Большой океанский пароход шел очередным рейсом из Европы в Америку. И вдруг недалеко от Азорских островов все, кто находился на палубе, явственно увидели “Летучего голландца”. Мысль о страшном корабле-призраке пронеслась в уме многих пассажиров и матросов. А невиданный корабль грозил врезаться в пароход. Капитан в самый последний момент громким, срывающимся голосом приказал изменить курс судна. Накренясь на правый борт, парусник пронесся мимо.

И в этот момент перепуганные, изумленные пассажиры увидели нечто еще более поразительное: по палубе парусника метались люди в старинных костюмах. Они поднимали вверх руки, что-то беззвучно кричали, словно пытаясь предупредить смертных о чем-то…

Понятно, что оставшуюся часть плавания пассажиры провели в страхе неминуемой гибели. Ведь, согласно поверью, встреча с кораблем-призраком ничего хорошего не сулит.

Когда пароход прибыл в порт, история с “Летучим голландцем” получила широкую огласку. Во многих английских газетах появились статьи о привидениях.… Только потом выяснилось, что океанский лайнер встретился с парусником, предназначенным для съемок фильма. Он должен был изображать… “Летучего голландца”. Но как только вышел в море - разразился шторм. Игра стала явью. Парусник унесло и несколько суток трепало по волнам. Встречные суда шарахались в стороны, никто не решался помочь терпящим бедствие…

Легенда об этом призрачном корабле по всем параметрам отвечает условиям образования фантома дальнего видения. Как знать, может, часть встреч с “Летучим голландцем” - не более, чем свидетельства людей, наблюдавших фантом?

Что же касается собственно миражей, то, как мне кажется, они припасли еще горсть загадок для ученых, и раскрыли не все свои секреты. Со стороны посмотреть - все (ну, почти все) достаточно просто объясняется, физика - царица науки, а те, кто верит в чудеса - фантазеры. Но рассуждать в подобном ключе получится только со стороны. Став очевидцем миража, напрочь забываешь о законах физики, по которым он образуется, и вспоминаешь о чем угодно - о волшебнице Фате Моргане, о потусторонних мирах, но только не о рациональной точке зрения.

Многие слышали такое словосочетание. Что такое фата-моргана, какое явление в природе оно обозначает? С какими легендами связано происхождение данного обозначения? Какие достоверные примеры существуют о фата-моргане, что такое, на самом деле, видели описавшие его? И почему эти явления можно сфотографировать в отличии от оптических иллюзий? Обо всем этом речь пойдет в данной статье.

Толковый словарь – что такое фата-моргана

Все словари толкуют данное устойчивое словосочетание как сложные миражи, накладывающиеся один на другой и постоянно меняющиеся. Это иностранное слово, которое вошло в состав нашего языка. Значение слова фата-моргана (ударение на первом слоге) как сложных миражей, пришло от мореплавателей, которые видели странные явления в океанах. В итальянском языке фата-моргана и обозначает "мираж". Образовано оно от слов fata, что значит "фея", и morgana, а это уже собственное имя.

Фея Моргана или сестра короля Артура?

В бретонских летописях встречается водяная нимфа фея Моргана, которая живет на дне моря и обманывает мореплавателей призрачными образами, путая и ведя их к гибели. Усталые путники поворачивали к призрачным творениям Морганы и исчезали бесследно.

По другой легенде, Моргана ле Фай была сводной сестрой великого короля Англии Артура, его злейшим соперником и возлюбленной Ланселота. Она была чародейкой, знала черную магию и искусство врачевания. Образ этой колдуньи переходил от кельтов к бритонцам, и, в конце концов, в Средние века оформился в Фату Моргану – хозяйку мифических «островов яблок», которая строила призрачные замки небывалой красоты. Именно их называли моряки фата-моргана (замки Морганы).

Древние мифы и свидетельства очевидцев

Множество воды утекло со времен короля Артура, но фата-моргана продолжает шутить над путниками. Приведем лишь несколько документальных свидетельств появления призрачных и сложных явлений фата-морганы.

В летописях Британии в 1684 году в Ирландском море с берега увидели неизвестный остров с большим городом на нем. Остров вскоре исчез, а затем появился снова в 1908 году.

А сколько островов было даже нанесено на древние карты, которых после не обнаружили. Пример – острова Авроры в Атлантике, которые в 1762 году увидели моряки китобоя «Аврора». А вот жители французского Лазурного берега не раз наблюдали гористый остров в Средиземном море, который на их глазах растворялся в воздухе.


Но есть и свидетельства сухопутных появлений фата-моргана: над Силезией (Польша) в 1785 году в военном параде прошли неизвестные войска. В Вене такой же парад видели в 1848 году.

Но особенно частые свидетельства призрачных кораблей в небе появились в конце 19 века. Американский писатель Чарльз Форт с претензией на научность написал книгу «Новые земли», описав такие фата-моргана, что, по его мнению, это были корабли инопланетных путешественников.

В наш современный век явления эти снимают на камеру фото- и видеоаппаратуры. В море, на асфальтированном шоссе, в пустынях и на полюсах. И хотя эти миражи сохранили название фата-моргана, что такое эти явления давно объяснила оптическая физика.


Научное обоснование

Атмосфера нашей планеты неоднородна и состоит из слоев с разной температурой. Эти слои воздуха солнечный свет проходит с различным преломлением. И чем больше перепад температуры между слоями, там сильнее искажается путь солнечных лучей. Оптическая физика сравнивает слои атмосферы с линзами, которые обладают разным коэффициентом преломления потока света. Самый низкий слой в жаркие дни нагревается от поверхности планеты и частично солнечные лучи через него не проходят, а отражаются. Именно так возникает фата-моргана луж на раскаленной дороге, которые являются просто отражением неба.

А как же острова?

Те же слои атмосферы создают и острова в морях и океанах. Только в данном случае необходимы дополнительные условия – кроме температуры, с высотой уменьшается плотность воздуха. Лучи света падают на остров, лежащий далеко за видимым горизонтом, отражаются от них и возвращаются в верхние слои. Там они меняют направление и снова возвращаются вниз, отражаясь в очередной раз от поверхностного слоя, но уже совсем в другом месте. Вот вам и фата-моргана, значению которого приписывались ранее наихудшие предзнаменования.


Простой опыт

Не верится? Попробуйте поставить простейший опыт. Для этого понадобятся: зеркало, детские кубики и наблюдатель. Строим из кубиков замок с одной стороны стола. Наблюдатель садится на стул с другой стороны, но так, чтоб замок не попадал в его поле зрения. Берем зеркало и держим его над замком, слегка повернув его к наблюдателю. В этом опыте зеркало – аналог линзы-отражателя атмосферы, а замок в отражении – мираж.

Такие разные миражи

Миражами в науке называют оптические иллюзии. Лужи на асфальте, острова и корабли в море – это простые миражи. А вот значение фата-морганы приписывается сложным оптическим явлениям в атмосфере, когда отраженные предметы видны многократно повторяющимися и искаженными. И чем сложнее форма слоев атмосферы, тем причудливей явление. Слои перемещаются и переворачивают, умножают, накладывают друг на друга изображения предметов. И вот уже корабли и города парят в небесной выси. Именно поэтому эти явления можно сфотографировать – ведь это оптические образы, а не иллюзии в голове наблюдателя.


«Летучий голландец»

Корабль-призрак, который видели моряки, о котором сложены легенды и который воспет во множестве художественных произведений – и сегодня может быть явлением фата-морганы, а может и нет. По легенде в 15 веке голландский корабль под командованием капитана Филиппа Ван дер Деккена попал в шторм у берегов мыса Доброй Надежды. Капитан отказался переждать шторм и поклялся, что ни один человек не покинет борт, пока они не обойдут мыс, пусть на это уйдет хоть вечность. Голос с неба повелел такому быть. С тех пор проклятый корабль бороздит океан, суля неприятности всем, кто его увидит. Это одна из версий легенды, есть и другие. Как и возможных объяснений имеется множество. В пример миража на море приведем картинку (смотрите ниже), где в динамике видно, как меняется изображение двух кораблей.

Муза для писателей и удел мечтателей

Фата-моргана была источником вдохновения для многих писателей и совсем не фантастов. Ганс Кристиан Андерсен описал это явление в сказке «Дикие лебеди», Антон Чехов в повести «Монах», Эрнст Шеклтон в романе «Юг». А вот для мечтателей и тех, кто их порицает за излишнее воображение, смысл фата-моргана – это несбыточные и не реальные иллюзии. Они кажутся настоящими, но тают в дымке времени.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх