Мыслитель в бочке. Кем на самом деле был диоген - мошенником или философом и жил ли он в бочке

Бочка Диогена: аскетический эксперимент философа

В те же времена, когда великий философ Платон создал Академию, великий скульптор Пракситель изваял с наикрасивейшей гетеры Фрины Афродиту Книдскую, в Афинах жил другой великий человек, вошедший в историю человечества - философ-киник Диоген Синопский.

Пошленький стишок студенческой поры на философском факультете:

Жил-был в бочке Диоген,
Он держал в руке свой....

Стишок бил, однако же, в точку: Диоген действительно жил в бочке, чем был широко известен всей Элладе, и действительно, если верить дошедшим до нашего времени легендам о нем, публично мастурбировал.
Публичность действий и поступков была его философской аргументацией. Так, в ответ на определение Платоном человека как животного, лишенного шерсти и перьев, Диоген поймал петуха, ощипал его догола и, пустив на волю, торжественно провозгласил: «Теперь ты - человек!» Платон был посрамлен.
Но вернемся к мастурбации. По одной легенде Диоген таким способом доказывал, что в свободе от потребностей и властвовании над ними можно идти как угодно далеко, мужчине можно обойтись без женщины. Согласно другой, мастурбируя, он поглаживал живот и говорил: «Вот бы и над голодом получить такую власть».
Увы, голод был сильнее даже Диогена, философу приходилось иногда и попрошайничать. Но он не унижался, а требовал: «Подайте философу, ведь он вас учит жить, дуралеи!» Греки умели ценить и шутку, и юмор, и дерзость, Диогену подавали.
Может возникнуть ассоциация с бомжами: попрошайничал, жил в бочке, обнажался прилюдно... Такая поверхностная аналогия принципиально неверна. То-то и оно, что Диоген имел «прописку» и его «адрес» был известен всей Греции: «Афины (потом Коринф), агора (торговая, самая людная площадь - прим. В.С.), бочка (большая глиняная бочка, пифос, в которых греки хранили вино)». Он мог быть богатым и ни в чем не нуждаться - его приглашали властители многих городов, в частности могущественных и богатых Сиракуз. Его звал к себе Филипп Македонский. Но он отказывал могущественным правителям в их стремлении покровительствовать ему, поскольку превыше всего ценил личную свободу.
Диогена известен большинству как философ-киник и экстравагантный чудак или, пожалуй, точнее было бы назвать его чудиком - по Василию Шукшину, давшему целую галерею образов обаятельных чудиков в своих рассказах. Но можно посмотреть на Диогена и по-иному. Да, в философии он – киник, один из основоположников кинизма. Его уважали и стоики. Но все дело в том, что в те времена философия рассматривалась не только как некое учение, но также как школа (почти все древнегреческие философы призывали в свои школы, имели учеников, некоторые брали с них плату за наставничество, кроме, в первую очередь, Сократа, который учил всех желающих бесплатно) и, что особенно важно подчеркнуть, как соответствующий философии образ жизни. Они прилюдно ставили жизненный эксперимент, включающий интеллектуальную выдумку (учение), общение по ее внедрению (школа) и личный пример образа жизни. Таков был тот же Сократ. И в полной и абсолютной мере это относится к Диогену, которого в этом смысле можно назвать практическим философом, как сейчас психологов называют практическими психологами, если они работают с пациентами. Он жил в бочке, причем ставил ее не где-нибудь на задворках большого города, тех же блистательных Афин, а на самой людной и шумной площади, почти в центре города, на агоре. Он учил греков нравственной переоценке гедонизма, ставящегося в ту пору для них привычным, массовым поведением в его вульгарно-пошлом проявлении с погоней за богатством, плотскими загульными утехами и завистью ко всему чрезмерному и выставляемому богачами напоказ. Это и привело к развращению и упадку Афин, как позже случилось с императорским Древним Римом.
Диоген создавал гениальные по простоте и мощному фасцинирующему воздействию метафоры, коммуникативные и учебные одновременно, ту же знаменитую метафору ходьбы по городу с фонарем в руках и фразой «Ищу честного человека!» Метафоры Диогена были столь ярко педагогичны, что нравились людям и дошли до наших дней, имея в современном квазигедонистском мире громадный индекс цитирования, что совершенно парадоксально и наводит на размышления о неизбывности светско-аскетического умонастроения в людях. Но ведь и в древности тот же безусловный гедонист Александр Македонский сказал «Я хотел бы стать Диогеном». Юный Лев Толстой был так очарован Диогеном, что рядился под Диогена и мечтал на него походить. В старости он им и стал.
Диоген поставил эксперимент светского аскетизма, философски осмысленного и практически воплощенного в своем образе жизни и общения.
Диоген не был ленивым бродягой, он трудился, только труд его был своеобразен: он был, как я уже сказал, практическим философом. Если Сократ вел беседы и диспуты, то Диоген совершал поучительные действия и поступки, как с тем же ощипыванием петуха. Более того, саму свою жизнь он сделал живым учебником, практическим пособием по философии кинизма. Он был и остается, пожалуй, единственным философом, у которого слова и поступки сливались воедино, образуя философию практического действия. В бочке он писал и свои сочинения: «О любви», «Государство» («Полития»), «Эдип», «Фиест» (трагедии) и др. И тут же на торговой площади внедрял свое учение. Некоторые легенды о его философских поступках-притчах настолько известны, что давно стали своеобразным мировым фольклором.
Поразительна по силе влияния и значению философ-ская телесная практика Диогена, составлявшая сердцевину его учения: где же еще обуздывать захватывающие желания, как не своем теле. Киник объявлял, что настоящий человек не имеет права быть рабом страстей, алчных разрастающихся потребностей и всяче-ского чревоугодия. Человек свободен и потому обязан жить просто и довольствоваться малым. Только тогда он будет счастлив и доволен собой и жизнью. А это, наряду с прочим, значит, что человек должен быть слит с природой, не быть изнеженным и хилым, не быть ее осквернителем и врагом. К тому, что Диоген жил в бочке круглый год, надо добавить, что он ходил босым по снегу, одеждой ему служил простой хитон из грубого полотна, а когда он увидел однажды, как мальчик пьет воду, загребая ее из ручья ладошкой, он выбросил и кружку, поняв, что можно обойтись и без нее. Таков был Диоген, и не день-два, - ради эпатажа или философского куража, - а всю жизнь вплоть до смерти на 91-м году жизни. И это - подвиг.
Он закалял свое тело: летом катался по раскаленному солнцем песку, а зимой обнимал статуи, запорошенные снегом. По поводу закалки Диогена тоже осталась легенда.

Однажды некий «олимпиец» сказал Диогену:

Как жаль, Диоген, что ты никогда не участвовал в Олимпийских состязаниях. Наверняка был бы первым!
- Зато я участвую в состязаниях более важных, чем Олимпийские.
- В каких же это? - не понял атлет.
Диоген ответил:
- Я состязаюсь в борьбе с пороками.

Великое значение философии Диогена и киников заключается в том, что они учили людей не быть рабами роскоши, комфорта и материальных благ, показывали пример власти свободного духа над прихотями потребностей. Свое тело они делали послушным инструментом непритязательной жизни, освобожденной от благ изнеженной цивилизации. Свободе духа и независимости Диогена завидовали даже могущественные властители. Есть целая серия легенд о встречах с Диогеном Александра Македонского. Вот одна из самых известных.

Однажды Александр Великий подъехал к Диогену и сказал:
- Я Александр - великий царь!
- А я - Диоген-собака. Тем, кто мне подаст, я виляю хвостом, тех, кто отказывает, облаиваю, а прочих - кусаю.
- Не хочешь ли ты отобедать со мной?
- Несчастлив тот, кто завтракает, обедает и ужинает, когда захочется Александру.
- А ты меня не боишься?
- А ты - добро или зло?
- Разумеется - добро.
- Кто же боится добра?
- Я правитель Македонии, а скоро и всего мира. Что мне сделать для тебя?
- А отойди чуть в сторону, ты заслоняешь мне солнце!
Тут Александр отъехал к своим друзьям и подданным и сказал: «Если бы я не был Александром, я стал бы Диогеном».

Греки ругались с Диогеном, бранили, он не оставался в долгу, но они также и понимали его величие и любили его. Когда хулиганы однажды разбили его бочку, мудрое городское начальство постановило хулиганов высечь, а Диогену выделить новую бочку. Такова одна из легенд о Диогене.
Похоронили Диогена близ городских ворот. Над могилой была воздвигнута колонна, а на ней - собака (символ кинизма). Другие соотечественники оказали Диогену почет, соорудив ему бронзовые памятники, на одном из которых было написано:

Время состарит и бронзу, лишь Диогенова слава
Вечность саму превзойдет и никогда не умрет!

На другом памятнике Диогену, на родине философа в Синопе, вырезали эпитафию:

Время точит и камень, и бронзу.
Но слова твои, Диоген, жить будут вечно!
Ведь ты учил нас довольствоваться малым
И наметил пути продвижения к счастливой жизни!

Шли века и тысячелетия, а о Диогене человечество помнило. Правда, не всегда понимая его, а часто и вульгаризируя.
Один из печальных примеров такой вульгаризации преподнесли современные психиатры, назвав одну из психических аномалий в человеческом поведении «синдром Диогена». Сама аномалия описана была в 1955 году в исследовании А. Кларка, Г. Мейникара и Дж. Грея. Вот как описан «синдром Диогена» в одном из психиатрических словарей: «Синдром Диогена - термин, означающий клиническое состояние, характерное пренебрежительным отношением одиноко живущих престарелых людей к бытовым вопросам. Чаше всего возникает у активных ранее людей, ориентированных прежде всего на работу и имевших социальный успех. Постепенно, с отходом от привычной профессиональной и общественной деятельности, они перестают заботиться о своей внешности и жилище, кое приходит в запустение и превращается в склад старых и никому не нужных вещей; не уделяют должного внимания правильному питанию, что может вести к истощению и даже смерти. Вместе с тем у них возникают необратимые изменения характера: появляется недоверчивость, необщительность, нереалистичность установок и - главное - негативизм по отношению к людям, предлагающим помощь».
Психиатрам нет дела до эпитафий древних. Ага, ходил в дерюге, жил в бочке, значит больной, назовем-ка такое отклонение «синдромом Диогена».
Но Диоген жил в бочке на самой людной торговой площади (!!!), поближе к людям! Он не сторонился людей, был всегда в состоянии публицистического диспута с ними. И был замечательно социально деятелен - искал честного человека, переоценивал ценности. Сам синдром точен, но приклеенное к нему название абсолютно некорректно и свидетельствует о философско-исторической некомпетентности психиатров.
Фасцинация образа-символа философа-киника Диогена Синопского будет вечна для человечества, ищущего днем с огнем Человека и понимающего, что довольствоваться малым - единственное спасение в гиперпотребительском мире, провоцирующем в человеке физическое и духовное ожирение. Диоген сознательно избрал аскетический вариант жизни, пусть и в его крайней, во многом экстремальной форме, и показал, насколько человек способен стать свободным и независимым от власти услаждающих утех и от власти сильных мира сего.

Бочка Диогена

Бочка Диогена
По преданию, древнегреческий философ кинической школы (циники или киники) Диоген Синопский (ок. 400-325 до н. э.) жил в бочке, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для обычных людей. Киники полагали высшей нравственной задачей человека максимально ограничить свои потребности и вернуться, таким образом, к своему «естественному» состоянию. Есть легенда, что Диоген, посчитавший дом ненужной роскошью и уже перебравшийся в бочку, тем не менее сохранил для себя кое-какую утварь, в частности ковш для питья. Но когда он увидел, как мальчик пьет воду из пригоршни, философ отказался и от ковша.
О Диогене, жившем в бочке, впервые рассказал античный писатель Диоген Лаэртский (III в.).
«Бочка» - перевод условный, поскольку бочек в их обычном понимании (деревянных, стянутых обручами сосудов) в Древней Греции не было. Как показывают археологические изыскания, единственная «бочка», в которой мог обитать Диоген, это пифос - большой, иногда в рост человека, глиняный сосуд для хранения зерна, вина и масла, подобный тем терракотовым пифосам, которые были найдены английским археологом Чарльзом Эвансом в западной кладовой Кносского дворца (XVI в. до н. э.) на Крите.
Иносказательно: о добровольной изоляции от внешнего мира.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Бочка Диогена" в других словарях:

    Бочка Диогена

    Бочка Діогена. Прятаться въ діогеновскую бочку (иноск.) удаляться отъ людей (намекъ на циника Діогена, удалившагося отъ людей, избравъ мѣстомъ пребыванія бочку). Ср. Марка онъ видѣлъ, и какъ ни прятался тотъ въ діогеновскую бочку, а Райскій… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Прятаться в диогеновскую бочку (иноск.) удаляться от людей (намек на циника Диогена, удалившегося от людей, избрав местом пребывания бочку) Ср. Марка он видел, и как ни прятался тот в диогеновскую бочку, а Райский успел уловить главные черты… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Книжн. О чём л., символизирующем оторванность от жизни, от общества. БТС, 93; Ф 1, 33. /i> Восходит к одному из преданий о древнегреческом философе Диогене. БМС 1998, 56 57 …

    бочка Диогена - О месте проживания человека, ведущего аскетический образ жизни. Согласно легенде, древнегреческий философ Диоген (404 323 гг. до н.э.) жил в бочке, доказывая возможность быть счастливым при сведении своих жизненных потребностей к минимуму … Словарь многих выражений

    Наговорить (насказать) сорок бочек арестантов. Прост. Ирон. Очень много наговорить чего л. неправдоподобного. БТС, 46, 93; Жиг. 1969, 112; Подюков 1989, 16; Мокиенко 1986, 110; Мокиенко 1990, 140; БМС 1998, 57. Наплановать семь бочек арестантов.… … Большой словарь русских поговорок

    бочка - и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. см. тж. бочечка, бочечный, бочковый, бочковой 1) а) Большой деревянный сосуд с двумя плоскими днищами и выпуклыми, стянутыми обручами стенками или металлическая ёмкость цилиндрической формы (используется обычно как… … Словарь многих выражений

    И; мн. род. чек, дат. чкам; ж. 1. Большой деревянный сосуд с двумя плоскими днищами и выпуклыми, стянутыми обручами стенками или металлическая ёмкость цилиндрической формы (используется обычно как тара для хранения и перевозки продуктов, горючего … Энциклопедический словарь

    Диогеновская бочка - БОЧКА ДИОГЕНА. Устар. Книжн. Условия жизни в полном уединении, в отрыве от общества. Дайте бочку Диогена, Ганнибалов острый меч; что за славу Карфагена столько вый отсёк от плеч! (К. Прутков. Честолюбие) ДИОГЕНОВСКАЯ БОЧКА. Первым он… … Фразеологический словарь русского литературного языка



Древнегреческий философ Диоген жил в Греции в четвёртом веке до нашей эры. Он прославился множеством высказываний, которые сохранились благодаря устным преданиям и записям более поздних учёных и философов. Чтобы понять в чём заключается жизненный идеал Диогена Синопского нужно немного рассказать о его жизни.

Почему Диоген спал в бочке

Не все древнегреческие философы звались Диогенами, и уж точно немногие спали в бочке. Диоген, который всем известен и который жил и спал в бочке, имеет прозвище Синопский, в дальнейшем повествовании просто Диоген. По записям Диогена Лаэртского, он родился в городе Синоп.

Диоген Лаэртский, это античный философ и мыслитель, благодаря которому мы и знаем о жизни и философии Диогена Синопского. Сам же Диоген Лаэртский менее известен нам. Естественно, кто из нас обожает философию? А бочка Диогена, естественно Синопского и его поступки более эксцентричны и запоминаемы.

Античный философ Диоген

По одним сведениям, Диоген родился в семье Менялы Гикесия. Меняла, это как банкир сегодня. В результате каких-то злоключений, они оказались изгнаны из своего города. По другой версии, он был сыном ремесленника и чеканил с отцом для города деньги. А они имеют свойство иногда прилипать к рукам нечистоплотных людей.

Ну и начеканили по семейному подряду они деньги не только для государства. Но, не столь важно в результате чего, да и не узнаем уже точно как, но только остался будущий философ без средств к существованию. После долгих скитаний он оказался в городе Дельфы. Что ни слово то мировая история. Да, это именно в этом городе зародились знаменитые дельфийские игры.

И именно в этом городе он спросил у оракула, что ему делать дальше и чем заниматься. На что он получил достойный оракула ответ. Оракул, если кто не знает или нет времени заглянуть в словарь, это жрец — прорицатель, который предсказывал всем желающим судьбу. Так вот, Оракул ему посоветовал заняться переосмысливанием ценностей.

Диоген воспринял это буквально, но не сразу, а чуть позже. Однажды он увидел мышь и подумал: “Вот ведь божья тварь, ничего у неё нет и ничего ей не надо! Ни тебе виллы в райском месте, ни роскошного автомобиля, ни жены красавицы – ничего! И живет же, и радуется жизни”.

А поскольку у него самого тоже ничего и не было, то видимо, чтобы оправдать своё никчемное существование он и придумал свою философию. Эта философия впоследствии легла в основу школы киников. Суть её в том, что каждый человек является самодостаточным и имеет всё, что ему необходимо для жизни, в том числе и духовной, в себе самом.

Философия в бочке или жизнь по Диогену

Вот это наблюдение за мышью и явилось жизненным идеалом Диогена Синопского и основой его философии. Принялся он упрощать уже и до того простую свою жизнь. Он отказался от всего, что имел. А имел он очень много, ведь был сыном банкира! Шутка это. Собственно, в его распоряжении была сума, да чаша с миской, то есть кружка и тарелка.

Но однажды, он увидел, что какой-то мальчишка пил воду с руки. И его сразу же осенило, что мальчишка перещеголял его в простоте жизни. Можно ведь обходиться вообще без кружки! Тут же кружка была выброшена за ненадобностью.

В другой раз он увидел, что мальчик хлебал похлёбку из плошки, сделанной из корки хлеба. Значит можно обойтись и без миски! И вот уже и она полетела вслед за кружкой. Чем меньше ненужных вещей, тем лучше.

Сам же философ поселился на городской площади Афин в глиняной бочке. Такие бочки назывались “пифос”. Размером они были вровень с человеком и служили для хранения зерна, вина или чего ещё другого, например, философа. Учитывая систему ценностей этого мыслителя античности, можно понять почему Диоген жил в бочке.

Этот мыслитель был приверженцем “жизни по разуму”. Он утверждал, что человек имеет всё для того, чтобы быть счастливым. Но большинство людей живут иллюзиями и глубоко несчастны. Счастье они видят в том, чтобы обладать богатством. Всю свою жизнь Диоген посвятил тому, чтобы развеять это представление о счастье и жизни.

Сам великий мудрец вёл простую и аскетичную жизнь. Как видите у него не было никакого имущества в собственности. Своим примером он показывал, что счастье кроется в самом человеке, а не в его богатстве и вещах его окружающих.

Его философские высказывания

Высказывания мудреца могут показаться шокирующими, а его действия вызывающими и даже непристойными. Диоген вёл совершенно свободный образ жизни, ну примерно, как его представляют нынешние жители просвещённой Европы. Небольшой пример этого демократичного образа жизни.

Однажды он как обычно занимался онанизмом у всех на виду посреди площади. Ведь у него не было жены. Прохожие сделали ему замечание, что мол демократия демократией, но ведь не до такой же степени! На что последовал “философский” ответ: “Вот бы здорово было также потирая живот удовлетворить голод!”

Он иногда среди белого дня ходил среди людей по главной площади города с зажжённым фонарём и приговаривал: “Ищу человека”. Так он хотел показать неверное понимание многих сущности человеческой жизни.

Однажды Диоген забрался на площади повыше и стал излагать свои мысли. Никто его не слушал. Все проходили мимо. Тогда он начал кричать всевозможную бессмыслицу, издавать звуки животных. Тут же около него собралась толпа. Мудрец заявил, что в этом вся ваша сущность. Когда он говорил о полезных вещах, никто и слушать не хотел. Но стоило ему начать блеять как овца, тут же собралась толпа мерзавцев.

Диоген и Александр Македонский

Однажды Македонский решил познакомиться и побеседовать с мудрецом. Он нашёл его нежащимся на солнышке. Александр подошёл и сказал: “Я Македонский!” На что философ сказал: “А я собака Диоген!” “Почему же ты называешь сам себя собакой” – спросил великий воин. В ответ он услышал: “Кто бросит мне кусок – тому повиляю, кто не бросит – того облаю, а кто злой – того покусаю.”

Тогда Македонский спросил, боится ли он его? На что мудрец задал встречный вопрос: “А ты злой или добрый?” Услышав в ответ, что добрый, он ответил, что зачем же ему бояться доброго. Македонский сказал: “Проси, чего хочешь!” А взамен услышал от аскета: “Отойди, ты мне закрываешь солнце!”

После смерти мудреца, аскета и философа горожане поставили на его могиле памятник в виде собачьей головы. Надпись на нём гласит: “Даже бронза и та ветшает со временем, но слава твоя не пройдёт. Ты сумел убедить, что жизнь сама по себе ценна и достаточна и показал наипростейший её путь.”

Вот такой вот он был жизненный идеал Диогена Синопского, жившего в бочке на главной площади Афин. А философ он такой же, как и наши отечественные юродивые и блаженные. Только их “философов” мы изучаем, а своих нет.

В Греции не только бочек не было, но скорее всего и Диогена никогда не существовало. Отсутствие трудов автора в оригиналах однозначно предполагает фальсификацию или фантазии некоторых более поздних авторов. Почему то наши историки совсем не допускают наличия литературной беллетристики в стиле исторической фантазии, хотя примеров есть огромное количество. Прогуливающиеся под сенью портиков или проживающие в бочках древнегреческие мыслители мимоходом совершают великие открытия, не имея никаких приборов кроме солнечных часов и измеряют расстояния делая невероятные расчеты по скорости передвижения верблюжьих караванов. Маленький народец не знающий технологий обработки металла и живущий натуральным хозяйством, видимо страшно разбогатев на продаже козьего сыра вдруг выставляет стотысячную армию тяжелой пехоты (знаменитую македонскою фалангу) и бросает к ногам своего молодого царя весь цивилизованный мир. Неважно что совершенно невозможно с помощью дерева и меди сделать копье длиной 15-17 метров, неважно, что во всей Греции той эпохи невозможно было произвести медь, бронзу, а тем более черную бронзу. Ибо невозможно сделать бронзу без развитой металлообработки черных металлов (т.е. сталь нужна) печи для добычи олова нужны из полиметаллической руды, а черная бронза это вообще высший пилотаж даже сегодня. Неважно что в 1914 г. вся Греция с большим трудом смогла поставить под ружье 84 тыс. пехотинцев. Список можно продолжать очень долго. Вся историческая наука оперирует данными придуманными на мягких диванах и в теплых кабинетах. Дайте сотне атлетов щиты весом 15 кг., каски весом 6-7 кг. копье весом 4-5 кг., доспехи медные еще на 10 кг, мечи весом 3-4 кг. три дротика весом более 1500 гр. каждый, нож, заплечный ранец с запасом еды на три дня и проведите строем под солнцем или дождем по непаханому полю, заросшему бурьяном и кустарником и вы поймете, что даже римские легионы - просто бред. Я уж не говорю о том, чтобы построить их в черепаху. Постойте с щитом весом 15 кг подняв его над головой хотя бы 10 мин. даже без всего остального. Простой пример, по ценам середины 15 века один лист пергамента стоил 17 золотых монет. Из-за страшной дороговизны книга в сто страниц имела цену среднего баронства. На чем были записаны (внезапно утерянные)оригиналы трудов римских историков? Тем более в сотни томов. Куда исчезли два корабля папирусов из Египта, которые Наполеон вывез во Францию. Что в них на самом деле записано? Зачем Великая Инквизиция сожгла ВСЕ древние книги, даже королевские библиотеки? Зачем сожгли во время реформы все летописи и рукописи на Руси?

А реально это невозможно сделать. Все уничтожено или спрятано. Можно только отрицать очевидные глупости. А в исторических опусах куда не ткнись - сплошной бред. С таким же успехом можно изучать историю по "Властелину колец". Результат будет аналогичен. Зачем далеко ходить. Я проживаю во Франции и могу с полной уверенностью сказать, что в этой стране нет свободы слова вообще, но ведь и в России ее то же нет. Одни и те же события трактуются совершенно по разному. Если убрать даты, имена и названия из текстов об одном и том же событии, то вы ни за что не поверите что речь идет об одном и том же. Даже события глобальные освещаются совершенно по разному.

Ответить

Прокомментировать

Имя: Диоген (Diogenes)

Дата рождения: 412 г. до н. э.

Возраст: 89 лет

Дата смерти: 323 г. до н. э.

Деятельность: античный философ

Семейное положение: не был женат

Диоген: биография

Античность считается благоприятной почвой для возникновения школ философии – человечество уже сделало культурный скачок и расширило горизонты знаний, что, в свою очередь, породило еще больше вопросов. Тогда было сформулировано учение , дополненное и переработанное его прославленным учеником . Это учение стало классическим, поэтому остается актуальным и по сей день.


Античные философы на картине Рафаэля "Афинская школа"

Но были и другие философские школы, например, школа киников, основанная другим учеником Сократа - Антисфеном. Яркий представитель этого течения - Диоген Синопский, прославившийся извечными спорами с Платоном, а также эпатажными (порой даже вульгарными) выходками.

Детство и юность

О жизни Диогена известно мало, да и сохранившаяся информация спорна. То, что известно о биографии философа, поместилось в одну главу книги его тезки, позднеантичного ученого и библиографа Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».


Согласно книге, древнегреческий философ родился в 412 году до нашей эры, в городе Синопе (отсюда и прозвище), расположенном на берегу Черного моря. О матери Диогена ничего не известно. Отец же мальчика Гикесий работал трапезитом – так в Древней Греции называли менял и ростовщиков.

Детство Диогена прошло во времена неспокойные – в родном городе постоянно вспыхивали конфликты между прогреческими и проперсидскими группировками. Из-за сложной общественной ситуации Гикесий начал подделывать монеты, но трапезита быстро поймали с поличным. Диогену, которого также собирались арестовать и наказать, удалось сбежать из города. Так и началось странствие парня, которое привело его в Дельфы.


В Дельфах уставший и измученный Диоген обратился к местному оракулу с вопросом, что же делать дальше. Ответ, как и ожидалось, был туманен: «Заняться пересмотром ценностей и приоритетов». В тот момент Диоген не понял этих слов, поэтому не придал им значения и отправился скитаться дальше.

Философия

Дорога привела Диогена в Афины, где на городской площади он столкнулся с философом Антисфеном. Неизвестно, как состоялось их знакомство, но Антисфен поразил Диогена до глубины души, а Диоген вызвал у Антисфена чувство неприязни. Тогда Диоген и решил остаться в Афинах, чтобы стать учеником философа.


У Диогена не было денег (по некоторым источникам, их украл его товарищ Манес, вместе с которым Диоген прибыл в Афины), поэтому купить дом или хотя бы арендовать комнату он не мог себе позволить. Но это не стало проблемой для будущего философа: Диоген вкопал рядом с храмом Цибелы (недалеко от Афинской агоры – центральной площади) пифос – большую глиняную бочку, в которой греки хранили продукты, чтобы те не пропали (античная версия холодильника). В бочке (пифосе) Диоген и стал жить, что послужило основой для выражения «бочка Диогена».

Пусть и не сразу, но Диогену удалось стать учеником Антисфена – пожилой философ не смог избавиться от настырного ученика даже с помощью избиения палкой. В результате именно этот ученик прославил кинизм как школу античной философии.


В основе философии Диогена лежали аскетизм, отказ от всех благ сущих, а также подражание природе. Диоген не признавал государств, политиков, религии и священнослужителей (эхо общения с дельфийским оракулом), а себя считал космополитом – гражданином мира.

После смерти учителя дела Диогена стали совсем плохи, горожане считали, что он тронулся умом, о чем свидетельствовали регулярные выходки. Известно, что Диоген прилюдно занимался онанизмом, возглашая, что было бы прекрасно, если и голод можно было бы утолить, погладив живот.


Во время беседы с философ назвал себя собакой, однако так Диоген называл себя и раньше. Однажды несколько горожан кинули ему, как собаке, кость и хотели заставить грызть ее. Однако результата они предсказать не могли – подобно собаке, Диоген отомстил задирам и обидчикам, помочившись на них.

Были и менее экстравагантные перформансы. Увидев неумелого лучника, Диоген сел около мишени, сказав, что это самое безопасное место. Голым стоял под дождем. Когда горожане пытались увести Диогена под навес, Платон говорил, что не стоит: лучшая помощь тщеславию Диогена проявится в том, чтобы не трогать его.


Обнаженный Диоген

История разногласий между Платоном и Диогеном занимательна, однако Диогену лишь раз удалось действительно красиво обставить оппонента – это случай с платоновским человеком и ощипанной курицей. В остальных же случаях победа оставалась за Платоном. Современные ученые придерживаются мнения, что выходец из Синопа просто завидовал своему более успешному оппоненту.

Также известно и о конфликте с другими философами, в числе которых - Анаксимен Лампсакский и Аристипп. В перерывах между стычками с конкурентами Диоген продолжал чудить и отвечать на вопросы людей. Одно из чудачеств философа дало имя другому крылатому выражению – «фонарь Диогена». Философ ходил днем с фонарем по площади, восклицая: «Ищу человека».


Таким образом он выражал отношение к окружающим людям. О жителях Афин Диоген часто нелестно отзывался. Однажды философ начал читать лекцию на рынке, но его никто не слушал. Тогда он заверещал по-птичьи, и вокруг него сразу же собралась толпа.

«Это уровень вашего развития, - заявил Диоген, - когда я говорил умные вещи, меня игнорировали, но когда я заверещал как петух, все с интересом стали наблюдать».

Когда начался военный конфликт греков с македонским царем Филиппом Вторым, Диоген покинул Афины, отправившись на корабле к берегам Эгины. Однако добраться туда не удалось – судно было захвачено пиратами, а все, кто на нем находились, были либо убиты, либо взяты в плен.

Из плена Диогена отправили на невольничий рынок, где его приобрел коринфянин Ксеанид для того, чтобы философ обучал его детей. Стоит отметить, что учителем Диоген был хорошим – помимо верховой езды, метания дротиков, истории и греческой литературы, философ научил детей Ксеанида питаться и одеваться скромно, а также заниматься физическими упражнениями для поддержания своей физической формы и здоровья.


Ученики и знакомые предлагали философу выкупить его из рабства, но он отказывался, утверждая, что так якобы иллюстрирует тот факт, что даже в рабстве он может быть «господином своего господина». На деле же Диоген радовался крыше над головой и регулярному питанию.

Умер философ 10 июня 323 года, находясь в рабстве у Ксеанида. Похоронили Диогена лицом вниз – как и просил. На его могиле, в Коринфе установлена надгробная плита из паросского мрамора со словами благодарности от учеников и пожеланиями вечной славы. Также из мрамора сделали собаку, символизирующую жизнь Диогена.


Собакой представился Диоген Александру Македонскому, когда македонский царь решил познакомиться с прославленным философом-маргиналом. На вопрос Александра: «Почему собака?» Диоген ответил просто: «Кто бросит кусок – тому виляю, кто не бросит – того облаю, а кто обидит – того кусаю». На шутливый вопрос о породе собаки, философ тоже ответил не мудря: «Когда голоден – мальтийской (т.е. ласковый), когда сыт – милосской (т.е. злой)».

Личная жизнь

Диоген отрицал семью и государство, утверждая, что дети и жены - общие, а между странами нет границ. Исходя из этого, сложно установить биологических детей философа.

Сочинения

Согласно Диогену Лаэртскому, после себя философ из Синопа оставил 14 философских трудов и 2 трагедии (в некоторых источниках число трагедий увеличивается вплоть до 7). Большинство из них сохранилось благодаря другим писателям и философам, использующим высказывания и изречения Диогена.


К числу сохранившихся сочинений относятся «О богатстве», «О добродетели», «Афинский народ», «Наука нравственности» и «О смерти», а к числу трагедий – «Геракл» и «Елена».

Цитаты

  • «Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле».
  • «Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология - самым безумным, суеверие и деспотизм - самым несчастным».
  • «Обращайся с сановниками, как с огнем: не стой ни очень близко, ни очень далеко от них».
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх