Закон божий, или основы православия. Протоиерей Серафим Слободской: Закон Божий (учебное пособие)
ЗАКОН БОЖИЙ
Предисловие ко 2-му изданию
Необходимость иметь обширное пособие в преподавании Закона Божия диктуется современными, особенными, небывалыми условиями:
1. В большинстве школ Закону Божиему не учат, а все естественные науки преподаются сугубо материалистически.
2. Большинство русских детей и молодежи находится в окружении иностранной среды, среди различных вероисповеданий и рационалистических сект.
3. Учебники старого издания уже все распроданы, их достать почти невозможно. Кроме того, не все учебники старого издания могут вполне удовлетворять требованиям и запросам современных детей.
Все эти указанные условия и другие обстоятельства нашего трудного времени налагают на родителей, на всех воспитателей детей и, особенно, на преподавателей Закона Божия огромную ответственность. Кроме того, никто не знает, что будет завтра, - будет ли данный ребенок учить Закон Божий или нет, может быть завтра семья его переедет в место, где не будет ни церковной школы, ни храма, ни священника. Уже это одно обстоятельство не дает нам возможности в самых первых классах ограничиваться простым (без всяких пояснений) рассказыванием ребенку событий священной Истории, как это делалось раньше, при программах, рассчитанных на много лет.
В наше время необходимо избегать рассказывать Закон Божий в форме наивной сказки (как говорят «по-детски»), ибо ребенок и поймет его, как сказку. Когда же будет взрослым, у него произойдет разрыв между учением Закона Божия и восприятием мира, как это мы и наблюдаем нередко в окружающей нас жизни. У многих современных людей с высшим образованием знания в области Закона Божия остались только со школьной скамьи первых классов, т. е. в самой примитивной форме, которая, конечно, не может удовлетворять всем запросам ума взрослого человека. Да и у самих детей, растущих в современных условиях и развивающихся быстрее обычного, часто возникают самые серьезные и мучительные вопросы. Такие вопросы, на которые многие родители и взрослые совершенно не в силах ответить.
Все эти обстоятельства выдвигают первостепенную задачу, - дать в руки не только детям в церковной школе, но и самим родителям, преподавателям и воспитателям, а лучше сказать семье, - школу Закона Божия. Для этого, как показывает практика, необходимо дать одну книгу, заключающую в себе все основы христианской веры и жизни.
Ввиду того, что многие из учащихся может быть никогда не возьмут в руки Св. Библию, а будут довольствоваться только одним учебником, то такое положение требует от учебника абсолютную правильность передачи Слова Божия. Не должно быть допущено не только искажения, но даже малейшей неточности в изложении Слова Божия.
Нам приходилось видеть многие учебники, особенно для младших классов, в которых допускались неточности, а порой и неправильности в передаче Слова Божия. Приведем несколько примеров, начиная с мелких.
В учебниках часто пишут: «Мать Моисея сплела из тростника корзинку»… В Библии же сказано: «взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою»… (Исх. 2, 3). На первый взгляд это кажется «мелочью», но эта «мелочь» сказывается дальше уже в более крупном.
Так вот, в большинстве учебников пишут, что Голиаф поносил, хулил имя Божие. Когда в Слове Божием сказано так: «не филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы?.. сегодня я посрамлю полки израильские, дайте мне человека, и мы сразимся вдвоем»… И говорили израильтяне: «видите этого выступающего человека? Он выступает, чтобы поносить Израиля»… (1 Цар. 17, 8, 10, 25). И сам Давид свидетельствует, когда говорит Голиафу: «ты идешь против меня с мечем и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил» (1 Цар. 17, 45).
Вполне ясно и определенно сказано, что Голиаф смеялся вовсе не над Богом, а над полками израильскими.
Но есть ошибки-искажения, которые явились роковыми для многих людей, напр., повествование о потопе. В подавляющем большинстве учебников довольствуются сказать, что шел дождь 40 дней и 40 ночей и наполнил землю водою, покрыв все высокие горы.
В самой же Св. Библии сказано совершенно иначе: «…в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей»… «Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Быт. 7, 11-12; 24).
А в следующей главе говорится: «…и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней…» «в первый день десятого месяца показались верхи гор» (Быт. 8, 3; 5).
С предельной ясностью Божественное Откровение говорит, что потоп усиливался почти полгода, а вовсе не 40 дней. Затем вода стала убывать, и только на 10-ый месяц показались верхи гор. Значит потоп продолжался не меньше одного года. Это особенно важно и существенно знать в наше рационалистическое время, ибо и научные геологические данные это всецело подтверждают.
Укажем еще на одно очень важное обстоятельство. Все учебники, за очень редким исключением, принимают дни творения за наши обычные дни. Каждый учебник так и начинается: «Бог сотворил мир в шесть дней…», т. е. другими словами в неделю. А, ведь, в наше время такие слова, которые в Библии не существуют, для школьников являются самыми странными. Этими словами всегда оперируют безбожники, но, именно, эти то слова и являются полным искажением, в самом начале, Божественного Откровения. Эти слова вызывают у неутвержденного человека сомнения и тогда все остальное Св. Писание начинает им отвергаться, признаваться ненужным и плодом человеческой фантазии. Именно это и пришлось пережить пишущему эти строки, по необходимости слушая антирелигиозные лекции в школе.
Вопрос о днях творения, в условиях нашего времени, никак нельзя оставить без внимания. Тем более, что разъяснение этого вопроса мы находим еще в 4-м веке у Св. Василия Великого, в его книге «Шестоднев», у Св. Иоанна Дамаскина, а также у Св. Иоанна Златоуста, у Св. Климента Александрийского, у Св. Афанасия Великого, у блаж. Августина и др.
Наш день (сутки) зависит от солнца, а в первые три дня творения, не было еще и самого солнца, - значит были не наши дни. Какие были дни творения - неизвестно, ибо «у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8). Но одно можем предположить, что эти дни не были мгновениями, об этом говорит последовательность, постепенность творения. И Святые Отцы «седьмым днем» называют весь период от сотворения мира до наших дней и продолжающимся до конца мира.
Но, вот, пережив духовный кризис, попадаем за границу. Здесь, талантливый писатель Минцлов своею книгою «Сны земли» снова вызывает мучительные дни недоумений и сомнений.
Дело в том, что Минцлов, описывая спор студентов петербургской Дух. Академии, устами студента Крестовоздвиженского говорит:
– Нельзя же закрывать глаза на достижения науки в исследовании Библии: она на три четверти фальсификация жрецов!
– А например?
– Например, хотя бы история исхода евреев из Египта - Библия рассказывает, что они сами ушли оттуда, что войско египтян погибло вместе с фараоном Мернефтой в Чермном море, а недавно в Египте нашли гробницу этого самого фараона, и из надписей в ней видно, что он и не думал погибать нигде, а умер себе дома…"
Мы не намерены спорить с г. Минцловым, что фараон Мернефта есть, именно, тот фараон, при котором евреи вышли из Египта. Ибо это дело историков, тем более, что в Библии не указано имя фараона. Но мы хотим сказать, что в этом вопросе г. Минцлов оказался совершенно несведущим, но одновременно с этим, он, не задумываясь, смело бросает «яд» сомнения в достоверность Слова Божия.
В Священном Писании нет определенно точного исторического указания о гибели самого фараона.
Необходимость иметь обширное пособие в преподавании Закона Божия диктуется современными, особенными, небывалыми условиями:
1. В большинстве школ Закону Божиему не учат, а все естественные науки преподаются сугубо материалистически.
2. Большинство русских детей и молодежи находится в окружении иностранной среды, среди различных вероисповеданий и рационалистических сект.
3. Учебники старого издания уже все распроданы, их достать почти невозможно. Кроме того, не все учебники старого издания могут вполне удовлетворять требованиям и запросам современных детей.
Все эти указанные условия и другие обстоятельства нашего трудного времени налагают на родителей, на всех воспитателей детей и, особенно, на преподавателей Закона Божия огромную ответственность. Кроме того, никто не знает, что будет завтра, - будет ли данный ребенок учить Закон Божий или нет, может быть завтра семья его переедет в место, где не будет ни церковной школы, ни храма, ни священника. Уже это одно обстоятельство не дает нам возможности в самых первых классах ограничиваться простым (без всяких пояснений) рассказыванием ребенку событий священной Истории, как это делалось раньше, при программах, рассчитанных на много лет.
В наше время необходимо избегать рассказывать Закон Божий в форме наивной сказки (как говорят «по-детски»), ибо ребенок и поймет его, как сказку. Когда же будет взрослым, у него произойдет разрыв между учением Закона Божия и восприятием мира, как это мы и наблюдаем нередко в окружающей нас жизни. У многих современных людей с высшим образованием знания в области Закона Божия остались только со школьной скамьи первых классов, т. е. в самой примитивной форме, которая, конечно, не может удовлетворять всем запросам ума взрослого человека. Да и у самих детей, растущих в современных условиях и развивающихся быстрее обычного, часто возникают самые серьезные и мучительные вопросы. Такие вопросы, на которые многие родители и взрослые совершенно не в силах ответить.
Все эти обстоятельства выдвигают первостепенную задачу, - дать в руки не только детям в церковной школе, но и самим родителям, преподавателям и воспитателям, а лучше сказать семье, - школу Закона Божия. Для этого, как показывает практика, необходимо дать одну книгу, заключающую в себе все основы христианской веры и жизни.
Ввиду того, что многие из учащихся может быть никогда не возьмут в руки Св. Библию, а будут довольствоваться только одним учебником, то такое положение требует от учебника абсолютную правильность передачи Слова Божия. Не должно быть допущено не только искажения, но даже малейшей неточности в изложении Слова Божия.
Нам приходилось видеть многие учебники, особенно для младших классов, в которых допускались неточности, а порой и неправильности в передаче Слова Божия. Приведем несколько примеров, начиная с мелких.
В учебниках часто пишут: «Мать Моисея сплела из тростника корзинку»… В Библии же сказано: «взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою»… (Исх. 2, 3). На первый взгляд это кажется «мелочью», но эта «мелочь» сказывается дальше уже в более крупном.
Так вот, в большинстве учебников пишут, что Голиаф поносил, хулил имя Божие. Когда в Слове Божием сказано так: «не филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы?.. сегодня я посрамлю полки израильские, дайте мне человека, и мы сразимся вдвоем»… И говорили израильтяне: «видите этого выступающего человека? Он выступает, чтобы поносить Израиля»… (1 Цар. 17, 8, 10, 25). И сам Давид свидетельствует, когда говорит Голиафу: «ты идешь против меня с мечем и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил» (1 Цар. 17, 45).
Вполне ясно и определенно сказано, что Голиаф смеялся вовсе не над Богом, а над полками израильскими.
Но есть ошибки-искажения, которые явились роковыми для многих людей, напр., повествование о потопе. В подавляющем большинстве учебников довольствуются сказать, что шел дождь 40 дней и 40 ночей и наполнил землю водою, покрыв все высокие горы.
В самой же Св. Библии сказано совершенно иначе: «…в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей»… «Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Быт. 7, 11-12; 24).
А в следующей главе говорится: «…и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней…» «в первый день десятого месяца показались верхи гор» (Быт. 8, 3; 5).
С предельной ясностью Божественное Откровение говорит, что потоп усиливался почти полгода, а вовсе не 40 дней. Затем вода стала убывать, и только на 10-ый месяц показались верхи гор. Значит потоп продолжался не меньше одного года. Это особенно важно и существенно знать в наше рационалистическое время, ибо и научные геологические данные это всецело подтверждают.
Укажем еще на одно очень важное обстоятельство. Все учебники, за очень редким исключением, принимают дни творения за наши обычные дни. Каждый учебник так и начинается: «Бог сотворил мир в шесть дней…», т. е. другими словами в неделю. А, ведь, в наше время такие слова, которые в Библии не существуют, для школьников являются самыми странными. Этими словами всегда оперируют безбожники, но, именно, эти то слова и являются полным искажением, в самом начале, Божественного Откровения. Эти слова вызывают у неутвержденного человека сомнения и тогда все остальное Св. Писание начинает им отвергаться, признаваться ненужным и плодом человеческой фантазии. Именно это и пришлось пережить пишущему эти строки, по необходимости слушая антирелигиозные лекции в школе.
Вопрос о днях творения, в условиях нашего времени, никак нельзя оставить без внимания. Тем более, что разъяснение этого вопроса мы находим еще в 4-м веке у Св. Василия Великого, в его книге «Шестоднев», у Св. Иоанна Дамаскина, а также у Св. Иоанна Златоуста, у Св. Климента Александрийского, у Св. Афанасия Великого, у блаж. Августина и др.
Наш день (сутки) зависит от солнца, а в первые три дня творения, не было еще и самого солнца, - значит были не наши дни. Какие были дни творения - неизвестно, ибо «у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8). Но одно можем предположить, что эти дни не были мгновениями, об этом говорит последовательность, постепенность творения. И Святые Отцы «седьмым днем» называют весь период от сотворения мира до наших дней и продолжающимся до конца мира.
Но, вот, пережив духовный кризис, попадаем за границу. Здесь, талантливый писатель Минцлов своею книгою «Сны земли» снова вызывает мучительные дни недоумений и сомнений.
Дело в том, что Минцлов, описывая спор студентов петербургской Дух. Академии, устами студента Крестовоздвиженского говорит:
– Нельзя же закрывать глаза на достижения науки в исследовании Библии: она на три четверти фальсификация жрецов!
– А например?
– Например, хотя бы история исхода евреев из Египта - Библия рассказывает, что они сами ушли оттуда, что войско египтян погибло вместе с фараоном Мернефтой в Чермном море, а недавно в Египте нашли гробницу этого самого фараона, и из надписей в ней видно, что он и не думал погибать нигде, а умер себе дома…"
Мы не намерены спорить с г. Минцловым, что фараон Мернефта есть, именно, тот фараон, при котором евреи вышли из Египта. Ибо это дело историков, тем более, что в Библии не указано имя фараона. Но мы хотим сказать, что в этом вопросе г. Минцлов оказался совершенно несведущим, но одновременно с этим, он, не задумываясь, смело бросает «яд» сомнения в достоверность Слова Божия.
В Священном Писании нет определенно точного исторического указания о гибели самого фараона.
Опирались, с одной стороны, на творческий опыт своих предшественников, с другой - стремились ответить и на вызовы современной жизни, учтя те глубокие изменения, которые произошли в нашем обществе за последние полвека.
Жизнь человека должна строиться по законам, установленным Богом. Чтобы по ним жить, их надо изучать и знать. Новая книга «Закон Божий» призвана познакомить своего читателя с христианским благовестием о Боге и спасении, со Священной историей и духовным опытом Церкви.
В последние десятилетия в нашей стране вышло несколько изданий под одним и тем же названием «Закон Божий». Тем не менее, необходимость в новой книге давно назрела. В отличие от известного труда отца Серафима Слободского, вышедшего более полувека назад, и других изданий, выпущенных как в дореволюционной России, так и за рубежом, книга, опубликованная издательством Сретенского монастыря, написана современными авторами-священниками и обращена к нынешнему отечественному читателю.
Словосочетание «Закон Божий» часто ассоциируется в нашем сознании, прежде всего, с уроками в воскресных школах или гимназиях, однако данная книга ориентирована не на одних только детей. Ее авторы находят общий язык как с подростками, так и с вполне зрелыми читателями. Если в изложении для детей Библия обычно представляется как набор сюжетов, то в новой книге авторы, помимо изложения библейских событий, знакомят своего читателя также и с общим смыслом Священной истории: и ветхозаветной, и евангельской. Подобное изложение может послужить хорошим руководством к будущему, более углубленному изучению Священного Писания. Особый интерес вызывает глава «Религия в жизни избранного народа». Ветхозаветные праздники, обряды и традиции, о которых многие из нас только слышали, в этой главе находят свое духовно-символическое и прообразовательное объяснение.
В разделе, посвященном истории Церкви (подобный раздел отсутствовал и в известном труде протоиерея Серафима Слободского, и в других менее известных изданиях), даны жизнеописания святых, подвизавшихся в различные эпохи от апостольского века до нашего времени. Данный подход показывает духовную преемственность в истории нашей Церкви.
Значительная часть книги посвящена духовной жизни человека. Учение о Боге, Едином в трех Ипостасях, о Боговоплощении и о Церкви Христовой излагается на основании Символа веры и в согласии с многовековой христианской традицией. В разделе «Вера христианская» авторы предлагают содержательную беседу о вере в Бога и смысле человеческой жизни. Отдельная часть новой книги отведена вопросам духовной жизни современного христианина, что может быть чрезвычайно полезно в наше время - время всеобщей утраты смыслов и подмены нравственных понятий.
Мы надеемся, что новая книга «Закон Божий», подготовленная в издательстве Сретенского монастыря в год двадцатилетия возрождения монашеской жизни обители, послужит как делу духовного просвещения всех желающих знать о христианской вере и Церкви, так и поможет научиться строить свою жизнь согласно с Божественным Законом.
Примеры разворотов книги
ВВЕДЕНИЕ. Человек и его вера
ЧАСТЬ 1. Начальные понятия о Боге и духовной жизни
- Бог - Отец наш Небесный
- Без Бога ни до порога
- Откуда мы знаем о Боге
- Свойства Божии
- Где и как общаться с Богом. Крестное знамение
- Храм - дом Божий
- О Божией Матери
- Человек - образ Божий
- Семья - малая Церковь
- Православные - право славящие Бога
ЧАСТЬ 2. Молитва - дыхание души
- Молитвенное правило
- Детская молитва
- Первые молитвы и объяснение их
- Молитва Господня
- Молитва Святому Духу
- Молитва Пресвятой Богородице («Богородице Дево»)
- Хвалебная песнь Богородице («Достойно есть»)
- Архангельская песнь
- Молитва Ангелу Хранителю
- Молитва за живых
- Молитва за усопших
- Молитва перед учебой
- Молитва после вкушения пищи
- Молитва Иисусова
ЧАСТЬ 3. Священная и церковная история
- Божественное Откровение
- Священное Писание
- Богодухновенность Священного Писания
- Кто написал Библию
- Канон Священного Писания
- Библейские рукописи
Священная история Ветхого Завета
- Сотворение мира
- Первый день творения
- Второй день творения
- Третий день творения
- Четвертый день творения
- Пятый день творения
- Шестой день творения
- Седьмой день
- Сотворение мира и наука
- Земной рай и грехопадение
- Первое обетование о Мессии
- Падшие прародители изгоняются из рая
- Дети Адама
- Всемирный потоп
- Возобновление Завета. Божественное благословение
- Вавилонское столпотворение
- Появление идолопоклонства
- Призвание патриарха Авраама
- Патриарх Исаак
- Патриарх Иаков (Израиль)
- Патриарх Иосиф
- Праведный Иов: тайна страдания праведника
- Пророк Моисей
- Исход из Египта. Первая Пасха
- Бог дал народу закон
- Скиния - походный храм
- Ветхозаветное священство
- Сорок лет странствия в пустыне
- На Моавитских равнинах
- Перепись народа
- Смерть пророка Моисея
- Иисус Навин ввел народ в землю обетованную
- Господь посылает судей
- Пророк Самуил
- Царь Саул - первый царь Израиля
- Давид избирается на царство
- Гонимый помазанник
- Давид - царь над всем Израилем
- Моровая язва - последняя скорбь царя
- 90-й псалом
- «Вот, я отхожу в путь всей земли»
- Псалмы царя Давида
- Царствование Соломона
- Иерусалимский храм
- Книга Екклесиаст
- Два царства
- «И делал Иуда неугодное пред очами Господа»
- Новая столица Израильского царства
- Ахав вводит культ Ваала
- «И восстал Илия пророк, как огонь…»
- Наказание за нечестие - засуха
- Благочестивая вдовица
- Испытание веры
- Пророк Божий Елисей
- Пророк Иона
- Конец Израильского царства
- Иудейское царство
- Царь Иосафат
- Царь Езекия
- «Ветхозаветный евангелист» - пророк Исаия
- Царь Манассия: нечестие и покаяние
- Благочестивый царь Иосия
- Последние иудейские цари
- Пророк Иеремия
- Вавилонский плен
- Пророк Иезекииль
- Пророк Даниил
- Конец плена
- Второй Иерусалимский храм
- Неемия: восстановление стен Иерусалима
- Малахия - последний пророк
- Религия в жизни избранного народа
- Между двумя Заветами: ожидание Мессии
- Языческий мир в ожидании Спасителя
Евангельская история
- Ангел возвещает о рождении Иоанна Предтечи
- Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа
- Богородица спешит к Елисавете
- Ангел извещает Иосифа о рождении Христа
- Рождение Иоанна Предтечи
- Рождество Христово. Поклонение пастухов
- Обрезание Христово. Сретение Господне
- Поклонение волхвов и бегство в Египет
- Отрок Иисус в Иерусалимском храме
- Проповедь Иоанна Крестителя
- Крещение Господа Иисуса Христа
- Сорокадневный пост и искушения Господа
- Первые ученики Христовы. Чудо в Кане
- Изгнание торгующих. Беседа с Никодимом
- Беседа с самарянкой
- Взятие под стражу Иоанна Крестителя
- Нагорная проповедь
- Блаженства евангельские
- Ветхий закон и закон любви
- Как творить милостыню, молитву и пост
- О богатстве и земных попечениях
- Отношения с ближними
- О слушании и исполнении слов Христа
- Чудеса Христовы
- Исцеления бесноватых
- Чудеса и вера
- Милосердие Божие в чудесах
- Чудеса и субботний покой
- Убиение Иоанна Крестителя
- Послание на проповедь двенадцати апостолов
- Учение о Царствии Небесном в притчах
- Притча о сеятеле
- Притча о плевелах
- Притчи о горчичном зерне и о закваске
- Притчи о сокровище, скрытом на поле, и о драгоценной жемчужине
- Чудо насыщения пятью хлебами
- Христос идет по водам за Своими учениками
- Христос беседует о хлебе жизни
- Апостол Петр исповедует Иисуса Христом
- Преображение Господне
- Исцеление бесноватого отрока
- Господь покидает Галилею и идет в Иудею
- Притча о добром самарянине
- Исцеление десяти прокаженных
- Притча и поучения о молитве
- Молитва Господня
- Неотступность в молитве
- Притча о мытаре и фарисее
- Обращение мытаря Закхея
- Притчи и поучения о покаянии
- Чтобы спасти погибших
- О блудном сыне
- Притча о бесплодной смоковнице
- Беседа с богатым юношей
- Господь благословляет детей
- Притча о богаче и Лазаре
- Воскрешение Лазаря
- Вифанское помазание
- Вход Господень в Иерусалим
- Господь обличает иудеев
- Иудеи задают Господу искусительные вопросы
- Вопрос о подати кесарю
- Вопрос о воскресении мертвых
- О наибольшей заповеди в законе Моисеевом
- Беседа Господа на горе Елеонской
- Признаки конца мира и Второго Пришествия Христова
- Призывы к бодрствованию. Притча о десяти девах
- Притча о талантах
- Притча о Страшном Суде
- Иуда решается предать Господа
- Тайная Вечеря
- Предсказание отречения Петра
- Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
- Суд над Иисусом Христом
- Допрос у Анны
- Суд у первосвященника Каиафы
- Отречение Петра
- Гибель Иуды
- Суд Пилата и Ирода
- Распятие. Смерть и погребение Господа
- Погребение. Стража у гроба
- Жены-мироносицы у гроба. Явление Ангелов
- Явления воскресшего Господа
- Явление Марии Магдалине
- Явление женам-мироносицам
- Явление двум ученикам по дороге в Эммаус
- Явление апостолам в тот же день вечером
- Явление апостолам на восьмой день с Фомой
- Явление на Тивериадском озере. Чудесный улов. Возвращение Петру апостольского достоинства
- Явление на горе в Галилее и повеление апостолам идти на всемирную проповедь
- Вознесение Господне
История Церкви
- Рождение Церкви Христовой
- Церковь Христова в апостольское время
- Преследование апостолов иудейскими начальниками
- Об обобществлении имущества и избрании семи диаконов
- Смерть первомученика Стефана. Начало гонений на Иерусалимскую Церковь
- Обращение Савла
- Крещение сотника Корнилия. Приход в Церковь первых язычников
- Миссионерское путешествие Павла и Варнавы
- Апостольский Собор
- Апостольские труды Павла
- Иаков, брат Божий, и его мученическая кончина
- Гонения Нерона. Мученическая смерть апостолов Петра и Павла
- Распространение Церкви Христовой
- Распространение Церкви Христовой в Римской империи
- Просвещение Грузии. Равноапостольная Нина
- Просвещение славянских народов. Святые Кирилл и Мефодий
- Крещение Руси
- Герман Аляскинский и Православие в Америке
- Рождение Японской Православной Церкви. Равноапостольный Николай Японский
- Вселенская Православная Церковь в наши дни
- Мученики и исповедники Христовы
- Гонения на Церковь в Римской империи
- Церковь мучеников
- Новомученики и исповедники Российские
- Святители - домостроители тайн Божиих
- Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских
- Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
- Московские святители: Петр, Алексий, Иона, Макарий, Филипп, Иов, Ермоген, Филарет и Тихон
- Монашество. Преподобные и подвижники
- История древнего монашества
- Монашество в России
- Преподобные и подвижники в России в XX веке
- Спасение в миру. Святые праведники
- Праведная Иулиания Лазаревская
- Праведный Симеон Верхотурский
- Блаженная Ксения Петербургская
- Праведный воин Феодор Ушаков
- Блаженная Матрона Московская
ЧАСТЬ 4. Вера христианская
- Вера в Бога и смысл человеческой жизни
- Символ веры
- Первый член Символа веры
- Второй член Символа веры
- Третий член Символа веры
- Четвертый член Символа веры
- Пятый член Символа веры
- Шестой член Символа веры
- Седьмой член Символа веры
- Восьмой член Символа веры
- Девятый член Символа веры
- Десятый член Символа веры
- Одиннадцатый член Символа веры
- Двенадцатый член Символа веры
- Кратко о церковных Соборах
- I Вселенский Cобор
- II Вселенский Собор
- III Вселенский Собор
- IV Вселенский Собор
- V Вселенский Собор
- VI Вселенский Собор
- VII Вселенский Собор
- Иноверие и инославие
- Мысли святителя Феофана Затворника
- Вера и наука
ЧАСТЬ 5. Духовная жизнь
- Грех и борьба с ним
- Почему добрые дела творить сложнее
- Что такое страсти
- Посты и их духовный смысл
- Многодневные посты
- Однодневные посты
- Заповеди Божии
- Первая заповедь
- Вторая заповедь
- Третья заповедь
- Четвертая заповедь
- Пятая заповедь
- Шестая заповедь
- Седьмая заповедь
- Восьмая заповедь
- Девятая заповедь
- Десятая заповедь
- Евангельские заповеди блаженства
- Первая заповедь
- Вторая заповедь
- Третья заповедь
- Четвертая заповедь
- Пятая заповедь
- Шестая заповедь
- Седьмая заповедь
- Восьмая заповедь
- Девятая заповедь
ЧАСТЬ 6. О храме и богослужении
- Почему мы молимся в храме?
- Храм и его устройство
- Внутреннее устройство храма
- Колокольный звон
- Степени священства
- Монашество и монастыри
- Богослужения суточного круга
- Всенощное бдение
- Божественная литургия
- Происхождение литургии
- Какие бывают литургии
- Последовательность и символическое значение литургии
- Проскомидия
- Значение поминовения на проскомидии
- Литургия оглашенных
- Литургия верных
- Семь Таинств Церкви
- Таинство крещения
- Таинство миропомазания
- Исповедь, или Таинство покаяния
- Как готовиться ребенку к первой исповеди
- Таинство причащения
- Таинство елеосвящения (соборование)
- Таинство венчания
- Таинство священства
- Молебен
- Освящение жилища
- Загробная участь души и поминовение усопших
- Как молиться за усопших
- Дни особого поминовения усопших
ЧАСТЬ 7. Церковные праздники
- Праздник в жизни православного христианина
- Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
- Великий пост
- Вход Господень в Иерусалим
- Страстная седмица
- Пасха Христова и Светлая седмица
- Вознесение Господне
- Пятидесятница. День Святой Троицы
- Праздники месяцеслова (непереходящие)
- Рождество Пресвятой Богородицы
- Воздвижение Креста Господня
- Введение во храм Пресвятой Богородицы
- Рождество Христово
- Крещение Господне
- Сретение Господне
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- Преображение Господне
- Успение Пресвятой Богородицы
- Дни памяти святых. Чины святости
- Икона - образ невидимого горнего мира
ЧАСТЬ 8. Духовный мир
- Мир ангельский
- Духовность истинная и темная
- Православная молитва против оккультизма
- Православные чудеса
- Схождение Благодатного огня
- Облако на горе Фавор
- Чудо крещенской воды
- Мироточивые иконы и святые мощи
- Туринская плащаница
В трудное время многие люди обращаются за помощью к богу, находят утешение и успокоение в вере. А другие живут с верой в сердце изо дня в день, и без неё не представляют себя. Одним из популярных религиозных учений является христианство. Православие – одно из направлений христианского учения, которое проповедует большое количество людей. Книга «Закон Божий» была написана еще в середине прошлого века и с тех пор переиздавалась много раз, она стала одним из самых популярных православных учебников. Протоиерей Серафим Слободской создал наиболее полный учебник, в котором рассмотрены все особенности православия и рассказано о церковной жизни.
Эта книга может считаться настоящей энциклопедией, из которой любой желающий, как взрослый, так и ребенок, сможет почерпнуть всё необходимое. Здесь есть все важные сведения, а также некоторые дополнения в естественно-научной части повествования с учетом того, какие открытия были совершены в науке. В книге есть красивые иллюстрации. Она может изучаться в кругу семьи, воспитывая в детях нужные качества, приобщая их к культуре семьи, также её можно изучать в воскресных школах. Учебник будет интересен тем, кто недавно принял православие или только задумывается об этом, кто хочет познакомиться с православной верой или хорошо её изучить.
На нашем сайте вы можете скачать книгу "Закон Божий" Протоиерей Серафим Слободской бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
ЧТО ТАКОЕ ЗАКОН БОЖИЙ?
Я есмь путь и истина и жизнь.
"Закон Божий – это путеводная звезда, указывающая человеку-страннику дорогу в Царство Небесное. Значение Закона Божия не уменьшается с веками. Напротив, чем больше жизнь усложняется противоречивыми людскими мнениями, тем больше человек нуждается в ясном и авторитетном руководстве Заповедей Божиих.
Закон Божий – это свет, просвещающий разум и согревающий сердце. Так смотрели на него люди, жаждущие найти высший смысл в своей жизни: “Закон Твой – утешение мое … Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты сделал меня мудрее врагов моих … Великий мир у любящих закон Твой и нет им преткновения” – писали древние праведники-поэты – царь Давид и другие , ).
Заповеди Божии можно сравнить с законами природы:
и те и другие имеют своим источником Творца и дополняют друг друга: одни регулируют бездушную природу, другие дают нравственную основу человеческой душе. Разница между ними та, что материя, безусловно, подчиняется физическим законам, человек же свободен подчиняться или не подчиняться нравственным законам. В предоставлении человеку свободы выбора заключается великая милость Божия: эта свобода дает возможность человеку духовно расти и совершенствоваться, даже – уподобляться Богу. Однако, нравственная свобода налагает на человека ответственность за свои поступки…."
Епископ Александр (Милеант)
Закон Божий – не просто учебная дисциплина, не только объем определенных сведений, которые можно усвоить, не задумываясь об их смысле, об их значении для человеческой души. Это знания о Боге, о нашей вере, о мире в котором мы живем и месте человека в нем, о Священной истории, о наших принципах и наших традициях. Эти знания надо не только получить – но и принять их, и жить по ним, в соответствии с теми великими законами, которые Господь вложил в человеческую душу и совесть.
Задача нашего сайта – дать такую возможность каждому, кто хочет прикоснуться к основам православной веры и духовной традиции. Кроме видеокурса «Закон Божий» здесь собрана и более подробная информация, помогающая человеку получить ответы на самые важные по сути своей вопросы – о вере и жизни христианской, о Священной истории Ветхого и Нового Завета, об истории Церкви. Эти материалы будут полезны при изучении видеокурса «Закон Божий» и проведении с его помощью занятий, при самостоятельном изучении Закона Божьего, Священного Писания и Предания Православной Церкви, при подготовке к Таинству Крещения или к тому, чтобы стать крестным восприемником.
Видеокурс «Закон Божий» можно посмотреть в режиме