Эссе на тему маргинальность. Пример слабого эссе тему: «Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество»

    Я абсолютно согласна с позицией А. Фарджа «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами». Что такое маргинальность? МАРГИНАЛЬНОСТЬ (лат. margo - край, граница) - понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром.
    Маргиналы - это люди, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не вписываются в общую массу. Маргиналы не объединены никаким общим интересом или целью, характеризуются отсутствием исторической памяти и преемственности в восприятии традиций. Рассмотрим три примера маргиналов, характеризующих их положение. Первый, человек недавно переехавший жить из деревни в город. Отсутствие жестоко отчерченных норм и связей способствует повышению его личной активности. Второй пример маргиналов, гражданин работающий в деревне после окончания института. Знание навыков и приобретенный опыт, будет повышать рабочие силы в деревне. Третий, представитель азиатской страны, приехавший на заработки, лучше адаптируется к постоянно изменяющимся условиям.
    Как термин маргинальность существует с 1928 года, 1656
    год во Франции положил начало новой практике, отныне оказывающее неизменное
    воздействие на восприятие отклонений, в конце XVII века возникает новый проект: изолировать маргиналов как явление отталкивающее и вредоносное.
    История знает много примеров, когда индивиды или социальные группы утрачивают прежний социальный статус, или наоборот принимают. Типичными примерами маргиналов могут быть мигранты, женщины, люди с ограниченными возможностями, а также вступившие в межэтнические или межрасовые браки, представители национальных меньшинств.
    Тем самым мы приходим к выводу что маргинальность – это результат конфликта с общепринятыми нормами.

    Ответить Удалить

  1. Это высказывание я рассматриваю как с положительной стороны, так и с отрицательной. Маргинальность - это понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты, статусы…Маргиналы - это те, кто покинул социальный статус, но еще не вошел в другой, находясь на рубеже. Причинами возникновения маргиналов являются какие-либо социальные явления, социальные конфликты, реформы.
    Маргиналы, способные к адаптации, к быстрой мобильности, освоению нового относятся к положительной стороне. Примером является переезд из деревни в город, т. е. улучшение жизни, возможностей и большая перспектива. Так же, наоборот, переезд из города квалифицированных работников в деревню, это, безусловно, улучшение образования.
    Отрицательная сторона маргинальности- это конфликт с общественными нормами. Это те люди, которые не адаптировались в обществе, не смогли приобщиться к новому и найти для себя место. Пример: После отмены Крепостного права крестьяне вынуждены были уходить из своих домов и подаваться в город на заработки. Там, они выбивались из колеи, что показывает нам отрицательную сторону маргинальности. Ярким примеров из современности, который относится к отрицательной стороне, является приезд жителей Дальнего зарубежья на заработки в Россию, вынужденных отрываться от своей культуры, дома, и уже здесь, принимать новые правила поведения в обществе, совсем другие устои.
    Таким образом, маргинальность - это не только конфликт с общественными нормами, но и положительное социальное явление.

    Ответить Удалить
  2. «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фардж)
    Я полностью согласна с данным высказыванием Фарджа, потому что даже определение термина «маргинальность» нечет в себе сходный смысл, и подтверждает данную цитату:
    Маргина́л — вольно трактуемое/употребляемое понятие для обозначения человека, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не вписываются в общую массу.
    Разберемся подробнее. Каким образом человек становится маргиналом? Это происходит вследствие изменения его мировоззрения, или образа жизни, или других вышеперечисленных факторов. Причем изменения должны быть достаточно сильными. Один из факторов перестает вписываться в обыденность. А что происходит, когда, допустим, мировоззрение человека разительно отличается от мировоззрения окружающих людей? Конфликт общества и конкретного человека. Кроме личной маргинальности существует еще и групповая.
    Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.
    Маргиналы могут предпринимать попытки вернуться обратно в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов затруднены.
    Маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Потому, маргиналов не стоит воспринимать исключительно отрицательно. Ведь если человек в меньшинстве, то он не обязательно не прав. В доказательство приведу цитату Виктора Шендеровича, писателя: «В слове «маргинал» нет ничего обидного. Маргинал — это тот, кто в меньшинстве. Христос был маргиналом, как известно, Сахаров был маргиналом… Томас Манн был маргиналом.»

    Ответить Удалить
  3. Что бы рассуждать нужно понять, кто такой маргинал. Родители умело умеют запудривать головы и до сих пор не дали единого определения этому понятию, поэтому оттолкнуться невозможно. "Маргинал — слово модное, но понятие довольно неопределенное."

    Ответить Удалить
  4. Здравствуйте!
    Извините что с опозданием!
    Я выбрала тему:«Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фардж)
    Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание известного социолога, А. Фарджа,что «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами».И я абсолютно согласна с данным высказыванием.Для начала нужно разобраться,что же такое "маргинальность". Маргинальность- (в широком смысле) - пограничное, переходное, структурно неопределенное социальное состояние индивида или группы.Ну а кто же такие маргиналы? Маргинал - понятие для обозначения человека, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не вписываются в общую массу. Существует два вида маргинальности - личная и групповая. Личная маргинальность, это когда человек становится маргиналом вследствии изменения его мировоззрения,образа жизни, или других каких-либо факторов.Так происходит и в обществе,т.е.в групповой маргинальности,только там изменения гораздо значительны,т.е.измененяется социальная структура общества, формировуются новые функциональные группы в экономике и политике, вытесняющие старые группы и в корни меняющее структуру. Часто маргиналы не могут найти "своего места" в обществе и им приходится трудно осваиваться и подстраиваться в какой-то степени под "новое" для них общество. Иногда маргиналы пытаются снова "влиться" в повседневное общество,но часто эти попытки приводят к конфликтам, разногласиям,революциям.Но быть маргиналом- не значит быть каким-то "отбросом" от общества и не значит,что он несёт всё отрицательное.Нет.Бывает и так,что лучше придерживаться своего мнения,чем быть как все.И может в конечном счёте, окажется так, что тот человек, который отстаивал "своё",придерживался каких-то других качеств,становиться прав.Так что маргинальность можно рассматривать с разных сторон и выделять в ней плюсы и минусы.
    Приведу пару примеров на данную тему.Вот например,из истории: Начало промышленного переворота.Замена ручного труда-машинами. Часть крестьянства вынуждены переселяться в города - искать работу. Вот тут люди и пытаюся "ужиться" в новом обществе, ведь не каждому по душе городские условия.Люди чувствует себя там чужими.И можно с точностью сказать что они маргиналы.В душе они всё ещё живут в своей деревне.Все ценности сложенные в деревни- регулируют отношения,поведение человека.Но в городе особые правила бытия,другие условия.Людям трудно первое ужиться в новом обществе и часто это различные взляды сталкиваются, что приводит к конфликтам.
    Ещё хочу привести один пример, про людей, которые похожи на маргиналов, и которых мы очень хорошо знаем и встречаем их на улице,это -люмпены. Для начала,нужно пояснить,кто такие люмпены. Люмпены-это группы людей,которые опустились на "социльное дно",у которых нет определенного места жительства и т.п. И мы хорошо их знаем,говоря проще,это -бомжи.Общество как бы "вбросило" люмпенов из нормальной жизни.Но стоит отличать люмпенов и маргиналов друг от друга.Но я точно знаю,что у них есть общее то,что те и другие при попытке вернуться в "нормальное" общество вызывают какие-либо столкновения и конфликты.
    И на последок,хочу сказать,что не нужно делать каких-то "громких" выводов.Каждый из нас может оказаться на месте маргиналов или тех же люмпенов,хотя внутри из нас каждый маргинал.

    Я абсолютно согласна с позицией А. Фарджа «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами». Что такое маргинальность? МАРГИНАЛЬНОСТЬ (лат. margo - край, граница) - понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром.
    Маргиналы - это люди, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не вписываются в общую массу. Маргиналы не объединены никаким общим интересом или целью, характеризуются отсутствием исторической памяти и преемственности в восприятии традиций. Рассмотрим три примера маргиналов, характеризующих их положение. Первый, человек недавно переехавший жить из деревни в город. Отсутствие жестоко отчерченных норм и связей способствует повышению его личной активности. Второй пример маргиналов, гражданин работающий в деревне после окончания института. Знание навыков и приобретенный опыт, будет повышать рабочие силы в деревне. Третий, представитель азиатской страны, приехавший на заработки, лучше адаптируется к постоянно изменяющимся условиям.
    Как термин маргинальность существует с 1928 года, 1656
    год во Франции положил начало новой практике, отныне оказывающее неизменное
    воздействие на восприятие отклонений, в конце XVII века возникает новый проект: изолировать маргиналов как явление отталкивающее и вредоносное.
    История знает много примеров, когда индивиды или социальные группы утрачивают прежний социальный статус, или наоборот принимают. Типичными примерами маргиналов могут быть мигранты, женщины, люди с ограниченными возможностями, а также вступившие в межэтнические или межрасовые браки, представители национальных меньшинств.
    Тем самым мы приходим к выводу что маргинальность – это результат конфликта с общепринятыми нормами.

    Ответить Удалить

  1. Это высказывание я рассматриваю как с положительной стороны, так и с отрицательной. Маргинальность - это понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты, статусы…Маргиналы - это те, кто покинул социальный статус, но еще не вошел в другой, находясь на рубеже. Причинами возникновения маргиналов являются какие-либо социальные явления, социальные конфликты, реформы.
    Маргиналы, способные к адаптации, к быстрой мобильности, освоению нового относятся к положительной стороне. Примером является переезд из деревни в город, т. е. улучшение жизни, возможностей и большая перспектива. Так же, наоборот, переезд из города квалифицированных работников в деревню, это, безусловно, улучшение образования.
    Отрицательная сторона маргинальности- это конфликт с общественными нормами. Это те люди, которые не адаптировались в обществе, не смогли приобщиться к новому и найти для себя место. Пример: После отмены Крепостного права крестьяне вынуждены были уходить из своих домов и подаваться в город на заработки. Там, они выбивались из колеи, что показывает нам отрицательную сторону маргинальности. Ярким примеров из современности, который относится к отрицательной стороне, является приезд жителей Дальнего зарубежья на заработки в Россию, вынужденных отрываться от своей культуры, дома, и уже здесь, принимать новые правила поведения в обществе, совсем другие устои.
    Таким образом, маргинальность - это не только конфликт с общественными нормами, но и положительное социальное явление.

    Ответить Удалить
  2. «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фардж)
    Я полностью согласна с данным высказыванием Фарджа, потому что даже определение термина «маргинальность» нечет в себе сходный смысл, и подтверждает данную цитату:
    Маргина́л — вольно трактуемое/употребляемое понятие для обозначения человека, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не вписываются в общую массу.
    Разберемся подробнее. Каким образом человек становится маргиналом? Это происходит вследствие изменения его мировоззрения, или образа жизни, или других вышеперечисленных факторов. Причем изменения должны быть достаточно сильными. Один из факторов перестает вписываться в обыденность. А что происходит, когда, допустим, мировоззрение человека разительно отличается от мировоззрения окружающих людей? Конфликт общества и конкретного человека. Кроме личной маргинальности существует еще и групповая.
    Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.
    Маргиналы могут предпринимать попытки вернуться обратно в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов затруднены.
    Маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Потому, маргиналов не стоит воспринимать исключительно отрицательно. Ведь если человек в меньшинстве, то он не обязательно не прав. В доказательство приведу цитату Виктора Шендеровича, писателя: «В слове «маргинал» нет ничего обидного. Маргинал — это тот, кто в меньшинстве. Христос был маргиналом, как известно, Сахаров был маргиналом… Томас Манн был маргиналом.»

    Ответить Удалить
  3. Что бы рассуждать нужно понять, кто такой маргинал. Родители умело умеют запудривать головы и до сих пор не дали единого определения этому понятию, поэтому оттолкнуться невозможно. "Маргинал — слово модное, но понятие довольно неопределенное."

    Ответить Удалить
  4. Здравствуйте!
    Извините что с опозданием!
    Я выбрала тему:«Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фардж)
    Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание известного социолога, А. Фарджа,что «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами».И я абсолютно согласна с данным высказыванием.Для начала нужно разобраться,что же такое "маргинальность". Маргинальность- (в широком смысле) - пограничное, переходное, структурно неопределенное социальное состояние индивида или группы.Ну а кто же такие маргиналы? Маргинал - понятие для обозначения человека, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не вписываются в общую массу. Существует два вида маргинальности - личная и групповая. Личная маргинальность, это когда человек становится маргиналом вследствии изменения его мировоззрения,образа жизни, или других каких-либо факторов.Так происходит и в обществе,т.е.в групповой маргинальности,только там изменения гораздо значительны,т.е.измененяется социальная структура общества, формировуются новые функциональные группы в экономике и политике, вытесняющие старые группы и в корни меняющее структуру. Часто маргиналы не могут найти "своего места" в обществе и им приходится трудно осваиваться и подстраиваться в какой-то степени под "новое" для них общество. Иногда маргиналы пытаются снова "влиться" в повседневное общество,но часто эти попытки приводят к конфликтам, разногласиям,революциям.Но быть маргиналом- не значит быть каким-то "отбросом" от общества и не значит,что он несёт всё отрицательное.Нет.Бывает и так,что лучше придерживаться своего мнения,чем быть как все.И может в конечном счёте, окажется так, что тот человек, который отстаивал "своё",придерживался каких-то других качеств,становиться прав.Так что маргинальность можно рассматривать с разных сторон и выделять в ней плюсы и минусы.
    Приведу пару примеров на данную тему.Вот например,из истории: Начало промышленного переворота.Замена ручного труда-машинами. Часть крестьянства вынуждены переселяться в города - искать работу. Вот тут люди и пытаюся "ужиться" в новом обществе, ведь не каждому по душе городские условия.Люди чувствует себя там чужими.И можно с точностью сказать что они маргиналы.В душе они всё ещё живут в своей деревне.Все ценности сложенные в деревни- регулируют отношения,поведение человека.Но в городе особые правила бытия,другие условия.Людям трудно первое ужиться в новом обществе и часто это различные взляды сталкиваются, что приводит к конфликтам.
    Ещё хочу привести один пример, про людей, которые похожи на маргиналов, и которых мы очень хорошо знаем и встречаем их на улице,это -люмпены. Для начала,нужно пояснить,кто такие люмпены. Люмпены-это группы людей,которые опустились на "социльное дно",у которых нет определенного места жительства и т.п. И мы хорошо их знаем,говоря проще,это -бомжи.Общество как бы "вбросило" люмпенов из нормальной жизни.Но стоит отличать люмпенов и маргиналов друг от друга.Но я точно знаю,что у них есть общее то,что те и другие при попытке вернуться в "нормальное" общество вызывают какие-либо столкновения и конфликты.
    И на последок,хочу сказать,что не нужно делать каких-то "громких" выводов.Каждый из нас может оказаться на месте маргиналов или тех же люмпенов,хотя внутри из нас каждый маргинал.

Эссе на тему: «Маргинальность- это результат конфликта с общественными нормами»

Я выбрала эту тему, потому что эта проблема актуальна практически в любом обществе, так как всегда находились люди, отличающиеся от других. Особенно это распространено в современном обществе, в котором почти стерты границы между классами.

Автор высказывания, социолог А.Фардж,писал: «Маргинальность - это результат конфликта с общественными нормами». Иными словами, автор говорит о том, что такое явление как маргинальность рождается вследствие того, что человек оказывается вне общепринятых норм или же самостоятельно идет против них. То есть по Фарджу маргинальность в первую очередь выражается в противостоянии личности и общества, конфликтных настроений, исходящих от той или иной стороны или к обоюдному согласию. С точкой зрения автора трудно не согласиться, но я склоняюсь к тому, что данный термин –«маргинальность» многозначен,и чтобы окончательно его понять,нужно рассмотреть все его стороны и значения,а также считаю, что маргинальность появляется тогда и только тогда, когда личность выталкивается «массами» или самостоятельно отделяется от них по причине несоответствия взглядов, мнений, особенностей мышления. Отсюда и выходит, что маргинал – это человек, оказавшийся в срединном положении: оторвавшийся от одной социальной группы и не вошедший в другую.

Жизнь такого человека весьма и весьма непростая. Помимо тяжелого социального положения, ситуация усугубляется психологическим аспектом. Например, человек, родившийся в деревне и проживший там большую часть жизни, трудно адаптируется к городским условиям. Групповая же маргинальность возникает в результате социальной реструктуризации в обществе, когда новые, только появившиеся политические или экономические социальные группы начинают вытеснять старые. Например, если маргинализация связана с радикальным изменением структуры (как, например, во время революций или ярких реформ), что влечет за собой разрушение устоявшихся социальных общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Положение стало меняться в ходе модернизации, то есть в процессе становления индустриального общества. Ведь сама модернизации не только переход к более высокому укладу хозяйственной жизни, но и процесс, который сопровождался радикальными изменениями в социальной структуре общества. Безусловно, модернизация носила ярко выраженный революционный характер и приводила к маргинализации целых групп населения. Социальные группы меняли свой статус в рамках посредством групповой мобильности, о которой писали многие ученые. Они отличили, что групповая мобильность имела место во время социальных потрясений и не всегда заканчивалась удачно.

Люди «застревали» между социальными группами и, попав в тяжелое положение, они вынуждены были нарушать нормы, чтобы выжить. А значит, конфликт человека с общественными нормами являлся следствием маргинализации, а не наоборот. В годы гражданской войны в России не все воюющие по своей сути были «революционерами», оказались втянутыми в конфликт стечением обстоятельств. Такие примеры есть и в истории современной России. В 90-е годы XX века многие ученые потеряли свой статус вследствие радикальных реформ. Если учесть, что термин «маргинал» многозначен, и на современном этапе к маргиналам относят выпускников школ и студентов, так как они еще не заняли устойчивого положения, то мысль автора А. Фаржда можно оспорить.

Одним из примеров маргинальности может служить биография великого русского поэта Иосифа Александровича Бродского. Живя в Советском Союзе, он был маргиналом в прямом смысле этого слова. Его талант и необычные взгляды, несхожие с общепринятыми, и послужили причиной того, что общество сознательно начало «выдавливать» его, подталкивать к «краю». Началось все с преследований и осуждения со стороны общественности, а закончилось судом и последующей эмиграцией поэта. Так, в маргинальном состоянии оказываются все талантливые,

одаренные люди за счет конфликта с обществом на основе различия в видении мира, в способностях. Можно привести также пример из личного опыта. В современном обществе с постоянными изменениями и реформами от маргинализации не защищен никто. Чтобы этого избежать нужно быстро подстраиваться под все новшества, включая технические новинки.

Так, например, маргинализации может быть подвергнут учитель информатики, который не успевает следить за модификациями в компьютерном мире. В таком случае такая социальная группа как класс или преподавательский состав, успевшая скорректировать подходы, может начать маргинализировать «отставшего». То есть, учитель информатики окажется на краю, в силу конфликта между новыми нормами общества и старыми, сохранившимися в его сознании. Таким образом, маргинальность – социальный феномен, которого, действительно не всегда удается избежать. Но одно будет верно всегда: она возникает в силу какого-либо отличия индивида или группы от остального общества, которое обязательно приводит к конфликту, разрешить который можно только таким образом.

«Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково»
И. Робертсон

В данном высказывании автор поднимает проблему особенностей процесса социализации в обществах различного типа. Подтверждая правоту слов Робертсона, необходимо вспомнить одну из типологий общества, а именно деление на простые и сложные. Критерием выделения этих типов является сама структура природы. Процесссоциализации в таком обществе был достаточно простым: людям необходимо было усвоить общее, одни для всех, социальные нормы.
Со временем структура общества усложняется. Оформление частной собственности привело к резкому расслоению и дальнейшему усилению социального неравенства. Одни богатели, другие беднели. Возникает необходимость закрепить положение одних юридически, то есть законами.Формируется аппарат управления, армия, а это приводит к становлению государства. В таком обществе у каждой социальной группы свое предназначение, которое охраняется традициями, обычаями и правовыми нормами. Вспомним выражение: «Одни молятся, другие – воюют, удел третьих – трудиться».
В чем же особенности социализации в данном обществе?
Сложная структура общества требует более сложного процесса социализации.Человек усваивает не только общепринятые социальные нормы, но и те нормы, которые способствуют межгрупповому общению. А таковыми в большей степени выступают правовые нормы, исходящие от государства и охраняемые им. Сложными по своей сути являются и традиционное общество и современное. Но процесс социализации в них имеет свои особенности. Например, в традиционной Индии представитель касты должен был знать инормы поведения своей другой группы, дабы не оказаться изгоем, вследствие нарушения религиозных представлений.
В современном обществе в процессе социализации ведущую роль играет образование, длительность которого имеет тенденцию к увеличению. Для достижения определенного статуса человеку необходимо учиться всю жизнь, а это достаточно сложно. В простом обществе набор социальных ролей определен, ав современном сложном обществе при наличии свободы выбора круг осваиваемых человеком ролей расширяется, изменяется, что стократ усложняет процесс социализации.
Таким образом, И. Робертсон безусловно прав, что процесс социализации в разных обществах протекает неодинаково.

«Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами»
А. Фаржд
По мнению автора, превращение любого человекав маргинала является следствием нарушения им общественных норм. Можно лишь отчасти согласиться с А. Фарждом. Маргинал – это человек, оказавшийся в срединном положении: оторвавшийся от одной социальной группы и не вошедший в другую. Жизнь такого человека весьма и весьма непростая. Помимо тяжелого социального положения, ситуация усугубляется психологическим аспектом. Например, человек, родившийся вдеревне и проживший там большую часть жизни, трудно адаптируется к городским условиям.
Но всегда ли изменение социального положения человека является результатом конфликта с общественными нормами? Исторический опыт показывает, что такая ситуация более характерна для традиционного общества. Действительно, в закрытом, строго иерархичном социуме, чаще всего только тот человек превращается вмаргинала, чье поведение шло в разрез с нормами, принятыми в его социальной группе. Например, в Средневековой Европе «городской воздух не всегда делал белого крестьянина – свободным», так как в качестве маргинала он мог и не прожить 1 год и 1 день…
Положение стало меняться в ходе модернизации, то есть в процессе становления индустриального общества. Ведь сама модернизации не только переход к более высокомуукладу хозяйственной жизни, но и процесс, который сопровождался радикальными изменениями в социальной структуре общества. Безусловно, модернизация носила ярко выраженный революционный характер и приводила к маргинализации целых групп населения. Социальные группы меняли свой статус в рамках посредством групповой мобильности, о которой писал П. Сорокин. Он отличил, что групповая...

В своем высказывании А. Фардж затрагивает проблему возникновения такого социального явления как маргинальность. Появление маргиналов в любом обществе несет немало негативных последствий как для этого общества, так и для людей, попавших в эту категорию. Именно поэтому мыслящие люди всегда задавались вопросом, почему появляются маргиналы.

Фардж видит в маргинальности проявление человеком неприятия норм общества (будь то нормы права, моральные нормы или традиции и обычаи), в которое он попал.

На самом деле, высказывание А. Фарджа о маргинальности исходит из определения этого явления. Маргинал - это человек, лишившийся своего прежнего социального статуса и прежней социокультурной среды и при этом не оказавшийся в состоянии адаптироваться к новой среде и новому статусу. Невозможности адаптации, конечно, является следствием неприятия норм этой среды. Маргинальность неизбежно вытекает из расслоения общества, неравенства индивидов. Любому обществу присуща стратификация и иерархическая структура, поэтому, пожалуй, маргиналы всегда были и будут. Расслоение в обществе на основании престижа, материальных благ, власти берет свое начало в самом зарождении социальных отношений от естественного неравенства индивидов. С развитием культуры и цивилизации иерархические отношения только ужесточались, все больше затруднялась социальная мобильность - возможность перехода из одного слоя общества в другой. И если группа маргиналов при общинно-племенном строе, когда стратификационные рамки еще не были жесткими и официально контролируемыми, еще могла спокойно выжить или даже перетянуть одеяло в виде материальных благ или престижа на себя, то в Средние века это было уже совершенно невозможным. Все это объясняется тем, что для динамического развития общества была необходима устойчивость ее структуры, закрепленность социальных статусов - положения индивида в социальной структуре, связанное с определенными правами и обязанностями. Появлялись и набирали силу социальные институты, контролирующие слаженную работу иерархической системы. Соответственно, элементы иерархической структуры общества - страты - становились все более замкнутыми. Например, молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, мог поневоле приобрести социальный статус ремесленника и не принять нормы своего цеха, но возможности что-то изменить у него не было. Так, положение маргиналов становилось тяжелее от века к веку. Обратный же процесс - постепенного открытия иерархических рамок - был запущен примерно с эпохи Возрождения (впрочем, это спорный вопрос). К людям, не принимавшим нормы социальной среды, в которой они находились, постепенно смягчалось отношение (естественно, относительно). К тому же, облегчалась и социальная мобильность. Стоит признать, что эта «оттепель» произошла не без участия самих маргиналов. Маргинальность несет в социум, с одной стороны, разрушение, а с другой - волю к обновлений, улучшению. Все зависит от социальной общности, где появились маргиналы, от ее состояния, а также от намерений самих маргиналов и их силы.

Рассмотрим примеры положительных и отрицательных последствий существования маргиналов. В социально-философском романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главным героем является ни кто иной, как представитель маргиналов, Родион Раскольников. Раскольников, разночинец, имевший социальный статус студента, имел финансовые затруднения, которые не позволяли ему кончить курс. Выходит, что во время действия романа Раскольников - уже маргинал. Он не может продолжить обучение ввиду отсутствия средств, при этом не может и работать, очевидно, потому что не желает заниматься тяжелым непривилегированным трудом и быть в низах социальной структуры общества. Конечно, герой испытывает психологические неудобства, помимо финансовых. Размышления о несовершенстве общественного строя в России приводят его к созданию роковой теории о «тварях дрожащих и право имеющих». А та, в свою очередь, толкает Раскольникова на преступный эксперимент - убийство старухи-процентщицы для того, чтоб раздать скопленные ей деньги нуждающимся. Кроме старухи, Родион убивает еще и ее сестру Лизу, которая просто оказалась рядом. К тому же, герой впоследствии терпит страшные психологические потрясения, которые не позволяют ему осуществить его замысел - он прячет деньги, не беря их сам и не давая их людям.

Однако история знает примеры людей, которые были когда-то маргиналами, но после оказались «приняты» обществом. На наш взгляд, к таковым можно причислить интеллигенцию в России после Революции 1917 года и во времена СССР. Конечно, их было настолько много, что они образовывали целую социальную страту. Тем не менее, они являлись маргиналами, не принимавшими порядки, которые им навязывала установившаяся в стране власть. Один из них - талантливый поэт Иосиф Бродский был даже судим за свою маргинальность - он не работал, объясняя это тем, что занимается поэзией. Советская власть же считала это преступлением - тунеядством. Бродский же не подчинился давлению властей и не изменил своего положения. Впоследствии его выслали из СССР. Тем не менее, стихотворное наследие поэта обогатило национальный культурный фонд и имело значительное влияние на последующую поэзию, Бродский стал любимым поэтом многих, что не произошло бы, подчинись он властям.

Таким образом, мы видим, что маргинальность - неприятие общественных норм - это палка о двух концах. Неприятие норм будет столько же, сколько будут существовать эти нормы, сколько будет существовать социальная стратификация. Маргинальность - это такое же следствие естественного неравенства людей, как и сама социальная стратификация, на которой держится до сих пор общество.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх