Классификацию типов семей в россии. Семья в современном российском обществе Структура и типы современной семьи в рф

РЕФЕРАТ


По предмету: обществознание


На тему «Современная семья и современное право»


Выполнила студентка

Мария Союзова


Великие Луки


ПЛАН


ВВЕДЕНИЕ 3


СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 4


ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 7


СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 9


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11


ВВЕДЕНИЕ


Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально – экономические и культурные процессы.

Семья – группа связанных отношениями брака или родства, которое обеспечивает воспитание детей, и удовлетворить другие общественно значительные потребности.

Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайны.

Семья – одним из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества раньше классов. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» жизни, воспитании детей.

Огромное значение в семье придается роли женщины, так как именно от ее действия зависит нравственная и социальная сила, которая является базовой основой семьи.

Составной частью семьи в большинстве случаев являются дети. И это образует еще одну группу взаимоотношений в семье.


1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ


В настоящее время в России насчитывается 40 млн. семей. Примерно 69 % состоят из супругов с детьми. Ежегодно без отца остается примерно 300 тысяч детей.

По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию.

Ее основные признаки:

а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами;

б) совместное проживание в одном помещении;

в) общий семейный бюджет.

Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием. И другие признаки не так уж четки: сколько времени надо прожить совместно, какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает весь семейный бюджет и т.д. И это при том, что такие признаки, казалось бы, наиболее фиксируемы. Что же тогда говорить о той тонкой системе взаимоотношений, которая превращает семью в особое духовное образование.

Как ни парадоксально, но именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет стержень семьи.

Хорошая семья – один из важнейших компонентов человеческого счастья. В хорошей, крепкой семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, ведущее место в нем принадлежит морали. Многие стороны брака контролируются только совестью вступающих в него людей.

Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям. Иными словами брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля.

В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и индивидуальности возникает множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства; забота и чуткость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовом труде.

Требование взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов – основа, от которой зависит решение многочисленных вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений.

Особую важность представляет моральная обязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей функции воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважение к труду.

Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.

Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

Вступление в брак – образование семьи;

Начало деторождения – рождение первого ребенка;

Окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

- «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

Прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Каков же тип семьи существует в современном обществе? В современных условиях семью характеризует, во-первых, социально-классовый признак – семья рабочего, работника сельско-хозяйственного производства, представителя интеллектуального труда и т.п.; во-вторых, городская, сельская (по типу населения); в-третьих, однонациональная, межнациональная (по национальному признаку); в-четвертых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилые супружеские семьи и т.п.); по количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.п.).

А также неполные семьи (в которой представлен лишь один родитель с детьми); отдельные, простые (или нуклеарные – от слова нуклеа – ядро); семьи – супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников, они обладают полной самостоятельностью и поэтому организуют свою жизнь, так как им того хочется (чаще – как сложится); сложные семьи (расширенные) – состоящие из представителей нескольких поколений; большие семьи – состоящие из трех и более супружеских пар. Одним из типов семьи есть семья, в которой руководство осуществляется одним из супругов – авторитарная или совместно равноправно – эгалитарная. Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:

Воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);

Воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

Хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

Сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;

Духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

Социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

Досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

Эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственности, а также с неповторимо индивидуальным повторением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который называется социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация – процесс, посредством которого индивидом устанавливаются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляются уникальность данного индивида как личности. Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества. Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядит в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Исполнение роли – это действие, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли претендует на игру.

В процессе принятия роли ребенком, важным моментом является наличие семьи. Семья является одним из наиболее важных агентов социализации. В семье происходит первоначальное становление личности. Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального – довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он сознает, что мужчина – это папа, женщина – это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающих отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие Я, осознавая при этом, что становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности – это построение собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом, осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение. Если ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных то, как показало изучение, восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире, они не имеют собственного Я. У них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

В семье ребенок, кроме того, усваивает модели поведения. Девочка, глядя на мать, усваивает поведение матери и члена семьи. Девочка играет в «дочки-матери» и отрабатывает различные роли. Роль матери, роль жены, роль члена семьи. Играми отрабатываются образы игры «в жизнь». Мальчик в семье усваивает соответственно роли отца, мужа. Родители обычно стараются, чтобы у ребенка присутствовали только положительные качества. Исходя из этого, они тщательно (если это благополучная семья) следят за тем, чтобы у ребенка четко сформировались на начальном этапе развития понятия о том, что хорошо, а что плохо.

Следовательно, если ребенок лишен семьи, если ребенок растет в детском доме, у ребенка не формируются соответствующие ему модели поведения. Этот ребенок находится под присмотром, но не достаточным для правильного восприятия общепринятых правил. Обычно для таких детей мораль и нравственность практически не существуют как принципы для руководства своими действиями. В период, когда ребенок задает много вопросов, ему никто не может на них ответить. Детей в детдоме много, а воспитателей мало. Среди вопросов, которыми задается ребенок, все чаще и чаще присутствуют и вопросы: кто я? и зачем я нужен на этом свете? За неимением ответов на эти вопросы, ребенок полагает, что раз он не нужен никому, его никто не замечает, значит, все, что он сделает, останется ненаказуемым. Маленькие шалости таких детей входят в привычку, и когда ребенок подрастает, у него уже сформированы четкие понятия о том, что нужно делать, чтобы безнаказанно обмануть, украсть, испортить. Эти дети самоутверждаются путем девиантного поведения. С достижение переходного возраста, детдомовцы часто привлекаются милицией. А затем рано или поздно получают срок в местах заключения. Но не всегда все дети проходят такой путь развития. Ребенок может достигнуть совершеннолетия и без привлечения к уголовной ответственности. Получит образование, а когда достигнет двадцати – двадцати пяти лет попытается создать свою собственную семью. Но так как в детстве ребенок не усвоил модели поведения родителей, возникают сложности в семейной жизни. Девушка не знает точно, у нее не отработано на бессознательном уровне, как должна вести себя жена, мать, родственница. Такие же трудности появляются у юноши. Процент благополучных семей подобного состава очень маленький.


2. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ


Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Не случайно, при характеристике семьи мы все чаще слышим выражения «демографическая катастрофа», «семья скоро отомрет», призывы «спасите семью». Правда, есть и успокаивающие суждения: мол ничего опасного в сфере семейных отношений не происходит. Просто осуществляется постепенный переход от устаревшей модели семьи к новой, отвечающей требованиям современного образа жизни. Это, якобы, нормальное развитие событий и тревожится по этому поводу нет никаких оснований.
И все же оснований для тревоги по поводу семьи больше, чем достаточно. Семья действительно находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация, секуляризация и другие, которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев». Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменение ее места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения.
В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и др.
За последние полтора-два десятилетия произошло серьезное сокращение числа заключаемых браков. Многие молодые мужчины вступают в брак в более позднем возрасте.

Обращает на себя внимание снижение уровня рождаемости, рост малодетных и неполных семей. Для простого замещения поколения родителей их детьми необходимо, чтобы этот коэффициент составлял 2,15 -2,17. Сокращение рождаемости ведет к малочисленности семей. Прогнозы специалистов показывают, что в ближайшие десятилетия действующая ныне тенденция уменьшения численности населения в России сохранится.
Как свидетельствуют исследования, на репродуктивный выбор супругов влияют прежде всего такие факторы как внутрисемейные отношения, материальные возможности, жилищные условия, национальные традиции, здоровье супругов.
Говоря о сокращении рождаемости нельзя не сказать о том, что данный процесс сопровождается ростом внебрачных рождений. В селе же доля внебрачных рождений уже сегодня превысила этот показатель. В республике резко возросло число детей, рождающихся больными.
Не может не тревожить общественность большое количество разводов. Без преувеличения можно сказать, что происходит катастрофический рост разводов. Основными причинами разводов являются злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, проблема распределений домашних обязанностей, психологическая несовместимость. Увеличение разводов повлекло за собой значительное увеличение числа детей, оставшихся без одного из родителей.

Ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми, особенно отцов.
За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, попрошаек, растет и феминизируется подростковая и детская преступность.
Не могут не тревожить негативные тенденции в социокультурной сфере, системе воспитания, которые наметились в последние полтора десятилетия. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию, уменьшается число детских библиотек, внешкольных учреждений эстетического направления, многие из них функционируют на платной основе.
В качестве первоочередных мер, стоящих перед теми, кто занимается проблемами семейных отношений, являются следующие: во-первых исследование вопросов положения семьи в современном обществе, ее функций, образа жизни и разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи семье, совершенствованию семейных отношений в целом; обеспечить выполнение федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», добиваться выполнения правительством РФ и местными органами власти законодательства, федеральных и местных программ, направленных на оказание помощи семье, защиту прав и интересов детей; добиваться полного бюджетного финансирования на федеральном и региональном местном уровнях всей социальной инфраструктуры детства: образования, здравоохранения, культуры и отдыха.


3. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО


Государство проявляет заботу о семье путем принятия разнообразных государственных мер по сохранению и укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. Государство создает и совершенствует работу детских учреждений; развивает систему социальных служб в помощь семье; устанавливает льготы многодетным и малообеспеченным семьям; семьям, воспитывающим детей-инвалидов; приемным семьям; одиноким матерям; выплачивает пособия гражданам, имеющим детей, и принимает другие меры по социальной защите семьи, материнства, отцовства и детства.

В теории семейного права семья (в юридическом смысле) определяется как круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.

В семейном праве права и обязанности возникают между следующими членами семьи: супругами, родителями и детьми, братьями и сёстрами, дедушкой (бабушкой) и внуками, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами принявшими на воспитание детей (усыновители, опекуны (попечители), приёмные родители, фактические воспитатели), и принятыми в их семью детьми. Соответствующие права и обязанности возникают при указанных в СК условиях и, как правило, не зависят от совместного проживания или иждивенчества (в отличие от других отраслей права – жилищного, права социального обеспечения и др.). Особое место при этом всегда занимали правовые нормы и, прежде всего, закон. Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, имеют нормы семейного законодательства, направленные на ее укрепление, установление в семье таких отношений, при которых нашли бы свое полное удовлетворение интересы личности и были созданы необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи, воспитание детей.

Нормы семейного законодательства призваны также обеспечить беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав и защиту этих прав при их нарушении, не допускать в соответствии со ст. 23 Конституции РФ (о праве граждан на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны) произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.

Семейное законодательство не содержит определения семейной право- и дееспособности, но эти понятия имеют большое значение в правоприменительной практике при решении вопросов о допустимости совершения тех или иных действий, как самими гражданами, так и в отношении граждан различными органами. Семейная правоспособность - это способность лица иметь семейные права и обязанности. Она возникает у человека с момента рождения, но её объём меняется с возрастом субъекта (например, права вступить в брак, усыновить ребёнка и другие появляются с достижением совершеннолетия, т.е. 18 лет).ограничение семейной правоспособности возможно лишь в случаях и порядке, прямо определённых законом (например, лишение судом родительских прав).

Семейная дееспособность - это способность лица своими действиями создавать семейные права и обязанности. Дееспособность не является необходимой предпосылкой возникновения семейных правоотношений. Возникновение целого ряда правоотношений происходит вне зависимости от волеизъявления лица (отношения между родителями и малолетними детьми (до 14 лет) и др.). Закон не указывает возраст, с которого возникает полная семейная дееспособность, так как он не всегда имеет значение для возникновения семейного правоотношения, а в большинстве случаев совпадает с моментом возникновения правоспособности (например, возможность возникновения супружеской право- и дееспособности возникает одновременно с достижением гражданином брачного возраста). Объём семейной дееспособности в определённой мере зависит от объёма гражданской дееспособности. Так, при лишении судом лица гражданской дееспособности вследствие психического расстройства оно теряет и семейную дееспособность (например, оно не вправе вступить в брак, быть усыновителем, опекуном (попечителем), приёмным родителем.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Институт семьи на современном этапе развития человечества претерпевает серьезные изменения. В связи с неопределенностью будущим или еще не укрепившимся материально – экономическим положением растет число фактических браков, не скрепленных официальными узами. Особую заботу представляет семья с одним родителем, число таких семей растет под влиянием высокого процента разводов от 30 до 50 к числу браков. Нельзя не обратить внимание на создание однополых квазисемей, гражданские права которых признаны в ряде государств.

Для каждого человека семья выполняет эмоциональ­ную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло до­машнего очага, реализация потребности человека в дове­рительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопе­реживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жиз­ни.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова «Человек и общество»

Москва, Издательство «Просвещение», 1996г.

Многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в обществе, сегодня в большей мере затронуло семью, нередко дестабилизируя ее жизненные функции и снижая ее способность к адаптации в новых условиях. Общество испытывает повышенную потребность в прогнозировании путей развития российской семьи, которой суждено жить в новой социально-экономической ситуации. В условиях обострения социальных проблем со всей очевидностью обнажились социально-педагогические проблемы семьи. Трудно решаемые проблемы жилищного обеспечения, материального достатка, трудоустройства создают у семьи чувство непредсказуемости перспектив своего развития, недостаточную информированность в вопросах воспитания детей и социально-педагогический дискомфорт. По данным Госкомстата, до 85% семей повседневно ощущают давление той или иной неотложной проблемы. Помощь отдельным категориям семей не решает сегодня проблему нации, так как количество проблем у другой, большей части населения, не включенной в сферу льготных категорий, возрастает быстрее, чем их собственный воспитательный потенциал.

В обстановке динамичности возникающих социально- педагогических проблем в семье принимаемые меры по ее социальной поддержке запаздывают, а нередко и остаются нереализованными из-за того, что цели деятельности специалистов различного профиля не всегда ориентированы на эффективную поддержку семьи, а их осуществление сдерживается организационной и кадровой необеспеченностью. Реализация различных проблем семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, зависит от эффективности действующей системы мер социально-педагогической поддержки, которая ориентирована не только на решение этих проблем, но и на укрепление, развитие внутреннего потенциала семей для выполнения собственных социально-значимых функций.

Социально-педагогическая поддержка как вид деятельности направлена на помощь семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, на основе активизации ее социального участия. Однако позитивные возможности социальнопедагогической поддержки используются слишком слабо. До настоящего времени недостаточно разработаны теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки семьи, имеются разночтения в определении ее сущности и содержания.

Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизации) семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью; как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессий, государства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи . Формы семей разнообразны, их типологизации зависит от предмета изучения. Наиболее типичные современные модели семей: моногамная семья, полигамная, нуклеарная семья, расширенная семья, патриархальная (традиционная) семья, неполные, материнские семьи, альтернативные семьи.

Выделяют следующие виды социально-аксиологической направленности семьи:

  • 1) общественно-прогрессивная (поддержка ценностей социума, единство взглядов, хорошие межличностные отношения);
  • 2) противоречивая (отсутствие единства взглядов, взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденций с другими);
  • 3) антиобщественная (противоречие ценностных идеалов идеалам общества).

Различают также дееспособность и активность семьи. Дееспособность семьи может быть: ограниченная (в силу психосоматических, возрастных особенностей ее члены не способны самостоятельно зарабатывать средства к существованию и вписаться в систему социальных отношений – пенсионеры, инвалиды).

Психологическая структура современной семьи включает семейную систему как единое образование, обладающее определенными особенностями функционирования и развития. В структурном отношении всякая нуклеарная семья включает в себя четыре основные группы подсистем. Первая состоит из отдельных людей – членов семьи; вторая образована диадой муж – жена; третья – сиблингами (братья, сестры); четвертая – диадами родитель – ребенок. Подсистемы каждой группы имеют определенные границы, потребности и ожидания. Хорошо сбалансированная семейная система способна обеспечить удовлетворение потребностей всех входящих в нее подсистем. Кроме того, семья должна взаимодействовать с различными элементами суперсистемы – значимыми для нее другими лицами: друзьями, соседями, представителями социума. На рис. 2 показано взаимодействие между различными системными элементами семьи и ее внешнего окружения.

Семейные консультанты, работающие с нуклеарной семьей, должны уметь оценивать особенности ее структурной организации. Семья, как правило, возникает в тот момент, когда два человека образуют брачный союз (хотя возможны его разные варианты). Каждый человек, вступая в брак, привносит в него свои собственные представления и ожида-

Рис. 2.

ним относительно того, каким образом должны строиться семейные отношения.

Поначалу основными причинами сближения супругов являются чувство комфорта и удовлетворения, которое они испытывают в обществе друг друга. Постепенно супружеская пара формирует определенную систему отношений с уникальными стилевыми особенностями, которые дают ей ощущение эмоционального и социального благополучия. Еще до появления в семье детей супруги, как правило, успевают осознать потребности, которые их объединяют, а также разобраться в требованиях, которые предъявляет к ним социальное окружение.

С появлением в семье нового члена, т.е. ребенка, внутрисемейные отношения, формы коммуникации и поведение супругов должны в определенной мере измениться. Диадический союз превращается в триадический, предполагающий общение между тремя людьми, ребенок обладает присущими ему потребностями и стилем поведения. Гибкость, характеризующая отношения супругов, определяет их возможность адаптироваться к ребенку. Если его темперамент и стиль поведения совместимы с соответствующими особенностями родителей, их адаптация к ребенку протекает успешно. Если же между темпераментом и стилем поведения ребенка и соответствующими характеристиками и ожиданиями родителей имеются выраженные различия, мать и отец переживают психический дискомфорт, а в их отношениях с ребенком возникают проблемы. Такая вероятность более высока в случаях, когда отношения супругов отличаются нестабильностью и если муж с женой неспособны самостоятельно решать проблемы своих взаимоотношений. Тогда зачастую эти нерешенные проблемы отражаются на отношениях с ребенком. Единственной формой сохранения хороших отношений супругов является участие обоих в уходе за ребенком.

Если в семье появляется еще один ребенок, формируется еще одна подсистема – сиблингов (братьев, сестер). Взаимоотношения сиблингов не похожи ни на какие другие взаимоотношения, характеризующие иные подсистемы. Иногда, когда сиблинги конкурируют друг с другом или находятся в очень близких отношениях, родители могут переживать сложные чувства. Тем не менее, если семья отличается сбалансированностью взаимоотношений между всеми ее членами, родители обычно достаточно легко адаптируются к подсистеме сиблингов. Кроме того, такие семьи используют подсистему сиблингов в качестве одного из своих ресурсов. В отличие от вариантов, когда родители пытаются вмешиваться во взаимоотношения сиблингов, это, как правило, нарушает баланс данной подсистемы. Если родители не предоставляют сиблингам возможности самостоятельно разрешать возникающие между ними конфликты или, пытаясь повлиять на их отношения, отдают предпочтение одному из них, когда они нс учитывают старшинство одного ребенка над другим и перекладывают ответственность со старшего ребенка на младшего, – все это приводит к усилению внутрисемейной дисгармонии.

Благодаря этому, как правило, удается определить дисбаланс внутрисемейных отношений. Для того чтобы лучше оценить многообразие реакций всех членов семьи друг на друга, психологу-консультанту, психотерапевту очень важно иметь возможность общения с ними. Невозможно понять причины эмоциональных и поведенческих нарушений у ребенка, не оценив давления, которое он испытывает со стороны своих братьев, сестер и родителей. Если консультант, пытаясь воздействовать на проблемного ребенка, вступит с родителями в альянс и не учтет при этом влияние и роль других сиблингов, высока вероятность того, что тс сделают напрасными все усилия психолога и родителей.

Структурная организация семьи такова, что распределение ролей между ее членами обеспечивает им наилучшее функционирование. На характер распределения ролей большое влияние оказывают семейные ценности и нормы.

Распределение семейных ролей во многом зависит от взаимоотношений между представителями различных подсистем, оно во многом определяется условиями воспитания самих родителей. Распределение ролей всегда связано с ценностями и представлениями относительно того, как члены семьи должны себя вести. Существуют два способа распределения ролей. В одних случаях роль приписывается человеку автоматически, с учетом его пола и возраста; это может быть роль матери, отца, сына или дочери. В других случаях роли выбираются, исходя из социального положения и личных особенностей человека, – это относится к ролям лидера, ведомого, "козла отпущения" и др. Сочетание предписанных и выбранных ролей в той или иной семье формирует их определенный набор и отражает семейную структуру. Каждый член семьи ведет себя в соответствии с определенной системой ролей и может одновременно играть несколько ролей. Роли могут как ограничивать человека, так и способствовать его личностному росту и развитию. Роли членов семьи относятся к трем основным уровням:

  • 1) индивидуальные роли на уровне семьи;
  • 2) роли на уровне подсистем: например, на уровне подсистемы родитель – ребенок, подсистемы сиблингов и т.д.;
  • 3) роли, которые семья в целом играет в обществе.

Семейные нормы – сформированный набор установок

и ожиданий, регулирующий поведение супругов и существенно влияющий на поведение отдельных членов семьи и всей семейной системы. Эти нормы в значительной мере определяют и характер культуры семьи, а также то, какое поведение ее члены считают правильным или неправильным, выполняя тем самым функцию социального контроля.

Система ценностей состоит из социальных, семейных и индивидуальных ценностей, является результатом ее культурной идентификации и объединения систем ценностей членов семьи, которые определяются их жизненным опытом. Общество диктует семье, что она должна делать, какую структуру должна иметь, как должны себя вести ее члены. Семейные подсистемы, суперсистемы, роли, нормы и ценности являются теми характеристиками семьи, которые помогают разобраться в особенностях семейной структуры. Все они позволяют специалисту нарисовать портрет семьи, и благодаря этому психолог-консультант определяет стратегию лечения и способы повышения функциональных возможностей семьи.

  • Более подробно см. § 1 настоящего учебника.

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:

    «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

    «пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

    «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

    «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви Д., 1993).

А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют по составу:

    нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

    расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).

А.Е. Личко (Личко А.Е., 1979) разработал следующую классификацию семей:

    Структурный состав:

    полная семья (есть мать и отец);

    неполная семья (есть только мать или отец);

    искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

Функциональные особенности:

  • гармоничная семья;

    дисгармоничная семья.

Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отражающей как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла:

    экономическую (материально-производственную), хозяйственно-бытовую . В доиндустриальном обществе семья была первичной производственной группой, обеспечивавшей себе все основные материальные условия существования или создававшей продукты для обмена. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов. Распределение домашних обязанностей и их содержание обусловлены исторической эпохой, условиями жизни, составом семьи и стадией ее жизненного цикла;

    репродуктивную (деторождение и воспроизводство населения). А.Г. Харчев считает эту функцию важнейшей социальной функцией семьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны. Важность репродуктивной функции семьи осознавалась обществом еще в Древнем Риме, где при правлении императора Августа были изданы законы, стимулирующие рождение детей в семьях римских граждан [Зацепин, 1991]. Решение задач планирования рождаемости и воспроизводства населения составляет важную функцию государственной политики практически во всех странах, независимо от того, сталкиваются ли они с проблемой кризиса рождаемости и «дефицита» людских производительных ресурсов или, напротив, - необходимостью ограничения уровня рождаемости;

    функцию воспитания детей. Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние годы. С возрастом ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения, а лишь изменяются задачи, средства, тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи;

    сексуально-эротическую. Лишь избирательные, стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая личность, создают условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров;

    функцию духовного общения, предполагающую духовное взаимообогащение членов семьи; информационный обмен; обсуждение наиболее значимых для личности проблем социально-политической, профессиональной, общественной жизни; общение в контексте восприятия литературных и художественных произведений искусства, музыки; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи;

    функциюэмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в самовыражении и самоактуализации;

    рекреативную (восстановительную) - функцию обеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи;

    функцию социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несовершеннолетних и недееспособных членов семьи) [Зацепин, 1991; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999].

Тема моего реферата – «Семья и брак. Сущность, структура, функции, проблемы современной семьи».

В своем реферате я расскажу о том, что собой представляет семья, о типах семейной организации, семейном законодательстве, рассмотрю типы семейных взаимоотношений, функции семьи и современную непростую демографическую ситуацию в России и приведу результаты, проведенного мной социологического исследования.

Объектом моего исследования является молодежь - жители г. Полевского.

В результате своей работы я планирую сделать следующие выводы:

1. Причины, по которым молодежь вступает в брак

2. Причины, по которым среди молодых семей происходят частые разводы.


Введение

Семья. Как много сегодня ведется о ней споров на страницах газет и журналов, какие разные, порой прямо противоположные мнения высказываются...

Если говорить языком социолога или демографа, то семьей называется небольшая группа людей, объединённых родственными и супружескими связями, общим бюджетом и как правило – общим жильём. Но это только теоретическая схема. В реальной действительности каждая семья тесно связана с обществом, в котором она живёт, с его экономикой, политикой, культурой, ориентирами, настроением людей.

Семья выступает как объект социологического исследования и занимается ею отдельная отрасль социологии – социология семьи, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях.

Семья, как объект социологического исследования

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям.

Иными словами брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля. Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности.Семья – это сплав трех любовей: супружеской, родительской и детской. Любовь неотделима от долга, верности, самодисциплины, общности интересов и целей, ответственности, взаимного уважения.Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости от формы брака различают моно и полигамию. Моногамная семья – такая, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличии от полигамии, которая трактуется как многоженство. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей.Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. В настоящее время в нашей стране преобладают простые семьи, имеющие детей или без них. Сложные же семьи, состоящие из двух или более супружеских пар, составляют 4,3 % от всех семей в странах СНГ.Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи . Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:1) вступление в брак – образование семьи;2) начало деторождения – рождение первого ребенка;3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка;4) вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.Тип семьи определяется по следующим признакам:- социально-классовый признак (например: семья рабочего, семья представителя бизнеса);- по типу населения (городская, сельская);- по национальному признаку (однонациональная, многонациональная);- по времени существования;- по количеству членов семьи;Кроме того выделяются типы семьи по особым условиям семейной жизни, например студенческая семья, семья артистов и т.д.Союз мужчины и женщины должен удовлетворять не только биологические потребности, но и потребности эмоциональные, моральные и интеллектуальные.Лучшим возрастом для вступления в брак считается возраст от 20 до 24 лет. Прежде чем вступить в брак, нужно оценить общность жизненных интересов, уровень развития, серьезность намерений и глубину уважения и любви друг к другу. Необходимо начинать вырабатывать качества бережного отношения друг к другу еще до брака, в период знакомства.Только на такой основе можно построить нормальную семейную жизнь.Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.
Основным документом семейного законодательства является Семейный кодекс Российской Федерации.Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.Семейные отношения Семейные отношения имеют большое значение для здоровья людей. Благоприятный морально-психологический климат семьи положительно сказывается на здоровье ее членов. Статистика свидетельствует, что в таких семьях люди меньше болеют и дольше живут.В общем случае для обеспечения совместимости с другими людьми у человека должны быть три основных качества характера: способность критически относиться к себе, терпимость и доверие к другим.Функции семьи и их взаимосвязь Семья осуществляет ряд функции как общественного, так и
индивидуального характера. Я их назову:

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях
Воспитательная Социализация молодого поколения Удовлетворение потребности в родительстве.
Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других
Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособные членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других
Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за нарушение социальных норм в общественной жизни и семейных отношениях
Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи
Социально-статусная Предоставление социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребности в социальном продвижении
Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга
Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви
Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей
В полноценной нормальной семье все эти функции взаимосвязаны между собой.Современная демографическая ситуация. Кризис семьи Демографическая ситуация – самая острая проблема современной России. Неслучайно этой проблеме уделил значительное внимание в своём
Послании Федеральному собранию Президент России Владимир Владимирович Путин. «В среднем число жителей нашей страны ежегодно становится меньше на 700 тысяч человек» , - сказал он. Для решения этой проблемы предложено следующее:1) снижение смертности за счёт- усиление контроля безопасности дорожного движения;- пресечение ввоза в страну суррогатной алкогольной продукции;- выявление, профилактика и лечение сердечно-сосудистыхзаболеваний2) осуществление эффективной миграционной политики за счёт:- привлечение из-за рубежа наших соотечественников, лучше, если это будут квалифицированные, образованные и законопослушные граждане;3) повышение рождаемости за счёт:- увеличение размера денежных пособий матерям до достижения ребёнком возраста до полутора лет, причём размер пособия увеличивается при увеличении числа детей;- компенсация затрат на детское дошкольное воспитание, причём также, как и в первом случае размер компенсации увеличивается при увеличении числа детей;- материальная поддержка семей, берущих на воспитание детей-сирот;- увеличение стоимости родовых сертификатов;- выплата единовременного пособия матерям в размере 250 тыс. рубДля реализации всего вышесказанного потребуется большая работа и большие деньги.В современных условиях все заметнее становится кризис семьи как социального института общества, пути выхода из которого пока неясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свои основные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание детей, воспроизводство населения и рабочей силы. Причины такого кризиса имеют общий характер для всех индустриальных государств, есть порождением индустриальной цивилизации.Семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т. д. Помимо падения рождаемости отмечается и такой негативный: факт в институте семьи, как увеличение числа разводов. Рассматриваются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей, разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального положения, дисгармония воспроизводства населения.
Практическая часть Социологи отмечают, что в современном обществе большинство молодёжи вступает в брак, не обдумав своё решение настолько серьёзно, насколько требует данный вопрос. Многие считают, что, получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Мало того, что часть из них вступает в брак, не достигнув совершеннолетия, но и без согласия родителей. Прожив некоторое время, молодые семьи разводятся.Практическая часть моей работы состояла в проведении социологического исследования на тему брака и семьи. В процессе исследования мне предстояло решить следующие задачи:1. Выяснить главную причину вступления в брак;2. Исследовать специфику отношения к браку со стороны девушек и парней;3. Выяснить причины расторжения браков.Объектом моего исследования являлись учащиеся 11-х классов школы № 4 и 10-х классов школы № 13 г. Полевского, отобранные случайным образом. Общее число респондентов составило 60 человек.Предметом моего исследования являлось отношение учащихся старших классов к браку.Мною была разработана анкета с возможными вариантами ответов. Образец анкеты, а также результаты анализа проведенного социологического исследования, для удобства восприятия, оформленные в виде диаграмм, представлены в приложении.Итак, результаты опроса показали , что число положительно относящихся к браку составляет 90% от числа всех респондентов. Остальные 10% пока не задумывались об этом. Хорошим результатом является то, что отрицательно относящихся к браку, среди опрошенных - не было, по этому поводу можно сделать ряд выводов.На вопрос об отношении к браку с партнерами других национальностей мнение разделилось следующим образом: 37% опрошенных ответили, что это их не интересует, а 55% ответили, что для них это не главное. Остальные опрошенные (а именно 8%) затруднились ответить. Причина, как я считаю, в том, что многие еще не задумывались и не разговаривали с родителями на эту тему.Главной причиной вступления в брак 81% опрошенных считает любовьОчень интересный ответ я получила на 12-й вопрос: «Когда вы встретили свою первую любовь». При этом 42% ответили, что в школе, 45% опрошенных еще не встретили свою любовь. У незначительной части первая любовь встретилась в детском саду (13%). Ни один из числа опрошенных не состоит в браке. Это не говорит о том, что они не нашли подходящую кандидатуру, а просто большинство считают необходимым сначала доучиться в школе, затем продолжить образование дальше, а уже потом вступать в брак.Данное социологическое исследование показывает, что подходящий для большинства опрошенных брачный возраст составляет 20-30 лет, так ответило 83% девушек и 87% парней, но было и исключение - 13,3% юношей ответили - от 30 лет и старше.Для большинства опрошенных юношей социальное положение девушки их не интересует, так ответили 50%, но вот девушки к этому вопросу относятся по- другому, социальное положение не интересует всего лишь 30% из числа опрошенных девушек; 50% девушек ответили, что может это и лучше, но вообще нет. Никто из девушек не ответил, что для них имеет значение социальное положение парней; в отличие от юношей, из которых так ответили 27%. Главой семьи, по мнению девушек, должны быть оба, так ответили 67% опрошенных, юноши придерживаются другой точки зрения - они считают, что главой семьи должен быть муж, так ответило 67%. Заметим, что никто из респондентов не считает, что главой семьи должна быть женщина.Главной причиной развода, по мнению респондентов, является измена, так ответило 42% опрошенных.Зарабатывать деньги, по мнению девушек, должны оба, так считают 83%. Юноши (60%) придерживаются мнения, что деньги должен зарабатывать мужчина. Заметим, что никто из респондентов не считает, что деньги должна зарабатывать женщина.Среди опрошенных 89% считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 20-30 лет, и всего лишь незначительная часть (8%) считают самым приемлемым возраст от 30 лет и старше. Положительно то, что всего 3% указали для этого возраст от 16-20 лет. К браку в раннем возрасте молодежь относится по-разному: 29% считают, что это нормально, 23% считают, что ранние браки не долгосрочны, 28% относятся отрицательно, остальные (20%) затруднились ответить.
Выводы Главной задачей моего исследования было выяснить причины, по которым молодежь вступает в брак в раннем возрасте, и по каким причинам, как считает молодежь, происходят частые разводы.Из опрошенных учащихся большинство относятся к браку со всей серьёзностью. Практически все респонденты единогласно назвали главную причину частых разводов - измена.Данные по разводам подтверждает официальная статистика, которую даёт ЗАГС г. Полевского. По данным на первый квартал 2006 года в сравнении с тем же периодом 2005 года, в нашем городе поженились 122 пары
(в 2005 году – 125 пар) и развелись 77 (в 2005 году – 81)В заключение, я хотела бы сказать, почему я выбрала именно эту тему реферата. Семья и брак – это вечная тема, также как и тема взаимоотношений Мужчины и Женщины, также как и тема Любви. Понятие семьи актуально во все времена. И кто бы что-то там - то ни говорил, что можно обойтись без семьи – я не согласна с этим утверждением.Семья нужна. Для счастья, нравственного и физического здоровья человека. С семьёй связаны дорогие и близкие сердцу понятия, как Добро, Уют, Дом, Мать. Семья даёт опору чувствам, мечтам, надеждам, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни в обществе, учит трудиться, творить, любить своё дело, доводить до конца задуманное. Семья нужна не только человеку, но и обществу. Она способствует совершенствованию общественных отношений, воспитанию подрастающего поколения.

Главные тенденции, характеризующие тип современной семьи, который доминирует в Европе и США с середины 1960-х гг., демографы связывают с изменениями в системе ценностей, прежде всего с ростом индивидуализма и рационализма. Это проявляется в уменьшении численности браков, распространении сожительств, падении рождаемости и ее «старении», преобладании малодетных семей, а также увеличении числа внебрачных детей и распространении добровольной бездетности.

Если классическая семья (отец-кормилец и мать-домохозяйка, прожившие в браке с юности до старости и вырастившие нескольких детей) определяла судьбу человека, то современная семья представляет собой один из проектов, которые человек осуществляет в течение жизни. По мнению известного английского социолога Э. Гидденса, это сопряжено с меняющейся ролью традиции в жизни современного человека, а в сфере интимной жизни выражается изменением идеала любви. Романтический идеал, предполагавший сохранение супружеских отношений на протяжении всей жизни и экономическую зависимость женщины от мужчины, постепенно сменяется идеалом «чистых отношений». В них на первое место выходит ценность интимности, которая предполагает эмоциональную открытость друг другу и равный «обмен» эмоциями. «Чистые отношения» в отличие от романтических, в принципе, не строятся с целью брака или даже сожительства. Основанная на таких отношениях совместная жизнь продолжается лишь до тех пор, пока сохраняется взаимное, эмоциональное удовлетворение, открытость и доверие друг другу.

Для современной семьи характерна неопределенность гендерных и родительско-детских отношений. Центральный пункт противоречий в ней (иногда такую семью называют постсовременной) - наличие сильнейших центробежных тенденций. Каждый из членов семьи стремится удовлетворять свои индивидуальные цели, при этом размыты скрепляющие отношения нормы, которые были четко прописаны в традиционной семье. Такие нормы определяли, что экономический вклад мужчины-отца - основа его семейного главенства и что обязанность женщины-матери - вести домашнее хозяйство, а также ухаживать за детьми. В современной семье, напротив, все является объектом обсуждения: родительство, сексуальность, распределение домашней работы и финансы. Это делает отношения более хрупкими и конфликтными. По мере того как мужчины, женщины и дети перестают ориентироваться на патриархальную субординацию, на первый план выдвигаются их эмоциональные потребности и индивидуальные стремления.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что сегодня нет единственной, нормативной модели семьи. В России в последние полтора-два десятилетия более или менее единую для всех слоев населения советскую семейную модель («работающая мать») сменил выбор семейных моделей. Результаты социологических исследований обнаруживают увеличение возраста вступления в первый брак, откладывание брака и рост незарегистрированных сожительств. Кто-то с прискорбием констатирует, что семья в России переживает глубочайший кризис. Кто-то с энтузиазмом объявляет, что мы движемся в сторону цивилизованного западного общества. Несомненно одно: семья меняется и эти изменения настолько значительны, что не заметить их нельзя.

В своем развитии семья стремительно идет от многодетности и среднедетности к малодетности. Рождаемость резко упала, особенно в последние годы. Во многих областях России смертность превысила рождаемость. Сейчас у нас преобладает однодетная семья. Однодетность нередко негативно влияет на характер ребенка, его личностные качества и в целом на детско-родительские отношения, особенно тогда, когда в семье есть дедушки и бабушки. Новая структура семьи обусловливается четко проявляющимся процессом ее нуклеаризации. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей, что влечет за собой как положительные, так и отрицательные моменты . С одной стороны, молодая семья раньше приобретает самостоятельность и ответственность, а процесс адаптации молодых супругов друг к другу проходит легче. Но, с другой стороны, молодая семья лишается зачастую систематической помощи родителей, которая им необходима, особенно в период рождения ребенка.

В семье наблюдается активный процесс эгалитаризации и демократизации внутрисемейных отношений. В эгалитарной семье отношения между супругами, родителями и детьми чаще всего строятся на основе партнерства, а также признания за каждым членом семьи, в том числе и за ребенком, не только обязанностей, но и права на автономию, инициативу и свободу. В современной семье супруги предъявляют друг к другу более серьезные требования в морально-психологическом плане по сравнению с традиционной семьей. И мужу, и жене нужны понимание, уважение, внимание, забота, поддержка и терпимость в отношениях друг к другу, что связано с необходимостью удовлетворения эмоциональных потребностей личности. Семья становится биархатной, т.е. такой семьей, в основе которой лежит справедливое равенство двоих.

Демократизация отношений в семье в первую очередь изменяет систему ролевых отношений между мужем и женой. Происходит переход от взаимодополняемости мужа и жены, когда за каждым из них жестко закреплены определенные обязанности и функции, к взаимозаменяемости, когда все строится по принципу помощи и поддержки. Идет перераспределение власти в семье. Демократизация супружеских отношений быстрее осуществляется в молодых семьях, где супругам менее 40 лет. В семьях с большим семейным стажем чаще всего отношения между супругами остаются патриархальными. Сложнее и труднее идет процесс демократизации отношений между поколениями. Еще многие родители придерживаются авторитарных методов воспитания, используя приказания, категорические требования и запрещения без особых разъяснений, а также физические наказания.

Для развития современной семьи характерен рост разводов. Развод перестал быть пугающим. Общественное мнение стало воспринимать его как нормальное явление, а в некоторых ситуациях даже как благотворное. Причинами этого процесса часто оказываются неспособность к адаптации и грубость супругов, а также алкоголизм.

В современном мире появились совершенно новые типы семьи. Если в социалистическом обществе по критерию профессиональной деятельности существовало три социальных типа семей: рабочих, колхозников и интеллигенции, то в современных реалиях произошло резкое экономическое расслоение общества. Появились элитные семьи, семьи среднего достатка, бедные семьи и т.д. На основании эмпирических данных можно говорить и о разных формах семьи. В XX в. наряду с семьями, состоящими из супругов с детьми и без них, получил распространение и ряд нетрадиционных моделей семьи. Альтернативой полных семей являются неполные семьи с одним родителем. Неполная семья - результат овдовения или развода. При этом если в первой половине XX в. неполные семьи были главным образом результатом овдовения, то со второй половины - развода. Процент разводов по отношению к бракам все время растет. Эта тенденция подтверждает новые особенности семейной жизни - наличие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода.

В последнее время широкое распространение получили альтернативные браку семьи. Это прежде всего внебрачное сожительство, когда супруги, живя вместе и ведя общее хозяйство, не регистрируют свой брак или регистрируют его, когда может появиться или уже появился ребенок. Отметим еще одну своеобразную форму брака - так называемый Годвин-брак, предполагающий раздельное проживание супругов. Уильям Годвин, английский анархо-социалист, утверждал, что совместное проживание супругов - зло, препятствующее их самостоятельному развитию вследствие несовершенства людей, а также различия их склонностей и потребностей. С такой моделью семьи связывается возможность реального равноправия супругов, а также обеспечения духовного простора и бытового раскрепощения женщин.

С появлением «новых русских» широкое распространение получила еще одна модель альтернативной семьи, которой сербский юрист М. Босанац дал название «семья-конкубинат», означающее возможность мужчины жить в официальном браке и при этом иметь параллельный союз с другой женщиной, имеющей от него внебрачного ребенка, или, сохранив неформальную связь с первой женой, юридически оформить брак с бывшей конкубиной. Другими словами, мужчина имеет семью, где есть ребенок, а также любовницу, имеющую от него ребенка.

В настоящее время, как утверждает известный российский социолог С.И. Голод, можно говорить о том, что семья в своем развитии выходит на стадию супружества. Муж и жена всегда составляли основу семьи и были супругами, но их союз был либо экономическим, либо репродуктивным, либо воспитательным, но не супружеством. Супружество же представляет собой личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Принципы, которые лежат в его основе, реализуются в результате социальных сдвигов, сопровождавшихся индивидуализацией мужчин (расширение избирательности, рост внутренней ответственности и автономии от социальных общностей), а также распространением этих качеств на женщин, что было бы невозможно без их экономической и гражданской эмансипации. Семья-супружество способствует личностному развитию, которое осуществляется через раскрытие индивидуального своеобразия каждого из супругов. Отношения между супругами определяются в ней не родством (как в патриархальной семье) и не рождением детей (как в детоцентристской семье), а свойством. Муж и жена не подчиняют безоговорочно свои интересы интересам детей, а их отношения основываются на эротизме, понимаемом как ключевой момент новой семьи. В границах одного семейного типа возникают разнообразные отношения между полами и поколениями, а также создаются широкие возможности для самореализации каждого индивида.

В последнее время в семье отношения между мужем и женой строились по принципу взаимозаменяемости, где отсутствовало жесткое закрепление обязанностей. Но в то же время намечается тенденция, связанная с традиционализацией семейных ролей: за мужчиной закрепляется роль добытчика, кормильца, а за женщиной - роль хранительницы семейного очага, матери. Это связано с двумя моментами: во-первых, появившиеся в обществе богатые мужчины могут безбедно содержать свою семью, а жена становится хозяйкой дома; во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы. Закрывающиеся повсеместно детские дошкольные учреждения заменяются полностью материнским уходом. Сфера обслуживания, став дорогой, компенсируется все расширяющимися домашними обязанностями у женщин, привязывая их к семье.

Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, выражающемуся в появлении богатых, среднеобеспеченных и бедных семей. Среди семей, имеющих в своем составе супружескую пару и одного-двух детей, доля малообеспеченных сильно возросла из-за недостаточно высоких заработков родителей (бюджетная сфера), невключенности их в рыночные структуры хозяйствования, а также платного образования и здравоохранения. Экономическое неблагополучие семьи сказывается прежде всего на детях, которые не получают многое из того, что им необходимо. Уже с раннего возраста дети из бедных семей лишаются возможности получить необходимое образование и достичь высокого профессионального уровня. В таких семьях главная задача - выжить в данной ситуации. Материальные проблемы, став главными в семье, разрушают ее гуманистическую сущность. Это проявляется прежде всего в формализации семейных отношений, когда жизнь семьи строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, подчеркиваются лишь материальные проблемы, а в общении недостает теплоты, заботы и внимания. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением супругов друг от друга, а родителей от детей. Социологи, психологи, педагоги исследуют возможности оптимизации кризисных взаимоотношений между родителями и детьми и развития позитивной социализации подростков даже в самых сложных жизненных ситуациях.

Всемьедети не только рождаются, ной воспитываются. Главная задача семьи - формирование нравственных начал в ребенке. Именно семья должна создавать такую атмосферу, в которой у ребенка формируется способность жалеть, сочувствовать и сопереживать другому человеку. Этому способствуют три вида семейной любви: супружеская, родительская и детская. Переплетаясь между собой, они и создают особую, благоприятную для ребенка атмосферу. Но психологический дискомфорт, испытываемый семьей в настоящее время, деформируют складывающиеся в ней отношения, оказывая негативное воздействие на ее стабильность и воспитательный потенциал.

История пока не дала альтернативы семье. Незыблемость института семьи не подвергает сомнению ни один исследователь. Опросы общественного мнения как на Западе, так и в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, а также здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья - одно из условий деградации общества.

Контрольные вопросы

  • 1. Каковы биологические предпосылки возникновения семьи?
  • 2. Каково определение брака?
  • 3. Что понимается под групповым браком?
  • 4. Каково значение понятий «экзогамия» и «эндогамия»?
  • 5. Что такое полиандрия и полигиния?
  • 6. Что такое полигамия и моногамия?
  • 7. Каковы особенности парного брака?
  • 8. Каковы экономические, психологические и социальные предпосылки возникновения семьи?
  • 9. В чем заключается сущность семьи?
  • 10. Какая семья называется нуклеарной, а какая - расширенной?
  • 11. Каковы особенности патриархальной семьи?
  • 12. Что представляет собой гарем?
  • 13. Что такое феминизм?
  • 14. Какова сущность эгалитарной семьи?
  • 15. Что такое биархатная семья?
  • 16. Что понимается под сожительством?
  • 17. Каковы особенности Годвин-брака?
  • 18. Что такое семья-конкубинат?
  • 19. Что понимается под супружеством?
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх