Логические игры для дошкольников с блоками дьенеша. Методика обучения детей математике с помощью блоков З

Логические блоки Дьенеша - это учебно-игровое пособие, которое создал Золтан Дьенеш - венгерский психолог и математик. Я очень часто использую их в работе с детьми.

Игры с блоками Дьенеша знакомят детей с элементарными математическими представлениями - формой, цветом, размером и толщиной объектов. Игры с блоками развивают логическое и аналитическое мышление (умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение.

Блоки можно использовать в играх с детьми от 1 года и до самой школы.

Так как я часто использую их в работе с малышами, мне было не достаточно необходимых простых заданий из альбомов, которые есть в продаже, и я сделала свои.

Работать с ними очень просто. Кладём перед ребёнком страницу из альбома, справа или сверху от неё необходимые блоки. Предлагаем ребёнку положить блоки на фигуры такого же цвета и формы. Если я даю ребёнку картинку с паровозом, то потом предлагаю на блоки посадить маленьких зверей, которые хотят отправиться в путешествие, например, посадить собачку в синий вагон, а белочку в красный. Также часто, после того как ребёнок выполнил задания, я прошу его помочь мне убрать блоки на место, а для этого прошу дать мне сначала большой красный круг, или маленький синий квадрат. Затем усложняю задания, прошу дать мне не синий круг, или не толстый треугольник и т.п.

Такая игра позволяет закреплять у малышей знания основных цветов, геометрических форм, развивает пространственное мышление, и умение выполнять задания.







Также в работе с малышами я использую и другие альбомы к блокам: "Для самых-самых маленьких" и "Маленькие логики".


Буду благодарна за отзывы и комментарии)

Золтан Дьенеш – основатель теории шести этапов освоения математики, создавший также эффективные наглядные пособия в виде логических блоков. Безусловно, желание каждой мамы, чтобы ее ребенок хорошо учился в школе, а также освоил такой непростой предмет, как математика. В этой статье мы разберем, что такое авторская методика изучения математических понятий Зелтана Дьенеша, ее плюсы и минусы.

О Золтане Дьенеше

Пал Дьенеш увлекался математикой с самого детства, поэтому не удивительно, что он захотел посвятить жизнь «царице точных наук», и ее освоению как можно в более доступной форме для детей не только у себя в Венгрии, но и по всему миру. Он разработал уникальную авторскую методику по ранему освоению математики для детей, ее доступности в понимании и легком восприятии.

Уже в 23 года Золтан Дьенеш защитил докторскую степень по математике, после чего продолжил свое образование. Чтобы понять, как при решении математических заданий проходят мыслительные процессы, он параллельно изучал психо-математику.

В основе методики Дьенеша – всевозможные увлекательные логические игры, помогающие ребенку развивать комбинаторные, логические, аналитические способности, а также улучшающие речь, память и внимание. Увлекательные математические задания и учебные пособия направлены на стимулирование интереса детей к математике.

Авторская теория Золтана Дьенеша

Методика Дьенеша разработана с учетом психологических аспектов в понимании и решении любых математических задач. Она включает несколько стадий:

Первая стадия названа – «свободной игрой». Ее суть в том, чтобы в ходе игры ребенок старался решить незнакомую задачу с помощью проб и ошибок, самостоятельно придумывая различные варианты решений.

На второй стадии происходит плавный перевод ребенка на изучение правил игры. При помощи правил дети осваивают необходимую математическую информацию.

Третья стадия — процесс обсуждения, сравнения содержания математических игр. Автор методики побуждает искать разные варианты игр с похожими правилами при помощи различных материалов. Благодаря этому, у ребенка рождается понимание того, что суть игры не меняется от смены материала.

Четвертая стадия знакомит ребенка с содержанием чисел. Для развития зрительного восприятия Золтан Дьенеш рекомендует использовать разнообразные карты игр, таблицы и диаграммы.

Заключительная пятая стадия — самая длительная из всех предыдущих перечисленных этапов. Детям предлагается несколько вариантов описания карт с определением правил, позволяющим сделать логические выводы. Ребенок приходит к пониманию понятий аксиома и теорема.

Заметка: Может показаться, что данная теория изучения математики Дьенеша очень сложна для восприятия ребенка. Но не забывайте: Золтан Дьенеш разработал данную методику для детей младшего возраста, с учетом их физиологических и возрастных особенностей. Ваша главная задача – понять особенности методики, знать, как правильно применять наглядные пособия и, конечно же, запастись терпением!

Логические блоки Золтана Дьенеша

С помощью логических блогов Золтана Дьеныша можно обучать детей математике в игровой форме. Такие игры помогают развивать у детей логику, память, внимание и воображение. В ходе занятий у ребенка развивается речь, умение сравнивать, классифицировать, анализировать полученную информацию.
Набор для игр содержит 48 логических блоков, представленных в виде геометрических фигур, отличающихся:

— цветом (синие, желтые, красные);

— формой (прямоугольные, треугольные, квадратные, круглые);

— толщиной (тонкие и толстые);

— размером (маленькие и большие).

В наборе нет даже двух, одинаковых по своему свойству фигур.

Игры с обручами в системе Золтана Дьенеша

Прежде чем начать игру с блогами, Золтан Дьенеш рекомендует дать ребенку возможность ознакомиться с набором. Пусть он подержит фигуры в руке, ощутит на ощупь и поиграет с ними. Только спустя какое-то время можно предложить малышу выполнить простое задание. Например, попросите ребенка отобрать фигурки определенного цвета или распределить их по размерам.

Разработанные Золтаном Дьенешем логические игры отлично помогают развить у малышей способность ориентироваться в пространстве и мыслить логически. Перед началом игры объясните малышу, что значит «внутри» или «снаружи». Используйте для этой цели два обруча, отличающихся цветом. Их необходимо поместить на твердую поверхность, желательно на пол.

Примеры игр:

1. Используя два обруча различных цветов, расположите их так, чтобы у них была общая часть после пересечения. Предложите малышу становиться то в одну, то в другую часть обруча, проговаривая где он находится: внутри или снаружи обруча.

2. Пусть ребенок расположит логические блоки внутри обручей. Например, внутри одного обруча поместить блоки определенного цвета, а внутри другого – определенной формы.

3. Предложите малышу положить внутрь обруча блоки, например, только красного цвета, а снаружи блоки остальных цветов. А потом пусть сам ребенок скажет вам, какого цвета блоки снаружи обруча, а какие внутри. Лучше, если ребенок выберет сам основной цвет блоков.

В чем есть преимущества системы Дьенеша?

Преимущество данной методики в том, что она исключает решение математических заданий в письменном виде и изучение правил с учебников. Все занятия проходят в виде игры, танцев и песен. Благодаря такой непринужденной обстановке ребенку быстрей приобрести математические знания и навыки. Малыш получает первые представления о сложнейших математических понятиях, таких как: кодирование информации, логическая операция, алгоритм. При этом ребенок даже не подозревает, что он осваивает такие сложные понятия.

Недостатки системы Дьенеша

Интересно, что специалисты не нашли в системе Золтана Дьенеша никаких недостатков. Несмотря на это отзывы родителей, которые уже проводили занятия по данной методике, выявили некоторые недостатки:

Ограничения цветового разнообразия в блоках Золтана Дьенеша.

Детям более старшего возраста для решения задач посложнее недостаточно одного набора.

Не совсем корректно понятие «толщина», из-за чего сложно бывает объяснить ребенку, например, почему квадрат — плоский.

В России не всегда легко найти альбомы для занятий по системе Дьенеша.

Подводя итог, хочется отметить, что большая часть методик раннего развития предоставляет ребенку только общее понятие о математике. В основном, они ограничиваются навыками устного счета и решениями простеньких примеров и задач. В результате таких занятий у детей складывается впечатление, что математика – скучный предмет, далекий от творчества, не дающий возможность проявить фантазию. Однако обратившись к методике Золтана Дьенеша, вы убедитесь, что ваш ребенок увидит математику «другими глазами».

БЛОКИ ДЬЕНЕША КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Золтан Дьенеш - безусловно выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик так называемой "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя. Самое известное его пособие - Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от двух лет.

Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи : малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др., кроме этого блоки Дьенеша расширяют речевой запас (активный и пассивный) за счет слов: круг квадрат, треугольник, прямоугольник, красный, желтый и т.п., ; выражений «все красные, все круглые синие, такой же прямоугольный синий и т.д.»

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники)

б) трех цветов (красные, синие и желтые);

в) двух размеров (большие и маленькие);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Во второй младшей группе начать лучше с того, что предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с блоками Дьенеша. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т.д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогают в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами. Начинать надо с самого простого - познакомиться с ними (рассматривание блоков).

С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине. Сначала предлагаются самые простые игры.

1. Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме).

2. Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).

3. "Цепочка"

С детьми 3 – 4 лет можно осваивать свойства, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.

Первое задание - найдите все блоки как

эта фигура (по цвету, по форме)

Красный

Треугольник

С детьми от 2 лет уместны простые игры. Например, в помощь к блокам имеются альбомы (для каждого возраста свои). Первый из альбомов, так и называется – Блоки Дьенеша для самых маленьких (для детей с 2 до 3 лет).

Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, ребенок будет в восторге от того, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные. Похоже на собирание мозаики.

Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, аппликации, рисовании по образцу: сначала путем накладывания, а затем самостоятельного выкладывая, рисования фигуры на чистом листе.

Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности: на занятиях (как по развитию математических способностей , так и на развитии речи – поскольку перед воспитателем старшей и тем более подготовительной группы стоит задача научить ребенка звукобуквенному анализу слова, а в дальнейшем и чтения, то блоки очень могут помочь в вычленении изучаемого звука в слове, месте его в слове, а в дальнейшем пока ребенок не научится писать буквы и слова), в изодеятельности , в настольно-печатных играх , в сюжетно-ролевых играх , в подвижных играх , в дидактических играх , вне занятий в развивающей среде группы .

Еще раз хочется подчеркнуть, что деление игр по возрасту условно, все зависит от уровня индивидуального развития ребенка, его игрового опыта с блоками Дьенеша.

Игры для младшего дошкольного возраста (3-5 лет): Логические фигуры, Угощение для медвежат, Художники, Магазин

Игры для старшего дошкольного возраста (5-7 лет): Логические кубики, Украсим елку бусами, Архитекторы (детская площадка), Карточки - символы свойств, Логический поезд, Мозаика цифр

Игра «Угощение для медвежат».

Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.

Цель игры: развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые» подведение к пониманию отрицания свойств.

Описание игры:

1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы . Какой материал нам удобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки . Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой . Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).

А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом . В дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам . В этом случае используются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

Игра «Художники»

Цель: развитие умения анализировать форму предметов, развитие умения сравнивать по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения композиции)

Развивающая среда «Эскизы картин», листы цветного картона, дополнительные детали из картона для составления композиции картины, набор блоков.

Ход игры: детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена- выбирается тонкий блок, если закрашена - толстый. В конце работы дети придумывают название своим картинам.

Играя в предлагаемые в комплекте игры, ребенок учится сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по нескольким признакам. Кодировать - декодировать информацию с помощью специальных символов. Знакомится с алгоритмами. Закрепляет умение складывать и вычитать.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ

v Образовательных областях- обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

v Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);

в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.

v Вне образовательных областях, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе, преемственность детского сада и школы будет на достаточно хорошем уровне.

Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная пословица гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит». Вот и сегодня при нашем общении я предлагаю тоже следовать древней пословице: «Я слышу - и забываю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю».

Сказка «В царстве блоков»

Сказка «В царстве блоков»
Материал: Блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.
Цель: знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление.
Описание игры: Дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный). Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (детям выбирают блок – большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толсты и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»
Варианты: Далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с темой. (Пошли в лес за грибами…, Взяли домашнего питомца… и т.п.)
В играх с блоками Дьнеша очень удобно использовать в качестве дополнительного материала карточки с символами свойств и логические кубики, представленные в дидактическом наборе «Давайте вместе поиграем».

КАРТОЧКИ С СИМВОЛАМИ СВОЙСТВ

Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств.
Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Всего 11 карточек. Из них 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный.
Карточки с символами свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам Дьенеша и логическим фигурами, но и как самостоятельный материал для игр, наподобие известных во всем мире "мемори".

ЛОГИЧЕСКИЕ КУБИКИ

Описание материала: 5 кубиков на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры 3- 8).
Педагогические возможности материала:
Логические кубики, как и карточки - символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков - возможность "случайного" выбора свойств (подбрасыванием кубика), а это всегда нравится детям.

ИГРЫ С ОБРУЧАМИ


Игра «Космический корабль»

Материал: обручи красного, синего, желтого цветов, большой треугольник-ракета из ковролина или картона, карточки с символами свойств или логические кубики, блоки Дьенеша.
Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам, развитие логического мышления, внимания.
Описание игры: обручи раскладываются на полу в ряд, добавляется треугольник-ракета. С помощью карточек с символами свойств или логических кубиков (кроме цвета) определяется условие для каждого из обручей.

Правила: Чтобы вывести комический корабль на орбиту необходимо заполнить топливом все три ступени ракетоносителя, в соответствии с условием.
Варианты игры:
Первый вариант. Дети делятся на команды, каждая из которых заполняет свой обруч, условия в обручах равнозначные по сложности.
Второй вариант. Дети самостоятельно выбирают обруч, который будут заполнять, и/или условие, подбрасывая кубик, условия в обручах разные по степени сложности.
Третий вариант. Можно заполнять любые обручи, условия в обручах могут быть как одинакового, так и разного уровня сложности.
Уровень сложности:
Простой: условие задает только цвет обруча, либо добавляется еще одно свойство (форма, размер, толщина).
Средний: используются 2 вида карточек символов свойств, например, форма и размера, формы и толщины и т.п.
Высокий: используются все карточки с символами свойств включая отрицание.
Дополнительный материал: звуки реактивного двигателя, загадки о космосе.

Варианты игр по темам

Название игры Назначение обручей Замещение предмета Игровое действие Дополнительный материал
1 Садовники клумбы цветы Посадка рассады Стихи, загадки по теме
2 Космос Ловушки для сбора Космический мусор Сбор мусора Стихи, загадки по теме
3 Рыбалка Ёмкости для рыбы Рыба Лов рыбы Стихи, загадки по теме
4 Город Район Дома Застройка районов Стихи, загадки по теме
5 Транспорт Вагоны поезда, грузовые машины Груз Погрузка груза Прямоугольник из картона, ковролина - изображение паровоза
6 Урожай корзины Грибы, ягоды, овощи, фрукты Сбор урожая Стихи, загадки по теме


Игры с обручами с пресечением областей

Рекомендация: В первой игре с пересечением областей сначала можно положить обручи отдельно, без пересечения. Определить условия для каждого обруча. Например, в одном желтые, а другом круглые. Возникнет ситуация, когда круглый желтый блок можно положить как в один, так и в другой обруч. Если дети сами не догадаются, предложить им решить проблему, надвинув один обруч на другой.

Игра «Садовники»

Материал: обручи желательно одного цвета, карточки с символами свойств или логические кубики (кроме цифр), блоки Дьенеша.
Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам, развитие логического мышления, внимания. Определение областей пересечения.
Описание игры: обручи раскладываются на полу. С помощью карточек с символами свойств или логических кубиков определяется условие для каждого из обручей, необходимо использовать разные свойства, для того чтобы создать возможность для пересечения областей обручей.
Правила: Дети превращаются в садовников, которые решили посадить красивые цветы на клумбах. Дети по очереди подбрасывают кубики с разными свойствами и определяют, какие цветы будут расти на клумбе. Когда клумба заполнена, проверяем правильность заполнения, всех областей, называя их свойства. А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они (по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории...
Уровень сложности:
Простой: одно пересечение - используются два обруча, и условие задают два свойства (цвет и форма, или цвет и величина и т.д.).

Средний: 2-3 пересечения - используются 3-4 обруча, и условие задают несколько свойств (цвет, форма, размер, величина и т.д.).

Высокий: три обруча с общей областью пересечения.

Варианты игр по темам

Название игры Замещение предмета Игровое действие
1 Олимпийские кольца Огоньки Зажигание олимпийских колец
2 Волшебный цветок Лепестки Раскрашивание лепестков
3 Гусеница Пятнышки Украшение гусеницы
4 Кондитерская фабрика Конфеты Раскладывание конфет


Игра «Угощение»

Материал: 9 изображений медвежат, любимые игрушки, карточки со знаками символами свойств, блоки Дьенеша.
Цель игры: развитие умение сравнивать предметы по одному - четырем свойствам, понимание слов: "разные", "одинаковые", проводить логическую операцию «не», умение взаимодействовать.

Описание игры:
Вариант1. В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье. Угощают вдвоём одного мишку по очереди. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться. Сначала, угощает первый ребёнок, другой должен выбрать угощение, отличающееся хотя бы одним свойством. Затем второй угощает мишку, а первый выбирает угощение, отличающееся хотя бы одним свойством. В конце игры подсчитаем, сколько раз угостили медвежат, сколько желтого (квадратного и т.п.) «печенья» получил медвежонок.
Уровень сложности:
Простой: «печенье» должно отличаться только одним свойством.
Средний: «печенье» должно отличаться только 2 свойствами.
Высокий: «печенье» должно отличаться только всеми свойствами.

Вариант 2. Каждый ребёнок угощает свою любимую игрушку. Ведущий определяет с помощью карточек с символами свойств или логических кубиков (кроме цифр), какое печенье дать игрушке в правую руку, а ребёнок по условию подбирает угощение для левой руки.

Вариант3. Возьмите несколько игрушек ребенка. Пусть блоки у вас будут угощением. Предложите ребенку раздать фигуры гостям так, чтобы у куклы оказались только круглые фигуры (она любит кушать блины). Можно угощать игрушки по-разному: чтобы заяц получил все большие «морковки», обезьянке все желтые «бананы».
Уровень сложности:
Определяется количеством свойств.

Рекомендации для родителей: дома можно проиграть аналогичную игру «Подарки». Придумывать «подарки» для кого-либо (мамы, папы и т.д.), которые будут отличаться:
по цвету (красные розы – белые лилии),
своим свойствам (деревянная ложка - фарфоровая чашка),
предназначению (резиновые сапоги – резиновые шины).


Игра «Чудо - дерево»

Материал: Дерево с ветками без листьев, карточки с символами свойств или логические кубики (кроме цифр), блоки Дьенеша
Цель: Развитие умение классифицировать блоки по трем признакам и умение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление.
Ход игры: Воспитатель предлагает украсить волшебное дерево в зависимости от темы и времени года, на котором вместо листьев может быть что угодно, как в сказке К.Чуковский «Чудо-древо».
Вариант 1. Дети могут подбрасывать логические кубики и определять цвет, размер, фору, толщину фигур.
Вариант 2. На каждой ветке условия разной степени сложности. Ребёнок сам выбирает ветку, которую будет украшать.
Уровень сложности:
Определяется количеством свойств на каждой ветке (цвет, форма, размер, толщина).

Дополнительный материал: К.Чуковский «Чудо-древо»


Игра «Художники» (Давайте вместе поиграем)

Материал:
"Эскизы картин" - листы большого цветного картона
дополнительные детали из картона для составления композиции картины;

набор блоков
Цель игры:
развитие умения анализировать форму предметов
развитие умения сравнивать по их свойствам
развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции).

Описание игры:
Детям предлагается "написать картины" по эскизам. Одну картину могут "писать" сразу
несколько человек. Дети выбирают "эскиз" картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок.
Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.
В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.


Игра «Украсим елку бусами» (из серии игр «Давайте вместе поиграем»)

Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур

Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.

Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький
желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

«Магазин» из серии игр «Давайте вместе поиграем»

Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор.
Материал: Товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры.
Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)


Подвижная игра «Кошки-мышки» из серии игр «Праздник в стране блоков»

Цель: развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходимые свойства, стимулировать двигательную активность детей.
Материалы: жетоны на тесемках с символами свойств для Кота и Мышей.
Ход игры: Дети (4-9 человек) выбирают жетоны для мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине кот «Васька» (его можно выбрать, используя считалки В.Левина). Рядом с ним жетоны для кота.

Хоровод движется со словами:
-Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот
И разгонит хоровод.

На последнем слове кот быстро надевает один из жетонов и поворачивается к «мышам». Чтобы они увидели его. Жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» кот будет довить. Остальные мышам кот не страшен, они могут веселиться, дразнить Ваську. Пойманная мышь становится «котом» и игра продолжается.
Примечание: в качестве жетонов можно использовать карточки с символами свойств.
Уровни сложности: начинать игру следует с самого простого свойства цвета, затем усложнять, изменяя свойства и комбинируя их. Например: кот ловит красных и круглых мышей.
Высокий уровень сложности - наличие логического отрицания.


«Чудесный мешочек»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.
Материал:
Ход игры: Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

«Что лишнее?»

Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Выложит на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).


«Чудесный мешочек» -2

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине, умение предметы угадать на ощупь.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение находить сходства фигур по одному, двум, трем, четырем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

«Бусы»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус.
Ход игры: Выложите перед ребенком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите сделать бусы, как эти. Продолжить ряд по образцу.

«Найди пару»

Цель:
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т.д.

«Найди клад»

Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.
Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

«Сравни – где больше»

Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении уравнивать множества блоков. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять. Количество блоков зависит от возраста детей от уровня развития.


«Разложи фигуры»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем, четырем признакам. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Предлагаем детям построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера, толщины).

«Что изменилось»

Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине
Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

«Сколько?»

Цель: Развивать умение выделять свойства
геометрических фигур (цвет, величину, толщину). Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении задавать вопросы. Развивать мышление, внимание, память, речь.
Материал: логические блоки Дьенеша.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько...». За каждый правильный вопрос - фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали), «Сколько кругов?» и т. д.

«Хоровод»

Цель:
Материал: игровое поле с изображением круга или цветная тесьма, набор блоков.
Ход игры: Воспитатель предлагает построить хоровод из волшебных фигур. Хоровод получиться красивым, ровным. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока. Последний блок должен совпасть с первым блоком по одному какому-то признаку. В этом случае игра заканчивается – хоровод закрыт.

«Найди меня»

Цель: Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код.
Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания).
Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру.
Возможно использовать слова:
«Блоки, блоки разные Желтые, синие и красные,
Всем нам они знакомые, Найдите меня!»


«Улитка»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.
Материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков.
Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.

«Рассели жильцов» - 2

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал: Набор блоков, 4 - этажный дом, изображенный на ватмане, кодовые карточки.
Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры, указанный на кодовой карточке. Дети расселяют жильцов.

«Рассели жильцов» - 1

Цель:
Материал: Набор блоков, 4 - этажный дом, изображенный на ватмане с изображением двух признаков – цвета и формы.
Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж. Например, круг красного цвета поселим на 4 – ом этаже в квартиру №3 и т.д.

Игра «Этажи»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал: Набор блоков.
Ход игры: Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).
Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).
Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Игра «Домино»

Цель: Развивать умение выделять свойства геометрических фигур.
Материал: Блоки Дьенеша.
В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.
Как ходить?
Фигурами другого размера (цвета, формы).
Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.
Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).
Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.
Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Купить блоки Дьенеша стоит тем родителям, которые хотят развить у своих детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму). Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.

Блоки Дьенеша, которые можно купить практически в любом магазине, специализирующемся на развивающих материалах для детей, представляют собой набор из 48 геометрических фигур :


а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).

По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры . Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Знакомство с логическими блоками Дьенеша

Недостаточно просто купить ребенку набор блоков Дьенеша и отдать фигуры в полное пользование малыша. Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

    Найти все фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).

    Попросите малыша дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.

    Попросите кроху определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.

Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша

    Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

    Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

    Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

    Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

    Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

    Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

    Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).

    Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.

    Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

    Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.

    Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

    По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

    Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

    Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

    В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).

    Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.

    Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

    Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.

    Ребенку надо подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены их свойства.

      цвет обозначается пятном

      величина - силуэт домика (большой, маленький).

      форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д.

Затем задания с карточками постепенно усложняются.

В данной статье приведены лишь некоторые игры с логическими блоками Дьенеша, но на самом деле их намного больше. Также к набору с блоками прилагается инструкция на 8 страницах, где можно ознакомиться с данной методикой и играми более подробно.

Помимо известных "блоков", развивающих логическое мышление, Дьенеш придумал сказочную страну "Руританию", многочисленные игры с полосками, логические игры и "26 цветочков".

Родители, желающие купить блоки Дьенеша, могут ознакомиться с методической литературой по данной теме :

1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А.А.Столяра. М., "Просвещение", 1988).

2. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М., "Просвещение", 1981.

3. Касабуигсий Н. И. и др. Математика "О". Минск, 1983.

4. Столяр А.А. Методические указания к учебному пособию "Математика "О". Минск. Народная асвета, 1983. ,

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх