Порядок организации жилищных и жилищно строительных кооперативов. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы

Контрольная работа

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы

Список используемой литературы

жилищный кооператив потребитель проживание квартира

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы

Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов (жилищные кооперативы) регулируется гл. 11 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ). Нормы, определяющие статус жилищных и жилищно-строительных кооперативов и их место среди иных некоммерческих форм объединения граждан и юридических лиц на основе членства закреплены в ч. 1 ст. 110 ЖК РФ, согласно которой жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.

Особенностью жилищного кооператива (ЖК) является то, что его члены своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. При проведении реконструкции многоквартирного дома жилищный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке реконструкцию этого дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство (ч. 2 ст. 110 ЖК РФ).

Особенность жилищно-строительного кооператива (ЖСК) состоит в том, что его члены своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома (ч. 3 ст. 110 ЖК РФ). Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство (ч. 4 ст. 110 ЖК РФ).

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы, являются потребительскими кооперативами. Это означает, что правовое положение жилищных кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются не только нормами ЖК РФ, но и нормами ГК РФ, в частности ст. 116 ГК РФ. Целями создания жилищных и жилищно-строительных кооперативов признаются: удовлетворение потребностей граждан в жилье; управление жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.

Право на вступление в жилищные кооперативы имеют граждане, достигшие возраста 16 лет и (или) юридические лица. Ст. 49 ЖК РФ определены категории граждан, имеющие преимущественное право на вступление в жилищные кооперативы, организованные при содействии органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Это - малоимущие граждане и иные граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях органом местного самоуправления в установленном законом порядке (п. 2 ст. 111 ЖК РФ).

Решение об организации жилищного кооператива принимается собранием учредителей. В собрании учредителей жилищного кооператива вправе участвовать лица, желающие организовать жилищный кооператив.

Учредительным документом жилищного кооператива является его устав. Решение собрания учредителей об организации жилищного кооператива и об утверждении его устава считается принятым при условии, если за это решение проголосовали лица, желающие вступить в жилищный кооператив (учредители). Ч. 1 ст. 112 ЖК РФ устанавливает следующие границы численности членов кооператива: не менее пяти, но не более количества жилых помещений в кооперативном доме. На этом же собрании решается вопрос в отношении регистрации кооператива, а также утверждается устав этого кооператива (ст. 113 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 113 ЖК РФ в уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения: о наименовании кооператива; о месте его нахождения, предмете и целях деятельности; о порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат, размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов; об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива; о порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков; о порядке реорганизации и ликвидации кооператива.

Жилищный кооператив подлежит государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц (ст. 114 ЖК РФ). Устав и протокол собрания представляются в орган государственной регистрации юридического лица, которая осуществляется в соответствии со ст. 51 ГК РФ, ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «Порядком ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов». С момента государственной регистрации кооператива лица, проголосовавшие за его организацию, становятся членами кооператива. Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Гражданину (юридическому лицу), принятому в члены жилищного кооператива на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива, предоставляется жилое помещение в домах жилищного кооператива в соответствии с размером внесенного паевого взноса.

Согласно ст. 115 ЖК РФ органами управления жилищного кооператива являются:

) общее собрание членов жилищного кооператива;

) конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более 50 и предусмотрено уставом жилищного кооператива;

Как предусматривает ст. 116 ЖК РФ, высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание его членов (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива. Общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более 50% членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании. Общее собрание избирает органы управления жилищного кооператива и органы контроля за его деятельностью. Решение собрания членов жилищного кооператива оформляется протоколом (ст. 117 ЖК РФ).

Правление жилищного кооператива, согласно ст. 118 ЖК РФ избирается из числа членов жилищного кооператива общим собранием членов жилищного кооператива (конференцией) в количестве и на срок, которые определены уставом кооператива. Порядок деятельности правления жилищного кооператива и порядок принятия им решений устанавливаются уставом и внутренними документами кооператива (положением, регламентом или иным документом кооператива). Правление жилищного кооператива осуществляет руководство текущей деятельностью кооператива, избирает из своего состава председателя кооператива и осуществляет иные полномочия, не отнесенные уставом кооператива к компетенции общего собрания членов кооператива.

Председатель правления жилищного кооператива избирается правлением жилищного кооператива из своего состава на срок, определенный уставом жилищного кооператива, и (ст. 119 ЖК РФ):

обеспечивает выполнение решений правления кооператива;

без доверенности действует от имени кооператива, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

осуществляет иные полномочия, не отнесенные действующим законодательством РФ или уставом кооператива к компетенции общего собрания членов кооператива (конференции) или правления кооператива.

В соответствии со ст. 120 ЖК РФ, для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией) избирается ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива на срок не более, чем 3 года.

Количество членов ревизионной комиссии жилищного кооператива определяется уставом кооператива. Ревизионная комиссия жилищного кооператива из своего состава избирает председателя ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива:

в обязательном порядке проводит плановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности жилищного кооператива не реже 1 раза в год;

представляет общему собранию членов кооператива (конференции) заключение о бюджете жилищного кооператива, годовом отчете и размерах обязательных платежей и взносов;

отчитывается перед общим собранием членов кооператива (конференцией) о своей деятельности.

Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива в любое время вправе проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности кооператива и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности кооператива. Реорганизация и ликвидация жилищного кооператива осуществляются в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Прием в члены жилищного кооператива регулируются ст. 121 ЖК РФ:

Гражданин или юридическое лицо, желающие стать членом жилищного кооператива, подают в правление жилищного кооператива заявление о приеме в члены жилищного кооператива.

Заявление о приеме в члены жилищного кооператива должно быть рассмотрено в течение месяца правлением жилищного кооператива и утверждено решением общего собрания членов жилищного кооператива (конференции). Гражданин или юридическое лицо признается членом жилищного кооператива с момента уплаты вступительного взноса после утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией).

Ст. 126 ЖК РФ предусматривает, что член жилищного кооператива и проживающие совместно с ним члены его семьи по взаимному согласию и с предварительным уведомлением правления жилищного кооператива вправе разрешить проживание в жилом помещении, находящемся в их пользовании, временным жильцам в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 80.

В соответствии со ст. 130 ЖК РФ членство в жилищном кооперативе прекращается в следующих случаях:

) выход члена кооператива;

) исключение члена кооператива;

) ликвидация юридического лица, являющегося членом кооператива;

) смерть гражданина, являющегося членом жилищного кооператива.

Член жилищного кооператива может быть исключен из жилищного кооператива на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) в случае грубого неисполнения этим членом без уважительных причин своих обязанностей, установленных законодательством РФ или уставом жилищного кооператива. Член жилищного кооператива, не выплативший полностью паевого взноса и исключенный из жилищного кооператива по основаниям, указанным в ст. 130 ЖК РФ, а также проживающие совместно с ним члены его семьи, утрачивают право пользования жилым помещением в доме жилищного кооператива и обязаны освободить данное жилое помещение в течение 2-х месяцев со дня принятия кооперативом решения об исключении такого члена из жилищного кооператива. В случае смерти члена жилищного кооператива его наследники имеют право на вступление в члены данного жилищного кооператива по решению общего собрания членов жилищного кооператива (конференции).

В соответствии со ст. 122 жилищный кооператив по решению общего собрания его членов может быть реорганизовано. Под реорганизацией юридического лица в гражданском законодательстве понимается преобразование его в новую организационно-правовую форму, слияние его с другим юридическим лицом, присоединение к другому юридическому лицу, разделение на несколько юридических лиц, выделение из его состава нового юридического лица. ЖК РФ предусмотрел для жилищных кооперативов только одну форму реорганизации - преобразование. Так, жилищный кооператив может быть преобразован в товарищество собственников жилья. Решение о преобразовании принимается общим собранием членов кооператива либо конференцией.

Статья 123 ЖК РФ предусматривает, что жилищный кооператив может быть ликвидирован по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, а именно ст. ст. 61-64 ГК РФ.

Предоставление жилых помещений в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов осуществляется по правилам ст. 124 ЖК РФ. П. 1 указанной статьи устанавливает, что гражданам и юридическим лицам, которые являются членами кооперативов, жилые помещения предоставляются на основании решения общего собрания членов кооператива. Размер жилых помещений определяется размером внесенного указанными лицами паевого взноса. Вселение в предоставленные таким образом жилые помещения осуществляется на основании решения общего собрания членов кооператива (или конференции). Факт членства лица, получившего жилое помещение в кооперативе, является основанием для владения, пользования и в определенных законодательством случаях распоряжения указанным жилым помещением.

Следует учитывать, что ЖК РФ не устанавливает порядок определения размера паевого взноса. В ЖСК размер паевого взноса определяется как произведение стоимости строительства одного квадратного метра многоквартирного дома на площадь предоставляемого в пользование жилого помещения, в ЖК - как произведение стоимости приобретения одного квадратного метра многоквартирного дома на площадь предоставляемого в пользование жилого помещения. Порядок и условия внесения паевого взноса членом кооператива отнесены к уставным отношениям, т.е. должны быть предусмотрены в уставе. Паевой взнос оплачивает: строительную стоимость жилого помещения - в ЖСК; цену жилья - в ЖК. При этом, пай может принадлежать одному или нескольким гражданам (юридическим лицам), каких-либо ограничений по составу пайщиков законодателем не предусмотрено.

Полная выплата паевого взноса за квартиру, предоставленную в пользование члену жилищного или жилищно-строительного кооператива, является распространенным основанием возникновения права собственности на жилище (п. 4 ст. 218 ГК РФ, ч. 1 ст. 129 ЖК РФ). Подтверждением факта внесения полной суммы паевого взноса является справка, выдаваемая правлением жилищного кооператива, на основании которой выдается свидетельство о собственности на квартиру. При условии полной выплаты паевого взноса хотя бы одним членом кооператива в кооперативном доме возникают правоотношения собственности на квартиру и долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома (п. 2 ст. 129 ЖК РФ).

2. ЗАДАЧИ

Задача № 1.

Макаров В.А. обратился в орган местного самоуправления по месту своего жительства с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В заявлении Макаров В.А. указал следующее: «… я являюсь нанимателем жилого помещения (комнаты №236 в общежитии № 24, находящегося по адресу: г. Минусинск, ул. Садовая д. 6 по договору социального найма от 06.11.2004 г. Совместно со мной проживает супруга - Макарова И.Н. и дядя супруги - Старин Е.А., который был вселен мною в качестве члена семьи в 2006 г. с согласия наймодателя. Три месяца назад мне стало известно о наличии у Старина Е.А. хронического заболевания - туберкулеза (в активной форме), в результате чего дальнейшее совместное проживание в одном жилом помещении ставит под угрозу мое здоровье и здоровье моей супруги. Иного жилого помещения, занимаемого мною по договору социального найма или принадлежащего мне на праве собственности, не имею. В связи с чем, прошу поставить меня на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении».

С заявлением Макаровым В.А. были предоставлены копия документа, удостоверяющего личность Макарова В.А. (паспорт) и копия договора социального найма жилого помещения, нанимателем которого является Макаров В.А. Орган местного самоуправления по истечении двух месяцев со дня представления заявления о постановке на учет Макарова В.А. в качестве нуждающегося в жилом помещении принял решение об отказе в принятии Макарова В.А. на учет, указав на непредставление последним всех необходимых документов.

Какие документы должен был предоставить Макаров В.А. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося? Правомерен ли отказ органа местного самоуправления в постановке на учет Макарова В.А. в качестве нуждающегося в жилом помещении? Как вы считаете какие нарушения были допущены органом местного самоуправления при рассмотрении заявления и документов Макарова В.А? Возможно ли обжаловать решение органа местного самоуправления об отказе в постановке на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении и в каком порядке?

Решение.

Как установлено ч.4 ст. 52 ЖК РФ, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Частью 2 ст. 52 ЖК РФ установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с ч.2 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ. Пунктом 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В Постановлении Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» указана тяжелая форма хронического заболевания - активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза.

Исходя из вышеперечисленных норм, Макаров В.А. должен был помимо копии документа, удостоверяющего его личность (паспорт) и копии договора социального найма жилого помещения представить следующие документы: документы, выданные органом местного самоуправления о признании Макарова и его семьи (включая дядю) малоимущими, документы о доходах членов семьи, документы о находящемся в собственности Макарова и членов его семьи имуществе и его стоимости, документы, подтверждающее наличие у члена семьи тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно (активной формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза), документы, подтверждающие, что Макаров и члены его семьи не имеют иного жилого помещения, занимаемого ими по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Отказ органа местного самоуправления Макарову является правомерным, так как подпунктом 1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ установлено, что в случае не представления гражданами документов, предусмотренных частью 4 статьи 52 ЖК РФ, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, допускается отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Макаров свою обязанность по предоставлению всех необходимых документов не выполнил.

В соответствии с ч. 3. ст. 54 ЖК РФ, решение органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет может быть обжаловано в судебном порядке.

Задача № 2.

От гражданина Марк С.Т. поступило заявление о признании четырехкомнатной квартиры № 48 по ул. Ямской непригодной для проживания в связи с тем, что окна квартиры выходят на магистраль, поэтому уровень шума выше предельно допустимой нормы. При этом заявитель сослался на невозможность снижения уровня шума до допустимого значения при помощи инженерных и проектных решений.

Данные, предоставленные Марк С.Т., подтвердились при работе комиссии по оценке пригодности помещения для постоянного проживания. Однако, орган местного самоуправления отказал в признании квартиры непригодной для проживания, сославшись на то, что на магистраль выходят окна одной из комнат, а не всей квартиры.

Решение.

Действия органа местного самоуправления по отказу в признании квартиры Марк С.Т. непригодной для проживания не являются правомерными, исходя из следующего. Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия на основании п. 47 Положения принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В соответствии с пунктом 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Исходя из этого, орган местного самоуправления, отказав Марк С.Т., нарушил правила, установленные Положением.

Комиссия по оценке пригодности помещения для постоянного проживания установила, что квартира Марк С.Т. непригодна для проживания. Своим решением орган местного самоуправления фактически противоречит заключению комиссии и выходит за рамки своих полномочий. Орган местного самоуправления был обязан на основании заключения комиссии издать распоряжение о признании квартиры Марк С.Т. непригодной для проживания с указанием о дальнейшем использовании помещения.

Список используемой литературы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ от 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ от 03.01.2005. - № 1 (часть 1), ст. 14.

О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // Собрание законодательства РФ от 13.08.2001. - № 33 (часть I). - Ст. 3431.

Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов: Приказ Минфина России от 23.11.2011 № 158н // Российская газета от 28.04.2012. - № 95.

Елизарова Н.В. Жилищное право. Учебный курс / Н.В. Елизарова. - М.: МИЭМП, 2014. - 169 с.

Жилищное право: учебник / Под ред. И.А. Еремичева, П.В. Алексия, Ю.Ф. Беспалова. - М.: Закон и право, 2012. - 463 с.

Ивакин В.Н. Жилищное право: краткий курс лекций / В.Н. Ивакин. - М.: Юрайт, 2014. - 177 с.

Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2012. - 620 с.

Сергеев А.П. Жилищное право / А.П. Сергеев. - М.: РГ-Пресс, 2014. - 190 с.

Толстой Ю.К. Жилищное право: учебник / Ю.К. Толстой. - М.: Проспект, 2011. - 192 с.

Жилищные кооперативы создаются и осуществляют свою деятельность в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями.

Жилищный кооператив обладает специальной (или уставной, целевой) правоспособностью, что характерно для некоммерческих организаций (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Специальная правоспособность предполагает, что обладающее такой правоспособностью юридическое лицо вправе осуществлять лишь те виды деятельности, которые прямо указаны в его учредительных документах и соответствуют установленным в этих документах предмету и целям деятельности данного юридического лица.

Как и все некоммерческие организации, жилищные кооперативы могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. При этом предпринимательская деятельность должна соответствовать этим целям. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами, а также уставом кооператива. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.

Уставом жилищного объединения должно быть определено (пп.1, пп.4 ч.1 ст.137, пп.8 ст.138, п.4 ст.148 ЖК РФ) право заключать договоры: на управление многоквартирным домом, договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме; договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов жилищного кооператива, а также иных собственников помещений, не являющихся его членами.

Возможны несколько схем деятельности жилищного кооператива при управлении многоквартирным домом, которые тесно взаимосвязаны с положениями устава жилищного кооператива и решением общего собрания членов кооператива.

В данном случае управление многоквартирным домом может быть реализовано в двух вариантах:

1. В Жилищном кооперативе все или большинство видов работ выполняют нанятые им работники (уборщики мест общего пользования, лестничных клеток, сантехники, плотники и т.п.). Отдельные виды работ в соответствии с заключенными жилищным кооперативом договорами выполняют подрядные специализированные организации (например, Мослифт, исполняющий работы по обслуживанию лифтов). Жилищный кооператив от своего имени в интересах своих членов и иных собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями, т.е. выступает исполнителем коммунальных услуг, а также с иными организациями, предоставляющими прочие виды услуг по решению общего собрания членов жилищного кооператива, таких, например, как услуги связи – РСВО, МГТС, охраны подъездов и т.п..

При таком варианте все виды расходов и доходов, связанные с управлением домом, отражаются в годовом финансовом плане (смете доходов и расходов), в том числе платежи за коммунальные и иные услуги.

2. Жилищный кооператив заключает договор с одной подрядной организацией на исполнение работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по всем видам требуемых работ и услуг в таком доме. Самостоятельно заключает в интересах своих членов и иных собственников помещений договоры на предоставление коммунальных услуг, выступая их исполнителем, а также договоры на предоставление прочих услуг.

В соответствии с заключенным с подрядной организацией договором все расходы жилищного кооператива, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, исполняемые данной подрядной организацией, должны будут отражаться в финансово-хозяйственном плане одной цифрой. Кроме того, в хозяйственно-финансовом плане должны быть указаны иные расходы (при наличии), а также платежи за коммунальные и прочие услуги. В качестве доходов в смете отражаются членские взносы и обязательные платежи собственников помещений, не являющихся членами жилищного кооператива, расходуемые на оплату услуг по заключенному жилищным кооперативом договору с подрядной организацией, коммунальные и прочие услуги, а также другие доходы, связанные с ведением жилищным объединением хозяйственной деятельности.

При необходимости (например, для отчета жилищного кооператива перед Дирекцией ЖКХиБ АО (ранее – ГУ ИС АО) за полученные субсидии из бюджета города на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме) расходы жилищного кооператива, направленные на исполнение обязательств по договору с подрядной организацией на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, должны быть расшифрованы по видам работ и услуг и прилагаться к хозяйственно-финансовому плану.

Правление жилищного кооператива (п.4 ст.148 ЖК РФ) заключает от имени жилищного кооператива по поручению его членов или от имени и за счет своих членов, иных собственников помещений в многоквартирном доме (согласно прилагаемому списку) в их интересах договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией и поручает такой организации в течение согласованного срока за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в данном доме лицам коммунальные услуги, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В случае заключения жилищным кооперативом договора управления многоквартирным домом, хозяйственно-финансовая деятельность ведется жилищным кооперативом только при наличии работ, выполняемых непосредственно данным жилищным объединением. То есть жилищный кооператив не несет расходов и не имеет доходов, если не занимается в соответствии со своим уставом какой-либо предпринимательской деятельностью или иной деятельностью, а также не формирует целевых фондов, направляемых, например, на капитальный ремонт многоквартирного дома. Однако бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность жилищного кооператива должна сдаваться в соответствующие государственные органы в установленные законом сроки, ответственность за её ведение несет председатель правления.

В случае выполнения жилищным кооперативом какой-либо деятельности, приносящей доход, при наличии заключенного договора управления с управляющей организацией отдельным его членам, нанятому персоналу может выплачиваться вознаграждение за произведенные работы.

В соответствии с разъяснением, которое приводится в письме Минрегиона России от 20.03.2007 № 4989-СК/07 в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ТСЖ, ЖК, ЖСК, не может быть исполнителем коммунальных услуг.

В Москве могут быть использованы как первая, так и вторая схемы деятельности жилищных объединений без разрешения конфликтных ситуаций с ресурсоснабжающими организациями в судебном порядке.

Существуют и иные схемы организации деятельности жилищного кооператива, например, это может быть нижеприведенная схема.

III схема. Жилищный кооператив действует с целью управления многоквартирным домом собственными силами, однако не реализовывал свое право на заключение договоров на оказание коммунальных и прочих услуг в интересах своих членов и других собственников.


В таком случае содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме может осуществляться жилищным кооперативом в соответствии с вариантами, изложенными в первой схеме, однако собственники помещений должны будут самостоятельно заключать договоры на предоставление коммунальных ресурсов как при непосредственном управлении. Ресурсоснабжающие организации при этом должны будут обеспечивать таким собственникам предоставление коммунальных услуг на входе в многоквартирный дом на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности), в том числе в силу публичности договора. Если же договоры с ресурсоснабжающими организациями необходимо заключить, то жилищный кооператив может заключить их на основании ст. 138 ЖК РФ, как законный представитель собственников, т.е. от имени собственников и за их счет по прилагаемым спискам.

Такая схема не противоречит положениям ЖК РФ и применяется в большом количестве муниципальных образований Российской Федерации. Однако применение такой схемы в Москве потребует от руководителей жилищного кооператива хорошего знания законодательства, чтобы отстоять в судебном порядке свое право не заключать договоры по предоставлению коммунальных услуг населению.

При любой схеме управления многоквартирным домом отношения жилищного кооператива с собственниками помещений в многоквартирном доме закреплены следующим образом. Отношения с членами жилищного кооператива по исполнению их обязательств, связанных с правом собственности на помещение в многоквартирном доме, строятся в соответствии с Уставом жилищного кооператива на основании членства.

Собственник помещения, являющийся членом жилищного кооператива, вправе принимать участие в управлении многоквартирным домом путем принятия решений на общем собрании членов жилищного кооператива, в силу чего ему должно быть известно, какие приняты решения по установлению размеров расходов на планируемый год, по отчислениям в резервные и иные фонды, по размерам платежей каждого собственника в многоквартирном доме и т.п. Поэтому соглашений, дополняющих или подтверждающих наличие прав и обязанностей между членом жилищного кооператива и жилищным кооперативом не требуется.

С собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами жилищного кооператива, жилищный кооператив обязан заключить договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме и предоставлении коммунальных услуг, Это согласуется с положением п.1 ст.161 Гражданского кодекса РФ в соответствии с которым сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме.

Заключение договора с собственником помещения в многоквартирном доме, не являющимся членом жилищного кооператива, вызвано тем, что с одной стороны такой собственник в силу закона обязан нести бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве, а с другой стороны собственник, не являющийся членом жилищного кооператива, не обладает правами и не связан обязательствами, которые изложены в Уставе жилищного кооператива.

Данный договор должен быть заключен с каждым из собственников помещений в многоквартирном доме, не являющимся членом жилищного кооператива, как с физическими и юридическими лицами, так и с представителем собственника помещений, находящихся в государственной собственности.

1. Основы правового статуса ЖСК

Как уже было отмечено, нормативную базу деятельности ЖСК составляют следующие нормы:
1) Статья 116 Гражданского кодекса РФ
2) Раздел 5 Жилищного кодекса РФ
В соответствии со статьей 110 ЖК РФ жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. Более общей является статья 116 гражданского кодекса, дающее понятие потребительского кооператива: «добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов».

Для того чтобы определиться с правовым статусом ЖСК, необходимо подвергнуть системному толкованию норму статьи 116 ГК РФ. Данная норма расположена в параграфе 5 главы 4 ГК РФ - «Некоммерческие организации». Следовательно, ЖСК (как и иные потребительские кооперативы) является некоммерческой организацией, т.е. юридическим лицом, не преследующим в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющим полученную прибыль между участниками.

В соответствии со статьей 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям. Однако это правило не распространяется на потребительские кооперативы, и на жилищно-строительные кооперативы в частности. Жилищные кооперативы вправе распределять полученную прибыль между своими членами (п. 5 ст. 116 ГК РФ, является lex specialis по отношению к п. 1 ст. 50 ГК РФ). Еще одной особенностью ЖСК является то, что к ним не применимы положения ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 (п. 3 ст. 1 указанного закона).

Таким образом, жилищные кооперативы занимают промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями. С одной стороны, они являются некоммерческими организациями и на них распростроняются соответствующие положения Гражданского кодекса РФ. С другой стороны, в отличие от других некоммерческих организаций (в том числе товариществ собственников жилья) они вправе распределять полученную прибыль между своими членами (это указывает на их коммерческий характер), кроме того, в отношении ЖСК не применяются положения ФЗ «О некоммерческих организациях».
2. Создание жилищно-строительных кооперативов

При создании ЖСК необходимо руководствоваться статьями 111 и 112 ЖК РФ, а также общими положениями ГК РФ о юридических лицах (параграф 1 главы 4).
В соответствии со статьей 112 жилищного кодекса жилищный кооператив может быть создан лишь в том случае, если число его членов не менее пяти человек. При этом число членов ЖСК не должно превышать количество жилых помещений в кооперативном доме. Решение о создании ЖСК принимается собранием учредителей. Порядок проведения такого собрания ЖК РФ не устанавливает, однако указано, что будущие члены ЖСК вправе принять участие в таком собрании (видимо, в качестве учредителей кооператива). Решение о создании ЖСК считается принятым, если за него проголосовали все лица, желающие вступить в кооператив. Решение о создании кооператива и принятии его устава должно быть оформлено протоколом.
Отдельно стоит осветить вопрос о том, кто вправе вступить в жилищный кооператив. Статья 111 ЖК РФ установил, что правом на вступление в ЖСК обладают все граждане, достигшие 16 лет, а также юридические лица. Кооператив может быть создан либо исключительно гражданами, либо исключительно юридическими лицами, либо совместно гражданами и юридическим лицами. Если кооператив создается при содействии органов государственной власти РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления, то граждане, признанные в установленном порядке малоимущими и стоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют преимущественное право на вступление в такие кооперативы.
Единственным учредительным документом жилищного кооператива является устав. Устав принимается одновременно с решением об организации ЖСК. С момента государственной регистрации кооператива устав является обязательным не только для тех, кто голосовал за его принятие, но и для всех остальных членов ЖСК, а также для самого кооператива. На основании устава жилищно-строительный кооператив будет выступать в коммерческом обороте, а участвовать в отношениях с государственными и муниципальными органами. При разработке устава можно руководствоваться примерными уставами жилищных кооперативов. Так, ранее действовал Примерный устава ЖСК, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.1965 № 1143. В настоящее время он отменен, однако может послужить в качестве модели для разработки собственного устава кооператива. С учетом того, что правовые статусы ЖСК и ТСЖ во многом совпадают (в частности, и ЖСК, и ТСЖ являются управляющими организациями в многоквартирном доме), при разработке отдельных положений (о порядке созыва и проведения общего собрания, подсчете голосов и т.д.) можно взять за основу примерный устав ТСЖ, разработанный нашими юристами. Примерный устав ТСЖ (с учетом нового жилищного кодекса РФ) также был утвержден Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2005 № 22-р «Об утверждении примерной формы устава товарищества собственников жилья».
Устав ЖСК в обязательном порядке должен содержать сведения, перечисленные в статьях 52 и 116 ГК РФ, статье 113 ЖК РФ, а именно:

Наименование жилищно-строительного кооператива (например, ЖСК «Гарант», ЖСК «Строим вместе», ЖСК «Молодая семья» и др.; наименование в обязательном порядке должно содержать)
- место его нахождения
- порядок управления деятельностью ЖСК (должны быть указаны органы управления ЖСК, органы контроля ЖСК, компетенция органов ЖСК, порядок принятия решений органами ЖСК)
- предмет и цели деятельности жилищно-строительного кооператива (с этим пунктом необходимо быть очень осторожным, поскольку ЖСК как некоммерческая организация обладает специальной правоспособностью и вправе осуществлять лишь те виды деятельности, которые прямо предусмотрены уставом)
- порядок вступления в ЖСК
- порядок выхода из ЖСК и выдачи паевого взноса
- размер вступительного и паевого взноса
- состав и порядок внесения вступительного и паевого взноса в ЖСК
- ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов
- порядок покрытия членами убытков жилищно-строительного
порядок реорганизации и ликвидации ЖСК.
Государственная регистрация жилищно-строительного кооператива (как и других юридических лиц) осуществляется по его месту нахождения, под которым признается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (правления) ЖСК. Государственная регистрация производится в соответствии с положениями ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ. В частности, за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей, для государственной регистрации предоставляются документы, перечисленные в статье 12 указанного закона (заявление по установленной форме с нотариально заверенной подписью заявителя, решение о создании ЖСК, оформленное протоколом, подлинник или нотариально заверенная копия устава, документ об оплате государственной пошлины).
Государственную регистрацию в настоящее время осуществляют территориальные органы Федеральной налоговой службы РФ. В частности, в Санкт-Петербурге государственную регистрацию производит Межрайонная инспекция ФНС РФ № 15 (Единый регистрационный центр).
Формы документов, представляемых на государственную регистрации, и требования к их заполнению утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц…».
Вместе с заявлением о регистрации также подается заявление о постановке на учет в налоговом органе, поскольку в настоящее время государственная регистрация осуществляется одновременно с постановкой юридического лица на налоговый учет.

Регистрирующий орган обязан принять решение о регистрации или об отказе в ней в течение 5 рабочих дней со дня сдачи документов; а в течение 5 дней со дня государственной регистрации налоговый орган обязан выдать свидетельство о постановке на учет. Государственная регистрации считается состоявшейся в момент внесения записи о регистрации ЖСК в Единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента ЖСК считается созданным и вправе осуществлять свою деятельность.
3. Управление деятельностью ЖСК

Жилищный кодекс РФ довольно жестко закрепил структуру органов управления ЖСК. Статья 115 ЖК РФ является императивной нормой, то есть не может быть изменена уставом кооперативом. В соответствии с вышеуказанной статьей в систему органов управления жилищно-строительного кооператива входят:
1) Общее собрание членов ЖСК
2) Правление ЖСК
3) Председатель правления ЖСК
Проанализируем более подробно положение каждого органа управления жилищно-строительного кооператива. Начнем, с основного, высшего органа управления ЖСК - общего собрания членов кооператива (в кооперативах, число членов которого превышает 50, вместо правления или наряду с ним может действовать конференция ЖСК - орган, положение которого жилищный кодекс никак не регулирует, следовательно, его компетенция должна быть установлена уставом ЖСК). Жилищный кодекс РФ не регламентирует порядок созыва общего собрания, потому соответствующие положения также должны быть установлены уставом ЖСК. Руководствоваться можно, к примеру, нормами жилищного кодекса, посвященными порядку созыва общего собрания товарищества собственников жилья (статья146 ЖК РФ).

Статья 117 ЖК РФ устанавливает, что общее собрание правомочно в том случае, если на него явилось более 50% членов ЖСК. Решения принимаются простым большинством присутствующих, однако в уставе могут быть указаны вопросы, решения по которым принимаются квалифицированным большинством (3/4). Принятое на общем собрании решение оформляется протоколом и является обязательным для всех членов жилищно-строительного кооператива.

В соответствии с ЖК РФ к исключительной компетенции общего собрания ЖСК относятся избрание членов правления и ревизионной комиссии кооператива, принятие решения о предоставлении жилых помещений членам кооператива, прием в члены кооператива и исключение из его состава, а также некоторые другие вопросы. Уставом жилищно-строительного кооператива данный перечень может быть расширен.

Что касается голосов, принадлежащих каждому члену ЖСК, то вариантов их подсчета может быть несколько. Назовем лишь два основных. Первый - каждый член кооператив обладает одним голосом на общем собрании. Второй - член ЖСК обладает количеством голосов, пропорциональным общей площади принадлежащих ему помещений (жилых и(или) нежилых). Уставом ЖСК может быть установлен как один из двух названных вариантов, так и любой другой, не противоречащий законодательству РФ.

Что касается периодичности проведения общих собраний, а также инициативы проведения внеочередных общих собраний, то жилищный кодекс РФ опять-таки никак не регулирует данные вопросы. Следовательно, данные положения должны найти свое отражение в уставе ЖСК. Можно посоветовать прибегнуть к нормам, регулирующим деятельность ТСЖ либо разработать соответствующие пункты устава самостоятельно. Правление ЖСК является исполнительным органом жилищного кооператива. Члены правления избираются общим собранием из числа членов кооператива на срок, установленный уставом жилищно-строительного кооператива. Деятельность правления помимо устава может регулироваться локальными актами кооператива - регламентом, положением и др. Правление из своего состава избирает председателя правления на срок, определенный уставом ЖСК. Председатель правления обеспечивает исполнение решений правления, без доверенности заключает от имени кооператива сделки, осуществляет иные действия в интересах ЖСК. П. 3 ст. 119 устанавливает, что председатель обязан действовать в интересах жилищного кооператива разумно и добросовестно. Контролирующим органом в ЖСК является ревизионная комиссия или единоличный ревизор, избираемые общим собранием ЖСК на срок не более 3 лет для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ЖСК. Осуществляя контроль ревизионная комиссия обязана:

Проводить плановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности жилищно-строительного кооператива не реже чем раз в год;
- представлять общему собранию заключение об бюджете ЖСК, годовом отчете и размере обязательных платежей и взносов;
- отчитываться перед об
4. Правовое положение членов коопертива

1) Прием в члены ЖСК и прекращение членства в ЖСК Как уже было отмечено ранее, изначально единственными членами кооператива являются его учредители (лица, проголосовавшие за создание кооператива). Однако кооператив вправе принять в свой состав и других членов. Порядок приема лиц в члены уже созданного кооператива установлен статьей 121 ЖК РФ и может быть дополнен соответствующими положениями устава ЖСК.

Лицо, желающее вступить в жилищно-строительный кооператив подает в правление ЖСК соответствующее заявление. На рассмотрение заявления правлению отведен 1 месяц. Решение правление должно быть утверждено общим собранием ЖСК. Именно общее собрание окончательно решает - принять данное лицо в члены ЖСК или отказать ему в приеме. Если общее собрание утвердило решение правление, то лицо становится членом ЖСК, но не сразу, а с момента уплаты вступительного взноса.
Членство в жилищно-строительном кооперативе прекращается в следующих случаях:
- добровольный выход
- исключение
- смерть гражданина-члена ЖСК
- ликвидация юридического лица-члена ЖСК
- ликвидация кооператива
Данный перечень является исчерпывающим и не может быть изменен уставом жилищно-строительного кооператива.

Права и обязанности членов жилищно-строительного кооператива:
К основным правам членов ЖСК можно отнести право на участие в общем собрании, право на предоставление жилого помещения в кооперативном доме, право на пай, право на вселение временных жильцов, право на сдачу жилого помещения в наем, право собственности на предоставленное жилое помещение с момента полной выплаты паевого взноса. Основным правом члена ЖСК является право на предоставление жилого помещения в кооперативном доме. Решение о предоставлении жилого помещения члену ЖСК принимается общим собранием. Данное решение является правовым основанием для вселения члена кооператива в жилое помещение в кооперативном доме. Ранее (до вступления в силу нового жилищного кодекса) вселение в кооперативные помещения осуществлялось по ордерам, выдаваемыми администрациями районов. Новый жилищный кодекс применительно к кооперативам категорией ордер вообще не оперирует, что является несомненным его достоинством, поскольку более соответствует рыночным отношениям. Размер жилого помещения, предоставляемого члену ЖСК, должен соответствовать размеру паевого взноса данного члена. Ч. 3 ст. 124 ЖК РФ устанавливает, что основанием владения, пользования и распоряжения жилым помещением в кооперативном доме является членство в кооперативе. С момента полной оплаты паевого взноса лицо приобретает право собственности на помещении и на него полностью распространяются правила главы 6 Жилищного кодекса РФ. До этого момента, владение, пользование и распоряжение жилым помещением осуществляется по правилам, установленным уставом ЖСК.

Право на пай является одним из основных имущественных прав члена жилищного кооператива. Жилищный кодекс не установил порядка внесения паевого взноса членами кооператива. Данный вопрос должен быть решен в уставе ЖСК.

Паевой взнос представляет собой имущественный (денежный) взнос, соответствующий покупной стоимости жилого помещения, получаемого членом кооператива. Паевой взнос может быть внесен единовременно или в рассрочку, в зависимости от положений устава. До полной оплаты паевого взноса жилое помещение принадлежит жилищно-строительному кооперативу на праве собственности.
Пай складывается из паевого взноса и начислений на пай (если они предусмотрены уставом). Он принадлежит члену кооператива со всеми вытекающими последствиями - пай может быть продан или подарен другому лицу (если устав кооператива это допускает), в случае смерти члена кооператива он входит в состав наследственной массы, в случае исключения лица из кооператива пай должен быть выплачен в сроки и на условиях, установленных уставом кооператива (но не позднее чем через два месяца после исключения).
Кроме перечисленных выше прав, член кооператива обладает и другими правами. В частности, он вправе разделить предоставленное ему жилое помещение (ста
В частности, он вправе разделить предоставленное ему жилое помещение (статья 127 ДК РФ), сдать жилое помещение в наем (статья 128 ЖК РФ), разрешить проживание в жилом помещении временным жильцам (статья 126 ЖК РФ) и т.д.

Главная обязанность члена кооператива - внести паевой взнос в порядке и сроки, установленные уставом ЖСК. Уставом могут быть установлены и иные обязанности членов кооператива. В соответствии с частью 4 статьи 130 ЖК РФ член ЖСК в случае грубого неисполнения своих обязанностей может быть исключен из кооператива по решению общего собрания. Такое лицо подлежит выселению из предоставленного ему жилого помещения на основании статьи 133 ЖК РФ.

В заключение данной статьи хотелось бы кратко осветить вопрос о реорганизации и ликвидации жилищно-строительных кооперативов. В соответствии со статьей 122 Жилищного кодекса ЖСК может быть реорганизован лишь в форме преобразования в товарищество собственников жилья. Иные способы реорганизации (соединение, разделение и выделение) по отношению к жилищным кооперативам не применимы. В остальном же при преобразовании ЖСК следует руководствоваться соответствующими нормами гражданского кодекса РФ, в частности статьями 57-60 ГК РФ. То же самое относится и к ликвидации ЖСК - она осуществляется по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 61-64 ГК РФ).

Для того, что бы поддерживать порядок и чистоту, принимать участие реконструкции своего жилища и многое другое, были созданы ЖСК : жилищно-строительные кооперативы.

Стоит отметить, что право собственности на многоквартирную постройку у ЖСК появляется только тогда, когда дом сдан государственной комиссии.

А также он официально зарегистрирован.

Вступить в компанию можно лишь по достижению юридического лица 16 лет (п. 1 ст. 111 ЖК РФ).

ЖК РФ, Статья 111. Право на вступление в жилищные кооперативы

  1. Членом жилищного кооператива может быть:
    1. гражданин, достигший возраста шестнадцати лет;
    2. юридическое лицо в случае, установленном законодательством Российской Федерации;
    3. юридическое лицо, являющееся собственником помещения в многоквартирном доме, в случае, если жилищный кооператив осуществляет управление общим имуществом в этом многоквартирном доме.

Порядок зачисления в организацию следующий :

  1. Граждан, которые желают быть причисленными в комиссию, должно быть необходимое количество - минимум пять — шесть человек.
  2. Число людей должно не превышать количество квартир, которые были приобретенными.

Деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов направлена на добровольное объединение людей под определенным руководством для осуществления успеха — дисциплины, взаимовыручки, а также руководством жилыми и нежилыми помещениями.

Другими учредительными документами жилищного кооператива являются :

  1. Юридическое лицо должно и обязано действовать в рамках Устава и Учредительного договора, либо только Устава.
  2. В учредительном договоре всегда должно быть имя конкретного человека, место его постоянного или временного проживания. В отдельных случаях указаны цели и задачи, которые юридическое лицо исполняет в кооперативе.

Учредительный договор заключают только между юридическими лицами , а Устав определяется участниками организации.

Если же завести разговор о квитанциях ЖСК, то в них, как правило, должны быть обозначены следующие категории :

  1. Получатель платежа.
  2. Номер банковского счета и город, в котором находится банк и номер его отделения.
  3. Номер счета.
  4. Адрес получателя.

Заявления в ЖСК бывают различны .

В большинстве случаев их пишут собственники жилья в многоквартирном доме, учредители кооператива и местное самоуправление.

Одно из наиболее распространённых случаев - это заявление о вступлении в члены ЖСК .

Непосредственно в самом документе указывается :

  1. ФИО собственника жилья или же его представителя.
  2. Вид собственности.
  3. Состояние помещения.
  4. Общая площадь собственности, без расчета размеров балкона и лоджий.
  5. Дата написания заявления.

Заключение

В заключение хочется добавить, что жилищно-строительный кооператив — это отличная возможность улучшить свои жилищные условия .

В России осталось большое количество кооперативов со времен Советского Союза — эксплуатационных некоммерческий организаций, целью которых было есть и будет совместное решение проблем, строительство и реконструкция зданий.

О 6 признаках надежности жилищного кооператива смотрите в следующем видео:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх