Пророк иоиль житие. Православие

В V веке до нашей эры на территории нынешней Палестины родился пророк Иоиль - один из двенадцати «малых» пророков Израиля. Такое название эти избранники Божьи получили не за малозначительность своих деяний, а лишь за ограниченный объём оставленных после себя записей. Иоиль был первым в их череде. Именно его пророчества в письменном виде дошли до нас.

Гнев Божий на людях Израиля

Согласно ветхозаветным текстам, родился пророк в Заиорданской области, в древнем городе Вефороне. Когда он достиг зрелого возраста, на царство Иудейское обрушились страшные несчастья. Наступила ужасная засуха, от которой погибла значительная часть урожая, а то, что удалось спасти, было уничтожено бесчисленными стаями саранчи, налетевшими в таком количестве, что заслонили собой солнечный свет.

И далее через пророка Иоиля Всевышний вновь возвестил о близости «дня Господня», в который спасутся только те, кто призовёт Его имя. Язычников же, поклоняющихся рукотворным истуканам, ждёт неминуемая и страшная смерть. Так сказал Иегова, и так передал Его слова людям пророк Иоиль. Пророчества его вселили надежду в богоизбранный народ на то, что Господь не покинет его, какие бы беды ни случились.

Толкование пророчеств Иоиля

Многое из того, что содержат пророчества Иоиля, было впоследствии истолковано как предсказание событий, произошедших уже в новозаветные времена. В частности, слова о том, что изольёт Бог от Духа Своего на всякую плоть, принято воспринимать как обетование о подтверждение чему можно найти на страницах Нового Завета. Подробно изучая его высказывания, богословы всего мира видят в них также пророчества о грядущем явлении людям Господа во плоти.

Сегодня среди ветхозаветных святых, открывших дорогу Сыну Божьему, особое место занимает пророк Иоиль. Житие его небогато подробностями о земном пути, но насыщено предсказаниями, во многом предопределившими исторический путь Израиля. Память святого отмечается православной церковью ежегодно 1 ноября. В этот день в храмах звучит тропарь пророка Иоиля, акафист, и возносятся молитвы о его заступничестве перед Престолом Божьим.

Пророк Иоиль

Кратко поговорим еще об одном пророке, который является современником пророков Амоса и Осии. «Иоиль» означает «Господь есть Бог». Иоиль является сыном Вафуила и живет в Иудейском Царстве. О его жизни мы почти ничего не знаем. Поводом предсказания было двойное бедствие - тучи саранчи, которые налетели на землю и уничтожили все, и большая засуха, которые пророк считает явным предостережением Божиим.

Некоторые считают, что Иоиль жил гораздо позже, после плена, основанием этому служит не упоминание царства и многие цитаты из других пророков - Амоса, Исаии, Михея, Наума.

Иоиль говорит не только о старых врагах Израиля, филистимлянах и финикийцах, он упоминает и сирийцев, о которых говорит Амос. Основное его пророчество - о возвещении сошествия Святого Духа (Деян 2:38)

«…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите в дар Святого Духа»

Впервые он называет

«день Господень»

«день благословения»

(Иоил. 3:1–5) - это указание сошествия Святого Духа на Троицу. Это читается во время Троичной службы.

Особый признак его пророчества - то, что мы называем «всеобъемлющая любовь Божия». Иоиль познает, что любовь Бога охватывает всех людей и что она есть спасение не только для евреев, но и для всех, призывающих имя Божие; здесь он перекликается с Амосом. Он приводит различные практические поучения. Скажем, Бог использует различные природные явления, чтобы уяснить Свои мысли людям. Каждое несчастье, каждое страдание, которое постигает нас, служит вестником Божиим, определенным знанием для нас. Таковы основные мысли пророка Иоиля.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Малые пророки в Иудее до вавилонского плена: Авдий, Иоиль, Михей, Наум, Аввакум, Софония. 1. Пророк Авдий проповедовал при царе Иораме, в начале IX века. Его книга - самая короткая из пророческих книг: в ней всего 21 стих. Пророк обличает идумеян за то, что они сочувствовали и

Из книги Обзор Ветхого завета автора Ла Сор Уильям Сенфорд

ГЛАВА 32. СОФОНИЯ И ИОИЛЬ СОФОНИЯЕсли поместить пророческие книги в хронологическом порядке, то Книга Софонии займет место между Книгами Исайи и Иеремии. Софония нарушил полувековое пророческое молчание в жестокое и порочное царствование Манасии. Он переосмыслил

Из книги Библейские картинки, или Что такое «Божья благодать» автора Любимова Елена

Из книги Ветхий завет автора Мельник Игорь

Иоиль. Этот пророк тоже очень интересен. Я заметил - чем короче пророчество, тем больше в нём смысла.Оно и понятно. В больших пророчествах мало от бога и очень много от человека.«Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте все, пьющие вино!..Рыдай, как молодая жена,

Из книги Христос и церковь в Новом Завете автора Сорокин Александр

32. Пророк Не менее убедительно Христос в Своей проповеди выглядел как пророк, и такое Его восприятие оттесняло на задний план даже то, что к Нему часто обращались как к Равви (см. выше). Пророческие пафос и манера служения Иисуса не вызывали удивления, так как в этом не было

Из книги Церковь Духа Святого автора Афанасьев Протопресвитер Николай

IV. ПРОРОК. 1. Облик пророка, как носителя новозаветного служения, выступает достаточно ясно из посланий ап. Павла . Пророки - те лица, которые призваны Богом и поставлены Им на особое служение в Церкви через сообщение пророческой харизмы. Их служение заключалось в том,

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Пророк 14 Народы, которые ты выселишь, слушают тех, кто занимается волшебством и ворожбой. Но тебе Вечный, твой Бог, не позволяет этого. 15 Из твоей среды, из твоего же народа Вечный, твой Бог, поставит тебе Пророка, подобного мне. Ты должен слушать Его. 16 Ведь именно этого ты

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Иоиль Введение Датировка книги Иоиля весьма сложна. Вот три наиболее правдоподобных мнения: 1) Иоиль служил во время царствования царя Иоаша, правившего в 835–796 гг. до н. э.; 2) накануне плена - между 597 и 587 гг. до н. э.; 3) после возвращения из плена и восстановления храма в

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Пророк 14 Народы, которые ты выселишь, слушают тех, кто занимается волшебством и ворожбой. Но тебе Господь, твой Бог, не позволяет этого. 15 Из твоей среды, из твоих же братьев Господь, твой Бог, поставит тебе Пророка подобного мне. Ты должен слушать Его. 16 Ведь именно этого ты

Из книги Библейские мотивы в русской поэзии [антология] автора Анненский Иннокентий

Иоиль Иоиль («Яхве - Бог») - первый из одиннадцати малых пророков Иудеи. Собрание его высказываний не имеет никакой даты, но начинается просто следующим образом: Иоил., 1: 1. Слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Вафуила. Поскольку в книге нет никакого упоминания об

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

Пророк Не говори: «Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!..» Не хуже нас он видит невозможность Служить добру, не жертвуя собой. Но любит он возвышенней и шире, В его душе нет помыслов мирских. «Жить для себя возможно только в мире, Но умереть возможно для

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора

Пророк ИОИЛЬ 19 октября / 1 ноября Пророк Иоиль – один из двенадцати малых пророков – сын Вафуила. По древнему преданию, записанному у святого Ефрема Сирина, также Епифания и Дорофея, пророк Иоиль происходил из Заиорданской области и жил в городе Вефороне или

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 2-е. Св. пророк Иеремия (Почему каждый пророк терпит поношение от современников?) I. Ныне Св. Церковь совершает память св. пророка Иеремии. Бог призвал его к пророческому служению под конец царствования Иосии (в VII веке до Рождества Христова). «И было ко мне, –

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Поучение 1-е. Св. пророк Иоиль (О том, как Святой Дух живит душу человека) I. Прославляемый ныне св. Церковью, св. пророк Иоиль жил за 800 лет до Рождества Христова. О жизни его известно весьма мало. Из его пророчеств особенно замечательны о запустении Иерусалима и об излиянии

Из книги автора

17. Иоиль, Аввакум, Наум, Иона: пророки разрушения Иоиль, очевидец нашествия Пророки долго и упорно предупреждали израильтян: если не измените свой образ жизни, вас ждут самые настоящие бедствия. Но тогда, как, впрочем, и сегодня, людям совсем не хотелось думать о

Из книги автора

Иоиль, очевидец нашествия Пророки долго и упорно предупреждали израильтян: если не измените свой образ жизни, вас ждут самые настоящие бедствия. Но тогда, как, впрочем, и сегодня, людям совсем не хотелось думать о неприятном, а еще меньше хотелось отказываться от

Пророк Иоиль и его книга

Личность пророка Иоиля .

Среди исследователей пророка Иоиля принято переводить его имя «Иоиль» с еврейского как «Иегова есть Бог». Хотя были и другие предположения. Например, блж. Иероним Стридонский переводил имя пророка как «начинающий».

О личности пророка Иоиля и обстоятельствах его жизни можно строить бесчисленные предположения, потому что точные исторические данные отсутствуют. Возможно, он родился и погребен в Вефероне, как записано у свв. Ефрема Сирина, Епифания и Дорофея со ссылкой на древнее предание. Из самой книги пророка мы знаем, что он был «Сын Петуэла (или Вафуила) (1:1). Но неизвестно, кем был Петуэл. Исследователь Раши утверждает, что это пророк Самуил (у которого, действительно, был сын по имени Иоиль). Гольдгаузен называет отцом пророка Иоиля Петахию, современника Давида, начальника 19-й священнической чреды (1 Пар.24:16). Впрочем, ни одно из предположений не имеет достаточных оснований.

Сам пророк, возможно, происходил из священнического рода. Западные библеисты Креднер, Крамер и Евальд считают, что Иоиль – это отец псалмопевца Емана, левит из рода Каафа (1 Пар.6:33). Но и эти мнения не имеют твердой фактической почвы.

Несомненно, только то (пишет В.П. Рыбинский. Пророк Иоиль), что святой Иоиль проходил свое служение в Иудее, потому что говорит лишь о ней, употребляем слово «Израиль» (2:24; 3:12,16) только для обозначения всего еврейского народа (а не десятиколенного царства).

Время жизни и служения .

Вопрос о времени жизни и пророческой деятельности святого Иоиля является одним из самых спорных, решается он неодинаково как в западной литературе, так и в нашей. Можно перечислить основные гипотезы:

Пророк Иоиль был современником Ровоама (считают Карл, Пирсон);

Пророк Иоиль жил в первые годы царствования Иоаса, царя иудейского, т.е. около 868-838 (Креднер, Эвальд, Гитциг, Орелли, Добронравов);

Пророческая деятельность Иоиля относится ко временам Иеровоама II, когда проходил свое служение Амос (Шмолпер, Кнабенбауэр, Покровский);

Возможно, святой Иоиль жил в послепленный период (Гоонакер), может быть в IV веке (Шольц), может быть в середине V века (Гильгенфельд, Меркс); а может быть в начале VI века (Новак, Велльгаузен, Марти).

Новейшие исследователи обычно считают, что Иоиль был послепленным пророком, приводя следующие доводы:

1) Послепленные черты политического, общественного и религиозного состояния народа, ничего не сказано о царях, князьях, а речь только о священниках, старейшинах (2:16-17). Храм назван единственным святилищем, нет речи об идолопоклонстве. Предмет пророчеств – только Иудея (2:27; 3:1), которая у пророка в некоторых местах названа «Израиль» (3:2). Кроме того, упоминается о рассеянии Израиля – Иуды между народами, о разделении Израильской земли.

2) Сходные места с другими пророками:
Иоиль 3:16 – Амос 1:2; Иоиль 3:18 – Амос 9:13; Иоиль 1-2:11 – Амос 7:1-6; Иоиль 2:2 – Софония 1:14-15; Иоиль 2:14 – Иона 3:9; Иоиль 2:11, 3:4 – Малахия 3:23; Иоиль 3:18 – Иезекииль 47.

А раз пророк Иоиль заимствовал, по мнению некоторых ученых, что-то у этих пророков, значит он жил после них.

3) Воззрения Иоиля имеют послепленный характер: большое значение придает жертвам, сожалеет об их прекращении. В то время как допленные пророки придавали жертвам меньшее значение.

4) О «дне Господнем» пророк Иоиль говорит как о суде народов, что могло иметь место только в эпоху ассиро-вавилонских завоеваний, но не в древнейшее время.
Но и древнее воззрение на книгу Иоиля, как допленную, имеет твердые основания (по мнению преемников А. Лопухина. Толковая Библия):

Место ее в ряду пророческих книг (Осия, Иоиль, Амос);

До разрушения Самарии тоже можно назвать иудеев Израилем, потому что фактически только они тогда были народом Божиим, а десятиколенное царство предпочло идолопоклонство, служение тельцам;

Положение, когда храм был единственным законным местом богослужения, понятно и в допленную эпоху;

Умолчание об идолопоклонстве можно объяснить тем, что пророк Иоиль в принципе не говорит о грехах народа.

Некоторые толкователи добавляют, что упоминающееся нападение филистимлян (3:4) соответствует событиям, описанным во 2 Пар.21:10, случившимся при царе Иораме, а значит после 879 года до Р.Х.

Отсутствие упоминания об ассирийцах и сирийцах относит, по мнению очередной группы ученых, время произнесения пророчеств Иоиля до 746 года (год вступления ассирийцев) и до разграбления сирийцами Иерусалима (2 Пар.24:23) – 928 год.

Иерей Геннадий Егоров, как бы подытоживая все эти многочисленные гипотезы, пишет (Священное Писание Ветхого Завета), что «в книге пророка Иоиля нет указаний на время написания. Скорее всего, он был одним из первых пророков-писателей, потому что его книга помещена в каноне в начале книг малых пророков. Видимо, он жил во времена царя Иоаса. Принципиально разных датировок с разбросом в 350 лет много, следовательно, нет однозначного ответа. Ввиду такого положения, мы не посвящаем много времени на выяснение времени написания книги, если в ней нет точных указаний, а придерживаемся Предания Церкви».

Повод к произнесению пророческих речей, их число и содержание.

При пророке Иоиле в Иудее случились страшная засуха и нашествие саранчи, что и послужило поводом пророку Иоилю к произнесению двух его речей (1:4-17, 18-20; 2:1).

1) Первая речь содержит:

Описание печального положения страны и призывает к плачу и молитве. Кроме того, пророк предупреждает, что нынешнее бедствие – это предвестник будущего страшного дня Господня: «О, какой день! Ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он» (1:15);

Описание опустошения от саранчи, призыв к обращению к Иегове (1:1-16): «Оставшееся от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки» (1:4). «Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего и взывайте к Господу» (1:14);

Описание засухи: «…иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни» (1:20);

Саранча и засуха – образы, предвещающие день Господень: «…наступает день Господень… перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя… никому не будет спасения от него. Вид его как вид коней, и скачут они как всадники…» (2:1-11);

Увещание молиться о помощи: «… обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании, раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь ко Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд …» (2:12-17). (Архиеп. Н. Добронравов. Книга пророка Иоиля. Магистерская диссертация.

Особо стоит остановиться на образе саранчи, который применялся и применяется в книгах и речах довольно часто в силу своей наглядности.

Очевидцы нашествий саранчи вспоминают: « Саранча не щадит ничего, пожирает не только все посеянное на полях, всю траву и зелень, но обгрызает сухие растения, вырывает из земли корни травы и пожирает их… Все меры против нее безуспешны. Легче бороться против самых диких бедуинов, чем против этого малого, но всепожирающего насекомого… Саранча налетает обычно неожиданно и с неимоверной быстротою пожирает все. Прекрасные цветущие местности вдруг принимают жалкий вид. Погибает саранча в бесплодных пустынях и перелетая через моря». (Н.Добронравов)

Пророк Иоиль в Библейском словаре Э. Нюстрема (1868) назван лучшим в описании саранчи (2:3). Четыре раза перечисленные у него в 1:4 виды этого насекомого, возможно, породы саранчи.

Из записок Др. Шоу, путешественника: «…Объедая все, она неотступно двигалась вперед, перелезая через все, что служило ей преградой: стены, деревья, залезая в дома и спальни. Чтобы воспрепятствовать ее движению, копали ямы, канавы, наполняя их водой, накладывали в них вереск, сучья и другой горючий материал, который зажигали при приближении саранчи. Но напрасно, канавы скоро переполнялись, и огонь тушился мириадами саранчи, вплотную шествовавшей одна за другой. Через один – два дня появлялись новые полчища, пожирающие то, что оставили предыдущие (кору, обглоданные ветки). Пророк справедливо сравнивает саранчу с войском и землю до ее появления с прекрасным садом, а после ухода – с пустыней.

Библейская энциклопедия архим. Никифора: « Саранча была восьмой казнью, посланной на Египет (Исх.10:4-15, Пс.77:46). В Откровении (9:7) саранча уподобляется коням, уготовленным на войну. В Священном Писании саранча часто используется кК орудие Божиего гнева (Втор.28:38-42, 3 Цар.8:37, 2 Пар. 6:8). Даже язычники смотрели на саранчу, как на страшное проявление гнева богов. Плиний свидетельствует, что в саранче обнаруживается сильное проявление гнева богов. «Своею бесчисленностью, — пишет он, — она затемняет солнце…сила ее неутомима …»

Их полчища двигаются не сплошной массой, а отдельными большими кулигами и маневрирует очень согласно. Армия пешей саранчи передвигается со средней скоростью 15-20 км в день. Потом они созревают, обретая крылья, и взлетают на высоту 200-300 м, а могут подниматься и до 1500 м.

Ежедневно каждое насекомое съедает столько, сколько само весит – 2 г. Таким образом, один миллион особей поедает пищи столько, сколько стадо из 10 слонов, в день уничтожая около 200 кг зелени. Кочующая саранча может прыгать на длину более 200 длиннее своего тела. За жизнь каждая самка откладывает около 200 яиц, а личинки уже через две недели после вылупления способны зачать новое потомство.

Смысл первой речи : отцы Церкви отдавали предпочтение аллегорическому толкованию, согласно которому саранча и засуха – это образы неприятельских грядущих нападений на Иудею.

Прп. Ефрем Сирин (+387) был приверженцем аллегорического толкования книги пророка Иоиля. Например, в образе четырех видов саранчи он видел четырех врагов Иудеи: Тиглатпаласара, Салманасара, Сеннахерима и Навуходоносора.

Блаженный Иероним тоже аллегорически толковал эту книгу, но под видом саранчи, по его мнению, пророк имел в виду четыре враждебных Иудее народа: ассиро-вавилонян, мидо-персев, македонян и преемников Александра, особенно Антиоха Епифана, и римлян. Но, в то же время, блж. Иероним первым из отцов Церкви предложил, наряду с аллегорическим, и буквальное толкование первой речи святого Иоиля.

Блаженный Феодорит тоже толковал первую речь буквально-аллегорически.

Святитель Кирилл Александрийский (+444) допускал буквальное понимание слов Иоиля о саранче.
В Новое время мало кто из исследователей придерживался аллегорического толкования.

В Новейшее время, начиная с Креднера, буквальное понимание возобладало. Его давали из отечественных библеистов Хергоезерский, Орда, Смирнов, Некрасов, арх. Ириней Псковский и др.

Скорее всего, правильно будет согласиться с блж. Феодоритом в том, что в первой речи пророка Иоиля можно найти и буквальный, и аллегорический смыслы.

2) Между двумя речами в книге пророка Иоиля присутствует как бы историческое замечание о том, что Иегова избавил свой народ от бед (2:18-19а). Это может означать, как предполагает архиеп. Н. Добронравов, что евреи вняли первой пророческой речи и обратились к Иегове. И поэтому Господь их пощадил.

3) Вторая речь пророка Иоиля относится, очевидно, ко времени после бедствия, которое он возвестил в первой речи. Содержание:

Возвещение о прекращении бед и о плодородии земли (2:19в – 27);

-излияние Святого Духа на всякую плоть: «И будет в после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения…» (2:28-32);

Духовные обетования;

Суд над народами (3:1-15), обещание вернуть евреев после плена в отечество, а в долине Иосафатовой произвести суд над язычниками за притеснение народа Божия: «Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу суд над ними за народ Мой… Израиля, который они рассеялм между народами, и землю Мою разделили…» (3:2 и далее);

Суд над всеми язычниками (3:9-12);

Блаженное состояние Израиля (глава 3) – страшный день Господень не будет таким для Израиля, а для Израиля это будет день спасения, блаженства: «…Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых… Иуда будет жить вечно, и Иерусалим – в роды родов…» (3:16-21).

Пророчество об излиянии Святого Духа на всех людей (2:28) занимает, по мнению большинства исследователей, важнейшее место в книге. А исполнение его, скорее всего, правильно будет отнести к Новозаветным временам (В.П. Рыбинский. Пророк Иоиль). Главное основание для такого предположения – это слова святого апостола Петра: «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть…» (Деян.2:15-21). Те есть, апостол Петр прямо говорит, что слова пророка Иоиля 2:28-32) – это пророчество о сошествии Святого Духа на апостолов. Кроме того, апостол видит в этом событии и исполнение изречения пророка о страшном дне Господне (В.П. Рыбинский).

Сошествие Святого Духа на апостолов суть окончательное устроение мессианского царства для спасения людей, когда поданы все благодатные силы. Теперь остается ждать только Божиего суда за их правильное или неправильное использование. Во всей полноте слова прока Иоиля о страшном дне Господне могут относиться только к «последним временам».

В день Господень главным событием должно стать нравственное обновление как результат покаяния: «…обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд…кто знает, не сжалится ли Он …» (2:12-14). Тем, кто покается, Господь обещает благословение и воздаяние: «И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеницы…и до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего…» (2:25-27). (Иер. Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого и Нового Завета).

«И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь, и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде, нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» (2:30-32). В этих словах, следуя общецерковному толкованию, иерей Геннадий видит пророчество о Голгофских событиях, которые, в свою очередь есть образ последних времен (2:32): «Выстраивается следующая последовательность событий:

Голгофа (Иоиль 2:10-11);

Пятидесятница (2:25-29);

Второе Пришествие Господа Иисуса Христа (2:30-31).
А в конце – жатва (3:13). Образ жатвы часто использует Господь в своих притчах, имея в виду события во время Второго Пришествия.

Конечное благословение изображается в виде процветания (3:18, 20-21)».

Язык книги пророка Иоиля.

«Язык книги пророка Иоиля характеризуется ясностью и плавностью речи, живостью представления и обилием поэтических образов, меткостью и точностью выражений» (Архиеп. Николай Добронравов. Книга пророка Иоиля. Магистерская диссертация. 1885).

Место в ряду книг малых пророков .

Если Иоиль жил в начале царствования Иоаса, значит, он являлся первым пророком, от которого до нас дошли писания. А если это так, то его книга, по хронологическому принципу, должна стоять перед книгой пророка Осии. Возможно, книга святого Осии идет первой в силу ее объема, который превосходит все остальные книги малых пророков.

На втором месте в каноне книга пророка Иоиля помещена в Вульгате, в славянской, русской Библии, а также в еврейской Библии.

Богослужебное употребление .

Из этой книги читаются три паремии:

На вечерне Пятидесятницы (об излиянии Святого Духа); а также из 2-й и 3-й глав о суде Божием в среду Сырной Седмицы на часах и на вечерне.

Толкования на книгу пророка Иоиля .

Блж. Иероним Стридонский. Толкование на книгу пророка Иоиля;

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на пророка Иоиля;

Прп. Ефрем Сирин;

Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на пророка Иоиля;

Епископ Палладий (Пьянков). Толкование на книгу святого пророка Иоиля;

Архиепископ Николай (Добронравов). Книга пророка Иоиля;

Архиепископ Иоанн (Смирнов). Пророк Иоиль;

А.А. Некрасов. Введение в книгу пророка Иоиля;

Ф.И. Покровский. Время деятельности пророка Иоиля;

В.П. Рыбинский. Пророк Иоиль.

Книга пророка Иоиля Дэн Бернс

Историческая обстановка

Трудно определить историческую обстановку пророчества Иоиля. Мало, что известно о пророке Иоиле, кроме той скудной информации, приведенной в Иоиле 1:1. Пророк Иоиль не упоминается где-либо еще в Писании, кроме нескольких мест, где встречается его имя. Хотя Иоиль дал яркое описание нашествия саранчи, подобные события в истории случались часто и потому не предоставляют нам достаточно информации для определения даты. Поскольку Иоиль не упоминает кого-либо из старейшин, священников храма, маловероятно, что его пророчество было написано во время плена. Он ничего не говорит о царе, что могло означать, что книга была написана в период после плена. Однако, ее расположение между Осией и Амосом предполагает раннюю датировку. Возможно, что книга была написана в тот период, когда царь не играл существенной роли, к примеру, в конце 9-го века до РХ во время начала правления Иоаса, пока царь был еще мал. Иоиль ссылается на несколько враждебных народов, но что интересно, это не Ассирия или Вавилон, ключевые фигуры 8-6 веков до РХ. Поэтому трудно предоставить с какой-либо определенностью датировку или историческую обстановку книги Иоиля. Наиболее частые предположения сильно разнятся: либо в конце 9-го века, либо середина 5-го века до РХ. Важно, что исторически конкретные детали были опущены намеренно, чтобы сделать это пророчество применимым в более широкой обстановке. Отсутствие исторической обстановки в книге Иоиля, однако, не уменьшает ее достоверности или актуальности.

Литературная цель

Иоиль писал, чтобы призвать Божий народ приготовиться к Дню Господню. Каждое бедствие, с которым мы сталкиваемся, будь то природный катаклизм, военное нападение или язва – напоминание о большом кризисе, с которым столкнется человечество, когда Сам Бог явится судить землю (Лк. 13:4-5). Иоиль описал буквальное нашествие саранчи, как действие наказания руки Бога, который призвал Свой народ к покаянию. Затем он расширил это описание, чтобы предупредить о более серьезной грядущей катастрофе – Дне Господнем, который станет днем последнего суда для каждого, кто не находится под защитой Господа. Именно в этот День Суда Дух Божий будет излит, чтобы восстановить Божий народ и защитить его от наказания. Божье явление принесет как наказание, так и спасение. Поэтому к нему нужно подготовиться через молитву и покаяние. Пророк дал яркое описание пришествия Дня Господня, чтобы побудить народ правильно к нему подготовиться.

Богословские темы

День Господень

Иоиль, как и многие пророки, говорил о будущем Дне Господнем. Библия говорит об этом последнем дне, как времени, когда Он принесет на землю суд. Бог придет на землю с праведностью, справедливостью и силою. В это День Он будет судить все на земле и на небесах. Иоиль провозгласил, что День Господень всегда близок. Он неизбежен, характеризуется великой скорбью и обладает вселенским масштабом. Он настолько велик, что все другие кризисы и катаклизмы в сравнении с ним покажутся ничем.

Иоиль привел два описания наказания саранчой в 1:2-12 и 2:1-11. Первый отрывок описывает буквальное нашествие саранчи и его последствия. Саранча уничтожила урожай на полях, словно армия захватчиков. Уничтожение урожая мешало даже поклонению, поскольку люди не могли приносить соответствующие приношения Богу. Хотя это были природные катаклизмы, в конечном счете, это был признак ещё худшего наказания в будущем. Призыв к покаянию в главах 1:13-20 и 2:12-17 подчеркивает, что это природное бедствие было предупреждением Божьему народу. Они поступили вероломно со своим Богом, и это было частью их наказания.

Саранчу часто сравнивают с ассирийской или вавилонской армиями, которые посылались в наказание Израилю. Эти армии определенно опустошали землю и приносили разрушение Израилю. Однако, даже наказание теми армиями, которые послал и контролировал Бог, было всего лишь предупреждениями о будущем Дне Господнем. Иоиль использовал нашествие саранчи, в качестве примера мини-Дня Господня. Израиль, как Богом избранный народ, ожидал, что Божье присутствие принесет благословение, например в форме крылатых херувимов. Однако, они игнорировали свой собственный грех, не осознавая, что Божье присутствие в действительности принесет наказание в форме крылатой саранчи.

Иоиль использовал образ поля битвы, чтобы описать День Господень (2:30, 31). Кровь, огонь и дым – все образы города, разрушенного войной. Хотя это признаки Божьего присутствия, в этом отрывке они ясно представляют Его присутствие в наказании. Знамения на солнце и луне показывают космические аспекты Божьего наказания в этот День. Он будет судить как одушевлённые существа, так и людей. Важно отметить, что эти знамения и чудеса, Божье присутствие и Его чудные дела, не всегда являются радостными событиями. Термин «чудеса и знамения» впервые встречаются в Исходе 7:3. Чудеса и знамения не были радостными знамениями для фараона. Не были они радостными и для 450 пророков Ваала, когда Бог показал чудеса и знамения через Илию. Хотя мы склонны думать о чудесах и даже о присутствии Божьем, как о причине для радости, мы должны помнить, что приходя, Бог приносит с Собой, как наказание, так и спасение.

Покаяние в подготовке ко Дню Господню

Тем не менее, этот День Господень также будет днем спасения. Те, кто призовут имя Господа, спасутся. Божий народ, страдавший в этом мире, будет избавлен в этот День (Иоиль 2:32). Они обращаются и взывают к своему избавителю. Его наказание народов – часть спасения Его людей. Бог сохранит верный остаток Своего народа во время наказания.

Как должны люди призывать Имя Господне? Во-первых, когда мы призываем имя Господне, мы должны делать это с покаянием (Иоиль 2:12-13). Покаяние означает отвернуться от греха и повернуться к Господу. Оно означает слезы не для всеобщего обозрения, а по причине личного сожаления о грехе против Бога. Оно означает сокрушенное сердце, сокрушающееся над греховным состоянием нашей души. В конечном счете, все это движимо не столько страхом наказания Господня, сколько реакцией на Его любовь, сострадание и милость (Рим. 2:4). Настоящее покаяние – любящий ответ на благость Бога.

Дух, который Он изливает, активно участвует в нашем покаянии. Дух обличает нас в грехе (Ин. 16:7-8). Дух побуждает нас призывать имя Господне. «Потому сказываю вам… никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Новый Завет учит нас, что имя, к которому мы взываем о спасении, это Иисус, поскольку Деян. 4:12 отождествляют Его с единственным именем для спасения. Рим. 10:9-13 намекает на Иоиля 2:32, уча нас тому, что Иисус – имя, к которому мы призываем для спасения. Дух ведет нас к покаянию и вере. Иоиль 2:32 представляет нам интересный круг. Дух был излит в 2:28-29. Затем Иоиль упомянул людей, которые призвали имя Господне в первой части 2:32. В День Господень Дух был дан тем, кто призвал Господа для спасения. Однако, Иоиль во второй части (2:32) говорит нам, что призвавшие имя Господне были остатком, который был призван Самим Господом. Мы призываем имя Господне, но это Господь воздействовал на нас Своим Духом и через Его призыв побудил нас призвать имя Иисуса для избавления.

Излияние Духа

Иоиль пророчествовал об излиянии Святого Духа, которое Петр провозгласил исполнением в День Пятидесятницы в Деян. 2:14-22. В Ветхом Завете Святой Дух давался конкретным людям для конкретных целей. Бог дал Духа мастерам для строительства скинии. Дух был дан 70 старейшинам для управления Божьим народом. Судьи, к примеру, Гедеон и Самсон, получили Духа, который дал им силу избавлять Божий народ. Дух был дан пророкам для проповеди Божьего слова. Цари получали Его для водительства и правления Божьим народом. Короче говоря, только элитные вожди Божьего народа получали Святого Духа. Однако, Иоиль говорил о дне, когда весь Божий народ получит Его. Святой Дух сойдет на всех Божьих людей, и они все получат удостоверения Духа. Пророчество, сны и видения были самыми известными знамениями того, что Дух Божий сошел на человека. Подумайте о том, что это могло означать для обычного человека. Буквально это означало, что они все будут, как цари или пророки. В каком-то смысле, это ответ на молитву Моисея в Чис. 11:29: «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!».

Дух поставит весь Божий народ на один уровень. Иоиль в 2:28-29 говорит о мужчинах и женщинах, юношах и старцах, рабах и (полагаю, можно вставить) господах. Как только Дух будет излит, весь Божий народ встанет на один уровень. Раб может быть старейшиной в церкви, наряду с богачом. Дети и взрослые могут прославлять и поклоняться Богу вместе. Мужчины и женщины могут вместе свидетельствовать о Божьей силе. И хотя у всех членов семьи и общества разные функции, они все находятся на одном уровне, как учил Павел в Гал. 3:28: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе”. Дух поднимает всех до уровня царей.

Дух восстанавливает в нас тот дизайн, который Бог дал нам в Эдемском саду. Пророчество и правление были частью Божьего первоначального плана для Адама. Бог всегда хотел, чтобы мы действовали как Его управляющие на земле. Нам было поручено править от Его имени, провозглашать и вводить в действие Его уставы. Но грех извратил все это. Наш мир больше не заинтересован в Божьем правлении или Божьих словах. Мы видим в мире отсутствие интереса и склонны принимать это. Поэтому мы больше не выполняем поручения Божьи, которые Он дал нам, но вместо этого делаем то, что нам кажется хорошим. Дух был обещан, как начало Божьего восстановления и обновления всего. Излияние Духа началось в день Пятидесятницы. Таким образом, Дух обновляет нас и запечатывает, как обетование того, что Бог вскоре собирается завершить. Дух восстанавливает нашу способность исполнять наше Богом данное предназначение в жизни. Дух дает нам желание и силу исполнять Божью волю. Обновление небес и земли, обещанное в последний день уже началось в нас через действие Святого Духа.

Иоиль дает интересное обетование в 2:25-27. Бог Духом обещает дать нам больше того, что мы потеряли во время нашего наказания. Ущерб от саранчи был огромен. Урожай был потерян, что означало отсутствие пищи. Бог обещал восстановить им намного больше того, что они потеряли. В этом смысле мы похожи на Иова, который получил назад свой урожай, землю и даже новую семью. Божий народ снова испытает физическое благословение на этой земле. Дух восстановит то, что грех и наказание уничтожили. Одни потери произошли из-за того, что мы живем в падшем мире, другие - из-за нашего собственного греха. Но Божья сила восстанавливать намного больше наших потерь. Это точно происходит на небесах, но также и на земле, как учил Иисус в Лк. 18:29-30: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей, для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной».

Структура

  1. Первое нашествие саранчи 1:1-12
    1. Призыв к покаянию 1:13-20
  2. Божий суд описан, как нашествие саранчи 2:1-11
    1. Призыв к покаянию 2:12-17
  3. Обетование о восстановлении 2:18-27
  4. Эсхатологический День Господень 2:28-3:21
    1. Излияние Духа 2:28-32
    2. Наказание народов 3:1-16
    3. Благословения для Божьего народа 3:17-21

Вопросы для изучения Библии по книге пророка Иоиля

1. Иоиль говорит о Дне Господнем на протяжении всей книги, но особенно в 1:15, 2:1, 11, 31 и 3:14. Чему данные стихи и стихи вокруг них учат нас о Дне Господнем? В чем сходства или различия этого учения с популярными идеями о Дне Господнем? Почему Бог явится, и будет судить землю?

2. Как Иоиль в 2:12-14 советует нам подготовиться ко Дню Господню? Что значит фраза «раздирайте сердца ваши»? Какое основание для покаяния дает нам Иоиль в 2:13? Является ли это причиной нашего исповедания грехов перед Богом?

3. Какое обетование дает Бог в Иоиля 2:25-27? В чем вы испытали «годы, которые пожирала саранча»? В чем вы испытали Божье восстановление? Что Иисус обещал в Лк. 18:29-30?

4. Что, по словам Иоиля в 2:28-29, произойдет в День Господень? Как давался Дух Святой в Ветхом Завете? Что пророчество Иоиля будет означать для обычного человека?

5. Как Петр понимал исполнение этого пророчества в Деян. 2:14-22? Как давался Дух Святой в Новом Завете? Что это значит для обычных людей?

6. Какой дар вам дал Дух Святой? Как Бог использовал ваш дар для провозглашения истины Божьей в вашем обществе? Как дары Духа собрали вместе людей, которые иначе были бы разделены? Как вы хотите расти в применении ваших духовных даров?

7. В чем значение образа в 2:30-31? Где обычно можно было увидеть кровь, огонь и дым, и что они означали? Что значило увидеть эти символы на солнце и луне?

8. В каком смысле День Господень уже произошел? В каком смысле он все еще должен произойти в будущем? Как это влияет на образ жизни верующих в настоящем?

9. Как Иоиль советует нам подготовиться к Дню Господню в 2:32? Как Павел понимал этот стих в Рим. 10:12-15? Как мы призываем имя Господне согласно Деян. 4:12?


Пророк Иоиль (евр. Joel ­­ jehovah el означает «Иегова есть Бог »), как видно из надписания его книги, был сын Вафуила (евр. pethuel ). Никаких других сведений о лице пророка и обстоятельствах его жизни не сообщается ни в книге самого Иоиля , ни в других памятниках библейской письменности. В Библии упоминается несколько лиц с именем Иоиля (1Цар 8.2; 1Пар 5.4:12 и др.). Но ни с одним из этих лиц нельзя отождествить Иоиля, писателя пророческой книги, как нет оснований также отождествлять вместе с раввинами Вафуила (pethuela ) отца Иоиля , с Самуилом или с упоминаемым в 1Пар 24.16 начальником 19-й священнической чреды Петахией .

Некоторые исследователи на том основании, что в кн. Иоиля неоднократно упоминается о священниках (Иоил. 1:9, 13, 2:17 ), о храме (Иоиль 1.9:14, 16, 2.17 ) и о жертвах, делают заключение о принадлежности пророка к священническому сословию. Но в речах пророков, которые были стражами теократии, подобные упоминания вполне поняты и без предположения принадлежности пророка к священству. У церковных писателей (Епифания и Дорофея ) сообщается предание, что Иоиль происходил из Рувимова или Гадова колена и жил в городе Вефаране или Вефаре за Иорданом. Но и это предание не имеет ручательства за свою достоверность. Из самой кн. Иоиля скорее следует то, что пророк проходил свое служение в царстве иудейском и именно в Иерусалиме (Иоиль 1.9:13, 2.1, 15 ) так как речь его обращена к сынам Сиона, к жителям Иудеи и Иерусалима.


Время жизни и деятельности пророка Иоиля определяется исключительно на основании содержания его книги. Но это содержание не везде ясно и не заключает в себе каких-либо характерных и вполне точных исторических указаний. Отсюда вопрос о времени жизни пророка Иоиля и происхождении его книги является спорным и решается неодинаково как в западной литературе, так и в нашей. Иоиля считали современником Ровоама (Карл, Пирсон), относили его деятельность к первым годам царя иудейского Иоаса и именно, к 868-838 гг. (Креднер, Эвальд, Гитциг, Орелли, Добронравов, Юнгеров), ко времени Иеровоама II-го, когда проходил свое служение Амоc (Шмолпер, Кнабенбауер, Покровский), к периоду послепленному (Гоонакер) и именно к VI в. (Шольц), к средине V в. (Гильгенфельд, Кьюнен, Меркс), к концу V и к началу VI в. (Новак, Велльгаузен, Марти). Новейшие исследователи книги Иоиля обыкновенно относят время жизни пророка и происхождение его книги ко времени послепленному. Такое воззрение основывается на следующих данных:

1) Черты политического, общественного и религиозного состояния народа, выступающие в кн. Иоиля , соответствуют времени послепленному. Пророк не говорит ни о царе, ни о князьях, а только о священниках и о старейшинах (Иоиль 2.16-17 ). Иерусалимский храм Иоиль представляет единственным святилищем, не упоминая ни о идолопоклонстве, ни о служении на высотах. Пророк говорит только об Иуде (Иоиль 3:1 ), которому усвояет наименование Израиля (Иоиль 3:2 ), а о десятиколенном царстве не упоминает. При этом Иоиль указывает на рассеяние Израиля-Иуды между народами и даже о разделении народами Израильской земли (Иоиль 3.2 ).

2) Книга Иоиля имеет много сходных мест с другими (ср. Иоиль 3.16 и Ам 1.2 ; Иоил.3 и Ам 9.13 ; Иоил. 1:1-4 и Ам 7.1-6 ; Иоил. 2.11 и Соф 1.14-15 ; Иоил. 2.14 и Иов 3.9 ; Иоил. 2:11 ,3 и Мал 3.2-3 и др.) и особенно с кн. Иезекииля (ср. Иоиль 3.18 и Иез 47.1 ). Общий характер кн. Иоиля , при этом, по мнению Гоонакера говорит за то, что сходные места заимствованы пророком Иоилем , который, следовательно, должен был жить после Иезекииля.

3) Наконец, выраженные в книге Иоиля воззрения соответствуют более послепленному времени. Так, в духе послепленного времени пророк придает большое значение жертвам и ни о чем так не сожалеет, как о прекращении жертв. Между тем, допленные пророки придают жертвам значение второстепенное. Равным образом, говорят, воззрение на «день Господень», как на день суда над всеми народами, могло возникнуть только в эпоху ассиро-вавилонских завоеваний , но не в древнейшее время.


Нельзя не признать, что некоторые черты кн. Иоиля , действительно, хорошо соответствуют времени послепленному (см. п. 1 и 2). Но с другой стороны, и древнее воззрение на кн. Иоиля , как на допленную книгу, имеет за себя достаточно твердые основания, доказательную силу которых признают и представители новейшей отрицательной критики (Баудиссин, Готье). Главным аргументом в пользу древности книги Иоиля и допленного ее происхождения является место книги в ряду древнейших пророческих книг (Осия, Иоиль, Амос ). В самом содержании книги есть черты более понятные в допленное время, нежели в послепленное.

Так, в качестве врагов Иуды в кн. Иоиля упоминаются народы, которые имели отношение к Иуде в древнейшее время, - именно Тир , Сидон , филистимляне , Едом . По свидетельству (2Пар 21.16 ) при царе Иораме (IX в.), действительно, филистимляне и арабы напали на иудейскую область, причем захвачены были сыновья и жены царя. При Иораме же отложились от иудеев едомитяне и город Ливна (4Цар 8.20-22 ), захваченный, вероятно, филистимлянами. С другой стороны, многие указываемые комментаторами в кн. Иоиля черты послепленного времени могут быть объяснены и с точки зрения допленной истории. Так, представление народом Божиим , Израилем, только иудеев и умолчание о десятиколенном царстве допустимо и для времени до разрушения Самарии : оно может быть объясняемо уклонением десятиколенного царства в служение тельцам. Упоминание о храме, как единственном законном месте богослужения, понятно и в допленное время. Речь кн. Иоиля о рассеянии Израиля между народами, о разделении земли Израильской, о продаже пленников иудейских несомненно, более понятна в послепленное время; но и факты, отмеченные в 2Пар 21.16; 4Цар 8.20-22 , также могли подать достаточный повод к указанной речи. Умолчание пророка об идолопоклонстве, о высотах, в чем видят черту послепленного времени, не будет особенным удивительным, если принять во внимание, что в кн. Иоиля и вообще не называются отдельные грехи народа. Не упоминание кн. Иоиля о царе, без сомнения, представляется удивительным для допленного времени. Но с другой стороны, если бы признать кн. Иоиля послепленным произведением, то не менее удивительным будет и не упоминание о первосвященнике во время всеобщего бедствия.

Что касается изложенных выше доказательств послепленного происхождения кн. Иоиля , почерпаемых из воззрений пророка и из факта сходства многих мест его книги с другими пророческими писаниями, то эти доказательства не могут считаться особенно сильными. Воззрение Иоиля на значение жертв не противоречит воззрению на жертвы допленных пророков, так как и они не отрицали значения жертв, а боролись против одного внешнего, формального отношения к жертвам (ср. Ам 5.21-24; Ис 1.11 ). Идея «дня Господня» известна и допленным пророкам (Ам 5.18:20 ). А факт сходства многих мест кн. Иоиля с другими может быть объясняем как заимствование со стороны пророка Иоиля у других писателей, так и предположением, что в сходных местах кн. Иоиля служила оригиналом.

Из сказанного следует, что вопрос о времени жизни пророка Иоиля и происхождении его книги трудно решить с положительностью. Но несомненно, что древнее воззрение на кн. Иоиля , как на допленную книгу, имеет за себя достаточно твердые основания. Если считать кн. Иоиля допленным произведением, то происхождение нужно отнести к первым годам царствования Иоаса , царя иудейского, т. е. приблизительно к половине IX в. (868-838). Упоминание пророка о нападении филистимлян (Иоиль 3.4 ), можно думать, имеет в виду факт нападения филистимлян на Иудею при Иораме (2Пар 21.10 ). Следовательно, пророк написал свою книгу после этого факта, т. е. приблизительно после 879 г. С другой стороны, молчание об ассириянах и сирийцах в изображении суда над народами дает основание заключать, что пророк написал свою книгу до вступления ассириян (746) и до разграбления сириянами Иерусалима (2Пар 24.23 ), имевшего место в 928 г. Предположением происхождения кн. Иоиля в первые годы царя Иоаса , когда, за малолетством царя, руководил им благочестивый первосвященник Иоддай , хорошо объясняет и неупоминание книги о царе, и умолчание ее об идолопоклонстве, и признание особенного значения за священниками и старейшинами.

Содержание кн. Иоиля . Кн. Иоиля в нашей Библии состоит из трех глав, а в еврейской из четырех, так в Иоил.2:27-32 выделены там в особую главу. Кн. Иоиля , кроме написания содержит, по-видимому две речи, разделяемые кратким историческим замечанием в Иоил.2:18-19 . Книга представляет нечто целое и содержит пророчество о великом «дне Господнем» , т. е. дне суда Господа над народами. Первая речь пророка произнесена им по поводу тяжкого бедствия, постигшего страну, именно нашествия саранчи (Иоиль 1.2-16:2.1-17 ) и засухи (Иоиль 1.17-20 ). Пророк подробно описывает это бедствие и призывает всех к покаянию и молитве о помиловании (Иоил.2:13-17 ).

Относительно первой речи пророка Иоиля издавна обсуждается в экзегетической литературе вопрос о том, как должно понимать содержащиеся в речи описания бедствия. Некоторые древние и новые комментаторы кн. Иоиля полагают, что содержащееся в Иоиль 1:4-2 описание нашествия саранчи должно быть понимаемо в аллегорическом смысле, как описание нашествия неприятелей, и при этом должно быть относимо не к настоящему или прошедшему, а к будущему.

Так, св. Ефрем Сирин , истолковывает описания нашествия саранчи у Иоиля в отношении к ассириянам и вавилонянам. «В землю Израильскую, говорит св. Отец, вторгались разные войска из Ассирии и из Вавилона под предводительством четырех вождей. Первый вторгся Феглаффелассар, это - гусеницы, второй - Салманассар, это - прузи крылатые; третий Сеннахирим - это мшицы; четвертый Навуходоносор, это - сиплеве. Посему смысл пророчества таков: останок гусениц, т. е. оставленное Феглаффелассаром поядоша прузи, т. е. Салманассар; останок пругов поядоша мшицы, т. е. Сеннахирим, и останок мшиц поядоше сиплеве, т. е. Навуходоносор» (Творений св. Ефрема Сирина ч. 8. М. 1853, с. 131-132).

Блаж. Иероним , не отрицая и буквального смысла в описании саранчи у пророка Иоиля , вместе с тем толкует это описание аллегорически, разумея под различными видами саранчи ассириян, вавилонян, мидян, персов и римлян. В новое время аллегорического толкования первой речи Иоиля держались Генстенберг и Гингельфельд, причем последний в названии четырех видов саранчи видит указание на четыре персидские войска, опустошившие Палестину во время походов в Египет (при Камбизе в 525 г., при Ксерксе 484 и при Артаксерксе в 460 и 458 гг.).

Новейшими комментаторами западными и нашими отечественными (Добронравов, Кн. Иоиля. С. 82) первая речь пророка Иоиля обыкновенно понимается буквально, и с таким пониманием должно согласиться. Если бы пророк имел в виду в своем описании нашествие неприятелей, то он назвал бы их прямо, как это делается в Иоил.3 . Кроме того, описание опустошения страны, сделанное пророком, соответствует именно опустошению от нашествия саранчи ((Иоиль 1.7 ) - «сделались белыми ветви»; (Иоиль 1.12) - «засохла виноградная лоза и смоковница завяла»). А в Иоиль 2.7 саранча сравнивается с войском, чем дается понять, что речь идет не о войске. Неприложимо к войску и описание гибели саранчи (Иоиль 2.20 ). К сказанному должно добавить, что описание бедствия относится к совершившемуся уже факту, а не к будущему. Все глаголы, встречающиеся в описании, употреблены в форме perfect .

В Иоиль 1.16 пророк говорит: «не пред нашими ли глазами отнимается пища» , т. е., очевидно, себя и своих слушателей представляет свидетелями бедствия. Если бы пророк говорил о будущем, то обращение его к старцам «бывало ли такое во дни ваши, или во дни отцов ваших?» (Иоил.1:2 ) не имело бы смысла.

Итак, первая речь произнесена Иоилем по поводу постигшего страну нашествия саранчи. Это тяжкое бедствие, вопреки мнению защитников аллегорического понимания (Иоил.1-2 ), было достаточным поводом для выступления пророка с призывом к покаянию. Но в глазах пророка это бедствие, кроме того, имеет особенное значение: оно является образом и предвестником страшного дня Господня , дня суда. Поэтому и в описании пророка образ сливается с изображаемым, черты «дня Господня » переносятся на постигшее страну бедствие, и последнее описывает отчасти гиперболически (Иоиль 2.2-3:10 ).

Микеланджело Пророк Иоиль 1508-12 Ватикан,Сикстинская капелла.

Народ внял призыву пророка к покаянию и молитве. Тогда Господь возревновал о земле своей и пощадил народ свой (Иоиль 2.18 ). После этого пророк обратился к народу со второю утешительною речью (Иоил. 2.19 - 3:1 ). Пророк возвещает в этой речи, что Господь пошлет народу обилие хлеба, вина и елея, истребит саранчу и будет посылать дождь ранний и поздний (Иоиль 2.19 - 26 ). Но обилие земных благ есть только образ благ духовных, которые будут посланы некогда народу. Пророк возвещает, что некогда на всякую плоть изольется Св. Дух и плодом этого будет то, что все станут пророками (Иоиль 2.27-30 ). С осуществлением этого наступит и день Господень , которому будут предшествовать страшные явления на небе и на земле (Иоиль 2.30-31 ) и в который спасется только тот, кто призовет имя Господне (Иоиль 2.32 ). День Господень , будет днем суда.

Пророк в Иоил.3 изображает этот суд Господень в целом ряде величественных образов. В этот день совершится нечто подобное тому, что произошло некогда в долине благословения, где Иосафат , царь иудейский, поразил напавших на Иудею врагов (2Пар 20.1-30 ). Господь накажет финикиян и филистимлян, притеснителей народа своего (Иоиль 3.1-8 ), а затем произведет суд и над всеми другими народами. Но день суда Господня не будет страшен для Израиля: для него он явится началом блаженной жизни, когда «горы будут источать сладкий сок, а с холмов потечет молоко, источники наполнятся водою, из дому Господня выйдет поток, который будет напоять безводную долину Ситтим» (Иоиль 3.18 ).

Язык кн. Иоиля отличается чистотою, простотою и ясностью. Речь его течет с последовательностью, без отступлений и резких переходов, встречающихся у других пророков. Образы пророка отличаются красотою и живостью (Иоиль 1.6:8, 2.2, 7, 3.13 ). Вообще, по литературным качествам своим кн. Иоиля относится исследователями к числу наиболее совершенных произведений библейской письменности. Текст сохранился в чистоте и без значительных разностей, передается в подлиннике и в древних переводах.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх