Храм успения пресвятой богородицы в печатниках расписание. Инцидент в московском храме успения в печатниках

Деревянный храм был построен перед Сретенскими воротами Белого города жителями дворцовой Печатной слободы в 1631 году. Местность, именуемая «Печатниками», получила свое название от живших здесь печатников, мастеров Государева Печатного Двора. В 17 веке печатники поселились вдоль ручья, протекавшего между Сретенкой и Трубной улицей.

Источники расходятся в дате первого упоминания церкви, согласно одним деревянная церковь впервые упоминается в 1625 году, по другим в 1631 году.

В 1659 году деревянный храм был перестроен, но вновь в дереве. Эту дату и считают датой основания храма.

Каменный храм был построен в 1695 году в стиле московского барокко. Дату постройки определи согласно надписи на одном из образов храма.

Nikolai Naidenov (1834-1905) , Public Domain

В конце 1725 года прихожане церкви обращаются в Синодальный казенный приказ с просьбой о строительстве при тогда еще холодном храме теплого придела, на что 17 декабря того же года получают разрешение.

Теплый придел с правой стороны трапезной был возведен к 3 октября 1727 года, а 18 октября его освящают во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В 1763 году с другой стороны трапезной возводят другой придел, во имя свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца. Примерно в 1775 году у южного фасада трапезной была сооружена небольшая часовня.

В 1795 году храм был обновлен и расписан.

В 1812 году храм Успения Пресвятой Богородицы был разграблен французской армией, а все надворные постройки были сожжены. Сгорели дома служащих храма и все церковные лавки.

В 1813 году в храме был сделан и освящен иконостас. В 1897-1902 годах трапезная и часовня полностью перестроены по проекту архитектора М. А. Аладьина. Колокольня, нижний ярус которой встроен в трапезную, представляет собой двухъярусный четверик, несущий восьмерик звона, завершенный небольшим кирпичным шатром. Стены были украшены изображениями святых и картинами библейских рассказов.

После Октябрьской революции храм был закрыт, c него были сняты кресты, была разобрана ограда. Внутри храма была сделана полная перепланировка.

Здание храма было отдано тресту Артикпроект, с 1950 года в здании храма размещался музей «Советская Арктика», затем - музей «Морской флот СССР», в котором была выставлена экспозиция по истории корабельного дела в России от первых челнов до новейших атомоходов.


NVO , GNU 1.2

В 1991 году по ходатайству Преображенского братства отца Георгия Кочеткова храм был передан Русской православной церкви. Он был освящен заново в 1994 году.

Отец Георгий Кочетков был настоятелем храма до конфликтной ситуации 28 июня 1997 года. В 1997 году до конфликта ему сослужил отец Михаил Дубовицкий, а после запрещения отца Георгия Кочеткова в служении настоятелем храма стал протоиерей Олег Клемышев, который и сейчас служит в храме. В 2000 году другим указом патриарха Алексия II с отца Георгия Кочеткова были сняты прещения.

По преданию, в этой церкви произошло венчание дряхлого старца с юной девушкой, послужившее художнику В. В. Пукиреву темой для его знаменитой картины «Неравный брак». В церковной ризнице хранится еврейская монета сребреник, по преданию, один из тех, которые были вручены Иуде за предательство Иисуса Христа.

В храме работает церковная лавка, есть воскресная школа, в которой дети изучают литургику, историю церковного искусства, историю православной Москвы, церковнославянский язык.

Инцидент в московском храме Успения в Печатниках

Указ, изданный в связи с завершением работы комиссии по расследованию инцидента в московском храме Успения в Печатниках

Патриарх Алексий II

Священнику Георгию Серафимовичу Кочеткову, временно запрещенному в священнослужении, клирику г. Москвы

Протоиерею Олегу Федоровичу Клемышеву, благочинному храмов Сретенского округа,
и.о. настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках г. Москвы

Приходскому собранию того же храма

Священнику Михаилу Владимировичу Дубовицкому, клирику того же храма

Духовнику г. Москвы протоиерею Владимиру Жаворонкову
Настоятелю храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне г. Москвы»

Храм Успения в Печатниках.

В связи с завершением работы назначенной Нами комиссии по расследованию инцидента, происшедшего при совершении богослужения в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках 29 июня 1997 г., и установлением данной комиссией факта совершения насилия и глумления над священником Михаилом Дубовицким, а также уяснением причин тому, выражавшихся в систематическом проявлении самочиния со стороны как в богослужебной, так и в иной деятельности возглавляемого им прихода, что и послужило нарушению церковного мира, возникновению конфликтной ситуации, а также соблазну не только для людей православных, но и для ищущих дорогу к храму, - считаем целесообразным:

7. При проведении заседания Приходского собрания, которое следует провести под председательством Нашего викария, настоятелю храма надлежит озаботиться о внесении изменений в состав Приходского собрания, исключив из него лиц, отлученных от церковного общения и получивших иные прещения, а также переизбрать руководящие органы прихода, виновные в развитии возникшей в храме конфликтной ситуации, недопустимой для православного храма.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий

Редкий вопрос вызывает среди историков столь оживлённые дискуссии, как время основания Николо-Перервинского монастыря, некогда одного из крупнейших и известнейших не только в Москве, но и по всей России. Вопреки документальным свидетельствам, упорно бытует легенда, утверждающая, что его создание связано с Куликовской битвой, произошедшей, как известно, в 1380 году, и что первыми насельниками монастыря были участники этого исторического события.

Обитель на речном берегу

Но независимо от того, когда именно появился монастырь, место для него выбрали исключительно удачно. Кельи первых насельников были построены на возвышенности, вблизи берега Москвы-реки, перед которой расстилался живописный простор российских далей, и блестели вдалеке купола московских церквей. Отрадно было, удалившись от полного грехов и соблазнов житейского моря, соединиться здесь душевными посылами с Предвечным Творцом.

Любопытно и само названия монастыря. Принято считать (на основании всё тех же легенд), что произошло оно от географического очертания Москвы-реки, как бы прервавшей в этом месте направление своего течения и делающей крутой поворот вправо, в направлении села Коломенского, расположенного напротив этого места. Однако известно, что первоначальное название Николо-Перервинского монастыря было иным: Никола Старый.

Монастырь в древних грамотах

Именно так именовали монастырь во времена, предшествовавшие его первому упоминанию в дошедших до нас документах, что, кстати, является косвенным доказательством его древности. Логика простая - если монастырь уже в те годы значился как «старый», следовательно, основан он гораздо раньше.

Название же Перервинский впервые появляется в одном из указов царя Михаила Фёдоровича, датированном 1623 годом. Из этого документа явствует, что на территории обители находилась бревенчатая церковь в честь святителя Николая, и, кроме монахов-чернецов, проживали два старца и игумен. В период польского нашествия монастырь был разорён, так же как и большинство подмосковных обителей, и трудно сказать, спаслась ли упомянутая в указе церковь от пожара, или была отстроена заново по окончании Смутного времени.

Под покровительством первых царей Романовых

Царствование первого из Романовых - государя Михаила Фёдоровича - стало периодом активного роста и расширения Николо-Перервинского монастыря. Сохранились записи о щедрых вкладах, внесённых им, а также духовными и светскими лицами, жертвовавшими в монастырь как денежные суммы, так и богослужебные книги и всевозможную

Активное же строительство в обители началось с восшествия на престол его сына - следующего государя, Алексея Михайловича Тишайшаго. Благодаря его покровительству и финансовой помощи в 1649 году закладываются сразу два каменных храма - в честь Успения Божьей Матери, освящение которого состоялось уже через год, и Николая Чудотворца - более крупной постройки, завершённой и освящённой в 1654 году.

Иверская часовня

В то же царствование, но двумя десятилетиями позже появился каменный храм Сергия Радонежского, а в самой Москве высочайшим указом к монастырю причислена часовня в районе Неглинских ворот (впоследствии Воскресененских), широко известная затем как Иверская. Своё название она получила в результате того, что с 1669 года в ней хранился привезённый с Афона список к которому в праздничные дни собиралась вся Москва. Николо-Перервинский монастырь в связи с этим получил ещё большую известность, а значит, и приток паломников.

В период царствования Петра I

Конец XVII столетия в истории Николо-Перервинского монастыря неразрывно связан с именем патриарха Адриана, являвшегося горячим приверженцем русской старины и по мере сил сторонившегося нововведений, вносимых в жизнь Петром. Однако, исполненный истинно-христианского смирения, он не счёл возможным поднимать голос против а удалился в дорогую его сердцу Николо-Перервинскую обитель. Там специально для него было построено помещение, получившее название «Патриарших келий» и на несколько лет ставшее местом его уединенных молитв. В этот период служба в Николо-Перервинском монастыре проводилась с особым благолепием.

Детище Патриарха Адриана

На свои средства Патриарх Адриан построил на месте разобранных по его указу трёх прежде возведённых церквей двухэтажный каменный храм, освященный в честь святителя Николая. Это привлекло ещё большое количество паломников в Николо-Перервинский монастырь. Часы работы не ограничивались лишь расписанием служб, а длились до поздней ночи.

Характерно, что в облике храма преобладали черты, присущие древнерусскому стилю, а не получившему тогда широкое распространение и столь любимому государем. Патриарх сам же и освятил своё детище после завершения его строительства, а в 1700 году в стенах Николо-Перервинского монастыря мирно отошёл ко Господу.

Воспитатель наследника престола

Следующий яркий событиями период истории обители связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина) - одного из выдающихся иерархов синодального периода истории церкви, именовавшегося за ниспосланный ему проповеднический дар «вторым Златоустом». Известно, что, по достоинству оценив его высокие моральные качества и широкую эрудицию во многих областях знаний, императрица Екатерина II назначила его воспитателем наследника престола - будущего императора Павла I.

Создание Николо-Перервинской семинарии

Будучи человеком высокообразованным, митрополит Платон скорбел о низком уровне знаний у духовных пастырей, которые несли службу в многочисленных храмах России. В то время подготовкой священников занимались только два учебных заведения - Славяно-греко-латинская Академия и Троицкая семинария. Их выпускников явно не хватало, чтобы удовлетворить потребности огромной страны. В результате духовным окормлением паствы подчас занимались люди, не имеющие специальных знаний.

Чтобы по возможности исправить сложившееся положение, в 1775 году он даёт распоряжение учредить в Николо-Перервинском монастыре семинарию, которая в честь него с первых же дней стала именоваться Платоновской. Открыв новое учебное заведение, митрополит Платон до конца жизни не прекращает заботиться о его нуждах. Регулярно посещая монастырь, церковный иерарх детально вникает во все проблемы, связанные с ним, и не жалеет сил для их решения. Его попечение распространялось и на хозяйственные нужды, связанные с питанием и одеждой семинаристов, и на уровень преподавания.

Митрополит лично присутствовал на экзаменах и диспутах, проверял работы учеников и выставлял оценки. Его труды не пропали даром - с годами из стен семинарии вышла целая плеяда выдающихся религиозных деятелей, и в течение тридцати девяти лет она давала духовных пастырей для многочисленных приходов бескрайней России.

Памятная плита на стене храма

Многим обязана митрополиту Платону и сама обитель. Его заслуги столь велики, что их перечень был вырезан на каменной плите, вделанной в стену Никольского храма. Она сохранилась до наших дней и содержит тридцать восемь пунктов, включающих упоминания о многочисленных строительных и хозяйственных работах, проведённых в монастыре под его руководством и зачастую на его же средства. При митрополите Платоне богослужение в Николо-Перервинском монастыре проводилось не только в храмах, но и в стенах созданной им семинарии.

Труды митрополита Филарета

Третьим архипастырем, оставившим яркий след в истории обители, стал митрополит Московский Филарет (Дроздов). Взойдя на архипастырскую кафедру в 1821 году, он оставался на ней без малого полвека и всё это время неустанно следил за благополучием Николо-Перервинского монастыря, посещая его и часто проводя в нём службы.

Человек необыкновенно эрудированный и образованный, владыка Филарет внёс неизмеримый вклад в пропаганду православия, став инициатором и главным исполнителем перевода Библии со славянского языка на русский, дав тем самым возможность читать его людям, далёким от православия и не владеющим древним церковным языком.

Поэт на митрополичьей кафедре

Вошёл он в историю и своей литературной деятельностью - в частности, поэтической полемикой с А. С. Пушкиным. Хорошо известен его публичный ответ великому поэту на полные отчаяния и безнадёжности строки стихотворения «Дар напрасный, дар случайный». В нём сетующему на пустоту и бессмысленность жизни Александру Сергеевичу владыка Филарет в высокохудожественной форме возражает, что не саму жизнь, и не Того, кто её нам даровал, следует упрекать в душевной пустоте, охватившей нас, а лишь самих себя, погрязших в суете и страстях. Выход, по его словам, заключается в обращении своих помыслов к Богу.

Открытие приходского и уездного училища

В 1824 году монастырская семинария, основанная митрополитом Платоном, была упразднена, и на её месте создано Николо-Перервинское приходское, а затем и уездное училище. Несмотря на крайнюю занятость, владыка Филарет находил время регулярно бывать на проводимых в них публичных экзаменах. В те годы такая форма испытаний была принята повсеместно и способствовала объективности выставляемых оценок. Известно, что он нередко сам задавал вопросы и несказанно радовался, когда ученик обнаруживал знания, необходимые для ответа на них. Оказывал владыка и практическую помощь в дальнейшем строительстве и благоустройстве монастыря.

Крупнейший отечественный богослов XIX века, за свои труды и жизнь, ставшую образцом христианского служения Богу и людям, митрополит Дроздов был прославлен в лике святых. Любопытная деталь: его двоюродным праправнуком является профессор МГУ Николай Николаевич Дроздов, хорошо известный всем как ведущий программы «В мире животных».

Годы тотального атеизма

После октябрьского переворота Николо-Перервинский монастырь в Печатниках - так его часто именуют по нынешнему названию района, где он расположен, - разделил горькую судьбу тысяч российских святых обителей. На протяжении всех двадцатых годов шёл процесс его постепенного упразднения и передачи помещений для использования в различных хозяйственных целях. Расписание служб в Николо-Перервинском монастыре надолго исчезло с ворот обители, уступив место казённым вывескам с названиями помещавшихся в нём госучреждений.

Весьма печальная судьба постигла и Иверскую часовню. Она неоднократно была ограблена и уголовниками, и представителями новой власти. С иконы, которую почитала вся Россия, бандиты похитили корону, убрус и драгоценные камни. Золотую ризу сорвать с неё им не удалось, но с этим успешно справились явившиеся вслед за ними чекисты.

В 1924 году были репрессированы многие члены общины, и часовня в течение пяти лет находилась в распоряжении обновленцев - движение духовенства, отколовшегося от официального православия, пытавшегося изменить церковный устав и вступить в сотрудничество с большевиками. Наконец, в 1929 году решением Моссовета она была разрушена.

Свежее дыхание перестройки

В ведение Православной был передан в 1991 году, но проблема состояла в том, что вся территория монастыря с её многочисленными постройками оставалась собственностью государства, и распоряжалось ею предприятие-арендатор "Станкоконструкция". Лишь через три года было принято решение о возвращении её церкви, после чего стал активно возрождаться и весь Николо-Перервинский монастырь. Расписание богослужений - как символ возрождения святыни - вновь появилось на дверях главного храма.

Однако работа предстояла огромная. Кроме Никольского собора, приведённого к тому времени в надлежащее состояние, предстояло восстанавливать и реставрировать Иверский собор, едва расчищенный от остатков промышленного мусора. Очень многое в этом направлении было сделано не только насельниками монастыря и наёмными рабочими, но и мирянами, изъявившими желание помочь скорейшему возрождению святыни.

Николо-Перервинский монастырь: как доехать общественным транспортом?

В наши дни старинная обитель вновь широко открыла свои двери для всех желающих вознести молитвы под сводами, помнящими величайших церковных иерархов прошлых веков. Всех их с радостью принимает Николо-Перервинский монастырь, адрес которого: Москва, ул. Шоссейная, 82. Проехать к нему можно на метро до станции "Печатники", а далее на автобусах №№ 292, 703 или 161. Можно также добраться на маршрутном такси, следуя от станции метро "Текстильщики" до остановки "Николо-Перервинский монастырь". Расписание богослужений в обители следующее: по будним дням Божественная литургия в 7:30, акафист в 16:00 и вечернее богослужение в 17:00. По праздничным и выходным дням ранняя обедня в 6:30, а поздняя в 9:00. По воскресным дням предусмотрена также и особая детская литургия. Она совершается в 8:00.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх