Ужасные тайны сахалинской каторги. Прикованные к тачкам и домик с курами на Сахалине: Как жили и умирали каторжники в «тюремной столице» царской России Список ссыльных каторжан на о сахалин

Прозывают в Сибири «вольной каторгой». Но что же такое настоящая каторга? В Сибирь ссылается нынче ежегодно до девятнадцати тысяч человек. Из них две тысячи идет в каторгу и отбывает ее в Восточной Сибири: одни в Иркутской губернии, другие в Забайкальской области, а добрая половина всех отбывает каторгу на острове Сахалин. Наименьший срок каторги - 4 года, а от наибольшего освобождает только смерть.

Первые годы отбываются в каторжных тюрьмах, а потом, по усмотрению начальства, каторжным разрешается жить на воле, обзаводиться домом на острожной земле, даже жениться. Но от урочных каторжных работ в эту пору еще не увольняют, разве на время, для домашнего устройства. Бессрочных каторжников увольняют от жилья в остроге лет через десять; краткосрочных - года через два.

По отбытии же своего срока каторжник освобождается от острожных работ. Он уже не каторжник, а ссыльнопоселенец. Ему назначается место для постоянного житья, и только через десять лет после этого разрешается селиться где угодно в Сибири; он может поселиться в городе или приписаться к сельскому обществу с его согласия. Только на родину не может он уже вернуться никогда.

В чем же состоят работы каторжников? В Иркутской каторжной тюрьме их заставляют делать кирпичи и молоть для себя хлеб на ручных жерновах; часть каторжников занимается сапожным и столярным ремеслом. В Забайкальской области каторжники копают золото и серебро в государевых рудниках.

На каторге работой особенно не донимают. Тягота каторги не в самой работе, а в ее подневольности да в осторожном житье. Работы даже иногда не хватает на всех. Иногда по недостатку казенных работ иркутских каторжников, уволенных от острога, отдают на частные заводы - соляные, железоделательные, винокуренные, а иных на частные золотые прииски в Якутскую область.

Но и на острожных каторжников не всегда хватает дела. В 1881 году в иркутской тюрьме из 1400 человек едва только 500 были заняты кирпичом, молотьбой и ремеслами. Стали поэтому придумывать новые работы для каторги. Остров Сахалин богат залежами каменного угля; климат и земля казались удобными для земледелия; бежать с острова труднее. Вот и стали отправлять часть каторжников на этот остров, чтобы они занимались там добычей угля и хлебопашеством.

В 1875 году Сахалин был выменян у японцев на Курильские острова. С тех пор и начали привозить сюда каторжных. Их везут морем из города Одессы, на пароходах большими партиями, человек по 500. Морем сюда 3 месяца пути. Теперь каторжников на острове более шести тысяч.

Статья из газеты «Страна», 1883 г. По клику откроется в полном размере

В чем же состоят каторжные работы на Сахалине? На самом деле только часть каторжников занимается копанием угля и хлебопашеством. Работы остальных очень разнообразны: руками каторжных возведены почти все тамошние постройки, начиная с тюрем и кончая церквами. Они же корчуют леса и проводят дороги, копают канавы для осушки обильных там болот, грузят пароходы каменным углем.

Первоначальным местом сахалинской каторги был порт Дуэ. Здесь были непроходимые трясины и первобытные леса, загроможденные буреломом. Теперь руками каторжных воздвигся городок версты на две квадратных, проложены дороги, зеленеют луга, ржаные поля и огороды. Немало каторжного труда идет и на тюрьмы. В них каждый день работают кашевары, хлебопеки, портные, сапожники, скотники, дровотаски.

Мост через реку Тыми при поселении Рыковском. По клику откроется в полном размере

Труднее всех плотникам на строительных работах. Каждое бревно каторжный должен притащить из леса иногда за несколько верст. Некоторые каторжные отбывают каторгу сельским хозяйством. Одни посажены хозяевами, другие к ним работниками. Их житье не отличается от поселенческого житья на том же Сахалине.

Местами на Сахалине тюремное начальство разрешает каторжникам селиться наруже острога до положенного срока, иногда с первого же года; беглых от этого больше не стало. Наруже острога живут все женщины, а из мужчин - семейные и также те, кто считается хорошим мастером или писарем, или чертежником и прочие такие. Мастеровые, например сапожники, столяры, часто и отбывают свой каторжный срок у себя на квартире, другие же только ночуют на квартирах, а на раскомандировки и работы должны сходиться каждый день со своими острожными товарищами.

Жилище каторжанина. По клику откроется в полном размере

В Дуэ около пятидесяти каторжников хозяев, но у них только огороды - ни сенокосов, ни пашни нет. Вот описание каторжной квартиры в Дуэ:
«Изба чаще всего в одну комнату. В ней вы застаете семью каторжного, с нею солдатскую семью, двух-трех каторжных жильцов или гостей; тут же подростки; две-три колыбели по углам; тут же куры, собаки, а на улице у избы - мусор и лужи от помоев. Вечером с работы возвращается муж каторжный. Он хочет есть и спать, а жена начинает плакать и причитывать: «Погубил ты нас, проклятый! Пропала моя головушка, пропали дети!» - «Ну, завыла!», проворчит на печке солдат. Но вот все заснули, дети переплакали и тоже угомонились давно. А баба все не спит, думает и слушает, как ревет море. Теперь уж ее мучит тоска, жалко мужа, обидно на себя, что не удержалась и попрекнула. А на другой день опять та же история…»

На Сахалин немало идет женщин добровольно за мужьями. Одни идут из любви и жалости, другие - от стыда, от попреков. Самые тяжкие преступники на Сахалине содержатся в острожных карцерах, отдельно от прочих арестантов. По рассказу одного посетителя Дуйской тюрьмы, «на вид это самые обыкновенные люди и преступления большей части из них не умнее и не хитрее их лиц. Обыкновенно присылают за убийство в драке на 5 или на 10 лет, потом бегут; их ловят - они опять бегут - и так пока не попадут в бессрочные и неисправимые. Только один старик лет 60-65 произвел на меня впечатление настоящего злодея. По рассказам арестантов, он убил на своем веку 60 человек. У него будто бы такая манера: он высматривает арестантов-новичков, которые побогаче и сманивает их бежать; потом в тайге убивает и грабит, а чтобы скрыть следы, режет трупы на части бросает их в реку».

По материалам: «Рассказы о Восточной Сибири…», Ф. В. Девель, 1896 г.

Продолжение:

  • Сибирская каторга. Остров Сахалин. Часть 2
  • Сибирская каторга. Остров Сахалин. Часть 3, заключительная

Другие публикации раздела:


Это сейчас остров Сахалин вызывает романтические ассоциации: живописное побережье, бескрайнее море, горы... Но еще каких-то 150 лет назад все было не так, ведь сахалинская каторга была главной «тюремной столицей» царской России позапрошлого века. И попасть сюда панически боялся любой преступник. Не только каторжане, но и многие писатели и журналисты, посетившие остров в те годы с познавательной целью, признавали, что это настоящий ад.


1. Ад начинался уже в пути

Еще по дороге на каторгу заключенные попадали в такие невыносимые условия, которые не каждый мог пережить. На каторгу их отправляли либо пешком через Сибирь, либо по морю из Одессы, на судах так называемого добровольческого флота. В пути с них не снимали кандалы, гуляли по палубе они посменно, окруженные конвоем, а остальное время проводили в темных помещениях под палубой, где стояла страшная духота.


Трюм, где держали заключенных, для надежности был закрыт решеткой из металлических труб. Если кто-то из арестантов пытался бунтовать либо происходила драка, конвоиры пускали сквозь решетку горячий пар. Чтобы не свариться заживо, все старались сидеть тихо. А спали пассажиры на длинных нарах по 200 человек. Такое мучительное путешествие длилось примерно полтора месяца.


2. Каторжане становились поселенцами

Сахалин идеально подходил в качестве места для ссылки каторжных. Для этих целей его стали использовать с 1960-70-х годов позапрошлого века. Сначала сюда отправляли только политических заключенных – противников самодержавия, но в конце века он стал пристанищем и для другого рода преступников – убийц, грабителей и так далее. Как известно, здесь отбывала наказания и знаменитая Сонька Золотая Ручка.


Властям этого каторжного острова позволялось обращаться с узниками, как вздумается, поэтому здесь царил полный произвол.

Попав на остров, ссыльный проходил три стадии: каторжный, поселенец, ссыльный крестьянин и крестьянин вольного содержания. Последним, уже отбывшим свой срок в тюрьме, выделялись земельные участки. На таком клочке земли крестьянин возводил простой дом, распахивал огород, обзаводился курами. Ну а в первые годы пребывания на Сахалине осужденный ходил исключительно в кандалах.


3. Спали прямо с тачкой

Кандальные каторжане жили в гнилых бараках с земляным полом, на котором и спали. Кормили их хлебом, состоявшим из неперемолотого зерна и сена, и похлебкой из муки и полугнилого картофеля.


В трехкилограммовые кандалы каторжанин был закован постоянно, даже спал с ними, а снимали их ему только во время работы. А вот особо опасных преступников приковывали цепями к тачкам, и так они ходили постоянно – не только во время работы, но и в бараке, а спали, поставив тачку рядом.


4. Побег был таким же адом

Суровый климат, психологически невыносимые условия и тяжелый труд сводили некоторых заключенных с ума, превращая в зверей, или заставляли бежать. Побег с этого окруженного водой острова был почти невозможен и очень опасен, но некоторым все же это сделать удавалось. Бывало, что обезумевшие каторжане бежали по нескольку человек, прихватив с собой молодого ссыльного лишь для того, чтобы по дороге его… съесть.


5. Каторжные работы

Многие каторжане работали в забое, добывая уголь. Они спускались туда по 400 человек, и не все возвращались обратно. Тех, кто не выполнил норму или провинился, отправляли в холодный карцер или наказывали розгами. Иногда несчастного могли засечь до смерти. Начальство закрывало на это глаза, а в случаях с особо опасными преступниками даже негласно одобряло такие убийства.



Про угольные копи Дуэ побывавший на Сахалине писатель Чехов отзывался так: «страшное, безобразное и во всех отношениях дрянное место, в котором по своей доброй воле могут жить только святые или глубоко испорченные люди».


Когда каторжане возвращались после работы в барак, на них накидывались клопы, которых в помещениях были целые полчища.



6. Казнь превращали в зрелище

Смертные казни на Сахалине проходили вплоть до конца XIX века. Как правило, заключенного лишали жизни через повешение. Это было жуткое, душераздирающее зрелище. Смотреть на казнь пригоняли всех заключенных. Смертнику, одетому в чистое белье, очень долго читали приговор. Перед смертью человек от ужаса дрожал крупной дрожью или непроизвольно мочился. А во время самой казни всегда громко бил барабан – это делали для того, чтобы окружающие не слышали плача, криков и проклятий умирающего человека. Всю мероприятие длилось больше часа.


По воспоминаниям священника о. Александра, служившего в конце XIX века на Сахалине, несколько дней перед казнью висельники практически не могли спать – переживали. Батюшка рассказывал, как его прислали поддержать трех осужденных мужчин, и те фактически круглые сутки не отпускали его от себя, «позволяя» разве что отлучиться домой поесть. Все три дня ему удавалось поддерживать их напутствием и молитвой: он говорил им, что нужно не терять веры, ведь бывали случаи, когда приговор отменяли прямо перед его исполнением. Один из троих, старик, все дни пытался храбриться, но перед самой казнью настолько упал духом, что у него отнялись руки и ноги и к виселице его несли на руках.


В истории Сахалинской каторги были и единичные случаи, когда идущие на казнь держались мужественно. Например, каторжник Клименко, приговоренный к виселице за неоднократную попытку бежать и убийство поймавшего его конвоира, после последнего преступления сам явился к начальнику тюрьмы с повинной. Когда его вывели на эшафот, он произнес речь, полную достоинства и раскаяния: мол, сам во всем виноват и казни заслужил. Когда его вешали, даже не стучал барабан.


7. Любая болезнь была практически приговором

Заключенные на Сахалине мучились от тифа, цинги, чахотки, дизентерии, а лечение их было чисто формальным. Особенно славился своим равнодушием и даже жестокостью сахалинский врач Заржевский. Когда к нему приводили каторжан с жалобами на плохое самочувствие, он, как правило, писал в заключении: «Выдать пятьдесят розг». В конце концов, доктора убил один из заключенных. Каторжник Капитон Зверев, надорвавшийся во время тяжелых работ и получив от врача стандартный «рецепт» в виде порки, во время своего следующего визита и аналогичного заключения врача достал заранее припасенный нож и вонзил в ненавистного доктора. Как признавался потом Зверев, риска быть повешенным он не боялся, а действовал по принципу: «Я умру, но другим заключенным легче будет». Но к смертной казни его не приговорили – повезло.


Еще одно черное место в нашей стране, печально известный Сталинский ГУЛАГ, всегда вызывал много споров.

В середине XIX века царские чиновники задумали провести эксперимент по очеловечиванию рецидивистов. 50 лет на острове Сахалин находилась «обособленная зона», где преступники перевоспитывались каторжным трудом.

Сахалин был выбран не случайно, сбежать оттуда было невозможно, кругом море. Предполагалось, что после окончания срока каторги колонисты останутся на острове и станут поднимать сельское хозяйство. Нечто подобное сделали англичане на австралийском континенте. Именно с них был списан сахалинский эксперимент.
Первых этапированных ссыльных Сахалин принял в 1858 году. Всего 16 человек. В 1869-м остров официально объявили местом ссылки и каторги. До 1905 года здесь находилось около 37 тысяч каторжников. Поначалу ссыльные добирались до Сахалина пешком через Сибирь - более двух лет. С 1879 года их стали перевозить по морю из одесского порта. Весь путь, занимающий 3-4 месяца, осужденные проводили в кандалах в душных трюмах. Десятая часть каторжников умирали, не доплыв до Сахалина. Содержание на острове было невероятно суровым. Спали каторжники в бараках с земляным полом, по 30-50 человек. Днем во время работы их руки и ноги заковывали в кандалы, а иногда приковывали к тачке. Большинство осужденных работали на угольных шахтах, остальные занимались лесозаготовками и строительством. Надежды царских чиновников не оправдались. Тяжелые условия людей еще больше озлобляли. 20% отбывших срок, совершали новые преступления и приговаривались к смертной казни. Такие приговоры приводили в исполнение кто-нибудь из осужденных. Например, серийный убийца Комлев, получивший 55 лет каторги, казнил 13 человек.
Не помогла также и строгая изоляция островитян. Только за первые три года с Сахалина сбежало более тысячи человек, третья их часть очутились в Японии. Японский МИД даже послал официальную депешу российским властям с требованием усилить охрану каторжников. Женщин тоже ссылали на Сахалин, но только с 1884 года. Содержание для них было чуть более облегченное, чем для мужчин. В 90% случаев эти женщины были убийцами собственных мужей.
По одной из версий, знаменитая аферистка Сонька «Золотая ручка» провела на Сахалине остаток своих дней. Администрация лагеря зарабатывала на этой экзальтированной особе хорошие деньги. Вот что писал о ней тогдашний журналист Панкратьев: «Сонька была главной достопримечательностью каторги. Ее содержали в одиночной камере в кандалах, но периодически выводили на тюремный двор, чтобы сфотографировать. Фотографии делали постановочные. Строили декорацию наковальни, выбирали крепких мужиков - кузнецов и снимали сцену заковывания Золотой Ручки в кандалы. Эти фотокарточки пользовались большой популярностью на всех пароходах, которые приплывали на Сахалин. Они продавались сотнями. В 1894 году г. Сонька, отмотав срок, вышла на поселение. Ее отдали в сожительство к Степану Богданову, серийному убийце. Его все боялись, но Сонька смогла с ним договориться».
Получается, что тюремные власти пристраивали женщин к мужчинам каторжанам, соотношение которых было 8-10:1. Таким образом, в рамках эксперимента награждались особо образцовые арестанты, которым необходимо было адаптироваться к обычной жизни и приступить к сельскохозяйственным работам. При этом у женщин не было права выбора. Когда срок каторги заканчивался, арестант получал статус поселенца. За счет казны ему выделяли лопату, топор, мотыгу, и провизии на месяц - рыбу, солонину и сухари. Поселенец должен был отправиться в тайгу, за несколько километров, там построить дом и разработать участок под посадки.
Если поселенец не ленился, то администрация каторги ссужала ему домашнюю скотину, инвентарь и семена. Казенное пищевое довольствие он получал в течение двух лет. За год один поселенец получал 25 кг муки, 50 кг мяса, 3 кг крупы. Также выдавались сапоги и сукно. Если мужчина и женщина вступали в брак, то им выплачивалась премия в размере 30 рублей. Сахалинский статистик Карпов привел такие цифры: в 1895 году всего поселенцев насчитывалось 2473, 222 из них женщины. Только у третьей части «было образцовое хозяйство». По словам Карпова, прилежанием отличались старообрядцы, поляки и штундисты. 10% поселенцев «сбивались в шайки, бомжевали. Остальные, стремясь вернуться на материк, выполняли какую-нибудь н сложную работу за еду.
К 1904 году на острове проживали 2 тысячи коренного народа айнов и 46 тысяч заключенных, поселенцев и вольных жителей. Когда война с Японией была проиграна, Россия лишилась Южного Сахалина. Граница пересекла остров пополам по 50-й параллели. В 1906 году сахалинскую каторгу официально упразднили. Но восстановление полных прав бывших каторжан произошло только к февралю 1913 года. В 1910 году им было разрешено свободное передвижение по острову и частное предпринимательство, но только внутри острова. Тогда на русской территории Сахалина проживало около 6 тысяч человек. Японцы со своей части острова почти всех русских вывезли. Оставили только 220 человек, опять же поляков, старообрядцев и немцев-штундистов. А 400 беглых каторжников, живших грабежами и убийствами, которых царская власть искала их годами, японцы в короткий срок отловили и расстреляли. В период с 1908 по 1917 год царское правительство России намеревалось заново заселить половину Сахалина обычными гражданами. Людям предлагались огромные по тем временам льготы: 400 рублей на семью, освобождение от налогов на 5 лет, мужчинам 3-х годовая отсрочка от армии. Но даже все это привлекло на остров минимальное количество желающих. За 9 лет туда переселились всего 600 человек. Сахалин оставался в памяти людей местом гиблым, прокаженным.

В течение 50 лет на окраине Российской империи проходил эксперимент по перевоспитанию особо опасных преступников. Еще в начале 1850-х годов царские чиновники задумали создать «обособленную зону», где рецидивисты сначала подневольным, а потом и вольным трудом могли бы вернуться к «нормальной человеческой жизни». Для эксперимента был выбран остров Сахалин – идеальное место с точки зрения охраны каторжников: кругом море, а за морем – безлюдные места. Еще одним новшеством было то, что после окончания срока каторги людей оставляли на острове на «карантине», пытаясь сделать из них сельскохозяйственных колонистов. Как позднее признавался один из высокопоставленных чиновников МВД Панов, сахалинский эксперимент был списан с эксперимента австралийского – в то время англичане практически теми же способами колонизировали «зелёный континент».

Первые ссыльные появились на Сахалине в 1858 году – туда пешком по этапу было отправлено 20 человек. 4 человека умерли в пути, спустя 2 года на самом острове скончались еще 4 каторжника. Но в Петербург пошли депеши – «остров место хоть и гиблое, но к жизни приспособить его можно».

В 1869 году остров был официально объявлен местом каторги и ссылки. Всего за время существования сахалинской каторги (до 1905 года) сюда было сослано около 37 тысяч человек. То есть в среднем примерно по 1 тысяче человек в год. При этом первые 10 лет ссыльных направляли на Сахалин пешком через Сибирь – и их путь сюда иногда занимал до 14 месяцев. С 1879 года каторжников стали перевозить морем на пароходах Добровольного флота. Суда шли из Одессы вокруг Азии со стоянками в Константинополе, Порт-Саиде, Адене, Коломбо, Сингапуре, Нагасаки и Владивостоке. Путь занимал в среднем 65-75 дней. Все это время уголовники сидели в душных трюмах в кандалах. В некоторых партиях около 10% осужденных погибали в пути (как в 1893 году).

Ещё одной новацией было то, что на Сахалин высылали очень мало политических – за 36 лет всего 58 человек. В Сибири политические вели среди каторжан миссионерскую деятельность – учили осужденных читать и писать, лечили их. А на Сахалине уголовники были лишены такого внимания.

Содержание каторжников на острове было очень суровым. Первые 3-5 лет они были закованы в ручные и ножные кандалы, а иногда прикованы сверх того к тачке. 80% осужденных работали на угольных шахтах (в основном около Александровска), остальные – на лесозаготовках и строительных работах. Жили в бараках на 30-50 человек, с земляным полом. Около 20% каторжников, отбывая срок, совершали новые нарушения, за особо тяжкие (в основном убийства) их приговаривали к смертной казни. Приговор приводили в исполнение в Воеводской тюрьме, причем палач выбирался из среды самих осуждённых. Так, палач Комлев, приговорённый к 55 годам каторги за убийства и побеги из-под стражи, лично казнил 13 человек.

Не оправдались надежды царских чиновников и на строгую изоляцию каторжников. Только с 1898-го по 1901 гг. сбежало около 1100 человек, из них примерно 320 человек оказались на японских островах. Дошло до того, что японский МИД отправил официальное письмо российским коллегам с требованием усилить охрану заключенных.

Женщины стали ссылаться на Сахалин с 1884 г., они находились в тюрьме только пока длилось следствие, а затем отбывали особую каторгу – чуть более легкую по содержанию, чем у мужчин. Так, в кандалах они находились только в тюрьме, особо опасных преступниц в них могли держать до года.

За какие преступления сюда ссылались женщины – можно, к примеру, увидеть из статистики за 1894-й и 1895 гг. В первом случае из 120 женщин 75 были осуждены за убийство, во втором – из 84 убийцами были 52 женщины. В 80-90% случаев они лишали жизней мужей.

Остаток своих дней провела на сахалинской каторге и печально знаменитая аферистка Сонька «Золотая ручка» (Блювштейн). Причем местная администрация делала на ней неплохие деньги. Журналист Панкратьев писал тогда о ней:

«Каторга, от администрации до арестантов, гордилась Сонькой Золотой Ручкой. Сонька стала главной Сахалинской достопримечательностью. Даже в одиночной камере, с кандалами на ногах, Соньке не давали покоя. Она сама вспоминала следующее - только, бывает, успокоишься, снова требуют Соньку Золотую Ручку. Думаешь, что опять? Нет, фотографию снимать. Мучили меня этими фотографиями…

Соньку выводили на тюремный двор, устанавливали декорацию - наковальни, кузнецы с молотами, надзиратели, - и снимали якобы сцену заковывания Золотой Ручки в кандалы. Эти фотографии продавались сотнями на всех пароходах, приходившие на Сахалин. Особенной популярностью эти фотографии пользовалась в Европе.

В конце 1894 г. Сонька вышла на поселение и была определена в сожительство к Степану Богданову, самому свирепому из каторжан, сосланному за убийство. Его боялся весь остров, но Сонька нашла к нему подход и он исполнял при ней функции защитника и телохранителя».

Как можно видеть из этого отрывка, тюремные власти волевым решением распределяли женщин среди каторжан. «Стерпится – слюбится». Соотношение мужчин и женщин на каторге было 8-10:1, и заполучить девицу было большим счастьем. А потому администрация – в рамках эксперимента – таким образом награждала образцовых арестантов (или нужных в деле – к примеру, палачей или сексотов). При этом администрация не предоставляла женщинам права выбора себе сожителя.

Следующий этап эксперимента на Сахалине: постепенная адаптация бывшего каторжника в обычную жизнь через сельскохозяйственные работы.

После отбытия срока каторги арестант получал звание ссыльного поселенца, ему выдавали за счет казны топор, лопату, мотыгу, 2 фунта веревок и на 1 месяц провизии – 30 фунтов рыбы, 15 фунтов солонины и 1,5 фунта сухарей. С этими запасами на собственной спине поселенец отправлялся в глухую тайгу, километров за 30-40 от своего прежнего места обитания, и там он должен был построить дом и разработать участок земли.

Если в дальнейшем поселенец был замечен «в трудолюбии и добропорядочности», то он, по распоряжению администрации, получал в виде ссуды корову, лошадь, земледельческий инвентарь, семена для посева. Кроме того, ссыльнопоселенцы в течение двух лет оставались на казенном пищевом довольствии. Так, в год на одного человека полагалось около 25 кг муки, 50 кг мяса, 3 кг крупы. На 2 года также бесплатно выдавались 2 пары сапог и 20 кв. м сукна. При вступлении в брак на мужа и жену была положена премия – по 15 рублей на каждого.

По подсчетам сахалинского статистика Карпова, в 1895 году ссыльнопоселенцами числились 2251 мужчина и 222 женщины. Примерно у 30% из них «было образцовое хозяйство». «В основном прилежанием отличались старообрядцы, поляки и штундисты», - писал Карпов. Около 10% скрывались от властей – «сбивались в преступные шайки, варили самогон, бродяжничали». Остальные 60% ссыльнопоселенцев «отбывали номер», дожидаясь в «кое-каком труде – лишь бы ноги не протянуть» окончания срока ссылки и возможности убыть на материк.

К началу русско-японской войны в 1904 году на острове проживало около 46 тысяч человек заключенных, ссыльнопоселенцев, вольных жителей и коренного народа айнов (около 2 тысяч). Проигрыш в войне с Японией, как известно, привёл к отторжению от России Южного Сахалина, граница между двумя частями острова прошла по 50-й параллели. 10 апреля 1906 г. был объявлен Закон об упразднении сахалинской каторги. Хотя каторжная система была упразднена, восстановление полных прав бывших ссыльных и каторжан осуществлялось постепенно. Так, в 1910 г. им разрешили свободное предпринимательство и передвижение по острову. Но эти права утрачивали силу, если человек покидал остров. Только в феврале 1913 г. их права восстановили полностью. К этому времени на российской части Сахалина оставалось жить всего около 6 тысяч человек (в том числе заключённые в единственной оставшейся на острове тюрьме – в Александровске).

С японской части острова почти все русские были эвакуированы. Вольным людям японцы оплатили стоимость утраченного имущества. Около 400 беглых каторжников и ссыльнопоселенцев, сбившихся в шайки и живших грабежами и убийствами, японцы в течение полугода отловили и расстреляли (царская власть искала их годами). Остались жить при японцах лишь около 220 человек – теперь уже бывших граждан Российской империи. В основном это были уже упоминавшиеся поляки, старообрядцы и немцы-штундисты.

Между 1908-м и 1917-м царское правительство пыталось вторично заселить северную часть Сахалина – теперь уже вольными людьми. Переселенцам были обещаны значительные льготы: денежное пособие - 400 рублей на семью, освобождение от воинской повинности на 3 года и от налогов - на 5 лет. Но даже такие прекрасные по тем временам экономические условия не смогли привлечь на остров за 9 лет больше 600 человек. Сахалин продолжал восприниматься людьми как место гиблое, неприветливое, «почти ад».

ПЕРВЫЕ ССЫЛЬНЫЕ НА САХАЛИНЕ (1858). Каторга на Сахалине

155 лет со времени события

Небольшое лирическое отступление : в школьные годы я жила на Сахалине. Мы изучали историю Сахалинской области, но почему-то очень смутно помню материал о сахалинской каторге . Помню только что представляла её себе как нечто очень страшное и ужасное. Возможно, информации тогда мало было о ней. Но сейчас я с большим интересом прочитала всё, что нашла в Интернете о сахалинской каторге. Предлагаю и вам, дорогие читатели блога, познакомиться с этим уникальным явлением в истории Сахалина.

Дежурный домик на морской пристани в посту Александровском.

Фото И.И. Павловского

Официальной датой учреждения cахалинской каторги считается 18 апреля 1869 г. – дата утверждения Александром II «Положения Комитета об устройстве каторжных работ». Первый же каторжник оказался на Сахалине еще в 1858 г. Его имя Иван Лапшин . Он служил у одного из горных инженеров, занимавшихся изучением угольных месторождений. Первые годы каторжан доставляли в Дуэ небольшими партиями: в 1870 г. – 250 человек, в 1871 г. – 165 человек и т. д. Отработав в шахте один-два года, они возвращались на материк. С января 1880 г. по распоряжению начальника Главного тюремного управления М. Н. Галкина-Враского каторжане, отбывшие наказание в тюрьме, оставались на Сахалине и переходили в разряд ссыльнопоселенцев . 10 апреля 1906 г. каторга на Сахалине была отменена. По оценкам историков, всего за время существования каторги на острове отбыли наказание до 40 тысяч осужденных.

См.: Земля, на которой живем. – Южно-Сахалинск, 2007. – С. 37; Костанов А. И. Создание ссыльнокаторжной колонии на Сахалине // История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия. – Южно-Сахалинск, 2008. – С. 359–360: ил.

Дуэ, фото 1858 г.

В течение 50 лет на окраине Российской империи проходил эксперимент по перевоспитанию особо опасных преступников. Еще в начале 1850-х годов царские чиновники задумали создать «обособленную зону», где рецидивисты сначала подневольным, а потом и вольным трудом могли бы вернуться к «нормальной человеческой жизни». Для эксперимента был выбран остров Сахалин – идеальное место с точки зрения охраны каторжников: кругом море, а за морем – безлюдные места. Еще одним новшеством было то, что после окончания срока каторги людей оставляли на острове на «карантине», пытаясь сделать из них сельскохозяйственных колонистов . Как позднее признавался один из высокопоставленных чиновников МВД Панов, сахалинский эксперимент был списан с эксперимента австралийского – в то время англичане практически теми же способами колонизировали «зелёный континент».

Первые ссыльные появились на Сахалине в 1858 году – туда пешком по этапу было отправлено 20 человек. 4 человека умерли в пути, спустя 2 года на самом острове скончались еще 4 каторжника. Но в Петербург пошли депеши – «остров место хоть и гиблое, но к жизни приспособить его можно».

Погрузка каторжан в портах, например, в Одессе

В 1869 году остров был официально объявлен местом каторги и ссылки . Всего за время существования сахалинской каторги (до 1906 года) сюда было сослано около 37 тысяч человек. То есть в среднем примерно по 1 тысяче человек в год. При этом первые 10 лет ссыльных направляли на Сахалин пешком через Сибирь – и их путь сюда иногда занимал до 14 месяцев. С 1879 года каторжников стали перевозить морем на пароходах Добровольного флота . Суда шли из Одессы вокруг Азии со стоянками в Константинополе, Порт-Саиде, Адене, Коломбо, Сингапуре, Нагасаки и Владивостоке. Путь занимал в среднем 65-75 дней. Все это время уголовники сидели в душных трюмах в кандалах. В некоторых партиях около 10% осужденных погибали в пути (как в 1893 году).

Корсаковская тюрьма

Ещё одной новацией было то, что на Сахалин высылали очень мало политических – за 36 лет всего 58 человек. В Сибири политические вели среди каторжан миссионерскую деятельность – учили осужденных читать и писать, лечили их. А на Сахалине уголовники были лишены такого внимания.

Вход в каторжанскую шахту

Содержание каторжников на острове было очень суровым. Первые 3-5 лет они были закованы в ручные и ножные кандалы, а иногда прикованы сверх того к тачке . 80% осужденных работали на угольных шахтах (в основном около Александровска), остальные – на лесозаготовках и строительных работах. Жили в бараках на 30-50 человек, с земляным полом. Около 20% каторжников, отбывая срок, совершали новые нарушения, за особо тяжкие (в основном убийства) их приговаривали к смертной казни. Приговор приводили в исполнение в Воеводской тюрьме, причем палач выбирался из среды самих осуждённых. Так, палач Комлев, приговорённый к 55 годам каторги за убийства и побеги из-под стражи, лично казнил 13 человек .

Заковка ссыльных в кандалы

Не оправдались надежды царских чиновников и на строгую изоляцию каторжников . Только с 1898-го по 1901 гг. сбежало около 1100 человек, из них примерно 320 человек оказались на японских острова х. Дошло до того, что японский МИД отправил официальное письмо российским коллегам с требованием усилить охрану заключенных .

Женщины стали ссылаться на Сахалин с 1884 г ., они находились в тюрьме только пока длилось следствие, а затем отбывали особую каторгу – чуть более легкую по содержанию, чем у мужчин . Так, в кандалах они находились только в тюрьме, особо опасных преступниц в них могли держать до года.

Женщины-зеки, конвоируемые по улицам г. Александровска

в лагерь после работы

За какие преступления сюда ссылались женщины – можно, к примеру, увидеть из статистики за 1894-й и 1895 гг. В первом случае из 120 женщин 75 были осуждены за убийство , во втором – из 84 убийцами были 52 женщины. В 80-90% случаев они лишали жизней мужей.

Воеводинская тюрьма

Остаток своих дней провела на сахалинской каторге и печально знаменитая аферистка Сонька «Золотая ручка» (Блювштейн). Причем местная администрация делала на ней неплохие деньги. Журналист Панкратьев писал тогда о ней:

«Каторга, от администрации до арестантов, гордилась Сонькой Золотой Ручкой. Сонька стала главной Сахалинской достопримечательностью . Даже в одиночной камере, с кандалами на ногах, Соньке не давали покоя. Она сама вспоминала следующее — только, бывает, успокоишься, снова требуют Соньку Золотую Ручку. Думаешь, что опять? Нет, фотографию снимать. Мучили меня этими фотографиями…

Соньку выводили на тюремный двор, устанавливали декорацию — наковальни, кузнецы с молотами, надзиратели, — и снимали якобы сцену заковывания Золотой Ручки в кандалы. Эти фотографии продавались сотнями на всех пароходах, приходившие на Сахалин. Особенной популярностью эти фотографии пользовалась в Европе.

Сонька Золотая Ручка

В конце 1894 г. Сонька вышла на поселение и была определена в сожительство к Степану Богданову, самому свирепому из каторжан, сосланному за убийство. Его боялся весь остров, но Сонька нашла к нему подход и он исполнял при ней функции защитника и телохранителя» .

Добыча угля на шахте общества "Сахалин"

Как можно видеть из этого отрывка, тюремные власти волевым решением распределяли женщин среди каторжан. «Стерпится – слюбится». Соотношение мужчин и женщин на каторге было 8-10:1, и заполучить девицу было большим счастьем. А потому администрация – в рамках эксперимента – таким образом награждала образцовых арестантов (или нужных в деле – к примеру, палачей или сексотов). При этом администрация не предоставляла женщинам права выбора себе сожителя .

Следующий этап эксперимента на Сахалине: постепенная адаптация бывшего каторжника в обычную жизнь через сельскохозяйственные работы.

После отбытия срока каторги арестант получал звание ссыльного поселенца , ему выдавали за счет казны топор, лопату, мотыгу, 2 фунта веревок и на 1 месяц провизии – 30 фунтов рыбы, 15 фунтов солонины и 1,5 фунта сухарей. С этими запасами на собственной спине поселенец отправлялся в глухую тайгу, километров за 30-40 от своего прежнего места обитания, и там он должен был построить дом и разработать участок земли.

Слобода ссыльных в Александровске, фотография

из личной коллекции А.П. Чехова. 1890 г.

Если в дальнейшем поселенец был замечен «в трудолюбии и добропорядочности», то он, по распоряжению администрации, получал в виде ссуды корову, лошадь, земледельческий инвентарь, семена для посева . Кроме того, ссыльнопоселенцы в течение двух лет оставались на казенном пищевом довольствии. Так, в год на одного человека полагалось около 25 кг муки, 50 кг мяса, 3 кг крупы. На 2 года также бесплатно выдавались 2 пары сапог и 20 кв. м сукна. При вступлении в брак на мужа и жену была положена премия – по 15 рублей на каждого.

Ссыльнопоселенцы одного из селений о. Сахалин. Фотография П. Лаббе

По подсчетам сахалинского статистика Карпова, в 1895 году ссыльнопоселенцами числились 2251 мужчина и 222 женщины. Примерно у 30% из них «было образцовое хозяйство». «В основном прилежанием отличались старообрядцы, поляки и штундисты», — писал Карпов. Около 10% скрывались от властей – «сбивались в преступные шайки, варили самогон, бродяжничали». Остальные 60% ссыльнопоселенцев «отбывали номер», дожидаясь в «кое-каком труде – лишь бы ноги не протянуть» окончания срока ссылки и возможности убыть на материк.

Сахалинские айны

К началу русско-японской войны в 1904 году на острове проживало около 46 тысяч человек заключенных, ссыльнопоселенцев, вольных жителей и коренного народа айнов (около 2 тысяч). Проигрыш в войне с Японией, как известно, привёл к отторжению от России Южного Сахалина, граница между двумя частями острова прошла по 50-й параллели. 10 апреля 1906 г. был объявлен Закон об упразднении сахалинской каторги. Хотя каторжная система была упразднена, восстановление полных прав бывших ссыльных и каторжан осуществлялось постепенно. Так, в 1910 г. им разрешили свободное предпринимательство и передвижение по острову. Но эти права утрачивали силу, если человек покидал остров. Только в феврале 1913 г. их права восстановили полностью . К этому времени на российской части Сахалина оставалось жить всего около 6 тысяч человек (в том числе заключённые в единственной оставшейся на острове тюрьме – в Александровске).

С японской части острова почти все русские были эвакуированы. Вольным людям японцы оплатили стоимость утраченного имущества. Около 400 беглых каторжников и ссыльнопоселенцев, сбившихся в шайки и живших грабежами и убийствами, японцы в течение полугода отловили и расстреляли (царская власть искала их годами ). Остались жить при японцах лишь около 220 человек – теперь уже бывших граждан Российской империи. В основном это были уже упоминавшиеся поляки, старообрядцы и немцы-штундисты.

Поселок Владимировка, который перерос в центр Сахалинской области

(Тоёхара, Южно-Сахалинск)

Между 1908-м и 1917-м царское правительство пыталось вторично заселить северную часть Сахалина – теперь уже вольными людьми . Переселенцам были обещаны значительные льготы: денежное пособие — 400 рублей на семью, освобождение от воинской повинности на 3 года и от налогов — на 5 лет. Но даже такие прекрасные по тем временам экономические условия не смогли привлечь на остров за 9 лет больше 600 человек. Сахалин продолжал восприниматься людьми как место гиблое, неприветливое, «почти ад».

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх