3 дуализм и его виды. Дуализм - что это в психологии, философии и религии? Экономический словарь терминов

И свобода, и т.д. Д. может быть метафизическим, религиозным, эпистемологическим, антропологическим, этическим и т.п.
Термин «Д.» впервые употребил Т. Хайд (1700) применительно к религиозному противопоставлению добра и зла; в сходном смысле этот использовался П. Бейлем и Лейбницем. В филос. смысле термин начал использоваться X. Вольфом, обозначившим им признание двух субстанций: духовной и материальной.
Д. противопоставляются и плюрализм.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ДУАЛИЗМ

(от лат. dualis - двойственный) , филос. учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального. Д. противостоит монизму (материалистическому или идеалистическому) , исходящему из признания в качестве первоосновного лить одного начала. Термин «Д.» был введён нем. философом X. Вольфом и обозначал признание двух субстанций: материальной и духовной. Одним из наиболее крупных представителей дуалистич. взглядов был Декарт, разделивший на мыслящую субстанцию (дух) и протяжённую (материю) ; проблему взаимоотношения этих двух субстанций в человеке (психофизическую проблему) Декарт решал с позиций психофизического параллелизма, согласно которому психич. и фи-зиологич. процессы не зависят друг от друга. Для философии нового времени характерны формы гносеоло-гич. Д., который, в отличие от онтологического, исходит не из противопоставления субстанций, а из противоположения познающего субъекта познаваемому объекту. Так, у Локка и Юма выступает как совокупность единичных восприятий, чувств. мыслей, не имеющих объединяющей субстанциальной основы. Иную разновидность гносеологич. Д. развивал Кант, который рассматривал сознание как , упорядочивающую данные опыта по своим собственным, незави-симым от внеш. мира законам - в соответствии с априорными (см. Апостериори и ) формами чувств. созерцания и рассудка. Гносеология. Д. неизбежно связан с агностицизмом.

Понятие Д. приложимо также к концепциям и учениям, утверждающим равноправность любых противвопо-ложных начал или сфер: так, говорят о Д. добра и зла в манихействе; о Д. (характерном для кантианской ) мира природы и мира свободы. Отвергая все формы Д., диалектич. утверждает материалистич. монизм, исходящий из того, что все явления в мире представляют собой различные виды и проявления ния движущейся материи.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ДУАЛИЗМ

(от лат. dualis – двойственный)

сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, мировоззрений, волеустремлений, гносеологических принципов. Дуализм иллюстрируют следующие пары понятий: мир идей и мир действительности (Платон), Бог и дьявол ( добра и зла; см. также Манихейство), Бог и мир, дух и материя, природа и дух, душа и тело, мышление и протяженность (Декарт), неорганическая и органическая природа, субъект и объект, (т.е. чувственное ) и , вера и знание, естественная необходимость и свобода, мир земной и мир потусторонний, царство природы и царство милосердия божьего и др. Различают религиозный, гносеологический, антропологический и дуализм. Стремясь преодолеть дуализм в принципе, обращается к исходящему от духа, всеохватывающему единству противоположностей: особенно сильно это стремление проявляется в гегелевской диалектике, которая снимает в синтезе. Такую же преследуют все формы монизма (см. также Плюрализм). В теории психосоматики (см. Глубинная психология) начинается, по-видимому, преодоление прадуализма: душа – тело.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ДУАЛИЗМ

(от лат. dualis – двойственный) – воззрение, объясняющее бытие из двух протпвоположных и не сводимых друг к другу начал: духовного и материального. В большинстве случаев этих начал по сути сводится к идеализму, т.к. сама антитеза духа материи обычно развивается с т. зр. духа как духа с материей, в к-рой духовное начало должно победить. Таков Д. древнейших религиозно-космологич. учений. Но и в дуалистич. учениях позднейших формаций, даже в тех случаях, когда дух и материя противопоставляются на равных началах как равно независимые друг от друга субстанции, противопоставление этих субстанций не есть последняя инстанция объяснения, и в последнем счете Д. духа и тела возводится к высшему (духовному) существу – богу. Наконец, в послекантовском развитии Д. коренная антитеза двух начал развертывается целиком внутри самого духа.

В истории идеологии Д. возникает весьма рано – в древнейших филос.-религ. построениях Востока. Первым крупным проявлением Д. в истории является древнеперсидское религ.-моральное учение, выраженное в Зенд-Авесте и сводящее мировой к борьбе двух одинаково вечных и божеств. начал: Ахурамазды (Ормузда) и Аримана, воплощающих противоположность добра, истины, мощи, света, с одной стороны, и зла, отрицания, страдания и мрака – с .

В Древней Греции Д. впервые был выдвинут в религ.-моральном учении орфиков, смотревших на тело, как на темницу или гробницу духа, а на дух, как на божеств. и бессмертное начало, к-рое должно быть освобождено из своих смертных оков. На учении орфиков обосновал свой дуализм Платон. По Платону, тело зримо и ощутимо, душа незрима и неощутима; тело, рассматриваемое само по себе, неподвижно; душа заключает в себе начало движения, тело погибает от внешних причин, душа – нет. Отсюда Платон заключал, что душа во всем противоположна телу и есть существо неразложимое, неразрушимое, бессмертное и божественное.

Д. широко распространился в 1-х вв. н.э. в религ. сектах и общинах гностиков (см. Гностицизм) и манихейцев. Их построения отличались от антич. форм Д. более мрачным, соответствующим упадка, характером космологии и более дессимистич. оценкой чувственного мира. Для этого мира ввиду его несовершенства предполагался низший миросоздатель, или , противостоящий верховному и благому богу.

В философии эпохи развития капитализма крупнейшим представителем Д. был Декарт, к-рый утверждал субстанций двух родов: телесных и духовных. Осн. , или атрибут духовной субстанции – мышление, осн. свойство, или атрибут телесной – протяжение. Различные изменения, или "модусы" протяжения суть физич. тела, различные изменения, или "модусы" мышления – состояния сознания. По Декарту, эти атрибуты во всем противоположны; нельзя вывести ни протяжения из мышления ни, наоборот, мышления из протяжения. Т.к. в человеке имеется налицо фактич. душевных состояний с физич. процессами, то для ее объяснения Декарт вынужден был прибегнуть к гипотезе взаимодействия, органом к-рого он считал т.н. шишковидную железу большого мозга. Однако, по Декарту, и дух и материя – только конечные субстанции и в последнем счете оба восходят к бесконечной субстанции, или богу, под к-рым Декарт разумел высшее самодовлеющее существо. Этот переход от Д. к идеализму еще ярче, чем у Декарта, сказывается у его продолжателя – Мальбранша, к-рый, утверждая вместе с Декартом, что между телом и духом нет ничего общего, учит в то же , что и тело (протяжение), и душа (мышление) – только вечно существующие в боге идеи и что психич. состояния, возникающие в нас по случаю физич. процессов или движений тела, имеют единств. деятельной причиной вечное самого бога. Элемент Д. сохраняет и Локк, к-рый наряду с признанием существования внешнего мира, действующего на наши и вызывающего в нас ощущения, признает также и субстанциональность душ. Однако у Локка этот элемент перекрывается осн. для Локка материалистич. воззрением, приводящим к постановке вопроса о материи мыслить.

Новый этап в развитии Д. знаменует Канта, противопоставляющего в идеальной проекции чувств, мир данного в опыте сверхчувств, надопытному миру должного. В философии Канта это воззрение выступает одновременно как: онтологич. Д. непознаваемых "вещей в себе" и единственно доступных познанию "явлений", э т и ч. Д. укорененного в сверхчувств. мире безусловно должного и противостоящей ему чувств, склонности в мире эмпирическом; г н о с е о л о г и ч. Д. материи или содержания познания и его априорной формы, заложенной якобы в самой организации сознания в виде априорных устоев чувственного созерцания пространства и времени, априорных связей и форм рассудка, а также априорных идей разума, направляющих знание к высшему и безусловному единству.

В философии Канта теоретич. Д., будучи выражением общественно-практич. слабости нем. буржуазии, пытается сохранить еще в абстрактной идее безусловного долга о том, что, вопреки препятствиям, воздвигаемым эмпирич. действительностью, полагаемое практич. разумом должно быть осуществляемо хотя бы без надежды на полную его реализацию в чувств. мире. В дальнейшей эволюции бурж. философии Д. лишается и этой призрачной связи с великими практич. задачами социально-историч. развития и окончательно складывается в форму антинауч. мировоззрения, выдвигающего веру против знания, пассивное против материальной практики познания, слепую и неразумную волю против представлений и понятий интеллекта и т.д. В соответствии с этим прежний Д. души и тела превращается в совершенно идеалистич. воззрение: противопоставляются уже не тело и дух как самостоятельные субстанции, – онтологич. антитезы развертываются исключительно внутри сферы духовного, идеального начала, в к-ром лишь различаются отдельные его . Так, в отличие от дуализма Канта, у к-рого противоположность чувственности и рассудка не исчерпывает всего содержания действительности, поскольку источником ощущений признаются вещи, существующие сами по себе, в более поздних системах идеалистич. философии Шопенгауэра и Э. Гартмана противопоставление "воли" "представлению" обнимает без остатка все бытия (см., напр., Э. Гартман, Сущность мирового процесса или философия бессознательного, вып. 1–2, М., 1873–75). Понятый в расширенном смысле – не как Д. двух начал материи и духа, а как усмотрение двойственности, или раздвоения в единстве, – Д. может выступать и выступает в самых различных формах. Одним из ярких его обнаружений может считаться характерный для фрейбургской школы (см. Баденская школа) неокантианства Д. индивидуальных элементов (фактов) бытия и ценностей.

В тесной связи с филос. Д. возникла характерная для всей, в том числе и для совр. бурж., идеалистич. психологии психофизического параллелизма, утверждающая физических и психич. состояний человека, образующих как бы два параллельных ряда явлений. Отрывая психику от ее материальной основы, концепция психофизич. параллелизма, как и всякая идеалистич. концепция, ведет к признанию отличной от тела души и оказывается той или иной разновидностью идеализма (напр., у Фехнера, Паульсена, Вундта). Несостоятельность этой концепции в естественнонаучном плане вскрыта И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, доказавшими, что органом психич. деятельности является мозг.

В совр. идеалистич. зарубежной философии и психологии преобладают эклектич., расплывчатые формы Д. Так, в т.н. психосоматике – теоретич. концепции, довольно широко распространенной в совр. зарубежной психиатрии, душа и тело рассматриваются как два дополняющих друг друга способа проявления органич. жизни. Прагматизм противопоставляет монизму (как материалистическому, так и идеалистическому), а также старому Д. плюрализм, т.е. учение о множестве "сторон", или "слоев", бытия. На этой т. зр. стоял Джемс, ее придерживаются Б. Рассел и совр. томисты. Однако по существу Д. родствен плюрализму. Дуализму противостоит в философии монистич. (см. Монизм), принимающее в качестве исходного пункта какое-либо одно начало – либо материю, либо дух и последовательно до конца проводящее эту т. зр. во всех частях и сторонах мировоззрения. Диалектич. материализм в качестве материалистич. монизма нацело отвергает как ненаучные все формы Д.: равно онтологические, психологические и гносеологические, картезианские, кантианские и т.д. О гносеологич. корнях Д. как разновидности идеализма см. в ст. Идеализм .

В. Асмус. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis-двойственный)-философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума - материального и духовного, физического и психического, тела и души. Можно выделить дуализм 1) гносеологический, подчеркивающий противоположность двух способов рассмотрения бытия; 2) онтологический, настаивающий на гетерогенности и принципиальной несводимости двух субстанций; 3) антропологический, подчеркивающий противоположность души и тела.

Термин был введен X. Вольфом (Psychol., rat. 39). Основателем дуализма как философского учения считается Р. Декарт. Он ввел в философию идею о двух качественно различных и несводимых друг к другу субстанциях-протяженной (res extensa) и мыслящей (res cogitans). Свойства материальной субстанции-телесность и протяженность. Мыслящая субстанция-это душа, дух, сознание.

В этой идее о двух качественно различных субстанциях в новоевропейской культуре прозвучала об онтологической раздвоенности мироздания, о коренной противоположности человека и природы. Материальная , представленная как , где господствует неизменности количества движения, рассматривалась как противоположность мыслящей субстанции, которая свободна и автономна, способна творчески осуществлять интеллектуальную деятельность.

Дуализм в новоевропейской философии выражал активную роль мыслящей субстанции, ее создавать идеальные схемы и модели мироздания. Она была объективно необходимой для раскрытия возможностей рационалистического типа философствования и отвечала задачам становления науки, которая основывалась на противопоставлении субъекта и объекта. Субъект определяется способностью мыслить, выдвигать и обосновывать идеи и гипотезы. Объект имеет ему присущие свойства и качества, которые “прозрачны” для познающего субъекта.

Онтологическая раздвоенность мироздания порождает и гносеологический дуализм, противопоставление субъекта и объекта. Окказионалисты, Б. Спиноза пытались преодолеть онтологический дуализм, рассматривая дух и материю как атрибуты единой субстанции. Г. Лейбниц, перейдя от дуализма к плюрализму монад, определял как способ проявления духовного и ввел принцип “предустановленной гармонии”.

В философии 19 и 20 вв. дуализм имеет скорее гносеологический, чем онтологический, . Рассмотрение проблем соотношения эмпирии и рациональных схем, априорного и апостериорного и т. п.-все это имело в качестве своей основы гносеологический дуализм мышления и бытия. При этом если в докантовской философии господствовало представление о тождественности порядка и связи идей и вещей, то в гносеологическом учении И. Канта обращается на разрыв между мышлением и вещами. Он уже осознает, что природа вещей не дана в своей непосредственности мышлению, притязаниям которого доступна лишь их феноменальная . Познание рассматривается как мышления, сопрягаемый с опытом. Неокантианцы (Г. Риккерт и др.) вводят дуализм “ценностей” и “действительности”, А. О. Лавджой, описывая “бунт против дуализма” в истории философии, настаивает на необходимости дуализма мышления и природы вещей.

В современной философии (Р. Рорти и др.) проводится о необходимости преодоления дуализма как традиции новоевропейской мысли.

А. А. Любимов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ДУАЛИЗМ" в других словарях:

    - (ново лат. dualismus, от лат. duo два). Всякая философская система, которая принимает два начала, напр.: идею и материю, добро и зло. Политический дуализм. Государственный строй, при котором во главе союзного управления стоят 2 лица; вообще… … Словарь иностранных слов русского языка

    дуализм - а, м. dualisme m. 1. Философское учение, основанное на признании равноправными двух начал духа и материи, идеального и материального (противоп. монизм). БАС 2. Когда распадение труда на труд физический и умственный доходит до известных пределов,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Дуализм - (лат. duo – екі, dualis – екі жақты) – әлемнің тең тәуелсіз екі бастамасы бар деп қарастыратын, мойындайтын ілім, көзқарас. Ол таным процесін талдау (гносеологиялық дуализм) немесе болмысты әйтпесе оның белгілі бір аспектісін түсіндіру үшін… … Философиялық терминдердің сөздігі

    дуализм - 1. Концепция, утверждающая сосуществование двух равноправных начал. 2. В психологии подход дуалистический. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    Дуализм - Дуализм ♦ Dualisme Учение, видящее основу существования в двух не сводимых друг к другу началах, главным образом – в двух различных субстанциях, которыми являются материя и дух. Дуализм противостоит монизму. В частности, принцип дуализма… … Философский словарь Спонвиля

    - (от латинского dualis двойственный), 1) философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал духа и материи. Один из крупнейших представителей Р. Декарт. 2) Дуализм в гражданском праве в ряде стран (например, во Франции, Италии)… … Современная энциклопедия

Дуализм, имеет представление каждый Из самого названия становится понятно, что речь идет о наличии двух начал. То есть дуальность (дуализм) - это идея о существовании двух противоположных начал, которые нельзя свести одно к другому, но в то же время друг без друга они существовать не могут. Дуальности принимают форму некоторых полярных конструктов в уме человека. Ведь люди оперируют именно такими противоположными понятиями, как добро и зло, белое и черное и т.д. Принцип дуализма заключается в утверждении, что в основе всего, что есть в этом мире, лежат два противоборствующих начала. Если идти дальше, то сама жизнь есть борьба противоположностей. В покое нет жизни, развития. В борьбе рождается истина.

Метафизическое объяснение

Понятие о двух началах всего сущего древнее, как сам мир. Дуализм - это не разделение мира на два уровня, плана, это неразрывная взаимосвязь, взаимообуславливание этих противоположных начал. Как уже говорилось, без одного нет другого. Одно начало объясняется через другое. Например, без света нет тьмы, без зла нет добра и тому подобное.

Дуальность внутри нас

Согласно приверженцам дуализма, внутри самого человека также содержится дуальность. Именно она заставляет нас смотреть на мир как на противоборство несводимых начал. Как справедливо замечает человек никогда не смотрит на мир как на единое целое, он всегда разлагает действительность на бесконечное число противоположностей. Следовательно, дуализм - это наша природа. Мы как часть мира отражаем его свойства, и дуальность - тому пример.

Дуализм души и тела

Начиная с античных времен мыслителей всегда интересовало, как соотносятся тело и душа, в каких отношениях находятся эти вечные субстанции.
Существует несколько объяснений, например теория дуализма. Эта теория занимает особое положение между теорией веры, полагающей тело бренным сосудом, «тюрьмой души», и теорией отрицания, согласно которой души и вовсе нет. Приверженцы идей дуальности полагают, что тело - это совершенная субстанция, которая вполне может функционировать и без духовной составляющей. Но тело не есть человек. Суть человека, его разум и самосознание заключаются в понятии души. Последователи дуализма полагают, что душа первична, а тело является ее закономерным продолжением. Теория дуализма утверждает, что все живые существа в мире (и человек в том числе) имеют животную душу. И только человек, и то не всегда, получает духовную душу, которая и определяет его как человека. Животная душа обеспечивает жизнь тела, многие люди так и живут всю жизнь без духовной души. Таким образом, дуализм - это наиболее полное и удобное объяснение этот принцип очень распространен благодаря тому, что сознание (дух, духовная душа) и тело (материя) признаются равными по значению субстанциями, каждая выполняет свои функции, и при этом они взаимодополняют друг друга.

Заключение

Таким образом, дуализм выступает как учение, которое признает наличие двух противоположных начал в каждом моменте жизни. идеальное и материальное равноправны и безотносительны. В теологии дуализм выражается в борьбе добрых и злых богов, это противоборство вечно и неизменно.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Эфир (часть 9) Дуализм волны – частицы. Физика Дж.Дж. Томсона

    Корпускулярно - Волновой дуализм. Квантовая физика. Кьюбит - шоу

    Нил Деграсс Тайсон - Разъяснение опыта с 2 щелями (эффект наблюдателя)

    Смерти нет – аргументы квантовой физики | Биоцентризм Ланца

    Физика. Корпускулярно волновой дуализм. Катющик. Лекция по физике.

    Субтитры

Типы дуализма

Онтологический дуализм

Онтологический дуализм берёт на себя двойные (гетерогенные) обязательства о природе существования, как она относится к духу (сознанию) и материи; может быть разделен на три различных типа :

  1. Субстанциальный дуализм (англ. substance dualism ) утверждает, что сознания и материя (тело) - принципиально различные субстанции с независимым существованием.
  2. Пропетивный дуализм (англ. property dualism ) предполагает, что онтологическое различие заключается в различиях между свойствами сознания и материи (как в эмерджентизме).
  3. Предикатный дуализм (англ. predicate dualism ) заявляет о несводимости ментальных предикатов к физическим предикатам.

Гносеологический дуализм

Гносеологический (эпистемологический) дуализм известен также как наивный реализм или репрезентационизм - философская позиция в эпистемологии, согласно которой наш сознательный опыт не является самим реальным миром, а внутренним представлением, миниатюрной виртуально-реальной копией мира .

Примерами эпистемологического дуализма являются бытие и мышление, предмет и объект, «данное в чувствах» (англ. sense datum ) и вещи [что? ] .

Антропологический дуализм

Метафизический дуализм

Метафизический дуализм в философии рассматривает использование двух непреодолимых и разнородных (гетерогенных) начал, чтобы объяснить всю реальность или какой-то его широкий аспект .

Примерами метафизического дуализма являются Бог и мир, материя и дух, тело и сознание, добро и зло. Манихейство является самой известной формой метафизического дуализма.

Религиозный дуализм

Этический дуализм

Этический дуализм относится к практике абсолютного зла и исключительно к определенной группе людей, игнорирующих или отрицающих свою собственную способность к совершению зла. Другими словами, этический дуализм в основном изображает существование двух взаимно враждебных вещей, одна из которых представляет собой происхождение всего доброго, а другая - всего зла.

Дуалистические взгляды ментальной каузальности

Проблема сознания и тела является постоянной проблемой в философии сознания и в метафизике, относительно природы отношений между разумом (или сознанием) и физическим миром .

Дуализм в философии сознания

Субстанциальный или картезианский дуализм

Другой формой дуализма, не признающего существование особой духовной субстанции, является дуализм свойств (качеств). Согласно дуализму свойств, не существует духовной субстанции, но мозг , как материальное образование, обладает уникальными, особыми свойствами (качествами) - которые порождают психические феномены.

Эпифеноменализм

Эпифеноменализм отрицает каузальную роль психических сущностей в отношении физических процессов. Такие психические явления как намерения, мотивы, желания, восприятия не имеют никакого влияния на физические процессы и могут рассматриваться как побочные, сопутствующие процессы - эпифеномены - по отношению к происходящим в мозге каузальным событиям нейронных взаимодействий. Таким образом психические явления - это то, каким образом человек чувствует обуславливающие его поведение события нейронных взаимодействий, - и сами по себе причиной не являются.

Предикатный дуализм

Предикатный дуализм утверждает, что требуется более чем один предикат (когда мы описываем предмет суждения), чтобы понять мир, и что психологический опыт, через который мы проходим, не может быть заново описан в терминах (или сводится к) физическим предикатам естественных языков.

Пропетивный дуализм

Пропетивный дуализм (также известен как символический физикализм) утверждает, что сознание составляет группа независимых свойств, которые появляются из мозга, но оно не является отдельной субстанцией. Поэтому, когда материя организована соответствующим образом (то есть так, как организованы человеческие тела), появляются психические свойства.

Дуализм в религии

Термин дуализм использовался с 1700 г. для характеристики иранского учения о двух духах и понимался как признание двух противоположных начал . Впоследствии ученые пришли к выводу о том, что дуалистические мифы широко распространены и имеют множество вариантов на всех культурных уровнях и во многих религиях .

Хотя дитеизм/битеизм подразумевает моральный дуализм, они не равнозначны, так как битеизм/дитеизм подразумевает (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм не подразумевает никакого «теизма» вообще.

Дитеизм/битеизм в религии не обязательно предполагает, что она не может быть одновременно монистической . Например, зороастризм , являясь ярким представителем дуалистических религий, содержит в то же время монотеистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога . Такие религии как зурванизм , манихейство , и мандеизм все были представителями дуалистических философий, но также и монистическими религиями , так как в каждой есть верховный и трансцендентальный Первый Принцип, из которого две равные, но противоположные сущности произошли.

Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самого мира? При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм - учение о всеединстве действительности, в основе которой - одно начало, одна субстанция (Божественная - пантеизм; сознание - психологизм, феноменализм; материя - материализм; наивный монизм: первовещество - вода (Фалес)). Монизм может быть материалистическим (единая основа, первопричина - материя), или идеалистическим (единая основа - дух, идея, чувства). Материалистический монизм: философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Людвига Фейербаха, марксизм, позитивизм.

Идеалистический монизм выражен в философии Платона, Д. Юма, Г. В.Ф. Гегеля (наиболее последовательный сторонник), Вл. Соловьева, современного неотомизма, теизма.

Дуализм - мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми создает все то, что есть в действительности. Это могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и т.д. Дуализм присущ многим философам и философским школам: Р. Декарту, Б. Спинозе, С. Кьеркегору, современным экзистенциалистам. Его можно обнаружить у Платона, Г.В.Ф. Гегеля, в марксизме («Труд» и «Капитал») и у многих других философов.

Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.

Учение Р. Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях - протяженной и мыслящей. Картезианство делит мир на два рода субстанций - духовную и материальную.

Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами - мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Впечатление, воображение, желание – модусы мышления, а фигура, положение - модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Плюрализм - философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен X. Вольфом.

Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и т.п.

Философская точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница, Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время - как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний.


Материя – философская категория и общенаучное понятие. Оно – важнейшее в философии материализма, его теориях бытия и познания (в онтологии и гносеологии), в других его частях. Распространено в науках о природе, в культурологии и социологии, в науках об обществе и мышлении, исторических науках, и др. По-лат. – materia (вещество); по-англ. “matter”, т.е. материя и вещество, неразличимы вне контекста. Исторически первыми материалистами были Демокрит, Эпикур – в Древней Греции, Лукреций Кар в Риме, и др. М. - центральное понятие (категория) диалектического и исторического материализма. Для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике, прославление человеческого разума. В истории философии понятию М. противополагались сначала только душа и дух – как в гилозоизме, позже, в различных учениях идеализма, – идеальное и сознание. Главные атрибуты М. или ее частей – это бытие (существование), реальность, масса, пространство и дление существования, которые резюмируются в познании в виде понятия «времени», несотворимость М., ее вечность, конечность частей и бесконечность мира как целого, дискретность мира и его объектов, активность, инерционность и движение, эволюция, дуальность их природы, способность к самоорганизации и др. М. есть причина самой себя (causa sui). М. нередко просто отождествляют или с природой вообще или с миром в целом (в старой рус. орфографии - «мiръ» как вселенная, сообщество, а «миръ» – это покой; по-англ. world, universe и peace). Любопытно, что в наших философских словарях понятие «мiръ» вообще отсутствует. В ходе исторического познания сущности М. ее понимание в философии и науке углублялось, видоизменялось, трансформировалось и расширялось. М., как это показывает история науки, действительно неисчерпаема по своим свойствам вглубь.

М. – это неживая и живая природа, человек с его сознанием и мышлением, человеческое общество. Начиная с классической механики до современной научной картины мира, включая биологию, социологию и физиологию высшей нервной деятельности, понятие М. - один из главнейших элементов теоретических основ этих наук и всего естествознания. Исторически, М. представляли как активную силу, тождественную огню (Гералит), или как пассивную сущность, зависящую, например, от активной формы, где форма всех форм есть Бог (Аристотель), или от абсолютного духа, логоса, мирового закона, отелесивающихся в виде М. (Гегель).

диалектико-материалистическая учение о материи. С точки зрения диалектико-материалистической философии материальное единство мира проявляется: в несотворимости и неуничтожимости материи; в единстве важнейших свойств, присущих различным видам материи (движение в пространстве и во времени, объективность существования, сохранение и т.д.); во взаимной связи и взаимопревращениях различных материальных систем; в генетической связи и взаимозависимости живой и социально организованной материи на основе эволюции неживой материи; в подчинении всех форм бытия диалектическим закономерностям.Таким образом, мир един, вечен и бесконечен, в мире не существует ничего, что не было бы движущейся материей или что не было бы ею порождено. Материя проявляет себя только через качественно специфические виды, каждому из которых соответствует своя форма движения и пространственно-временная организация.

Дуализм в философии представляет собой направление, согласно которому существуют два равноценных и не сводимых друг к другу основания бытия - материальное и духовное. Материальное начало является логическим продолжением сотворенного мира, а потому отвечает за физическое существование и научное познание окружающей действительности. Духовное начало, в свою очередь, представляет собой проекцию божественной воли, а в некоторых философских концепциях - воплощение сущности Бога. Отсюда возникает и понимание души как присутствие или воплощение божественного в каждом человеке.

Два мира

Примечательно, что дуализм в философии настаивает на принципиальной несводимости материального и духовного миров. Они существуют параллельно друг другу и в своих проявлениях не зависят один от другого. Такой дуализм человека выделяет его из окружающего мира и одновременно делает наиболее приближенным к Создателю. Христианский постулат о том, что Бог создал человека по своему образу и подобию, является наиболее принципиальным для данного течения и таким образом выделяет его на фоне иных умозрительных построений.

Десакрализация

Однако в этом отношении нужно заметить, что дуализм в философии окончательно сформировался как своеобразная метода десакрализации философского знания, освобождения от излишней религиозности и влияния католической церкви уже в период раннего Нового времени. Первоначально этот термин был введен немецким мистиком и философом Христианом Вольфом, а теоретические постулаты изложили Б.Спиноза и позже Р. Декарт. Француз, будучи мыслителем с математическим складом ума, постарался разложить ранее наработанные положения дуализма и свести все накопившиеся представления в единую систему.

Геометрия бытия

По мысли Декарта, весь мир разделен на две параллельные субстанции - res extensa (буквально - существующие или ощущаемые вещи) и res cogitans (вещи разума). Они не сводимы и сосуществуют в совершенно разных системах координат. Первая отвечает за протяженность и телесность, образуя неповторимую геометрию нашего мира. Вторая, вследствие своей привязанности к божественному разуму, воплощает и руководит душой, индивидуальным сознанием. Правда, в более поздних работах Декарт, испытывая религиозное влияние, все же описал res cogitans как проекцию божественного духа, воплощенного в каждом человеке.

Три направления

Обычно дуализм в философии условно подразделяют на три направления. Антропологический дуализм подчеркивает двойственную - телесную и духовную - природы человека. Такая позиция восходит еще к сократовским этическим построениям, однако наиболее она проявилась в христианских нравоучениях. Гносеологический дуализм наиболее проявился в дискуссиях эмпириков и рационалистов, которые по-разному понимали роль ощущений в познании. Для эмпириков приоритетом считалось накопление первичного, сенсорного опыта, за что отвечали чувства, ощущения. Рационалисты, или точнее когнитивисты, настаивали на первичности рационального, теоретического осознания окружающего мира. Здесь главным инструментом выступала даже не душа, а разум как отличительная черта каждого из нас. Онтологический дуализм по своей природе восходит к концепциям Платона, утверждавшего о наличии двух субстанциональных начал мира - телесного и идейного, позже - духовного бытия. Тем не менее представители дуализма сходились в одном: если познание и возможно, то только вследствие рационального осознания бытия. Другой вопрос - это роль опыта и компетентность накопления знания. Мы можем сомневаться в их подлинности, но не в собственных логических построениях, описывающих материальную реальность.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх