Морские боеприпасы. Отечественные глубинные бомбы Немецкие глубинные бомбы

Появление подводных лодок оказало большое влияние на дальнейшее развитие всех военно-морских флотов мира. Адмиралам из разных стран пришлось учитывать новый класс техники в тактике и стратегии, а инженеры были вынуждены заняться разработкой нового специализированного , предназначенного для уничтожения вражеских подлодок. Первым типом вооружения, позволившим кораблям уничтожать подводные лодки в погруженном состоянии, стали глубинные бомбы. К концу Первой мировой войны несколько государств разработали свои варианты этого оружия и активно использовали их.

В нашей стране до определенного времени глубинные бомбы не получили должного внимания. Сперва военные не проявляли интерес к подобному вооружению, а позже появились иные причины, по которым флот в течение некоторого времени не располагал специализированными противолодочными системами. Полномасштабное производство отечественных глубинных бомб стартовало только в начале тридцатых годов. В 1933 году на вооружение ВМФ СССР были приняты сразу две глубинные бомбы: ББ-1 и БМ-1. В целом они были похожи друг на друга, однако имели ряд заметных отличий.


ББ-1

Глубинная бомба ББ-1 («Бомба большая, первая модель») имела чрезвычайно простую конструкцию, свойственную подобным системам того времени. Боеприпас представлял собой металлическую бочку высотой 712 мм и диаметром 430 мм, заполненную тротилом. Бомба весом 165 кг несла 135 кг взрывчатого вещества. В зависимости от глубины такой заряд позволял надежно поражать цели на дальностях от 5 до 20 м. В верхней крышке «бочки» имелось место для установки взрывателя. Изначально за подрыв бомбы отвечал взрыватель с часовым механизмом ВГБ. Использование часового механизма позволяло взорвать бомбу на заданной глубине (с некоторой погрешностью). Максимальная глубина применения бомбы ББ-1 с взрывателем ВГБ достигала 100 м.

Схема бомбы ББ-1 с взрывателем К-3. Бомба БМ-1 имела такую же конструкцию.

Подобно зарубежным глубинным бомбам того времени, ББ-1 должна была использоваться вместе с кормовыми и бортовыми бомбосбрасывателями кораблей и катеров. Кормовой сбрасыватель представлял собой наклонную раму с рельсами и механизмом для удержания и сброса бомб. Бортовой – систему для удержания бомбы с небольшими рельсами для спуска боеприпаса за борт. По команде оператора бомба освобождалась и скатывалась за корму корабля или катера. Глубинная бомба ББ-1, имевшая цилиндрическую форму, погружалась со скоростью не более 2,5 м/с. Таким образом, погружение бомбы на максимальную глубину продолжалось не менее 40 секунд, что усложняло атаку подлодок противника.

Гидростатический взрыватель ВГБ не вполне устроил военных. Из-за использования часового механизма это устройство было недостаточно надежным и безопасным в использовании. Кроме того, максимальная глубина подрыва в 100 метров могла быть недостаточной для атаки подводных лодок зарубежных стран (прежде всего Германии), появившихся в конце тридцатых годов.

Для исправления сложившейся ситуации в 1940 году был создан новый гидростатический взрыватель К-3. Вместо сравнительно сложного часового механизма в этом взрывателе использовались гибкая мембрана и шток, которые на определенной глубине должны были воспламенять порох в дистанционной трубке. Новый взрыватель позволил увеличить максимальную глубину подрыва бомбы до 210 м.

Бомбомет БМБ-1 с шточным вариантом бомбы ББ-1.

В 1940 году в Советском Союзе был создан первый бомбомет собственной разработки. Ленинградское СКБ-4 под руководством Б.И. Шавырина разработало шточный бомбомет БМБ-1, представлявший собой мортиру для стрельбы надкалиберным боеприпасом. В качестве «снаряда» для этой мортиры предлагалась бомба ББ-1, на боковой поверхности которой крепился специальный стержень-шток. Бомбомет БМБ-1 путем изменения метательного заряда позволял стрелять на дальность 40, 80 и 110 м.

Несмотря на появление шточных бомбометов БМБ-1, в течение Великой Отечественной войны бомбы ББ-1 в основном использовались «традиционно» – в сочетании с бомбосбрасывателями. Такая методика приводила к кратковременной потере гидроакустического контакта с подлодкой противника, однако позволяла «накрыть» бомбами сравнительно большой участок. Кроме того, рельсовые сбрасыватели были гораздо проще в эксплуатации.

В 1951 году на вооружение флота был принят бесшточный бомбомет БМБ-2. Это оружие представляло собой мортиру калибра 433 мм, способную стрелять глубинными бомбами на дальность 40,80 или 110 м (дальность изменялась установкой ствола на один из трех углов возвышения). В качестве боеприпаса для этой системы первоначально предлагалась глубинная бомба ББ-1, габариты и вес которой учитывался при разработке. Тем не менее, характеристики «Бомбы большой» в конце сороковых годов уже не полностью удовлетворяли требованиям военных, из-за чего вскоре была разработана глубинная бомба БПС, постепенно заменившая ББ-1 в качестве боеприпаса для бомбомета БМБ-2.

Одновременно с «Бомбой большой первой модели» на вооружение ВМФ СССР была принята «Бомба малая первой модели» БМ-1. Оба боеприпаса были похожи с точки зрения конструкции, но отличались габаритами, весом и, как следствие, боевыми качествами. Бомба БМ-1 имела корпус диаметром 252 мм и длиной 450 мм. При общем весе 41 кг БМ-1 несла только 25 кг тротила, из-за чего радиус поражения не превышал 4-5 метров. Скорость погружения не превышала 2,5 м/с.

Бомба БМ-1 в экспозиции Белорусского государственного музея Великой Отечественной войны. Фото toto-iono.livejournal.com/

Обе глубинные бомбы образца 1933 года сначала комплектовались взрывателем ВГБ, который в 1940 году уступил место более новому и совершенному К-3. Ввиду меньших размеров и мощности заряда глубинная бомба БМ-1 предлагалась в качестве вспомогательного противолодочного средства, а также в качестве оружия для тихоходных кораблей и катеров, которым не хватило бы скорости, чтобы уйти от ударной волны бомбы ББ-1. Кроме того, «Бомба малая» стала инструментом разминирования и применялась для подрыва акустических мин противника.

Боеприпасы для бомбомета РБУ

Еще до окончания Великой Отечественной войны бомба БМ-1 стала основой для нового противолодочного боеприпаса. В 1945 году на вооружение советского флота был принят первый отечественный реактивный бомбомет РБУ, предназначенный для использования глубинных бомб РБМ.

Бомба РБМ представляла собой БМ-1 с установленным на ней хвостовым блоком. В цилиндрической части хвостового блока предусматривались твердотопливный реактивный двигатель и кольцевой стабилизатор. Параметры «боевой части» в виде бомбы БМ-1 остались прежними. Общий вес бомбы РБМ достиг 56 кг. РБМ использовалась с гидростатическим взрывателем К-3. В отличие от предыдущих отечественных глубинных бомб, РБМ входила в воду круглым торцом вперед и падала в воду с определенным ускорением. Благодаря этому скорость погружения увеличилась до 3-3,2 м/с.

Бомбомет РБУ

В 1953 году бомбомет РБУ получил новый боеприпас с более высокими характеристиками. Бомба РГБ-12 имела общую длину 1240 мм и диаметр корпуса 252 мм. При общем весе 71,5 кг она несла 32 кг взрывчатого вещества, что позволяло гарантированного уничтожать цели в радиусе 6 метров. Бомба получила комбинированный гидростатический и контактный взрыватель К-3М, позволявший атаковать цели на глубинах до 330 м. Благодаря носовому обтекателю скорость погружения бомбы РГБ-12 достигала 6-8 м/с. Более мощный заряд твердотопливного двигателя позволял бомбе лететь на 1200-1400 м. Залп из восьми бомб РГБ-12 (два бомбомета РБУ) позволял «накрыть» эллипс размерами 70х120 м.

Бомбомет РБУ-1200 и бомба РГБ-12

Реактивная глубинная бомба РГБ-12 оказалась удачной, однако характеристики бомбомета РБУ оставляли желать лучшего. В результате в середине пятидесятых годов ВМФ СССР получил новый бомбомет РБУ-1200 «Ураган», позволявший с большей эффективностью реализовывать потенциал бомбы.

Б-30 и Б-30М

В 1949 году успешно прошли испытания нового бомбомета МБУ-200, разработанного конструкторами СКБ МВ под руководством Б.И. Шавырина. Эта система основывалась на идеях, заимствованных из британского проекта Mk 10 Hedgehog. Бомбомет МБУ-200 имел пусковую установку в виде 24 наклонных стержней-направляющих, на которые должны были надеваться бомбы Б-30.

Подготовка бомбомета БМУ-200 к стрельбе. Матросы устанавливают бомбы Б-30

Глубинная бомба Б-30 имела головную часть цилиндрической формы с обтекателями, а также хвостовую трубу, в которой помещался метательный заряд. Боеприпас весом чуть более 20 кг нес 13-килограммовый заряд взрывчатого вещества. Интересным нововведением проекта МБУ-200/Б-30 стал ударный взрыватель. Теперь бомбы должны были взрываться не на заданной глубине, а в случае столкновения с твердым предметом, прежде всего с подводной лодкой противника. По некоторым данным, чувствительность взрывателей была подобрана таким образом, чтобы подрыв одной бомбы залпа приводил к детонации остальных 23 боеприпасов.

Дальность стрельбы бомбами Б-30 достигала 200 метров. Раздельная регулировка угла возвышения направляющих позволяла «уложить» все 24 бомбы залпа в эллипс длиной 30-40 и шириной 40-50 м. При правильном определении углов наведения и момента выстрела контактные взрыватели бомб позволяли, как минимум, серьезно повредить подлодку противника.

В 1955 году завершилось создание бомбомета МБУ-600, представлявшего собой дальнейшее развитие системы МБУ-200. Для использования с ним предлагалась обновленная глубинная бомба Б-30М. Она получила корпус меньшего диаметра с обновленными обтекателями. Кожух хвостовой трубы, состоявший из нескольких цилиндрических деталей, имел близкую к конической форму. В хвостовой части бомбы имелся кольцевой стабилизатор, позволявший увеличить дальность стрельбы. Доработка корпуса позволила довести заряд бомбы Б-30М до 14,4 кг. За его подрыв по-прежнему отвечал контактный взрыватель.

Бомбомет МБУ-600 и бомба Б-30М

Глубинная бомба Б-30М получила новую более прочную хвостовую трубу. Также были усилены стержни-направляющие пусковой установки. Эти изменения были связаны с увеличением метательного заряда, позволившим повысить максимальную дальность стрельбы до 640 м. 24 бомбы залпа попадали в эллипс размерами 80х45 м.

Следует отметить, бомба Б-30М, выстреливавшаяся метательным зарядом, стала последним отечественным боеприпасом своего класса, использовавшим подобный метод запуска. Начиная с системы РБУ и глубинной бомбы РГБ-12, все отечественные противолодочные бомбометы используют исключительно реактивные боеприпасы.

На протяжении Второй мировой войны зарубежные оружейники активно работали над увеличением скорости погружения глубинных бомб, что позволяло повысить эффективность применения этого оружия. При этом первая отечественная бомба с повышенной скоростью погружения появилась только в 1950 году. Боеприпас БПС представлял собой разработку на основе зарубежных наработок, изученных в ходе эксплуатации зарубежных бомб, поставлявшихся по ленд-лизу.

Бомба БПС имела корпус обтекаемой каплевидной формы и хвостовое оперение. При этом общие габариты боеприпаса были примерно такими же, как у бомбы ББ-1. Для удобства использования на головной части и на оперении бомбы имелись кольца, при помощи которых она могла стоять на ровной поверхности или катиться по рельсам сбрасывателя. При общем весе 138 кг бомба БПС несла 96 кг взрывчатого вещества. Использование корпуса обтекаемой формы позволило довести скорость погружения до 4-4,2 м/с. Изначально бомбы БПС оснащались взрывателем К-3. После 1953 года их стали комплектовать более новым К-3М.

Вскоре после появления бомбы БПС было предложено использовать ее не только вместе с рельсовыми сбрасывателями, но и с бомбометом БМБ-2. Как и в случае с бомбой ББ-1, при применении бомбы БПС бомбомет этой модели мог атаковать цель на дистанции 40, 80 и 110 м. Следует отметить, использование бомбы с большей скоростью погружения почти не сказалось на боевых возможностях системы. В начале пятидесятых годов ни у кого не оставалось сомнений в том, что будущее за противолодочными бомбометами, способными стрелять залпом.

РГБ-25

С 1957 года на кораблях советского ВМФ начали устанавливаться новейшие бомбометы РБУ-2500 «Смерч», созданные с учетом опыта эксплуатации предыдущих систем этого класса. Для повышения характеристик системы была разработана новая реактивная глубинная бомба РГБ-25. Как и ранее, подлодки противника предлагалось атаковать с помощью неуправляемых реактивных снарядов, способных погружаться на определенную глубину.

Бомба РГБ-25 в экспозиции Центрального морского музея (г. Гданьск, Польша)

Бомба РГБ-25 по своей конструкции напоминала предыдущие реактивные боеприпасы для противолодочных бомбометов. Головная часть диаметром 212 мм вмещала в себя взрыватель и 25,8 кг взрывчатого вещества. Общая длина бомбы – 1,34 м, общий вес – 85 кг. Твердотопливный ракетный двигатель позволял бомбе РГБ-25 лететь на дальность от 550 до 2500 м. Дальность стрельбы задавалась изменением угла возвышения направляющих бомбомета. Обтекаемая форма корпуса бомбы в сочетании с вертикальной скоростью в момент попадания в воду позволила добиться сравнительно высокой скорости погружения – до 11 м/с. Мощность боевой части позволяла поражать цели в радиусе 5 м.

В момент принятия на вооружение реактивная глубинная бомба РГБ-25 оснащалась ударно-дистанционным взрывателем УДВ-25, который позволял производить подрыв боевой части на глубинах от 10 до 320 м или при касании подлодки противника. В 1960 году появился бесконтактный акустический взрыватель ВБ-1М, который устанавливался на бомбу вместе со старым УДВ-25 в его корпусе. Взрыватель ВБ-1М позволял бомбе реагировать на цель, находящуюся на расстоянии до 6 м. Кроме того, акустический взрыватель обеспечивает одновременный подрыв нескольких бомб залпа. При срабатывании ударного взрывателя одной из бомб подрываются все боеприпасы, находящиеся в радиусе 90-100 метров. Использование акустического взрывателя в сочетании с ударным и гидростатическим повышало вероятность поражения вражеской субмарины залпом из 16 глубинных бомб.

РГБ-60

Дальнейшим развитием отечественных реактивных бомбометов стала система РБУ-6000 «Смерч-2», разрабатывавшаяся с учетом максимальной автоматизации заряжания и стрельбы. Специально для нового 12-ствольного бомбомета, появившегося в начале шестидесятых годов, была разработана реактивная глубинная бомба РГБ-60.

Бомба РГБ-60 являлась очередной модернизацией предыдущих боеприпасов семейства и имела минимум внешних отличий. Боеприпас диаметром 212 мм имела длину 1830 мм и вес 119 кг. Заряд взрывчатого вещества – 23,5 кг. Бомба обтекаемой формы, разогнавшись в полете, погружалась со скоростью более 11 м/с. Эффективный радиус взрыва не превышал 5-6 м. РГБ-60 имела один из самых мощных метательных зарядов, благодаря чему могла использоваться для атаки целей на дальностях от 300 до 5800 м.

Схема бомбы РГБ-60

Глубинная бомба РГБ-60 изначально использовалась с ударно-дистанционным взрывателем УДВ-60, позволявшим производить подрыв боеприпаса на глубинах до 450 м. С целью повышения автоматизации процесса подготовки к стрельбе взрыватель получил специальный пятиконтактный разъем, при помощи которого производилась его первоначальная установка. При досылании бомбы в ствол-направляющую бомбомета головной разъем взрывателя подключался к разъему пусковой установки. Перед выстрелом происходило отключение.

С 1966 года бомбы РГБ-60 стали комплектоваться акустическим взрывателем ВБ-2. Как и в случае с взрывателем ВБ-1М, изделие ВБ-2 монтировалось в корпусе основного ударно-дистанционного взрывателя. ВБ-2 может «услышать» цель на дальности до 6 метров. Кроме того, подрыв одной из бомб залпа активирует акустические взрыватели других бомб, находящихся на расстоянии до 100 м.

РГБ-10

Параллельно с бомбометом РБУ-6000 разрабатывалась аналогичная система РБУ-1000 «Смерч-3», рассчитанная для использования других боеприпасов. В качестве средства уничтожения вражеских подлодок этого комплекса была создана реактивная глубинная бомба РГБ-10. Система РБУ-1000 имела только шесть стволов, но разницу в количестве бомб в залпе предполагалось компенсировать могуществом боеприпасов.

Бомбомет РБУ-1000 на БПК "Керчь". Фото flot.sevastopol.info

Бомба РГБ-10 была крупнее и тяжелее РГБ-60. Она имела калибр 305 мм и длину 1,7 м. Внешне бомба была такой же: цилиндрическая головная часть с обтекателем и сравнительно тонкая хвостовая труба с кольцевым стабилизатором. Общий вес бомбы составлял 196 кг при 80 кг взрывчатого вещества боевой части. Столь мощный заряд позволил довести радиус уничтожения цели до 8-10 м. Мощность метательного заряда позволила запускать бомбу РГБ-10 на дистанцию не более 1000 м. Скорость погружения составляла 11-12 м/с.

Бомбы РГБ-60 и РГБ-10 имели одинаковый взрыватель – ударно-дистанционный УДВ-60. По некоторым данным, с середины шестидесятых РГБ-10 оснащались комбинированным взрывателем на основе УДВ-60 и акустического ВБ-2. Использование таких систем позволяет бомбе РГБ-10 взрываться при контакте с целью, на небольшом расстоянии от нее или на заданной глубине.

Развитие отечественных глубинных бомб продолжалось в течение нескольких десятилетий и привело к значительному повышению их эффективности. Тем не менее, рассмотренные нами противолодочные боеприпасы основывались на сравнительно небольшом числе идей. Первые отечественные глубинные бомбы представляли собой бочку с зарядом взрывчатого вещества, предназначенную для сброса за борт или за корму корабля (катера) при помощи сбрасывателей различных типов. Затем появилась идея отправлять бомбу на некоторое расстояние от корабля при помощи бомбомета, и дальнейшее развитие подобного оружия пошло именно по этому пути. В конце сороковых идея бомбомета стала развиваться в двух направлениях: одно из них подразумевало использование активных систем, выстреливающих бомбу, другое – реактивных, использующих твердотопливные ракетные двигатели.

Уже в конце пятидесятых годов стало понятно, что наибольшие перспективы имеют реактивные системы, вследствие чего все современные бомбометы кораблей построены именно на этом принципе. Шточные и бесшточные ствольные бомбометы, равно как и сбрасываемые за борт глубинные бомбы, постепенно вышли из эксплуатации.

К настоящему времени даже реактивные бомбометы постепенно приблизились к максимально возможным характеристикам. Несмотря на появление новых систем обнаружения и уничтожения подлодок, дальность стрельбы реактивными глубинными бомбами не превышает нескольких километров. Эффективность такой стрельбы тоже оставляет желать лучшего: даже у самых новых противолодочных бомбометов вероятность поражения цели залпом бомб не превышает нескольких десятков процентов.

Поэтому совсем не удивительно, что в последние десятилетия военно-морской флот предпочитает заказывать промышленности не реактивные бомбометы, а более современные противолодочные ракетные комплексы. Вероятно, пока рано говорить, что время глубинных бомб прошло. Тем не менее, они уже не представляют собой серьезное и эффективное оружие, способное оказать большое влияние на ход войны на море.

По материалам сайтов:
http://flot.sevastopol.info/
http://wunderwafe.ru/
http://vadimvswar.narod.ru/
http://sovnavy-ww2.narod.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://zonwar.ru/
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001

Глубинная бомба - снаряд с сильным взрывчатым веществом или атомным зарядом , заключённым в металлический корпус цилиндрической, сфероцилиндрической, каплеобразной или др. формы. Взрыв глубинной бомбы разрушает корпус подводной лодки и приводит к её уничтожению или повреждению. Взрыв вызывается взрывателем, который может срабатывать: при ударе бомбы о корпус подводной лодки; на заданной глубине; при прохождении бомбы на расстоянии от подводной лодки, не превышающем радиуса действия неконтактного взрывателя. Устойчивое положение глубинной бомбе сфероцилиндрической и каплеобразной формы при движении на траектории придаётся хвостовым оперением - стабилизатором. Подразделяются на авиационные и корабельные; последние применяются пуском реактивных глубинных бомб с пусковых установок, выстреливанием из одноствольных или многоствольных бомбомётов и сбрасыванием с кормовых бомбосбрасывателей.

Первый образец глубинной бомбы был создан в 1914 году и после испытаний поступил на вооружение британского военно-морского флота . Глубинные бомбы нашли широкое применение в 1-й мировой войне и оставались важнейшим видом противолодочного вооружения во 2-й мировой войне 1939-1945 гг. Ядерные глубинные бомбы были сняты с вооружения в 90-х годах. В наши дни глубинные бомбы интенсивно заменяются более точным оружием (например, Ракета-торпеда).

В настоящее время на вооружении авиации ВМФ РФ состоит противолодочная авиационная бомба ПЛАБ-250–120. Вес бомбы - 123 кг, из которых вес ВВ составляет около 60 кг. Длина бомбы - 1500 мм, диаметр - 240 мм.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Коктейль Глубинная Бомба | Submarine | Домашний Бармен

Субтитры

Принцип действия

Основан на практической несжимаемости воды. Взрыв бомбы разрушает или повреждает корпус подводной лодки на глубине. При этом энергия взрыва, моментально возрастая до максимума в центре, переносится к цели окружающими водными массами, через них деструктивно воздействуя на атакуемый военный объект. По причине высокой плотности среды, взрывная волна на своем пути не теряет существенно исходную мощность, но с увеличением расстояния до цели энергия распределяется на большую площадь, и соответственно, радиус поражения ограничен.

Взрыватель срабатывает при ударе о корпус лодки, на определённой глубине, или при прохождении рядом с корпусом.

Обычно глубинные бомбы скатывают с кормы корабля или выстреливают ими из бомбомётной установки. Глубинные бомбы могут также сбрасываться с летательных аппаратов (самолёты , вертолёты), доставляться до места обнаружения подводной лодки с помощью ракет.

Глубинные бомбы отличаются своей низкой точностью - для уничтожения подводной лодки иногда требуется около сотни бомб.

Глубинная бомба – это разновидность оружия военно-морского флота, предназначенная для поражения подводных лодок противника, находящихся в боевом (погруженном) состоянии. Это тип боеприпаса представляет собой снаряд, состоящий из прочного металлического корпуса с мощным зарядом взрывчатого вещества внутри. Детонацию вызывает взрыватель, который может срабатывать под действием разных факторов: контактный – активируется после удара боеприпаса о корпус подлодки, неконтактный – на некотором удалении от него, а есть такие, что срабатывают на определенной глубине. На некоторые боеприпасы устанавливаются сразу несколько взрывателей. Кроме обычных, существуют также и ядерные глубинные бомбы, которые имеют значительную разрушительную силу.

В качестве носителей, с которых применяются эти боеприпасы, могут быть использованы надводные корабли, самолеты и вертолеты.

Этот тип боеприпаса появился в самом начале Первой мировой войны, его придумали англичане. Ранние глубинные бомбы имели крайне примитивную конструкцию, их просто сбрасывали по ходу движения корабля, но уже в период Второй мировой войны для бомбометания стали широко использовать различные приспособления, которые получили название бомбометов. После войны на вооружении военно-морских сил разных стран появились реактивные бомбометы, которые широко используются и в наши дни.

История создания глубинных бомб

Появление первых боевых подводных лодок наводило настоящий ужас на моряков. Как можно сражаться с врагом, которого даже невозможно увидеть? Это оружие считали подлым и негуманным, пытались даже запрещать его, но, правда, без особого успеха. Стремительное развитие подводного флота привело к тому, что уже к началу Первой мировой войны субмарины из диковинки превратились в грозное оружие, на счету которого сотни потопленных судов. Появление этого класса боевых кораблей можно назвать настоящей революцией в военно-морском деле. Флотоводцам пришлось крепко задуматься над тем, как противостоять новой угрозе, исходящей из морских глубин. Для этого нужно было придумывать новые тактические приемы и инструменты для обнаружения невидимого врага, но самое главное – требовалось создать новое оружие, способное поражать противника, укрытого многометровой толщей воды.

И после нескольких не слишком удачных попыток оно было создано. В 1914 году на вооружение британского Royal Navy был принят новый тип боеприпасов – глубинные бомбы.

Любопытно, что еще в Первую мировую войну для борьбы с подводными лодками использовали так называемые ныряющие снаряды. Ими стреляли из обычных корабельных орудий, а от стандартных боеприпасов они отличались вогнутой или плоской формой головной части и специальным взрывателем, который вызывал детонацию с определенным замедлением. Форма снаряда не позволяла ему рикошетить от поверхности воды, а замедление приводило к тому, что взрыв происходил на глубине 10-15 метров. Инструкции того времени предписывали открывать огонь ныряющими снарядами сразу после обнаружения перископа подводной лодки… В принципе, подобная тактика могла быть эффективной, но проблема была в том, что артиллерийский снаряд по сравнению с глубинной бомбой несет довольно небольшое количество взрывчатого вещества. Поэтому нанести им серьезный ущерб субмарине сложно.

Уже к концу Первой мировой войны глубинные бомбы стали основным средством противолодочной обороны. Совершенствование этого оружия продолжалось и после ее окончания.

В Советском Союзе на глубинные бомбы долгое время практически не обращали внимания. Только в начале 30-х годов в эксплуатацию были приняты две бомбы, они получили обозначения ББ-1 и БМ-1. По сути, они представляли собой обычные бочки, заполненные тротилом. Взрыватель с часовым механизмом теоретически позволял поражать подводные лодки на глубине до 100 метров, что, конечно же, было недостаточно. Эти глубинные бомбы просто сбрасывались с кормы или бортов корабля. Не слишком удачная форма этих боеприпасов определяла низкую скорость погружения, что серьезно сказывалось на эффективности бомбометания. В 1940 году был разработан первые отечественный бомбомет БМБ-1. Он «стрелял» бомбами ББ-1, к которым крепили специальный стержень. Несмотря на его появление, на протяжении всей войны бомбы чаще сбрасывали традиционным методом, с наклонных направляющих с кормы или борта корабля.

Война очень быстро показала слабую эффективность этих боеприпасов. Подлодки того времени активно использовали глубины погружения более 150 метров, на которых советские бомбы были бесполезны. Поэтому наши моряки в основном использовали боеприпасы, которые СССР получал по ленд-лизу. Хотя, следует отметить, что самые современные глубинные бомбы союзники нам не поставляли.

В 1951 году на вооружение ВМФ СССР был принят бесшточный бомбомет БМБ-2, который мог стрелять бомбами ББ-1 безо всяких изменений в ее конструкции. Он представлял собой мортиру с калибром ствола 433 мм и мог вести огонь на дистанции в 40, 80 и 100 метров. Дальность стрельбы определялась углами возвышения орудия.

Бомбометы БМБ-1 и БМБ-2 имели один серьезный недостаток – довольно низкую скорострельность, которая значительно снижала вероятность поражения противника. Поэтому в 1949 году был создан бомбомет МБУ-200. Основным элементом этого оружия был набор стрежней-направляющих (24 штуки), на которые надевались глубинные бомбы Б-30, разработанные специально для этого бомбомета. Каждый из подобных боеприпасов нес 20-кг заряд взрывчатого вещества и метательный заряд в хвостовой части. Дальность стрельбы составляла 200 метров. Этот бомбомет позволял буквально засеять бомбами определенный район моря.

В 1945 году был создан первый советский реактивный бомбомет РБУ. Реактивная глубинная бомба (РГБ), которую он использовал, представляла собой все ту же БМ-1 с хвостовым блоком, в котором находился двигатель и стабилизатор. Только в 1953 году РБУ получил новый боеприпас.

В последующие годы развитие данного вида вооружения шло путем совершенствования конструкции бомбометов, а также повышения эффективности глубинных бомб. Оружейники работали над совершенствованием форм боеприпасов, увеличивали их мощность, оснащали новыми типами взрывателей. В настоящее время на вооружении ВМС РФ находятся комплексы «Удав-1М», а также РБУ-6000 «Смерч-2» и РБУ-1000 «Смерч-3». Однако в целом следует отметить, что бомбометы и глубинные бомбы постепенно уходят в прошлое, замещаясь более точным оружием, таким как, например, управляемые торпеды или ракетоторпеды.

На чем основано действие глубинной бомбы

Как же «работает» этот боеприпас? Действие глубинной бомбы основано на том, что вода, впрочем, как и другие жидкости, практически не сжимается, а, значит, взрывная волна распространяется в ней гораздо лучше, чем в воздухе. Сила любого наземного взрыва довольно быстро затухает, воздух, словно, поглощает ее. В воде взрыв создает область высокого давления, которая эффективно разрушает объекты даже на значительном расстоянии от эпицентра. Поэтому, чтобы нанести серьезные повреждения подводной лодке совсем необязательно нужно прямое попадание, взрыв глубинной бомбы даже на некотором расстоянии от ее корпуса может оказаться фатальным для субмарины.

Радиус поражения зависит от количества взрывчатого вещества, находящегося в боеприпасе (калибра). Наиболее мощными, конечно же, являются ядерные глубинные бомбы, которые способны уничтожить подводный корабль на дистанциях в тысячи метров.

При этом следует понимать, что глубинные бомбы – это оружие крайне неточное. Для уничтожения подводной лодки необходимо несколько сотен подобных боеприпасов.

Особенности конструкции и применения глубинных бомб

Первые глубинные бомбы представляли собой обычные бочки, заполненные взрывчатым веществом. Бочкообразная форма еще долгие годы была основной для этого типа боеприпаса. Конечно, она является весьма удобной при обычном сбрасывании с кормы или борта корабля, но эффективность подобных глубинных бомб невысока. Все дело в том, что подобная форма гидродинамически несовершенна. Она не только обуславливает низкую скорость погружения боеприпаса, но и заставляет его совершать в воде сложные «кульбиты». А если глубинные бомбы сбрасывали с кормы корабля, то сразу после погружения они еще и оказывались под воздействием струй от корабельных винтов.

Чтобы оценить траекторию бочкообразной глубинной бомбы в воде, достаточно бросить в бассейн обычную консервную банку, и вы увидите, как она «кувыркается», опускаясь на дно. Кроме того, можно не сомневаться, что она упадет в некотором отдалении от точки, в которой была сброшена.

Подводная лодка не является неподвижной целью, более того, она постоянно маневрирует по направлению и глубине. Поэтому скорость погружения глубинной бомбы является одной из главных ее характеристик. Чем быстрее боеприпас окажется на заданной глубине, тем выше вероятность поразить противника. По этой причине современные глубинные бомбы имеют каплевидную или грушевидную форму, а также стабилизаторы. Все это упорядочивает их движения под водой, что значительно повышает точность бомбометания.

Еще одним фактором, который оказывает серьезное влияние на эффективность применения глубинных бомб, является способ их сбрасывания с корабля. Конечно, бомбометание можно производить и просто сбрасывая бомбы с корабля, однако такой способ имеет серьезные недостатки. В этом случае для эффективного поражения цели нужно правильно рассчитать курс корабля, чтобы бомбы гарантировано поразили цель. Бомбометы различных конструкций значительно облегчают задачу, так как позволяют в течение короткого промежутка времени накрыть выбранный квадрат большим количеством глубинных бомб. При этом противолодочному кораблю не нужно выполнять сложные маневры, менять курс и др.

Бомбометы стали появляться еще в период Первой мировой войны, они непрерывно совершенствовались на протяжении всех последующих десятилетий. В настоящее время используются реактивные бомбометы, они появились на вооружении флотов уже после Второй мировой войны.

Следует понимать, что поражение подводной лодки глубинными бомбами – это довольно сложная задача, очень напоминающая игру в «кошки-мышки». Противолодочный корабль действует, основываясь только на данных акустики, но подобный контакт – это штука весьма ненадежная, периодически он может теряться. Естественно, что и подводная лодка также слышит, где находится корабль и даже может определить момент начала бомбометания. После этого обычно производится маневр уклонения, с помощью которого подводники пытаются избежать встречи со смертоносными «гостинцами». Уклоняясь от глубинных бомб, субмарина маневрирует в трех измерениях, она меняет курс, глубину, скорость. Может замирать без движения, идти зигзагом или вообще ложиться на грунт.

Глубинные бомбы

Глубинные бомбы, используемые американскими эсминцами в годы Второй Мировой войны, по форме и размерам напоминали топливные бочки по 25 и 50 галлонов. Они содержали в себе заряды в 300 и 600 фунтов ТНТ. На палубе корабля эти бомбы были достаточно безопасными, но когда взрыватель активировался давлением воды, они превращались в смертоносный снаряд. Взрыватель бомбы располагался в трубке по оси цилиндра и представлял собой попросту гидростат, срабатывающий от повышения давления. С помощью наружных регуляторов бомбу можно было установить на взрыв на различной глубине.

В начале войны корабль, находящийся в опасном районе, обычно держал бомбы установленными для взрыва на средней глубине, чтобы сэкономить время на случай внезапной атаки. Но потом от этого отказались ради повышения безопасности. Выяснилась опасность поражения людей в воде при взрыве бомб, ушедших в глубину вместе с тонущим кораблем. После этого глубинные бомбы стали держать на предохранителе до самого момента сброса в воду.

Чтобы повредить лодку, бомба совсем не обязательно должна была попасть в нее. Так как жидкости практически несжимаемы, то относительно небольшая сила, приложенная к ограниченному объему, может создать высокое давление.

Конечно, океан нельзя считать «ограниченным объемом». Но сила подводного взрыва легко передается и создает большие давления на небольшом расстоянии от его центра. Если лодка оказывается недалеко от места взрыва, создаваемое им давление почти целиком передается на корпус, причем почти равномерно по всей его поверхности. Конечно, прямое попадание было бы более предпочтительным, однако оно не обязательно. Взрыв бомбы рядом с лодкой может разрушить ее корпус, вызвать множество течей, вывести из строя расположенные внутри лодки механизмы.

Разумеется, подводная лодка не будет изображать из себя неподвижную мишень для глубинных бомб. Она слышит, что делает находящийся на поверхности охотник, и прежде чем бомбы полетят вниз, лодка сделает все возможное, чтобы уклониться от этих «гостинцев».

Такие действия называются «маневрами уклонения». Подводная лодка может начать их сразу, как только заподозрит, что ее обнаружили. Она может применить их в последнюю секунду, чтобы увернуться от уже нацеленного залпа. Чтобы уйти от глубинных бомб, подводная лодка меняет курс, скорость, глубину, замирает без движения и дрейфует. Она может найти «лисью нору» на дне и лежать неподвижно, выключив все механизмы, чтобы притвориться уничтоженной. Она может идти зигзагом впереди охотников. Действуя в трех измерениях, подводная лодка имеет такие же возможности маневра, как и самолет в воздухе.

Охотник за подводной лодкой обычно сбрасывает бомбы на движущуюся цель вслепую, следя за целью только с помощью акустики. Но акустический контакт ненадежен, а на малых расстояниях он теряется. Более того, подводная лодка может перемещаться как по горизонтали, так и по вертикали. А сонар не может указать точную глубину цели. В Первую Мировую войну так и не удалось создать прибор для точного определения глубины нахождения лодки, поэтому многие атаки завершились неудачно из-за того, что взрыватели бомб были установлены на слишком большую или слишком малую глубину. В начале Второй Мировой войны противолодочные корабли оказались в аналогичном положении.

Разумеется, самым важным фактором является скорость, с которой удается провести атаку после обнаружения цели. Она в первую очередь зависит от бомбосбрасывателей и бомбометов. Но много зависит и от скорости погружения бомбы.

Также ясно, что успех атаки определяется и точностью направления, в котором погружается сброшенная бомба. Старые «бочки» имели невысокую скорость погружения. Сбрасываемые с кормы эсминца, они начинали кувыркаться в кильватерной струе. Такая «подводная акробатика» снижала скорость погружения бомбы и могла увести ее в сторону.

Чтобы устранить эти и другие недостатки, инженеры создали обтекаемую каплевидную глубинную бомбу.

Эта бомба была сконструирована, так как требовалось оружие с повышенной скоростью погружения и более устойчивой подводной траекторией. Это позволяло увеличить точность бомбометания по сравнению с бомбами старых образцов.

Бросьте в бассейн банку тушенки, и вы увидите, как она кувыркается. Вы также убедитесь, что она упадет на дно на некотором расстоянии от точки, где была сброшена. А теперь бросьте в бассейн грушевидный предмет того же веса. Вы увидите, что он погружается гораздо быстрее, всегда тяжелым концом вниз, и упадет именно в той точке, в которой был сброшен.

Глубинная бомба

Американская глубинная бомба времён Второй Мировой Mark IX

Глубинная бомба - один из видов оружия ВМФ , предназначенный для борьбы с погруженными подводными лодками .

Глубинная бомба - снаряд с сильным взрывчатым веществом или атомным зарядом, заключённым в металлический корпус цилиндрической, сфероцилиндрической, каплеобразной или др. формы. Взрыв глубинной бомбы разрушает корпус подводной лодки и приводит к её гибели или повреждению. Взрыв вызывается взрывателем, который может срабатывать при ударе бомбы о корпус подводной лодки на заданной глубине или при прохождении бомбы на расстоянии от подводной лодки, не превышающем радиуса действия неконтактного взрывателя. Устойчивое положение глубинной бомбе сфероцилиндрической и каплеобразной формы при движении на траектории придаётся хвостовым оперением - стабилизатором. Подразделяются на авиационные и корабельные; последние применяются пуском реактивных глубинных бомб с пусковых установок, выстреливанием из одноствольных или многоствольных бомбомётов и сбрасыванием с кормовых бомбосбрасывателей. Впервые глубинные бомбы нашли широкое применение в 1-й мировой войне 1914-1918 гг и оставались важнейшим видом противолодочного вооружения во 2-й мировой войне 1939-1945 гг.

В настоящее время на вооружении авиации ВМФ РФ состоит противолодочная авиационная бомба ПЛАБ-250–120. Вес бомбы 123 кг, из которых вес ВВ составляет около 60 кг. Длина бомбы 1500 мм, диаметр 240 мм.

Принцип действия

Основан на практической несжимаемости воды. Взрыв бомбы разрушает или повреждает корпус подводной лодки на глубине. При этом энергия взрыва, моментально возрастая до максимума в центре, переносится к цели окружающими водными массами, через них деструктивно воздействуя на атакуемый военный объект. По причине высокой плотности среды, взрывная волна на своем пути существенно теряет исходную мощность, соответственно, с увеличением глубины радиус поражения уменьшается.

Взрыватель срабатывает при ударе о корпус лодки, на определённой глубине, или при прохождении рядом с корпусом.

Глубинные бомбы могут сбрасываться с летательных аппаратов (самолёты , вертолёты), кораблей, могут выстреливаться с борта кораблей, доставляться до места обнаружения подводной лодки с помощью ракет.

Литература

  • Квитницкий А. А., Борьба с подводными лодками (по иностранным данным), М., 1963;
  • Шмаков Н. А., Основы военно-морского дела, М., 1947, с. 155-57.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Глубинная бомба" в других словарях:

    Вид морских боеприпасов для уничтожения погруженных подводных лодок, а также боевых пловцов, якорных и донных мин, других объектов. Сбрасываются (выстреливаются) с корабля или с самолета. Глубинные бомбы могут иметь обычные и ядерные заряды.… … Морской словарь

    Один из видов оружия ВМФ, предназначенный для борьбы с погруженными подводными лодками. Г. б. снаряд с сильным взрывчатым веществом или атомным зарядом, заключённым в металлический корпус цилиндрической, сфероцилиндрической, каплеобразной …

    Один из видов мор. боеприпасов, предназнач. для уничтожения подводных лодок, находящихся в подводном положении, якорных и донных мин, а также др. подводных объектов. Г. б. могут иметь обычные (см. рис.) и ядерные заряды. Подразделяются на… …

    Глубинная бомба - морской боеприпас для поражения ПЛ, якорных и донных мин, боевых пловцов и других подводных объектов. Подразделяются иа авиационные и корабельные; могут иметь обычные и ядерные заряды, контактные, неконтактные и дистанционные взрыватели … Словарь военных терминов

    Глубинная бомба - один из видов морского оружия, предназначенного для борьбы с погруженными в воду подводными лодками. Г. б. представляет собой снаряд с сильным взрывчатым веществом, заключенным в стальной тонкостенный металлический корпус. Взрыв Г. б, вызывает … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    - (франц. bombe) 1) устаревшее название артиллерийского снаряда. С 19 в. в русской артиллерии бомбой назывались снаряды массой св. 1 пуда (16 кг)2)] Авиационная бомба, вид авиационных боеприпасов. Существуют ядерные (см. Водородная бомба, Ядерная… … Большой Энциклопедический словарь

    Ы; ж. [франц. bombe] 1. Разрывной снаряд, сбрасываемый с самолёта. Сбросить бомбу. Зажигательная, фугасная, осколочная б. Атомная, водородная, нейтронная б. Б. замедленного действия (также: о том, что чревато в будущем большими неприятностями,… … Энциклопедический словарь

    Это статья о боеприпасах. Для получения информации о других значениях термина смотрите Бомба (значения) Авиабомба АН602 или «Царь бомба» (СССР) … Википедия

    - (нем. Bombe, франц. bombe, итал. bomba, от лат. bom bus, греч. bombos шум, гул) 1) устар. наименование арт. снаряда осколочно фугасного действия массой более 16 кг (при меньшей массе снаряд наз. гранатой). 2) Б. авиациовная см. Авиационная бомба … Большой энциклопедический политехнический словарь

    - (нем. Bombe, франц. bombe, итал. bomba, от лат. bombus, греч. bómbos шум, гул) 1) устаревшее наименование артиллерийского снаряда. В гладкоствольной артиллерии Б., или гранатами, назывались снаряды, состоявшие из сферического пустотелого … Большая советская энциклопедия

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх