Психология личных конструктов. Теория личностных конструктов

Основателем теории личностных конструктов стал американский психолог Джордж Келли . Он же основал научную школу психологии личностных конструктов.

Согласно теории Келли чеяовек является исследователем, строящим образ реальности на основе своей индивидуальной системы категориальных шкал - "личностных конструктов ". Исходя вз этого образца реальности, человек предвосхшцает (конструирует) гипотезы о будущих собьгтвях. Если эти гипотезы не подтверждаются, человек может перестроить свою систему личностных конструктов для повышения адекватности последующих предсказаний.

Келли разработал методический принцип "репертуарных решеток ", воплотившийся в ряд конкретных психодиагностических методик, использующихся в настоящее время в клинической психологии, психологии обучения и др.

В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и ннтерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов , Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.

В системе Келли ключевой теоретический конструкт - это сам термин конструкт : "Человек судит о своем мнре с помощью понятинных систем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Это приспособление не всегда является удачным. Все же без таких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированное н гомогенное, что человек не сможет осмыслить его ".

Именно этн "понятийные системы, или модели" Келли определил как личностные конструкты . Иначе говоря, личностный конструкт - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Примерами личностных конструктов могут быть "взволнованный - спокойный, "умный - глупый", "мужской - женский", "религиозный - нерелигиозный, "хороший - плохой в "дружеский-враждебный". Это только несколько примеров многочисленных конструктов, которые человек использует, чтобы оценить значение переживаний своей повседневной жизни.

Келли предполагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе, то есть сущностъ мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах черного и белого, а не оттенков серого. Точнее, переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга (у них есть общие свойства) и при этом отличаются от других.

Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходств н различий приводит к формированню личностных конструктов .

Подобно магниту, все конструкты имеют два противоположных полюса : полюс сходства конструкта (то, в чем они противоположны третьему элементу), и полюс контраста конструкта. Цель теории личностного конструкта - объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнознруют свой жизненный опьгг с точки зрения сходства и разлнчий.

Свойства конструктов :

1) конструкт затрагивает определенный диапазон явлений. Этот диапазон применимости включает в себя все события, при которых конструкт применим. Конструкт "научный - ненаучный", например, вполне применим для ннтерпретации множества интеллектуальных достижений, но едва ли пригоден для объяснения преимуществ положения человека женатого или холостого.

2) у каждого конструкта есть фокус применимости . Он относится к явлениям в рамках диапазона применимости. к которым конструкт наиболее применим. Например, конструкт "честный-нечестный" у одного человека имеет фокусом применимости то, чтоследует держать руки подальше от чужих денег и имущества. А другой человек может применитъ тот же конструкт к политическим событиям. Следовательно, фокус применимости конструкта всегда специфнчен для человека, применяющего его.

Типы конструктов:

1) Конструкт, который стандартизирует ("упреждает") элеметы для того, чгтобы они были исключительно в его диапазоне, Келли назвал упредительным конструктом . Упредительную интерпретацию можно сравнить с такой характеристикой мышления ригидного человека, как "ничего, кроме".

2) В констелляторном конструкте элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в составе своей сферы. То есть, если явление относится к категорин одного конструкта, другие его характеристики фиксированы (раз мы относим человека к данной категории, мынаделяем его всеми соответствующими характеристиками).

3) Конструкт, оставляющий свои элементы для альтернативных конструкций, называется предполагающим конструктом. Этот тип конструкта прямо противоположен упредительному и констелляторному конструктам, так как он позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир. (В этом случае трактовка кого-то как продавца автомобилей, является настолько предполагающей, что другие его личные качества не вытекают из нее.)

Классификация конструктов:

1) Всесторонние конструкты включают в себя относителъно широкий спектр явлений.

2) Частные конструкты включают в себя небольшой диапазон явлений.

3) Основные конструкты регулируют основную деятельность человека.

4) Периферические могут меняться, не изменяя значительно основную структуру.

5) Жесткие - дающие неизменный прогноз.

6) Свободные позволяют делать различные прогнозы при сходных условиях.

Определение личности в теории Келли: личвость представляет организовавную снстему более или менее важных конструктов; человек использует лнчностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события. Для Келли личность эквавалентна конструктам, используемым индивидом в целях предвидения будущего. Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом.

В основе теории Дж. Келли лежат две философские идеи: 1) концепция конструктивного альтернативизма; 2) концепция исследовательской позиции личности.

Идея конструктивного альтернативизма состоит в том, что на любую вещь можно посмотреть с разных сторон; в мире нет вещи абсолютно однозначной. По мнению Дж. Келли, объективная реальность существует, но люди трактуют ее по-разному. Реальность неодинакова с разных точек зрения. В этом смысле, нет истинного способа интерпретации поведения человека; поведение человека никогда полностью не определено. Люди остаются свободными в толковании и пересмотре толкования действительности. Вместе с тем, автор не отрицает детерминации части мыслей и чувств человека предшествующими событиями.

Идея исследовательской позиции личности означает, что, следуя субъективному толкованию реальности, любой человек выдвигает гипотезыотносительно нее, с помощью которых он пытается прогнозировать и контролировать события жизни. Затем человек проверяет свои гипотезы (предположения), использую все имеющиеся психические процессы и механизмы.

Исходя из этих идей, Дж. Келли предполагает, что люди ориентированы преимущественно на будущие, а не на прошлые или настоящие события жизни. И все поведение человека можно понимать как предупреждающее по своей природе . Также Дж. Келли считал, что точка зрения человека изменчива, она сохраняет относительное постоянство в контексте трактовки лишь некоторых вещей. Еще один важный момент подхода Дж. Келли – это мнение относительно внутренней активности личности.

В основе когнитивной теории Дж. Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, автор концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события собственной жизни .

Структура . В основе теории Дж. Келли лежит понятие «личностный контрукт» как структурная единица личности. По мнению автора, человек судит о себе и мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он сам создает и затем пытается приспособить к объективной реальности. Подобные системы – инструмент систематизации и дифференциации мира. Эти понятийные системы, или модели Дж. Келли определяет как личностные конструкты. Личностный конструкт – это понятие или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или истолковать, объяснить или предсказать свой опыт. Используя их, человек осмысляет различные аспекты действительности в терминах схожести и контраста . В этом контексте теория личностных конструктов пытается объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.



Примерами личностных конструктов могут быть "чистый - грязный, "умный - глупый", "мужской - женский", "добрый - злой", "хороший-плохой" и "молодой - старый". Каждый человек воспринимает действительность путем собственных конструктов , необходимых для создания непротиворечивой картины мира.В случае, если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, его сохранит. Если же прогноз не подтвердится, использованный конструкт будет пересмотрен или исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться .

Согласно Дж. Келли, все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе. Это означает, что человек отмечает сходство событий между собой и при этом их отличие от других событий. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов. Все конструкты имеют два противоположных полюса. То, в чем два элемента считаются похожими, называется эмерджентным полюсом , или полюсом сходства конструкта ; то, в чем они противоположны третьему элементу, называется имплицитным полюсом , или полюсом контраста конструкта . Конструкты являются продуктами предшествующего опыта. Следовательно, разнообразие индивидуальных конструктных систем можно объяснить различиями в прошлом жизненном опыте.

Все конструкты характеризуются определенными формальными свойствами: диапазон применимости, фокус применимости, проницаемость – непроницаемость конструкта.



Диапазон применимости включает в себя все события, для которых конструкт применим. При чрезмерном обобщении конструкта (применении его к неадекватно широкому кругу явлений), его прогностическая эффективность резко снижается. Так, конструкт «добрый - злой» вряд ли адекватно применим с проностической целью для круга неодушевленных явлений.

У любого конструкта есть фокус применимости – это те явления в рамках диапазона применимости, для которых конструкт наиболее адекватно выполняет описательно-прогностическую функцию. Вместе с тем, фокус применимости зависит от личностной трактовки явлений (например, «мягкий - твердый» стул и «мягкий - твердый» характер).

Проницаемость-непроницаемость – еще один характерный параметр конструктов. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Он открыт для объяснения новых явлений. С другой стороны, непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Проницаемость относится только к области пригодности конструкта – конструкт по определению непроницаем для какого-то опыта, выходящего за диапазон применимости. Так, понятие "общительный - необщительный" не имеет смысла, если судить о погоде.

Кроме формальных свойств, конструкты можно описать при помощи типологии. В подходе Дж. Келли, личностные конструкты можно классифицировать в соответствии с природой контроля, который они осуществляют над описываемыми элементами . Различают упредительные, констелляторные и предполагающие конструкты.

Конструкт, который стандартизирует элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне называется упредительным конструктом . Это тип классификационного конструкта; то, что попало в одну классификацию, исключается из другой. Упредительный конструкт лежит в основе ригидного мышления по типу «ничего, кроме этого» . Так, строгий руководитель – это только строгий руководитель и ничего другого (например, чуткий супруг, преданный друг, справедливый отец). Систематическое использование упредительных конструктовпрепятствует реализации конструктивного альтернативизма, то есть не позволяет посмотреть на вещи с разных сторон, предположить их неоднозначность.

В констелляторном конструкте элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в своем составе. Этот тип конструкта обусловливает шаблонное (стереотипное) мышление по типу «если…, то…» . Так, если человек молод, это значит, что он глуп. Констелляторные конструкты также ограничивают возможности возникновения альтернативных мнений; человек или явление рассматривается однозначно через призму стереотипного восприятия, где одна характеристика автоматически означает наличие определенной другой.

Конструкт, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций, называется предполагающим конструктом . Этот тип конструкта прямо противоположен упредительному и констелляторному конструктам, так как он позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир. Ему соответствует гибкое мышление . При всем соотествии этого типа конструкта идее конструктивного альтернативизма и исследовательской позиции лчности, он не может быть всегда предпочтительным, поскольку, может способствовать потере необходимых понятийных ориентиров. Личностная эффективность зависит не от удельного преобладания предполагающих конструктов, а от способности личности в процессе интерпретации и прогнозирования явлений, использовать адекватный тип конструкта и менять эти типы.

С точки зрения подхода Дж. Келли, личность представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов, которые используются, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.То есть,личность эквивалентна конструктам, используемым индивидом в целях предвидения будущего. Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом . Кроме того, личность с позиции этого подхода можно рассматривать как иерархически организованную систему личностных конструктов, находящихся в относительно стабильном состоянии. Эта стабильность и иерархия необходимы для управляемости и лучшей используемости системы личностных конструктов. Относительность же стабильного состояния необходима для адекватных изменений в системе личностных конструктов в соответствии с меняющейся реальностью и опытом индивида. В контексте системности личностные конструкты можно классифицироватьпо ряду критериев. По широте диапазона различают всесторонние и частные конструкты . По степени влияния на основную деятельность человека выделяют основные и периферические конструкты. По степени прогностической гибкости некоторые конструкты являются жесткими, то есть дающими неизменный прогноз, а другие – свободными, так как позволяют делать различные прогнозы при однотипных условиях.

Процесс и развитие . С точки зрения Дж. Келли, термин "мотивация" в его традиционном понимании как побудительной внешней или интрапсихической силы того или иного характера, не имеет смысла. Поего мнению, у людей для мотивации нет иной причины, кроме жизни как таковой, поскольку она есть постоянное движение и изменения . В этом смысле человек является воплощенным потоком, процессом изменений в любой момент своего существования. Исходя из этого, не требуется специальной концепции (например, влечения, потребности, инстинкты, поощрения, мотивы) для объяснения того, что является причиной или мотивацией поведения человека. Кроме того, с психотерапевтической позиции автора, исследование и обсуждение мотивации человека есть ни что иное, как интерпретация некого неясного феномена, лежащего в основе наблюдаемого поведения. Как персонолог и психотерапевт Дж. Келли утверждает, что мотивационные концепции в большей степени характеризуют того, кто их высказывает, а не того, чьи мотивы обсуждаются :

В контексте личностного роста и изменений автор формулирует так называемый основной постулат , который гласит, что процессы личности представляют собой каналы, проложенные в психическом пространстве. Используя объем и направление этих «каналов» человек понимает действительность и прогнозирует события будущего. Таким способом формируется, строится жизненный путь личности, так выстраивается ее поведение. С этой точки зрения, человека не интересует неподдающаяся прогнозу пустота, его внимание и психические усилия направлены на интересующие и поддающиеся прогнозу явления. Личностные конструкты и есть эти каналы, эти ориентиры в жизни. В каждой ситуации человек выбирает, какой именно конструкт применим для понимания реальности, или по какому какналу двигаться, чтобы оказаться там, где необходимо.

Основной постулат предполагает ряд частных выводов из него . Эти выводы отражают динамику формирования и развития системы личностных конструктов, являющейся, с точки зрения Дж. Келли, основой бытия с собой и с миром. Рассмотрим выводы из основного постулата.

1. Вывод об индивидуальности говорит об уникальности личности, субъективности восприятия и трактовки действительности в соответствии с особенностями личностных конструктов.

2. Вывод об организации : система личностных конструктов иерархически организована, тип органихации конструктов отличается у разных людей.

3. Вывод о прирамидальной структуре организации системы личностных конструктов: некоторые из конструктов находятся либо в подчиняющей, либо в подчиненной позиции относительно других частей системы. Подчиняющий конструкт включает в себя другие конструкты, а подчиненный конструкт включен в подчиняющий конструкт.

4. Вывод о непостоянстве иерархических отношений конструктов: иерархическая система личностных конструктов меняется в соответствии с ее прогностической функцией. Если эта функция страдает, система подвергается перестройке.

5. Вывод о выборе показывает, как человек проводит отбор полюса конструкта: человек выбирает тот полюс конструкта, который позволяет понять событие более полно, то есть, то, что будет полезнее всего для прогностической эффективности конструктной системы. Этот процесс получил название "продуманный выбор".

6. Вывод о конкретизации и расширении свидетельствует о направлении разработки конструктной системы. Если более важным оказывается подтверждение прежнего опыта использования конструкта и конструкт выполняет функцию прогноза, он конкретизируется и закрепляется. Другой тип разработки – расширение – включает в себя выбор конструкта, который с большей вероятностью позволит расширить понимание событий. Если прогноз оправдывается, конструкт становится валидным и более широко применимым.

7. Вывод о цикличности использования конструктов. Дж. Келли представляет цикл ориентировка-выбор-исполнение (О-В-И), который состоит в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов и выбора того из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации. В ориентировочной фазе человек рассматривает несколько конструктов, которые можно использовать для интерпретации данной ситуации. Фаза выбора наступает, когда человек ограничивает число альтернативных приемлемых конструктов и решает, какие именно наиболее уместны. Фаза исполнения предполагает выбор направление мысленных действий и поведения.

8. Вывод об опыте : именно новый опыт соприкосновения с незнакомыми явлениями служит почвой для изменения в системе конструктов личности.

9. Вывод о научении: подтверждение или опровержение гипотез относительно реальности с помощью личностных конструктов позволяют человеку пополнять и присваивать полученный опыт.

10. Вывод о модуляции уточняет, что изменение конструктной системы человека ограничено проницаемостью конструктов в пределах диапазона применимости, то есть, чем более проницаемы подчиняющие конструкты человека, тем больше возможность изменения внутри структур, к которым они относятся.

11. Выводе об общности: люди похожи в своих проявлениях, поскольку смотрят на мир схожим образом, используют похожие конструкты; или обладают похожей организацией конструктной системы.

12. Выводе о содружестве касается отношений между людьми и их конструктными системами. Чтобы плодотворно взаимодействовать с кем-то, человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого человека. То есть, для гармоничного взаимодействия необходимо, чтобы один человек психологически поставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение.

Норма и патология . Одной из ключевых целей Дж. Келли было создание более эмпирического подхода в клинической психологии. Он полагал, что теория личностных конструктов может быть полезна для трактовки эмоциональных состояний, психического здоровья и психических расстройств, а также в терапевтической практике.

Рассмотрим в этом констексте четыре эмоциональных состояния: тревогу, вину, угрозу и враждебность.

Тревога определяется как осознание человеком неприменимости его конструктной системы для понимания текущих событий . Автор утверждает, что вопрос не в дефектности конструктной системы, а в неточности личностных ожиданий. В этой ситуации невозможны интерпретация и прогноз, а значит, нет возможности выстроить поведение. С этой точки зрения, задача психотерапии – помочь клиенту либо приобрести новые конструкты, которые позволят ему лучше прогнозировать тревожащие события, либо сделать имеющиеся конструкты более проницаемыми, чтобы привнести новый опыт в их диапазон применимости.

Вина . Определенные аспекты стержневой конструктной структуры называются стержневыми ролями , являются важными детерминантами нашего восприятия личности. Примерами таких стержневых ролей являются наши профессиональные роли, роли родителя, ребенка, друга. Стержневые роли очень важны и их неадекватное исполнение (со своей точки зрения или с точки зрения значимого другого) может пробуждать чувство вины , которая свидетельствует о нарушении во взаимоотношениях.

Угроза рассматривается как осознание того, что конструктная система может претерпеть серьезные изменения. Согласно Дж. Келли, угроза для человека – это психологическое насилие. Мысли о собственной смерти, возможно, являются наиболее страшным видом угрозы, если только они не интерпретируются как условие,при котром жизнь имеет смысл.

Враждебность в теории Дж. Келли – это попытка придерживаться непригодного конструкта при столкновении с противоречивыми фактами. Враждебный человек вместо признания неадекватности собственных ожиданий и необходимости их пересмотра, пытается заставить других вести себя так, чтобы удовлетворить собственное мнение о них.

С точки зрения теории Дж. Келли, психическое благополучие определяется четырьмя характеристиками:

1) желание оценивать прогностическую эффективность своих конструктов и проверять правильность своих интерпретаций по отношению к другим людям.

2) возможность отказаться от своих конструктов и переориентировать системы стержневой роли в случае ее недееспособности; возможность повысить проницаемость конструктов;

3) желание расширять диапазон, объем и охват конструктной системы; оставаться открытыми для новых возможностей личностного роста и развития;

4) широкий и гибкий репертуар ролей; возможность понимания других людей во взаимодействии с ними, путем умения встать на их место .

Согласно Дж. Келли, психическое расстройство последовательное применение личностного конструкта, несмотря на его неэффективность. Психические расстройства представляют собой очевидную непригодность системы личностных конструктов для достижения цели. Они включают в себя тревогу и настойчивые попытки человека вновь почувствовать себя способным к прогнозу событий. Плохо адаптированный человек не может прогнозировать события с большой точностью и, следовательно, терпит неудачу в познании мира или совладании с ним. Таким образом, люди страдают от психологических проблем из-за изъянов в своих конструктных системах.

В поисках условий, благоприятствующих изменению, Дж. Келли разработал специфическую технику терапии - терапию фиксированных ролей .. Эта техникаисходит из того, что психологически человек есть именно то, каким он себя представляет, а также то, что он делает. Терапия фиксированных ролей побуждает клиента интерпретировать себя поновому, вести себя по-новому и тем самым становиться новым человеком. Цель всей этой процедуры – стимулировать творческий процесс по отношению к себе и миру. В процессе терапии фиксированных ролей клиентам представляют набросок новой личности, которую просят сыграть. Опираясь на предварительное понимание данного клиента, составляется описание новой личности. Задача клиента заключается в том, чтобы вести себя так, как если бы он был этим человеком . Наброски личности, сделанные для каждого клиента в отдельности, предполагают развитие новой личности. Многие характеристики, представленные в наброске, резко контрастируют с реальным поведением человека.

Терапия фиксированных ролей направлена на перестройку личности в целом. Она предлагает клиенту новую роль, новую личность, в отношении которой можно проверить новые гипотезы; она предоставляет клиенту возможность выверить новые пути интерпретации событий, находясь под защитой воображаемой роли . После того, как набросок личности придуман, его предъявляют клиенту. Клиент решает, хотелось бы ему поближе узнать эту придуманную личность и будет ли он чувствовать себя достаточно комфортно с подобным человеком. Это делается для того, чтобы убедиться, что новая личность не несет слишком большой угрозы для клиента. На следующей фазе терапевт предлагает клиенту действовать так, как если бы он был этой самой личностью. На некоторое время клиента просят забыть о том, кто он есть на самом деле, и представить себя этим человеком. Клиент может сопротивляться, он может чувствовать, что это спектакль, лицемерие и притворство, но, принимая во внимание все эти трудности, его побуждают попробовать и понаблюдать, что получится. В течение последующих недель клиент живет в новой роли. Периодически он встречается с терапевтом, чтобы обсудить проблемы, возникающие при разыгрывании роли. Во время терапевтических сеансов возможны «репетиции» того, как воплотить в жизнь набросок новой личности, чтобы терапевт и клиент могли исследовать, как действует новая система конструктов, когда она используется в реальности. Цель терапевтического изменения - индивидуальная перестройка себя. Индивид отбрасывает некоторые конструкты, создает новые, делает одни конструкты более жесткими, другие более податливыми и создает систему конструктов, которая ведет к более точному прогнозу. Терапевт побуждает клиента воображать, экспериментировать, проговаривать альтернативы и реинтерпретировать прошлое в свете новых конструктов .

Теория личностных конструктов – когнитивная теория личности, разработанная в 50-х гг. XX в. американским персонологом Келли. Цель теории личностных конструктов состоит в объяснении того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями.

Ключевым понятием Теории личностных конструктов, составляющим ядро личности, выступает понятие "конструкт личностный" – абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте. Личность в Теории личностных конструктов представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. И, чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом. Если конструкт облегчает адекватность прогнозирования событий, он сохраняется личностью, если же прогноз не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или исключается. Валидность конструкта проверяется личностью с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться. Личностный конструкт организует и регулирует поведение, реконструирует систему взаимоотношений, осуществляя понимание объектов в их сходстве и различиях, конструируя "образ Я".

Все личностные конструкты биполярны и дихотомичны (например, хороший-плохой). Каждый конструкт имеет два противоположных полюса: эмерджентный (полюс сходства элементов конструкта) и имплицитный (полюс контраста). Для создания конструкта необходимы по крайней мере три элемента (явления или предмета), два из которых должны быть похожими друг на друга, а третий – отличаться от первых двух. Сходство и различия должны присутствовать в пределах одного и того же конструкта. В предвидении событий личности выделяют конструкты, которые кажутся релевантными, и тогда выбирают, какой из полюсов релевантных конструктов будет применен. Выбор полюса конструкта называется в Теории личностных конструктов сложным выбором.

В соответствии с природой контроля, осуществляемого над элементами, в Теории личностных конструктов выделяются специфические типы личностных конструктов: упредительный, стандартизирующий входящие в него элементы; констелляторный, который может одновременно принадлежать различным областям, но является постоянным в своей области; предполагающий, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций и позволяющий личности быть открытой для нового опыта.

Ведущие формальные свойства конструктов определяют типы их классифицирования: 1) диапазон применимости, включающий в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим (все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться); 2) фокус применимости конструкта, специфичный для применяющего его человека; 3) степень проницаемости конструкта, по которой конструкты могут различаться. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Степень проницаемости и непроницаемости конструктов относительна. Проницаемость относится только к области пригодности конструкта – конструкт по определению непроницаем для опыта, выходящего за диапазон применимости. В зависимости от особенностей применимости выделяются основные и периферические конструкты. По степени устойчивости и неизменности различаются также основные и ситуативные личностные конструкты. По особенностям диапазона выделяются всесторонние и частные конструкты. Конструкты могут быть жесткими, т. е. дающими неизменный прогноз, либо свободными, позволяющими делать различные прогнозы при сходных условиях.

Совокупность личностных конструктов представляет собой систему, важнейшей характеристикой которой является ее относит, когнитивная сложность, выражающая количество составляющих систему единиц, их разветвленность и связь. Система формируемых личностью конструктов имеет сложную иерархию и множество подсистем. Поскольку конструкт не усваивается извне, а всегда строится самим человеком, он всегда индивидуально определен, одноэкземплярен. Примеры личностных конструктов, которые человек использует с целью оценки повседневной жизни: "взволнованный-спокойный", "умный-глупый", "мужской-женский", "религиозный- нерелигиозный", "хороший-плохой" и "дружеский-враждебный". Система конструктов организуется в пирамидальную структуру, в которой составляющие ее конструкты находятся либо в управляющей, либо в подчиненной позиции. Конструкт может быть и совершенно независимым. Подчиняющие и подчиненные конструкты в системе одной личности не обязательно занимают такое же положение в системе другой. Чем более проницаемы (открыты) подчиняющие конструкты личности, тем больше возможность изменения внутри структуры, в которую они входят. Если же у личности отсутствуют подчиняющие конструкты для интерпретаций и изменений, она психологически ригидна.

Конструкты могут быть как вербальными, так и невербальными (так, в качестве первичных конструктов могут использоваться жесты, выражения лица и пантомимические паттерны). В качестве конструктов могут использоваться рисунки, цвета – все, что представляет интерес для экспериментатора.

Для измерения личностных конструктов в Теории личностных конструктов разработан методический принцип "репертуарных решеток" и репертуарный тест личностных конструктов (РТЛК).

В Теории личностных конструктов активно используется понятие кроль", подразумевающее форму поведения, логически вытекающую из понимания личностью мыслей и поступков др. людей, деятельностно связанных с ней. Принятие роли требует, чтобы по крайней мере один из взаимодействующих индивидов осознавал, к. о. др. индивид интерпретирует явления или события. Роли не обязательно должны быть обоюдными, т. е. личности не нужно анализировать исполнителя роли для того, чтобы быть включенной в социальные отношения. Для исследования ролей личности Келли разработал репертуарный тест ролевого конструкта (РЕП-тест).

Применение Теории личностных конструктов эффективно в понимании эмоц. состояний личности, психического здоровья и психических нарушений, а также в психоконсультативной и психотерапевтической практике.

Исследования, проведенные Келли и его последователями, показали зависимость между когнитивной сложностью системы конструктов личности и способностью личности к анализу и оцениванию воспринимаемых ею объектов и событий в их противоречивом единстве, что показывает возможность эффективного применения эксперимент, приемов и методов, разработанных в Теории личностных конструктов, как перспективных методов изучения личности и стимулирования личностного роста. В целом Теории личностных конструктов – оригинальное направление в теории личности, иллюстрирующее перспективный когнитивный подход к личности и механизмы ее исследования и развития, а также активно применяемые в практике методы ее изучения.

Список литературы

Н. И. Повякель. Теория личностных конструктов (Дж.А.Келли)

Глава первая.

Конструктивный альтернативизм.

В этой главе вместо того, чтобы начать непосредственно с изло­жения нашей теоретической позиции, мы обращаемся назад, в про­шлое, чтобы раскрыть ее философские корни. Конструктивный альтернативизм не только лежит в основании нашей теории, но и выступает в качестве эксплицитной, периодически повторяющейся темы на всем протяжении последующего обсуждения нами психоте­рапевтических техник.

А. Отправные точки

1. Перспективы человека

Эта теория личности, фактически, началась с объединения двух простых идей, а именно, что нам, возможно, удалось бы лучше понять человека, если бы мы смотрели на него в перспективе столетий, а не судили о нем в мерцающем свете мимолетных мгновений: и что каждому человеку присуща своя, личная манера созерцать и обдумывать течение событий по которому, как обнаруживается, его так быстро несет. Быть может, в этом взаимодействии долговечного и преходящего мы откроем какие-то более обнадеживающие способы, которыми каждый отдельный человек способен перестроить свою жизнь. Эта мысль кажется заслуживающей дальнейшего развития.

Вообще говоря, ни мысль о многовековом развитии человече­ства, ни представление об искаженной личными пристрастиями при­роде человека не являются особенно новыми. Книги Ветхого Завета в своей последовательности рисуют знакомую всем эпическую жар-тину прогресса рода человеческого. Не осталось без внимания лю­бознательных ученых и течение жизни отдельного человека. Отли­чавшийся ясностью формулировок Уильям Джеймс был пленен стремнинами и водоворотами потока сознания. Туманно выражав­ший свои мысли Адольф Мейер настоятельно советовал ученикам проводить ось времени через факты жизни их пациентов. Обладав­ший тонким чутьем Зигмунд Фрейд пробивался сквозь поверхност­ные воды потока в поисках питавших его подземных источников. А импульсивный Анри Бергсон прыгнул с берега в самую стремнину этого потока и, когда его понесло течением, пришел к мысли, что мерилом времени могло бы служить состояние души. Что касается личной манеры смотреть на вещи, то Соломон в «Притчах» говорил по поводу завистливого человека; «Каковы мысли в душе его, таков и он»". А Шелли однажды написал: «Душа становится тем, что она созерцает». Джон Локк, пораженный во время одной вечерней дискуссии исключительной невосприимчивостью своих друзей к иде­ям друг друга, прежде чем отправиться спать, сел писать «Опыт о человеческом разумений» - работу, которую он, между прочим, за­кончил лишь двадцать лет спустя.

Выбор долговременной перспективы при рассмотрении челове­ка заставляет нас переключить свое внимание с факторов, которые выдают его импульсы, на факторы, которые представляются нам объяс­няющими его прогресс, В большой степени - хотя и не полностью -план человеческого прогресса был маркирован ярлыком «наука». Тог­да, вместо того чтобы заниматься «человеком - биологическим орга­низмом» или «человеком - счастливчиком", давайте посмотрим на «че­ловека - ученого».

В этом мы снова отступаем от привычной манеры смотреть на вещи. Когда мы говорим о «человеке-ученом», то имеем в виду всех людей, а не только их особый класс, представители которого публич­но достигли положения "ученых". Вместо того чтобы вести речь обо всех людях, взятых в совокупности их биологических или инстинк­тивных аспектов, мы говорим о тех же людях, но взятых в совокупно­сти аспектов их возможного сходства с учеными. Более того, речь идет об аспектах человеческого рода, а не каких-либо скоплений людей. Таким образом, представление о «человеке – ученом» - это специфи­ческая абстракция человеческого рода, а вовсе не конкретная класси­фикация особого рода людей.

Такая абстракция сущности человека не является совершенно новым приемом. Реформация привлекла внимание к священству всех людей в противоположность конкретной классификации только оп­ределенных лиц как священников. Демократические изобретения в политической сфере XVIII и XIX столетий вращались вокруг идеи неотъемлемого права всех людей управлять государством и противо­положность более древнему представлению о конкретном, ограни­ченном классе правителей. Сходным образом мы можем заменить конкретизирующее представление об ученых, отделяющее узкую группу лиц от остальных - не ученых, и подобно деятелям эпохи Реформации, утверждавшим, будто каждый человек сам себе священник, выдвинуть предположение, что каждый человек - по-своему - ученый.

Давайте посмотрим, что могло бы означать истолкование чело­века с точки зрения его сходства с ученым. Что, предположительно, характеризует мотивацию ученого? Обычно говорят так: конечная цель ученого- предсказание и управление. Это краткое утверждение часто]" любят цитировать психологи, характеризуя свои собственные устрем­ления. Однако, как ни странно, психологи редко приписывают анало­гичные устремления людям, занятым в их экспериментах в качестве испытуемых. Получается так, как если бы психолог говорил себе: «Я, будучи психологом и, следовательно, ученым, провожу этот эксперимент для того, чтобы улучшить предсказание определенного феномена и управление им; тогда как мой испытуемый, будучи всего лишь человеческим организмом, явно движим бьющими внутри него клю­чом неодолимыми влечениями или же вечно занят поисками пропи­тания и крова».

Итак, что можно было бы ожидать, если бы мы заново постави­ли вопрос о человеческой мотивации и воспользовались взглядами на человека в долговременной перспективе, чтобы сделать вывод о том, чем именно задается направление его устремлений? Увидели бы мы его вековой прогресс в качестве функции от инстинктивных по­требностей, биологических нужд или сексуальных побуждений? Ими, быть может, в этой перспективе он обнаружит массовую тенденцию Совершенно иного рода? Не окажется ли, что отдельная личность, каждая по-своему, присваивает себе скорее положение ученого, всег­да стремящегося предсказывать ход событий» в которые она вовлечена, и управлять им? Не будет ли каждый человек иметь свои теории, проверять свои гипотезы и оценивать свои экспериментальные доказательства? И если это так, то не будут ли различия между личными точками зрения разных людей соответствовать различиям между тео­ретическими позициями разных ученых?

В этом и состоит интригующая идея. Она берет начало по­пытки свести воедино точки зрения клинициста, историка, естествоиспытателя и философа. Но куна она ведет? В течение длительного времени некоторые из нас пытаются отыскать ответ на этот вопрос. Представленная на суд читателя рукопись и есть отчет о том, что по­казалось на наших горизонтах до настоящего времени.

Джордж Келли, практикующий медицинский психолог, был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека. В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу - ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека как на исследователя лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии личности.

Келли настоятельно советовал своим коллегам-психологам не смотреть на испытуемых как на пассивные организмы, "реагирующие" на внешние раздражители. Он напоминал им, что испытуемые ведут себя так же, как ученые, делающие вывод на основе прошлого опыта и строящие предположения о будущем.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Джордж Александер Келли (George Alexander Kelly) родился в фермерской общине около Уичиты, штат Канзас, в 1905 году. Сначала он учился в сельской школе, где была всего одна классная комната. Позже родители отправили его в Уичиту, где в течение четырех лет он учился в четырех средних школах. Родители Келли были очень религиозны, трудолюбивы, не признавали пьянство, игру в карты и танцы. Традиции и дух Среднего Запада глубоко почитались в его семье, а Келли был обожаемым единственным ребенком.

Келли в течение трех лет учился в Университете Френдз, а потом один год в Парк-колледже, где получил степень бакалавра по физике и математике в 1926 году. Сначала он думал сделать карьеру в качестве инженера-механика, но, отчасти под влиянием межуниверситетских дискуссий, обратился к социальным проблемам. Келли вспоминал, что его первый курс по психологии был скучным и неубедительным. Лектор уделял много времени обсуждению теорий научения, но Келли это не заинтересовало.

После колледжа Келли учился в Университете Канзаса, изучая педагогическую социологию и трудовые отношения. Он написал диссертацию, основанную на исследовании способов проведения свободного времени среди рабочих Канзас-сити, и получил степень магистра в 1928 году. Затем он переехал в Миннеаполис, где вел класс по развитию речи для Ассоциации американских банкиров и класс по американизации для будущих граждан Америки. Затем он работал в колледже для подростков в Шелдоне, штат Айова, где встретился со своей будущей женой Глэдис Томпсон, преподавательницей той же школы. Они поженились в 1931 году.

В 1929 году Келли начал вести научную работу в Эдинбургском университете в Шотландии. Там в 1930 году он стал бакалавром в области образования. Под руководством сэра Годфри Томсона, выдающегося статистика и педагога, он написал диссертацию по проблемам прогноза успешности в преподавании. В том же году он возвратился в Соединенные Штаты в Государственный университет Айовы в качестве претендента на докторскую степень по психологии. В 1931 году Келли получил степень доктора. Его диссертация была посвящена изучению общих факторов при расстройствах речи и чтения.

Келли начал свою академическую карьеру как преподаватель физиологической психологии в Форт-Хейском колледже штата Канзас. Затем, в середине Великой депрессии, он решил, что ему следует "заниматься чем-то еще, кроме преподавания физиологической психологии" . Он стал заниматься клинической психологией, даже не будучи формально подготовленным в области эмоциональных проблем. В течение 13-летнего пребывания в Форт-Хейсе (1931-1943) Келли разработал программу передвижных психологических клиник в Канзасе. Он со своими студентами много разъезжал, оказывая необходимую психологическую помощь в системе государственных школ народного образования. На основе этого опыта родились многочисленные идеи, которые позже были включены в его теоретические формулировки. В этот период Келли отошел от фрейдовского подхода к терапии. Его клинический опыт подсказывал, что люди на Среднем Западе больше страдают от продолжительной засухи, пыльных бурь и экономических трудностей, чем от сил либидо.

Во время второй мировой войны Келли в качестве психолога подразделения морской авиации возглавлял программу по обучению местных гражданских летчиков. Он также работал в авиационном отделении Бюро медицины и морской хирургии, где оставался до 1945 года. В этом году он был назначен помощником профессора в Университет Мэриленда.

После окончания войны возникла значительная потребность в клинических психологах, так как у многих американских военных, возвращавшихся домой, были разнообразные психологические проблемы. Действительно, вторая мировая война была важным фактором, повлиявшим на развитие клинической психологии как составной части науки о здоровье. Келли стал выдающейся фигурой в этой области. В 1946 году он вышел на государственный уровень в психологии, когда стал профессором и директором отдела клинической психологии в Государственном университете Огайо. За 20 лет, проведенных здесь, Келли завершил и опубликовал свою теорию личности. Он также проводил программу клинической психологии для лучших выпускников высших учебных заведений Соединенных Штатов.

В 1965 году Келли начал работать в Университете Брандейс, куда он был приглашен на кафедру наук о поведении. Этот пост (сбывается мечта профессора) дал ему большую свободу для продолжения его собственных научных исследований. Он умер в 1967 году в возрасте 62 лет. До самой смерти Келли составлял книгу из бесчисленных докладов, которые он делал в последнее десятилетие. Исправленный вариант этой работы был опубликован посмертно в 1969 году под редакцией Брендана Мэра (Brendan Maher).

Самый известный научный труд Келли - двухтомная работа "Психология личностных конструктов" (1955). В ней описываются его теоретические формулировки понятия личности и их клинические приложения. Студентам, желающим познакомиться с другими аспектами работы Келли, рекомендуются следующие книги: "Новые направления в теории личностного конструкта"; "Психология личностного конструкта" и "Развитие психологии личностного конструкта".

ОСНОВЫ КОГНИТИВНОЙ ТЕОРИИ

Все теории личности в своей основе имеют определенные философские положения о природе человека. То есть взгляд персонолога на сущность человеческой природы имеет большое влияние на разработанную им модель личности. В отличие от многих теоретиков личности, Джордж Келли определенно признавал, что все концепции природы человека, включая его собственную, исходят из основных положений. Он построил свою теорию личности на основе целостной философской позиции - конструктивного альтернативизма.

Конструктивный альтернативизм

Теперь, когда люди всех возрастов разрабатывают альтернативные стили жизни и способы мировосприятия, оказалось, что теория Джорджа Келли, появившаяся в 1955 году, необычайно опередила свое время. Лежащий в основе философии Келли конструктивный альтернативизм дает людям поразительное количество возможностей для выбора альтернативы банальному. Фактически эта философия даже требует, чтобы люди поступали таким образом.

Как доктрина конструктивный альтернативизм доказывает, "что все наше современное толкование мира нуждается в пересмотре или замене" . Ничто не свято и ничто не оставляет неизгладимого следа. Не существует политики, религии, экономических принципов, социальных льгот или даже внешней политики по отношению к странам третьего мира, которые были бы абсолютно и непреложно "верными". Все изменится, если люди просто посмотрят на мир с другой стороны. Келли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой "не может быть двух мнений". Осознание человеком действительности - это всегда предмет для истолкования. По мнению Келли, объективная реальность, конечно, существует, но разные люди осознают ее по-разному . Следовательно, ничто не постоянно и не окончательно. Правда, как и красота, существует только в сознании человека.

Поскольку факты и события (как и весь человеческий опыт) существуют только в сознании человека, есть различные способы их истолкования. Для примера рассмотрим случай, когда девочка берет деньги из кошелька своей матери. Что это означает? Факт прост: деньги вынуты из кошелька. Однако, если мы попросим детского терапевта истолковать это событие, то он может дать детальное объяснение чувств девочки по поводу неприятия ее матерью, которое, возможно, возникло как результат фрустрации матери по поводу того, что она должна оставаться дома и растить дочь, а не делать свою личную карьеру. Если мы спросим у матери, та может сказать, что ее дочь "плохая" и ей не стоит доверять. Отец девочки может предположить, что она "недисциплинированная". Дедушка может рассматривать этот факт как детскую проказу. А сама девочка может считать это ответом на нежелание родителей давать ей достаточно денег на карманные расходы. В то время как само событие (присвоение денег) отрицать невозможно, его значение открыто для альтернативного истолкования. Следовательно, любое событие можно рассматривать с разных сторон. Людям предоставляется великолепный набор возможностей в интерпретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий. Келли резюмировал свою приверженность конструктивному альтернативизму следующим образом: "...какова бы ни была природа или чем бы в конце концов ни обернулись поиски правды, мы сегодня сталкиваемся с фактами, которым можно дать столько объяснений, сколько в состоянии придумать наш разум".

Интригующую природу конструктивного альтернативизма можно оценить еще лучше, если сравнить ее с одним из философских принципов Аристотеля. Аристотель выдвигает на первое место принцип идентичности: А есть А. Вещь в себе и вне себя переживается и интерпретируется одинаково каждым человеком. Например, автомобиль, припаркованный на той стороне улицы, не перестает быть одним и тем же физическим объектом, вне зависимости от того, кто смотрит на него. Из этого следует, что факты социальной реальности одинаковы для всех. Келли же полагает, что А - это то, что индивид объясняет как А! Реальность - это то, что мы истолковываем как реальность, факты всегда можно рассматривать с различных точек зрения. Тогда, если быть последовательным, нет истинного или валидного способа интерпретации поведения человека. Пытаемся ли мы понять поведение другого человека, или наше собственное, или саму природу Вселенной, всегда существуют "конструктивные альтернативы", открытые для нашего разума. Более того, концепция конструктивного альтернативизма предполагает, что наше поведение никогда полностью не определено. Мы всегда свободны до некоторой степени в пересмотре или замене нашего толкования действительности. Однако в то же время, Келли полагает, что некоторые наши мысли и поведение определены предшествующими событиями. То есть, как вскоре станет совершенно очевидно, когнитивная теория построена на стыке свободы и детерминизма. Говоря словами Келли: "Детерминизм и свобода неразрывны, так как то, что определяет одно, есть, по тому же признаку, свобода от другого".

Люди как исследователи

Как уже говорилось, Келли придавал большое значение тому, как люди осознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Теория конструкта, следовательно, сосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни. Это приводит нас к модели личности Келли, основанной на аналогии человека как исследователя. А именно, он делает предположение, что подобно ученому, который изучает некий феномен, любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни . Разумеется, Келли не утверждал, что каждый человек буквально является ученым, который наблюдает какие-то явления природы или социальной жизни и использует сложные методы для сбора и оценки данных. Такая аналогия чужда его точке зрения. Но он все-таки предположил, что все люди - ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы и следят за тем, подтвердятся они или нет, вовлекая в эту деятельность те же психические процессы, что и ученый в ходе научного поиска . Таким образом, в основе теории личностных конструктов лежит предпосылка о том, что наука является квинтэссенцией тех способов и процедур, с помощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о мире. Цель науки - предсказать, изменить и понять события, то есть основная цель ученого - уменьшить неопределенность. Но не только ученые - все люди имеют такие цели. Мы все заинтересованы в предвидении будущего и построении планов, основанных на ожидаемых результатах . Чтобы проиллюстрировать эту модель поведения человека, посмотрим, к примеру, на поведение студентки колледжа, у которой в начале семестра занятия ведет новый профессор (предположим, что она раньше не знала о "репутации" профессора). Основываясь на ограниченном наблюдении (возможно, один-два академических часа), студентка может воспринять и интерпретировать профессора как "беспристрастного". Келли характеризует этот процесс термином истолкование; студентка "истолковывает" (или видит) беспристрастность профессора. В сущности, что происходит? Студентка развивает гипотезу о профессоре, которая поможет ей предвидеть и контролировать события, связанные с курсом, который ведет этот профессор. Если гипотеза студентки окажется "правильной", можно ожидать, что профессор предложит разумный объем литературы для чтения, даст соответствующие контрольные работы и достаточно адекватно их оценит. Однако, если в дальнейшем поведение профессора будет существенно отличаться от этих предположений, студентке потребуется альтернативная гипотеза (например: профессор несправедлив, профессор - педантичный зануда или что-то в этом роде). Дело в том, что студентка (как и мы все) нуждается в надежных и устойчивых способах предвидения событий, влияющих на ее жизнь, если она хочет действовать эффективно.

Личностные конструкты: модели для действительности

Ученые создают теоретические конструкты, чтобы описать и объяснить события, которые они изучают. В системе Келли ключевой теоретический конструкт - это сам термин конструкт:

Личностный конструкт - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт . Личностный конструкт – это классификационно-оценочный эталон, создаваемый личностью на основе ее опыта. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста. Примерами личностных конструктов могут быть "взволнованный-спокойный», "умный-глупый", "мужской-женский", "религиозный-нерелигиозный", "хороший-плохой" и "дружеский-враждебный". Это только несколько примеров бесчисленных конструктов, которые человек использует, чтобы оценить значение явлений своей повседневной жизни.

В качестве примера конструктов в действии давайте рассмотрим, как разные люди могут объяснять одно и то же событие. Недавний выпускник колледжа вместо того, чтобы поступить в аспирантуру, как он намечал ранее, складывает вещи и отправляется со своей подружкой жить в отдаленной общине. Отец молодого человека мог бы объяснить такой поступок как "огорчительный" или "разочаровывающий", а его мать заявила бы, что сын "живет в грехе". Консультант его колледжа, хорошо знакомый с теорией Эриксона, может подумать, что он сделал это "в поисках своей идентичности", а профессор социологии может полагать, что он просто "отрицает нормы общества, ориентированного на молодых профессионалов". Сам юноша может рассматривать этот поступок как "естественный", как "то, что нужно было сделать в этот момент". Какое из объяснений верное? В теории Келли ответа нет. По его мнению, все дело в том, что каждый из нас воспринимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира.

Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен (вспомните наш пример с профессором, которого сначала оценили как "беспристрастного"). Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться.

Келли предполагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе, то есть сущность мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах черного или белого, а не оттенков серого. Точнее, переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга (у них есть общие свойства) и при этом отличаются от других. Например, человек может заметить, что какие-то люди тучные, а какие-то тощие; кто-то черный, а кто-то белый; кто-то богатый, а кто-то бедный; до каких-то вещей опасно дотрагиваться, а до каких-то нет. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов.

Подобно магниту, все конструкты имеют два противоположных полюса.

К сожалению, Келли отказался от исследования процессов, путем которых человек интерпретирует свой жизненный опыт в определенном направлении. Он просто не принимал во внимание вопрос об индивидуальных различиях по отношению к происхождению и развитию личностных конструктов. В определенной степени это понятно, так как теория Келли "неисторична" в том смысле, что в ней не акцентируется прошлый жизненный опыт человека. Однако конструкты должны из чего-то происходить, и наиболее разумным кажется предположение, что они являются продуктами предшествующего опыта. Вероятно, разнообразие индивидуальных конструктных систем можно объяснить различиями в прошлом жизненном опыте.

Формальные свойства конструктов

Келли предположил, что все конструкты характеризуются определенными формальными свойствами. Во-первых, конструкт напоминает теорию тем, что он затрагивает определенный диапазон явлений. Этот диапазон применимости включает в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим. Конструкт "научный-ненаучный", например, вполне применим для интерпретации множества интеллектуальных достижений, но едва ли пригоден для объяснения преимуществ положения человека женатого или холостого. Келли заметил, что прогностическая эффективность конструкта подвергается серьезной опасности всякий раз, когда он обобщается сверх того набора явлений, для которого предназначен. Следовательно, все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости , хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться. Конструкт "хороший-плохой" имеет широкий диапазон применимости, так как он предполагает множество ситуаций, требующих личной оценки. А конструкт "непорочность-проституция" имеет значительно более узкие границы.

Во-вторых, у каждого конструкта есть фокус применимости . Он относится к явлениям в рамках диапазона применимости, к которым конструкт наиболее применим. Например, конструкт "честный-нечестный" у одного человека имеет фокусом применимости то, что следует держать руки подальше от чужих денег и имущества. А другой человек может применить тот же конструкт к политическим событиям. Следовательно, фокус применимости конструкта всегда специфичен для человека, применяющего его.

Проницаемость-непроницаемость - еще один параметр, по которому конструкты могут различаться. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Он открыт для объяснения новых явлений. С другой стороны, непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Существует относительная степень проницаемости и непроницаемости. Конструкт "компетентный врач-некомпетентный врач" у одного человека может быть вполне проницаемым для интерпретации любого нового доктора, которого он встречает, то есть, общаясь какое-то время с любым новым доктором, человек может понять, компетентен он или некомпетентен. Но другой человек может сделать тот же конструкт совершенно непроницаемым, настаивая на том, что компетентных врачей больше нет, что последним компетентным врачом был его педиатр, который уже умер. Следовательно, различие между компетентными и некомпетентными докторами для него больше не релевантно. Все доктора некомпетентны! Заметьте, что проницаемость относится только к области пригодности конструкта - конструкт по определению непроницаем для какого-то опыта, выходящего за диапазон применимости. Так, понятие "компетентный-некомпетентный" не имеет смысла, если судить о вкусе крабов.

Личность: конструкт персонолога

Келли никогда не предлагал точного определения термина "личность". Однако он обсуждал эту концепцию в одной статье, утверждая, что личность - "наша абстракция деятельности человека и последующая генерализация этой абстракции на все аспекты ее связи с другими людьми, знакомыми и незнакомыми, а также с тем, что может представлять определенную ценность" . Следовательно, Келли полагал, что личность есть абстракция, созданная персонологами из психических процессов, которые они наблюдают и/или подразумевают в других. Это не отдельная реальность, открытая ими. Кроме того, он утверждал, что личность по своей природе включена в межличностные отношения человека. Соединив эти две идеи, можно дать более точное определение личности в теории Келли, а именно: личность индивида представляет организованную систему более или менее важных конструктов; человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события . Для Келли личность эквивалентна конструктам, используемым индивидом в целях предвидения будущего. Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом. Короче, узнать личность - значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт.

ОСНОВНОЙ ПОСТУЛАТ И НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ НЕГО

Формальная структура теории личностного конструкта очень лаконична, потому что Келли развивал свои центральные принципы, используя один основной постулат и следующие из него 11 выводов. Сначала мы опишем основной постулат, а потом обсудим те выводы, которые дополняют наше объяснение когнитивной позиции Келли.

Основной постулат

Оказывается, каждый персонолог имеет свой язык для описания поведения человека. Келли - не исключение, и в этом можно убедиться на примере его основного постулата: "Процессы личности - это проложенные в психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события ". Этот постулат образует основу теории Келли, так как в нем личность и поведение трактуются совершенно иначе, чем в большинстве других направлений. Он является основным в формальной системе Келли, поэтому, чтобы лучше его понять, давайте остановимся на нем подробнее. Основной постулат гласит, что поведение определяется тем, как люди прогнозируют будущие события. Иначе говоря, все поведение человека (мысли и поступки) направлено на прогноз событий. Постулат также подразумевает, что Келли интересует человек как таковой, а не какие-то отдельные аспекты его поведения (например, межгрупповые отношения). Выражение "процессы личности" предполагает, что человек - это организм, находящийся в развитии, а не инертная субстанция, на которую влияют бессознательные импульсы или побуждают к действию раздражители окружения (вспомните "ослиную" точку зрения Келли на мотивацию человека). Келли уподобляет человека исследователю и считает, что люди управляются своими конструктами, ориентированными на будущее.

Основной постулат Келли также показывает, что его система лежит в пределах психологии и диапазон ее применимости ограничен пониманием поведения человека. Выражение "проложенные каналы" означает, что поведение относительно стабильно во времени и ситуациях. Келли полагал, что люди действуют в пределах сети тропинок или каналов, а не беспокоятся о не поддающейся прогнозированию пустоте. Иначе говоря, люди прокладывают или направляют свои процессы к предупреждению будущего.

Слово "каналы" синонимично слову конструкты, а упоминание личности выдвигает на первый план индивидуальность интерпретации явлений. Относительно последних Келли отмечал, что каждый человек прокладывает и характерным способом использует разные каналы (конструкты), а также что выбор определенного канала определяет его психические процессы. И наконец, выражение "прогнозирует события" отражает прогностические и мотивационные черты, присущие когнитивной теории. Подобно ученому, человек пытается объяснить действительность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь. Именно это соображение объясняет направленность деятельности в теории Келли. Согласно ей, люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов.

Выводы из основного постулата

Одиннадцать выводов, которые можно сделать из основного постулата, служат для разработки теории личностных конструктов Келли. Далее мы обсудим важнейшие из них.

Индивидуальность и организация . Вывод об индивидуальности особенно полезен для понимания уникальности личности: "Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события ". По Келли, два человека, будь они даже идентичными близнецами или, предположим, имей они схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каждый человек понимает действительность с "колокольни" своего уникального личностного конструкта. Итак, разница между людьми состоит в том, что они интерпретируют события под разным углом зрения. Имеется большое количество примеров, показывающих, что система конструктов каждого человека уникальна.

По мнению Келли, кроме того, что личностные конструкты имеют отличительные черты, они и организованы в человеке по-разному. Это четко указано в его выводе об организации: "Каждый человек специфически развивает в соответствии со своей возможностью прогнозировать события систему анализа, определяющую ранговые отношения между конструктами". Этот вывод показывает, что люди организуют свои личностные конструкты иерархически, чтобы свести до минимума несовместимость и несоответствия. И, еще того важнее, он подразумевает, что люди отличаются друг от друга не только по числу и типу конструктов, которые они используют в своих суждениях о мире, но также тем, как они организуют свои конструкты. Короче, было бы ошибкой думать, что конструкты беспорядочно теснятся в сознании человека и применяются каждый по отдельности.

По Келли, организация личностных конструктов весьма логична: конструкты организованы в пирамидальную структуру так, что некоторые из них находятся либо в подчиняющей, либо в подчиненной позиции относительно других частей системы. (Конечно, конструкт может быть и совершенно независимым от всех других.) Подчиняющий конструкт включает в себя другие конструкты, а подчиненный конструкт включен в другой (подчиняющий) конструкт. Конструкт "хороший-плохой", например, может включать в себя оба полюса конструкта "сексуальный-несексуальный". Следовательно, первый конструкт подчиняет последний. Эту мысль можно пояснить на примере мужчины-сексиста, который анализирует девушку - модель месяца в журнале "Плейбой". Он, возможно, интерпретирует ее как "сексуальную" и, следовательно, в терминах подчиняющего конструкта как "хорошую". Но даже в системе конструктов самого законченного сексиста "хороший" обычно подразумевает больше, чем "сексуальный". Например, он может интерпретировать интервью месяца в том же журнале как "хорошее", потому что оно "вдохновило" его. В этом случае конструкты "сексуальный-несексуальный" и "вдохновляющий-не вдохновляющий" будут подчиненными по отношению к подчиняющему конструкту "хороший-плохой".

Цикл О-В-И . Келли представил различные модели для иллюстрации действий человека перед лицом новой или неопределенной ситуации. Ключевым моментом является цикл ориентировка-выбор-исполнение (О-В-И), который состоит в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов и выбора того из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации.

Изменение в конструктной системе. Конструктная система позволяет человеку прогнозировать будущие события так точно, насколько это возможно. Из этого следует, что конструктная система меняется, если с ее помощью невозможно правильно прогнозировать разворачивающуюся последовательность событий. В этой связи Келли постулирует, что изменение в нашей конструктной системе имеет место тогда, когда мы встречаемся с новыми или незнакомыми явлениями, которые не согласуются с нашей предыдущей системой конструктов. Его вывод об опыте утверждает: "Конструктная система человека меняется в соответствии с успешностью интерпретации повторных явлений".

Так называемый вывод о научении предполагает, что система личностных конструктов - это набор гипотез о нашем вечно меняющемся мире, которые постоянно проверяются опытом. Обратная связь, позволяющая судить о том, насколько хорошо эти гипотезы помогли нам прогнозировать будущее, приводит к изменению конструктов, которые, в свою очередь, используются как новые гипотезы для последовательного изменения системы. Те конструкты, которые оказываются полезными, сохраняются, а остальные пересматриваются или отбрасываются. Таким образом, по Келли, конструктная система последовательно пересматривается с обоснованным отбором для принятия правильных решений.

Социальные отношения и личностные конструкты. Если, как Келли утверждал в своем выводе об индивидуальности, люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют ситуации, то, следовательно, они могут быть похожими друг на друга, если схожим образом интерпретируют свой опыт. Рыбак рыбака видит издалека. Эта идея определенно выражена в выводе об общности: "Если человек интерпретирует опыт в какой-то мере подобно тому, как это делает другой человек, то его психические процессы подобны психическим процессам другого человека. Итак, если два человека разделяют взгляды на мир (то есть схожи в своей интерпретации личного опыта), вероятно, и вести себя они будут похоже (то есть они будут схожими личностями). Необходимо заметить, что люди похожи не потому, что они пережили одни и те же события в жизни, и не потому, что их поведение похоже - они похожи потому, что события для них имеют приблизительно одинаковое психологическое значение. В соответствии со своей когнитивной ориентацией, Келли опирается на интерпретацию, а не на прошлый опыт или наблюдаемое поведение.

Вывод об общности подразумевает, что схожесть, очевидная среди представителей одной культуры, это не только схожесть в поведении. Келли полагал, что люди одной культуры интерпретируют свой опыт почти одинаково. "Культурный шок", часто переживаемый, когда человек сталкивается с представителем другой культуры, является результатом различий в том, как они интерпретируют события. В поддержку этой точки зрения можно привести недавние исследования, показывающие, что культурные различия коренятся в разнице конструктов, которые используют люди.

Вывод об общности, сформулированный Келли, очень важен для сферы человеческих отношений. В частности, он предлагает возможную, объединяющую связь между индивидуальной и общественной психологией . Безоговорочное утверждение, что устойчивые и искренние человеческие отношения не могут развиваться, если по крайней мере один из людей не пытается встать на место другого, может объяснить те проблемы общения, которые возникают у людей в самых разных ситуациях, начиная от каждодневных разговоров (с родителями, родственниками, друзьями, соседями) и кончая международными делами. Мир без войны может, в конечном итоге, зависеть от возможности людей (особенно глав государств) точно анализировать интерпретационные процессы других.

Для исследования ролей личн. Келли разработал репертуарный тест ролевого конструкта (РЕП-тест).

Когнитивное направление персонологии подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека. Джордж Келли был одним из пионеров этого направления со своей теорией личностных конструктов. Он основал свой подход на философии конструктивного альтернативизма, которая гласит, что любое событие для любого человека открыто для многократного интерпретирования. Келли сравнивал людей с учеными, постоянно высказывающими и проверяющими гипотезы о природе вещей для того, чтобы можно было дать адекватный прогноз будущих событий. Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Келли создал теорию, в которой все конструкты имеют определенные формальные свойства: диапазон применимости и проницаемость-непроницаемость.

Теория Келли сформулирована в одном основном постулате и 11 вытекающих из него выводах. Первый утверждает, что личностные процессы имеют психологически проложенные русла, в которых люди прогнозируют события, а выводы объясняют, как функционирует конструктная система, как она изменяется и влияет на социальные взаимодействия.

Личность как система личностных конструктов. Типы конструктов: вербальный и довербальный, центральный и периферический, главенствующий и подчинённый. Репертуарный тест личностных конструктов (Реп-тест). Когнитивная сложность – простота. Психологический рост как изменение системы личностных конструктов.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх