План египетского сада и его описание. Сады Древнего Египта, их значение в истории ландшафтного искусства

Глава «Сады Древнего Египта». «Сады через века». Рандхава М.С. Перевод с английского: Ардашникова Л.Д., издательство «Знание», Москва, 1981 (Mohindar Singh Randhawa, "Gardens Through the Ages", Macmillan Co. Delhi. India. 1976)

Коренные сельскохозяйственные преобразования пришли из Месопотамии в Египет примерно в 4600 г. до н. э.

Египет в эпоху, предшествовавшую древнему царству, представлял собой страну с высокоразвитой цивилизацией. История сохранила нам множество подробностей, свидетельствующих о тогдашнем уровне его культуры.

Вдоль берега Фаюмского озера в V тысячелетии до нашей эры находились поселения. Уровень воды в озере был на 180 футов выше, чем в настоящее время. Жители выращивали пшеницу двузернянку, ячмень, лен, из которого ткали полотно; содержали домашних животных: овец, коз и свиней. Они пользовались серпами с кремневыми наконечниками и каменными топорами.

Важнейшей составной частью цивилизации Египта являются его искусство и особенно архитектура и скульптура. Их отличают великолепие, величавость, монументальность. Арка, свод, колонна стали вкладом Египта в архитектуру мира. Уилл Дурант в своей книге «История цивилизации» отмечает, что в истории скульптуры нет ничего более прекрасного, чем диоритовая статуя фараона Хефрена, брата знаменитого Хеопса, которая находится сейчас в Каирском музее. Статуя дошла до нас почти неповрежденной; высеченная из труднообрабатываемого камня, она живо свидетельствует о своеобразии творческого почерка ее создателя.

Судя по данным археологии, в Древнем Египте было широко распространено садоводство. Фрукты, семена и части растений обнаружены в местах погребений. Многие растения изображены на надгробных памятниках. Рисунки свидетельствуют, что у египтян существовали сады двух видов: светские и сады при храмах.

Известен сад при храме Амона-Ра в Карнаке, который существовал еще со времен правления Тутмоса III, примерно с 1500 г. до н. э. Этот расположенный террасами сад - лишнее подтверждение проникновения метода ландшафтной планировки из Месопотамии в Египет.

Священными деревьями в Египте считались сикамор античный, можжевельник, тамариск и нильская акация. Сикамор античный связывали с именем Нут - богини неба. На некоторых памятниках изображены крестьяне, складывающие к подножию сикамора жертвоприношения: фрукты, овощи, воду в кувшинах.

Умирающий и воскресающий Осирис был в представлении древних богом плодородия и царем загробного мира. В Дендорахе деревом Осириса считалось хвойное. Гроб с его телом изображался как бы внутри дерева. Шишку сосны, часто фигурирующую на памятниках, трактуют как жертвоприношение Осирису. Манускрипт, хранящийся сейчас в Лувре, повествует о том, что кедр возник по воле бога плодородия.

Сикамор и тамариск также считались деревьями Осириса: в посвящениях говорится, что бог плодородия отдыхал под этими деревьями. А его мать, богиня неба Нут, часто изображалась на фоне сикамора. В погребении в Диосполис Нарва изображен тамариск, поникший над саркофагом Осириса. Некоторые из скульптур в огромном храме в Фивах изображают тамариск и двух человек, льющих на него воду. Древние ваятели, очевидно, хотели сказать этим, что Осирис был почитателем деревьев. Предание гласит, что Осирис запрещал повреждать фруктовые деревья и перекрывать источники воды, которые так важны для орошения жарких южных земель.

Имеются данные, подтверждающие, что каждый храм имел свое священное дерево и свои священные рощи. Сохранились записи, из которых явствует, что редкие растения привозились из завоеванных стран как ценная добыча; корни растений аккуратно упаковывались в ящики с землей, а потом «трофеи» высаживались вокруг храмов и дворцов.

В египетской символике и украшениях изображение лотоса встречается повсюду. Миф повествует, что из цветка лотоса родился Гор - восходящее солнце; лотос был символом воскресения. На алтаре жертвоприношения всегда лежали цветки лотоса.

Дворцы и дома богатых вельмож и жрецов обычно располагались среди садов или участков, засаженных деревьями и окруженных стенами.

Изображения в усыпальнице Нембамунов (около Фив) дают ясное представление о светском саде. Здесь растут кувшинки, васильки и маки; отчетливо видна аллея из финиковых пальм, чередующихся с сикаморами.

Выращивали египтяне и инжир. Одна из картин запечатлела обезьян, собирающих инжир. Это позволяет предположить, что египтяне, как и малайцы, обучали обезьян собирать фрукты с деревьев.

На некоторых картинах изображены перголы - беседки, увитые виноградом. Во времена восемнадцатой династии египтяне выращивали черный, пурпурный, красный, белый и бледно-зеленый виноград, культивировали гранат, росший дико в Гималаях, Афганистане, Персии и Палестине. У древних египтян были очень популярны арбузы, цикорий и лук. Крокусы, мак, кувшинки, шафран, лилия белая выращивались в основном как лекарственные растения, а иногда и просто для красоты.

Как обеспечивалось водоснабжение? Египтяне создали систему каналов. Огромные сады фараонов и знати орошались каналами, по которым шла вода из Нила. Маленькие сады снабжались водой из колодцев, аналогичных тем, которые используются в Индии: уравновешенная перекладина, действующая как рычаг для поднятия воды.

Крупный вклад в дело интродукции растений и садоводства внес Рамсес III (1198- 1166 гг. до н. э.). Во времена его правления стали практиковать посадку небольших деревьев и кустарников в крупные декоративные глиняные вазы. Позднее эта практика была заимствована Римом и садоводами итальянского Ренессанса.

В период правления Рамсеса III было создано 514 садов. Главным их назначением было обеспечение храмов маслом, вином, древесиной и ароматическими травами. Но наряду с этим сады играли не менее важную декоративную роль.

садовый парковый возрождение

Сады Древнего Египта

Историческая справка

Сады в Древнем Египте получили широкое распространение. Происходя, предположительно, от орошаемых Нилом огородов, с ростом благосостояния Египта они выросли в роскошные комплексы с прудами, цветами, статуями, тенистыми аллеями из фруктовых деревьев. Сады разбивались вокруг храмов, дворцов и особняков богатых египтян. Помимо этого вокруг гробниц разбивали так называемые могильные сады

Обширные сады разбивались вокруг храмов. В храме Амона в Карнаке было двадцать шесть огородов, а также древний ботанический сад, содержащий, согласно надписям «все виды прекрасных цветов и причудливых растений, найденных на благословенной земле, завоеванной Его Величеством».

Существовало два основных типа египетских садов: при храмах и при жилых домах. Прославление неограниченной власти фараонов было идеологической целью садово-храмового строительства. В основе композиции - регулярность и прямолинейность планировки, обусловленная системой орошения. В садово-парковом строительстве Древнего Египта использовалось большое количество заморских растений и цветов, что свидетельствует о высоком развитии агротехники.

Особенности:

  • 1. Композиция египетских садов главным образом была основана на принципе геометрических построений
  • 2. сады разбивались на выравненном месте и только в редких случаях на террасах
  • 3. Сады имели прямоугольную формы и были симметрично распланированы
  • 4. Характерной особенностью египетских садов является пруд, расположенный чаще всего в середине
  • 5. Около прудов строились павильоны, беседки и часовни для домашних богов

Зодчие:

  • 1. Имхотеп
  • 2. Хемиун
  • 3. Инени
  • 4. Сенмут

Сады Амона в Карнакском храме

Сады Амона в Карнакском храме, нач. 14 века до н.э.

Храм в Карнаке с его воротами, внутренними двориками и залами, бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками - значительнейший храмовый комплекс Древнего Египта. Он назывался Ипет-Сут и долгое время являлся главным святилищем страны. Все фараоны эпохи Нового царства считали своим долгом и первостепенной заботой обустраивать и украшать его, привлекая для этого лучших зодчих, скульпторов и художников Египта. Храм в Карнаке посвящен богу Амону - во времена Нового царства он был признан ипостасью бога Солнца Ра. В честь Амона-Ра, «царя всех богов», слагались гимны, в его честь строились величественные храмы.


Аллея сфинксов с бараньими головами

С южной стороны храма находится Священное озеро. На нем находилась пристань, к которой причаливали сделанные из кедра священные ладьи со статуями великой триады богов - бога Солнца Амона-Ра, его супруги богини неба Мут (Нут) и их сына Хонсу, бога Луны. Отсюда брала свое начало торжественная процессия, связанная с ритуалом встречи и перенесения в святилище священной ладьи. Эта церемония происходила в храме ежегодно и собирала толпы паломников.

Карнакский храм, нач. 14 века до н.э.

К южной части храмового ансамбля примыкают храмы богини Мут и бога Хонсу. В древности их окружали обширные «священные сады». Храм богини Мут начал закладывать еще Сенмут, зодчий царицы Хатшепсут. Храм Хонсу был построен при фараоне Аменхотепе III. Аллея сфинксов с бараньими головами ведет от него к другому великому храму Египта - храму Амона-Ра в Луксоре.

Сады Вавилона

Историческая справка

Вавиломн - древний город вМесопотамии на берегах реки Евфрат, важный экономический, политический и культурный центр Древнего мира. Столица Вавилонского царства (Вавилонии) (II-I тыс. до н.э.). В VI-IV вв. до н.э. - крупнейший город мира с населением около 150 тысяч жителей. Вавилон иногда называют первым мегаполисом в истории человечества. Город занимает важное место в христианской эсхатологии, а также является известным символом современной культуры.

Особенности:

  • 1. Культ воды. Вода считалась источником доброй воли - это культ плодородия. Вода - это так: же мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.
  • 2. Вавилонские зиккураты служили монументальным увенчанием всему окружающему архитектурному ансамблю и пейзажу
  • (Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. За уступом, окрашенным в черный свет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный.)
  • 3. магический образ Зверя
  • 4. культ небесных светил

Зодчие:

Навуходоносор, Арадаххеш

Висячие сады Семирамиды. 6 в до н.э.

Висямчие садым Семирамимды - одно из Семи чудес света. Более корректное имя для этого сооружения - Висячие сады Амитис (по другим источникам - Аманис): именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора II, ради которой сады были созданы. . Предположительно располагались в древнем государстве Вавилон, возле современного города Хилла.


Висячие сады Семирамиды. 6 в до н.э.

Устроены сады были в виде пирамиды с четырьмя платформами-ярусами, опирающимися на 20-метровые колонны. Самый нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, длина которого в разных частях варьировалась от 30 до 40 метров

Издалека пирамида выглядела, как вечнозеленый и цветущий холм, купающийся в прохладе фонтанов и ручейков. В полостях колонн были расположены трубы, и сотни рабов постоянно вращали специальное колесо, подающее воду к каждой из платформ висячих садов.

Расцвет садов Семирамиды длился около 200 лет, после чего во времена гегемонии персов дворец пришел в запустение. В нем лишь изредка останавливались цари Персии во время редких поездок по империи. В 4 м веке дворец был облюбован Александром Македонским в качестве резиденции, став последним местом его пребывания на земле. После его смерти 172 обставленные с роскошью комнаты дворца окончательно пришли в упадок - за садом окончательно перестали ухаживать, а сильные паводки повредили фундамент, и сооружение рухнуло. Находилось это чудо в 80 километрах к юго-западу от современного Багдада, на территории Ирака

Сады Древней Греции

Историческая справка

В Древней Греции садовое искусство связано с завоевательными походами Александра Македонского. В древнегреческий ландшафтный дизайн было включено азиатское садовое искусство.

Самыми распространенными и свойственными исключительно для Древней Греции видами озеленения являлись такие как герроны, больше популярные кА божественные рощи, частовладельческие сады и философские сады. Причем, герроны в большинстве случаев носили исключительно мемориальный характер, их использовали в процессе создания различных архитектурных сооружений, скульптур, а также лесных массивов с источниками.

Главные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми».

Особенности:

  • 1. сочетание природных композиций с малыми архитектурными формами.
  • 2. Сады обустраивались прямолинейными дорожками и аллеями, украшались вазами, колоннами, скульптурой.
  • 3. В садах и парках создавались искусственные водоемы, фонтаны и источники.
  • 4. Равновесие и симметрия
  • 5. использовали террасирование

Зодчие:

Лисикрат, Скопас, Фидий

Афинский акрополь. II век до нашей эры

Афимнский акромполь - акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).

Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные предметы культа. Акрополь также называют «Кекропс» (Kekrops) - в честь Кекропса, который по легенде был первым царем Афин и основателем Акрополя.


План Афинского акрополя

в Акрополе велось большое строительство. При тиране на месте царского дворца был построен храм богини Афины В 480 году до н.э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами.

В 447 году до н.э. по инициативе на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору которому, видимо и явился автором проекта, лёгшего в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

Афимнский акромполь

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце XIX века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры сейчас заменены копиями.

Сады Древнего Рима

Историческая справка

Создавались под влиянием древнеегипетской, персидской и древнегреческой садовой техники.

Частные римские сады были обычно разделены на три части. Первая - открытая терраса, которая была соединена с домом портиком. Вторая часть - была садом с цветами, деревьями и служила для прогулок и созерцания. Третья часть - представляла собой аллею.

В древнеримских садах использовались сложные гидротехнические сооружения - искусственные водоёмы и фонтаны.

Различные версии устройства римских садов использовались в римских поселениях в Африке, Британии.

Принципы оформления римских садов позднее применялись в садово-парковом искусстве эпохи Возрождения, барокко, неоклассицизма.

Особенности:

  • 1. Здесь формируются такие сады, как священные рощи, общественные сады, сады при виллах, сады-ипподромы, сады-перестили.
  • 2. В объеме жилого дома находились внутренние дворы, окруженные колоннадой. Они оформлялись цветами, кустарниками, скульптурой, снабжались водой.
  • 3. Большинство садов устраивались на террасированных склонах, их украшали цветами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями и фонтанами.
  • 4. Именно в ландшафтном дизайне Древнего Рима появились перголы, аллеи, топиарное искусство (фигурная стрижка).
  • 5. Регулярная планировка

Зодчие:

Юлия Домна, Гней Помпей

Плодовое садоводство в Риме

План сада Древнего Рима

Кроме декоративного сада, в римских виллах, как и у греков, имелись плодовые деревья, виноградники и огород. Но и этим насаждениям римские садовники придавали декоративный вид. Прямые аллеи, обсаженные ирисом, гвоздикой, гладиолусами, маком, разделяли фруктовый сад и огород на правильные участки.

Плодовое садоводство в Риме стояло тогда на таком высоком уровне, что садовники делали сложные прививки одних растений на другие.

Сады для гулянья


Подстрижка деревьев в Древнем Риме

Прогулочный сад начинался от террасы и ее лестниц. Прямые симметричные дорожки и аллеи были выложены каменными плитами и обсажены небольшими деревьями, группами кустов (роз, мирты, олеандра, жасмина, граната) и окаймлены изгородью из букса, лавра, розмарина.

Вилла Адриана

Наиболее крупная и богатая вилла «Тибуртина» принадлежала императору Адриану, созданная уже в серебряном веке Рима (121 - 131 гг.). Она находилась в 25 километрах к востоку от Рима, около Тиволи. Для этой виллы уничтожали горы, прорезывали ущелья, насыпали холмы, создавали искусственные озера, - словом, рабы переделывали природу, украшая сады по выработанному плану красивыми ландшафтами.


Вилла Адриана. Храм Венеры

Наряду с прекрасными копиями Адриан собрал в своей вилле и подлинные произведения греческого искусства. Это действительно была вилламузей. Вилла, или вернее, целый город великолепных зданий занимал площадь около 5 кв. километров и был окружен стеною в 9 метров высотой.

Древние постройки виллы Адриана грандиозны и величественны, как грандиозны в Риме Колизей, храм Венеры и термы (бани) Каракаллы.

Среди развалин виллы сохранились великолепные уголки: то кольцевой водоем среди здания, окруженный колоннами, то мозаичный пол, то высокая стена - и за ней узкая аллея темных остроконечных кипарисов.

Вдали темно-зелеными зонтами стояли пиннии - итальянские сосны, высокие кипарисы, ливанские кедры с плоскими кронами и рощи серебристых олив с их растрескавшимися стволами. Нет только цветов, которых, вероятно, когда-то здесь было очень много.

Древнейшие сады мира
Считается, что первой цивилизацией, культивировавшей искусство создания садов и парков, был Древний Египет. Археологические находки, барельефы, рисунки и надписи не оставляют сомнений в том, что у египтян, от фараона до простолюдина, существовало благоговейное отношение к садам как к дарам небес. Например, надпись на гробнице видного сановника рассказывает, что он построил дом, вырыл бассейн и посадил деревья. Под сады отводились
огромные пространства и в частных владениях, и на городских площадях. Один из таких садов изображён на стене зала Анналов в Карнакском храме: фараон Тутмос III отдыхает среди тенистых деревьев. Садами славилась древняя столица Фивы. Существовали сады и при больших храмах, например храмах Ментухотепов.

Фараон Рамсес III расширил сады и леса. «Я заставил плодоносить все деревья и растения на земле. Я сделал так, чтобы люди могли сидеть в их тени», - говорил он. Фараон разбил огромные сады в резиденции своего
прославленного предка Рамсеса II, вдоль священного пути устроил роскошные цветники, посадил виноградники, чтобы у бога Атума было вдоволь вина, и оливковые рощи, дававшие «наилучшее в Египте масло, чтобы ярко горело пламя в священном дворце». Более других Рамсес III почитал храм Хора: «Я заставил расцвести священную рощу, которая находится в его ограде. Я заставил зазеленеть папирусы, как в болотах Ахбит (где, согласно мифу, жил Хор-младенец). А Они были в небрежении с древнейших времён. Я сделал цветущей Священную рощу твоего храма и дал ей место, которое было пустыней. Я назначил садовников, чтобы всё плодоносило». Знаменит был и парк царицы Хатшепсут, а фараон Тутмос IV привёз из похода в Палестину коллекцию редких растений и приказал сделать барельеф с их изображением. Это древнейшее свидетельство о ботаническом саде.

После каждой военной кампании сады египтян пополнялись новыми растениями. Из Персии они вывезли резеду, мак, мирту и клещевину, из семян которых получали масло для обрядовых действ. В царствование Клеопатры (I в. до н. э.) в Египте увлекались разведением роз. Их лепестки толстым слоем устилали полы пиршественных залов прославленной царицы, розовые венки украшали головы пирующих, возлежавших на подушках, наполненных розовыми лепестками. Благоухающие розы обвивали кубки с вином, стены и колонны залов. Прекрасным садам Клеопатры и её розовым пирам пытались подражать знатные римляне. За цветы, вывозившиеся целыми кораблями, они платили египтянам огромные деньги.
Вероятно, именно в Древнем Египте были созданы первые образцы регулярной планировки садов, сочетающие красоту и пользу, изящество и утилитарность. В гробнице одного из полководцев фараона Аменофиса III в Фивах сохранилось изображение сада как бы с птичьего полёта: на квадратном участке земли, окружённом высокой стеной, симметрично расположены аллеи деревьев и изысканной формы бассейны с водоплавающими птицами, а в середине сада разбит виноградник. Здесь же находится жилой дом.

В тени деревьев нередко ставили изящные беседки для трапез. Под деревянными навесами в кувшинах охлаждались напитки, а на столах и подставках красиво размещались изобильные яства. Воздух был напоён ароматом цветов. Более всего чтили лотос, посвящённый богу заходящего Солнца Осирису и богине плодородия Исиде. В садах, как правило, устраивали квадратные или прямоугольные пруды либо бассейны, облицованные камнем; в них цвели водяные лилии и плавали утки. Иногда разводили почитавшихся священными крокодилами, змей, ящериц и т. п. Пруды с папирусами, кувшинками и лотосами положили начало так называемым водяным садам. Каменные ступени вели к причалу, где для увеселения хозяев и гостей почти всегда стояла лодка.

Из всех садовых работ самой трудоемкой являлся полив. Еще в эпоху среднего царства садовники ходили к водоёму с глиняными кувшинами - прообразами лейки, подвешивали их на коромысло и приносили к главной канаве; вылитая в неё вода растекалась по другим канавам и орошала сад. Эта однообразная и тяжёлая работа отошла в прошлое лишь с изобретением шадуфа. На берегу водоёма вкапывали массивный столб высотой примерно в два человеческих роста, к нему прикрепляли длинный шест, вращавшийся во всех направлениях. К толстому концу шеста привязывали камень, а к тонкому подвешивали на верёвке холщовый или глиняный сосуд. Верёвку тянули вниз и наполняли сосуд, а потом его поднимали вверх и выливали воду в жёлоб. С помощью такого примитивного приспособления смогли решить проблему полива садов. Кстати, шадуфы существуют и по сей день.

Уже во времена Древнего, а тем более Среднего царства хозяин дома и в городе, и в деревне старался иметь свой сад, где выращивал фрукты и овощи. Египтяне любили прямые линии, и потому их сады разделялись на квадраты и прямоугольники ровными тенистыми аллеями из деревьев и виноградных шпалер с цветниками. Состоятельный египтянин Анена собрал в своем саду почти все деревья, росшие в нильской долине: сикомор, финиковую, фиговую, кокосовую и другие виды пальм, ююбу, акацию, тамариск, гранат, персик, тис, а также деревья, породы которых определить не удалось. Известно, однако, что их насчитывалось 18. В садах и рощах каждому виду растений — пальмам, смоковнице, эбеновому дереву — отводили отдельные симметричные квадратные участки. Растения высаживали стройными рядами по росту: самые высокие помещали ближе к ограде, а самые низкие — к середине сада, к пруду.

Если верить Страбону, то при дворце знаменитого царя Соломона (X в. до н.э.) находился бальзамический сад, где выращивали ценные пряности. Один из царских покоев напоминал павильон, украшенный деревьями и растениями из металла, сделанными так тонко и искусно, что их можно было принять за настоящие. По другим сведениям, при дворце Соломона существовал:: богатых сада с бассейнами и редкими рыбами. Древние иудеи уподобили царя могучему дереву, растущему в раю в самом центре земли. С подобными представлениями во многих религиях народов мира связана идея царя строителя святилищ с садом, где растёт древо жизни. Весь мир — это сад главного божества, а царь в нём — садовник.
Висячие сады.

Великолепные сады украшали города Древней Месопотамии. Известно, что ещё в XXII в. до н. э., в правление шумерского царя Гудеа, создавались виноградники, окружённые живыми тростниковыми изгородями. Ассирийский царь Тигратпаласар I (около 1100 г. до н. э.) с гордостью сообщал: «Кедры и буки, а также такие породы деревьев, которые никто из моих предшественников не разводил, привёз я из завоёванных мною земель и посадил в парках моей страны. Также посадил я в ассирийских парках дорогие садовые насаждения, которых раньше не было в моей стране». Удивительно, но воинственные и жестокие ассирийские цари с невероятной нежностью относились к садам, окружавшим их роскошные дворцы, всячески восхваляли и неизменно изображали на барельефах и стелах.
Но особую славу обрели вавилонские висячие сады, считавшиеся одним из чудес света и описанные античными историками Диодором, Страбоном и Геродотом. Прихотливая память потомков ошибочно связала их с именем ассирийской царицы Семирамиды. В действительности величайшие сады древности посвящались другой женщине.

Самый знаменитый царь Вавилона Навуходоносор II (605-562 гг. до н. э.), при котором город достиг невиданного расцвета, любил свою молодую жену, мидийскую принцессу. Она выросла среди зелёных холмов Мидии, наслаждаясь шелестом листьев и тенистой прохладой деревьев, и потому в душном и пыльном Вавилоне задыхалась и тосковала. Навуходоносор доказал, что любовь может творить чудеса: в самом центре жаркой и знойной пустыни он создал для жены образ её далёкой родины. Лучшие математики и зодчие обдумывали проект, лучшие строители воплощали его в жизнь, а ремесленники без устали лепили и обжигали кирпичи. Выло возведено четыре яруса прямоугольных
террас, соединённых широкими лестницами. По замечанию древнегреческого историка Диодора, они сужались кверху, «подобно театру».
Своды ярусов висячих садов опирались на высокие 25-метровые колонны. Террасы, сообщавшиеся витыми лестницами, выложили каменными плитами, покрыли слоем камыша и залили асфальтом. Потом сделали прокладку из двойного ряда кирпичей,скреплённых гипсом, а сверху положили свинцовые листы, чтобы вода не просачивалась вниз. Поверх насыпали толстый слой плодородной земли.

Создание садов явилось весьма трудоёмким делом. Из далёких краёв повозки, запряжённые быками, везли саженцы редких деревьев, завёрнутые во влажную рогожу; семена диковинных растений и трав. День и ночь рабы качали воду из Евфрата, поднимая её на верхнюю террасу, откуда журчащие струи сбегали вниз. Сад производил ошеломляющее впечатление: казалось, будто громадная зелёная, цветущая пирамида, орошаемая фонтанами, парила в воздухе.
Вавилоняне многое восприняли от своих предшественников, шумеров, для которых сады являлись одним из главных источников богатств. В древней легенде рассказывается о трудолюбивом и опытном садовнике по имени Шукаллитуда. Все его усилия вырастить прекрасный сад были тщетны: как бы заботливо он ни ухаживал за растениями, они засыхали, а яростные ветры покрывали лицо его сада «пылью гор». Тогда садовник обратил взор к небу и звёздам, изучил небесные знамения и постиг законы могущественных богов. Благодаря этому Шукаллитуда обрел новую мудрость …узнал решенья божьи.
В саду, в пяти, в десяти местах укромных,
Он там посадил по дереву, их сень — защита.
Сарбату-дерево, с листвою густою, тень его кроны — сень-защита.
Тень его ни в рассвет, ни в полдень,
Ни в сумерки никуда не уходит.
(Перевод Крамера)

Восторженные описания висячих садов оставили и современники Александра Македонского. Восхищённый красотой Вавилона, великий полководец даже намеревался сделать его столицей своей колоссальной империи. Но честолюбивым замыслам не суждено было сбыться. Летом 323 г. до н. э. в душном и раскалённом Вавилоне Александр мучился от приступов неведомой болезни. Ложе царя перенесли из дворца в сады. Наверное, здесь он вспоминал родную Македонию с её тенистыми дубравами, тосковал по запаху трав и шороху листвы. В висячих садах его и настигла смерть.
По примеру Вавилона висячие сады создавались в Древнем Египте, Греции, Риме. В XVI-XVIII вв. в Московском Кремле при жилых покоях царя и царицы устраивали особые верховые сады, изобиловавшие диковинными заморскими растениями. При императрице Елизавете Петровне висячий сад находился над колоннадой вдоль Невского проспекта и реки Фонтанки в Аничковом дворце. Возвели висячий сад и в Зимнем дворце при Екатерине Великой; он сохранился в Эрмитаже до сих пор.

Географическое положение. Древний Египет - одна из древнейших цивилизаций, возникшая на северо-востоке африканского континента вдоль нижнего течения реки Нил, который впадает в Средиземное море.

Климат. Климат Древнего Египта труднопригодный для проживания. Жаркий и засушливый, с горячими ветрами, почти полным отсутствием осадков. Всё время стоял нестерпимый зной.

Растительность. Здесь не было возможности существования древесно-кустарниковой растительности на больших площадях. Естественно произрастали: тамариксы (гребенщик французский, Бо́жье де́рево, би́серник), финиковые пальмы,

А вдоль берегов Нила: тростник, папирус, лотосы.

Исторический очерк. Строительный материалы: гранит, известняк, песчаник, которые характеризовались высокой прочностью и долговечностью.

За три тысячелетия существования египетского государства, вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства, формировалось и садовое искусство.Улицы египетских городов были прямыми, с тесно поставленными домами, на крышах которых нередко были посажены пальмы и другие растения. Сзади домов находились квадратные или прямоугольные сады, симметрично распланированные. Сады создавались при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Храмовые постройки, состоящие из нескольких дворов, аллей и колоннад умело соединялись в одно целое. Это говорит о том, что уже в Египте существовали архитектурно устроенные сады. Ряды пальм красиво сочетались с каменными колоннами. Геометрическая сетка планов городов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное использование принципа симметрии определили характер египетского сада, который сформировался как регулярный с четко выраженной главной осью.

Типы садов: сады при храмах, сады при дворцах, сады при жилых домах состоятельных владельцев,

В качестве примера рассмотрим план строения египетского сада площадью 1 га. (относится к эпохе Среднего царства – 21-18 вв до н.э.) Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной (которая защищала сад от песчаных бурь и разлива Нила). Вход отмечен пилонами (башни в форме усеченной пирамиды перед домовым храмом) и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Более крупные деревья помещали ближе к стенам ограды, затем - средние по высоте, а самые низкие - в середине сада, вокруг квадратного (прямоугольного) пруда. В этих прудах разводили папирус, голубые и белые кувшинки и священный лотос. Особенно чтили жители Египта цветки лотоса, «невесты Нила», как они называли это растение. Оно было посвящено богу Солнца Озирису и богине плодородия Изиде. Жрецы Озириса и знатные египтянки украшали себе голову цветками лотоса. Из его лепестков делали гирлянды. Листья лотоса использовали как сосуды и тарелки. Эти пруды положили начало так называемым теперь «водяным садам».

Рассмотренный сад-образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки: входную площадку, перголу, водоемы, посадки. Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения - лотос, папирус и др.

В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты (растения, выращенные в грунте за пределами ареала их природного распространения) - инжир, гранат, розы, жасмин. В больших садах отводили каждому виду растений - пальмам, смоковницам, декоративным растениям - отдельные, строго симметричные квадратные участки. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Пальмы, гранаты, смоковницы, лимоны, розы заполняли сады. Пальмы, по представлению египтян, обеспечивали владельцу радость; смоковницы - богатство и знание сокровенного; черное (эбеновое) дерево - богатство и счастье. Эти деревья были для египтян священными. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки. Египетские садовники, специальность которых особенно ценилась в те времена, выводили розы, ландыши и левкои в течение круглого года. Здесь росли резеда, мак, мирта, вывезенная из Персии клещевина, из семян которой получали масло для освещения храмов. Благовонное масло «сузинон» изготавливали из лилий. Лилия для египтян служила символом надежды и краткости жизни.

Функции сада. Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.

Стилевые особенности. В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:

Регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;
- формирование замкнутых композиций;

Центром ансамбля всегда являлось главное здание;

Наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;
- использование ритма как композиционного приема;
- применение аллейных и рядовых посадок;
- использование экзотов в ассортименте древесных растений.

Древний Египет как самостоятельное государство был основан в IV тысячелетии до н.э. Развитие государства плотно связано с долиной Нила, несущего свои воды с юга на север в Средиземное море. В долине естественно произрастали тамариксы и финиковые пальмы, а вдоль берегов Нила - тростники, папирусы, лотосы. Жаркий и засушливый климат с горячими ветрами, почти полным отсутствием осадков исключал возможность существования древесно-кустарниковой растительности на сколько-нибудь значительных площадях. Древними египтянами была создана развитая ирригационная система с каналами, обеспечивающими водой поля, и гидротехническими устройствами, защищающими города и поселения от наводнений во время разлива реки. Из ценного строительного материала, которым был богат Древний Египет, - гранита, известняка, песчаника и др., возводились великолепные дворцы, долговечные храмовые комплексы и пирамиды, частично сохранившиеся до наших дней.

За три тысячелетия существования египетского государства вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства формировалось и садовое искусство. Сады создавались при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, которые имели прямолинейную сетку плана. Улицы, ориентированные на дворцы и храмы, играли роль парадных дорог для процессий и имели значительную ширину (до 40 м), рассчитанную на движение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании с пальмами. Использование такого приема давало ритмическое чередование стволов, затененных участков дороги, скульптурных изображений.

На территории храмового комплекса эта дорога становилась продольной композиционной осью, являющейся одновременно и осью симметрии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались пространства и объемы, которые по мере продвижения последовательно изменялись в размерах в сторону увеличения или уменьшения. В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования открытых, освещенных солнцем внутренних дворцов с темными пространствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного изменения их размеров при движении.

Геометрическая сетка планов городов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное использование принципа симметрии определили характер египетского сада, который сформировался как регулярный с четко выраженной главной осью. В качестве примера приводится план строения египетского сада площадью 1 га. Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилонами и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Рассмотренный сад-образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки: входную площадку, перголу, водоемы, посадки. Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения - лотос, папирус и др. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты - инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки.

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций. В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:

Регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;
- формирование замкнутых композиций;
- наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;
- использование ритма как композиционного приема;
- применение аллейных и рядовых посадок;
- использование экзотов в ассортименте древесных растений.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх