Опыты с воздухом. Интересные эксперименты с воздухом Опыты с воздухом для воспитателей

Технологическая карта опытническая учебной деятельности

О бразовательная область: «Познание», «Здоровье»

Раздел: Естествознание

Т ема: « Секреты нашего здоровья »

Цель: Расширить представления детей о значении воздуха в жизни человека. Дать представление о том, что для того, чтобы быть здоровыми нужен чистый воздух.

Задачи:

Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Научить детей выполнять элементарные опыты. Вызвать интерес к исследовательской деятельности. Развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи и делать выводы на основе элементарного опыта.

Формировать начальные экологические представления

Словарь: о богащать и активизировать лексикон словами-названиями опытов.

СР: учить детей отвечать на вопросы воспитателя, участвовать в диалоге.

П редварительная работа: разучивание стихов о воздухе, разгадывание загадок.

О борудование: полиэтиленовые пакеты, прозрачные стаканчики с водой, воздушные шары, коктейльные трубочки, салфетки, перышки.

Словарная работа : прозрачный, чистый. легкий

Полилингвальный компонент: молдір - clear -прозрачный, таза-чистый- tide

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Предлагает организовать круг радости :

Создаёт мотивацию к образовательной деятельности : Пришло смс сообщение от Лунтика .

Читает детям сообщение , что он отправил детям посылку с письмом.

Сообщает, что видела какую – то красивую коробку в приёмной на шкафу.

Дети встают в круг берутся за руки.

Повторяют слова и движения за педагогом:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Организационно – поисковый

Заносит коробку в группу, читает письмо

Рассматривает с детьми пострадавший шарик.

Вопрос детям:

Как вы думаете, почему шарик стал маленьким? Что внутри шарика?

Ставит перед детьми проблемную ситуацию:

Как помочь Лунтику?

Побуждает на решение проблемы:

    Чтобы помочь Лунтику, нужно узнать всё про воздух

Помогает детям познакомиться со свойствами воздуха:

Мы с вами дышим воздухом, мы его видим?

Опытническая деятельность: Как увидеть воздух.

Опыт «С салфеткой»

А у меня к вам еще вопрос. Вы выдыхаете воздух, значит, он есть внутри нас. Но как он к нам попадает?

Педагог отмечает, все люди дышат через нос.

Предлагает показать, как дышат носики. Приложить салфетку к лицу.

Как ещё можно увидеть воздух

Опыт с «трубочкой»

Вопросы детям:

Что происходит?

Что вы увидели?

Опыт с полиэтиленовыми пакетами

Можно ли поймать воздух?

Предлагает попробовать «поймать воздух».

Демонстрирует пакет.

Что находится в пакете?

Предлагает взять пакет раскрыть его двумя руками, зачерпывающими движениями «поймать воздух».

Вопросы:

Что сейчас в пакете? Какой стал пакет? Цвет пакета изменился?

Какого цвета воздух?

Вывод: воздух не имеет цвета, он прозрачный.

Пакет тяжёлый?

Предлагает сделать вывод

Опыт с веерами

Можно почувствовать воздух?

Предлагает закрыть глаза, машет веером на детей.

Что вы ощущаете?

Опыт «Как услышать воздух»

Можно ли услышать воздух?

Предлагает сдавливать пакет и прислушаться, что происходит.

Что слышите?

Что происходит?

Вопросы детям:

Человек может жить без воздуха?

Каким воздухом нужно дышать?

Какая была салфетка?

Какая она стала?

Продолжает беседу о свойствах воздуха: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо нам приготовили.

Опыт «Воздух может переносить запахи»

Сообщает, что сейчас дети узнают, о том, что воздух переносит запахи на опыте.

Приглашает на ковёр, сообщает что, вначале должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.

Предлагает взять пёрышки, положить на ладонь.

Предлагает с закрытыми глазами ощутить аромат.

Распространяет на детей ароматы: духи, приправа, кофе, апельсин.

Отмечает, что сегодня узнали, для здорового образа жизни, нам нужен воздух, что для этого нужно делать

И ещё что мы узнали? Какой нам нужен воздух, чтобы мы были здоровыми?

Предлагает передохнуть

Проводится физминутка на английском языке.

Сообщает, что дети помогли Л, шарик стал большим, мы узнали почему Л закашлял.

Ставит проблемную ситуацию. Каким образом можно отправить посылку обратно Лунтику.

Предлагает соорудить железную дорогу из Лего-конструктора.

Рассматривают посылку от Лунтика,

слушают письмо.

«Дорогие ребята, мне на День рождение подарили воздушные шары, но один из них на утро стал маленьким, что, же случилось с шариком? Помогите понять что.

Ребята, я хотел приехать к вам сам, но не могу потому, что заболел, у меня кашель.

И может быть, вы сможете сделать шарик прежним большим и красивым.

Спасибо, ваш друг Лунтик».

Высказывают свои предположения:

    сдулся

    воздух

Надо шарик сделать большим.

Наполнить его воздухом

дети делают вывод:

    воздух невидим

Проходят в «лабораторию». Надевают фартуки

- Через нос

Замечают, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится.

Мы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок

По показу педагога опускают конец трубочки в воду и дуют в нее.

Идут пузырьки

Это выходит воздух

Дети не знают ответа, высказывают предположения

Обращают внимание на пакет,

Отмечают он пустой, плоский.

Берут пакет двумя руками, раскрывают производят зачерпывающие движения, наполняют пакет воздухом.

В пакете воздух

отмечают, что он стал большой, выпуклый, он раздулся.

Остался такой же

Бесцветный

Пакет легкий,

Дети отмечают - воздух не имеет веса

Дети задумываются

Вывод: Воздух невесомый

Дети отвечают, что не чувствуют воздух

Ощущают дуновения ветерка

Ветерок

Вывод: воздух можно почувствовать

Дети не знают ответ

Сдавливают постепенно пакет, прислушиваются.

Шипение

Так выходит воздух.

Делают вывод – воздух можно услышать

Опыт: на коврик кладут белую влажную салфетку и стучат по ковру.

Чистая, белая

Серая, грязная

Вывод: воздух вокруг нас должен быть чистым.

Внимательно слушают педагога.

Рассказы детей о том, как они догадываются, что готовит мама.

Проходят на ковер для дальнейших действий.

Присаживаются на стулья, берут в руки перышко, кладут на ладонь.

По показу образца педагога. Делают глубокий вдох и сильно выдувают его на пёрышко. Чтобы пёрышко улетело как можно дальше всех.

Дети закрывают глаза.

По запаху определяют какой аромат перенес воздух.

Так пахнет апельсин

Это пахнут духи и т.д.

Вывод: сам воздух не имеет запаха, но может переносить запахи, ароматы.

Проветривать комнату, ходить на прогулку, делать влажную уборку.

Воздух должен быть чистым.

Повторяют слова движения за педагогом.

Ответы детей:

На машине

На автобусе

По железной дороге.

Останавливают выбор на железной дороге.

Проходят к рабочим столам. Выполняют коллективную работу по постройке железной дороги. Скрепляют детали между собой. После окончания «дороги» оправляют посылку Лунтику.

Рефлексивно – корригирующий

Рефлексивная беседа : Сообщает подарок от Лунтика воздушный шарик. Сейчас мы с вами будем передавать его по кругу и рассказывать, что мы сегодня выяснили о воздухе.

Дети передают шарик и говорят, что они узнали, что воздух бесцветный, не пахнет, но переносит запах. Легкий, его можно услышать и почувствовать. Что для здоровья нужен чистый воздух.

Предпологаемый результат

Воспроизводят: Слова на казахском языке. мөлдір – прозрачный, таза – чистый; жөніл -легкий

Понимают: свойства воздуха(бесцветный, не пахнет, легкий, не видимый)

Применяют: навыки опытнической деятельности.

Опыты и эксперименты с воздухом.

ВОЗДУХ - это смесь газов, главным образом азота и кислорода, образующая земную атмосферу. Воздух необходим для существования подавляющего числа наземных живых организмов: кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в клетки организма, где создается необходимая для жизни энергия. Из всех разнообразных свойств воздуха важнее всего то, что он необходим для жизни на Земле. Существование людей и животных было бы невозможно без кислорода. Но, так как для дыхания нужен кислород в разбавленном виде, наличие других газов в воздухе тоже имеет жизненно- важное значение. О том, какие газы находятся в воздухе, мы узнаем в школе, а в детском саду мы познакомимся со свойствами воздуха.

«Игры с воздушными шариками».

Цели: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его; развивать любознательность, внимание; поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов; развивать связную речь; активизировать словарь.

Оборудование: 2 воздушных шарика.

Методические приемы : Предложить детям рассмотреть 2 воздушных шарика.

Поиграть с ними. С каким шариком удобнее играть? Почему? (с тем, который больше надут, т.к. он легко отбивается, «летает», плавно опускается).

Обсудить причину различий: один упругий, а другой мягкий. Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (больше надуть). Что находится внутри шарика? Откуда берется воздух? (его выдыхают).

Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха.

«Почему появляется ветер».

Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно - следственные связи.

Оборудование: Полоски бумаги.

Методические приемы: Предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно.

Вывод: если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится « ветрище», а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, получится

«ветерок». Ветер - это движение воздуха.

«Вертушка».

Цель :

Материал: Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага, ножницы, палочки, гвоздики.

Методические приемы: Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки).

Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции.

Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.

«Реактивный шарик».

Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материал: Воздушные шары.

Методические приемы: Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета.

Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону.

Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

«Парашют».

Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материалы: Парашют, игрушечные человечки, емкость с песком.

Методические приемы: Дети рассматривают парашют, проверяют его в действии. Взрослый предлагает детям опустить игрушечного человечка на парашюте и без него.

Дети опускают со стула человечка на пол, а затем - в песок, обращая внимание на вмятину в песке после спуска человечка. Делают вывод о силе удара в обоих случаях. Выясняют, почему с парашютом снижение медленнее,

а удар слабее (воздушное давление сдерживает падение); что надо сделать, чтобы парашют снижался медленнее (надо увеличить купол парашюта).

Дети запоминают, что при увеличении купола сопротивление воздуха парашюту будет большим падение - более медленным; при уменьшении купола сопротивление воздуха парашюту будет меньшим, а падение более быстрым.

«Движение воздуха».

Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.

Методические приемы : Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.

Вывод: воздух не «невидимка» , его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.

« Воздух работает».

Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

Материал: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

Методические приемы: Дед Знай предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее.

Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Почему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.

Дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком.

«Способ обнаружения воздуха, воздух невидим. Опыт 1».

Цель: Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.

Материалы: Пустая стеклянная банка 1,0 литр, бумажные салфетки – 2 штуки, маленький кусочек пластилина, кастрюля с водой.

Методические приемы : Попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку. Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем.

Вывод: Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.

«Способ обнаружения воздуха, воздух невидим. Опыт 2»

Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.

Материалы: Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок, мелкие игрушки.

Методические приемы : Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.

Вывод : Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.

«Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем».

Цель: Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

Материалы: Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей, коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей, полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве соответствующем числу детей.

Методические приемы : Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.

Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

«Воздух может перемещаться»

Цель : Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.

Материалы : Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном), сдутый воздушный шарик, кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.

Методические приемы: Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.

Вывод: Воздух может перемещаться.

«Из закрытого пространства воздух не перемещается ».

Цель : Доказать, что из закрытого пространства воздух не может переместиться.

Материалы: Пустая стеклянная банка 1,0 литр, стеклянная кастрюля с водой, устойчивый кораблик из пенопласта с мачтой и парусом из бумаги или ткани, прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном), сдутый воздушный шарик.

Методические приемы : Кораблик плавает на воде. Парус сухой. Можем ли мы опустить кораблик на дно кастрюли и не замочить парус? Как это сделать? Берем банку, держим ее строго вертикально отверстием вниз и накрываем банкой кораблик. Мы знаем, что в банке воздух, следовательно – парус останется сухим. Аккуратно поднимем банку и проверим это. Опять накроем кораблик банкой, и медленно будем опускать ее вниз. Мы видим, как кораблик опускается на дно кастрюли. Так же медленно поднимаем банку, кораблик возвращается на место. Парус остался сухим! Почему? В банке был воздух, он вытеснил воду. Кораблик находился в банке, поэтому парус не смог намокнуть. В воронке тоже воздух. Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Почему из воронки вода вытеснила воду, а из банки нет? У воронки есть отверстие, через которое воздух может выйти, а у банки нет. Из закрытого пространства воздух не может выходить.

Вывод : Из закрытого пространства воздух не может перемещаться.

«Воздух всегда в движении».

Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.

Материалы: п олоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей, иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д., герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).

Методические приемы: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.

Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.

«Воздух содержится в различных предметах».

Цель : Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

Материалы : Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей, коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей, стеклянная кастрюля с водой, губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.

Методические приемы : Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

Вывод : Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

«Воздух имеет объем».

Цель: Доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен.

Материалы: Две воронки разного размера, большая и маленькая (можно использовать пластиковые бутылки с отрезанным дном), два одинаковых сдутых воздушных шарика, кастрюля с водой.

Методические приемы: Возьмем две воронки, большую и маленькую. На их узкие части наденем одинаковые сдутые воздушные шарики. Опустим воронки широкой частью в воду. Шарики надулись не одинаково. Почему? В одной воронке было больше воздуха – шарик получился большой, в другой воронке воздуха было меньше – шарик надулся маленький. В этом случае правильно говорить, что в большой воронке объем воздуха больше, чем в маленькой.

Вывод: Если рассматривать воздух не вокруг нас, а в каком-то определенном пространстве (воронка, банка, воздушный шарик и т.д.), то можно сказать, что воздух имеет объем. Можно сравнивать эти объемы по величине.

«Воздух имеет вес, который зависит от его объема».

Цель : Доказать, что воздух имеет вес, который зависит от его объема.

Материалы: Два одинаковых сдутых воздушных шарика, весы с двумя чашами.

Методические приемы: Положим на чаши весов по не надутому одинаковому воздушному шарику. Весы уравновесились. Почему? Шарики весят одинаково! Надуем один из шариков. Почему шарик раздулся, что находится в шарике? Воздух! Положим этот шарик обратно на чашку весов. Оказалось, что теперь он перевесил не надутый шарик. Почему? Потому что более тяжелый шарик наполнен воздухом. Значит, воздух тоже имеет вес. Надуем второй шарик тоже, но меньше, чем первый. Положим шарики на чаши весов. Большой шарик перевесил маленький. Почему? В нем объем воздуха больше!

Вывод: Воздух имеет вес. Вес воздуха зависит от его объема: чем больше объем воздуха, тем больше его вес.

«Объем воздуха зависит от температуры».

Цель: Доказать, что объем воздуха зависит от температуры.

Материалы: Стеклянная пробирка, герметично закрытая тонкой резиновой пленкой (от воздушного шарика). Пробирка закрывается в присутствии детей, стакан с горячей водой, стакан со льдом.

Методические приемы: Рассмотрим пробирку. Что в ней находится? Воздух. У него есть определенный объем и вес. Закроем пробирку резиновой пленкой, не очень сильно ее натягивая. Можем ли мы изменить объем воздуха в пробирке? Как это сделать? Оказывается, можем! Опустим пробирку в стакан с горячей водой. Через некоторое время резиновая пленка станет заметно выпуклой. Почему? Ведь мы не добавляли воздух в пробирку, количество воздуха не изменилось, но объем воздуха увеличился. Это значит, что при нагревании (увеличении температуры) объем воздуха увеличивается. Достанем пробирку из горячей воды и поместим ее в стакан со льдом. Что мы видим? Резиновая пленка заметно втянулась. Почему? Ведь мы не выпускали воздух, его количество опять не изменялось, но объем уменьшился. Это значит, что при охлаждении (уменьшении температуры) объем воздуха уменьшается.

Вывод: Объем воздуха зависит от температуры. При нагревании (увеличении температуры) объем воздуха увеличивается. При охлаждении (уменьшении температуры) объем воздуха уменьшается.

«Воздух помогает рыбам плавать».

Цель: Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

Материалы: Бутылка газированной воды, стакан, несколько некрупных виноградин, иллюстрации рыб.

Методические приемы : Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.

Вывод: Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.

«В пустой бутылке есть воздух».

Цель: Доказать, что в пустой бутылке есть воздух.

Материалы : 2 пластиковые бутылки, 2 воронки, 2 стакана (или любые другие одинаковые емкости с водой), кусочек пластилина.

Методические приемы : Вставим в каждую бутылку воронки. Замажем горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось никаких щелей. Начинаем наливать в бутылки воду. В одну из них вся вода из стакана вылилась, а в другую (там, где пластилин) пролилось совсем немного воды, вся остальная вода осталась в воронке. Почему? В бутылке – воздух. Вода, текущая через воронку в бутылку, выталкивает его оттуда и занимает его место. Вытесненный воздух выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, но у него нет возможности оттуда выйти и уступить место воде, поэтому вода остается в воронке. Если сделать в пластилине хотя бы маленькую дырочку, то воздух из бутылки сможет выходить через нее. И вода из воронки потечет в бутылку.

Вывод: Бутылка только кажется пустой. Но в ней есть воздух.

«Плавающий апельсин».

Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

Материалы: 2 апельсина, большая миска с водой.

Методические приемы: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Воздух в нас и вокруг нас, он - непременное условие жизни на Земле. Знание свойств воздуха помогает человеку успешно применять их в быту, хозяйстве, строительстве и многом другом. На этом уроке мы продолжим изучать свойства воздуха, проведем много увлекательных опытов, узнаем об удивительных изобретениях человечества.

Тема: Неживая природа

Урок: Свойства воздуха

Повторим те свойства воздуха, о которых мы узнали на предыдущих уроках: воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло.

В жаркий день оконное стекло прохладное наощупь, а подоконник и предметы стоящие на нем - теплые. Так происходит потому, что стекло - прозрачное тело, которое пропускает тепло, но само не нагревается. Воздух тоже прозрачен, поэтому хорошо пропускает солнечные лучи.

Рис. 1. Оконное стекло проводит солнечные лучи ()

Проведем несложный опыт: перевернутый вверх дном стакан опустим в широкий сосуд, наполненный водой. Мы почувствуем легкое сопротивление и увидим, что вода не может заполнить стакан, потому что воздух, находящийся в стакане, не “уступает” своего места воде. Если слегка наклонить стакан, не вынимая его из воды, из стакана выйдет воздушный пузырь, и часть воды войдет в стакан, но даже в таком положении стакана вода не сможет заполнить его полностью.

Рис. 2. Пузырьки воздуха выходят из наклоненного стакана, уступая место воде ()

Так происходит потому, что воздух, как и любое другое тело, занимает пространство в окружающем мире.

Используя это свойство воздуха, человек научился работать под водой без специального костюма. Для этого был создан водолазный колокол: под колокол-колпак, изготовленный из прозрачного материала, становятся люди и необходимое оборудование и колокол опускается при помощи подъемного крана под воду.

Воздух, находящийся под куполом, позволяет людям дышать некоторое время, достаточное для того, чтобы осмотреть повреждения корабля, опоры моста или дно водохранилища.

Для доказательства следующего свойства воздуха, необходимо плотно прикрыть пальцем левой руки отверстие велосипедного насоса, а правой рукой нажать на поршень.

Потом, не убирая пальца от отверстия, отпустить поршень. Палец, которым закрыто отверстие, чувствует, что воздух на него очень сильно давит. Но поршень с трудом, но сдвинется. Это означает, что воздух можно сжать. Воздух обладает упругостью, потому что когда мы отпускаем поршень, он сам возвращается в первоначальное положение.

Упругими называют тела, которые после прекращения сжатия принимают первоначальную форму. Например, если сжать пружину, а потом отпустить, она примет свою первоначальную форму.

Сжатый воздух тоже упруг, он стремится расшириться и занять прежнее место.

Для того, чтобы доказать, что воздух имеет массу, нужно сделать самодельные весы. Прикрепим сдутые воздушные шарики к концам палочки с помощью скотча. Положим длинную палочку на середину короткой, так чтобы концы уравновешивали друг друга. Соединим их ниткой. Прикрепим скотчем короткую палочку к двум банкам. Надуем один шарик и снова прикрепим его к палочке тем же кусочком скотча. Установим на прежнее место.

Мы увидим, как палочка наклоняется в сторону надутого шарика, потому что воздух, наполнивший шарик, делает его тяжелее. Из этого опыта можно сделать вывод, что воздух имеет массу и его можно взвесить.

Если воздух имеет массу, значит, он должен оказывать давление на Землю и все, что на ней находится. Так и есть, ученые подсчитали, что воздух атмосферы Земли оказывает на человека давление в 15 тонн (как три грузовика), но человек не чувствует этого, потому что в человеческом организме содержится достаточное количество воздуха, который оказывает давление такой же силы. Давление внутри и снаружи уравновешивается, поэтому человек ничего не ощущает.

Выясним, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении. Для этого проведем опыт: нагреем колбу со вставленной в нее стеклянной трубкой теплом своих рук и увидим, что из трубки в воду выходят пузырьки воздуха. Это происходит потому, что воздух в колбе при нагревании расширяется. Если накрыть колбу смоченной в холодной воде салфеткой, мы увидим, что вода из стакана по трубке поднимается вверх, потому что при охлаждении воздух сжимается.

Рис. 7. Свойства воздуха при нагревании и охлаждении ()

Чтобы узнать больше о свойствах воздуха, проведем еще один опыт: две колбы закрепим на трубке штатива. Они уравновешены.

Рис. 8. Опыт по определению движения воздуха

Но, если одну колбу нагреть, она поднимется выше другой, потому что горячий воздух легче холодного и поднимается вверх. Если над колбой с горячим воздухом закрепить полоски тонкой легкой бумаги, будет видно, как они трепещут и поднимаются вверх, показывая движение нагретого воздуха.

Рис. 9. Теплый воздух поднимается вверх

Знания этого свойства воздуха человек использовал при создании летательного аппарата - воздушного шара. Большая сфера, наполненная подогретым воздухом, поднимается высоко в небо и способна выдерживать вес нескольких человек.

Мы редко над этим задумываемся, но используем свойства воздуха каждый день: пальто, шапка или варежки не греют сами по себе - воздух в волокнах ткани плохо проводит тепло, поэтому, чем пушистее волокна, тем больше в них воздуха, а значит и теплее вещь, изготовленная из такой ткани.

Сжимаемость и упругость воздуха используют в надувных изделиях (надувные матрацы, мячи) и шинах различных механизмов (автомобили, велосипеды).

Рис. 14. Велосипедное колесо ()

Сжатый воздух может остановить на полном ходу даже железнодорожный состав. Воздушные тормоза установлены в автобусах, троллейбусах, составах метро. Воздух обеспечивает звучание духовых, ударных, клавишно-духовых инструментов. Когда барабанщик ударяет палочками по туго натянутой коже барабана, она колеблется, а воздух внутри барабана производит звук. В больницах установлены аппараты вентиляции легких: если человек не может самостоятельно дышать, его подключают к такому аппарату, который через специальную трубку подает в легкие обогащенный кислородом сжатый воздух. Сжатый воздух используют везде: в книгопечатании, строительстве, ремонте и др.

Лебедева Наталья Вячеславовна , Воспитатель
Ямало-Ненецкий Автономный Округ г.Ноябрьск



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Интересные эксперименты с воздухом.

МБДОУ «Белоснежка» муниципального образования город Ноябрьск

Подготовила воспитатель Лебедева Наталья Вячеславовна.

Ноябрьск 2017 год

На заметку педагогам. Воздух - это смесь газов, главным образом азота и кислорода, образующая земную атмосферу. Воздух необходим для существования подавляющего числа наземных живых организмов: кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в клетки организма, где создается необходимая для жизни энергия. Из всех разнообразных свойств воздуха важнее всего то, что он необходим для жизни на Земле. Существование людей и животных было бы невозможно без кислорода. Но, так как для дыхания нужен кислород в разбавленном виде, наличие других газов в воздухе тоже имеет жизненно - важное значение. О том, какие газы находятся в воздухе, мы узнаем в школе, а в детском саду мы познакомимся со свойствами воздуха.

Цель: Дать детям представление о воздухе как об одной из четырех стихий, познакомить с физическими и некоторыми химическими свойствами воздуха.

ВОЗДУХ ПОВСЮДУ.

На заметку педагогам. Как и другие газы, воздух не имеет определенной формы. Он заполняет любое открытое пространство, поэтому ничто не является в действительности пустым. Однако воздух не может уйти в космос, так как сила притяжения удерживает атмосферу около Земли.

Опыт 1. Воздух повсюду.

Показать детям пустую бутылку, и спросить есть ли что – нибудь в ней. Опустите бутылку в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Смотрите, что будет с водой. Из горлышка бутылки выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Опыт 2. Что в пустой бутылке?

Вставьте воронку в горлышко пустой бутылки с узким горлышком. Замажьте пластилином щель между воронкой и горлышком бутылки. Налейте воду в воронку. Обратите внимание на то, что происходит. Затем аккуратно уберите пластилин, придерживая воронку. Что происходит? Сначала вода остается в воронке, не попадая в бутылку, когда пластилин удаляется, вода свободно течёт в бутылку. Почему это происходит? "Пустая" бутылка заполнена воздухом. Чтобы наполнить её водой, необходимо освободить путь для выхода воздуха. Пластилин не позволяет пройти воздуху между воронкой и горлышком бутылки, когда пластилин убираем, воздух свободно утекает, освобождая место для воды.

Опыт 3. Обнаружим воздух.

Предложить детям опустить в стакан с водой соломинку и дуть в нее. Что появляется в воде? (видны пузырьки воздуха). Воздух выходит через соломинку из стакана, и его место занимает вода

Опыт 4. «В воде появляются пузырьки воздуха»Рассмотрите губку. Что видите? (Дырочки, отверстия). Что в этих дырочках? (Воздух). Чтослучиться если губку погрузить в воду? В воде появятся пузырьки – воздух из дырочек будет выходить в воду.

ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА.

На заметку педагогам. Газы оказывают давление во всех направлениях. Это давление зависит от того, сколько газа находится в данном месте. Когда воздух закачивают в шину (например: велосипеда), клапан не дает ему выйти. По мере того как все больше воздуха накачивается в замкнутое пространство, его давление возрастает и он сильно давит на стенки шины, делая её плотно надутой.

Опыт 1. Как доказать, что воздух существует?

Все мы слышали, что нас постоянно со всех сторон окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха, а все разговоры, лишь домыслы премудрых ученых? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью эксперимента.

Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана.

Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан и проверите намокла ли в нем бумага? Что происходит? Бумага в стакане остается сухой. Почему это происходит? Воздух всё-таки существует! Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. "Пустой" стакан полон воздуха. Воздух - газ. Он не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.

Опыт 2. Воздух держит воду

Инструкция: Наполните стакан или банку водой. Накройте емкость кусочком картона или плотной бумаги. Переверните банку, удерживая картон плотно прижатым к стеклу. (Лучше это делать над раковиной) Уберите руку, удерживающую картон. Что происходит? Вода остается в банке.

Почему это происходит? Вода удерживается в емкости из-за давления воздуха снаружи. Это давление воздуха больше, чем давление воды на картон. Если эксперимент не получился в первый раз, попробуйте еще раз, на этот раз заполните стакан до самых краев и убедитесь в отсутствии пузыря воздуха между картоном и стеклом.

Опыт 3. Удерживаем жидкость соломинкой

Налейте в стакан сока или подкрашенной воды. Поместите соломинку для коктейля в стакан. С помощью рта втяните немного жидкости в трубочку. Затем, удерживая палец в верхней части трубочки, вытяните соломинку из жидкости. Что происходит? Жидкость остается в трубочке. Уберите палец от верхнего отверстия, жидкость вытечет в стакан. Почему это происходит? Закрывая пальцем верхнее отверстие, вы не позволяете воздуху оказывать давление на жидкость сверху, давление же воздуха снизу оказывается сильнее чем сила тяжести и не позволяет жидкости вытекать. Когда вы убираете палец, воздух давит на жидкость и сверху и снизу одинаково, но так как силу тяжести уже никто не компенсирует, под её воздействием жидкость вытекает.

ВЕС ВОЗДУХА.

Опыт 1. Взвешиваем воздух.

Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Опыт 2. Какой воздух легче горячий или холодный?

Для этого эксперимента нам понадобятся наши самодельные весы из предыдущего опыта.

Привяжите к одному концу весов легкую пластиковую бутылку или банку вниз отверстием.

Уравновесьте весы с помощью песка или любой крупы.

Зажгите свечу и держите её так, чтобы пламя находилось под отверстием банки.

Что происходит? Равновесие нарушилось. Банка с нагретым воздухом поднимается вверх.

Почему это происходит? Горячий воздух легче холодного занимающего такой - же объем.

ВОЗДУХ МЕНЯЕТ ОБЪЕМ.

На заметку педагогам. Как и большинство веществ, воздух состоит из крошечных частиц, молекул. Когда воздух нагревается, его молекулы движутся быстрее, и расстояние между ними растет, поэтому данное количество воздуха занимает больший объем. Если воздух находиться в закрытом пространстве и не может расшириться, возрастает его давление. Когда воздух охлаждается, скорость его молекул уменьшается, и они сближаются друг с другом. Тогда давление воздуха ослабевает.

Опыт 1. Воздух охлаждается.

Положите в полиэтиленовый пакет несколько кубиков льда и раскрошите их с помощью скалки. Насыпь лед в бутылку и заверни крышку. Потрясите бутылку и поставьте её. Смотрите, что произойдет с бутылкой, когда лед охладит внутри её воздух. Когда воздух охлаждается, он сжимается. Стенки бутылки втягиваются, так что внутри не остается свободного пространства. Холодный воздух занимает меньший объем. При грозе молния нагревает воздух вокруг себя. Воздух расширяется так быстро, что производит громкие хлопки. Это и есть раскаты грома.

Опыт 2. Холодный или горячий?

Расскажите ребенку о том, что воздух может нагреваться и охлаждаться. Возьмите пластиковую бутылку и поставьте на некоторое время в холодильник открытой. Достаньте, наденьте на горлышко воздушный шарик. Теперь поставим бутылку в тарелку с горячей водой. Что происходит? Шарик сам начал надуваться. Почему? Потому что воздух при нагревании расширяется. И если вы снова поставите бутылку в холодильник, то шарик сдуется.

Опыт 3. Как сжать воздух?

Прозрачный стакан плавно погружайте в миску с водой, держа его открытой частью к низу.

Наблюдайте за изменением высоты проникновения воды в стакан.

По мере погружения стакана в воду, вода поднимается в стакане, а воздух занимает меньше места, несмотря на то, что он никуда не уходит. Почему это происходит?

При погружении стакана в воду на воздух оказывает давление вода. Вода заставляет воздух сжиматься в меньшем пространстве. Мелкие частицы воздуха, молекулы вынуждены быть ближе друг к другу.

Опыт 4. Исчезающая вмятина.

Посмотрите, что произойдет, если нагреть воздух внутри шарика для пинг - понга. Сначала сделайте вмятину в шарике. Теперь положите его в стакан с теплой водой. Чтобы шарик не всплывал, накрой стакан крышкой. Внимательно наблюдай за вмятиной. Вода нагревает воздух внутри шарика. Воздух расшириться и выправит вмятину.

Опыт 5. Танцующая монетка

На бутылку с длинным горлышком положите сверху большую монету, предварительно смочив ободок горлышка. Поставьте бутылку с монетой в таз. Начните наливать в таз теплую воду. Вы увидите, как монетка начнет двигаться и даже подпрыгивать - это связано с тем, что воздух расширяется от тепла и пытается вырваться из бутылки, толкая при этом монету.

ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА.

Опыт 1. Откуда берется ветер?

В холодную погоду приоткройте дверь на улицу. Зажгите две свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Определить: куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней направленно внутрь комнаты, верхней наружу). В комнате теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Холодный воздух – тяжелый, неповоротливый, поэтому предпочитает оставаться у земли. Вверху дверной щели пламя свечи наклоняется от теплого воздуха, а внизу от холодного. Получается, что теплый воздух движется вверху, ана встречу ему, внизу, ползет холодный. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха. Так почему же дует ветер? Ветер дует, потому что солнце нагревает участки земли и моря. Над этими теплыми участками воздух нагревается, как над батареей. Теплый воздух поднимается, а холодный устремляется в освободившееся пространство. Этот поток воздуха и образует ветер.

Опыт 2. Ветер меняет направление.

Чтобы определить откуда дует ветер. Можно сделать так:

На улице намочите палец водой и подними его. Холоднее всего пальцу будет стой стороны откуда дует ветер.

Подбросьте в воздух сухие травинки и посмотрите в какую сторону понесет их ветер.

Можно сделать флюгер: на дощечке или на картонке(опоре) пометить направления: севе, юг, запад, восток. Рано утром часов в 6 -7 выйдите на улицу и установите картонку так, чтобы восток указывал в сторону солнца. Теперь все направления на своем месте. Вырежете из картона или тонкой фанеры стрелку (Сделайте у стрелки большой хвост). Прикрепите её к катушке от ниток. Сверху катушки приклейте кружок, чтобы удержать стрелку. Посередине к опоре прикрепите тонкую палочку или длинную вязальную спицу острым концом вверх. Сверху наденьте катушку. Стрелка показывает откуда дует ветер.

Можно сделать таблицу наблюдения за направлением ветра.

Проведите опыты и наблюдения в разное время, чтобы узнать, как часто ветер меняет направление.

Опыт 3. Создаем барханы.

Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).

Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало.

Опыт 4. Воздух поднимается.

На заметку педагогам. Так как при нагревании воздуха его молекулы расходятся, определенный объем горячего воздуха легче, чем тот же объем холодного воздуха. Поэтому горячий воздух поднимается и плавает над холодным.

Когда воздух нагревается он становиться легче, и поэтому поднимается вверх. Отпустите маленькое перышко из подушки над теплой батареей. Посмотри куда полетит перо. Батарея нагревает воздух. Теплый воздух поднимается вверх и увлекает за собой перышко.

Опыт 5. Извивающаяся змея.

Нарисуйте на бумаге большой круг. Вырежьте его и разрежьте по спирали, сделав змейку. С помощью иголки проденьте через голову змейки нитку. Подвесьте или подержите змейку над батареей. Теплый воздух может заставить эту змейку извиваться.

Опыт 6. Тёплый воздух поднимается вверх

Промойте одну банку очень холодной водой, а другую - горячей. Тщательно протрите их.

Поставьте банки одну на другую, поместив картонку между ними. Холодная банка при этом устанавливается наверх, тёплая – вниз. Подожгите кусочек газеты, бросьте в нижнюю банку и задуть, так, чтобы внутри банки образовался дым. Аккуратно, уберите перегородку, вытянув картон. Вы увидите, что дым будет подниматься вверх из нижнего в верхний сосуд. А если мы поменяем банки местами? Что происходит? Дым остался внизу. Тёплый воздух легче холодного, так как молекулы в нём сильнее расталкивают друг друга. Более плотный и тяжёлый холодный воздух опускается вниз, выталкивая тёплый воздух наверх.

Опыт 7. «По воздуху передаются запахи »

Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеетсобственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. Можно на занятии использовать арома - лампу и лавандовое масло.

ВОЗДУХ РАБОТАЕТ.

Опыт 1. «Мячики».

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет? Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Опыт 2. «Воздушные шарики».

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: Мы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться (предлагает детям поиграть с шарами).

Опыт 3. « Запуск ракеты».

После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха, выходящего из шарика. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

А теперь натяните между двумя, расположенными в противоположных концах комнаты, стульями нить, предварительно продев ее сквозь трубочку от сока. Надуйте воздушный шарик и зажмите конец прищепкой, чтобы не выходил воздух. Нарисуйте фломастером на шарике иллюминаторы и подпишите её. При помощи скотча приклейте шарик к трубочке и подтяните его к одному из концов натянутой нити. Разожмите прищепку и наслаждайтесь скоростным запуском ракеты.

Опыт 4. « Почему не лопается?»

Дети знают, что случится, если шарик проколоть. Он лопнет. Предложите им эксперимент. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. Прокалываем скотч иголкой. Что происходит? Шарик не лопается. Воздух тихо уходит через дырочку. Вывод: если шарик проткнуть, то сжатый воздух разрывает шар, а скотч держит и не дает воздуху разорвать резиновый шарик

Опыт 5. «Воздух - спасатель»

А.) Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды.

Б.) Возьмите два одинаковых апельсина и с одного аккуратно снимите кожуру. Отгадайте, какой из апельсинов утонет быстрее - в кожуре или без нее? Вопрос поставлен неверно - утонет вообще только один. Без кожуры. Несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий апельсин на поверхность воды.

В.)Этот же принцип можно увидеть, используя газированную воду и кусочек пластилина величиной с зерно риса. Если бросить пластилин в стакан с газированной водой, он сначала утонет, а потом всплывет на поверхность, облепленный пузырьками воздуха. Эффект закончится, когда газ выдохнется, - пластилин утонет.

Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске - своё море - Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.

Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны.

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).

А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

Опыт 9. Воздушные гонки

При помощи движения воздуха можно двигать предметы. Чтобы это проверить, устройте бумажные гонки. С одной стороны листа бумаги отогните около 2–3 см вверх, положите плоской стороной на чистый стол. У каждого игрока должна быть такой «гоночный» лист. Прочертите финишную линию или натяните нитку в качестве финишной ленты. По команде начните махать картонками позади листов бумаги, двигая их потоками воздуха вперед. В качестве вариации игры можно использовать силу своего дыхания, заодно и носогубные мышцы потренируете, что очень полезно для развития речи ребенка.

Опыт 10. «Летающие семена»

А.)Дайте детям по одному летающему и по одному нелетающему семени. Пусть ониодновременно отпустят из рук эти семена, например, фасолинку и семечко клена. Чем сбольшей высоты опускаются семена, тем нагляднее разница в скорости их падения. Если выбудете бросать семена с очень маленькой высоты, то желаемого результата не достигните.Семена клена можно немного «подкрутить», тогда они будут падать, как в природе. Летающие семена падают медленнее.

Б.) Также можно поступить со скомканным шариком бумаги и обычным листком – посмотрите, что пролетит дальше. Воздух сопротивляется движению объектов. Чем больше поверхность объекта, тем труднее для объекта перемещаться по воздуху. Плоский лист бумаги имеет большую поверхность, чем смятый комок.

В.) Сделать пирамиду из бумаги. Бросьте её несколько раз и посмотрите какой стороной она приземлится. Пирамида всегда приземляется острым концом вниз, потому что заостренный конец движется в воздухе быстрее, чем широкое основание. Легковые автомобили, поезда и самолеты имеют обтекаемую форму, чтобы уменьшить площадь поверхности сопротивления воздуху. Воздух обтекает эти машины и меньше давит на них.

Опыт 11. « Парашют».

Сделайте небольшой парашют: возьмите носовой платок, к каждому углу платка прикрепите с помощью иголки нитки одинаковой длины. Все концы прикрепите к маленькой игрушке. Расскажите ребенку, почему парашют спускается плавно: воздух под куполом распирается и поддерживает его.

Опыт 12. «Поющий воздух».

А.) Покажите ребенку, как можно музицировать при помощи бутылок. Если подуть над горлышком пустой бутылки, то воздух внутри нее завибрирует и произведет звук. Расставьте в ряд несколько бутылок с различным количеством воды в них. Чем больше воды, тем соответственно меньше воздуха останется в бутылке, а чем меньше воздуха, тем быстрее он вибрирует и тем выше получается звук. Руководствуясь этим принципом можно попробовать воспроизвести какую-нибудь несложную мелодию.

Б.) Многие музыкальные инструменты производят звуки, потому что внутри их вибрирует воздух. Сделаем такой инструмент самостоятельно. Нарежьте трубочки разной длины. На полосу скотча уложите их по одной начиная с самой короткой. Сверху положите еще одну клейкую ленту. Поднесите ряд трубочек ко рту и дуйте в каждую трубочку. Отметьте у какой трубочки самый высокий звук.

Опыт 13. «Ветряная лебедка».

Из тонкого картона вырезать круг диаметром 4 -5 см., в центре сделать отверстие. Надрежьте круг от края к центру по прямым линям, чтобы сделать лопасти. Слегка отогните каждую лопасть. Наденьте круг на коктельную трубочку и закрепите его пластилином. В середину трубочки вставьте тонкую деревянную шпажку(или тонкую спицу) и к её концам прикрепите прищепки. Сделать опору из доски с краю с помощью пластилина прикрепите к ней установку на прищепках. Скотчем приклейте к трубочке нитку. К противоположному концу нитки привяжите пуговицу. Нитка должна свисать за край опоры. Теперь подуем вдоль трубочки на лопасти. Нить наматывается на трубочку. Привяжите к нитке еще пуговицы, чтобы посмотреть какой груз способна поднять лебедка. Объяснить детям, где используется лебедка. Рассмотреть круг с отогнутыми лопастями и уточнить, что лопасти используют в детских игрушках – вертушках, флюгерах, вертолетах, водяных и ветряных мельницах. (Давно муку мололи на ветряных мельницах. Ветер вращал крылья – лопасти мельницы, которые приводили в движение жернова).

Опыт 14. «Полеты в воздухе».

Сложите самолетик из бумаги. Приклейте руль (картонный треугольник) в задней части самолета. Теперь сделайте в нем два надреза, чтобы получился один закрылок. Сделайте по одному закрылку на задней части крыла.

Легко отправьте самолет вперед и вверх. Воздух давит снизу вверх на крылья, поэтому самолетик пролетает какое – то расстояние. (Крылья настоящих самолетов делают выпуклыми сверху. Когда самолет летит, над верхней, выпуклой поверхностью воздух движется быстрее. Медленно двигающийся воздух под крылом давит на крыло сильнее, чем воздух над крылом. Благодаря этому, тяжелый самолет поднимается в воздух и может летать).

Загните закрылок на руле вправо. Как полетит самолет? Загните закрылок на руле влево. Что произошло?

Выпрямите закрылок на руле. Запустите самолет с обоими закрылками, загнутыми вверх, а потом вниз. Воздух давит на закрылки и заставляет самолетик поворачивать, подниматься или наклоняться. У всех самолетов есть закрылки на крыльях и руле. Летчик управляет самолетом с помощью рычагов, которые приводят в движение эти закрылки.

Самолеты могут летать благодаря тому, что воздух давит на крылья.

Рационально провести с детьми наблюдение: Поднести лист бумаги ко рту. Сильно подуть над поверхностью листа. Лист бумаги поднимается, потому что воздух снизу давит сильнее, чем воздух, который быстро движется сверху.

Опыт 15. «Дышим воздухом».

А.) Считаем вдохи.

Ребенок стоит спокойно. Считаем сколько вдохов он сделает за 30 секунд. Записать результат. Ребенок выполняет бег на месте и останавливается. Считаем сколько вдохов он сделает за 30 секунд Записать результат. Смотрим есть ли разница между результатами. (Организм использует часть воздуха который мы вдыхаем, чтобы восстановить энергию. Когда мы быстро двигаемся нам требуется больше энергии, поэтому мы дышим быстрее).

Б.) Сколько воздуха ты можешь вдохнуть?

Наполните водой пластиковую бутылку и отпустите её горлышком вниз (закрывайте горлышко рукой, пока оно не окажется подводой) в большой таз с водой. Осторожно вставьте в горлышко согнутую трубочку (Постарайтесь не сплющить трубочку). Удерживайте бутылку и трубочку на месте. Сделайте глубокий вдох и медленно выдохните воздух через трубочку. Воздух поступает в верхнюю часть бутылки. Свободное от воды пространство в верхней части бутылки показывает, сколько воздуха тебе удалось выдохнуть.

ВОЗДУХ ЗАГРЯЗНЯЕТСЯ.

Опыт 1. «Пламя загрязняет воздух».

Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнять воздух? Подержите над пламенем свечи (на расстоянии 2 сантиметра) стекло или фарфоровую чашку, одним словом,предмет из материала, который не расплавится, не загорится и не нагреется очень быстро. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел – покрылся слоем копоти.

Приложение.

Проводя эксперименты с воздухом. Постепенно заполняем таблицы картинками.

Опыты с воздухом.

Опыты с воздухом.

Воздух работает.

Виталия Бегдай

Занимательные опыты с воздухом и водой .

Цель и задачи :

Создать условия для развития интереса детей к опытно - экспериментальной деятельности;

познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды , научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов; учить рассуждать, анализировать, делать выводы; развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Оборудование и материалы :

Столы накрытые клеёнкой.

Пустая стеклянная банка 1,0 л,

бумажные салфетки – 2 штуки,

кусочек пластилина,

чашка с водой .

Стеклянная пробирка, герметично закрытая тонкой резиновой пленкой (от воздушного шарика ,

стакан с горячей водой , стакан со льдом.

2 Поллитровые банки с чистой водой , 2 сырых яйца,

поваренная соль, ложка для размешивания.

Стакан -1,0 л, стакан с горячей водой , тонкая металлическая крышка на банку,

кубики льда.

Ход занятия

1-ая часть вводная.

В группе оборудована мини-лаборатория. Для удобства последующей деятельности поставлены столы. Дети играют, занимаются свободной деятельностью. Воспитатель одевает шапочку, белый халат, начинает выставлять пробирки и колбы. Свои действия он никак не комментирует, главное- вызвать у детей интерес, добиться от них вопроса – А что вы делаете? А зачем вы одели халат? и т. п.

На что воспитатель отвечает :

Сегодня я буду научным сотрудником, буду проводить опыты . (Дождаться реакции детей - и мы хотим, а можно я тоже буду и т. п.) . Хорошо, кто хочет быть ученым? (Предлагает желающим одеть шапочки) .

Ой, ребята, что же это такое (держит в руках колбу №1, загадывает загадку,

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это?

Ответы детей, (воздух ) .

Воспитатель : А для чего нужен воздух ?

Ответы детей.

Воспитатель : Кому нужен воздух , как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель : А хотели бы вы больше узнать о воздухе ?

Ответы детей.

Воспитатель : Тогда проходите к этому столу, где нас ждут различные предметы для его исследования. Ребята, а, что лежит на столе?

Ответы детей.

2-ая часть : опыты .

Опыт №1 .

(На столе лежит :пустая стеклянная банка, бумажные салфетки, кусочек пластилина, чашка с водой ).

Воспитатель : Давайте попробуем опустить в чашку с водой бумажную салфетку . Что с ней произошло?

Ответы детей.

Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в чашку с водой на самое дно . Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды.

Ребята, почему же салфетка осталась сухой, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель : Молодцы, это потому что в ней воздух , он не пускает воду. Это можно увидеть. Теперь опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Что у нас происходит, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель : Молодцы, воздух вылетает из банки пузырем.

Какой же мы сделаем вывод?

Ответы детей.

Воспитатель : Молодцы, банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух . Воздух невидимый .

Он и льет, и льет, и льет.

Мокрая погода.

Может, это вертолет

Сбрасывает воду?

Нет, вода из облаков.

Угадай, он кто таков? (Дождь)

Воспитатель : Как вы думаете, ребята, о чём эта загадка?

Ответы детей.

Опыт №2 .

(На столе лежат : поллитровые банки с чистой водой , пустая литровая банка, сырые яйца, поваренная соль, ложка для размешивания).

Воспитатель :Посмотрите на банку, в ней чистая вода, которую можно пить. Как вы думаете, что случится с яйцом, если его опустить в воду?

Ответы детей.

Воспитатель : Давайте посмотрим, что произойдёт с яйцом.

Аккуратно опустим сырое яйцо в воду. Оно утонет. Возьмем вторую поллитровую банку и добавим туда 3 столовые ложки поваренной соли. Опустим в получившуюся соленую воду второе сырое яйцо.

Как вы думаете, ребята, оно будет плавать?

Ответы детей.

Воспитатель : Молодцы, ребята,соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. А теперь положим яйцо на дно литровой банки. И постепенно подливая воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, в середине раствора. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Воспитатель : Какой же мы с вами сделаем вывод?

Ответы детей.

Воспитатель : Молодцы, конечно, соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Опыт №3 .

(На столе лежат : литровая банка, стакан с горячей водой для с кипячёной водой , тонкая металлическая крышка на банку, кубики льда).

Воспитатель : Ребята, в нашей лаборатории можно узнать многое о дожде. Давайте с вами пройдём к столу, где лежат кубики льда.

Как вы думаете, а откуда же берется дождь?

Ответы детей.

Воспитатель : Молодцы, ребята, вот сейчас мы с вами это и проверим.

Я налью в трёхлитровую банку кипящую воду (примерно 2,5 см.) . Закроем крышкой. На крышку кладем кубики льда. Теплый воздух внутри банки , поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Так происходит и в природе. Крохотные капли воды, нагревшись на земле, поднимаются с земли вверх, там охлаждаются и собираются в облака. Встречаясь вместе в облаках, капли воды прижимаются друг к другу, увеличиваются, становятся тяжелыми и падают потом на землю в виде капелек дождя.

Воспитатель : вывод : Теплый воздух , поднимаясь вверх, увлекает за собой крохотные капельки воды. Высоко в небе они охлаждаются, собираются в облака.

Опыт №4 . Вулкан.

Воспитатель : Ребята, мне всегда хотелось устроить настоящий вулкан и мне кажется, я знаю как это сделать. Жалко, что в нашей лаборатории этого сделать нельзя. Тогда давайте сделаем гейзер – это маленький водяной вулкан. Вот у нас есть кратер (поставить на стол макет вулкана, теперь надо сделать так, чтобы он заработал! (Насыпает в кратер пищевую соду и наливаем пищевой уксус, гейзер извергает шипучий фонтан).

Подведение итогов :

Ребята, на сегодня наша лаборатория заканчивает работу. Понравилось вам быть учёными? А что именно понравилось? Что было самым интересным? Что нового вы узнали? Мне очень понравилось работать с вами. В лаборатории работали очень хорошие сотрудники. Вы умеете договариваться, помогать друг другу. Молодцы! Спасибо за работу!













Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх