Слова противоположные по значению. Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы Что токое слова онтонимы и слова синонимы

3. Воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Доброе утро всем утро!

1 слайд: Здравствуй, школа!

Здравствуй, класс!

Ты опять встречаешь нас!

Повторите эти слова.

Посмотрите, как в ответ радуется вам солнышко. Думаю, с хорошего настроения мы и начнём наш урок.

Тихонько сядьте.

II . Введение в тему.

2 слайд :

Прочитайте слова:

пробраться

проникнуть

разрушать

Почему все эти слова в одной группе? (это глаголы)

Докажите. (дети рассказывают правило + пример)

Прочитайте только первые три слова. Что можно о них сказать?

(это глаголы близкие по смыслу).

Каково их значение? (проникнуть во внутрь чего – либо).

Как по–другому их можно назвать? (синонимы)

Совершенно верно, слова – друзья.

Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать?

(Это глаголы противоположные по значению )

Как понять «противоположные»? (наоборот)

Верно, это слова - спорщики.

Как по-другому их можно назвать? (антонимы).

Кто назовёт тему сегодняшнего урока?

3 слайд: - Прочитайте ещё раз, как называется наша тема урока:

«Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы».

Для чего нам они нужны? (Чтобы наша речь была богаче, красивее и точнее).

И в этом мы с вами сегодня убедимся. А цель нашего урока:

Учиться правильно употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.

Ш. Работа в тетрадях.

4 слайд:

Откройте свои тетрадочки, запишите число: Двадцать третье апреля. Классная работа.

Минутка чистописания . На доске внимательно прочитайте слова для минутки чистописания: (Один ребёнок читает)

ссориться – драться

(Показываю на доске).

Обратите на грамотное написание части слова: ться и правильное соединение букв ся (нижнее соединение).

IV . Работа над новым материалом.

Что особенного в этой паре слов? (Это глаголы – синонимы).

Как догадались? (Слова, противоположные по значению, наоборот).

Кто может сказать, что такое синонимы? (ребята высказываются)

Для того, чтобы вы лучше запомнили, я приготовила вам

5 слайд : «Узелки на память».

6 слайд: - Прочитай Лена.

Что мы можем добавить именно к глаголам – синонимам?

Прочитайте ещё раз и запомните.

Расскажите друг –другу правило, приводя свои примеры, используйте примеры глаголов – синонимов, которые найдёте на доске.

работать передвигаться плакать

смеяться глядеть трудиться

бросить хохотать лениться

смотреть поднять

идти стоять

Проверка:

Что такое синонимы? + пример

А что же такое антонимы? (Выслушиваю детей)

Если я вам скажу: « сядьте», вы? (встанем), смотрите на доску? (не будем смотреть). Это и есть глаголы – антонимы.

7 слайд: Прочитай Юля, правило.

Узелок (зашёл – наоборот? – вышел), (подлетел – наоборот? – отлетел).

Расскажите друг – другу правило, приведите примеры, используйте данные на доске слова.

Что такое антонимы?

Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.

Немного отдохнём.

8 слайд: Физминутка. (на болоте две лягушки».

9 слайд:

Предлагаю вам «Аукцион слов».

Что такое «аукцион»?

- Аукцион - это публичный торг, при котором товар или имущество продаётся лицу, предложившему наивысшую цену.

В нашем случае, вместо товара даны глаголы:

бранить ругать - хвалить

спешить бежать - стоять

сооружать строить - ломать

заступиться защитить - обидеть

вечереет темнеет - рассветает

веселиться радоваться - огорчаться

брать взять - отдать

Ваша задача за 5 минут времени, к каждому глаголу подобрать синоним и антоним. Кто больше напишет слов, тот и получает наивысший балл.

Подводим итоги.

10 слайд : - Кто больше? (Выходят ребята, которые написали больше слов).

Проверим как можно было написать. (Поочерёдно дети читают слова)

Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас?

Молодцы.

Приготовьтесь записать под диктовку пословицу.

-Труд молодит, а лень старит.

Объясните орфограммы.

11 слайд:

Проверьте правильное написание.

Назовите только глаголы.

Что можете о них сказать? (глаголы – антонимы).

Докажите.

(открываю проверку)

Что такое синонимы? + примеры

Что такое антонимы? + примеры

Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше?

Молодцы, я рада за вас. Значит работать вам сейчас будет легче,

потому что:

12 слайд : Один камень не поднимет, а миром гору перенесём.

Как понимаете смысл пословицы?

Назовите глагол в первой строчке. Подберите антоним. (поднимем).

Какой узелок вспомнили? (однокоренное слово, противоположное по значению).

Назовите во второй строчке глагол. Подберите синоним. (передвинем).

Умнички!

Работа в группах:

Соберитесь в группы: Узор, букетик и фруктовый сад.

Каждая команда получает задание, при чём имеете право на «руку помощи», т. е. подсказку. В случае затруднения, поднимаете руку – получаете подсказку.

Задание группе «Букетик».

1. Подберите антонимы к словам: пропал – (?) (нашёлся, появился)

сломал – (?) (сделал, наладил)

2. Подчеркните глаголы – синонимы.

Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало.

Задание группе «Узор».

Замените синонимами глаголы:

Солнце село - (зашло, закатилось)

Самолёт сел – (приземлился)

Мальчик бежит – (несётся, мчится)

Река бежит – (течёт, струится)

Почему один и тот же глагол употребляется по – разному?

(Точнее выражается мысль).

Задание группе «Фруктовый сад».

1.- Что это за слова? Докажите.

Построен, сооружён, воздвигнут?

О каких предметах можно так сказать?

2 Как можно избежать повторения слов в предложении?

(Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.)

ПРОВЕРКА!

Что вам помогло в выполнении всех заданий?

(знание правил)

Какие правила? (Что такое синонимы, что такое антонимы?) + примеры.

Для чего нам они необходимы?

Послушайте внимательно стихотворение (читает Миша), найдите глаголы синонимы и к ним антоним.

Кому было интересно на уроке?

Как называются слова, имеющие противоположное значение, но относящиеся к одной и той же части речи?

Афанасий44

Слово с противоположным значением в грамматике называется антОним .

Для некоторых слов существуют противоположные значения качественных характеристик, например, по отношению в росту (высокий - низкий), весу (лёгкий - тяжёлый), времени года (зима - лето) или суток (утро - вечер).

Но для большинства слов не существует такого противопоставления, поэтому антонимы для них возможны лишь в переносном смысле.

Антонимы невозможно образовать из слов из различных частей речи или лексических уровней.

Числительные, местоимения и собственные имена антонимов не образуют.

Среди антонимов различают:

контрадикторные, когда между ними нет переходных ступеней (мёртвый - живой),

контрарные, когда между ними существуют переходные градации (белый - серый - чёрный), -

векторные, обозначающие разнонаправленность признаков, явлений или действий (вышел - зашёл, революционный - контрреволюционный),

конверсивы, когда антонимами описываются противоположные точки зрения (учиться - преподавать, нашёл - потерял),

энантиосемия, антоним имеет противоположный смысл (одолжил у соседа инструмент - одолжил соседу инструмент).

Антонимы могут один корень и отличаться только приставками (вход - выход), а могут быть разнокорневыми (вперёд - назад).

Nelli4ka

Слова с противоположным значением называют "антонимами".

Антонимы имеют диаметрально противоположные значения, пишутся по-разному. Однако при этом корни могут быть как разными (свет - тьма), так и одинаковыми (входить-выходить).

В любом случае, антонимы должны относится к одной и той же части речи. Нельзя к существительному подобрать антоним-глагол.

Ядром любых антонимов является признак (действия, явления природы, качества, чувства и т.д.), но качественные оттенки этого признака могут быть различными.

Конечно, не все слова русского языка имеют свои антонимы, потому что в ряде случаев подобрать таковые невозможно. Но бывает, что в качестве антонима выступает слово в переносном значении. Или же антоним возможен только в конкретном случае ("мне нужен муж, а не лентяй").

Лорелея

Антонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют противоположное значение. Сам термин Антонимы имеет греческое происхождение.

Антонимы противопоставляются друг другу по какому-либо существенному признаку, и в антонимические отношения могут вступать отнюдь не все слова. Антонимы представляются в словарях попарно. Антонимы подразделяют на два типа: разнокорневые (толстый - худой, быстрый - медленный, веселье - грусть, работа - безделье), и однокорневые (например, революция - контрреволюция, приходить - уходить). Антонимы широко использую в художественной литературе как одно из образных средств.

Андреюшка

Слова, имеющие противоположное значение называются АНТОНИМЫ. Они обязательно должны относиться к одной и той же части речи. Например: черный - белый (прилагательное), чернеть - белеть (глагол), чернота - белота (существительно), бело - черно (наречие). Вот это и есть самый показательный пример антонимов.

Очень много слов не имеют антонимов . Например: веник, колодец, коричневый, космос и т.п. Даже можно сказать так: мало слов имеют антонимы.

Бывают еще антонимы приблизительные, то есть надо учитывать не только их прямое значение, а рассматривать слово в общем виде. Таким образом антонимами могут быть такие пары: отель - хибара, меч - щит.

Есть очень интересная игра ВКонтакте - Антонимы . Тут предлагаются фотографии и нужно на них найти и угадать антонимы. Здесь бывают очень сложные задания, которые как раз относятся к группам приблизительных антонимов. Чем уровень выше, тем сложнее задания этой игры ВКонтакте. Победителя ждет приз.

Агафья

Слова, противоположные по смыслу друг другу, называются антонимы . Написание их может различаться, например, "правда" и "ложь". Это антонимы разнокорневые. Антонимы бывают однокорневыми, образующимися в результате добавления различных приставок (не-, ре-, контр-, без-, де-), например, любовь - нелюбовь, революция-контрреволюция. Иногда антонимы образуются с добавлением частицы "не-", говорить-не молчать, слышать- не слышать.

Есть и энантиосемы, когда одно слово может трактоваться в различных смыслах, "просмотреть" материалы в смысле ознакомиться и "просмотреть" в смысле не заметить нужныую информацию.

Слова, которые принадлежат к одной и той же части речи и имеют противоположное значение называются антонимами . Эти языковые единицы противопоставляются друг другу и являются полярными. Противоположное значение могут иметь слова, которые обозначают:

Все различия между антонимами носят контрастный характер. Причем к слову-глаголу нельзя подобрать антоним-существительное, антоним-наречие или антоним-прилагательное. Если наше слово является глаголом, то и его антоним тоже должен представлять собой эту же часть речи.

Примеры антонимов: любить - ненавидеть, старый - молодой, хорошо - плохо, дружба - вражда, холодный - горячий.

Стрымбрым

Прямо отдыхаешь на таких вопросах. В процессе ответа возникает только одна трудность, как растянуть ответ, чтобы он включал 200 символов. Итак, слова, имеющие противоположное значение, но относящиеся к одной части речи, называются - "Антонимы".

Elena-kh

слова с противоположными значениями могут называть или противопоставлениями, или антонимами. Но в данном случае, Вам нужно ответить антонимы . Антонимы могут быть разных частей речи, пример антонимов: длинный - короткий, близкий - дальний.

Антонимы это слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение. Например однокоренные слова антонимы счастье - несчастье . И другие примеры сытый - голодный, добрый - злой , сильный - слабый.

Синонимы, антонимы, анонимы...) По 2 примера... помогите плиз)

Андрей кузьмичев

Сино́нимы в лингвистике - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию (ср. омонимы), но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение (ср. антонимы)


Следует различать синонимы и номинальные определения - последние представляют полную тождественность.Антонимы (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать.
Классификация синонимов
Так, синонимы могут дифференцироваться:
по обозначаемым ими предметам [С. «скоморох - лицедей - комедиант - актёр - артист» отражают разные моменты в развитии театра и разное отношение к профессии актёра (ср. следующий пункт)];
по социальной оценке обозначаемого предмета (С. «жалованье - зарплата» отражают разное отношение к получаемому за труд вознаграждению);
по применимости в том или ином стиле речи (С. «конь - лошадь» стилистически не всегда обратимы; в стихе «куда ты скачешь, гордый конь?» подстановка С. «лошадь» произведёт комический эффект);
по этимологическому значению, которое может придавать одному из С. особую окраску (С. «смелый - бесстрашный» связывают общее понятие храбрости в первом случае с «дерзанием», «решимостью», во втором - с «отсутствием страха»; поэтому эти С. в известном контексте могут быть применены как слова, противоположные по значению, как антонимы);
по наличию или отсутствию переносных значений: так, в известной эпиграмме Батюшков К. Н. Совет эпическому стихотворцу:

Антонимы по типу выражаемых понятий:

Контрадикторные корреляты - такие противоположности, которые взаимно дополняют друг друга до целого, без переходных звеньев; они находятся в отношении привативной оппозиции. Примеры: плохой - хороший, ложь - истина, живой - мёртвый.
контрарные корреляты - антонимы, выражающие полярные противоположности внутри одной сущности при наличии переходных звеньев - внутренней градации; они находятся в отношении градуальной оппозиции. Примеры: чёрный (- серый -) белый, старый (- пожилой - средних лет -) молодой, большой (- средний -) маленький.
векторные корреляты - антонимы, выражающие разную направленность действий, признаков, общественных явлений и т. д. Примеры: войти - выйти, спуститься - подняться, зажечь - потушить, революция - контрреволюция.
конверсивы - слова, описывающие одну и ту же ситуацию с точки зрения разных участников. Примеры: купить - продать, муж - жена, преподавать - учиться, проиграть - выиграть, потерять - найти.
энантиосемия - наличие в структуре слова противоположных значений. Примеры: одолжить кому-то денег - одолжить у кого-то денег, обнести чаем - угостить и не угостить.
прагматические - слова, которые регулярно противопоставляются в практике их употребления, в контекстах (прагматика - «действие»). Примеры: душа - тело, ум - сердце, земля - небо.
По структуре антонимы бывают:
разнокорневые (вперёд - назад);
однокорневые - образуются с помощью приставок, противоположных по смыслу: входить - выходить, либо с помощью приставки, прибавляемой к исходному слову (монопольный - антимонопольный).

Анони́м (греч.) - безымянный, неизвестный. Автор анонимного текста.

Значение слова "аноним" различно для различных видов текстов. Анонимными могут быть как литературные произведения, так и утилитарные сообщения - письма, пасквили, доносы и т.п.

Омонимы (от греч. ὁμός - одинаковый и ονομα - имя) - слова разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка (слова, морфемы и др.). Термин введён Аристотелем. Не путать с омофонам

Слова
Коса - у девушки на голове, коса - орудие для косьбы, коса - географическое название (Куршская коса)
Ключ - музыкальный знак, ключ - от двери, ключ - природный источник воды.
Лук - растение, лук - оружие.
Ручка - пишущая (гелевая, шариковая и т д), ручка - человеческая рука,

Что токое слова онтонимы и слова синонимы

Пользователь удален

антонимы прямо противоположные по смыслу прилагательные
плохой-хороший
синонимы близкие по значению прилагательные

Синоним - Слово, отличающееся от другого по звучанию или написанию, но совпадающее или близкое ему по значению.
Антоним - Слова с противоположным по отношению к другому слову значением.

Антонимы (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать.
Сино́нимы в лингвистике - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию (ср. омонимы) , но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение (ср. антонимы)
Примеры: кавалерия - конница, смелый - храбрый
Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать однообразия речи.
Следует различать синонимы и номинальные определения - последние представляют полную тождественность.

Людмила

Антонимы (гр. anti - против + onyma - имя) - это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать.. Синонимами называют слова (точнее, слова, рассматриваемые в определенном значении) , обычно принадлежащие к одной части речи, с одинаковым или близким значением. Например, синонимами являются слова смелый и храбрый, грусть и печаль, гасить и тушить..

Карлыгаш

антонимы - это слова, противоположные по смыслу: родной - чужой, близкий - далёкий, добро - зло.
синонимы - это слова, одинаковые или близкие по смыслу: кровать, постель, койка, ложе, нары - место для сна.

К каким словам трудно подобрать антоним? Какой антоним у вечности?

    На первую часть ответа попробую предложить: вселенная .

    На вторую — Миг.

    Я считаю, что антоним нельзя подобрать к словам, которые не заключают в себе своего рода противоположные оттенки, в которых нет сравнения. К таким словам относят слова, характеризующие вес, рост, время суток. Например, нельзя подобрать антоним к словам среда, килограмм, сантиметр. А также у существительных с конкретным значением не бывает антонимов. Найдите антоним карандашу, ручке или бумаге. А что касается сложности, трудно подобрать антонимы к словам, которые обозначают чувства, потому что в чувствах заключено понятие интенсивности. А антоним слова вечность — миг.

    К слову ВЕЧНОСТЬ подойдет антоним — Мгновение или Один момент, или момент.

    Вот очень краткий список, на мой взгляд, к которым трудно подобрать антонимы.

    Зашибись.

    Похоронка.

    Направление.

    установка

    Интеллект

    Променад,

    Закваска.

    Расстояние

    местность,

    Елки-палки.

    К каждому слову можно подобрать антоним, если хорошо подумать и сосредоточится. Только загвоздка в том, что у всех свое мнение, поэтому если вам может показаться, что вы подобрали идеально подходящий антоним, с вами могут многие и не согласится. А антоним к слову вечность у меня напрашивается моментальность.

    Наверно к любому слову можно подобрать антоним, хотя хотелось чтобы к хорошим словам их не было, были только инонимы.

    В КВНе была шутка, звучит кажется так: Интересно что антоним к слову антоним — это синоним

    Что такое антоним- это значит противоположное, надо подобрать к данному слову—наоборот.

    Что такое вечность- это постоянность, целый век, вневремееность, нескончаемо, часами,Без конца.

    А антоним к этому слову—значит наоборот слово.

    Антоним к слову Вечность — это конечность, мгновение, секунда, миг, минута

    Считаю, что либо к слову можно подобрать антоним, либо нельзя. А трудность, наверное, может возникнуть если не хватает словарного запаса (ни в коем случае не хочу никого обидеть), поэтому вс зависит от человека. А к вечности я бы подобрал антоним мгновение или миг.

    Есть слова к которым не подбираются антонимы вообще и это всем известный факт. Так что не стоит долго мыслить. Вот соглашусь так же с предыдущими ответами, что к слову вечность не так уж тяжело подобрать антоним, им будет слово — миг.

    В русском языке есть такие слова, которые называются словами благодарности, например, слово спасибо ; к нему очень трудно подобрать антоним, можно сказать, что не возможно; слово пожалуйста тоже не позволяет подобрать к себе антоним; а вот слово вечность имеет такой антоним, как миг , если подобрать к слову вечность антоним секунда или минута грубой ошибки не будет.

Антонимы – это слова с противоположным лексическим значением, они всегда принадлежат одной и той же части речи.

Это значит, что если мы ищем антоним для существительного, то должны подобрать его только из существительных. Для прилагательного найти антоним можно только среди прилагательных, а для глагола только – среди глаголов. Соответственно, антоним для наречия будет только наречием. Языковыми антонимами никогда не могут быть слова, которые относятся к различным частям речи или лексическим уровням.

Антонимы можно подобрать к таким словам, значения которых несут в себе противоположные качественные оттенки, но в основе этих значений всегда находится общий признак (сезон года, вес, рост, чувство, время суток и т.д.).

Функция противоположности антонимов может быть использована для достижения различных стилистических целей, среди которых можно перечислить: указание на предел проявления качества, свойства, отношения или действия; актуализация высказывания или усиления образа, впечатления; выражение оценки, часто в сравнительном плане, противоположных свойств предметов и действий; утверждение двух противоположных свойств, качеств или действий; утверждение одного из противопоставляемых признаков, действий и явлений реальной действительности за счет отрицания другого; признание промежуточного качества или свойства, возможного или реально установленного между двумя противоположными по значению словами.

Больше всего антонимов среди имен прилагательных, поскольку основная черта антонимии – это наличие качественного признака, а что как ни прилагательное выражает качество. Примерами антонимических пар среди прилагательных можно привести очень много: толстый – худой, холодный – горячий, тихий – громкий, светлый – темный, черный – белый, сладкий – соленый, острый – тупой, маленький – большой и многие другие.

Однако имена существительные также могут выражать противоположное значение и демонстрировать контраст. К примеру: зло – добро, холод – жара, чистота – грязь, зима – лето, день – ночь, жизнь – смерть, молодость – старость, победа – поражение.

Среди глаголов антонимических пар также немало. Это, к примеру: любить – ненавидеть, работать – отдыхать, идти – стоять, уважать – презирать, ускоряться – тормозить, ругать – хвалить, говорить – молчать, открывать – закрывать.

Хорошими примерами антонимических пар среди наречий можно перечислить следующие: холодно – жарко, красиво – уродливо, понятно – непонятно, случайно – специально, быстро – медленно, вкусно – невкусно, сладко –горько, тихо – громко, спокойно – бурно, остро – пресно и так далее.

Антонимы могут различаться по структуре и быть: разнокоренными (влево-вправо, вверх-вниз, туда -сюда), однокоренные, то есть те которые образованы при помощи приставок с противоположным смыслом либо же с добавлением приставки к исходному слову (закрыть-открыть, гуманный-негуманный, монопольный-антимонопольный).

С точки зрения действия антонимы могут быть: соразмерными, то есть когда имеется некое действие и его противодействие (толкать – тянуть, вставать - ложиться, строить – ломать, богатеть - беднеть, краснеть - бледнеть) и несоразмерными, когда имеется действие и отсутствие этого действия (осуществлять – бездействовать, молчать - говорить).

В русском языке существуют словари антонимов, первые из которых были составлены и опубликованы еще в 1970х годах.

С появлением неологизмов в языке, появляются и новые антонимические пары, за изучение которых немедленно берутся лингвисты. К антонимам-неологизмам можно отнести: круто – отстойно, тупить – шарить / сечь, облом – халява и все в таком роде. Подобные антонимы-неологизмы в основном используются молодежью и относятся к молодежному сленгу.

Антонимичные слова и выражения помогают сделать русскую речь более экспрессивной, информативной и богатой. Антонимами полна наша повседневная речь, литература, репортажи СМИ. Без антонимов уже трудно представить русский язык. Без них он станет блеклым и скучным, высказывания потеряют свою пикантность и эмоциональность, поэтому такой стилистический прием, как антонимия, действительно необходим речи.

Тема урока: «АНТОНИМЫ»

Цель урока : Познакомить учащихся с понятием «антонимы».
Задачи урока :


  1. Показать в игровой манере всевозможные приемы использования антонимов.

  2. Формировать умение находить антонимы в предложениях , подбирать антонимы к указанным словам, использовать их в речи.

Тип урока : урок объяснения нового материала.

Вид урока : урок с использованием ИКТ.

Возраст учащихся : 11-12 лет (5 класс).

Программное обеспечение : мультимедийная презентация.

Дидактический материал : листок формата А4 со словами для проведения эстафеты.

Наглядные пособия : иллюстрации к мультфильму «Ну, погоди!», включенные в презентацию.

Межпредметные связи : информатика, литература.
План урока :


  1. Орг. момент.

  2. Орфографическая пятиминутка.

  3. Работа по теме урока:

    1. кроссворд

    2. работа с определением понятия.

    3. составление антонимических пар

    4. игра «Смотри, не ошибись»»

    5. загадки

    6. эстафета

    7. работа с иллюстрациями к мультфильму «Ну, погоди!»

    8. развитие речи – конструирование предложения с помощью антонимических пар.

  4. Подведение итогов. Рефлексия.

  5. Домашнее задание.

Ход урока.
1. Орг. момент. Запись в тетрадь даты.


  1. Запишите под диктовку слова (в столбик) и обозначьте орфограммы: ни..кий, взл..теть, (он) садит..ся, прибл..жаться.

  2. Подберите к данным словам слова с противоположным значением. (низкий – высокий; взлететь – опуститься; садится – встаёт; приближаться – удаляться.)

Я БЫВАЮ ПОНЕВОЛЕ

ОТ НЕСЧАСТЬЯ И ОТ БОЛИ,

ОТ ОБИДЫ, НЕУДАЧ.

ДОГАДАЛИСЬ? ЭТО (ПЛАЧ(?).

Я – АНТОНИМ ШУМА, СТУКА,

БЕЗ МЕНЯ ВАМ НОЧЬЮ МУКА,

Я ДЛЯ ОТДЫХА, ДЛЯ СНА

НАЗЫВАЮСЬ (Т..ШИНА).


А теперь эстафета.
Каждый ряд получает листки со словами. Каждый ученик на этом ряду должен вписать антоним к одному слову и передать листок дальше. Побеждает ряд , все ученики которого правильно и быстро справились с заданием эстафеты.

1.

ГЛУПЕЦ –



2.

БОГАТЫЙ –



3.

БЕДА –


ГОРЬКИЙ –

ПЕРВЫЙ –

БЕЗДАРНЫЙ –

ГРУБОСТЬ –

ПЛОХОЙ –

БЕЛЫЙ –

ГРЯЗЬ –

ПОДЪЕМ –

БЕССЛАВИЕ –

ДА –

ПРАВДА –

БЛИЖНИЙ –

ДЕШЕВО –

ПРОТИВНИК –

БОЛЬШЕ –

ЖЕСТОКИЙ –

РАДОСТЬ –

БУДУЩЕЕ –

ЗДОРОВЫЙ –

СВЕТ –

ВВЕРХ –

ЧЕРНЫЙ –

СИЛЬНЫЙ –

ТИШИНА –

КРАСАВЕЦ –

УМНЫЙ –

ХОРОШО –

ЛУЧШЕ –

МЕНЬШЕ –

ВЕСЕЛЫЙ –

МАЛО –

ВЕЧЕРОМ –

ВНЕШНИЙ –

НЕПРАВДА –

ВОЙНА –

ВПЕРЕД –

ОБВИНЯТЬ –

ВРАЖДА –

ВСТРЕЧА –

7. А сейчас задание усложняется. В предыдущих упражнениях вы подбирали антонимы к уже заданному слову. Теперь вам нужно будет самостоятельно составить антонимическую пару. А помогут нам в этом герои всем вам хорошо знакомого мультфильма «Ну, погоди!» Посмотрите еще раз на главных героев этого мультфильма и с помощью прилагательных охарактеризуйте их.


ВОЛК – ЗЛОЙ, НЕВЕЗУЧИЙ…

ЗАЯЦ – ДОБРЫЙ, УДАЧЛИВЫЙ…


8. А теперь я предлагаю каждому проверить, как он усвоил тему сегодняшнего урока. Я предлагаю вам два отрывка. Задание для каждого отрывка одинаковое, но один отрывок попроще, а другой посложнее. Пусть каждый сам выберет отрывок по своим силам. А может быть, среди вас есть такие ребята, которые очень хорошо усвоили тему и смогут справиться сразу с двумя отрывками.

Самостоятельная работа учащихся по группам:

1 группа: Вставьте в предложение антонимы, подходящие по смыслу.
Есть люди добрые и злые , ……….. и ……………., ……………… и …………….., ………….. и ……………….
2 группа: Вставьте в текст антонимы, подходящие по смыслу.

ДОМ У ДЕДА ИВАНА … (большой). ДЫМ ИЗ ТРУБЫ КАК ВЫВАЛИТ, НА ДРУГОМ КОНЦЕ СЕЛА ВИДНО. У ЕГОРА ИЗБЕНКА …(маленькая). ДЫМОК НАД НЕЙ, КАК БЕЛИЧИЙ ХВОСТИК ПОДНИМАЕТСЯ… (В. Коржиков)

9. Подведем итоги. Продолжите предложения на слайдах.

Сегодня на уроке я узнал (а)…

Я могу себя похвалить за ….

(если остается время дать возможность одному ученику дать полное определение антонимов с примерами)

Домашнее задание : §____, упр. ______

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх