Рационально-эмотивный подход в психологическом консультировании. Основные подходы к психологическому консультированию в отечественной школе Подходы к практике психологического консультирования

Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Можно сказать, что попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. В психологическом консультировании роль карты выполняет теория личности, открывающая широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающая эффективные методы их разрешения. Теория помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезорганизованным внутренним миром некоторых клиентов. Bramer, Shostrom (1982) подчеркивают, что консультант, не усвоивший теоретические основы своей профессии, не ознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не сможет ничего сделать для клиента, кроме применения частной техники.

Каждая теория выполняет четыре основные функции: обобщает накопленную информацию; делает более понятными сложные явления; предсказывает последствия разных обстоятельств; способствует поиску новых фактов (George, Cristiani, 1990).

Эти функции вполне подходят к любой теории, лежащей в основе консультативной практики. Теория помогает консультанту обобщить опыт работы с самыми разными клиентами, понять природу большинства их проблем и формы проявления конфликтов, способствует эффективному применению конкретных методов. Благодаря теоретической подготовке консультант может выдвигать гипотезы в своей практической работе и предвидеть результаты консультирования.

Каждый консультант на основе практики "конструирует" свою теорию, которая чаще всего опирается на уже известные теоретические парадигмы, или ориентации (психоаналитическую, поведенческо-когнитивную, экзистенциально-гуманистическую). С накоплением опыта постоянно происходит корректировка, расширение, укрепление теоретической базы. От чего зависит выбор той или иной теоретической ориентации? Прежде всего его определяет точка зрения консультанта на природу человека. Каждый консультант волен выбрать ту или иную концепцию как основу практики в зависимости от особенностей своей личности, мировоззрения, теоретико-психологических симпатий. Одновременно подчеркнем неправильность утверждений об истинности постулатов какой-либо единственной психотерапевтической школы вопреки другим школам. Результаты многочисленных исследований показывают, что в практике при ориентации на любое направление можно добиться сходной эффективности консультирования, Решающее значение имеет не столько сама теория, сколько зрелость личности консультанта и его профессиональная подготовка, подразумевающая высокую интеграцию теоретических познаний и практических навыков.

В настоящее время в мире распространяется эклектичное консультирование, представляющее собой попытку интеграции лучших сторон различных школ. Конечно, имеется в виду не набор разных теоретических принципов, воззрений или накопление методов и методик, доказавших практическую эффективность независимо от контекста возможного применения. Эклектичное консультирование опирается на системную интеграцию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало и проверить, как новая система "работает" на практике. Можно сказать, что создание эклектического подхода в консультировании -- это итог всей профессиональной деятельности. Большинство специалистов, продолжительное время работающих в области психологического консультирования и психотерапии, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектичную, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из них.

Большинство теорий консультирования разрабатывалось исключительно практиками, на базе собственного опыта и наблюдений. До сих пор большинство теорий носят, до некоторой степени, незаконченный характер, и ни одна из теорий не является достаточной для применения ко всем ситуациям. Даже одна и та же теория для одного и того же клиента в какой-то период может оказаться неадекватной. Консультанты должны тщательно выбирать свои теоретические позиции и регулярно пересматривать их.

Некоторые теоретические модели являются более полными, другие -- менее, и успешно работающие консультанты знают, какие теории более совершенны и по каким причинам. Хансен, Стевик и Уорнер (Hansen, Stevic & Warner, 1986) приводят пять признаков хорошей теории.

  • 1. Ясность, легкость понимания и информативность. Теория является последовательной и непротиворечивой.
  • 2. Всесторонность. Она дает объяснение для широкого ряда различных явлений.
  • 3. Определенность и эвристичностъ. Она, в силу своей логики, генерирует план исследования.
  • 4. Конкретность в выборе средств достижения желаемого результата. Теория содержит способ достижения желаемого результата.
  • 5. Полезность для своих приверженцев. Она обеспечивает ориентиры для исследований и практической работы.

В дополнение к этим пяти качествам, хорошая теория -- это та, которая не противоречит личному мировоззрению консультанта. Шертцер и Стоун (Shertzer & Stone, 1974) полагают, что теория консультирования должна подходить консультанту подобно хорошему костюму. Некоторые теории, так же как и костюмы, нуждаются в подгонке. Поэтому хорошие консультанты осознают важность чередования теоретических подходов. Консультанты, которые хотят быть многосторонними и эффективными, должны изучить множество теорий консультирования и знать, как применить каждую из них без нарушения ее внутренней целостности (Auvenshine & Noffsinger, 1984).

Значение теории. Теория является фундаментом успешного консультирования. Она требует от консультанта аккуратности и творческого подхода в условиях глубоко личностных отношений, устанавливаемых с целью роста и понимания сути происходящего (Gladding, 1990). Теория оказывает влияние на то, как концептуализируется информация, полученная от клиента, как развиваются межличностные отношения, как соблюдаются нормы профессиональной этики и как консультанты видят себя в качестве профессионалов (Carey, Neukrug, McAuliffe, Pratt & Lowell, 1990). Без теоретического обоснования консультанты действуют бессистемно, методом проб и ошибок, и рискуют сделать неверный шаг и не достичь результата. Браммер, Абрего и Шостром (Branner, Abrego & Shostrom, 1993) подчеркивают прагматическое значение для консультантов тщательно разработанной теории. Теория помогает объяснить, что происходит в процессе консультирования, а также позволяет консультанту предсказывать, оценивать и улучшать результаты собственных действий. Теория обеспечивает структуру научного наблюдения в процессе консультирования. Теоретизирование стимулирует продуцирование новых идей и установление единства взглядов на консультирование. Следовательно, теория консультирования может быть очень практичной, помогая осмысливать наблюдения консультантов.

Бой и Пайн (Boy & Pine, 1983) конкретизируют практическую ценность теории, полагая, что в деятельности консультантов теория прежде всего отвечает на вопрос «как?», а не «почему?», обеспечивая структуру, внутри которой могут действовать консультанты. Консультанты, опирающиеся на теорию, могут лучше отвечать требованиям своей профессии, потому что у них есть основания делать то, что они делают. Бой и Пайн указали на шесть функций теории, которые помогают консультантам на практике.

  • 1. Теория помогает консультантам обнаружить внутреннее единство и взаимосвязь разнообразных явлений жизни.
  • 2. Теория заставляет консультантов исследовать отношения, которые в противном случае оказались бы вне поля зрения.
  • 3. Теория предоставляет консультантам ориентиры в их работе и помогает ш оценить себя как профессионалов.
  • 4. Теория помогает консультантам сконцентрироваться на нужной информг ции и указывает им, что они должны искать.
  • 5. Теория помогает консультантам содействовать клиентам в эффективно изменении их поведения.
  • 6. Теория помогает консультантам оценивать как старые, так и новые подходы к процессу консультирования. Она является исходной базой, на которс строятся новые подходы консультирования.

«Основным критерием оценки любой теории консультирования является то, насколько хорошо она обеспечивает объяснение того, что происходит в процессе консультирования» (Kelly, 1988, р. 212-213). Значение теорий в качестве способов организации информации «зависит от степени, в которой они соответствуют реальности человеческой жизни» (Young, 1988, р. 336).

Чистота теории и эклектизм. В начале своей истории консультирование было профессией, в которой чистота теории (приверженность к одной теории) была условием и актуальной необходимостью для консультантов, ищущих работу. Было важно, чтобы консультанты могли идентифицировать свою деятельность в русле одной из менее чем полудюжины возможных теорий (психоанализ, бихевиоризм, клиент-центрированный подход и т. д.). Однако с потоком новых теорий -- когнитивных, бихевиоральных и аффективных, сформулированных в 1960-х годах, -- идея приверженности одной специфической теории начала терять популярность и значимость. Развитие обучения микронавыкам (обучение навыкам работы с людьми, являющимся общими для всех теорий оказания помощи) ускорило отход от узких теоретических позиций. Их место заняло эклектическое консультирование.

Многие профессиональные консультанты (примерно 60-70\%) считают себя эклектиками в использовании теории и методов (Lazarus & Beutler, 1993). Это означает, что для удовлетворения потребностей своих клиентов они используют различные теории и методы. По мере изменения потребностей консультанты должны отойти от одной теории и перейти к другой (такой феномен называют консультированием со сменой стиля). Смена стиля зависит от уровня развития клиента (Ivey & Goncalves, 1988). Чтобы действовать эффективно, консультанты должны учитывать, насколько продвинулись клиенты в своем структурном развитии (согласно терминологии Жана Пиаже). Например, клиент, не ориентирующийся в окружающей обстановке, может нуждаться в терапевтическом подходе, который сосредоточен на «эмоциях, телесных ощущениях и опыте, основанном на сиюминутных переживаниях («здесь и сейчас»)», тогда как для клиента с более высоким уровнем развития лучше подойдет «формально-операционный» подход, где делается упор на обдумывании своих действий (Ivey & Goncalves, 1988, p. 410). Главное, чтобы и консультанты и теории соответствовали тому уровню, на котором находятся клиенты, помогая им развиваться как личности в целом.

Эклектический подход может оказаться рискованным, если консультант недостаточно знаком со всеми задействованными процессами. Иногда невразумительный подход слабо подготовленных консультантов саркастически называют «электрическим» подходом; такие консультанты пытаются применять любой и каждый из доступных методов без разбора. Проблема «электрической» ориентации состоит в том, что консультанты часто приносят больше вреда, чем пользы, если они мало или совсем не понимают, что значит «помочь» клиенту.

Для преодоления этой проблемы Мак-Брайд и Мартин (McBride & Martin, 1990) предлагают иерархию эклектических приемов и указывают на важность прочной теоретической базы в качестве руководства. Нижний, или первый, уровень эклектизма является на самом деле синкретизмом. Он представляет собой аморфный, несистемный процесс объединения вместе несвязанных клинических концептов. Этот подход встречается в условиях, когда начинающие консультанты вынуждены формулировать свои собственные теории консультирования без предварительной проверки их эмпирических моделей на практике. Второй уровень эклектицизма является традиционным. Он объединяет «упорядоченную комбинацию сравнимых черт из различных источников в гармоничное целое» (English & English, 1956, p. 168). Он более продуман, чем синкретизм, и теоретически более проработан.

На третьем уровне эклектизм описывается как профессиональный или теоретический, или как теоретический интеграционализм (Lazaurus & Beutler, 1993; Simon, 1989). Такой тип эклектизма требует, чтобы консультанты овладели по меньшей мере двумя теориями, чтобы попытаться произвести какую-либо комбинацию. Проблемы, связанные с этим подходом, заключаются в том, что он предполагает определенную степень равенства теорий (чего может и не быть) и существование критерия, «позволяющего определить, какие порции или части каждой из теорий оставить или вычеркнуть» (Lazaurus & Beutler, 1Q93, p. 382). Он отличается от традиционных моделей тем, что при традиционно-эклектическом подходе не требуется владения какой-либо теорией.

Последний уровень эклектизма, называемый техническим эклектизмом, представлен в работе Арнольда Лазаруса (Lazarus, 1967). Согласно данному подходу, процедуры из различных теорий отбираются и применяются на практике «без обязательного приписывания их к теориям, которыми они порождены» (Lazaurus & Beutler, 1993, p. 384). Идея заключается в том, что в работе с клиентами на самом деле используются методики, а не теории. Следовательно, если позволяет ситуация, после должной оценки состояния клиентов консультанты могут применять бихевиоральные методы (такие, как выработка уверенности) в сочетании с экзистенциальными методиками (такими, как конфронтация в споре о смысле жизни).

Этот последний подход стоит в одном ряду с подходом Каванах (Cavanagh, 1990), предлагающим в качестве здравого эклектический подход к консультированию. Этот подход требует от консультантов наличия (1) прочных знаний и понимания применяемых теорий консультирования; (2) базисной обобщающей философии человеческого поведения, которая объединяет разрозненные части различных теорий в осмысленный коллаж; и (3) гибких средств приспособления, подхода к клиенту, а не наоборот. Консультанты, следующие этой модели, могут прагматично и эффективно работать в эклектической схеме. Для настоящего здравого консультанта-эклектика критическими переменными являются владение теорией и обостренное чутье, позволяющее определить, какой подход использовать, когда, где и как (Harman, 1977).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра психологии

Тема: «Роль теории в консультировании.

Вклад разных теоретических подходов в консультирование»

Контрольная работа

по дисциплине «Основы консультативной психологии»

Выполнила:

студентка группы 3562 з/у

В.Н. Новикова

В. Новгород 2015

Введение

1. Определение понятия «психологическое консультирование», 3 разных авторов

2. Основные этапы консультирования, задачи клиента и консультанта на каждом из этапов

3. Три теоретических подхода к психологическому консультированию. Рассмотреть основную идею подхода и роль консультанта в консультативном процессе

4. Требования к личности психолога-консультанта

Заключение

Список литературы

Введение

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

1. О пределение понятия «п сихологическое консультирование, 3 разных авторов

Психологическое консультирование - профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации. Профессиональное консультирование могут проводить психологи, социальные работники, педагоги или врачи, прошедшие специальную подготовку. В качестве пациентов могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. В любом случае пациент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы. В этом основное отличие П. к. от психотерапии. От так называемой «дружеской беседы» П. к. отличается нейтральной позицией консультанта. Пользуясь трансактной терминологией, «дружеская беседа» проводится в позиции Ребенок-Ребенок, психотерапия - Родитель--Ребенок, а П. к.-- в позиции Взрослый-Взрослый. Современная тенденция стирание границ между психотерапией и П. к. В 40-50-е гг. профессиональное консультирование зародилось и распространилось благодаря социальному запросу, обусловленному психологическим просвещением, психотерапевтами, главным образом психодинамических направлений, и с опорой на опыт психотерапевтической практики (преимущественно клиент-центрированной психотерапии). Последние годы партнерский подход и опыт консультирования обогащают психотерапию.

Психотерапевтическая энциклопедия. -- С.-Пб.: Питер. Б.Д. Карвасарский. 2000.

Психологическое консультирование. Специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек помогает другому помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий другому человеку изучать свои чувства, мысли и поведение. чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя. а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие правильных решений и совершение целенаправленных действий (определение Британской ассоциации консультирующих психологов). психологический консультирование консультант

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

Консультирование психологическое - форма оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного изучения проблем, беспокоящих клиентов, а также изучения самих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми.

Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

2. Основные этапы консультирования, задачи клиента и консультанта на каждом из этапов

1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6-8 ч.

4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20-30 мин.

Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2-3 до 10-12 ч.

Психотерапевтическую направленность психологического консультирования можно отметить в модели консультирования, предложенной М.К. Тутушкиной и ее коллегами, отмечающими, что независимо от того, проводится ли разовая консультация или осуществляется пролонгированная работа в виде ряда психотерапевтических сессий, консультирование может рассматриваться как диалектический процесс, включающий в себя ряд стадий (Тутушкина М.К., 2001):

1. Заключение контракта между клиентом, от которого поступает добровольный заказ на консультацию, и консультантом, дающим согласие оказать помощь, обеспечивая безопасность и поддержку в ходе консультирования.

2. Прояснение запроса и анализ проблемной ситуации. На этой стадии консультанту необходимо сориентироваться в проблеме клиента, внимательно слушая его, используя открытые вопросы перефразирование и переспрашивание для получения достоверной информации. В то же время консультант рефлексирует свои чувства и чувства клиента, помогая ему глубже погрузиться в проблему и подойти к постановке психотерапевтической цели.

3.Переформулирование проблемы и постановка психотерапевтической цели, уточнение контракта. На данной стадии по мере выяснения условий и ситуации возникновения проблемы, анализа чувств и отношений клиента к ней определяется суть проблемы, то есть та психологическая трудность, которая мешает клиенту найти выход из сложившейся ситуации, При этом главным является осознание самим клиентом сути проблемы с психологической точки зрения.

4. Поиск способов решения проблемы. На данном этапе необходимо согласие клиента на исследование собственных психологических трудностей, поиск и принятие на себя ответственности за выбираемые решения.

В процессе консультирования у клиента происходят изменения, которые могут в той или иной мере повлиять на его личность и жизнь в целом. В любом случае клиенту предоставляется возможность получить новый опыт, и чем глубже он осознает это, тем благоприятнее для него окажутся последствия консультации, следовательно, ее эффективность.

Обучающий и коррекционный характер направленности психологического консультирования можно отметить, на наш взгляд, в подходе, предлагаемом А.Ф. Бондаренко, в связи с этим на каждом этапе процесса консультирования психолог решает соответствующие задачи (Бондаренко А.Ф., 2000):

1. Начальный этап. Этап вхождения в ситуацию психологической помощи.Главные задачи психолога на этом этапе, основополагающем для установления рабочих отношений, заключаются в следующем:

· поддержка мотивации клиента к совместной работе;

· разъяснение истинных (реалистичных) возможностей психологической помощи и коррекция нереалистичных ожиданий;

· выражение готовности понять, принять клиента и оказать ему возможную психологическую помощь;

· пробная постановка целей психологической помощи и определение ориентировочных сроков и результатов работы;

· проработка, при необходимости, собственных затруднений в работе, связанных с возможным контрпереносом или возникающими проекциями.

2. Этап действования и проживания ситуации психологической помощи. Включает в себя работу с личностным материалом клиента: переживаниями, отношениями, чувствами, снами, ценностными смыслами. Возможные задачи психолога вытекают из логики его действий и феноменологии переживаний клиента, среди них:

· обеспечение эмоционального отреагирования;

· проработка и символическое удовлетворение тех или иных фрустрированных потребностей;

· создание условий для инсайта и катарсиса;

· подкрепление желаемого направления действий (переобучение);

· обеспечение условий для личностной рефлексии и проживания ситуации свободного и ответственного выбора.

3. Этап вхождения в новый опыт. Это - стадия личностных трансформаций и попыток приобщения к иному способу проживания жизни, свободному от прежних заблуждений и проблем. Отсюда вытекают следующие возможные задачи в деятельности психолога:

· эмоциональная и экзистенциальная поддержка;

· подкрепление тенденций к личностным переориентациям и трансформациям;

· помощь в совладании с личностной и ситуативной тревогой, вызванной изменениями жизненного мира;

· проработка ценностно-смысловых или поведенческих препятствий, блокирующих осуществление необходимых действий.

4. Этап вхождения в повседневность с обогащенным новым опытом. Это - заключительный этап работы. Его значимость отражают специфические задачи, стоящие перед психологом:

· подбадривание клиента и подчеркивание временных границ как травмировавшей проблематики, так и конца консультативного процесса;

· анализ элементов зависимости в поведении клиента и помощь в достижении самостоятельности и самодостаточности;

· переопределение и переосмысление ситуации психологической помощи как предоставленной возможности человеку понять собственные мотивы, ценности, цели и выборы;

· нахождение “золотой середины” между тенденциями гиперопеки, покровительства и эмоциональной отстраненности от клиента.

Каждый из этапов имеет свою длительность. Последствия консультирования можно рассматривать с точки зрения изменений, происходящих в личности клиента, и степени его удовлетворенности результатами консультирования.

Р. Кочунас, ссылаясь на В. Е. Gilland, предлагает структуру процесса психологического консультирования в виде системной модели, в которой делается акцент на исследовательском и обучающем характере психологической помощи (Кочунас Р., 2000):

Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.

1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).

5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача -- еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.

3. Три теоретических подхода к пси хологическому консультированию. Рассмотреть основную идею подхода и роль консультанта в консультативном процессе

Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Можно сказать, что попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. В психологическом консультировании роль карты выполняет теория личности, открывающая широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающая эффективные методы их разрешения. Теория помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезорганизованным внутренним миром некоторых клиентов. Bramer, Shostrom (1982) подчеркивают, что консультант, не усвоивший теоретические основы своей профессии, не ознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не сможет ничего сделать для клиента, кроме применения частной техники.

Каждая теория выполняет четыре основные функции: обобщает накопленную информацию; делает более понятными сложные явления; предсказывает последствия разных обстоятельств; способствует поиску новых фактов (George, Cristiani, 1990).

Эти функции вполне подходят к любой теории, лежащей в основе консультативной практики. Теория помогает консультанту обобщить опыт работы с самыми разными клиентами, понять природу большинства их проблем и формы проявления конфликтов, способствует эффективному применению конкретных методов. Благодаря теоретической подготовке консультант может выдвигать гипотезы в своей практической работе и предвидеть результаты консультирования.

Каждый консультант на основе практики "конструирует" свою теорию, которая чаще всего опирается на уже известные теоретические парадигмы, или ориентации (психоаналитическую, поведенческо-когнитивную, экзистенциально-гуманистическую). С накоплением опыта постоянно происходит корректировка, расширение, укрепление теоретической базы. От чего зависит выбор той или иной теоретической ориентации? Прежде всего его определяет точка зрения консультанта на природу человека. Каждый консультант волен выбрать ту или иную концепцию как основу практики в зависимости от особенностей своей личности, мировоззрения, теоретико-психологических симпатий. Одновременно подчеркнем неправильность утверждений об истинности постулатов какой-либо единственной психотерапевтической школы вопреки другим школам. Результаты многочисленных исследований показывают, что в практике при ориентации на любое направление можно добиться сходной эффективности консультирования, Решающее значение имеет не столько сама теория, сколько зрелость личности консультанта и его профессиональная подготовка, подразумевающая высокую интеграцию теоретических познаний и практических навыков.

В настоящее время в мире распространяется эклектичное консультирование, представляющее собой попытку интеграции лучших сторон различных школ. Конечно, имеется в виду не набор разных теоретических принципов, воззрений или накопление методов и методик, доказавших практическую эффективность независимо от контекста возможного применения. Эклектичное консультирование опирается на системную интеграцию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало и проверить, как новая система "работает" на практике. Можно сказать, что создание эклектического подхода в консультировании -- это итог всей профессиональной деятельности. Большинство специалистов, продолжительное время работающих в области психологического консультирования и психотерапии, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектичную, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из них.

Большинство теорий консультирования разрабатывалось исключительно практиками, на базе собственного опыта и наблюдений. До сих пор большинство теорий носят, до некоторой степени, незаконченный характер, и ни одна из теорий не является достаточной для применения ко всем ситуациям. Даже одна и та же теория для одного и того же клиента в какой-то период может оказаться неадекватной. Консультанты должны тщательно выбирать свои теоретические позиции и регулярно пересматривать их.

Некоторые теоретические модели являются более полными, другие -- менее, и успешно работающие консультанты знают, какие теории более совершенны и по каким причинам. Хансен, Стевик и Уорнер (Hansen, Stevic & Warner, 1986) приводят пять признаков хорошей теории.

1. Ясность, легкость понимания и информативность. Теория является последовательной и непротиворечивой.

2. Всесторонность. Она дает объяснение для широкого ряда различных явлений.

3. Определенность и эвристичностъ. Она, в силу своей логики, генерирует план исследования.

4. Конкретность в выборе средств достижения желаемого результата. Теория содержит способ достижения желаемого результата.

5. Полезность для своих приверженцев. Она обеспечивает ориентиры для исследований и практической работы.

В дополнение к этим пяти качествам, хорошая теория -- это та, которая не противоречит личному мировоззрению консультанта. Шертцер и Стоун (Shertzer & Stone, 1974) полагают, что теория консультирования должна подходить консультанту подобно хорошему костюму. Некоторые теории, так же как и костюмы, нуждаются в подгонке. Поэтому хорошие консультанты осознают важность чередования теоретических подходов. Консультанты, которые хотят быть многосторонними и эффективными, должны изучить множество теорий консультирования и знать, как применить каждую из них без нарушения ее внутренней целостности (Auvenshine & Noffsinger, 1984).

Значение теории. Теория является фундаментом успешного консультирования. Она требует от консультанта аккуратности и творческого подхода в условиях глубоко личностных отношений, устанавливаемых с целью роста и понимания сути происходящего (Gladding, 1990). Теория оказывает влияние на то, как концептуализируется информация, полученная от клиента, как развиваются межличностные отношения, как соблюдаются нормы профессиональной этики и как консультанты видят себя в качестве профессионалов (Carey, Neukrug, McAuliffe, Pratt & Lowell, 1990). Без теоретического обоснования консультанты действуют бессистемно, методом проб и ошибок, и рискуют сделать неверный шаг и не достичь результата. Браммер, Абрего и Шостром (Branner, Abrego & Shostrom, 1993) подчеркивают прагматическое значение для консультантов тщательно разработанной теории. Теория помогает объяснить, что происходит в процессе консультирования, а также позволяет консультанту предсказывать, оценивать и улучшать результаты собственных действий. Теория обеспечивает структуру научного наблюдения в процессе консультирования. Теоретизирование стимулирует продуцирование новых идей и установление единства взглядов на консультирование. Следовательно, теория консультирования может быть очень практичной, помогая осмысливать наблюдения консультантов.

Бой и Пайн (Boy & Pine, 1983) конкретизируют практическую ценность теории, полагая, что в деятельности консультантов теория прежде всего отвечает на вопрос «как?», а не «почему?», обеспечивая структуру, внутри которой могут действовать консультанты. Консультанты, опирающиеся на теорию, могут лучше отвечать требованиям своей профессии, потому что у них есть основания делать то, что они делают. Бой и Пайн указали на шесть функций теории, которые помогают консультантам на практике.

1. Теория помогает консультантам обнаружить внутреннее единство и взаимосвязь разнообразных явлений жизни.

2. Теория заставляет консультантов исследовать отношения, которые в противном случае оказались бы вне поля зрения.

3. Теория предоставляет консультантам ориентиры в их работе и помогает ш оценить себя как профессионалов.

4. Теория помогает консультантам сконцентрироваться на нужной информг ции и указывает им, что они должны искать.

5. Теория помогает консультантам содействовать клиентам в эффективно изменении их поведения.

6. Теория помогает консультантам оценивать как старые, так и новые подходы к процессу консультирования. Она является исходной базой, на которс строятся новые подходы консультирования.

«Основным критерием оценки любой теории консультирования является то, насколько хорошо она обеспечивает объяснение того, что происходит в процессе консультирования» (Kelly, 1988, р. 212-213). Значение теорий в качестве способов организации информации «зависит от степени, в которой они соответствуют реальности человеческой жизни» (Young, 1988, р. 336).

Чистота теории и эклектизм. В начале своей истории консультирование было профессией, в которой чистота теории (приверженность к одной теории) была условием и актуальной необходимостью для консультантов, ищущих работу. Было важно, чтобы консультанты могли идентифицировать свою деятельность в русле одной из менее чем полудюжины возможных теорий (психоанализ, бихевиоризм, клиент-центрированный подход и т. д.). Однако с потоком новых теорий -- когнитивных, бихевиоральных и аффективных, сформулированных в 1960-х годах, -- идея приверженности одной специфической теории начала терять популярность и значимость. Развитие обучения микронавыкам (обучение навыкам работы с людьми, являющимся общими для всех теорий оказания помощи) ускорило отход от узких теоретических позиций. Их место заняло эклектическое консультирование.

Многие профессиональные консультанты (примерно 60-70\%) считают себя эклектиками в использовании теории и методов (Lazarus & Beutler, 1993). Это означает, что для удовлетворения потребностей своих клиентов они используют различные теории и методы. По мере изменения потребностей консультанты должны отойти от одной теории и перейти к другой (такой феномен называют консультированием со сменой стиля). Смена стиля зависит от уровня развития клиента (Ivey & Goncalves, 1988). Чтобы действовать эффективно, консультанты должны учитывать, насколько продвинулись клиенты в своем структурном развитии (согласно терминологии Жана Пиаже). Например, клиент, не ориентирующийся в окружающей обстановке, может нуждаться в терапевтическом подходе, который сосредоточен на «эмоциях, телесных ощущениях и опыте, основанном на сиюминутных переживаниях («здесь и сейчас»)», тогда как для клиента с более высоким уровнем развития лучше подойдет «формально-операционный» подход, где делается упор на обдумывании своих действий (Ivey & Goncalves, 1988, p. 410). Главное, чтобы и консультанты и теории соответствовали тому уровню, на котором находятся клиенты, помогая им развиваться как личности в целом.

Эклектический подход может оказаться рискованным, если консультант недостаточно знаком со всеми задействованными процессами. Иногда невразумительный подход слабо подготовленных консультантов саркастически называют «электрическим» подходом; такие консультанты пытаются применять любой и каждый из доступных методов без разбора. Проблема «электрической» ориентации состоит в том, что консультанты часто приносят больше вреда, чем пользы, если они мало или совсем не понимают, что значит «помочь» клиенту.

Для преодоления этой проблемы Мак-Брайд и Мартин (McBride & Martin, 1990) предлагают иерархию эклектических приемов и указывают на важность прочной теоретической базы в качестве руководства. Нижний, или первый, уровень эклектизма является на самом деле синкретизмом. Он представляет собой аморфный, несистемный процесс объединения вместе несвязанных клинических концептов. Этот подход встречается в условиях, когда начинающие консультанты вынуждены формулировать свои собственные теории консультирования без предварительной проверки их эмпирических моделей на практике. Второй уровень эклектицизма является традиционным. Он объединяет «упорядоченную комбинацию сравнимых черт из различных источников в гармоничное целое» (English & English, 1956, p. 168). Он более продуман, чем синкретизм, и теоретически более проработан.

На третьем уровне эклектизм описывается как профессиональный или теоретический, или как теоретический интеграционализм (Lazaurus & Beutler, 1993; Simon, 1989). Такой тип эклектизма требует, чтобы консультанты овладели по меньшей мере двумя теориями, чтобы попытаться произвести какую-либо комбинацию. Проблемы, связанные с этим подходом, заключаются в том, что он предполагает определенную степень равенства теорий (чего может и не быть) и существование критерия, «позволяющего определить, какие порции или части каждой из теорий оставить или вычеркнуть» (Lazaurus & Beutler, 1Q93, p. 382). Он отличается от традиционных моделей тем, что при традиционно-эклектическом подходе не требуется владения какой-либо теорией.

Последний уровень эклектизма, называемый техническим эклектизмом, представлен в работе Арнольда Лазаруса (Lazarus, 1967). Согласно данному подходу, процедуры из различных теорий отбираются и применяются на практике «без обязательного приписывания их к теориям, которыми они порождены» (Lazaurus & Beutler, 1993, p. 384). Идея заключается в том, что в работе с клиентами на самом деле используются методики, а не теории. Следовательно, если позволяет ситуация, после должной оценки состояния клиентов консультанты могут применять бихевиоральные методы (такие, как выработка уверенности) в сочетании с экзистенциальными методиками (такими, как конфронтация в споре о смысле жизни).

Этот последний подход стоит в одном ряду с подходом Каванах (Cavanagh, 1990), предлагающим в качестве здравого эклектический подход к консультированию. Этот подход требует от консультантов наличия (1) прочных знаний и понимания применяемых теорий консультирования; (2) базисной обобщающей философии человеческого поведения, которая объединяет разрозненные части различных теорий в осмысленный коллаж; и (3) гибких средств приспособления, подхода к клиенту, а не наоборот. Консультанты, следующие этой модели, могут прагматично и эффективно работать в эклектической схеме. Для настоящего здравого консультанта-эклектика критическими переменными являются владение теорией и обостренное чутье, позволяющее определить, какой подход использовать, когда, где и как (Harman, 1977).

4. Требования к личности психолога-консультанта

Практически все ученые, занимающиеся теоретическими и методологическими изысканиями в области психологического консультирования и психотерапии, отмечают важность личностных особенностей консультанта. Разные авторы отмечают разные личностные особенности, но все сходятся в том, что клиент не может не обращать внимания на личность консультанта, и все, что последний говорит, что делает, преломляется через образ, который он создал у клиента.

М. Балинт говорил о полном забвении того, что психотерапия - это не теоретическое знание, а навыки личности. К. Роджерс подчеркивал, что теория и методы консультанта менее важны, нежели осуществление им своей роли. А. Гомбс экспериментально сравнил успешных консультантов и неуспешных, выявил, что отличия кроются в чертах личности. З. Фрейд отмечал, что психоаналитику не обязательно медицинское образование, но необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента. А. Адбер говорил: "Техника лечения заложена в вас". А. Сторр высказал мысль, что психотерапию и психологическое консультирование принято считать необычными профессиями, поскольку многих людям трудно представить, как можно целыми днями выслушивать чужие истории о несчастной жизни и трудностях.

Фактически получается, что основная техника психологического консультирования - использовать себя, свою личность как инструмент. Осознание этого положения - важный этап на пути становления профессионала.

Весьма очевидно, что у человека нет специальных генов, отвечающих за то, быть ему успешным консультантом или не быть. В целом, конечно, личность консультанта, как и личность любого другого человека, формируется на базе природных, биологических особенностей, но значение этих факторов не очень велико, хотя все же имеет место быть.

Все-таки, никто не рождается консультантом. Что самое существенное - никто окончательно не становится консультантом. Требуемые качества развиваются в течение всей профессиональной жизни специалиста-консультанта.

Исследований в этой области достаточно много, однако модель идеального консультанта до сих пор не построена, разные авторы указывают разные личностные особенности. Вот примерный список этих свойств:

Открытость консультанта (его манипуляции, по крайней мере, не заметны для клиента),

Теплота (сочувствие, проявление живых эмоций),

Внимательность (он ничего не игнорирует, обращает внимание на важные моменты),

Хорошая интуиция в общении (клиент может - и в известном смысле даже должен - скрывать некоторые важнейшие обстоятельства, и часто про эти обстоятельства можно лишь догадаться по мельчайшим особенностям поведения, чуть изменившейся интонации или длинной паузе - например),

Живой интерес к людям (новый клиент для консультанта - как новая страна, в которой он еще не был; легче всего потерять интерес к людям, если увериться в собственном всезнании),

Искренность (любит Истину, стремится к ней, не врет),

Гибкость (легко адаптируется к клиенту, особенностям консультирования, резким сменам в настроении клиента),

Терпимость (недостатки клиента не осуждаются, хотя и не поощряются тоже, не осуждается и нестандартное поведение),

Логичность, объективность, разумность (владение своей речью, умение выстраивать цепочки рассуждений, рассудительность, способность на любую ситуацию посмотреть как бы сверху),

Эмоциональная стабильность (некоторые запутанные жизненные истории клиентов могут "выбить из колеи" неподготовленного слушателя),

Способность вызывать доверие (клиент приходит со своими секретами, он не станет ими делиться с человеком, который "излучает угрозу"),

Способность на уважение (малейшее пренебрежение может навсегда оттолкнуть клиента),

Отсутствие комплекса неполноценности (если консультант - даже не проговаривая вслух - начнет сравнивать себя и клиента, выясняя кто из них "круче", если он будет демонстрировать свое богатство перед бедным клиентом или наоборот завидовать его состоятельности, то такая консультация может вылиться совсем не в то русло).

Заключение

Цели консультанта и клиента в конечном счете соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент -- свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии консультанта с клиентом. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: "Что Вы ожидаете от нашего общения?", "Каковы ваши желания?" и т.п. Клиенты, как правило, имеют только самое общее представление о том, что такое консультирование и что ожидать от консультанта. Когда клиент не владеет никакой информацией о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели. Если мы информируем клиента о продолжительности бесед и вообще о том, что обычно происходит во время консультативных встреч, ему легче понять возможности и ограничения консультирования. Большинство клиентов приходит на психологическое консультирование, надеясь, что консультант сразу окажет какую-то помощь. В этой ситуации консультант должен помнить главную цель консультирования -- помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.

Список литературы:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учеб.для вузов. - М.: Академический проект, 2005. - 491 с.

2. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учеб.пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 252 с.

3. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.

4. Сапогова Е.Е. Консультативная психология: Учеб.пособие для вузов. - М.: Академия, 2008. - 352 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Совокупность подходов к отношениям консультант - клиент в разных психологических направлениях. Модель личности консультанта. Требования к личности современного консультанта в процессе психологического консультирования.

    контрольная работа , добавлен 08.09.2007

    Виды психологического консультирования. Профессиональные умения консультанта. Клиент-центрированное направление в психологическом консультировании. Разграничение личных и профессиональных сторон в работе консультанта. Индивидуальные особенности клиентов.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2014

    Психологическое консультирование взрослых людей по личностным проблемам. Основные теории и классические методы. Теории личности, практика и структура процесса консультирования. Психологическое консультирование при алкоголизме, при переживании утраты.

    реферат , добавлен 17.09.2008

    Методы работы психолога-консультанта с будущими родителями. Задачи психолога в консультировании беременных женщин. Внимание к субъективному миру человека. Оказание психологической поддержки клиенту. Фиксация на чувствах и их невербальном выражении.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2015

    Изучение суицида, как проявления кризиса. Анализ факторов суицидального риска. Оценка степени летальности ситуации. Особенности психологического консультирования суицидальных клиентов. Задачи консультанта, его профессиональные действия по отношению к ним.

    контрольная работа , добавлен 18.10.2010

    Стремительные изменения общества в экономической сфере. Широкое внедрение психологии в практику. Психологическое консультирование. Требования к личности консультанта. Открытость собственному опыту. Развитие самопознания. Принятие личной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008

    Компетентность, профессиональная и научная ответственность. Конфиденциальность, неразглашение или долг молчания консультанта по отношению к третьим лицам – важнейший принцип работы консультанта. Основные принципы психологического консультирования.

    реферат , добавлен 06.04.2009

    Консультирование в процессе оказания психологической помощи. Основные цели клинического интервьюирования. Обучение навыкам саморегуляции в ходе психологического консультирования. Методики, применяемые при способах психологического консультирования.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Психологическое консультирование как область психологической практики. Основные преимущества и недостатки тестирования как формы проведения контроля. Признаки острого горя. Типы речевого поведения и их особенности. Речь клиента в консультативном диалоге.

    контрольная работа , добавлен 01.11.2011

    Определение психологического консультирования, как вида профессиональной деятельности практического психолога. Этические аспекты деятельности психолога-консультанта. Общие сведения о клиенте. Методический анализ стенограммы сеанса консультирования.

Цели психоанализа сосредоточиваются в основном на личностной адаптации, обычно вызывая реорганизацию внутренних сил личности. Первоочередная цель состоит в том, чтобы помочь клиенту лучше узнать бессознательные стороны своей личности. Бессознательное включает в себя подавляемые воспоминания и желания, слишком болезненные или угрожающие, с которыми когда-либо сталкивался клиент. Но подавление мыслей не устраняет их влияния; подавление только делает идентификацию этих мыслей более трудной. Психоанализ стремится помочь клиентам понять себя.

Вторая цель состоит в том, чтобы помочь клиенту преодолеть ранее не пройденный этап развития. Пройдя этот этап, клиенты раскрепощаются и приобретают способность жить более продуктивно.

Адлерианский подход в консультировании - Альфред Адлер

Цели консультирования по Адлеру группируются вокруг помощи людям в формировании здорового образа жизни:

развитие у клиентов представлений о том, что считается здоровым образом жизни,

помощь клиентам в преодолении чувства неполноценности.

поддержать клиентов в формировании социального интереса.

Социальный интерес - внутренний потенциал «который должен сознательно развиваться и усваиваться». Неправильным стилем жизни считается эгоцентрический, основанный на ложных целях и неправильных представлениях и связанный с чувством неполноценности (врожденными физическими или психическими дефектами, а также семейной атмосферой: избалованностью родителями или отверженностью). Необходимо корректировать такие чувства и избавляться от нежелательных форм поведения. Консультирование по Адлеру направлено на целостную личность

Личностно-центрированное консультирование Карл Роджерс

Цели личностно-центрированного консультирования сосредоточиваются на личности клиента, а не на его проблеме. Людям нужно помочь научиться справляться с обстоятельствами.

Один из главных способов - помочь клиенту научиться жить полноценной жизнью, стать личностью, которой нет никакой необходимости повседневно применять защитные механизмы.

Такой человек начинает больше стремиться к изменению и росту. Он становится более открытым для усвоения опыта, больше доверяет собственному восприятию, глубже вовлекается в самопознание и оценку своего «Я». Полноценно функционирующая личность начинает лучше относиться к себе и другим и эффективнее принимает оперативные решения.

Клиенту помогают идентифицировать, использовать и интегрировать свои собственные ресурсы и потенциал.

Экзистенциальное консультирование - Ролло Мэй, Виктор Франкл.

Цели экзистенциального консультирования заключаются в том, чтобы помочь клиентам осознать значение ответственности, осознавания, свободы и потенциала. Клиент избавляется от роли наблюдателя событий и становится создателем значимой личной активности.

Клиент начинает больше осознавать личную свободу. Для клиентов главная цель консультирования заключается в том, чтобы перейти от внешней системы отсчета к внутренней. Деятельность перестает зависеть от суждений других людей; действия будут в первую очередь оцениваться самими клиентами.

Гештальт-терапия - Фриц Перлз

Цели включают сосредоточение на «здесь-и-сейчас» и на осознании непосредственного опыта. Другие цели гештальт-терапии:

обратить внимание клиента на невербальную и вербальную экспрессию, а также на усвоение клиентом общего представления, что жизнь предполагает осуществление выборов.

помощь клиенту в разрешении задач прошлого, чтобы тот мог достичь внутренней инегрированности личности.

осуществление духовного роста, который включает в себя интеграцию эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов человека. Главная задача - это примирение полярностей в человеке.

Перлз создал формулу, которая выражает сущность этого слова: «Сейчас = переживание = осознавание = реальность. Прошлого уже нет, будущего еще нет. Существует только настоящее ».

Чтобы действовать «сейчас», проявлять зрелость, человек должен периодически сбрасывать невротические тенденции. Перлз идентифицирует пять слоев невроза, которые потенциально мешают проявлению подлинности в контакте с собой:

  • фальшь,
  • фобия,
  • ощущение безвыходности положения,
  • имплзивность (соглашательство),
  • эксплозивность (вспыльчивость).
  • Когнитивная терапия - А. Бека

Бек сосредоточивается на важности изменения мыслей при работе с психическими расстройствами. Согласно его подходу, существуют шесть когнитивных искажений, к которым консультант должен быть готов:

  1. необоснованные выводы,
  2. избирательная абстракция,
  3. сверхгенерализация,
  4. преувеличение и преуменьшение,
  5. персонализация,
  6. дихотомическое мышление

Рационально-эмотивная терапия поведения Альберт Эллис

Основная цель РЭТП - помочь людям осознать, что они могут жить более рационально и продуктивно. «В первом приближении рационально-эмотивная терапия представляет собой попытку устранения нежелательных эмоций путем исправления ошибок в логике рассуждений клиента».

Многие считают, что желания должны осуществляться и что, если желания остаются невыполненными, результат будет катастрофическим. РЭТП помогает клиентам прекратить формирование таких требований и превращение неудачи в «катастрофу». В РЭТП клиенты могут выражать некоторые отрицательные чувства, но главная цель состоит в том, чтобы помочь им избежать чрезмерной эмоциональной реакции на событие.

РЭТП поощряет клиентов быть более терпимым к себе и другим и добиваться достижения личных целей. Эти цели достигаются путем обучения людей рациональному мышлению, с тем чтобы изменить пагубное поведение и помочь им научиться новым способам деятельности.

Транзактный анализ - Эрик Берн

Главные цели ТА сосредоточиваются на помощи клиентам преобразовать себя из «лягушек» в «принцев и принцесс». Человеку мало научиться просто адаптироваться, как это принято в психоанализе. Вместо этого акцент делается на достижении здоровья и автономии.

Становясь автономными, клиенты демонстрируют больше понимания, открытости и непосредственности, становятся свободными от игр и избавляются от неконструктивных сценариев. Они начинают лучше взаимодействовать со своим прошлым, но в то же самое время остаются свободными от отрицательных влияний прошлого. ТА придает особое значение изучению собственного «Я», с тем чтобы решить, кем человек хочет стать.

Бихевиоральный подход - Б.Ф. Скиннер

В целом бихевиористы (за исключением представителей когнитивно-бихевиорального направления) концентрируются на поведенческих процессах, то есть процессах, тесно связанных с видимым поведением.

Бихевиористы концентрируются на ситуации «здесь-и-теперь», в противоположность ситуации «там-и-тогда».

Цели бихевиористов - помочь клиентам лучше приспосабливаться к обстоятельствам жизни и достигать личностных и профессиональных целей. Консультирование фокусируется на изменении или устранении демонстрируемых клиентами недостаточно адаптивных форм поведения, таким образом помогая им усвоить здоровые, конструктивные способы действия. Недостаточно только исключить нежелательное поведение; непродуктивные действия должны быть заменены продуктивными способами реагирования.

Когнитивно-бихевиоральная теория

Для того чтобы произошло научение, необходимо, чтобы человек активно участвовал в этом процессе. Если человек получает вознаграждение или наказывается за какую-то деятельность, то он, вследствие этого, учится отличать те действия, которые приносят награду, от тех, которые ведут к наказанию (или к отсутствию поощрения).

Человек будет затем стремиться к такому поведению, которое вознаграждается, и избегать поведения, которое или наказывается, или не подкрепляется. Когда некоторые действия тут же сопровождаются подкреплением (наградой), увеличивается возможность повторения этих действий в таких или идентичных обстоятельствах.

Люди не формируются окружающей средой настолько, насколько они формируются благодаря поощрениям и наказаниям. Последствия конкретного действия определяют, будет ли это действие заучено и повторено.

Терапия реальностью - Уильям Глассер

Основная цель терапии реальностью - помочь клиентам стать психологически сильными, практичными, чтобы помочь им выбрать отношение к себе и другим. Люди становятся самостоятельными и ответственными за деятельность, которая сказывается на них самих и других людях.

Растущая сложность и увеличивающийся темп общих экономических изменений, условий ведения бизнеса порождают специфические проблемы, при решении которых все чаще и чаще российские предприниматели испытывают необходимость в помощи консультантов. В этой ситуации популярность консалтинговой деятельности привела к тому, что до недавнего времени большинство консультантов не следовали какой-либо определенной стратегии и пытались реагировать на любую просьбу потенциального клиента. Однако уже сейчас все большее число консультантов понимают, что не могут быть всем для всех клиентов, что шанс получить заказ увеличивается в том случае, если предлагается уникальная услуга. Но здесь помимо роста конкуренции среди консультантов возникает и другой вопрос - каковы принципы формирования консалтинговой услуги и каковы критерии ее оценки.

Неоднократно указывалось, что профессиональные услуги производят неосязаемую продукцию или продукты. Продукт консультирования - совет, который дают клиенту или, если основной акцент делается на внедрение и изменение, которое реально имеет место в организации работы клиента" и обусловлено вмешательством консультанта. Такой продукт трудно охарактеризовать, измерить и оценить. Консультант может иметь собственное мнение и представление о нем, в то время как точка зрения клиента на этот же продукт и его реальную ценность, вероятно, совершенно другая.

Поэтому консультанты неохотно дают четкое определение своей продукции. Некоторые боятся, что это ограничит их и помешает искать и находить новые возможности в неохваченных ими областях. Другие предпочитают рассматривать каждую возможность нового задания по существу и решать, принять или не принять его без какого-либо определения продукции заранее. В целом, при продаже своих услуг на рынке консультант фактически продает только обещание помочь клиенту удовлетворить его потребности и клиент лишен элементарной возможности оценить предлагаемый товар и вынужден только предполагать о возможностях консультанта и строить отношения с ним на исключительном доверии.



Однако как клиенты, так и консультанты все чаще хотят «увеличить осязаемость» процесса консультирования, чтобы улучшить сбыт, усовершенствовать планирование, качество управления и контроль как со стороны клиента, так и консультанта. Различают четыре различных пути определения консультационного товара.

Вариант 1. - функциональные или предметные области вмешательства.

Этот вариант, обычный в прошлом и все еще широко применяемый в настоящем, определяет услуги консультанта по функциональным или техническим областям, в которых он может помочь клиенту. Здесь главное - иметь качественное образование и широкий опыт в данной области. Примеры - финансы, маркетинг, управление производством или общее руководство.

И хотя такое определение продукта указывает на область компетентности, оно не имеет конкретного фокуса, если предметная область широка.

Оно не уточняёт, какое качество является особенностью данного консультанта, каковы его сильные стороны и чем он отличается от других. Оно ничего не говорит о методах его работы, о результатах, которые хочет получить при вмешательстве.

Вариант 2 - управление и проблемы бизнеса.

Этот вариант определяет услуги по типичным проблемам бизнеса и управления, возникающим у клиентов. Здесь главное возможность помочь в решении проблем и соответствующая специальная квалификация. Например, рационализация информационных потоков, появление возможности создать совместное предприятие и переговоры по его созданию, соглашения о передаче технических достижений и т.д. Предполагается, что консультант проанализирует и выдаст благоприятное для клиента решение.

Вариант 3 – специальные методы и системы.

В этом случае консультант разрабатывает и предлагает клиентам собственный (часто уникальный) подход к решению проблемы, который выражается в виде специальных методов, модели или системы управления. Это может быть (хотя и необязательно) запатентованная система, которую невозможно получить от кого бы то ни было другого Конечно, консультант не просто внедряет стандартную систему. Как правило, задание включает предварительное исследование с целью диагностирования проблемы, адаптацию базовой, стандартной, системы к условиям клиента и помощь в ее внедрении и соответствующем обучении персонала. Сюда может входить дальнейшее обслуживание и усовершенствование системы, что закладывает основы долгосрочных отношений консультант - клиент. Причем, консультанта, разработавшего специальную систему, можно считать авторитетом по применению стандартного заведомо эффективного подхода к определенного типа проблемам, которые относительно легко идентифицировать и структурировать

Вариант 4 - применение методологии консультирования.

В этом случае консультант пытается сделать свою продукцию более осязаемой и точной, для чего снабжает клиента описанием своего методологического подхода и идентификации проблем в организациях- клиентах и к оказанию им помощи в планировании и внедрении изменений.

Подчеркивается не содержание или конечные результат процесса консультирования, а подход и то, что клиент сможет овладеть методологией для диагностики своих проблем в будущем Предлагаемым продуктом становится сам метод.

Другие варианты.

Среди других вариантов рассматриваются услуги, отличные от консультирования как такового, вроде повышения квалификации руководящих кадров, технической подготовки, исследования, проектирование, разработка данных и т.д. Соответственно выше обозначенные варианты консультирования дополняются подобными услугами, что и приветствуется клиентами.

Однако ни один из вариантов не обеспечивает комплексного решения проблем заказчика. Например, вопрос о конфиденциальности Ни один клиент не чувствует абсолютного доверия к консультанту, и, соответственно консалтинговый процесс зачастую проходит в режиме информационной ограниченности, и это не может не сказаться на конечном результате.

К этому следует добавить и ряд психологических барьеров заказчика. Многие вообще не желают признавать необходимость вмешательства консультанта, так как это может снизить самооценку менеджеров. Зачастую потенциальный клиент обеспокоен тем, что присутствие консультанта другие (подчиненные, коллеги, начальство или даже конкуренты) рассмотрят как признание в некомпетентности. Для заказчиков типичны сомнения в возможностях человека со стороны решить сложные проблемы, преодолеть которые безуспешно пыталось руководство организации. Некоторое полагают, что консультант не станет утруждать себя сложным поиском решения, которое надолго бы исправило положение, а вместо этого он попытается применить один из своих стандартных пакетов. В глазах некоторых заказчиков консультант выглядит слишком любопытным субъектом, который собирает слишком много информации, которую затем может использовать против них.

Иногда можно услышать о том, что легко нанять консультанта, но очень трудно от него избавиться. Утверждается, что консультанты так выполняют полученные задания, чтобы неизбежно появились новые. Это может привести к перманентной зависимости от консультирующей фирмы.

И можно не говорить о том, что клиенты иногда полностью игнорируют то, как определяется сумма оплаты услуг консультанта и чем она оправдана, а также с какими выгодами ее можно сравнить. Такие заказчики полагают, что использовать консультанта - роскошь, которая им не по карману.

Как же быть в такой ситуации заказчику, который с одной стороны, терзаем страхами и сомнениями, а с другой озабочен в эффективном решении своих проблем?

Учитывая специфику современной консалтинговой практики и не всегда лишенные основания сомнения заказчиков творческий коллектив, возглавляемый авторами статьи предпринял попытку создания специализированной краткосрочной учебно - консалтинговой программы, ориентированной на сферу управления персоналом.

Если попытаться посмотреть на процесс консультирования в целом, то она может быть представлена как комплекс мероприятий, проводимых консультантом и направленных на то, чтобы помочь клиенту воспринимать, понимать и воздействовать на ход событий, происходящих в окружении клиента.

Поэтому творческий замысел этой программы был обращен к идее построения «самообучаемой организации» - организации, которая создает условия обучения для всех своих сотрудников и сама непрерывно преобразовывается. По мнению ряда специалистов именно такая организация обладает необходимым уровнем адаптивности к динамичному развитию внешних условий и способна действовать в парадигме «превентивного» управления.

В этом контексте консультант выступает в роли тренера, подготавливающего организацию к реальным «соревнованиям» во внешней среде, где организации придется самостоятельно принимать решения, разрабатывать стратегию действий и реализовывать тактические шаги. Причем речь идет о выработке долговременных адаптивных навыков, позволяющих организации длительное время самостоятельно справляться с возникающими трудностями и проблемами практически во всех сферах деятельности. Программа ориентирована на высшее и среднее звено управления и основана на изменении традиционных представлениях об управленческих ролях. Подразумевается, что менеджеры должны реорганизовать свою деятельность на трех ровнях.

Технология внедрения программы основана на андрагогическом подходе к организационному обучению, в ходе которого реализуется исследовательский подход к решению проблем заказчика, в противоположность иерархическому - типичному и общепринятому, т.е. подходу при котором деятельность консультанта основана на доминировании высшего звена в ходе обмена информацией, оценки и предписаний Присущие модели решения проблем включают в себя три компонента отстаивание определенных точек зрения, оценку и приписывание значений, точек зрения и ценностей окружающим. Исследовательский подход подразумевает обратное, заказчик привносит в процесс изменения существенную долю своего предшествующего опыта; обсуждает с консультантом учебного плана и доступность консультанта в процессе организационных изменений; определяет результат организационных изменений, согласованного с консультантом, взаимоотношения с которым строятся на основе сотрудничества и взаимного обмена идеями.

Длительность программы ориентирована на 3 месяца. В течение этого времени консультант «вживается» в организацию, где выступает инициатором изменений и присутствует в системе как наблюдатель.

Безусловно, такой подход к консультированию требует соответствующей подготовки консультанта. А именно. Консультант должен отслеживать влияние следующих факторов: согласованность детального диагноза проблемы с клиентом; возможность усиления готовности и способности клиента осуществлять изменения; итеративный характер общения должен обеспечивать возможность корректировки и модификации стратегии и целей изменений по ходу дела; стремление к стабильности как к желаемому следствию изменений; возможность и умение противостоять давлению со стороны клиента, часто стремящегося получить преждевременные и скоропалительные решения. Поэтому программа дополнена и специально разработанными методическими приложениями, помогающими консультанту ориентироваться в процессе реализации программы, и тренингами для преподавателей - тренеров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из исследования актуальной темы курсовой работы нужно отметить, что потребность в консалтинговых услугах не зависит от формы собственности организации или вида бизнеса. Спрос на услуги консультанта определяется не типом собственника, а прежде его реальными потребностями предприятия в услугах такого рода и, конечно же, деловыми качествами менеджеров данного предприятия. Сегодня на рынке отчетливо виден спрос на услуги консультантов со стороны тех предприятий, во главе которых стоят сильные менеджеры, осознающие ценность профессиональной консультационной помощи. Консультант ценен не просто тем, что выполняет разовый проект, а тем, что помогает предприятию наладить эффективную самостоятельную каждодневную работу. В связи с этим предприятия в первую очередь нуждаются в комплексной реструктуризации, основной упор в которой делается на создание стратегии и реформировании бизнес - модели, на постановку процедур регулярного менеджмента, на формирование системы финансового управления и управленческого учета, на постановку маркетинговой деятельности компании. Из исследования данной работы, стало ясно для, чего нужны консультационные компании и что они могут дать своим клиентам, как они помогают развиваться компаниям, пользующимся их услугами.

Как и в прочих организациях в консалтинговых компаниях существуют свои, пока ещё нерешенные проблемы и задачи, такие как:

1. Формирование понимание в среде предпринимателей места и роли профессиональных консультантов в развитии успешного бизнеса.

2. Формирование профессиональных стандартов, этических норм и правил поведения на рынке консалтинговых услуг.

3. Повышение профессионального уровня консультантов.

4. Защита профессиональных и иных интересов консультантов.

5. Участие в разработке и реализации комплексных инвестиционных проектов и конкретных региональных программ.

6. Сотрудничество с российскими и зарубежными консалтинговыми фирмами и профессиональными союзами.

7. Институционализация профессии консультанта.

Решение проблем консультантов, является основной задачей. Из-за неразвитого спроса в консультационном бизнесе отсутствует конкуренция по качеству, поэтому соперничество между компаниями идет, сегодня в русле привлечения новых клиентов для консалтинга вообще, а не их перехода к более профессиональному консультанту.

Навыки работы в команде и навыки межличностного общения, необходимые персоналу (предоставление и получение обратной связи, урегулирование конфликтов, понимание ценностей различий, коллегиальность);

Навыки активной борьбы за качество, включая умение выявлять проблемы и внедрять усовершенствования.

Безусловно, программа не является панацеей от всех организационных бед и проблем. Однако авторский коллектив программы сохраняет уверенность в том, что такого рода укрепление организационных структур поможет предприятию выдержать штормы, бушующие на современном рынке и вовлечь работников в проблемы предприятия, повысить производительность труда и уровня жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». - М., 2011.

2. Бобахо В.А. Организационный консалтинг: культура изменений // Управление персоналом, 2012, № 12.

3. Вельтман М., Маршев В.И., Посадский А.П. Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы. М.: 2012.

4. Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование. - М., 2013.

5. Елмамев О.К. Управленческое консультирование: вопросы теории и практики. - Ижевск, 2015.

7. Коробцев В.В. Проблемы профессионализма консультантов по управлению // Управленческое консультирование нововведений. Сб. Трудов, вып. 4, 2010.

8. Лузин А.Е., Озира В.Ю. Консультационные фирмы капиталистических стран по управлению М.:Экономика, 2015.

9. Макхель К. Управленческий консалтинг. М.: 2013.

10. Менеджмент в Росси и за рубежом. № 3 1999, № 2 2013.

11. Ондрак Д. Консультационная программа по управлению для малых предприятий//ПТИПУ, №5, 2014.

12. Пестофф В.А. Консультант по управлению: новые задачи//ПтиПУ, 2015.

Нужно ли в психологическом консультировании опираться на какую-либо психологическую теорию? Этот вопрос до сих пор остается достаточно спорным и дискуссионным. Те специалисты, которые выступают против жесткого разделения консультирования и психотерапии, считают консультирование начальной стадией психотерапии и, следовательно, отстаивают точку зрения, что консультант, как и психотерапевт, должен пройти специализацию по одному из теоретических направлений в психотерапии, получить соответствующий сертификат и далее работать в рамках этого подхода. Те же, кто считает психологическое консультирование отдельным от психотерапии видом профессиональной деятельности, придерживаются точки зрения, что консультирование обладает собственной системой техник, в то время как психотерапевтические техники, рассчитанные, как правило, на длительную работу с клиентом, для консультирования не подходят.

Какова же роль теоретического подхода в консультировании?

Даже если психолог использует эклектический подход с точки зрения технологии консультирования, т.е. использует разнообразные техники для достижения результата по конкретной проблеме, его теоретические представления задают направление поиска источников проблемы клиента, выполняют роль "карты", указывающей эффективные способы разрешения данной проблемы. Без опоры па теорию консультирование будет осуществляться интуитивно и станет больше походить на житейскую беседу, чем на профессиональную работу.

Теория помогает сформулировать консультативные гипотезы, позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным внутренним миром клиента.

Итак, функции теории в психологическом консультировании могут быть следующие:

  • 1) обобщение накопленной информации;
  • 2) делает более понятными сложные психические явления, объясняет действие их механизмов;
  • 3) предсказывает последствия разных обстоятельств;
  • 4) способствует поиску новых фактов, выдвижению и проверке консультативных гипотез.

Теория помогает психологу обобщить опыт работы с самыми разными клиентами, понять природу их проблем, способствует эффективному применению конкретных методов.

Каждый психолог на основе собственной практики конструирует свою теорию, которая опирается на одну из известных парадигм. С накоплением опыта постоянно происходят корректировка, расширение, укрепление теоретической базы.

От чего зависит выбор теории? В основном - от взгляда консультанта на природу человека. Что есть человек? Какие врожденные тенденции он имеет? Свободен ли он в своем выборе? Может ли он измениться? Именно ответы на эти вопросы помогут выбрать теоретический подход.

В практике консультирования при ориентации на любое теоретическое направление можно добиться сходной эффективности консультирования. Решающее значение имеет не столько сама теория, сколько зрелость личности консультанта и его профессиональная подготовка, подразумевающая высокую интеграцию теоретических познаний и практических навыков.

Многие психологи считают, что используют эклектический подход. Однако, как правило, при более тщательном анализе обнаруживается, что эклектическое консультирование опирается на системную интеграцию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало и проверить, как новая система работает на практике. Создание собственного эклектического подхода - это итог всей профессиональной деятельности психолога- консультанта.

Пример из практики

Исследование А. Ф. Бондаренко было посвящено профессиональной идентификации психолога. Исследователи пытались выяснить, какими теориями пользуются в России психологи-консультанты и психотерапевты. Было опрошено 46 психологов со стажем практической работы от одного года до 20 лет, в том числе 18 зарубежных.

Наиболее выраженными подходами оказались:

  • эклектика (80% респондентов, давших такой ответ, оказались отечественными психологами);
  • гештальт-терапия;
  • роджерианство;
  • поведенческая терапия;
  • не знаю (100% давших такой ответ были отечественными психологами, среди зарубежных психологов таких ответов не было).

Менее выражены оказались следующие подходы:

  • экзистенциальная психология;
  • транзактный анализ;
  • адлеровская психотерапия;
  • рационально-эмотивная терапия (РЭТ).

Наиболее слабо оказался представлен психоанализ.

Классификация теоретических подходов, использующихся в психологическом консультировании. В современной психологии существует множество теорий и подходов. И с каждым днем появляются все новые. Для современного консультирования все более характерным становится эклектизм, смешение теорий, использование самых разнообразных техник. Возможно выделить следующие основные теоретические подходы.

Классические подходы.

  • 1. Глубинная психология (психоанализ) и ее модификации, в том числе современный неопсихоанализ (Хорни, Фромм, Салливен).
  • 2. Поведенческий подход и его современная форма - когнитивно-поведенческий подход (Бандура, Бек, Эллис).
  • 3. Экзистенциально-гуманистический подход (Роджерс, Маслоу, Олпорт, Перлз, Франкл).
  • 4. Эклектические подходы, соединяющие принципы различных основных классических подходов - трансактный анализ (Берн), психосинтез (Ассаджиоли), нейролингвистическое программирование (НЛП).

Неклассические направления.

  • 1. Телесно-ориентированная психотерапия (Райх, Лоуэн, Александер, Янов, Фельденкрайс и др.).
  • 2. Гипнотерапия.
  • 3. Медитативная терапия.
  • 4. Трансперсональная терапия (С. Гроф).
  • 5. Арттерапия, включающая множество вариаций.

В рамках данного учебника невозможен подробный анализ всех подходов в консультировании и психотерапии. Для получения этой информации следует обратиться к специальной литературе . Рассмотрим лишь основные классические теоретические подходы, которые чаще всего используются в психологическом консультировании. В основе каждого подхода лежит понимание природы человека, а также роли консультанта (терапевта). Поэтому от выбора того или иного теоретического подхода в значительной степени зависят характер консультативного контакта и сам процесс консультирования.

  • Бондаренко А. Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. 1993. № 1. С. 63-77
  • См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000: Бондаренко А. Психологическая помощь: теория и практика. М. : Изд-во Института психотерапии, 2000 и др
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх