Успенский собор киево печерской лавры лепнина. Успенский собор

Успенский собор Печерской лавры (1073 - 1077 гг.) явился самым грандиозным памятником архитектуры второй половины XI в. Диаметр его купола почти на метр превысил размер главы Киевской Софии. Отсюда общий характер форм - мощных, структурных, глубоко и сильно расчлененных. Хотя собор был разрушен в 1941 г., все же, благодаря кропотливым исследованиям Н. В. Холостенко, мы теперь знаем, что на его фасадах сложилась ставшая канонической система декорации из рядов нищ и окон, согласующаяся с основной конструктивной системой здания (Раппопорт П. А. Указ. соч., с. 23 - 25, № 33; Асеев Ю. С. Указ. соч., с. 78 - 92; Мовчан И. И. Указ. соч., с. 193-202 .).

Первый ярус связей (выше фундамента) определяет высоту порталов и ниш по низу стен. Второй ярус связей заложен в пятах малых арок под хорами, его пересекают окна, поднимающиеся до пят сводов, несомых этими арками. Если в Михайловском соборе своды были коробовыми, их шелыги шли перпендикулярно боковым стенам и поэтому окна на последних поднимались почти до уровня пола хор, то здесь применение глухих куполов под хорами сделало неизбежным более низкое положение окон (как на западном фасаде Михайловского собора). Уровню хор на стенах храма соответствовал, вероятно, пояс меандра, как это предположил Ю. С. Асеев (Раппопорт П. А. Указ. соч., с. 24, рис. 4. ). Пояс меандра проходил и по верху апсид. Третий ярус связей проходил в уровне пола хор, четвертый - в пятах малых арок под сводами храма. Четвертый ярус, как и второй, пересекают окна.

На реконструкции Н. В. Холостенко от уровня четвертых связей начинаются двойные обломы закомар, совпадающие в малых пряслах с пятами их полукружий. Вряд ли это правильно. Так не было в Михайловском соборе, где обломы опускались ниже пят, да и в средних пряслах Успенского собора обломы опускаются ниже. Следует подчеркнуть, что в обоих соборах уровень начала двойных членений закомар один и тот же.

С точки зрения Н. В. Холостенко, причиной новых соотношений форм является пониженность всех угловых частей здания, при которой малые закомары поднимаются только до уровня пят центральных. Этого не было на Михайловском соборе и, как нам кажется, не было на западной части Успенского собора. Подобное соотношение наблюдениями Н. В. Холостенко доказательно фиксируется лишь для восточной части здания (Холостенко М. В. Успенський собор Печерського монастиря.- Стародавшй Кiев. Киев, 1975, с, 152, рис. 40. ). Напомним, что понижение восточных углов характерно для памятников Константинополя и предшествующих русских памятников. Но в этих же постройках западная часть повышена, имеет закомары на одном уровне с центральной (Эски Имарет Джами, церкви монастыря Пантократора, церковь Богоматери в Салониках, София Киевская и Новгородская, Михайловский собор). Уже это могло бы свидетельствовать о повышенности западной части Успенского собора и расположении в ней закомар на одном уровне.

Для подобного предположения существуют и прямые доказательства. Н. В. Холостенко при разборке руин Успенского собора обнаружил фрагменты тройной композиции из окна и двух примыкающих ниш с полуарочным завершением; он разместил эту группу в поле центральной закомары, ибо в его реконструкции для нее больше нет места. Подобная тройная композиция известна в памятниках Константинополя (Фетие Джами, нартекс монастыря Пантократора, Гюль Джами). При размещении в центральной закомаре расположение отдельных элементов групп должно было бы соответствовать трем ниже расположенным окнам. На реконструкции же все элементы сжаты в узкую группу.

Если учесть, что точная ширина окна не документирована (она приравнена Н. В. Холостенко большим окнам) и, судя по ширине ниш, должна быть уменьшена, то вся композиция могла бы прекрасно разместиться в поле одной из западных закомар, чья полуокружность следовала бы ее очертаниям.

Есть свидетельства, что указанная группа и находилась в малой закомаре. П. А. Лашкаревым было описано тройное окно «в верхней части той стены Великой Лаврской церкви, которая обращена к церкви Предтеченской и где в настоящее время расположена лестница, ведущая с хор под кровлю» (Лашкарев П. А. Киевская архитектура Х-ХI веков. Киев, 1975, с. 33. :272. ). Из этих слов можно сделать вывод о том, что окно было расположено в завершении малых прясел, ибо именно они находились около Предъеченской церкви. Дальше это окно сравнивается с тройным окном Михайловского собора Михайловского Златоверхого монастыря, откуда мы можем восстановить всю форму.

И, наконец, главное. Еще в XIX в. поля центральных прясел боковых фасадов выше уровня хор были разобраны, огромные открытые арки соединили собор с пространством второго этажа более поздних обходящих галерей. Поэтому обнаруженная трехчастная группа может происходить только из малых закомар. В реконструкции Н. В. Холостенко места для нее нет. Единственное приемлемое решение - повысить западные малые прясла, поместить их закомары вровень с центральной. Собор получается асимметричным, но понижение восточной части не только является в это время традиционным, но и установившимся местным приемом. Хотя до 1941 г. собор существовал в разновременных обстройках, в его общей композиции, особенно при взгляде с севера, просматривалась указанная асимметрия.

Как отмечалось в первой главе, в византийских храмах на четырех колоннах опоры - сами колонны - не достигают уровня основных сводов, между ними расположена зона малых арок от колонн к стенам здания, которые и служат опорой сводам. Поэтому, хотя опора подчеркнуто выделена, ощутима, ее истинный масштаб уменьшен, а своды и арки сливаются в общую увеличенную систему завершений. В киевских постройках крестообразные столбы образуются мощными лопатками, всегда переходящими в движение разнонаправленных арок, которые могут иметь различную ширину и располагаться в разных уровнях. В пятах центральных арок и сводов Успенского собора отсутствуют какие-либо горизонтальные членения. Как обычно, шиферные плиты отмечают либо уровень хор, либо они положены в пятах малых арок. Но именно от шиферных плит глаз зрителя начинает отсчет высоты зоны арок и сводов, эта увеличенность верха ощутима во всех русских соборах XI в.

Н. В. Холостенко успел опубликовать лишь схематические реконструктивные разрезы Успенского собора (Холостенко М. В. Hoвi дослiдження Iоанно-Предтеченськоi церкви та реконструкцiя Успенського собору Киево-Печерськоi Лаври. - Археолопчт дослщження стародавнього Киева. Kиiв, 1976, с. 141, рис. 11 .). На одной из них есть намек на форму, которая, с нашей точки зрения, должна была существовать в соборе XI в. Во втором ярусе западного рукава надо предположить существование аркады, судя по размерам храма - тройной (на разрезе Н. В. Холостенко показана люнета с проемом, но нет изображений опор аркады). Традиция устройства аркад продолжается до середины XII в. - Борисоглебский и Успенский соборы в Чернигове, Кирилловская церковь в Киеве.

Из-за размеров Успенского собора в нем изменилось разделение межалтарных стен. Со времен Софии Киевской в них устраивались друг над другом два проема: один - в уровне нижних арок и порталов, другой - в уровне арок над хорами. В этом проявляется отголосок древнего устройства хор и в боковых апсидах (св. Ирина, Дере-Агзы). В Успенском соборе два проема размещены до уровня хор и в уровне хор появляется третий, из-за подобной многосоставности масштаб здания становится еще ощутимее.

В целом интерьер храма отличался особенной пространственностью. Отсутствие сложности, характерной для пятинефных соборов, привело к цельности и ясности грандиозной структуры. Концепция осеняющего и охватывающего крестово-купольного завершения оказалась здесь выявленной с еще не существовавшей на Руси отчетливостью. В этом, как и в развитии строительной техники, сказываются продолжающиеся и укрепляющиеся связи Киева и Константинополя, о чем справедливо пишет Ю. С. Асеев (Асеев Ю. С. Указ. соч., с. 76, см. также: Раппопорт П. А. О роли византийского влияния в развитии древнерусской архитектуры.- ВВ, 1984, 45, с. 186 - 188. ). Уцелевшие фрагменты собора и сейчас своим величием вызывают ассоциации с монументальными сооружениями той традиции, которая берет свое начало в архитектуре античного Рима. Еще раз подчеркнем, что среди памятников византийского художественного круга XI в. русские соборы занимают не периферийное, подражательное место, а представляют собой явление, поразительное по масштабу, по быстроте формирования творческой самостоятельности основных композиционных решений и по художественному качеству своих созданий.

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X - начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции

Новый Успенский собор Печерской лавры. Киев 1996 - 2000

УСПЕНСКИЙ СОБОР КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ. Успенский собор – главный храм Киево-Печерской Лавры, одна из прославленных святынь Православной Церкви. Выдающийся памятник древнерусской и украинской архитектуры XI-XVIII вв., почти полностью уничтоженный взрывом 3 ноября 1941г. Здание воссоздано в 1998-2000 гг.

Великая церковь Успения Богородицы Печерского монастыря заложена в 1073 г. игуменом Феодосием и князем Святославом Ярославовичем, который "своими руками начал ров копать" и пожертвовал на сооружение 100 гривен золота. Чин основания храма отслужил юрьевский епископ Михаил, поскольку митрополит Георгий тогда был "в Греках". По сказаниям "Киево-Печерского патерика", мерной единицей при сооружении храма послужил золотой пояс, подаренный варягом Шимоном. Ширина церкви была определена в 20 поясов (24,2 м), а длина - в 30 (35,6 м). Место для храма, по молитве св.Антония, обозначилось вначале росой, а затем "палом терниев". Непосредственной заказчицей собора считали саму Богородицу. По преданию, это Она прислала из Константинополя четырех мастеров-зодчих, дав им золото для затрат на строительство, мощи мучеников, которые были положены в фундаменты храма, и чудотворную икону, ставшую наместной. Св.Феодосий успел только заложить фундаменты сооружения. 3 мая 1074 г. он скончался. Церковь была построена при игумене Стефане в 1075-77 гг., строительные работы закончены 11 июля. Успенский собор. Фото начала ХХ века:

Мозаики и фрески созданы бригадой константинопольских художников при игумене Никоне в 1084-88 гг. К сожалению, они не сохранились. Учеником греческих мастеров во время этой работы был Алипий, в будущем прославленный иконописец. При игумене Иоанне в 1088-89 гг. возле северно-западного угла собора построена придельная церковь св.Иоанна Предтечи с крестильней (помещением для освящения воды на Богоявление) в нижнем этаже. Храм был торжественно освящен 14 августа 1089 г., накануне праздника Успения Богородицы, митрополитом Иоанном и епископами Лукой белгородским, Исайей ростовским, Иоанном черниговским и Антонием юрьевским. "Богосозданная" Великая Печерская церковь была новаторским для своего времени архитектурным произведением. Она не имеет прямых аналогий ни на Руси, ни в Византии. Огромный духовный авторитет Печерского монастыря обусловил то, что его главный храм служил образцом для многих следующих построек. Успенский собор был большим крестово-купольным храмом с нартексом, тремя апсидами и П-образными хорами. Его венчал единственный купол диаметром 8,6 м (на 1 м больше, чем центральный купол Софии Киевской) на 12-оконном барабане. Пол был инкрустирован мозаикой, предалтарная ограда (темплон), киворий (сень над престолом) и косяки порталов сделаны мраморными. В боковых стенах устроены открытые аркосолии для саркофагов. 14 августа 1091 г. в собор торжественно перенесены мощи основателя - преподобного Феодосия. Во время нападения половцев хана Боняка в 1096 г. собор получил первые повреждения, после чего сделан ремонт здания. В 1109 г. возле южных дверей храма сооружена "боженька" для захоронения Евпраксии Всеволодовны. Археологами также обнаружены остатки западного притвора и нескольких часовен, пристроенных в ХII в. Следующий ремонт относят ко времени архимандрита Василия (1182-94). Вследствие землетрясения 1230 г. церковь "на четыре части расступилась". Во время восстановления полностью переложены стены и своды южного нефа, барабан и свод купола. Во время монгольского нашествия 1240 г. собор вновь пострадал - были разрушены свод купола и конха алтаря. Однако авторы XVII в. чересчур преувеличивали размеры разрушений. Ясно, что храм был быстро восстановлен, поскольку во второй половине ХIII в. он действовал. Значительную реставрацию осуществил в 1470 г. князь Симеон Олелькович. В это время стены собора были укреплены контрфорсами, появились резной из камня западный портал, готическое окно над южными дверями, новая стенопись, каменный барельефный триптих с изображениями Богородицы, преподобных Антония и Феодосия и надписью, сообщающей об окончании реставрации. После нападения Менгли-Гирея в 1482 г. проведен ремонт куполов апсид, контрфорсов, части сводов, возведена часовня князей Корецких на месте современного придела св.Стефана и часовня с захоронением 1492 г. на месте Трехсвятительского придела. Вероятно, в этих работах принимал участие известный московский строитель Василий Дмитриевич Ермолин, род которого был вписан в Поминальник собора.Между 1522-33 гг. храм реставрирован на средства князя Константина Ивановича Острожского. В это время сооружен иконостас собора и придел св.Иоанна Богослова, где и было первоначальное захоронение князя. Полное обновление Успенского собора было осуществлено в 1555-56 гг. при архимандрите Иларионе. Тогда же появилась часовня панов Ельцов. В 1579 г. киевский воевода князь Василий-Константин Острожский установил скульптурный монумент на могиле своего отца. Следующую реставрацию осуществил архимандрит Елисей Плетенецкий перед 1618 г. Тогда построен придел Трех святителей, в котором Плетенецкий похоронен в 1624 г.

Петр Могила между 1638-42 гг. осуществил перестройку крыш и куполов, надстройку фронтонов в стиле барокко, пристройку еще двух часовен. Между 1651-55 гг. повышены стены Трехсвятительского придела, на нем сооружен южный фронтон и купол. Ремонты продолжались в 1660-70-х годах, о чем свидетельствует гравюра 1677 г. В 1687 г. один из боковых куполов поврежден молнией. Реставрации 1690-х годов известны по гравюрам 1697 и 1702 гг. В это время Трехсвятительский придел сооружен заново, все приделы повышены под общий карниз, перестроены фронтоны, купола, главный портал и другое.Наибольший урон собору нанес пожар 22 апреля 1718 г. Присланный из Петербурга в 1720 г. архитектор Федор Васильев не поладил с монастырским начальством и вынужден был уехать. Вместо него в 1722 г. был прислан талантливый московский зодчий Иван Каландин, который и является автором проекта восстановления, начавшегося в 1723 г. Иконостас главного алтаря сооружен на средства гетмана Ивана Скоропадского и заботами гетманши в 1729 г. Резал его черниговский мастер Григорий Петров, а иконы писал Яким Глинский. Пол в 1727 г. был выложен чугунными плитами. Настенные росписи выполнили в 1730 г. художники Лаврской иконописной мастерской под руководством Иоанна Максимовича. Собор был освящен14 августа 1729 г., хотя фасадную лепку "алебастровый мастер" Юзеф Белинский закончил лишь в мае 1731 г. Отстроенный собор имел девять престолов и завершался семью куполами. Но уже в 1767-79 гг. возникла потребность в реконструкции фасадов. В это время изменена форма фронтонов, Степан Ковнир вместе с подмастерьем Яковом Ткаченко заново выполнили фасадную лепку в стиле барокко. В 1772-77 гг. под руководством Захарии Голубовского обновлены настенные росписи.

Последний значительный ремонт собора был проведен в 1893-99 гг. Тогда всю лепку на фасадах заменили на репродукцию, сняли верхние яруса иконостаса. Перед западным порталом появился нелепый стеклянный тамбур. Одновременно храм был заново расписан группой художников под руководством Василия Петровича Верещагина. Живописные работы закончены в 1901 г. При этом варварски уничтожена стенопись XVIII в., содержавшая ряд уникальных портретов лаврских архмандритов и ктиторов - князей, царей и гетманов.Более чем за восемь столетий существования Успенского собора в нем сложился уникальный некрополь, насчитывавший свыше 300 захоронений. Некоторые надгробия составляли немалую художественную ценность - как-то ампирное надгробие фельдмаршала Румянцева-Задунайского, созданное архитектором Тома де Томоном и скульптором Иваном Мартосом в 1805 г. После закрытия монастыря в 1926 г. храм использовался как объект музейного показа. Перед отступлением советских войск из Киева Успенский собор, в числе других выдающихся сооружений, был заминирован. Взрыв 3 ноября 1941 г. почти полностью уничтожил древний памятник. Успенский собор после взрыва в ноябре 1941 года. Зима 1941-1942 гг.:

Указом Президента Украины Успенский собор восстановлен в 1998-2000 гг. по проекту архитектора Олега Граужиса и освящен Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в День Независимости Украины 24 августа 2000 года. В соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке Концепции воспроизведения стенописи Успенского собора Киево-Печерской Лавры завершено в декабре 2012 года выполнение работ по отделке главного алтаря собора. Работы выполнены усилиями Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника по манере исполнения Киево-Лаврской живописной школы первой половины XVIII века. Воспроизведенная роспись максимально приближена к аутентичной живописной технике масляными красками. Также практически полностью завершено воспроизведение отделки центральной части собора - стенопись и отделки мраморными панелями. В живописи центрального объема храма изображены семь многофигурных композиций Вселенских соборов, сопровождающиеся большими надписями с перечнем принятых на них правил. 3 января 2013 года Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, тогда еще Предстоятель Украинской Православной Церкви, совершил Чин освящения восстановленного главного престола Успенского собора Киево-Печерской Лавры, после которого была совершена Божественная литургия. 23 июля 2013 года Предстоятель Украинской Православной Церкви освятил Царские врата соборного иконостаса. 4 апреля 2015 года, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил освящение престола южного придела Успенского собора в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В настоящее время внутри храма проводится роспись стен боковых пределов.В праздничные дни совершается в Успенском соборе Божественная литургия, а также таинства Крещения и Венчания. «Православная Жизнь» #история

«Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый. Пресвятая Троице, Слава Тебе!» Группа создана во Славу Божию! (УПЦ-РПЦ МП)

Как восстанавливали храм, Корреспонденту рассказал заслуженный строитель Украины Анатолий Антонюк, пишет Ольга Замирчук в №16-17 издания от 29 апреля 2016 года.

Однажды Киево-Печерскую лавру посетили президент России Владимир Путин и тогдашний президент Украины Леонид Кучма. Когда Кучма показывал Путину Успенский собор, то с гордостью сказал, что во время реконструкции на внутреннюю отделку храма потратили сотни кубов дерева. «Что ж вы тогда долги за газ не отдаёте?» - спросил Путин своего коллегу, и оба они рассмеялись.

Эту историю любит рассказывать заслуженный строитель Украины Анатолий Антонюк. Начиная с 1980-х он с группой архитекторов, историков и общественников обивал пороги кабинетов всех возможных чиновников с просьбой дать разрешение на восстановление главного соборного храма Киево-Печерской лавры. Успенский собор взорвали ещё во время Второй мировой, и некогда величественный храм превратился в руины. Лишь спустя 20 лет с момента начала больших переговоров о его судьбе собор удалось возродить.

Борьба за реконструкцию

Успенский собор несколько веков был для православных легендарной святыней. По преданию, его построили во второй половине XIвека, после того как по молитве основателя Лавры монаха Антония с неба сошёл огонь. Он сжёг на одном из склонов все деревья и кусты, чтобы появилась ровная площадка для строительства храма.

Архитекторами Успенского собора стали 12 греческих мастеров. Согласно легенде, сама Богородица явилась к ним с просьбой возвести храм. Она дала зодчим золото на строительство, мощи семи святых, нерукотворную икону и показала на небе очертания храма. Именно поэтому о церкви говорили «небеси подобная» и считали её земным уделом Богородицы.

Успенский собор служил усыпальницей киевских князей. На территории храма было до 300 захоронений известных исторических и церковных деятелей. К примеру, в Успенском упокоился основатель Киево-Могилянской академии Пётр Могила. Сюда же были перенесены мощи Феодосия Печерского из дальних пещер, но после разрушения собора во время монголо-татарского набега в 1240 году они не сохранились.

Дискуссия о том, кто именно подорвал храм во время Второй мировой, не прекращается до сих пор.

«Каждый раз, когда мне рассказывают, что это сделали немцы, то я, как инженер и бывший сапёр, отвечаю, что это полная чушь, - говорит Антонюк. - Потому что немцы не такие идиоты, чтобы прятать взрывчатку под землю, в то время как они могли подорвать в десять раз меньше тротила, подложив её под каждую стену, - пилоны бы упали, и всё завалилось бы вовнутрь. На самом деле взрывчатку прятали в подземной части. Так что выводы делайте сами».

После взрыва из всех приделов Успенского собора остался только один - придел Иоанна Богослова. По словам Антонюка, сохранённая часть тоже была сильно повреждена, но культурных деятелей послевоенных времён это мало волновало - руины собора просто подпёрли штырями.

«Были очень большие трещины, собор буквально дышал на ладан. Конструкция могла упасть в любой момент. Сразу после войны были проведены первоочередные антиаварийные работы: руины кое-как подпёрли металлическими стойками, взяли в обоймы, сделали какой-то пол, и дальше всё так и стояло», - объясняет инженер.

В 1980-х, когда наконец-то принялись за восстановление главного храма Киево-Печерской лавры, нашлось немало киевлян, которые выступали против реконструкции. Люди, заставшие собор в уже разрушенном виде, считали, что это исторический памятник, который лучше будет смотреться, если его оставить в виде аутентичных руин.

Второй лагерь противников реконструкции, как рассказывает Антонюк, ссылался на то, что восстановление храма может повлиять на весь комплекс Киево-Печерской лавры. Мол, если начать работы, то могут пострадать остальные сооружения святыни.

«В 80-х, когда обсуждался вопрос реконструкции собора, Украина ещё не могла принимать самостоятельные решения, и мы с большой делегацией коллег ездили в Москву, чтобы получить разрешение от Министерства культуры СССР», - вспоминает архитектор.

Восстановление Успенского собора стало делом всей жизни заслуженного строителя Украины. Однако основная часть борьбы за храм шла даже не на время проведения самих работ, а ещё до того - пока договаривались о самом разрешении на реконструкцию.

«Мы долго боролись, но попытки наши были тщетными. Всегда находились люди, которые считали, что не нужно ничего восстанавливать. Разрешение удалось получить, только когда президентом стал Кучма - он издал указ о восстановлении Успенского и Михайловского златоверхого соборов , и мы начали работы», - продолжает Антонюк.

Важным критерием для восстановления любого храма является сохранность документации, по которой можно было бы провести реконструкцию. И в этом плане у Успенского собора были некоторые проблемы.

«У нас был план фундаментов, но документов, позволяющих определить высоту храма и его пропорции, нам не хватало. Тогда нам помог Киевский университет имени Тараса Шевченко, чья кафедра геодезии где-то в 1985 году провела стереофотографометрию, то есть сравнила довоенные фотографии, на которых были до сих пор сохранившиеся здания, с современным видом комплекса Киево-Печерской лавры», - говорит архитектор.

По международным канонам реставрации требовались также свидетельства людей, которые застали храм до разрушений. Сейчас ветеранов той войны в Киеве можно буквально пересчитать по пальцам. Но в 80-е, когда поднимался вопрос восстановления, людей, которые помнили Успенский собор ещё до подрыва, было достаточно. Тогда ветераны поддержали инженеров и выступили с требованием как можно быстрее восстановить храм.

«Ещё одним аргументом в нашу пользу было то, что Успенский собор - это центральная доминанта ансамбля Киево-Печерской лавры. И разрушение храма фактически разрушает весь комплекс святыни», - подчёркивает Антонюк.

Православный канон

По мнению инженера, финальным аккордом в любой реставрации является определение возраста памятника архитектуры. И тут речь вовсе не о том, когда он был построен, - нужно определить, по состоянию на какой период его восстанавливать.

«Каждый храм живёт своей жизнью, как и человек - маленький, юноша, взрослый, - объясняет инженер. - И нужно сказать, вы хотите его видеть юношей, взрослым человеком или уже дедушкой».

Архитекторы долго думали об этом и в итоге приняли решение восстанавливать собор на период XVIIIстолетия. «Нам многое было известно о том, как Успенский собор выглядел в то время», - комментирует Антонюк.

Нынешний Успенский собор, освящённый летом 2000 года, - это пример расцвета украинского барокко. Снаружи семиглавый храм сверкает позолоченными куполами, а внутри хранит один из своих аутентичных приделов - создаётся впечатление, будто внутри собора есть ещё одна церковь.

По словам начальника отдела главного архитектора Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Александра Романченко, Успенский собор объединяет в себе два стилистических направления. Первое ядро храма, спрятанное за надстройкой, древнерусское. А то, что видно снаружи, - уже и есть пример украинского барокко.

«Успенский собор - это действующий православный мужской монастырь. Одно из главных отличий этого храма в том, что он всегда был православным - в Киево-Печерской лавре, за исключением времён Советского Союза, православный канон никогда не перерывался. Успенский собор также уникален как архитектурное произведение, потому что в период барокко, в отличие от классицизма, не было принято строить святыни под копирку - каждая церковь была уникальным произведением искусства», - говорит Романченко.

Перед собором под навесом есть фрагмент стены святыни XIвека. Он поражает своей толщиной, а также необычным стилем кладки: тут есть кладки утопленного ряда (через ряд кирпич углублялся внутрь, а промежутки заполнялись цементным раствором) и смешанного ряда (чередование кирпича и камня).

В храме расположены невероятной красоты иконостасы - те самые, на которые потратили очень много кубов древесины. В восточной его части установлен иконостас длиной 25 метров и высотой 22,5 метра - его вырезали полтавские мастера.

В Успенском собраны порядка 70 икон, которые писались львовскими художниками, среди которых был и сын Нины Матвиенко. На украшение икон собора ушло 5,5 килограммов сусального золота.

Успенский собор Киево-Печерской лавры

Адрес: Киев, ул. Лаврская, 9

GPS: 50°26′06.7″N 30°33′26.4″E

Web: lavra.ua, kplavra.kiev.ua

Этот материал опубликован в №16-17 журнала Корреспондент от 29 апреля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться .

Наталья Будзинская

Более девяти веков на живописных склонах Днепра возвышается ансамбль Киево-Печерского монастыря, основанного в 1051 году монахами Антонием и Феодосием.

Монастырь приобрел популярность как центр христианской культуры на Руси, и в 1688 году ему, первому из монастырей, был присвоен статус Лавры. Центральное место в ее застройке занимал Успенский собор, являясь архитектурной доминантой всего ансамбля.

Сувенирная плакетка «Успенский собор и
Большая колокольня Киево-Печерской лавры».
Медь. Серебрение. Гальванопластика. Скульпторы А. Зигура и А. Жерно.
Граверные работы – В. Жерно. Киев, 2003 г. 250:250 мм (без обрамления).

История строительства собора освещена в письменных источниках. Как свидетельствует автор «Повести временных лет», в закладке храма участвовал сын Ярослава Мудрого - великий князь Святослав, который «своими руками нача ров копати» и пожертвовал на строительство 100 гривен (5,12 кг) золота. По одному из наиболее распространенных преданий, собор строили 12 братьев-греков, которым приславшая их пресвятая Богородица вручила икону Успения.

В «Киево-Печерском патерике» говорится, что строители приехали из Константинополя и привезли с собой полученную от самой Богородицы меру для строительства храма. В этом давнем предании наряду с легендами, которые рассказывались для прославления монастыря, есть и фактические сведения. У исследователей древнерусской архитектуры не возникало сомнений в том, что собор строили именно византийские мастера, о чем свидетельствуют знаки на плинфе, а также отдельные буквы и даже слова, написанные кириллицей.

Богородица посылает мастеров в Киев.

Главная церковь монастыря, согласно «Повести временных лет», была заложена преподобными Антонием и Феодосием в 1073 году. Процесс её закладки подробно изложен и в «Патерике», и в рассказе «О создании Печерской церкви Пресвятой Богородицы». Здесь сообщается, что храм был заложен «на горе», поросшей деревьями и терном. Археологические исследования местности также подтвердили, что этот участок был выбран на необжитой местности. После смерти Феодосия строительство продолжил преподобный Стефан, украшал храм преподобный Никон, а освящение собора состоялось в 1089 году при настоятеле монастыря Иоанне І.

Первоначально Успенский собор представлял собой крестово-купольную одноглавую шестистопную постройку высотой 43 метра, без галерей, с тремя нефами, завершавшимися с востока тремя гранёными апсидами. В западной части над нартексом находились небольшие хоры, на которые вела наружная лестница с северной стороны. В нартексе, в южной и северной стенах были расположены по две ниши для погребений. Внутреннее помещение собора разграничено четырьмя столбами на девять ячеек. Фасады расчленены плоскими, интенсивно выступающими вперед пилястрами. Окна и двери с полуциркульными завершениями были обрамлены двухступенчатыми порталами. Поверхность стен украшали пояса меандровых орнаментов, карнизы - в виде зубчатых орнаментов, выложенных из плинфы. Собор завершался высокой главой.

Строительная техника во второй половине XI века существенных изменений по сравнению с предыдущим временем не претерпела. Основным типом оставалась порядовая кладка – кирпич-плинфа с утопленными рядами. Изменялась лишь толщина кирпича - от 4 до 5,5 см, и его форма стала более вытянутая.

Внутреннее убранство собора следовало ранней традиции киевской архитектуры, сочетавшей мозаики, фрески и резной камень. Пол в храме был выложен шиферными плитами шириной от 30 до 75 см и длиной от 120 до 216 см. Обнаруженные при раскопках в центральной части храма многочисленные фрагменты шиферных плит с мозаичными вставками свидетельствуют о том, что подкупольное пространство занимала орнаментированная часть, а остальной пол был выложен из простых гладких плит. Полы завершали пышное внутреннее убранство храма, о богатстве которого свидетельствуют летописи.

Как и в Софии, в Успенском соборе мозаичными изображениями была украшена лишь восточная часть центрального пространства, а остальные стены и своды расписаны фресками. «Киево-Печерский патерик» сообщает, что в центральной апсиде было мозаичное изображение «Оранты» с двумя ангелами по сторонам, ниже - сцена «Евхаристии», в куполе - Пантократор.

Фрески занимали значительную часть росписей храма. Во время раскопок обнаружены многочисленные, но небольшие по размеру фрагменты. Внутренний декор собора дополняли резные шиферные плиты, фрагменты которых неоднократно встречались во время разборки руин и раскопок памятника. В росписях интерьера принимали участие известные древнерусские художники Алимпий и Григорий.

Приезд в Киев иконников из Царьграда.
Гравюра Л. Тарасевича. 1702 г. Почтовая открытка.

На протяжении многовековой истории Успенский собор неоднократно подвергался многочисленным перестройкам, что усложняло изучение его первоначального облика. В 1096 году собор был отстроен после разгрома, учиненного половцами. На рубеже XI–XII веков к храму пристроена Иоанно-Предтеченская церковь-крещальня, которая входила в общий комплекс собора. В 1230 году в результате землетрясения собор «на четыре части расступился» - рухнули своды и южная стена. Позже он отстроен в новой строительной технике, а в 1240-ом его разгромили татары и «верх до полуцерква по окна низпровергша».

Освящение Успенского собора Киево-Печерской лары.
Гравюра А. Тарасевича. 1702 г.

Собор восстановили, но в 1416 году он вновь был разрушен войском хана Эдигея. В 1470-ом князь Симеон Олелькович возобновил собор, в следующем столетии его отстроил князь Константин Острожский, к собору пристраивается Иоанно-Богословский, а в XVII веке - Трехсвятительский приделы, каплицы Стефана и Ельцов. Сохранишиеся гравюры 1661 и 1693 годов свидетельствуют об изменении архитектурного облика Успенского собора по сравнению с первоначальным.

В 1718 году храм пострадал при пожаре и в 1723–29 годах реставрирован под руководством архитектора И. Коландина. Собор приобрел барочный наряд: стены, апсиды, фронтоны на фасадах, купола, окна и порталы были украшены лепным орнаментом, а ниши - живописью. Был установлен резной деревянный иконостас, мастерами лаврской иконописной школы под руководством художника С. Лубенского выполнена в интерьере живопись. Позже на стенах появились изображения исторических деятелей - князей, гетманов, митрополитов.

В 1772–76 годах росписи почти полностью были обновлены мастерами лаврской иконописной школы под руководством З. Голубовского. В конце XIX-начале XX веков собор расписала в аскетическо-каноническом духе группа иконописцев под руководством художника В. Верещагина.

С древних времен Успенский собор стал усыпальницей киевских князей, литовских и украинских магнатов и представителей высшего духовенства. Здесь был похоронен один из основателей Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский, останки которого перенесли из Дальних пещер. В соборе упокоились киевский воевода Ян Вышата, сестра Владимира Мономаха Евпраксия (супруга немецкого короля Генриха IV), князья Скиргайло, Олельковичи, а также Вишневецкие, Тышкевичи; украинский церковно-культурный деятель, просветитель, архимандрит Киево-Печерской лавры и основатель типографии Елисей Плетенецкий; писатель, один из зачинателей украинской поэзии и школьной драмы, автор первого украинского словаря «Лексикон словеноросский» лаврский печатник Памво Беринда; писатель и печатник, автор «Часослова», трактатов, проповедей и переводов Захарий Копыстенский и другие. В 1647 году в левом крыле собора захоронен Петр Могила - политический и церковный деятель, выдающийся украинский просветитель, открывший в 1632 году первую в восточной Европе Киево-Могилянскую коллегию, автор более 20 полемических произведений и ряда книг. В Стефановском приделе в 1683 году похоронен украинский церковно-просветительный деятель, автор «Синопсиса», ректор Киево-Могилянской коллегии архимандрит Лавры Иннокентий Гизель.

Успенский собор стал последним пристанищем для Натальи Долгоруковой (урожденной графини Шереметьевой) - первой российской мемуаристки, ставшей монахиней Флоровского монастыря (в монашестве - Нектария). Чугунная плита с надписью над захоронением Долгорукой сохраняется и поныне.

Над могилой князя Константина Ивановича Острожского, политического, государственного и военного деятеля, в 1573 году было установлено мраморное скульптурное надгробие в ренессансном стиле. Сама скульптура запечатлела князя в рыцарских доспехах, как бы прилегшего отдохнуть. Всего же некрополь Успенского собора насчитывает более 300 погребений, но открыта лишь малая часть.

Успенский собор и колокольня Лавры.
Почтовая открытка. 1890-е годы.

Долгое время сведения о первоначальной архитектуре собора, кроме многочисленных хроник о разрушениях, восстановлении, перестройках и украшениях храма, были весьма скудны.

Киево-Печерская лавра.
Почтовая открытка. Начало ХХ ст.

После объявления Печерского монастыря в 1926 году государственным заповедником появилась возможность провести в Успенском соборе архитектурно-археологические исследования. Они были начаты в 1937–38 годах И. В. Моргилевским, но прерваны Великой Отечественной войной, когда 3 ноября 1941 г. заминированная святыня украинского православия была взорвана. Уцелел только Иоанно-Богословский придел.

Тщательные архитектурно-археологические исследования руин Успенского собора проводились с 1957 по 1971 год экспедицией института археологии АН УССР под руководством В. А. Богусевича и Н. В. Холостенко, что дало возможность детально изучить его архитектуру.

В результате масштабных археологических раскопок, осуществлённых В. А. Харламовым в 1980-х годах, был не только окончательно установлен древний план собора, но и решен вопрос реконструкции его первоначальных форм. В 1984 году был утвержден проект восстановления Успенского собора в том виде, в котором он сохранился к началу ХХ столетия. Однако начавшиеся споры относительно типа фундаментов не дали возможности претворить в жизнь этот проект.

После провозглашения независимости Украины общественность Киева поставила вопрос о восстановлении утраченных памятников архитектуры, в том числе уникального памятника древнерусского зодчества - Успенского собора.

27 января 1996 г. вышло распоряжение Президента Украины «О первоочередных мерах по восстановлению комплекса Михайловского Златоверхого монастыря и Успенского собора Киево-Печерской лавры в городе Киеве». На участке будущей постройки Успенского собора в 1996-97 годах под руководством Г. Ю. Ивакина Институтом археологии НАН Украины были проведены археологические исследования, откорректирована и утверждена научно-проектная документация на постройку собора.

21 ноября 1998 г. Президент Украины Л. Д. Кучма торжественно заложил капсулу с закладной грамотой в честь начала восстановления Успенского собора.

Благодаря слаженной работе коллективов архитекторов, реставраторов, строителей, археологов, историков уникальный памятник древнерусской архитектуры был восстановлен. 14 октября 1999 г. установлен и освящен первый крест, а 28 октября – главный крест на центральном куполе возрожденного Успенского собора. Его освящение состоялось в год 2000-летия Рождества Христова и в День Независимости Украины 24 августа 2000 года.

Сегодня главный храм Киево-Печерского монастыря, увенчанный золотыми куполами, переживает свое второе рождение. Расположенный в центре монастырского подворья, Успенский собор является одним из красивейших памятников православной культуры в Украине.

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X - начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции

Успенский собор Печерской лавры (1073 — 1077 гг.) явился самым грандиозным памятником архитектуры второй половины XI в. Диаметр его купола почти на метр превысил размер главы Киевской Софии. Отсюда общий характер форм - мощных, структурных, глубоко и сильно расчлененных. Хотя собор был разрушен в 1941 г., все же, благодаря кропотливым исследованиям Н. В. Холостенко, мы теперь знаем, что на его фасадах сложилась ставшая канонической система декорации из рядов нищ и окон, согласующаяся с основной конструктивной системой здания (Раппопорт П. А. Указ. соч., с. 23 — 25, № 33; Асеев Ю. С. Указ. соч., с. 78 — 92; Мовчан И. И. Указ. соч., с. 193-202 .).

Первый ярус связей (выше фундамента) определяет высоту порталов и ниш по низу стен. Второй ярус связей заложен в пятах малых арок под хорами, его пересекают окна, поднимающиеся до пят сводов, несомых этими арками. Если в Михайловском соборе своды были коробовыми, их шелыги шли перпендикулярно боковым стенам и поэтому окна на последних поднимались почти до уровня пола хор, то здесь применение глухих куполов под хорами сделало неизбежным более низкое положение окон (как на западном фасаде Михайловского собора). Уровню хор на стенах храма соответствовал, вероятно, пояс меандра, как это предположил Ю. С. Асеев (Раппопорт П. А. Указ. соч., с. 24, рис. 4. ). Пояс меандра проходил и по верху апсид. Третий ярус связей проходил в уровне пола хор, четвертый — в пятах малых арок под сводами храма. Четвертый ярус, как и второй, пересекают окна.


На реконструкции Н. В. Холостенко от уровня четвертых связей начинаются двойные обломы закомар, совпадающие в малых пряслах с пятами их полукружий. Вряд ли это правильно. Так не было в Михайловском соборе, где обломы опускались ниже пят, да и в средних пряслах Успенского собора обломы опускаются ниже. Следует подчеркнуть, что в обоих соборах уровень начала двойных членений закомар один и тот же.

С точки зрения Н. В. Холостенко, причиной новых соотношений форм является пониженность всех угловых частей здания, при которой малые закомары поднимаются только до уровня пят центральных. Этого не было на Михайловском соборе и, как нам кажется, не было на западной части Успенского собора. Подобное соотношение наблюдениями Н. В. Холостенко доказательно фиксируется лишь для восточной части здания (Холостенко М. В. Успенський собор Печерського монастиря.- Стародавшй Кiев. Киев, 1975, с, 152, рис. 40. ). Напомним, что понижение восточных углов характерно для памятников Константинополя и предшествующих русских памятников. Но в этих же постройках западная часть повышена, имеет закомары на одном уровне с центральной (Эски Имарет Джами, церкви монастыря Пантократора, церковь Богоматери в Салониках, София Киевская и Новгородская, Михайловский собор). Уже это могло бы свидетельствовать о повышенности западной части Успенского собора и расположении в ней закомар на одном уровне.

Для подобного предположения существуют и прямые доказательства. Н. В. Холостенко при разборке руин Успенского собора обнаружил фрагменты тройной композиции из окна и двух примыкающих ниш с полуарочным завершением; он разместил эту группу в поле центральной закомары, ибо в его реконструкции для нее больше нет места. Подобная тройная композиция известна в памятниках Константинополя (Фетие Джами, нартекс монастыря Пантократора, Гюль Джами). При размещении в центральной закомаре расположение отдельных элементов групп должно было бы соответствовать трем ниже расположенным окнам. На реконструкции же все элементы сжаты в узкую группу.

Если учесть, что точная ширина окна не документирована (она приравнена Н. В. Холостенко большим окнам) и, судя по ширине ниш, должна быть уменьшена, то вся композиция могла бы прекрасно разместиться в поле одной из западных закомар, чья полуокружность следовала бы ее очертаниям.

Есть свидетельства, что указанная группа и находилась в малой закомаре. П. А. Лашкаревым было описано тройное окно «в верхней части той стены Великой Лаврской церкви, которая обращена к церкви Предтеченской и где в настоящее время расположена лестница, ведущая с хор под кровлю» (Лашкарев П. А. Киевская архитектура Х-ХI веков. Киев, 1975, с. 33. :272. ). Из этих слов можно сделать вывод о том, что окно было расположено в завершении малых прясел, ибо именно они находились около Предъеченской церкви. Дальше это окно сравнивается с тройным окном Михайловского собора Михайловского Златоверхого монастыря, откуда мы можем восстановить всю форму.

И, наконец, главное. Еще в XIX в. поля центральных прясел боковых фасадов выше уровня хор были разобраны, огромные открытые арки соединили собор с пространством второго этажа более поздних обходящих галерей. Поэтому обнаруженная трехчастная группа может происходить только из малых закомар. В реконструкции Н. В. Холостенко места для нее нет. Единственное приемлемое решение - повысить западные малые прясла, поместить их закомары вровень с центральной. Собор получается асимметричным, но понижение восточной части не только является в это время традиционным, но и установившимся местным приемом. Хотя до 1941 г. собор существовал в разновременных обстройках, в его общей композиции, особенно при взгляде с севера, просматривалась указанная асимметрия.

Как отмечалось в первой главе, в византийских храмах на четырех колоннах опоры - сами колонны - не достигают уровня основных сводов, между ними расположена зона малых арок от колонн к стенам здания, которые и служат опорой сводам. Поэтому, хотя опора подчеркнуто выделена, ощутима, ее истинный масштаб уменьшен, а своды и арки сливаются в общую увеличенную систему завершений. В киевских постройках крестообразные столбы образуются мощными лопатками, всегда переходящими в движение разнонаправленных арок, которые могут иметь различную ширину и располагаться в разных уровнях. В пятах центральных арок и сводов Успенского собора отсутствуют какие-либо горизонтальные членения. Как обычно, шиферные плиты отмечают либо уровень хор, либо они положены в пятах малых арок. Но именно от шиферных плит глаз зрителя начинает отсчет высоты зоны арок и сводов, эта увеличенность верха ощутима во всех русских соборах XI в.

Н. В. Холостенко успел опубликовать лишь схематические реконструктивные разрезы Успенского собора (Холостенко М. В. Hoвi дослiдження Iоанно-Предтеченськоi церкви та реконструкцiя Успенського собору Киево-Печерськоi Лаври. — Археолопчт дослщження стародавнього Киева. Kиiв, 1976, с. 141, рис. 11 .). На одной из них есть намек на форму, которая, с нашей точки зрения, должна была существовать в соборе XI в. Во втором ярусе западного рукава надо предположить существование аркады, судя по размерам храма - тройной (на разрезе Н. В. Холостенко показана люнета с проемом, но нет изображений опор аркады). Традиция устройства аркад продолжается до середины XII в. - Борисоглебский и Успенский соборы в Чернигове, Кирилловская церковь в Киеве.

Из-за размеров Успенского собора в нем изменилось разделение межалтарных стен. Со времен Софии Киевской в них устраивались друг над другом два проема: один - в уровне нижних арок и порталов, другой - в уровне арок над хорами. В этом проявляется отголосок древнего устройства хор и в боковых апсидах (св. Ирина, Дере-Агзы). В Успенском соборе два проема размещены до уровня хор и в уровне хор появляется третий, из-за подобной многосоставности масштаб здания становится еще ощутимее.

В целом интерьер храма отличался особенной пространственностью. Отсутствие сложности, характерной для пятинефных соборов, привело к цельности и ясности грандиозной структуры. Концепция осеняющего и охватывающего крестово-купольного завершения оказалась здесь выявленной с еще не существовавшей на Руси отчетливостью. В этом, как и в развитии строительной техники, сказываются продолжающиеся и укрепляющиеся связи Киева и Константинополя, о чем справедливо пишет Ю. С. Асеев (Асеев Ю. С. Указ. соч., с. 76, см. также: Раппопорт П. А. О роли византийского влияния в развитии древнерусской архитектуры.- ВВ, 1984, 45, с. 186 — 188. ). Уцелевшие фрагменты собора и сейчас своим величием вызывают ассоциации с монументальными сооружениями той традиции, которая берет свое начало в архитектуре античного Рима. Еще раз подчеркнем, что среди памятников византийского художественного круга XI в. русские соборы занимают не периферийное, подражательное место, а представляют собой явление, поразительное по масштабу, по быстроте формирования творческой самостоятельности основных композиционных решений и по художественному качеству своих созданий.

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции

Новый Успенский собор Печерской лавры. Киев 1996 — 2000.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх